Хозяйственные партнерства в России

Недавно в России были приняты два новых закона[1], вводящих две совершенно новых формы хозяйствующих субъектов – инвестиционные товарищества и хозяйственные партнерства.

Как указано в пояснительных документах, оба законопроекта созданы с намерением создать правовые инструменты для развития инновационной (в том числе венчурной) деятельности в России.

Закон «Об инвестиционном товариществе» вступил в силу с 1 января 2012 года. Закон «О хозяйственных партнерствах» (далее – Закон) вводится в действие с 1 июля 2012 года.

В этой статье мы рассмотрим правовые особенности хозяйственных партнерств.

Хозяйственное партнерство (далее — партнерство) является совершенно новой для России формой юридического лица. Оно определяется законом как созданная двумя или более лицами коммерческая организация, управляемая участниками партнерства и/или иными лицами.

По мысли законодателя, решившего добавить этот новый правовой продукт к уже существующим разновидностям хозяйствующих субъектов (таким как ООО, ЗАО, ОАО и др.), хозяйственное партнерство в наибольшей степени отвечает потребностям инновационной и венчурной деятельности.

В этом смысле цели создания хозяйственных партнерств и инвестиционных товариществ идентичны: обе правовые конструкции задуманы как инструмент ведения инновационного и венчурного инвестирования в рамках коммерческой деятельности. Однако природа этих правовых конструкций различна: если хозяйственное партнерство представляет собой новую разновидность юридического лица, то инвестиционное товарищество – особую договорную форму.

Интересно, что изначально задумывавшееся как инструмент реализации инновационных проектов[2], хозяйственное партнерство, согласно закону, обладает полной правоспособностью (п. 3 ст. 2 Закона), за небольшими исключениями: оно не вправе эмитировать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги (п. 4 ст. 2 Закона), рекламировать свою деятельность (п. 5 ст. 2 Закона) и учреждать либо участвовать в других юридических лицах, кроме союзов и ассоциаций (п. 7 ст. 2 Закона). Столь широкий объем правомочий отличает хозяйственные партнерства от инвестиционных товариществ (которые вправе вести лишь инвестиционную деятельность) и приближает их к другим формам хозяйствующих субъектов, например к ООО. Таким образом, по объему правоспособности хозяйственное партнерство можно было бы условно поместить между инвестиционным товариществом, обладающим меньшим набором правомочий, и обществом с ограниченной ответственностью, объем правомочий которого несколько шире.

Количество участников партнерства ограничено – от двух до пятидесяти, партнерами могут быть граждане и организации. Если число участников партнерства уменьшится до одного, партнерство подлежит ликвидации, если превысит 50 – оно должно быть преобразовано в ОАО.

В инвестиционном товариществе число участников также ограничено пятьюдесятью, однако о преобразовании их в какие-либо другие формы при превышении числа участников закон не говорит. ООО также может иметь не более 50 участников, а в случае превышения их числа, как и хозяйственное партнерство, преобразовывается в ОАО. Кроме того, для ООО существует и альтернативный вариант — преобразоваться в производственный кооператив, что не предусмотрено для хозяйственных партнерств.

Ответственность участников хозяйственного партнерства ограничена суммами внесенных ими вкладов (п. 2 ст. 2 Закона). В этом смысле хозяйственные партнерства идентичны существующим формам хозяйственных обществ, в частности ООО. В инвестиционных товариществах регулирование ответственности участников существенно отличается: по сути, в них одновременно существует две различных формы ответственности: первая – неограниченная – по недоговорным и налоговым обязательствам, а также по договорным обязательствам, контрагентами по которым не являются субъекты предпринимательской деятельности; в остальных случаях действует ограниченная ответственность в пределах сумм вкладов. Таким образом, по форме ответственности хозяйственные партнерства более близки к ООО, чем к инвестиционным товариществам.

Свой вклад в складочный капитал хозяйственного партнерства обязан внести каждый участник (п. 1 ст. 10 Закона). При этом если участники ООО вносят не менее 50% вкладов до регистрации и 50% в течение года с момента регистрации ООО, то сроки оплаты складочного капитала хозяйственного партнерства устанавливаются соглашением об управлении партнерством и могут быть произвольными (пп. 1 ч. 2 ст. 5 Закона). Минимальный размер капитала партнерства закон не определяет; вклад в капитал может осуществляться деньгами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами (п. 4 ст. 10 Закона).

Партнерство обязано вести реестр участников, в котором указывается размер их долей и сведения о внесении вкладов в складочный капитал. Сведения о составе участников партнерства вносятся в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). При этом сведения о размерах и стоимости принадлежащих им долей в ЕГРЮЛ не вносятся.

Важно, что в реестр включаются лишь сведения об участниках партнерства, но не об участниках соглашения об управлении. Таким образом, участники соглашения об управлении, не являющиеся одновременно участниками партнерства, остаются невидимы для третьих лиц. Они могут иметь влияние на деятельность хозяйственного партнерства и участвовать в хозяйственном обороте в режиме анонимности. На возможность злоупотреблений со стороны таких лиц и возникающие при этом риски для кредиторов указывалось в заключении Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 24.06.2011 N 147 «О проектах Федеральных законов N 557159-5 «О хозяйственных партнерствах» и N 557168-5 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах».

Органом управления, без которого невозможно существование и нормальное функционирование партнерства, является единоличный исполнительный орган (генеральный директор/президент). Он избирается из числа участников партнерства — физических лиц единогласным решением всех участников партнерства на срок, установленный в уставе. Если такой срок не будет указан, то он считается равным сроку деятельности партнерства.

Основные положения, регулирующие деятельность хозяйственного партнерства, закрепляются в его уставе и в соглашении об управлении партнерством. При этом учредительным документом согласно ч. 1 ст. 9 Закона может считаться только устав партнерства.

Устав партнерства содержит сведения о наименовании, целях и видах деятельности партнерства, о его местонахождении, размере и составе складочного капитала, о порядке избрания и деятельности исполнительного органа. Кроме того, в уставе указываются сведения о соглашении об управлении партнерством и о нотариусе, у которого такое соглашение удостоверяется и хранится.

Возможность заключения гибкого и всеобъемлющего соглашения между участниками является, пожалуй, основной отличительной особенностью хозяйственных партнерств. Согласно п. 1 ст. 6 Закона, соглашение об управлении партнерством может регулировать любые вопросы управления партнерством, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства (за исключением вопросов, содержащихся в уставе). Интересно, что соглашение об управлении партнерством может регулировать права и обязанности не только участников партнерства, но и иных лиц, не являющихся участниками партнерства. Хозяйственное партнерство может быть стороной в соглашении об управлении этим же партнерством (п. 2 ст. 6 Закона), что также нехарактерно для российских договорных и корпоративных правовых конструкций.

Соглашение об управлении может регулировать чрезвычайно широкий круг вопросов, в нем предполагается практически полная свобода волеизъявления сторон. В частности, такое соглашение позволяет:

  • установить различный объем прав и обязанностей участников партнерства, в том числе распределить объем управленческих полномочий вне связи с объемом вкладов в складочный капитал;
  • определить произвольный механизм распределения прибыли и расходов между участниками и иными лицами;
  • ограничить право на свободное отчуждение доли в складочном капитале, в том числе случаи однократного или неоднократного применения либо неприменения права преимущественной покупки;
  • определить различный порядок и условия приема новых участников и выхода старых, в том числе в связи с наступлением или ненаступлением определенных событий;
  • установить приоритет прав одних участников перед другими, а также определить любые иные условия, отвечающие специфике конкретного бизнес-проекта.

П. 9 ст. 6 Закона устанавливает гарантии защиты интересов участников соглашения:

  • право требовать понуждения к исполнению соглашения нарушившей стороной в судебном или в ином порядке, предусмотренном соглашением об управлении партнерством;
  • нарушение условий соглашения может являться основанием для признания недействительными в судебном порядке решений органов управления партнерства в случаях, предусмотренных таким соглашением;
  • нарушение условий соглашения может являться основанием для признания судом по иску стороны соглашения об управлении партнерством недействительными сделок, совершенных партнерством или стороной соглашения об управлении партнерством в нарушение такого соглашения, если будет доказано, что другая сторона по договору знала или должна была знать об ограничениях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством.

Соглашение об управлении партнерством может предусматривать способы обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из такого соглашения, и меры гражданско-правовой ответственности, в том числе возмещение причиненных нарушением такого соглашения убытков, взыскание неустойки (штрафа, пеней), выплату компенсации или применение иных мер ответственности.

Соглашение об управлении подписывается всеми участниками партнерства и иными лицами, если таковые участвуют в соглашении, нотариально удостоверяется и сдается на хранение нотариусу. Государственной регистрации оно не подлежит, содержащиеся в нем сведения не вносятся в ЕГРЮЛ.

Соглашение об управлении партнерством разглашается в строго установленном порядке: с согласия единоличного исполнительного органа, засвидетельствованного у нотариуса (п. 5 ст. 6 и п. 2 ст. 19 Закона).

Как видно, соглашение об управлении, содержащее основную часть информации о партнерстве, является закрытым документом и не подлежит разглашению третьим лицам без санкции руководства партнерства. Впрочем, для третьих лиц в законе предусмотрены некие гарантии защиты от злоупотреблений со стороны участников соглашения об управлении: п. 4 ст. 6 Закона лишает их права ссылаться на положения соглашения об управлении в отношениях с третьими лицами, за исключением случаев, если они докажут, что третье лицо в момент совершения сделки знало или должно было знать о содержании этого соглашения.

В связи с принятием Закона вносится поправка в Гражданский кодекс РФ (к перечню существующих форм юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, добавляется «хозяйственное партнерство» — п. 2 ст. 50 ГК). Других изменений в законодательство (в частности – в налоговое) на сегодняшний день не предусмотрено. Предположительно, поправки к налоговому кодексу будут внесены позднее. Сейчас можно лишь предполагать, что, являясь коммерческой организацией, партнерство будет в налоговом смысле аналогично другим коммерческим организациям, действующим в России, т.е. облагаться налогами в «непрозрачном» режиме (являться самостоятельным налогоплательщиком, в т.ч. по налогу на прибыль).

Хозяйственное партнерство – новый вид коммерческой организации; оно включает от двух до пятидесяти участников и управляется участниками партнерства и/или иными лицами.

В целом, хозяйственное партнерство сходно с обществом с ограниченной ответственностью по многим характеристикам, однако обладает большей гибкостью в регулировании договорных отношений между участниками и содержит меньше императивных предписаний.

Основной отличительной чертой хозяйственного партнерства является возможность заключения между участниками соглашения об управлении, по сути заменяющего акционерное соглашение для данной категории юридических лиц. В настоящее времени вопрос правового регулирования акционерных соглашений в России разработан весьма слабо, что является одной из причин ухода российского бизнеса в иностранные юрисдикции и распространения практики подчинения российских акционерных соглашений иностранному (чаще всего английскому) праву. Возможно, закон о хозяйственных партнерствах создавался с прицелом на разрешение этой проблемы, по крайней мере в сфере инновационной деятельности.

Впрочем, возможность подчинения соглашения об управлении хозяйственным партнерством иностранному праву законом не исключается. Можно предположить, что российский бизнес и действуя в форме хозяйственных партнерств продолжит отдавать предпочтение английскому праву, более развитому и гибкому в сравнении с российским.

Еще одной отличительной чертой хозяйственных партнерств является непрозрачность корпоративной структуры. Так, соглашение об управлении партнерством, регулирующее значительную часть вопросов, связанных с деятельностью партнерства, не подлежит опубликованию. Ознакомиться с его содержанием третьи лица могут только при наличии нотариально удостоверенного согласия единоличного исполнительного органа (п. 2 ст. 19 Закона).

В управлении партнерством могут активно участвовать лица, не являющиеся его участниками, не внесенные в реестр и, соответственно, невидимые для кредиторов. Эти лица обладают широчайшим набором прав: они могут приобретать доли участников партнерства (ст. 12 Закона), погашать обязательства партнерства, а затем при его ликвидации приобретать преимущественное право на получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие партнерству (п. 4 ст. 3 Закона). Учитывая, что такие права будут, по-видимому, основным, что будут вкладывать в партнерства научные учреждения, существует риск использования хозяйственных партнерств для перевода интеллектуальной собственности на невидимых кредиторам участников соглашения об управлении.

Следует отметить, что хозяйственные партнерства обладают рядом прогрессивных черт. В частности, они позволяют устанавливать любой удобный для участников порядок внесения вкладов в складочный капитал, в частности, путем поэтапного внесения (commitments).

Соглашение об управлении партнерством позволяет включать положения о порядке разрешения споров между участниками (в том числе при возникновении тупиковых ситуаций, когда голоса участников разделяются поровну (deadlock)).

Также интересным нововведением является возможность предусмотреть в соглашении об управлении партнерством возможность понуждения нарушившего лица к исполнению своих обязательств в натуре наряду с применением других мер гражданско-правовой ответственности. Соглашения акционеров АО или участников ООО не предусматривают такого способа защиты интересов участников.

Налоговое регулирование хозяйственных партнерств пока не определено законодательно; предположительно, они будут облагаться налогами аналогично существующим коммерческим организациям.

Материал подготовлен компанией Roche & Duffay
тел. (495) 790-2660; 926-2990

[1] Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» и Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах».

[2] См. Экспертное заключение от 27 июня 2011 г. на проекты федеральных законов № 557159-5 «О хозяйственных партнерствах» и № 557168-5 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах», п. 5.

Проект федерального закона № 557168-5 “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах»

Вносится Правительством Российской Федерации

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301) следующие изменения:

1) абзац второй пункта 2 статьи 48 изложить в следующей редакции:

«К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества, партнерства и общества, производственные и потребительские кооперативы.»;

2) пункт 2 статьи 50 изложить в следующей редакции:

«2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, партнерств и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.»;

3) статью 60 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Особенности реорганизации хозяйственных партнерств, включая порядок уведомления кредиторов реорганизуемых хозяйственных партнерств, а также порядок предъявления кредиторами требований о досрочном исполнении или прекращении соответствующих обязательств и возмещении убытков определяются законом о хозяйственных партнерствах. При этом положения пунктов 1 — 5 настоящей статьи к хозяйственным партнерствам не применяются.»;

4) главу 4 дополнить параграфом 2.1 следующего содержания:

«§ 2.1. Хозяйственные партнерства

Статья 106.1. Основные положения о хозяйственном партнерстве

1. Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники хозяйственного партнерства (партнеры), а также иные лица в пределах и объеме, которые предусмотрены в уставе хозяйственного партнерства и соглашении об управлении хозяйственным партнерством.

2. Правительством Российской Федерации утверждается перечень видов деятельности, которые не могут осуществлять юридические лица, созданные в организационно-правовой форме хозяйственных партнерств.

3. Партнеры не отвечают по обязательствам хозяйственного партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью хозяйственного партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

4. Хозяйственные партнерства не могут быть учредителями (участниками) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.

5. Фирменное наименование хозяйственного партнерства должно содержать его наименование и слова «хозяйственное партнерство».

6. Правовое положение хозяйственных партнерств, права и обязанности партнеров определяются настоящим Кодексом и законом о хозяйственных партнерствах.

7. К хозяйственным партнерствам в части, не урегулированной настоящим Кодексом, уставом и соглашением об управлении хозяйственным партнерством, применяются правила настоящего Кодекса о хозяйственных обществах.

Статья 106.2. Участники хозяйственного партнерства

1. Участниками хозяйственного партнерства (партнерами) могут быть граждане и юридические лица.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в хозяйственных партнерствах.

2. Хозяйственное партнерство не может быть учреждено одним лицом, не может впоследствии стать партнерством с одним участником. Если число участников хозяйственного партнерства уменьшится до одного, хозяйственное партнерство подлежит ликвидации в соответствии с законом о хозяйственных партнерствах.

3. Число участников хозяйственного партнерства не должно превышать пятидесяти. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до указанного количества.

4. Каждый участник хозяйственного партнерства вправе знакомиться со всей документацией хозяйственного партнерства. Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению об управлении хозяйственным партнерством, ничтожны. Иные права и обязанности участников хозяйственного партнерства определяются настоящим Кодексом, законом о хозяйственных партнерствах, уставом и соглашением об управлении хозяйственным партнерством.

Статья 106.3. Учреждение хозяйственного партнерства и его учредительный документ

1. Учреждение хозяйственного партнерства осуществляется по решению его учредителей. Создание хозяйственного партнерства путем реорганизации существующего юридического лица не допускается. Решения об учреждении хозяйственного партнерства и о заключении соглашения об управлении хозяйственным партнерством принимаются собранием учредителей хозяйственного партнерства.

2. Решения об учреждении хозяйственного партнерства и о заключении соглашения об управлении хозяйственным партнерством принимаются учредителями хозяйственного партнерства единогласно.

3. Учредительным документом хозяйственного партнерства является его устав. Устав подписывается всеми учредителями хозяйственного партнерства.

4. Устав хозяйственного партнерства помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, должен содержать сведения о видах деятельности, осуществляемых хозяйственным партнерством, о размере и составе складочного капитала хозяйственного партнерства, о порядке хранения документов хозяйственного партнерства, а также номер лицензии и сведения о месте нахождения нотариуса по месту нахождения хозяйственного партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении хозяйственным партнерством, а также иные сведения, предусмотренные законом о хозяйственных партнерствах и решением учредителей об учреждении хозяйственного партнерства.

Статья 106.4. Складочный капитал хозяйственного партнерства

1. Каждый участник хозяйственного партнерства обязан внести вклад в складочный капитал. Не допускается освобождение участника хозяйственного партнерства от обязанности внесения вклада в складочный капитал хозяйственного партнерства.

2. Вклад в складочный капитал хозяйственного партнерства может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами.

Вкладом в складочный капитал хозяйственного партнерства не могут выступать ценные бумаги, за исключением облигаций хозяйственных обществ, определяемых уполномоченным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков.

3. Правительством Российской Федерации может быть установлен норматив достаточности собственных средств хозяйственных партнерств, осуществляющих деятельность в определенной сфере.

4. Прибыль и убытки хозяйственного партнерства распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале один раз в год, если иное не предусмотрено законом о хозяйственных партнерствах и соглашением об управлении хозяйственным партнерством. Не допускается соглашение о полном устранении кого-либо из партнеров от участия в прибыли или в убытках хозяйственного партнерства.

Прибыль хозяйственного партнерства может направляться на увеличение размера складочного капитала хозяйственного партнерства.

Статья 106.5. Управление в хозяйственном партнерстве

1. Управление деятельностью хозяйственного партнерства осуществляется его участниками пропорционально принадлежащим им долям в складочном капитале хозяйственного партнерства, если иное не предусмотрено законом о хозяйственных партнерствах. Не допускается соглашение об устранении всех партнеров от участия в управлении деятельностью хозяйственного партнерства.

2. Система, структура, полномочия, порядок образования, деятельности и прекращения деятельности органов управления хозяйственным партнерством определяются соглашением об управлении хозяйственным партнерством с учетом положений закона о хозяйственных партнерствах.

3. В хозяйственном партнерстве образуется единоличный исполнительный орган хозяйственного партнерства, избираемый из числа его участников в порядке и на срок, которые определяются уставом хозяйственного партнерства. Если такие порядок и срок не предусмотрены уставом хозяйственного партнерства, единоличный исполнительный орган избирается единогласным решением всех участников хозяйственного партнерства на весь срок деятельности хозяйственного партнерства. Функционирование хозяйственного партнерства без назначенного в установленном порядке единоличного исполнительного органа не допускается. Сведения о единоличном исполнительном органе хозяйственного партнерства и о его изменении вносятся в единый государственный реестр юридических лиц. Иные органы хозяйственного партнерства, если их образование предусмотрено соглашением об управлении хозяйственным партнерством, не вправе действовать от имени хозяйственного партнерства в отношениях с третьими лицами.

Статья 106.6. Соглашение об управлении хозяйственным партнерством

1. Соглашение об управлении хозяйственным партнерством может содержать любые не противоречащие настоящему Кодексу, закону о хозяйственных партнерствах и иным законам условия по вопросам управления, деятельности, реорганизации и прекращения хозяйственного партнерства, за исключением случаев, когда в соответствии с законом такие положения должны содержаться в уставе хозяйственного партнерства.

2. Сторонами соглашения об управлении хозяйственным партнерством должны быть все участники хозяйственного партнерства, а также могут быть лица, не являющиеся участниками хозяйственного партнерства.

3. Соглашение об управлении хозяйственным партнерством заключается в письменной форме. Соглашение об управлении хозяйственным партнерством, а также любые изменения, вносимые в него, подлежат обязательному нотариальному удостоверению и хранению у нотариуса по месту нахождения хозяйственного партнерства и вступают в силу для участников соглашения об управлении хозяйственным партнерством и третьих лиц со дня такого удостоверения. Соглашение об управлении хозяйственным партнерством, а также любые изменения, вносимые в него, не подлежат государственной регистрации, а сведения о них и о содержащихся в них положениях не вносятся в единый государственный реестр юридических лиц.

4. Изменение условий соглашения об управлении хозяйственным партнерством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и законом о хозяйственных партнерствах, допускается по общему согласию сторон соглашения, а в случае, если такое согласие не достигнуто, — по решению суда.

По вопросам, связанным с изменением условий соглашения об управлении хозяйственным партнерством, в том числе при внесении изменений в соглашение об управлении хозяйственным партнерством в связи с приемом в хозяйственное партнерство новых участников, каждый участник соглашения имеет один голос вне зависимости от размера принадлежащей ему доли в складочном капитале хозяйственного партнерства и условий соглашения об управлении хозяйственным партнерством, которые определяют его права на участие в управлении делами хозяйственного партнерства. Отчуждение участником хозяйственного партнерства права голоса по вопросам, связанным с изменением условий соглашения об управлении хозяйственным партнерством, стороной которого он является, не допускается.

5. Единоличный исполнительный орган хозяйственного партнерства в порядке, установленном законом о хозяйственных партнерствах, предоставляет кредиторам и иным лицам, которые вступают в гражданско-правовые отношения с хозяйственным партнерством, сведения о содержании соглашения об управлении хозяйственным партнерством, в том числе о характере и об объеме вытекающих из такого соглашения собственных полномочий и полномочий иных органов управления хозяйственным партнерством на совершение и (или) одобрение тех или иных действий или сделок.

В отношениях с третьими лицами хозяйственное партнерство, его участники или иные участники соглашения об управлении хозяйственным партнерством не вправе ссылаться на положения соглашения об управлении хозяйственным партнерством, за исключением случаев, когда они докажут, что третье лицо в момент совершения сделки знало или заведомо должно было знать о его содержании.

Статья 106.7. Ликвидация и реорганизация хозяйственного партнерства

1. Хозяйственное партнерство может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников.

Иные основания реорганизации и ликвидации партнерства, а также порядок его реорганизации и ликвидации определяются настоящим Кодексом и законом о хозяйственных партнерствах.

2. Реорганизация хозяйственного партнерства может быть осуществлена только в форме преобразования в акционерное общество. Хозяйственное партнерство считается реорганизованным со дня государственной регистрации акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через три месяца после дня его официального опубликования.

Пояснительная записка
к проектам федеральных законов «О хозяйственных партнерствах» и «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах»

Особенности подготовки, реализации и прекращения инновационного бизнес-проекта определяются специфическими требованиями, которые предъявляются к организационно-правовой форме юридического лица, используемого в качестве проектной компании участниками инновационной (в том числе венчурной) предпринимательской деятельности. Данные требования, сформировались преимущественно на основе выработанных деловой практикой и международно признанных условий осуществления проектов в инновационной сфере, а также под влиянием опыта правоприменительной деятельности российской венчурной индустрии.

К числу таких требований относятся прежде всего:

— обеспечение возможности осуществления постадийного внесения вкладов в компанию через ее капитал («commitments») в короткие сроки и наложения санкций за их невыполнение;

— наличие «корпоративного щита» (юридического лица) при одновременно минимальных требованиях к отчетности;

— ограниченная ответственность участников компании по ее обязательствам в пределах стоимости внесенных ими вкладов и пропорционально их размеру;

— организация управления, основанная на всеобъемлющем гибком соглашении сторон (участников), включая саму компанию и, в случае необходимости, иных лиц (в том числе не являющихся участниками компании), и обеспечение исполнения такого соглашения с использованием не подлежащих снижению санкций;

— возможность непропорционального распределения прав и обязанностей участников, прибыли и убытков, голосов и т.д.;

— возможность выпуска ценных бумаг (в том числе со специальными характеристиками, например, особыми ликвидационными правами);

— невозможность произвольного выхода (выдела доли) участников из венчурного (инновационного) бизнес-проекта в течение заранее установленного срока или до достижения установленной соглашением цели;

— максимально возможная конфиденциальность информации об инновационном (венчурном) бизнес-проекте для третьих лиц;

— минимальные затраты на ликвидацию компании (включая временные);

— возможность оценки вкладов в компанию по соглашению участников;

— возможность договорного установления специального порядка и условий оборота акций (долей) компании;

— возможность в соответствии с соглашением запрета на создание (финансирование) конкурирующих с данной компанией проектов;

— возможность в соответствии с соглашением предусмотреть ответственность за «переманивание» ключевых сотрудников компании в случае их выхода из венчурного бизнес-проекта;

— минимальная регуляторная нагрузка со стороны государства, в том числе упрощенный порядок ликвидации неуспешных компаний;

— возможность по условиям соглашения для внесения вкладов участниками в любой форме (как любых видов имущества, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку, так и исключительно управленческих и профессиональных навыков (репутации, опыта и деловых связей и проч.);

— возможность участия в нескольких проектных компаниях одновременно;

— возможность обеспечения в определенных случаях приоритета участников перед кредиторами и одних участников перед другими в случае ликвидации (прекращения) компании.

Анализ показывает, что в настоящее время в российском законодательстве отсутствуют соответствующие специфическим требованиям участников инновационной (в том числе венчурной) деятельности организационно-правовые формы юридического лица, в достаточной мере учитывающие особенности реализации венчурных (особо рисковых) бизнес — проектов, а также сложившиеся международные стандарты их осуществления. Иными словами, ни одна из существующих в российском праве организационно-правовых форм юридического лица не соответствует одновременно всему (или хотя бы большинству) из указанного набора требований.

Так, например, наиболее распространенные формы коммерческих организаций в России — общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерные общества (АО) — хотя и соответствуют в некоторой степени ряду требований, предъявляемых инновационным бизнесом, не свободны от многих недостатков, серьезно затрудняющих их использование в инновационных (в том числе венчурных) бизнес-проектах. Одним из таких недостатков является крайняя степень зарегулированности условий формирования (изменения) уставного капитала (в связи с отсутствием в российском акционерном законодательстве концепции «переменного капитала»), что серьезно затрудняет возможность реализации столь важного для венчурных компаний постадийного финансирования. Весьма негативную роль играет также невозможность заключения всеобъемлющих гибких соглашений* между участниками (акционерами) общества, в полной мере соответствующих международной практике (например, в российских условиях невозможно участие в таких соглашениях самой компании, ее будущих участников и иных лиц, а объем допустимых для включения в такое соглашение положений жестко законодательно ограничен).

Императивные положения действующего правового регулирования о приоритете прав кредиторов над участниками организации при ликвидации и банкротстве, которые не позволяют участникам инновационного (в том числе венчурного) бизнес-проекта обеспечить надлежащую защиту интеллектуальной собственности, также существенным образом снижают пригодность организационно-правовых форм АО и ООО для их использования в качестве проектных компаний.

Эти, а также иные недостатки существующих организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц особенно негативно сказываются на малых и средних инновационных бизнес-проектах, которые лишены возможности привлекать заемные средства и развитие которых существенным образом зависит от договоренностей с соинвесторами.

Другие формы юридических лиц, существующие в российском праве, также весьма далеки от соответствия требованиям международного инновационного (венчурного) сообщества. Так, например, товарищество на вере, несмотря на наличие переменного складочного капитала, позволяющего реализовывать поэтапное финансирование (commitments), не допускает возможности ограничения выхода участников из товарищества, что полностью противоречит самой природе и практике венчурной проектной деятельности. Кроме того, полный товарищ (управляющая компания) несет неограниченную имущественную ответственность по обязательствам товарищества и может участвовать только в одном товариществе на вере, следовательно, управлять только одним бизнес-проектом, что делает эту форму абсолютно непривлекательной для венчурных капиталистов, а значит, и в целом для реализации венчурных бизнес-проектов.

Вместе с тем инновационный путь развития, провозглашенный высшим руководством страны как приоритетное направление дальнейших действий, невозможен без создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере инновационной (в том числе венчурной) экономики. В связи с этим в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 27 июля 2010 г. № Пр-2279 Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить «развитие законодательства детализирующего и совершенствующего организационно-правовые формы, востребованные при осуществлении инновационных проектов в целях реализации гибкого графика финансирования в ходе осуществления инновационного проекта, заключения соглашений участников, в том числе в части мотивации участников». Проект федерального закона «О хозяйственных партнерствах» подготовлен в рамках исполнения данного поручения Президента Российской Федерации.

Следует признать, что совершенствование имеющихся институтов акционерного общества и/или общества с ограниченной ответственностью для целей создания приемлемой организационно-правовой формы юридического лица для осуществления венчурных (инновационных) бизнес — проектов сопряжено с рядом обстоятельств, делающих такой подход принципиально неприемлемым.

Во-первых, это потребует внесения масштабных концептуальных изменений в российское законодательство (так, например, только одно признание концепции «переменного капитала» для хозяйственных обществ потребует переделки всего акционерного законодательства и законодательства об обществах с ограниченной ответственностью), а также изменения колоссального количества подзаконных актов — всей совокупности сформированной за последние годы законодательной базы регулирования этих форм предпринимательской активности. Не менее проблематичной является попытка дальнейшего развития и адаптации для нужд инновационной предпринимательской деятельности институтов акционерных соглашений и договоров об осуществлении прав участников общества.

Во-вторых, попытка исправления недостатков ООО и АО с целью приспособления их к потребностям инновационного сообщества может привести к дезорганизации законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, в частности, потому, что потребует замены используемых в настоящее время обязательных к исполнению законодательных норм и правил на принятые в международной практике венчурного инвестирования и предпринимательства нормы, используемые по выбору (default rules) и в соответствии с договоренностями участников проекта. При этом такие изменения затронут интересы сотен тысяч и даже миллионов предприятий, уже функционирующих в этих организационно-правовых формах (ООО, АО), что делает этот путь принципиально неприемлемым.

Международный опыт показывает, что для реализации инновационных бизнес-проектов чаще всего используются организационно-правовые формы юридических лиц, являющиеся по своей правовой природе промежуточными между корпорациями (как юридическими лицами) и партнерствами (как договорными образованиями или квазиюридическими лицами) и объединяющие в себе положительные свойства тех и других (LLC (Limited Liability Company) (США), LLP (Limited Liability Partnership) (Великобритания), KGaA (Kommanditgesellshaft auf Aktien) (Германия).

Таким образом, законопроект предлагает внедрение в российское законодательство новой разновидности коммерческого юридического лица — хозяйственного партнерства, занимающего своего рода промежуточное положение между хозяйственным товариществом и обществом и в максимальной степени удовлетворяющего важнейшим требованиям, которые российские и иностранные венчурные инвесторы и предприниматели предъявляют к организационно-правовым формам, используемым для реализации венчурных и в целом инновационных бизнес-проектов.

Такой подход одновременно с объединением положительных свойств хозяйственных обществ (прежде всего в части ограничения ответственности) и хозяйственных товариществ (прежде всего в части гибкости управления) позволит реализовать большинство важнейших условий, выдвигаемых участниками венчурной проектной деятельности, а также избежать описанных выше нежелательных радикальных изменений в уже сложившемся российском законодательстве об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и товариществах на вере.

Содержание законопроекта подчинено задаче подробной регламентации различных применяемых по умолчанию гражданско-правовых аспектов создания, функционирования и прекращения хозяйственных партнерств, что позволит в короткие сроки сформировать непротиворечивую судебную практику для его использования в инновационных правоотношениях.

Основные характеристики правового регулирования хозяйственного партнерства состоят, во-первых, в возможности заключения гибкого всеобъемлющего соглашения, включающего в себя участников компании, а также (в случае необходимости) иных лиц, что позволяет принимать участие в управлении партнерством лицам, не являющимся его участниками; во-вторых, в организации гибкого постадийного финансирования за счет наличия складочного капитала; в-третьих, в ограничении ответственности всех участников по сделкам, совершаемым компанией.

Таким образом, хозяйственное партнерство согласно законопроекту получает относительно новое для российского законодательства правовое регулирование, но вместе с тем понятное и узнаваемое для международного венчурного сообщества и максимально соответствующее международным стандартам венчурной проектной деятельности.

Основным принципом нового правового регулирования хозяйственного партнерства является внедрение в его конструкцию максимального количества диспозитивных возможностей для участников устанавливать удобные для данного конкретного инновационного или иного бизнес-проекта или случая правила. Такой подход реализуется посредством включения в законопроект следующих особенностей договорного управления хозяйственным партнерством:

— государственная регистрация хозяйственного партнерства осуществляется на основании подлежащего государственной регистрации учредительного документа — устава партнерства, содержащего ограниченный законом набор сведений, а внутренние вопросы функционирования и управления партнерством детально определяются соглашением об управлении партнерством, подлежащим обязательному нотариальному удостоверению по месту нахождения партнерства;**

— условием участия любого лица в партнерстве является его вступление в соглашение об управлении партнерством;

— допускается возможность заключения соглашения об управлении партнерством не только всеми участниками партнерства, но также работниками и консультантами партнерства, в том числе имеющими трудовые или подрядные отношения с партнерством;

— изменение соглашения об управлении партнерством осуществляется по общему согласию участников;

— предусматривается отсутствие избыточных императивных законодательных ограничений, сдерживающих сферу и предмет применения соглашения об управлении партнерством за счет возможности установления в соглашении различного объема прав и обязанностей разных участников партнерства, различного порядка и условий приема новых участников, выхода старых, различных условий распределения прибыли и голосов при принятии решений в отношении осуществления предпринимательской деятельности, приоритета прав одних участников перед другими, а также иных условий, необходимых в связи с различными условиями реализации бизнес-проектов в инновационной сфере;

— предусматривается возможность включения в соглашение об управлении партнерством прав участника партнерства на непропорциональное принадлежащей ему доле в складочном капитале участие в управлении партнерством;

— допускается возможность для участников соглашения об управлении партнерством требовать (в том числе в судебном порядке) понуждения к исполнению условий соглашения об управлении партнерством в натуре нарушившей стороной (в том числе и самим партнерством) вне зависимости от применения гражданско-правовых санкций;

— предусматривается возможность признания недействительным решения партнерства, принятого в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения соглашения об управлении партнерством;

— реализована возможность на основании соглашения об управлении партнерством обеспечить приоритет прав участников партнерства друг перед другом при распределении имущества и иных объектов гражданских прав при ликвидации партнерства;

— допускаются возможность (по условиям соглашения об управлении партнерством) ограничить на определенный срок выход участника из партнерства и возможность отчуждения им своей доли в складочном капитале.

Кроме того, законопроект предусматривает в том числе следующие ключевые характеристики правового регулирования новой организационно-правовой формы хозяйственного партнерства:

— наличие общей правоспособности, обеспечивающей возможности использовать преимущества новой организационно-правовой формы хозяйственного партнерства для осуществления не только инновационной, но и любой не противоречащей закону предпринимательской деятельности, за исключением видов деятельности, которые не могут осуществляться хозяйственными партнерствами, согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

— наличие статуса юридического лица, позволяющего в полном объеме реализовать концепцию ограничения ответственности его участников, которые не будут отвечать по его обязательствам, а партнерство не будет отвечать по обязательствам своих участников;

— наличие в структуре имущества партнерства переменного складочного капитала, обеспечивающего любые приемлемые для участников инновационного венчурного бизнес-проекта условия поэтапного финансирования;

— возможность внесения любого имущества (за исключением ценных бумаг) в оплату складочного капитала;

— введение возможности для заключения по соглашению с кредитором-субъектом предпринимательской деятельности договоров, предусматривающих условия о полном или частичном прекращении обязательств партнерства перед таким кредитором при наступлении условий, указанных в договоре, из которого возникло данное обязательство;

— разделение складочного капитала партнерства на доли, которые по умолчанию являются свободно оборачиваемыми;

— отсутствие ограничений на участие одного и того же лица в нескольких хозяйственных партнерствах;

— отсутствие ограничений по участию в хозяйственных партнерствах любых юридических и физических лиц (в том числе иностранных юридических лиц и иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву);

— возможность защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе при прекращении (ликвидации) партнерства) через использование механизма полного или частичного исполнения обязательств партнерства перед кредиторами — субъектами предпринимательской деятельности от имени партнерства одним или несколькими партнерами в случае, если для удовлетворения этих обязательств партнерством потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности;

— отсутствие жестких требований к органам управления партнерством, с введением в правовую конструкцию единственного обязательного требования к наличию единоличного исполнительного органа — директора партнерства;

— наличие ограничений на количество участников партнерства (не менее двух);

— возможность внесудебного исключения участника партнерства при невыполнении им в установленный срок обязанности по первоначальному или последующему внесению в складочный капитал вклада или части вклада;

— минимальные требования к партнерствам в части обязательной отчетности, учета и хранения документов и обязательного раскрытия информации;

— применение общих правил о хозяйственных обществах по российскому законодательству в случае, если законом не предусмотрено иное.

Таким образом, в правовой конструкции нового вида юридических лиц — хозяйственного партнерства будет обеспечена реализация большинства важнейших из вышеперечисленных международно признанных требований, предъявляемых к организационно-правовым формам венчурных (инновационных) бизнес-проектов, что позволит в полной мере обеспечить выполнение поручения Президента Российской Федерации.

* Акционерных соглашений в акционерных обществах и договоров об осуществлении прав участников общества в обществах с ограниченной ответственностью.

** Законопроект предусматривает механизмы и порядок доступа третьих лиц и контрагентов товарищества к действующей редакции уставного соглашения.

Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия отдельных законодательных актов Российской Федерации.

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах»

Введение в действие Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах» не потребует выделения дополнительного финансирования, в том числе из средств федерального бюджета.

Проект федерального закона № 557168-5 “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О хозяйственных партнерствах»

Текст проекта федерального закона официально опубликован не был

Обзор документа

В Государственную Думу РФ 2 июня 2011 г. внесен проект поправок к ГК РФ. Они связаны с тем, что предложено ввести новую организационно-правовую форму коммерческого юрлица, наиболее подходящую для инновационной деятельности. Речь идет о хозяйственном партнерстве.

Так, планируется закрепить, что коммерческие организации могут создаваться также в форме хозяйственных партнерств.

В ГК РФ предлагается включить основные положения об указанных юрлицах. Статус последних должен определяться отдельным законом. В части, не урегулированной ГК РФ, уставом и соглашением об управлении партнерством, к данным организациям хотят применять правила о хозяйственных обществах.

Партнерство не может учреждаться одним лицом. Участников должно быть не меньше 2 и не больше 50. Партнерство не вправе быть учредителем (участником) других юрлиц, кроме ассоциаций и союзов.

Учредительным документом является устав. Определено, какие сведения должны в нем содержаться. Соглашение об управлении партнерством необходимо нотариально удостоверять. Его сторонами могут быть лица, не являющиеся участниками этой организации. Сведения о содержании соглашения нужно предоставлять кредиторам и иным субъектам, которые вступают в гражданско-правовые отношения с партнерством.

Планируется закрепить нормы о формировании складочного капитала, управлении в партнерстве, ликвидации и реорганизации данного юрлица.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: