Рабочая программа учебной дисциплины Гражданский процесс

Направление подготовки 400301 «Юриспруденция»

Профиль (специализация) — гражданско-правовой

Форма обучения очная

Срок освоения ООП по форме обучения 4 года

Форма обучения очная на базе среднего профессионального образования

Срок освоения ООП по форме обучения 3 года

Квалификация выпускника «бакалавр»

Город Ростов-на-Дону, 2014 год

Составитель: Самсонов Н.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процессуального права Ростовского филиала ФГБОУВПО Российская академия правосудия

_______________ «__» ________ 201__г.

Рецензент: 1 Кузьменко Ю.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процессуального права Ростовского филиала ФГБОУВПО Российская академия правосудия

________________ «__» _______ 201__г.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 400301 «Юриспруденция»

Программа обсуждена на заседании кафедры протокол № ___ «__» ________ 201__г.

Зав. кафедрой _________________________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

_______________ «__» ________ 201__г.

Рабочая программа одобрена учебно-методическим Советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 20___г.

© Российская академия правосудия, год 2014

© Самсонов Н.В., 2014

Оглавление

освоение студентами теоретических основ гражданского процессуального права, основных принципов и норм гражданского процесса в судах общей юрисдикции; 27

приобретение практических навыков применения гражданского процессуального законодательства, что создает основу для соотношения знания законов с конкретной сферой своей будущей юридической деятельности (нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной). 27

формирование у студентов специальных знаний по вопросам о способах судебной защиты гражданских прав, видах и стадиях гражданского процесса, о понятии, элементах и видах исков, выработка навыков работы с источниками гражданского процесса, применения норм процессуального права в практической деятельности, составления основных процессуальных документов, а также распоряжения исковыми средствами защиты прав и интересов. 27

создание умения грамотно составлять процессуальные документы (исковые заявления, возражения на иск, ходатайства, проекты судебных постановлений и др.), предполагающее глубокое знание материального и процессуального права, умение логически мыслить, правильно оценивать фактическую и правовую стороны конкретной ситуации, хорошее владение правилами письменной речи. 27

2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) 27

дисциплины, тема 46

дисциплины, тема 49

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) Гражданский процесс

Рабочая программа Гражданский процесс для спо

Выбранный для просмотра документ Рабочая программа Гражданско-Процессуальное право МОЯ 2017.doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПОДМОСКОВНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ЭНЕРГИЯ

Заместитель директора по УР

Подмосковного колледжа «Энергия»

Заместитель директора — руководитель

Рабочая программа учебной дисциплины

основной профессиональной образовательной программы

среднего профессионального образования

по специальности среднего профессионального образования

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Форма обучения очная

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, базовой подготовки, в рамках изучения общепрофессионального цикла дисциплин, с присвоением квалификации «юрист».

Программа рассмотрена на заседании цикловой (предметной) комиссии

«Профессиональных дисциплин и общепрофессиональных дисциплин»

Протокол заседания № 1 от «29» августа 2017 г.

Председатель предметной цикловой комиссии

__________________________Т. И. Кузьмина

Щеглова Т.Ю., преподаватель экономических дисциплин ГАПОУ МО

«ПК «Энергия» _________________

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении одноименных дисциплин в ОПОП родственных профессий и специальностей.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели освоения дисциплины (модуля):

овладение принципами, понятиями и категориями науки гражданский процесс, обоснованными теоретически и характерными для гражданско-процессуальных институтов современных демократических государств; формирование основ профессионального юридического мировоззрения.

смысл и содержание основных правовых понятий в терминологии гражданского процесса;

— ориентироваться в Гражданско-процессуальном кодексе РФ, знать его сущность и структуру;

— изучить систему, порядок формирования и компетенцию органов судебной власти (суды общей юрисдикции, арбитражные суды);

— знать общую характеристику гражданского процесса в РФ, а также различать его основные стадии;

-получить базовые представления о сущности и содержании прав человека в гражданском процессе, его обязанностях и способах их реализации .

2) познавательный компонент:

— свободно оперировать соответствующим понятийным аппаратом;

— анализировать судебную практику в области гражданского судопроизводства;

— составлять необходимые документы для работы в суде: исковые заявления, жалобы, проекты судебных решений;

3) практический компонент:

— иметь навыки по применению в практической деятельности методов научного познания;

— уметь работать с нормативным, правовым материалом, научной, учебной литературой;

— правильно классифицировать факты и обстоятельства;

— иметь навыки реализации норм материального и процессуального права;

— владеть навыками анализа различных правовых явлений;

— удостоверять правильность составления процессуальных документов;

— разрешать спорные вопросы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 165 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;

самостоятельной работы обучающегося 55 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Систематическая проработка конспектов занятий и учебной литературы.

Самостоятельное изучение нормативных документов

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Гражданское процессуальное право: понятие, предмет, метод, принципы, источники.

Содержание учебного материала

Понятие гражданского процессуального права.

Предмет, метод, принципы и источники гражданского процессуального права.

Способы и формы защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Понятие гражданского судопроизводства (процесса) и его задачи. Виды гражданского судопроизводства.

Стадии гражданского процесса. Их сущность, основные признаки. Виды судебных постановлений.

Рабочая программа по учебной дисциплине «Гражданский процесс»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации и профессиональная переподготовка на базе среднего профессионального образования по основным образовательным программам колледжа).

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

___ Гражданский процесс ________________________

для групп _ 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» _______

на базе ___ основного общего образования ______________________________

гражданско-правовой профиль (гуманитарный профиль)

Срок обучения – _ 2г. 10мес. _.

Количество часов — _ 142 _

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации и профессиональная переподготовка на базе среднего профессионального образования по основным образовательным программам колледжа).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

применять на практике нормы гражданско-процессуального права;

составлять различные виды гражданско-процессуальных документов;

составлять и оформлять претензионно-исковую документацию;

применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации;

порядок судебного разбирательства, обжалования, опротестования, исполнения и пересмотра решения суда;

формы защиты прав граждан и юридических лиц;

виды и порядок гражданского судопроизводства;

основные стадии гражданского процесса.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Промежуточная в форме зачета

Итоговая в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины __________ Гражданский процесс __________

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Тема 1.1. Введение. Общие положения о гражданском процессе и гражданском судопроизводстве

Содержание учебного материала

Введение в дисциплину. Гражданское процессуальное право как отрасль права. Принципы гражданского процесса

Гражданское судопроизводство. Понятие, задачи, стадии гражданского процесса.

Подведомственность и подсудность гражданских дел

Субъекты гражданского процесса.

Формы участия прокурора в гражданском процессе

Доказательства по делу.

Судебное доказывание. Средства доказывания.

Судебные расходы: понятие, состав.

Распределение судебных расходов. Судебные штрафы

Определение размера государственной пошлины

Понятие и сущность иска.

Право на иск и право предъявления иска.

Изменение юридической судьбы иска.

Защита интересов ответчика.

1. Решение задач по теме: «Подведомственность и подсудность гражданских дел»

2. Решение задач по теме: «Субъекты гражданского процесса»

3. Определение размера государственной пошлины

4. Решение задач по теме: «Процессуальные сроки»

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление опорного конспекта «Действие норм гражданского процессуального права во времени, в пространстве, по кругу лиц»

2. Написание реферата по теме: «Процессуально-правовое положение в гражданском процессе лиц, оказывающих содействие в осуществлении правосудия (свидетели, эксперты, специалисты)».

3. Составление перечня документов, подтверждающих правомочия представителя при осуществлении различных видов представительств.

4. Составление сравнительной таблицы – Правила окончания процессуальных сроков

5. Составление опорного конспекта – размеры судебных штрафов, порядок наложения, сложения, уменьшения размеров судебных штрафов

6. Составление перечня средств доказывания и краткой характеристики по каждому виду

7. Составление опорного конспекта «Основания и порядок реализации права на отказ от иска.

8. Подготовить реферат на тему: «Законное представительство в суде.

9. Работа с НПА РФ по вопросам, касающимся уплаты государственной пошлины.

Тема 1.2. Производство в суде 1 инстанции

Содержание учебного материала

Возбуждение гражданского дела.

Подготовка дела к судебному разбирательству

Судебное разбирательство: понятие, общая характеристика.

Подготовительная часть судебного заседания

Рассмотрение дела по существу

Объявление решения суда

Составление протокола судебного заседания

Окончание производства по делу без вынесения решения.

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Постановление суда первой инстанции

5. Составление исковых заявлений

6. Составление протокола судебного заседания

7. Решение задач по теме: «Особое производство»

Самостоятельная работа обучающихся

10. Составление определения о подготовке к рассмотрению гражданского дела, составление судебной повестки.

11. Составление сравнительной таблицы – основания отложения, приостановления, прекращения производства по делу, оставления заявления без рассмотрения.

12. Составление заявления ответчика об отмене заочного решения

13. Составление сравнительной таблицы – различия между исковым и приказным производством.

14. Составление опорного конспекта – производство по делам об оспаривании решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

15. Написание реферата на тему: «Виды дел особого производства».

Тема 1.3. Производство в суде 2 инстанции

Содержание учебного материала

Апелляционное производство. Правила подачи апелляционной жалобы.

Кассационное производство. Правила подачи кассационной жалобы.

Оставление жалобы без движения, возвращения жалобы.

8. Составление апелляционной жалобы.

9. Составление кассационной жалобы

Самостоятельная работа обучающихся

16. Составление опорной схемы – этапы рассмотрения дела в суде апелляционной и кассационной инстанции

17. Работа с ГПР РФ по вопросам обжалования судебных решений.

18. Описать действия мирового судьи после получения апелляционной жалобы.

19. Составить сравнительную таблицу «Правила подачи апелляции и кассации».

20. Составление опорного конспекта на тему «Виды норм гражданского процессуального права»

21. Работа с ГК РФ

Тема 1.4. Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу

Содержание учебного материала

Пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу в порядке надзора.

Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам

Самостоятельная работа обучающихся

22. Составление опорного конспекта «Полномочия суда надзорной инстанции»

23. Подготовить реферат на тему: «Виды судов, выступающих в качестве надзорной инстанции»

Тема 1.5. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов

Содержание учебного материала

Производство по делам в третейском суде.

Тема 1.6. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов

Содержание учебного материала

Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.

Итоговая аттестация в форме экзамена

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Гражданского права, семейного права и гражданского процесса».

Оборудование учебного кабинета:

  1. Рабочие места обучающихся.
  2. Рабочее место преподавателя.
  3. Магнитная доска.
  4. УМК по дисциплине «Гражданский процесс».

Технические средства обучения:

1. Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением и информационными справочно-правовыми системами.

2. Периферийные устройства: мультимедийный проектор, принтеры, внешние накопители на магнитных и оптических дисках.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ.

Учебник «Гражданский процесс» под ред. Лебедева М.Ю., М., Юрайт, 2013.

Учебник «Гражданское процессуальное право России» под ред. Шакарян М.С., М., 2012.

Учебное пособие «Гражданский процесс» под ред. Шевчук Д.А., М., Феникс, 2014.

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 21 июня 1999 г. № 1-ФКЗ.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ.

Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ.

Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ.

Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. № 3132-1.

Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» от 2 декабря 2003 г. № 51.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации законодательства, регулирующего рассмотрение дел в кассационной инстанции» от 24 июня 2008 № 12.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» от 24 июня 2008 г. № 11.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» от 27 декабря 2007 г. № 52.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» от 20 июня 2006 № 8.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 г. № 5.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» от 28 апреля 2000 г. № 4.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» от 5 ноября 1998 г. № 15.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29 сентября 1994 г. № 7.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994 г. № 10.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений, демонстрируемых обучающимися.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий (самостоятельная работа).

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Гражданский процесс

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»

Колледж сервиса и дизайна

Колледжа сервиса и дизайна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08 Гражданский процесс

программы подготовки специалистов среднего звена

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Цикловой методической комиссией

Составитель: , преподаватель КСД

Техническая экспертиза: – председатель ЦМК юридических дисциплин КСД ВГУЭС

Содержательная экспертиза: – председатель ЦМК юридических дисциплин КСД ВГУЭС

Содержательная экспертиза: – генеральный директор юридического бюро «Фемиди»

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 г. N 508.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формиро­ванию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессио­нального образования, утвержденными , директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образо­вания Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.01Право и организация социального обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

1.1 Область применения программы

1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

1.3 Цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

2 Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Административное право

3 Условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

3.2. Информационное обеспечение обучения

4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) Гражданский процесс — является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, разрабо­танной в соответствии с ФГОС СПО.

Рабочая программа составляется для очной и заочной формы обучения

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образователь­ной программы: дисциплина Гражданский процесс входит в Профессиональный цикл в Общепрофессиональные дисциплины

1.3. Цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения дисцип­лины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

· применять на практике нормы гражданско-процессуального права;

· составлять различные виды гражданско-процессуальных документов;

· составлять и оформлять претензионно-исковую документацию;

· применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

· Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации;

· порядок судебного разбирательства, порядок судебного разбирательства, пересмотра решения суда;

· формы защиты прав граждан и юридических лиц;

· виды и порядок гражданского судопроизводства;

· основные стадии гражданского процесса.

Вариативная часть – не предусмотрено

Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и овладению профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;

ПК 1.2 Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;

ПК 1.4 Осуществлять установленные (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии;

ПК 2.3 Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компе­тенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 143 часа, в том числе:

— обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 97часов;

— самостоятельной работы студента 46 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Кафедра гражданского права и процесса РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Гражданский процесс

Транскрипт

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Кафедра гражданского права и процесса УТВЕРЖДАЮ Заместитель первого проректора по учебной работе Н.И.Дундин 2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Гражданский процесс (код и наименование дисциплины по учебному плану) по направлению подготовки Юриспруденция (код и наименование направления подготовки по ФГОС) квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Архангельск 2011

2 1. Цели освоения дисциплины. Цели освоения дисциплины (модуля) Гражданский процесс: изучение основ гражданского судопроизводства и судебной защиты прав граждан и организаций. Задачи, вытекающие из данной цели: передать необходимые теоретические знания; обучить применению гражданско- процессуальных норм на практике; способствовать развитию юридического мышления студентов; сформировать основные компетенции студентов в изучаемой сфере. 2. Место дисциплины (модуля) Гражданский процесс в структуре ООП бакалавриата Б. 3. Профессиональный цикл. Базовая (обязательная) часть. Для изучения дисциплины Гражданский процесс необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе, а также дисциплин профессионального цикла 1, 2 курса. Изучение курса потребует от студентов глубоких знаний теории государства и права, а также умения ориентироваться в других отраслях правагражданском, семейном, трудовом и иных, поскольку участие в гражданском процессе невозможно без применения материального права. Ошибки в применении материального права могут повлечь неправильные процессуальные действия, например, при определении предмета доказывания по делу, собирании и оценке доказательств, подготовке жалоб на вынесенные судебные акты и т.п. Приобретенные в ходе изучения дисциплины (модуля) Гражданский процесс теоретические знания должны быть закреплены при прохождении студентами учебной и производственной практики. 3. Краткое содержание дисциплины (модуля) Гражданский процесс (основные разделы и темы): предмет, метод и принципы гражданского процессуального права; гражданские процессуальные правоотношения и их субъекты; представительство в суде; процессуальные сроки; подведомственность и подсудность гражданских дел; судебные расходы и штрафы; судебное доказывание и доказательства; исковое производство и общее учение об иске; производство по делам из публичных правоотношений; особое производство; производство в суде апелляционной и кассационной инстанции; производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений; производство, связанное с исполнением судебных постановлений; основы арбитражного процесса; несудебные формы защиты гражданских прав. 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Гражданский Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

3 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4). стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК- 12). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК- 3); способен принимать решение и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способен реализовывать нормы гражданского процесса в профессиональной деятельности (ПК-5); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства в соответствии с действующим законодательством (ПК-6); владеет навыками подготовки процессуальных документов (ПК-7); способен толковать гражданско- процессуальные нормы (ПК-15); способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации по применению норм гражданского процесса (ПК-16). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: предмет, метод и принципы гражданского процессуального права; структуру и основания возникновения гражданских процессуальных правоотношений; правила участия предствавителя в гражданском процессе; правила исчисления и применения процессуальных сроков; правила определения подведомственности и подсудности гражданских дел; порядок распределения судебных расходов; правила судебного доказывания порядок производства в судах всех инстанций; правила исполнительного производства. Уметь: составлять заявления, ходатайства и жалобы; самостоятельно участвовать в судебных заседаниях и на стадии исполнительного производства;

4 Владеть: юридической терминологией; навыками анализа действующего гражданского процессуального законодательства; навыками анализа судебной практики. 5. Структура и содержание дисциплины (модуля) Гражданский Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единицы, 252 часа п/п Раздел дисциплины Трудоемкость по видам Формы текущего учебной работы (в часах) контроля и промежуточной ЛК ПЗ ЛР Самостоятельная аттестации работа студентов 1 Предмет, система, метод науки гражданского процессуального права. 2 Принципы гражданского процессуального права опрос опрос 3 Подведомственность гражданских дел Решение задач 4 Подведомственность дел третейским опрос судам 5 Функции нотариата в гражданском процессе опрос 6 Подсудность гражданских дел Решение задач 7 Гражданские процессуальные опрос правоотношения 8 Стороны в гражданском процессе опрос 9 Третьи лица в гражданском процессе опрос опрос 10 Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, отдельных граждан, защищающих нарушенные и оспариваемые права и законные интересы других лиц 11 Участие прокурора в гражданском процессе 12 Представительство в гражданском процессе опрос опрос 13 Процессуальные сроки опрос 14 Судебные расходы и штрафы Решение задач 15 Доказывание и доказательства в опрос гражданском процессе 16 Приказное производство опрос 17 Иск в гражданском процессе. Обеспечительные меры. 18 Возбуждение гражданского дела в суде. Подготовка дел к судебному разбирательству Контр. работасоставление опрос зачет

5 19 Судебное разбирательство Деловая игра 20 Постановления суда первой инстанции опрос Контр. работасоставление 21 Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок 22 Производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений Контр. работасоставление 23 Особое производство Контр. работасоставление 24 Апелляционное производство Контр. работасоставление 25 Кассационное производство Контр. работасоставление 26 Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора 27 Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам Контр. работасоставление Контр. работасоставление 28 Исполнительное производство опрос 29 Производство по делам с участием опрос иностранных лиц 30 Основы знаний об арбитражном процессе опрос Итог: экзамен 6. Образовательные технологии. Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах составляет 30 часов (что составляет 24% от аудиторных занятий). Реализация компетенций достигается путем обсуждения со студентами на практических занятиях проблемных задач, задач-казусов, приближая их формулировки к таким ситуациям, с которыми студенты столкнутся на практике. 7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения. Самостоятельная работа студентов состоит из прорешивания задач по всем темам курса. Кроме того, самостоятельная работа студента заключается в анализе опубликованной судебной практики, знакомством с реальными судебными делами, посещении судебных заседаний в качестве слушателей.

6 Задания для самостоятельной работы студентов предлагаются преподавателем, а также содержатся на кафедре гражданского и предпринимательского права. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины содержатся там же. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Гражданский а) основная литература: 1. Гражданский процесс: учебник. /Под ред. В. В. Яркова. М., Волтерс Клувер, Приходько И. А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы. Издательство юридического факультета Санкт- Петербургского государственного университета, 2005 б) дополнительная литература: 1.Адвокат: навыки профессионального мастерства. /под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой. Волтерс Клувер, Воронов А. Ф. Гражданский процесс: эволюция диспозитивности. М., Статут, Комментарий к ГПК РФ. /Под ред. В. М. Жуйкова, М. К. Треушникова. М., Издательский дом «Городец», Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (исковое производство). / Под ред. И. К. Пискарева. М., Издательский дом «Городец», Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. /Под ред. И. В. Решетниковой. М., Норма, 2005 в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: справочно- правовые системы «Консультант- Плюс», «Гарант» Интернет: сайты судов общей юрисдикции; сайт ГАС «Правосудие» юридические форумы и другие. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Гражданский процесс: специализированная аудитория и зал для проведения лекционных и практических занятий; мультимедиа оборудование; видеоматериалы; библиотека с техническими возможностями перевода основных библиотечных фондов в электронную форму и необходимыми условиями их хранения и использования. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению: Юриспруденция профилю подготовки —

7 Автор Ромашко Елена Александровна

8 Приложение к рабочей программе по дисциплине «Гражданский процесс», квалификация выпускника «бакалавр». Виды учебной деятельности Количество часов Максимальное количество баллов Примечание Лекции За посещение, без учета Практические занятия работы Рубежный контроль 12 При условии правильного первый 4 ответа второй 4 третий 4 зачет экзамен 30 Допуск к зачету: баллов «отлично» «хорошо» «удовлетворительно» Итоговая оценка «отлично» «хорошо» «удовлетворительно» Выставляется по сумме оценки за экзамен и баллов, полученных в течение года Применение БРС по дисциплине «Гражданский процесс», квалификация выпускника «бакалавр». Посещение лекций: 0,5 балла за 2 полных академических часа аудиторных занятий. Посещение практических занятий: 1 балл за 2 полных академических часа аудиторных занятий. Работа на практических занятиях: подготовка обзора судебной практики по проблеме ГПП- 4 балла; решение задачи (правильное)- 2 балла; ответ на теоретический вопрос- 1 балл; дополнение по вопросу/задаче- 0,5 балла; правильное выполнение проверочной работы по заданию преподавателя в домашних условиях- 1 балл; правильное выполнение проверочной работы по заданию преподавателя на практическом занятии- 1 балл; участие в выполнении коллективного задания- 1 балл каждому участнику. Рубежный контроль (максимальная оценка- 4 балла): 3. первый: проверочная работа по теме «Подведомственность и подсудность гражданских дел»; 4. второй: проверочная работа по теме «Судебные расходы»; 5. третий: составление процессуального документа. Зав. кафедрой гражданского права и процесса С.А.Тальчиков