Содержание статьи:

Новое в законодательстве в сфере здравоохранения

9 ноября 2018 года

Обзор актуальных и интересных документов в сфере здравоохранения, медицины и фармацевтики.

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 24.10.2018 N 1263

«О внесении изменения в пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2012 г. N 533»

Минздраву России разрешено иметь до 17 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.

Постановление Правительства МО от 22.10.2018 N 768/37

«О внесении изменений в Положение о Министерстве здравоохранения Московской области»

Вступил в силу с 25.10.2018.

Расширены полномочия Минздрава Московской области.

Постановление Правительства РФ от 26.06.2018 N 732

«О внесении изменений в Правила представления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»

Правила дополнены пунктом, предусматривающим, что юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом веществ, находящихся под международным контролем, не включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее — перечень), обязаны отчитываться о количестве каждого произведенного, ввезенного (вывезенного) вещества, находящегося под международным контролем, не включенного в перечень, а также о его запасах по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Количество и запасы веществ, находящихся под международным контролем, не включенных в перечень, в отчетах указываются в пересчете на действующее вещество, находящееся под международным контролем, не включенное в перечень.

Также юридические лица, осуществляющие в установленном порядке производство веществ, находящихся под международным контролем, не включенных в перечень, представляют ежегодно, не позднее 15 февраля, в Минпромторг России по форме:

— годовой отчет о количестве произведенных веществ, находящихся под международным контролем, не включенных в перечень;

— сведения о запасах веществ, находящихся под международным контролем, не включенных в перечень, по состоянию на 31 декабря отчетного года и плане их производства на год, следующий за текущим годом.

Правила дополнены формами:

— отчета о производстве веществ, находящихся под международным контролем в соответствии с Конвенцией о психотропных веществах 1971 г., не включенных в перечень;

— отчета о производстве лекарственных средств, содержащих вещества, находящиеся под международным контролем в соответствии с Конвенцией о психотропных веществах 1971 г., не включенные в перечень;

— отчета о ввозе (вывозе) веществ, находящихся под международным контролем в соответствии с Конвенцией о психотропных веществах 1971 г., не включенных в перечень;

— предоставления сведений о потребности в веществах, находящихся под международным контролем в соответствии с Конвенцией о психотропных веществах 1971 г., не включенных в перечень.

Распоряжение Департамента здравоохранения г. Москвы от 12.09.2018 N 2633-р

«О внесении изменений в распоряжение Департамента здравоохранения города Москвы от 25.12.2017 N 1715-р»

В целях совершенствования работы по формированию штатных расписаний медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы внесены изменения:

— в Справочник должностей работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы;

— в Справочник наименований структурных подразделений медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ И ИЗДЕЛИЯМИ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 29.10.2018 N 1283

«О внесении изменений в Правила формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи»

Расширен перечень случаев, при которых лекарственные препараты подлежат исключению из перечня важнейших лекарственных препаратов, перечня дорогостоящих лекарственных препаратов, перечня лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан и минимального ассортимента.

Изменен порядок рассмотрения комиссией предложений о включении (об исключении) лекарственных препаратов в перечни и минимальный ассортимент.

Кроме того, определено, что Центром экспертизы и экспертными организациями в течение 30 рабочих дней со дня получения от комиссии предложения проводится комплексная оценка.

Проведение комплексной оценки представленных заявителем клинико-экономических исследований лекарственного препарата и обоснованности полученных при их проведении клинико-экономических характеристик, обусловливающих целесообразность включения (исключения) лекарственного препарата в перечни, осуществляется в т.ч. на основании расчета стоимости годового курса терапии предлагаемым лекарственным препаратом по сравнению с лекарственными препаратами, включенными в перечни, исходя из расчетной цены, представляющей статистическую медиану зарегистрированных в установленном порядке цен соответствующих лекарственных препаратов (при наличии).

При отсутствии зарегистрированных в установленном порядке цен на лекарственные препараты сравнение и оценка осуществляются в отношении расчетных цен на закупаемые лекарственные препараты в соответствии с данными электронных площадок, на которых проводятся электронные аукционы по закупке лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд. При этом расчетная цена на лекарственные препараты представляет статистическую медиану цен фактических закупок на воспроизведенные лекарственные препараты (при наличии).

Правила дополнены Требованиями к методологическому качеству клинико-экономических исследований лекарственного препарата и исследований с использованием анализа влияния на бюджеты бюджетной системы РФ.

В новой редакции изложены интегральные шкалы комплексной оценки лекарственного препарата.

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы и Департамента информационных технологий г. Москвы от 14.09.2018 N 637/64-16-431/18

«О внесении изменений в совместный приказ Департамента здравоохранения города Москвы и Департамента информационных технологий города Москвы от 23.11.2015 N 1000/64-16-452/15»

В связи с корректировкой фактических адресов размещения оборудования центров обработки данных и внесением изменений в электронные адреса сервисов АИС г. Москвы «Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы» уточнен Порядок предоставления доступа к сервисам ЕМИАС.

Изменен электронный адрес для направления заявки на подключение аптечных организаций (точек отпуска лекарственных препаратов) к ЛО ЕМИАС.

Кроме того, определен новый адрес сервисов на шлюзе.

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 04.09.2018 N 610

«О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 14.06.2016 N 506»

Изменения внесены в целях упорядочения работы по лекарственному обеспечению лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.

Уточнен Порядок обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных указанными заболеваниями.

Скорректированы полномочия главных внештатных специалистов Департамента здравоохранения г. Москвы.

— Перечень медицинских организаций, осуществляющих ведение регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, и медицинских организаций, по рецептам врачей которых осуществляется отпуск лекарственных препаратов;

— Перечень аптечных организаций, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов, предназначенных для лечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.

Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 11.09.2018 N 630

«О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 29.12.2016 N 1064»

Изменения внесены в целях совершенствования учета и анализа причин смерти населения в г. Москве.

В новой редакции изложены:

— Примерные правила назначения патолого-анатомических и судебно-медицинских вскрытий;

— Инструкция о констатации смерти лиц, умерших на дому, врачами поликлиник, поликлинических отделений стационаров и врачами (фельдшерами) ГБУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова» Департамента здравоохранения г. Москвы.

Законы, вступающие в силу в январе 2018 года

Малообеспеченные семьи начнут получать пособия на первого ребёнка, МРОТ близится к прожиточному минимуму, зарплаты бюджетников и пенсии неработающих пенсионеров повысятся

С 1 января в России вступает в силу целый ряд Федеральных законов и постановлений Правительства. «Парламентская газета» выбрала самые важные изменения в законодательство, касающиеся большинства россиян.

1 января. Малообеспеченные семьи получат пособия на первого ребёнка

Государство заплатит за рождение первенца

1 января. МРОТ приблизится к прожиточному минимуму

1 января. Ставку акцизов на бензин повысят

Как изменятся цены в наступающем году

1 января. В здравоохранение придут телемедицинские технологии

1 января. В отечественных аэропортах заработает система tax free

1 января. Пенсии уволившимся пенсионерам проиндексируют оперативно

Какие доплаты ждут пенсионеров в новом году

1 января. Дети-«подкидыши» начнут получать социальную пенсию

Сиротам активнее стали находить новых родителей

1 января. Пакетные туры зарегистрируют в системе «Электронная путёвка»

Задержек с чартерами в новогодние праздники не будет

1 января. Госуслуги предоставят без привязки к месту жительства

1 января. За кибератаки на критическую IT-инфраструктуру начнут наказывать по Уголовному кодексу

Цифровая революция ожидает Россию в 2018 году

1 января. Мессенджеры не смогут работать с анонимными пользователями

1 января. Повысятся пенсии и зарплаты бюджетников

Кроме того

Интересное за неделю

Популярно в соцсетях

«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике «Деловая экспертиза» могут публиковаться материалы на правах рекламы

Здравоохранение 2018 — новое, реформы, новости, изменения

Здравоохранение России 2018 — последние новости Минздрава РФ.

В самом начале скажем, что же такое здравоохранение и его функциях, так вот -это государственная отрасль, призванная организовать и обеспечить охрану здоровья граждан страны. Главные задачи здравоохранения, это поддержание здоровой жизни у человека, а при ухудшении у него самочувствия или здоровья — своевременное и качественное предоставление медицинской помощи, для чего создаются специальные медицинские центры, а также социальные институты.

Представляет собой здравоохранение комплекс мер медицинского, санитарно-гигиенического, социального, экономического, научного, политического, правового, противоэпидемического и культурного характера, которые направлены и призваны выполнить — сохранить и укрепить физическое и психическое состояние здоровья каждого гражданина страны.

Новости здравоохранения 2018 — что нового?

К 2018 году мы можем остаться без медицинской помощи

Уже в будущем 2018 году наше здравоохранение ждут серьезные проблемы, россияне вынужденны будут массово отказываться от требующейся им медицинской помощи, если вопрос финансирования не будет решен, а общая ситуация с недофинансированием здравоохранения не улучшится, кардинально не изменится.

Такое смелое и неожиданное заявление сделала Гузель Улумбекова, которая представляет Высшую школу управления и организации российского здравоохранения, является ее руководителем, о чем передают многие источники массовой информации.

В своем заявлении она отдельно отметила, что финансовые затраты российского населения на медицинское обслуживание и покупку лекарственных препаратов более чем на десять процентов выше, чем во многих европейских странах, при всем том, что в этих странах бюджет здравоохранения превышает российский (в процентном отношении), причем не менее чем полтора раза, что согласитесь довольно значительно.

«В прошлом году расходы федерального бюджета (в сопоставимых ценах) на здравоохранение по сравнению с 2014 годом снижаются на пятнадцать процентов. На сегодняшний день российскому здравоохранению не хватает минимум 470 миллиардов рублей», – отметила в своей речи Гузель Улумбекова, выступая на площадке экономического форума в нашей столице.

По прогнозам госпожи Улумбековой, если ситуацию не исправить в ближайшее будущее, она кардинально не изменится, то уже к будущему году российское население в условиях реального падения доходов, вынужденно будет отказываться от нужной им медицинской помощи, или же расплачиваться последними средствами при этом и дальше беднеть.

К чему все это может привести, прежде всего, к дальнейшему ухудшению и без того низкого уровня состояния здоровья российского населения. На сегодняшний день средняя продолжительность жизни наших соотечественников на семь лет меньше, чем в европейских странах, – заметила госпожа Улумбекова, при этом она добавила, что показатели валового внутреннего продукта (ВВП), часто являются прямым следствием и зависимостью от здоровья граждан, то есть их собственной работоспособности. worldluxrealty.com/node/5689

По подсчетам Улумбековой, руководство нашей страны, совместно с правительством, в обязательном порядке должны обеспечить расходы федерального бюджета на здравоохранение не менее уровня 2014 года. Также не помешает и даже необходимо — разработать в ближайшее время стратегию развития здравоохранения, на краткосрочный и среднесрочный периоды.

Эффективное здравоохранение к 2018 году можно и нужно стремиться обеспечить для россиян, это не сокращение числа врачей или больничных коек, а новое в медицине, в том числе увеличение финансирования, закупки новейшего оборудования и технологий, повышение квалификации медицинского персонала и так далее.

Реформа здравоохранения 2018 — какие изменения произойдут?

В будущем году введут электронные медицинские карты пациента

Российское здравоохранение готовится к небольшой реформе в 2018 году, прежде всего изменения коснутся медицинских карт пациента, которые теперь будут не на бумажном носителе, а на электронном. В будущем году у нас с вами появятся электронные медицинские карты пациента, а к данной программе (единой информационной системе) будут подключены чуть ли не полностью, и точнее около девяносто пяти процентов всех государственных медицинских центров (учреждений).

Об этом стало известно от российского министра здравоохранения, госпожи В. И. Скворцовой, которая заявила об этом на официальном заседании при президенте РФ, которые проходило в рамках решения вопросов стратегического развития страны и наиболее приоритетным экономическим и социальным проектам.

Что получат от электронной медицинской карты пациенты?

От введения электронной медицинской карты пациенты получат доступ свободного посещения своей личной и надежно защищенной страничке (личному кабинету «Мое здоровье»), которая будет расположена на портале государственных услуг российскому населению.

Зайдя на свою страничку, пациент сможет не только ознакомиться со своей личной медицинской картой и ее информацией, но и в онлайн режиме записаться на прием к медицинскому специалисту, тому врачу какой ему необхидим для приема и обследования. Также вы сможете вызвать на дом врача если заболеете, проверить свой полис обязательного медицинского страхования, привязать себя к какой-то поликлинике, многое другое.

Чем это выгодно для медицинских работников и специалистов, прежде всего, российских врачей — отказом от бумажной волокиты, необходимости бумажного документирования, что отнимает немалую часть рабочего времени, которое можно посвятить обходам и общению с больными, повышению своей квалификации и прочее. worldluxrealty.com/node/5689

По утверждение министра здравоохранения, подчиненное ей ведомство полностью перейдет на электронный документооборот на протяжении ближайшего времени, что позволит врачам и другому медицинскому персоналу, ранее занимающемуся бумажной документацией, не менее тридцати процентов времени высвободить для рабочего графика, на тесное общение с больными, решения более важных вопросов связанных с лечением и так далее.

Что еще нового в здравоохранении 2018 года?

Также отметила госпожа министр, что сейчас ведется кропотливая работа над созданием общероссийской системы электронного классификатора для медицинских специалистов, которая призвана облегчить процесс обслуживания больных, позволит включать в себя клинические алгоритмы, всевозможные руководства , а также лекарственные справочники какие должны быть в любой момент под рукой, для немедленного их использования специалистом.

Ждет нас и такое нововведение, небольшая медицинская реформа в российском здравоохранении к 2018 году, как диспетчеризация службы скорой помощи нашей необъятной страны. О чем это говорит, прежде всего о том, что скоро в каждом российском регионе будет создана единая диспетчерская служба для вызова скорой помощи.

Группы здоровья — 1, 2, 3, 4 и 5 у детей.

Медицина и здоровье — медицинские новости.

Оздоровительная медицина — традиционное оздоровление.

Также данная программа предусматривает теле медицинское консультирование в форме онлайн общения между специалистами (врачами) медицинских организаций самого разнообразного профиля и уровня. Сюда будут задействованы все — от небольших городских и районных больниц, до областных, краевых, республиканских и ведущих федеральных центров.

Что еще нового предложит российское здравоохранение в ближайшем будущем, а именно в 2018 году ,вот о чем стоит упомянуть — должна будет создана автоматизированная система льготного обеспечения лекарственными препаратами, которая призвана собой улучшить управление продажей запасов медицинских препаратов, сделает медицинское обеспечение лекарствами более точечным (адресным в своей поддрежке).

Гражданская инициатива

За бесплатное образование и медицину

Рубрика: Здравоохранение в опасности

Российские врачи выйдут на митинг против коррупции и оптимизации здравоохранения

Российские врачи выйдут на митинг против коррупции и оптимизации здравоохранения

Митинг проведут три профессиональных объединения медработников – профсоюз «Действие», Альянс врачей и Лига защиты врачей. Акция станет началом всероссийской кампании в защиту общественного здравоохранения в интересах медработников и пациентов. Ее предварительным девизом станет лозунг: «ПРОТИВ — лжи и коррупции, ЗА – достойную медицину!».
(далее…)

Медик: В Уфе увольняют всех сотрудников психиатрических выездных бригад «скорой помощи»

Медик: В Уфе увольняют всех сотрудников психиатрических выездных бригад «скорой помощи»

В Уфе руководство республиканской станции скорой помощи издало приказ о полном сокращении сотрудников психиатрических выездных бригад. Как рассказала корреспонденту «Росбалта» врач-психиатр выездной бригады, на вызовы, согласно решению начальства, будут выезжать врачи без специальной подготовки.
(далее…)

Число госпитализаций в России сокращается, внутрибольничная смертность – растет

Автор: Ирина Резник

Число госпитализаций в России сокращается, внутрибольничная смертность – растет

За последние пять лет показатель внутрибольничной летальности вырос почти на 16,1%, подсчитали в Фонде независимого мониторинга медицинских услуг «Здоровье». В прошлом году, как показал анализ данных Росстата и информации Минздрава РФ, этот показатель увеличился в 61 регионе России. По мнению экспертов Фонда, это напрямую связано со снижением доступности медпомощи – в стране продолжается сокращение больничных коек.
(далее…)

Личный опыт: чем заняты врачи в государственных поликлиниках

Автор: Анна Землянухина

Личный опыт: чем заняты врачи в государственных поликлиниках

Альтернатива была такая: остаться и ухудшать качество работы, создавая видимость медицины для бедных, или продолжать работать качественно и ежедневно перерабатывать по 2-3 часа…

О том, что реформа государственного здравоохранения в России не только не улучшила качество диагностики и лечения, но сделала их практически невозможными, говорится и пишется много. Однако воз и ныне там. Тем более, что кроме пациентов от реформаторов страдают и сами врачи, которые в новых условиях пытаются добросовестно выполнять свою работу. Только у них мало что получается. Как, например, у Анны Землянухиной — обыкновенного врача-терапевта из обыкновенной государственной поликлиники, пост которой в ФБ публикуют «Новые Известия»:
(далее…)

В карельской Питкяранте прошел митинг с требованием сохранить дом культуры и родильное отделение

В карельской Питкяранте прошел митинг с требованием сохранить дом культуры и родильное отделение

В городе Питкяранта в Карелии прошел массовый митинг с требованием не закрывать дом культуры и родильное отделение в районной больнице, а также провести отмененный набор на первый курс Питкярантского филиала Сортавальского колледжа.
(далее…)

60 процентов россиян обеспокоены доступностью бесплатного образования

60 процентов россиян обеспокоены доступностью бесплатного образования

В докладе уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой, опубликованном в «Российской газете», указано, что по результатам исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение», 60 % россиян обеспокоены защитой прав на получение бесплатного образования. Больше этой проблемы россиян волнует только проблема получения бесплатной медицинской помощи, о ней сообщили 81 % опрошенных.
(далее…)

Эксперт: Рост психических нарушений у детей вызван снижением качества врачебной помощи

Эксперт: Рост психических нарушений у детей вызван снижением качества врачебной помощи

Рост психических отклонений у детей связан с низким качеством врачебной помощи и поздним выявлением этих нарушений, считает психолог, член центрального совета движения «Образование для всех» Светлана Суворова. Как рассказала эксперт корреспонденту «Росбалта», диспансеризации и предупреждению заболеваний не уделяется должного внимания.
(далее…)

Фельдшерам потребовалась скорая помощь Сотрудники службы в Воронеже отказались выезжать на вызовы поодиночке

Автор: Мария Литвинова, Белгород

Фельдшерам потребовалась скорая помощь Сотрудники службы в Воронеже отказались выезжать на вызовы поодиночке

Около 50 фельдшеров воронежской скорой помощи участвуют в «итальянской забастовке», отказываясь выезжать на вызовы поодиночке. Медработники жалуются на высокую нагрузку, а также невозможность оказать экстренную помощь человеку «в две руки» вместо четырех. В департаменте здравоохранения Воронежской области надеются на диалог с «костяком» недовольных: несмотря на то, что протест пришелся на период повышенной заболеваемости гриппом, «бастующих» сотрудников обещают не увольнять.
(далее…)

«Интерфакс» изменил новость о высказываниях заммэра Москвы об онкобольных

«Интерфакс» изменил новость о высказываниях заммэра Москвы об онкобольных

Информационное агентство «Интерфакс», опубликовавшее в среду новость о высказываниях заместителя мэра Москвы Леонида Печатникова о необходимости для больных с «запущенным» раком самим оплачивать свое лечение, изменило ее текст. В новой версии новости не упоминается предложение «лечиться за свой счет». Оно есть в оригинале публикации, который доступен в веб-архиве.
(далее…)

Жертвоприношение Из-за оптимизации медицины жительница Урала потеряла трех не успевших родиться младенцев

Автор: Изольда Дробина

Жертвоприношение Из-за оптимизации медицины жительница Урала потеряла трех не успевших родиться младенцев

У Ольги Ладыгиной, жительницы села Русский Потам Ачитского района Свердловской области, два замечательных сына. Но они с мужем всегда хотели еще детей. И вероятно, сегодня молодая мама могла бы уже получить из рук губернатора заслуженную награду — ​«Материнская доблесть», если бы не оптимизация здравоохранения в области. Нет больше в родном селе пункта «Скорой помощи», а значит, и шанса выжить, если роды сложные, тоже почти нет.
(далее…)

323 Федеральный Закон «Об охране здоровья граждан» последняя редакция 2018

Действие Федерального закона 323-ФЗ об охране здоровья граждан с изменениями на 2018 год направлено на регуляцию отношений в сфере охраны здоровья, а его нормы определяют основы функционирования данной сферы (правовые, экономические и организационные), права и обязанности граждан и гарантии их реализации при взаимодействии с учреждениями здравоохранения.

Также в Законе об охране здоровья граждан 323-ФЗ раскрыты полномочия и ответственность государственных органов, работников медицины и медицинских организаций.

ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 ноября 2011 года

9 ноября 2011 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 323-ФЗ,

от 25.06.2012 N 89-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ,

от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,

от 23.07.2013 N 205-ФЗ, от 27.09.2013 N 253-ФЗ,

от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 386-ФЗ,

от 21.07.2014 N 205-ФЗ, от 21.07.2014 N 243-ФЗ,

от 21.07.2014 N 246-ФЗ, от 21.07.2014 N 256-ФЗ,

от 22.10.2014 N 314-ФЗ, от 01.12.2014 N 418-ФЗ,

от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 31.12.2014 N 532-ФЗ,

от 08.03.2015 N 33-ФЗ, от 08.03.2015 N 55-ФЗ,

от 06.04.2015 N 78-ФЗ, от 29.06.2015 N 160-ФЗ,

от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ,

от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 13.07.2015 N 271-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами

от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 30.09.2015 N 273-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее — в сфере охраны здоровья), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее — охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

4) медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

5) медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

6) профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

7) диагностика — комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

8) лечение — комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

9) пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

10) медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

11) медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

12) фармацевтическая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность;

13) медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;

14) фармацевтический работник — физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее — лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка;

15) лечащий врач — врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;

16) заболевание — возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

17) состояние — изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;

18) основное заболевание — заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;

19) сопутствующее заболевание — заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти;

20) тяжесть заболевания или состояния — критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением;

21) качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья

  1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
  3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
  4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  5. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.
  6. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территориях опережающего социально-экономического развития, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

(часть 6 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 519-ФЗ)

  1. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, расположенных на территории международного медицинского кластера и осуществляющих медицинскую деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(часть 7 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 160-ФЗ)

  1. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территории свободного порта Владивосток, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О свободном порте Владивосток».

(часть 8 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

  1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
  2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
  3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

  1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

  1. В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

  1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
  2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
  3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
  4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
  5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Статья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

  1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Статья 11. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

  1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
  2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
  3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 314-ФЗ)

4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

  1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
  2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
  3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.
  4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 205-ФЗ)

3.1) в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года пункт 6 части 4 статьи 13 после слов «федеральных органов исполнительной власти» будет дополнен словами «и федеральных государственных органов».

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в соответствии с частью 6 статьи 34.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку и не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки и являющейся заказчиком услуг по спортивной подготовке, во время прохождения таким лицом спортивной подготовки в организации, осуществляющей спортивную подготовку, в том числе во время его участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки;

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 06.04.2015 N 78-ФЗ)

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

11) утратил силу. — Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ.

Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 14. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья

  1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья;

3) управление федеральной государственной собственностью, используемой в сфере охраны здоровья;

4) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;

5) организация, обеспечение и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

6) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

7) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья, за исключением тех видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

8) организация и осуществление контроля в сфере охраны здоровья, в том числе за соблюдением требований технических регламентов в сфере охраны здоровья;

9) ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере здравоохранения, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья;

11) организация оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 01.12.2014 N 418-ФЗ)

11.1) организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

(п. 11.1 введен Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ, в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 418-ФЗ)

11.2) организация оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (далее — клиническая апробация) медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;

(п. 11.2 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 55-ФЗ)

11.3) организация медицинской деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

(п. 11.3 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 271-ФЗ)

12) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 6, 11 и 11.1 настоящей части и пунктом 17 части 2 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

13) организация медико-биологического и медицинского обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации;

14) организация и осуществление контроля за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями;

15) мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обращении зарегистрированных медицинских изделий;

16) обеспечение разработки и реализации программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;

17) международное сотрудничество Российской Федерации в сфере охраны здоровья, включая заключение международных договоров Российской Федерации;

18) подготовка и представление палатам Федерального Собрания Российской Федерации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом, ежегодного государственного доклада о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(п. 18 введен Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

  1. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), относятся:

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

1) проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения, разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья, реализация мер по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, оказанию медицинской помощи, организации медицинской деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), санитарно-гигиеническому просвещению;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 271-ФЗ)

2) установление требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

3) координация деятельности в сфере охраны здоровья федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения;

4) утверждение порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации;

5) утверждение соответствующей номенклатуры в сфере охраны здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских работников и фармацевтических работников, специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование);

6) утверждение типовых положений об отдельных видах медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций;

7) установление общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения;

8) установление порядка организации и проведения медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы);

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

9) утверждение порядка организации и проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий;

10) утверждение правил и методик в области статистического учета и отчетности, стандартов информационного обмена в сфере охраны здоровья, применяемых медицинскими организациями и фармацевтическими организациями;

11) утверждение порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья, унифицированных форм медицинской документации, в том числе в электронном виде;

12) утверждение порядка аттестации специалистов, имеющих высшее и среднее медицинское и (или) фармацевтическое образование для присвоения им квалификационной категории;

13) утверждение порядка организации направления граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

14) утверждение порядка проведения медицинских осмотров;

15) утверждение перечня профессиональных заболеваний;

16) утверждение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения;

17) организация медицинской эвакуации граждан медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 01.12.2014 N 418-ФЗ)

18) утверждение порядка медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), включающего определение клинических признаков опьянения и правила проведения химико-токсикологических исследований;

(п. 18 введен Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

19) утверждение правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований;

(п. 19 введен Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

20) создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями.

(п. 20 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 256-ФЗ)

В тексте Федерального закона об охране здоровья граждан 323-ФЗ с изменениями 2018 года есть правовые комментарии, которые разъясняют законодательные нюансы применения или действия некоторых статей. Закон об охране здоровья распространяется не только на отношения, связанные с лечением или медицинским обследованием граждан, но и на сопутствующие сферы, такие как экспертиза и освидетельствование, осуществление медицинских мероприятий после смерти человека, контроль государственных программ по бесплатному оказанию медицинской помощи и так далее.