15332 коап



Реквизиты для уплаты финансовых санкций по ст.17 №27-ФЗ, административного штрафа по ст. 15.33.2 главы 15 КоАП РФ

ИНН 2901038317 КПП 290101001 ОКТМО 11701000

УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ГУ–ОПФР по Архангельской области, л/с 04244П24000)

р/с 40101810500000010003 ОТДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСК

КБК 392 1 16 20010 06 6000 140 – денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации).

15332 коап

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 15.33.2 КоАП РФ. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации

Непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

15332 коап

16 октября 2015 г.

О результатах деятельности Управления Россельхознадзора по Томской области при осуществлении внутреннего ветеринарного надзора за 9 месяцев 2015 года

Специалистами Управления Россельхознадзора по Томской области за 9 месяцев 2015 года проведено 430 контрольно-надзорных мероприятий. По результатам контрольно — надзорных мероприятий выявлено — 309 нарушений, выдано — 42 предписания, составлено — 308 протоколов об административных правонарушениях, вынесено постановлений о штрафе на общую сумму — 445100 рублей, взыскано — 569562 рубля (128 %) (с учетом штрафов, наложенных судами и взысканных судебными приставами за предыдущий год).

Направлено на рассмотрение в суд 32 административных дела, в службу судебных приставов для принудительного взыскания штрафов 16 дел, служащие отдела приняли участие в шести судебных заседаниях по делам об административных правонарушениях.

Специалисты управления приняли участие в 13 совместных с сотрудниками прокуратуры и МВД Томской области контрольно — надзорных мероприятиях. По результатам проведенных мероприятий выявлено 6 нарушений. Виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 29500 рублей.

В рамках мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации африканской чумы свиней поведено 143 проверки в отношении свиноводческих хозяйств всех форм собственности, а также организаций, осуществляющих оборот мяса свинины на территории Томской области. Выявлено 34 нарушения ветеринарного законодательства Российской Федерации, применены штрафные санкции на сумму 92,7 тыс. рублей.

В части надзора за качеством и безопасностью продукции животного происхождения проведено 50 плановых проверок предприятий осуществляющих производство, хранение и реализацию подконтрольных пищевых продуктов. По результатам проведённых проверок выявлено 6 нарушений в организациях общественного питания расположенных в учебных и лечебных заведениях Томской области и 18 нарушений в организациях осуществляющих хранение и реализацию пищевой продукции животного происхождения. Нарушения выразились в осуществлении хранения пищевой продукции животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов, без маркировки. Еженедельно инспекторами отдела проводятся контрольно-надзорные мероприятия с целью непосредственного обнаружения административных правонарушений в местах неустановленной торговли пищевыми продуктами животного происхождения.

Всего по результатам проведённых контрольно-надзорных мероприятий за нарушения ветеринарно-санитарных правил хранения или реализации продуктов животноводства возбуждено 75 административных дел по ч. 1 ст. 10.8. КоАП РФ, и 11 административных по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ за нарушение требований технических регламентов таможенного союза, вынесены постановления о штрафе на общую сумму 189800рублей.

В рамках исполнения Плана государственного мониторинга остатков запрещённых и вредных веществ в продукции животного происхождения и в кормах на 2015 г. сотрудниками Управления при проведении проверок отобраны и направлены на исследования в ФГБУ «Новосибирская ветеринарная лаборатория» 144 пробы, ФГБУ «ВГНКИ» 20 проб.

В информационной системе «Сирано» получено 19 сообщений о выявлении небезопасной продукции, из них 13 сообщений отработаны и закрыты.

Автор: Елисеенков Денис Викторович, руководитель направления по судебным спорам Юридической компании Митрофанова и Партнеры, ведущий специалист в области трудового законодательства и кадрового делопроизводства (г. Москва)

После утверждения Правительством РФ 05.06.2015 г. Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на 2015-2020 годы, заметно возросла активность Инспекционных органов по проверкам организаций в части соблюдения трудового законодательства и законодательства в области охраны труда РФ и, как следствие, увеличился риск привлечения должностных лиц к административной ответственности за установленные нарушения в данной области.

В основном, исходя из инспекционной практики привлечения к административной ответственности за вышеуказанные нарушения, к ответственности привлекаются генеральные директора организаций, хотя в рамках административного законодательства не только генеральный директор является должностным лицом организации, а в рамках Трудового законодательства РФ не только генеральный директор подлежит административной ответственности за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а, например, и иные должностные лица организаций.

В частности, статья 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях дает трактовку понятия должностного лица, под которым следует понимать – руководителей и других работников организаций, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

То есть, помимо генерального директора, также к ответственности могут привлекаться в качестве должностных лиц и специалист по охране труда, и специалист по кадрам, если они в рамках своих должностных обязанностей осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть в рамках должностных обязанностей несут ответственность за соблюдение требований трудового законодательства и законодательства по охране труда.

Но в данном случае следует исходить из нарушений, которые были выявлены в ходе проверки, поскольку за некоторые нарушения административную ответственность несет только генеральный директор организации. В частности, к таким нарушениям относятся: невыплата и/или неполная выплата заработной платы, а также нарушения в сфере охраны труда, которые повлекли или могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью работников и др.

Иными словами, полное возложение функций по охране труда на специалиста по охране труда, а функций соблюдения норм трудового законодательства в организации на специалиста по кадрам или директора по персоналу не исключает административную ответственность генерального директора за нарушения в данных областях.

С 01.01.2015 г. вступили в силу измененная статья 5.27 и новая статья 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которые вывели нарушения в области охраны труда в отдельную статью КоАП РФ, а также разделили составы административных нарушений в области трудового законодательства и законодательства в сфере охраны труда и увеличили размер санкций в зависимости от вида совершенного правонарушения.

С 03.10.2016 г. статья КоАП РФ так же была дополнена отдельным составом за нарушения в сфере оплаты труда и установила отдельный размер штрафных санкций как юридическому, так и должностному лицу.

Итак, давайте разберемся по порядку, за какие нарушения в сфере трудового законодательства и законодательства в сфере охраны труда могут быть привлечены должностные лица, а также и юридические лица, и какой размер санкций за данные нарушения предусмотрен.

Статья 5.27 КоАП РФ устанавливает ответственность как за общие нарушения трудового законодательства, так и по специальным составам:

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. На должностное лицо влечет предупреждение или административный штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей; на юридическое лицо — предупреждение или административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

2. За нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, на должностное лицо влечет штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет; на юридическое лицо — штраф в размере от 50 000 до 70 000 рублей.

3. За фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), на должностное лицо влечет штраф от 10 000 до 20 000 рублей.

Административная ответственность юридического лица за данное нарушение не предусмотрена.

4. За уклонение от оформления или за ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, на должностное лицо влечет штраф от 10 000 до 20 000 рублей; на юридическое лицо — штраф от 50 000 до 100 000 рублей.

5. За совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 статьи 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, на должностное лицо влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридическое лицо — штраф от 100 000 до 200 000 рублей.

6. За невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, на должностное лицо влечет предупреждение или штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридическое лицо — штраф от 30 000 до 50 000 рублей.

7. За совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, на должностное лицо влечет штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридическое лицо — штраф от 50 000 до 100 000 рублей.

Статья 5.27.1 КоАП РФ, так же по аналогии устанавливает ответственность как за общие нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, так и по специальным составам:

1. За нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, кроме случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, на должностное лицо влечет предупреждение или штраф размере от 2 000 до 5 000 рублей; на юридическое лицо — штраф от 50 000 до 80 000 рублей.

2. За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение на должностное лицо влечет предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей; на юридическое лицо — штраф от 60 000 до 80 000 рублей.

3. За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний на должностное лицо влечет штраф от 15 000 до 25 000 рублей; на юридическое лицо — штраф от 110 000 до 130 000 рублей.

4. За необеспечение работников средствами индивидуальной защиты на должностное лицо влечет штраф от 20 000 до 30 000 рублей; на юридическое лицо — штраф от 130 000 до 150 000 рублей.

5. За совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, на должностное лицо влечет штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридическое лицо — штраф от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Помимо этого, с конца 2015 — начала 2016 годов сложилась практика привлечения к административной ответственности не только исходя из видов нарушений, предусмотренных конкретной статьей или частью статьи, а также исходя из количества работников, в отношении которых допущено нарушение. То есть, если организацией были допущены до исполнения должностных обязанностей без обязательного прохождения предварительного медицинского осмотра 100 работников, то должностное лицо организации и сама организация будет привлечена к административной ответственности по каждому работнику в пределах санкции, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. В связи с этим и размеры штрафных санкций на должностных лиц исчисляются в сотнях тысяч рублей, а на организации — в миллионах, а то и в десятках миллионов рублей.

Предпосылкой для такой практики послужила позиция Верховного Суда РФ, сформулированная в Постановлении ВС РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-15. В настоящий момент такая практика стала меняться и некоторые суды считают, что инспекционные органы не могут привлекать одно и то же лицо за одно и то же нарушение несколько раз, в связи с чем действия инспекционных органов признают незаконными.

Помимо административного штрафа предусмотрена еще такая мера наказания как дисквалификация. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать определенные должности, перечисленные в статье 3.11 КоАП РФ. Дисквалификация может быть применена только к лицам, указанным в положениях той же статьи КоАП РФ, в том числе и к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета).

То есть дисквалификация не может применяться к работнику кадровой службы или специалисту по охране труда, данная мера наказания предусмотрена только для генерального директора организации и назначается она только по решению суда.

В заключение, хотелось бы отметить, что основную административную ответственность за нарушения в области трудового законодательства и законодательства по охране труда, конечно же, несет генеральный директор, но это не означает, что специалист по охране труда или специалист по кадрам, в функции которых входит организация и контроль работ по своему направлению, не могут быть привлечены к такой же ответственности.

За что могут оштрафовать руководителя организации

Комментирует ПЕТЯЕВА Наталия Дмитриевна, главный специалист-ревизор контрольно-ревизионного отдела ГУ-Красноярского РО ФСС РФ

На основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) уполномочен привлекать должностных лиц — руководителей организаций и физических лиц — индивидуальных предпринимателей к административной ответственности в виде штрафа за следующие правонарушения:

1) предусмотренное статьей 15.32 КоАП: нарушение установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании срока регистрации.

Нарушение страхователями установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

За этот вид нарушения административный штраф может быть применен как к руководителю организации (юридического лица) так и к индивидуальному предпринимателю — физическому лицу, заключившему трудовой договор с наемным работником.

Порядок и сроки регистрации страхователей в ФСС установлены ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — 255-ФЗ) и ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — 125-ФЗ);

2) предусмотренные статьей 15.33 КоАП: Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов:

— п. 2 ст. 15.33 КоАП: нарушение установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Сроки представления расчета в ФСС установлены п. 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — 212-ФЗ);

— п. 3 ст. 15.33 КоАП: непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о страховых взносах срок либо отказ от представления в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, а также их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей;

— п. 4 ст. 15.33 КоАП: Непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о страховых взносах срок либо отказ от представления в орган государственного внебюджетного фонда, осуществляющий контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — ВНиМ), а также его должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай ВНиМ, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Сроки представления документов в ФСС установлены п. 3 ст. 34 и п. 5 ст. 37 212-ФЗ, порядок представления документов в ФСС установлен п. 2.1 ст. 37 212-ФЗ.

За нарушения, предусмотренные п. п. 2, 3, 4 ст. 15.33 КоАП, административный штраф может быть применен только к руководителю организации (юридического лица).

С 1 января 2017 г. за ФСС сохранятся полномочия применения административных штрафов к руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям — физическим лицам, заключившим трудовой договор с наемным работником за нарушение, изложенное в ст. 15.32 КоАП, и к руководителям организаций за нарушения, изложенные в п. п. 2, 3, 4 ст. 15.33 КоАП (с 1 января изменится редакция ст. 15.33 КоАП). С учетом изменений, вносимых в ст. 15.33 КоАП, ФСС будет уполномочен применять административные штрафы к руководителю организации по следующим основаниям:

по п. 2 ст. 15.33 КоАП за нарушение срока представления в территориальные органы ФСС расчета по форме 4-ФСС (в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — НС и ПЗ).

Сроки представления расчета в ФСС установлены п. 1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

по п. 3 ст. 15.33 КоАП — за непредставление в территориальные органы ФСС в установленный законодательством РФ об НС и ПЗ срок либо отказ от представления документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов по НС и ПЗ, либо представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде;

— по п. 4 ст. 15.33 КоАП — за непредставление в территориальные органы ФСС в установленный законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай ВНиМ срок либо отказ от представления документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью назначения и выплаты страхового обеспечения по ВНиМ, за правомерностью осуществления и правильностью определения размера расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, а также необходимых для назначения территориальным органом ФСС застрахованному лицу соответствующего вида пособия или исчисления его размера, возмещения расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, социального пособия на погребение, стоимости услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Размер административных штрафов, установленных ст. 15.32 и ст. 15.33 КоАП, с 1 января 2017 г. не изменится.

Ответственность плательщика за нарушение законодательства о страховых взносах

Комментирует БЕКЛЕМЫШЕВА Елена Ивановна, заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю

К плательщику страховых взносов применяются следующие штрафные санкции:

  • за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
  • за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.
  • за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов, в случае умышленных действий – в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
  • за отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
  • Постановлением правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 г. № 83п утверждена новая форма ежемесячной отчетности «Сведения о застрахованных лицах» СЗВ-М, которую, начиная с апреля 2016 года, страхователи – плательщики страховых взносов обязаны ежемесячно представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ по утвержденной законодательством форме. За непредставление страхователем ежемесячной отчетности в установленный законодательством срок, либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, к данному страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица, за которое не представлены в установленные сроки, либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию (плательщиками страховых взносов) являются:

  • лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;
  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Административная ответственность руководителя как должностного лица компании, как работодателя, а также налоговая ответственность

Комментирует КАМИНСКИЙ Владислав, управляющий партнер Юридической компании «Каминский, Степанов и партнеры»

Руководитель организации является достаточно важной фигурой, от которой зависит эффективность деятельности компании. В случаях нарушения норм действующего законодательства он может нести административную, а также налоговую ответственность.

Административная ответственность руководителя предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях.

Повышенный размер штрафных санкций обусловлен тем, что при наличии властных полномочий у должностного лица, им может быть причинен больший вред, чем совершение административного правонарушения простым гражданином.

Также необходимо отметить, что законодательством предусмотрена возможность одновременного привлечения к административной ответственности как должностного лица, так и юридического лица (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административные правонарушения руководителя как должностного лица можно разделить на группы в зависимости от размера штрафа.

Незначительный штраф в размере от трехсот до пятисот рублей может быть применен к должностному лицу за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (предупреждение или штраф) (ст. 13.20 КоАП РФ); нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (предупреждение или штраф) (ст. 15.5 КоАП РФ); за непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ); а также за непредставление информации, необходимой для эффективного осуществления государственного управления (ст. 19.7 КоАП РФ).

Штраф в размере до пяти тысяч рублей применяется за такие правонарушения как, например, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно (штраф от четырех до пяти тысяч рублей) (ст. 14.1 КоАП РФ); нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров (штраф от одной тысячи до трех тысяч рублей) (ст. 14.15 КоАП РФ); нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов (штраф от четырех тысяч до пяти тысяч рублей) (ст. 15.1 КоАП РФ); нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе (штраф от двух тысяч до трех тысяч рублей) (ст. 15.3 КоАП РФ); нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (предупреждение или штраф от одной тысячи до двух тысяч рублей) (ст. 15.4 КоАП РФ).

Штраф в размере от пяти тысяч рублей может быть наложен за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники случаях (штраф в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей) (ст. 14.5 КоАП РФ); обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей (штраф от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей) (ст. 14.7 КоАП РФ); незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров (штраф от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака) (ст. 14.10 КоАП РФ); фиктивное или преднамеренное банкротство (штраф от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификация) (ст. 14.12 КоАП РФ); нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (штраф от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей) (ст. 20.4 КоАП РФ).

Административная ответственность руководителя организации за нарушение трудового законодательства также установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Наиболее часто административная ответственность руководителя возникает по ст. 5.27 КоАП. Данной статьей предусмотрены следующие составы правонарушений. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей); уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (штраф от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей); невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (предупреждение или наложение штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей).

В случаях, когда работодатель необоснованно отказывает в заключении коллективного договора, соглашения, ему может быть вынесено предупреждение или наложен штраф от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.30 КоАП РФ). За сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний налагается штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей (ст. 15.34 КоАП РФ).

С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатель должен проводить специальную оценку условий труда. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (ст. 14.54 КоАП РФ).

За нарушение правил трудоустройства иностранцев работодатель также несет административную ответственность, а именно за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства применяется штраф от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст. 18.15 КоАП РФ).

Таким образом, в российском законодательстве содержится достаточно много норм, в соответствии с которыми руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности.

Ответственность для руководителя

Комментирует БОРИСОВА Наталья Александровна, заместитель руководителя агентства труда и занятости населения Красноярского края

Хочется напомнить работодателям, что в Красноярском крае утвержден «Порядок представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в краевые государственные учреждения службы занятости населения» (постановление Правительства Красноярского края от 09.10.2015 г. № 544-п). Он разработан в целях реализации требований статьи 25 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» и определяет процедуру представления информации о вакансиях.

В соответствии с данным Порядком работодатели обязаны представлять информацию о вакансиях в центры занятости населения по месту их государственной регистрации (для юридических лиц) либо по месту жительства (для индивидуальных предпринимателей и иных субъектов, наделенных правом заключать трудовые договоры в случаях, установленных федеральными законами) ежемесячно не позднее трех рабочих дней со дня появления свободного рабочего места либо вакантной должности по форме согласно приложению № 11 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.02.2015 г. № 125н.

Сведения работодатели могут подавать разными способами, в том числе через Интерактивный портал агентства труда и занятости населения Красноярского края www.trud.krskstate.ru.

Стоит отметить, что в соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление работодателями в государственный орган информации, представление которой предусмотрено законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

За дискриминационную информацию о вакансиях наказывают

Согласно Федеральному закону от 02.07.2013 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях в печати, на радио, телевидении, в сети Интернет, в виде листовок, объявлений в общественных местах, содержащей ограничения дискриминационного характера.

Под дискриминацией подразумеваются сведения об установлении преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Не допускаются и иные ограничения, не связанные с деловыми качествами работников.

В соответствии с законом распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, влечет наложение административного штрафа на граждан — от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Ответственность главного бухгалтера 2016-2017

Комментирует АГАНОВА Ирина Геннадьевна, директор аудиторской компании «Север-аудит плюс», аттестованный аудитор, аттестованный эксперт по МСФО, член НП Ассоциация Аудиторов Содружество и НП Ассоциация Бухгалтеров Содружеств.

Работа главного бухгалтера трудна, сложна и ответственна, если к рядовому сотруднику бухгалтерии применяются в основном дисциплинарные меры воздействия, установленные Трудовым кодексом и локальными актами организации, то руководитель службы бухгалтерского и налогового учета, как должностное лицо, может быть привлечен как к административной, так и к дисциплинарной (или материальной), даже, в некоторых случаях, к уголовной ответственности.

В Информационном сообщении Минфина от 07.04.2016 г. № ИС-учет-1 «Об изменении порядка привлечения к административной ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности» было указано, что Федеральным законом от 30 марта 2016 г. № 77-ФЗ введена новая редакция статьи 15.11 и уточнена статья 4.5 КоАП, с изменениями, которые вступили в силу 10 апреля 2016 г. В результате произошедших изменений:

К грубым нарушениям относят (НК РФ, 402-ФЗ):

— занижение на 10 и более процентов сумм начисленных налогов из-за искажения данных бухучета (неверный расчет первоначальной стоимости ОС в бухгалтерском учете может привести к занижению налога на имущество организаций), но если ошибка, приведшая к занижению суммы налога или сбора, — это не следствие искажения сведений в бухгалтерском учете, то привлечь к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ должностное лицо не могут;

— искажение на 10 и более процентов любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном выражении (отсутствие в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам искажает в балансе величину активов);

— отсутствие первичных документов,

или регистров бухгалтерского учета,

или бухгалтерской отчетности,

а также аудиторского заключения (если отчетность подлежит обязательному аудиту), если срок хранения этих документов (не менее 5 лет после составления отчетности) не истек.

Обратите внимание, что через пять лет не заканчивается срок хранения годовой бухгалтерской отчетности и аудиторских заключений к ней, эта документация подлежит хранению постоянно, поэтому в течение пяти лет ее обязан хранить непосредственно экономический субъект, а затем ее можно сдать в архивный фонд специализированного учреждения (предприятия);

— регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого или притворного объекта бухучета, при этом под мнимым объектом бухгалтерского учета понимают несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под мнимой сделкой сделку, совершенную лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, под притворным объектом бухгалтерского учета — объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделк