Обязанности граждан Республики Молдова

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Министерство просвещения Республики Молдова

Кафедра публичного права

Обязанности граждан Республики

Выполнил (а) Калоева Мария Ильинична

Дневное

Д/О (З/О)

руководитель магистр права,старший препод-ль

Научное звание, должность

Куницкий К.Ф

Раздел 1 Обязанность как элемент правового статуса

Основы правового статуса граждан РМ: Понятие и принципы.

Раздел 2 Понятия и основные конституционные обязанности граждан.

2.1 Осуществление прав и свобод

2.2 Воинская обязанность

2.3 Участие в финансовых расходах

2.4 Охрана окружающей среды и памятников

2.5 Обязанность как элемент правового статуса иностранцев и лиц без гражданства

Тема обязанностей граждан Республики Молдова (РМ) показалась мне наиболее интересной для написания данной работы и, как потом выяснилось, достаточно сложной, в силу того, что любой нормативный акт отражает права и обязанности населения в целом или отдельных его групп. Также, если правам и свободам граждан в действующей ныне Конституции Республики Молдова (КРМ) и в литературе уделяется большое внимание, то этого нельзя сказать об обязанностях. В Конституции содержатся лишь пять статей(ст), посвященных обязанностям:

ст. 55-Осуществление прав и свобод;

ст. 56- Преданность стране;

ст. 57- Защита Родины;

ст. 58- Участие в финансовых расходах;

ст. 59- Охрана окружающей среды.

Можно сказать, что предоставление всем одних только прав без каких-либо обязанностей означало бы упразднение всякой свободы и демократии, так как свобода одного неизбежно выступает как мера ограничения свободы других, как следствие их обязанностей. Вот почему необходимо глубоко раскрыть обязанности граждан — ибо те широкие права и свободы, которыми они располагают, могут быть успешно реализованы только при выполнении ими своих обязанностей.

В данной курсовой работе будут рассмотрены основные обязанности, относящиеся ко всем гражданам РМ, а также обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства, которые закреплены в первую очередь в КРМ. Так, как конституционные обязанности гражданина – это выражение в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории. К этому определению, соответственно, относятся граждане, так и не граждане данного государства.

При рассмотрении данного вопроса нельзя не отметить, что соблюдение обязанностей в полной мере возможны лишь при наличии настоящего демократического правового государства. К сожалению, некоторые инциденты, происходящие последнее время нам ещё раз доказывают несостоятельность властей осуществлять, управление, используя демократические методы. Хотя, я думаю, что граждане РМ с удовольствием бы посодействовали властям в нормализации управленческой деятельности. Для этого прежде всего надо знать свои права и обязанности и действовать в соответствии с ними, то есть необходимо повышать свою правовую культуру,что гражданам по силу.

Данная курсовая работа состоит из двух разделов, каждый из которых раскрывает тот или иной вопрос, относящийся к выбранной мной теме.

Задачей данной курсовой работы в полной мере раскрыть тему обязанности граждан.

Раздел 1Обязанность как элемент правового статуса

Основы правового статуса гражданина Республики Молдова: понятие и принципы

Правовой статус уравнивает людей в их правовых возможностях путем установления общих для всех пределов возможного и должного, что отнюдь не нарушается наличием внутри правового статуса норм, рассчитанных на определенные социальные группы. Он характеризуется не только юридическим, но и политическим аспектом. В этом смысле в конституциях многих стран мира проводятся различия между статусом человека и статусом гражданина.

Правовой статус отражает отношения личности, общества и государства и включает 4 элемента:

юридическая ответственность, которая состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия.

В науке и на практике называют 3 вида правового статуса:

Общий правовой статус, он закреплён в КРМ, является одинаковым для всех граждан, его составляют права, свободы, обязанности предоставляемые государством каждому гражданину.

Специальный статус. Им обладает отдельная категория граждан, он отражает особенности правового положения этих граждан (статус судьи, пенсионера). Он характеризуется тем, что лица, обладающие им имеют дополнительные льготы предусмотренные государством.

Индивидуальный статус. Им обладает каждый гражданин, конкретное лицо, он зависит от пола, возраста, семейного положения, местожительства. Этот статус динамичен, может изменяться вместе с происходящим в жизни лица, переменами.

Правовой статус гражданина раскрывает правовые возможности субъекта права в экономической, политической, культурной, семейной и иных сферах жизни. Он возникает с момента его рождения и прекращается с наступлением смерти.[1]

Под правовым статусом гражданина понимается совокупность его прав, свобод и обязанностей. Особое значение имеют конституционно закреплённые права, свободы и обязанности. Они зависят от многих правовых факторов, они закрепляются и конкретизируются в законах, относящихся к различным отраслям права. Правовой статус гражданина прослеживается как многоплановое политико-правовое явление с приоритетным конституционным выражением и закреплением, без чего невозможно обеспечить полное и четкое урегулирование правового положения личности, гражданина в различных сферах общественной жизни. В КРМ, законе «о гражданстве РМ» и законе «о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РМ», других нормативных актах конституционно-правовой статус граждан содержит наиболее существенные исходные начала, определяющие положение гражданина в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

Принципы правового статуса гражданина — признаваемые и охраняемые государством и правом начала, исходя из которых используются права и свободы гражданина, исполняются его обязанности.

В настоящее время в РМ правовой статус личности строится исходя из следующих принципов:

Принцип соответствия основ правового статуса человека и гражданина РМ общепризнанным принципам и нормам международного права.

Ст. 4 КРМ гласит, что конституционные положения о правах и свободах человека толкуются и применяются в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, пактами и другими договорами, одной из сторон которых является РМ.

Принцип равенства прав, свобод и обязанностей граждан.

Ст. 16 КРМ закрепила положение о равенстве всех граждан перед законом и властями, независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения.

Принцип единства прав и обязанностей граждан РМ, который выражается в том, что многие права воплощают в себе и обязанности, одни в правовом аспекте, другие – в форме общественного долга.

Так, п. 5 ст. 46 Конституции гласит, что право частной собственности обязывает к соблюдению требований защиты окружающей среды и обеспечению добрососедства, а так же к соблюдению других требований, которые согласно закону возлагаются на собственника.[2]

Принцип обеспечения прав и свобод надежными гарантиями. Гарантии прав и свобод человека и гражданина — условия, средства, меры, направленные на обеспечение их осуществления, на их охрану и защиту. Принцип гарантированности является одним из принципов правового статуса гражданина, КРМ и законами закрепляются как общие гарантии реализации всех прав и свобод, так и конкретные гарантии отдельных прав и свобод, наиболее важные гарантии закрепляются в КРМ. Государство в соответствии с ней не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина.

Исходя из всего изложенного, можно сказать, что на основе закреплённого в законодательстве правового статуса гражданина, он складывается у конкретного лица и не неодинаков. Правовой статус зависит от того, участниками каких конкретно правоотношений он является. В связи с различным семейным положением, возрастом, трудовой или иной деятельностью каждый человек имеет конкретный персональный правовой статус, который может изменяться в зависимости от изменения реального положения, а именно поступлением на работу, выходом замуж, переходом на пенсию и т.д.

Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Молдова

Одним из наиболее существенных прав человека является право на образование (ст.35). Это право обеспечивается обязательным общим образованием, лицейским и профессиональным, высшим и другими формами обучения и повышения квалификации. Бесплатным является обязательное общее образование. На основании оценки способностей профессиональное и высшее образование может быть так же получено на бесплатной основе или с предоставлением соответствующих стипендий. Право выбирать сферу обучения и язык принадлежит родителям. Государственное образование носит светский характер, но государство гарантирует свободу религиозного образования (ст.53 Конституции Болгарии).

Ст.33 конституции наделяет человека свободой художественного и научного творчества. Как социально-экономическая категория свобода творчества должна рассматриваться как предпосылка права на интеллектуальную собственность, гарантирующего создателям произведений науки, литературы, искусства и техники получения соответствующих имущественных и неимущественных благ (ст.54 Конституции Болгарии).

Ст.36 гарантирует право на охрану здоровья. Минимальный уровень медицинских услуг является бесплатным. Государственная система здравоохранения действует наряду с частной. С настоящего года в РМ вводится система страховой медицины. Ст. 50 регламентирует предоставление медицинской помощи и ухода больным детям или лицам с физическими и психическими отклонениями (ст.51-52 Конституции Болгарии).

Право на труд и связанные с ним социальные права длительное время выступали как антипод праву собственности и свободе экономической деятельности. С тех пор, как рабочий класс оформился политически, право на труд стало одним из важнейших лозунгов в его борьбе. Социалистические конституции открывали этим правом разделы и главы о правах граждан. Оно выдвигалось как мощный аргумент в защиту социалистической системы, освободившей якобы человека от кризисов безработицы и перепроизводства. Ст. 43 Конституции РМ провозгласила право на труд, свободный выбор работы, справедливые и удовлетворительные условия труда, а так же право на защиту от безработицы и на защиту самого труда, на максимальную продолжительность рабочей недели. Право на труд не может быть ограничено. Человек может работать по найму, заниматься предпринимательской деятельностью, свободными профессиями либо не работать вообще в соответствии со своими потребностями и интересами. Наемные работники имеют право на социальную защиту труда. Меры по защите касаются гигиены и техники безопасности, режима труда женщин и молодежи, отдыха, санитарно-эпидемиологических условий труда, размера минимальной заработной платы. Ст. 50 устанавливает особые гарантии в отношении труда несовершеннолетних – запрет эксплуатации труда несовершеннолетних на работах, наносящих вред здоровью или нравственности. Все люди без какой-либо дискриминации должны получать равный заработок за равноценный труд при прочих равных условиях. Ст.43 гарантирует право на коллективные переговоры с объединениями работодателей по вопросам труда. Ст.42 провозглашает право работников создавать и объединяться в профессиональные союзы для защиты своих интересов. Ст. 45 признает право на забастовку с целью защиты экономических и социальных профессиональных интересов работников. Ст.44 запрещает принудительный труд, за исключением труда в процессе прохождения военной или альтернативной службы, труда осужденных и труда, осуществляемого в условиях стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.

Ст. ст. 47-51 устанавливают основы социальных мер защиты, существующих в государстве. Государство обязано принимать меры для обеспечения каждому человеку достойного уровня жизни для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Гарантируется право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости, других случаях утраты средств к существованию по не зависящим от лица причинам. Особой защите подвергается семья, материнство и детство. Семья провозглашается основной ячейкой общества, образованию которой и выполнению которой своих функций государство способствует всеми мерами. Все заботы по содержанию детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки возлагаются на государство и общество. Государство предоставляет необходимые пособия и по уходу за детьми, воспитывающимися в семье, помощь для ухода за больными детьми, условия для участия детей и молодежи в социальной, экономической, культурной и спортивной жизни страны.

Весь перечень провозглашаемых Конституцией РМ прав и свобод обеспечен рядом государственных гарантий. Всеобщая Декларация прав человека 1948г. устанавливает положение о том, что «необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона». Практически это означает, что гарантии прав и свобод должны обеспечить переход от предусмотренных в законе правовых положений к их фактическому воплощению в действительности. Конституция Болгарии в качестве гарантии провозглашенных прав и свобод прописала: «Основные права граждан не могут быть отменены (ст. 57)».

Гарантии прав и свобод принято подразделять на экономические, политические и правовые.

Основу экономических гарантий составляют экономические отношения, складывающиеся на основе частной и публичной форм собственности. В этих условиях каждый человек обладает индивидуальным или коллективным материальным статусом, который обеспечивает ему свободу действий в экономической и политической областях.

Важнейшими политическими гарантиями являются демократическая организация общественного строя, принадлежность суверенитета народу, направленность политики государства на обеспечение условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устойчивость политических структур, должный уровень политической культуры граждан.

Ст. 1 п. 3 гарантирует правовую государственную защиту основных прав и свобод человека и гражданина. Провозглашается и право каждого

осуществлять самостоятельную защиту всеми законными способами. Все государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерную поддержку в этом и обеспечивать каждому возможность знакомиться с документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Особое правовое значение имеет судебная защита прав и свобод, гарантированная каждому (ст.20). В соответствии с международными обязательствами РМ, человек, исчерпавший все внутренние средства защиты, может обратиться в международные органы. Доступ к правосудию является свободным и ничем не ограниченным. Важными правовыми гарантиями являются презумпция невиновности (ст.21) и необратимость закона (ст.22), обеспечивающие применение мер государственного принуждения в соответствии с законом. Существенна и возможность обжаловать незаконные официальные акты и действия должностных лиц и требовать возмещения причиненного ими ущерба(ст.53). Важным, имеющим значение правовой гарантии является и право на пользование квалифицированной юридической помощью (ст.26). Гарантированность прав и свобод обеспечивается и авторитетом самой Конституции, которая является высшим законом общества и государства. Ст. 24 испанской Конституции гласит: «Равным образом каждый может быть судим только судом, определенным законом, иметь защиту и использование адво­катской помощи, право знать о предъявляемых обвинениях, иметь право на открытое судебное разбирательство, осущест­вляемое в установленные сроки с соблюдением всех гарантий, право пользоваться всеми средствами при своей защите, пра­во свидетельствовать против себя, не признавать себя винов­ным, право на презумпцию невиновности.Закон определяет случаи, когда на основании родства или соблюдения профессиональной тайны дача показаний о дей­ствиях, считающихся преступными, не является обязатель­ной».

Ст.54 предусматривает возможность ограничения прав и свобод, но с существенной оговоркой – такое ограничение допустимо только если это необходимо для защиты национальной безопасности, охраны общественного порядка, общественного здоровья или морали, прав и свобод граждан, для проведения уголовного расследования, для предупреждения последствий

стихийного бедствия или аварии. Оно должно соответствовать вызвавшему его обстоятельству и не затрагивать существенные права и свободы.

Основные обязанности человека и гражданина содержатся в главе 3 раздела 2 Конституции. Они непосредственно вытекают из гарантированных ему прав. Основными в РМ признаются обязанности уважать законные права и интересы, достоинство других граждан. Особо значима обязанность соблюдать конституцию и предписания иных нормативных актов (ст.15), чем обеспечивается законность и правопорядок в обществе. Защита родины – священное право и обязанность каждого гражданина (ст.57). Преданность стране священна (ст.56). Для обеспечения национальной обороны, охраны границ, поддержания правопорядка осуществляется формирование военного контингента срочной, сверхсрочной и контрактной службы, а так же резервистов. Уголовное законодательство строго карает за измену Родине, дезертирство. Граждане обязаны участвовать в финансовых расходах государства посредством уплаты налогов и сборов в установленном законом порядке (ст.58), что обуславливает оптимальное состояние финансовой и социально-экономической системы страны. Конституция также устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду (ст.59), рационально относиться к использованию природных ресурсов (ст.126). Ст. 34 п. 4 устанавливает требование привлечения к ответственности физических и юридических лиц, ответственных за экологическое правонарушение. Далее, ст. 46 формулирует еще одну обязанность – право частной собственности обязывает к соблюдению требований защиты окружающей среды и обеспечению добрососедства, а также к соблюдению других требований, которые согласно закону возлагаются на собственника. Так же немаловажным является требование сохранения памятников истории и культуры (ст.59).

Ряд других обязанностей сформулирован в негативной форме в виде конституционно закрепленных запретов определенного поведения. Так, ст. 32 запрещает оспаривание и опорочивание государства и народа, призывы к агрессивной войне, национальной розни, подстрекательство к дискриминации, территориальному сепаратизму, общественному насилию, а также другие действия, посягающие на конституционный режим.

5. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Молдова.

Ст.19 Конституции РМ устанавливает национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства в РМ. Так, ч. 1 гласит: Иностранные граждане и лица без гражданства имеют те же права и обязанности, что и граждане Республики Молдова, с изъятиями, установленными законом. Аналогичные правовые предписания мы находим в ст. 5 Закона РМ «о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Молдова Nr.275-XIII от 10.11.94(МО №20 от 29.12.1994). Пользование иностранными гражданами и лицами без гражданства правами и свободами не должно наносить ущерба интересам государства, правам и законным интересам граждан Республики Молдова и других лиц. Ст. 31 закона устанавливает возможность применения и иного режима – режима реторсий в отношении граждан тех стран, где устанавливаются ограничения прав и свобод для граждан РМ.

Иностранные граждане и лица без гражданства равны перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Молдова и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лица, не являющиеся гражданами Республики Молдова и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства, признаются лицами без гражданства.

Основные права иностранных граждан и лиц без гражданства:

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно прибывшие в Республику Молдова, вправе остаться на постоянное жительство в республике в порядке, установленном действующим законодательством. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Молдова, имеют право на труд и защиту труда в соответствии с действующим законодательством. Они имеют право на отдых и охрану здоровья на общих основаниях с гражданами Республики Молдова. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Молдова, имеют право на получение пособий, пенсий и другие виды социального обеспечения в соответствии с действующим законодательством, на жилище в порядке, установленном для граждан Республики Молдова. Данные лица вправе иметь жилой дом и иное имущество в частной собственности, наследовать или завещать имущество, пользоваться правами автора произведения литературы, искусства и науки, открытия, изобретения, а также иметь личные неимущественные права. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равное с гражданами Республики Молдова право на получение образования, на общих основаниях с гражданами Республики Молдова вступать в культурные, научные, спортивные общества, кооперативные организации, производственные ассоциации, если иное не предусмотрено уставами этих организаций. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Молдова, гарантируется свобода совести, мнений и выражения в соответствии с действующим законодательством. Данные лица также имеют право заключать и расторгать брак с гражданами Республики Молдова и другими лицами в соответствии с действующим законодательством. Они пользуются правами и несут обязанности в семейных отношениях наравне с гражданами Республики Молдова. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право передвигаться по территории Республики Молдова и выбирать место жительства в порядке, установленном действующим законодательством. Им гарантируется право на неприкосновенность личности и жилища. Они имеют право на эффективное восстановление в правах компетентными судами и иными публичными властями в случае нарушения их прав, свобод и законных интересов, имеют право обращаться с заявлением к парламентскому адвокату. При этом они пользуются в суде и других органах теми же процессуальными правами, что и граждане Республики Молдова. Иностранным гражданам гарантируется право обращения за защитой в дипломатические представительства своих государств.

Основные обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства:

Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать Конституцию и другие законы Республики Молдова. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право проживать в Республике Молдова по действительным удостоверяющим личность документам. С иностранных граждан и лиц без гражданства взимаются налоги, пошлины, сборы и другие платежи на общих основаниях с гражданами Республики Молдова, если иное не предусмотрено межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Республика Молдова. Данные лица не имеют права избирать и быть избранными в законодательные, исполнительные и другие выборные органы, а также принимать участие во всенародном голосовании, не могут быть ленами партий и других общественно-политических организаций, проходить военную службу в Вооруженных силах Республики Молдова. Иностранные граждане и лица без гражданства, принятые в учебные заведения, имеют права и обязанности в соответствии с действующим законодательством и правилами, установленными данными учебными заведениями. Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны пройти медицинское обследование с целью выявления заражения ВИЧ-инфекцией или заболевания СПИДом.

Иностранные граждане и лица без гражданства за нарушение действующего законодательства несут административную и уголовную ответственность, также им может быть сокращен срок пребывания в Республике. Однако иностранные граждане и лица без гражданства могут быть выданы другому государству только на основании международного соглашения, на условиях взаимности или по решению судебной инстанции. Право убежища предоставляется и изымается в соответствии с законом и с соблюдением международных договоров. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть высланы в страну, в отношении которой имеются доказательства того, что они в ней преследуются по мотивам расовой, национальной, религиозной принадлежности, по политическим убеждениям либо подвергаются бесчеловечному и унижающему достоинство обращению, пыткам или смертной казни.

Конституция Республики Молдова является конституцией демократического правового государства. В ней довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Четко построенная система Конституции позволяет увидеть, что нормы, содержащие определения прав и свобод подкрепляются гарантиями их реализации и защиты. В ней заложен огромный потенциал, при реализации которого у нашего государства есть шанс стать правовым и демократическим.

Время, которое мы прожили с Конституцией 1994г., показало, что многие ее положения остались декларативными, требующими конкретизации в законодательных актах. Зачастую получается, что реальная жизнь вступает в противоречие с «буквой закона». Именно в таких случаях, когда возникают так называемые пробелы в праве, требуется обращение к положениям Конституции. Много проблем возникает из-за экономических сложностей в стране – ведь там, где есть проблемы с экономикой, страдает и социальная сфера, а значит, нарушаются права человека. Кроме этого, все еще есть потребность в конкретизации положений о политических правах граждан — в частности, речь идет о правах на объединение и на свободу мысли и слова. Многопартийная система РМ требует детального решения этих вопросов.

Страна, в которой более семидесяти лет нарушались права и свободы человека, гражданина должна пройти долгий и нелегкий путь к становлению правового демократического государства. Тем не менее, цель работы, доказать, что Республика Молдова движется по верному пути в демократизации прав и свобод человека, была достигнута с помощью сравнительного анализа Основного закона нашей Республики с Конституциями Испании и Болгарии, а также с некоторыми конституционными положениями других стран. Исходя из проведенного сравнения, становится ясно, что наша Республика смогла перенять принцип преемственности демократических ценностей и идеалов. Остается только надеяться на эффективность их применения на правовом пространстве Молдовы.

Федоров Г.К. «Теория государства и права» Кишинев 1998г.

Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. «Европейское право в области прав человека. Практика и комментарии» — М., «Права человека – Будапешт» COLPI 1997г.

«Конституционное право зарубежных стран. Учебник для ВУЗов» — М., «Норма – ИнфраМ» , 1999г.

Папа Иоанн-Павел II «Права человека//Российский бюллетень по правам человека» № 7 – М., 1995г.

«Конституционное право зарубежных стран. Общая часть». Под ред. Б. А. Страшуна – М., «Бек» 2000г.

«Теория права и государства. Учебник» под ред. В. В. Лазарева – М., «Право и закон» 2002г.

Иванов В.М. «Конституционное право Республики Молдова» Кишинев 2000г.

Воеводин Л.Д. «Юридический статус в России» М., 1997г.

Эбзеев Б.С. «Конституция. Демократия. Права человека» М., 1992г.

«Общая теория прав человека» под. ред. Е. А. Лукашовой М., 1996г.

Коваленко А.И. «Правовое государство. Концепции и реальность» М., 1993г.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995г.

Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985г.

Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран».-М.: Юрист,1997г.

Всеобщая декларация прав человека 1948г.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.

Конституция Республики Молдова от 27. 08. 1994 г.

Уголовный Кодекс РМ от. 18.04.2002, Monitorul oficial №128-129/1012 от 13.09.2002г.

Закон РМ «о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Молдова Nr.275-XIII от 10.11.94 МО N 20 от 29.12.1994г.

1 Ч. 3 ст. 1 Конституции Республики Молдова от 27. 08. 1994 г.

2 Федоров Г.К. «Теория государства и права» Кишинев 1998г. стр.152

3 Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. «Европейское право в области прав человека. Практика и комментарии» — М., «Права человека – Будапешт» COLPI 1997 г.

4 «Конституционное право зарубежных стран. Учебник для ВУЗов» — М., «Норма – ИнфраМ» , 1999 г., стр. 84

5 Папа Иоанн-Павел II «Права человека//Российский бюллетень по правам человека» № 7 – М., 1995 г., стр. 5

6 «Конституционное право зарубежных стран. Общая часть». Под ред. Б. А. Страшуна – М., «Бек» 2000г. стр. 121-122

7 «Теория права и государства. Учебник» под ред. В. В. Лазарева – М., «Право и закон» 2002 г. стр.480-481

8 Иванов В.М. «Конституционное право Республики Молдова» Кишинев 2000 г. стр. 183

9 Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995. С.195

10 Воеводин Л.Д. «Юридический статус в России» М., 1997г. стр. 184

11 Уголовный Кодекс РМ от. 18.04.2002, Monitorul oficial №128-129/1012 от 13.09.2002

Раздел II. Основные права, свободы и обязанности

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 15. Универсальность

Граждане Республики Молдова пользуются правами и свободами, закрепленными Конституцией и другими законами, и имеют предусмотренные ими обязанности.

(1) Уважение и защита личности составляют первостепенную обязанность государства.

(2) Все граждане Республики Молдова равны перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения.

(1) Гражданство Республики Молдова приобретается, сохраняется или утрачивается в соответствии с условиями, предусмотренными органическим законом.

(2) Никто не может быть произвольно лишен гражданства или права изменить его.

(1) Граждане Республики Молдова пользуются защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами.

(2) Граждане Республики Молдова не могут быть выданы другому государству или высланы из страны.

(1) Иностранные граждане и лица без гражданства имеют те же права и обязанности, что и граждане Республики Молдова, с изъятиями, установленными законом.

(2) Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть выданы другому государству только на основании международного соглашения, на условиях взаимности или по решению судебной инстанции.

(3) Право убежища предоставляется и изымается в соответствии с законом и с соблюдением международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова.

(1) Любое лицо имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными судами в случае нарушения его прав, свобод и законных интересов.

(2) Ни один закон не может ограничить доступ к правосудию.

Любое лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все необходимые гарантии для защиты.

Никто не может быть осужден за действия или за бездействие, которые в момент их совершения не составляли преступления. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в момент совершения преступления.

(1) Каждый человек имеет право на признание его правосубъектности.

Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Статья 24. Право на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность

(1) Государство гарантирует каждому человеку право на жизнь и на физическую и психическую неприкосновенность.

(2) Никто не может подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство наказанию или обращению.

(3) Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к такому наказанию или казнен.

(1) Право на свободу и личную неприкосновенность ненарушимо.

(2) Обыск, задержание или арест лица допускаются только в случаях и порядке, предусмотренных законом.

(3) Срок задержания не может превышать 72 часов.

(4) Арест производится на основании выданного судьей ордера на срок не более 30 дней. Законность ордера может быть обжалована в соответствии с законом в вышестоящую судебную инстанцию. Срок ареста может быть продлен только судьей или судебной инстанцией в соответствии с законом не более чем до 12 месяцев.

(5) Основания задержания или ареста доводятся до сведения задержанного или арестованного незамедлительно, а обвинение — в кратчайший срок; основания задержания и обвинение предъявляются только в присутствии адвоката, выбранного или назначенного.

(6) Освобождение задержанного или арестованного обязательно, если основания задержания или ареста отпали.

(1) Право на защиту гарантируется.

(2) Каждый человек имеет право самостоятельно реагировать законными способами на нарушение своих прав и свобод.

(3) На протяжении всего процесса стороны имеют право пользоваться помощью адвоката, выбранного или назначенного.

(4) Вмешательство в деятельность лиц, осуществляющих защиту в установленных пределах, наказывается законом.

(1) Право на свободу передвижения по стране гарантируется.

(2) Каждому гражданину Республики Молдова обеспечивается право поселяться или пребывать в любом населенном пункте страны, выезжать из страны, эмигрировать из нее и возвращаться в нее.

Государство уважает и охраняет интимную, семейную и частную жизнь.

(1) Жилище и место пребывания неприкосновенны. Никто не может проникать или находиться в жилище или месте пребывания лица без его согласия.

(2) Законом допускаются отступления от положений части (1) в случаях необходимости:

a) исполнения ордера на арест или решения суда;

b) устранения опасности, угрожающей жизни, физической неприкосновенности или имуществу лица;

с) предотвращения распространения эпидемий.

(3) Обыск и осмотр места происшествия допускаются и производятся только в соответствии с законом.

(4) Обыск в ночное время запрещается, за исключением обыска при очевидном преступлении.

(1) Государство обеспечивает тайну писем, телеграмм и других почтовых отправлений, телефонных переговоров и иных законных видов связи.

(2) Отступления от положений части (1) допускаются законом в случаях, когда это необходимо в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния страны, общественного порядка и в целях предотвращения преступлений.

(1) Свобода совести гарантируется. Она должна проявляться в духе терпимости и взаимного уважения.

(2) Религиозные культы свободны и организуются сообразно собственным уставам и в соответствии с законом.

(3) В отношениях между религиозными культами запрещаются любые проявления вражды.

(4) Религиозные культы самостоятельны, отделены от государства и пользуются его поддержкой, в частности, в облегчении религиозного присутствия в армии, больницах, тюрьмах и приютах.

(1) Каждому гражданину гарантируется свобода мысли, мнений, а также свобода публичного выражения посредством слова, изображения или иными возможными способами.

(2) Свобода выражения не должна наносить ущерб чести, достоинству или праву другого лица иметь собственные взгляды.

(3) Запрещаются и наказываются законом оспаривание и опорочивание государства и народа, призывы к агрессивной войне, национальной, расовой или религиозной розни, подстрекательство к дискриминации, территориальному сепаратизму, общественному насилию, а также другие действия, посягающие на конституционный режим.

(1) Cвобода художественного и научного творчества гарантируется. Творчество не подвергается цензуре.

(2) Право граждан на интеллектуальную собственность, их материальные и моральные интересы, возникающие в связи с различными видами интеллектуального творчества, охраняются законом.

(3) Государство способствует сохранению, развитию и распространению достижений национальной и мировой культуры и науки.

(1) Право лица на доступ к любой информации, касающейся общественных дел, не может быть ограничено.

(2) Власти в соответствии со своей компетенцией обязаны обеспечивать достоверное информирование граждан об общественных делах и по вопросам личного характера.

(3) Право на информацию не должно наносить ущерб мерам, направленным на защиту граждан, или национальной безопасности.

(4) Средства массовой информации, как государственные, так и частные, обязаны обеспечивать достоверное информирование общественности.

(5) Средства массовой информации не подвергаются цензуре.

(1) Право на образование обеспечивается обязательным общим образованием, лицейским и профессиональным образованием, высшим образованием, а также другими формами обучения и повышения квалификации.

(2) Государство обеспечивает в соответствии с законом право лица на выбор языка воспитания и обучения.

(3) Изучение государственного языка обеспечивается в учебных заведениях всех уровней.

(4) Государственное образование является бесплатным.

(5) Учебные заведения, в том числе негосударственные, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законом.

(6) Высшие учебные заведения имеют право на автономию.

(7) Государственное лицейское, профессиональное и высшее образование в равной степени доступно всем в зависимости от способностей.

(8) Государство обеспечивает в соответствии с законом свободу религиозного образования. Государственное образование носит светский характер.

(9) Преимущественное право выбирать сферу обучения детей принадлежит родителям.

(1) Право на охрану здоровья гарантируется.

(2) Минимальный уровень государственного медицинского обеспечения является бесплатным.

(3) Структура национальной системы здравоохранения и средства, предназначенные для охраны физического и психического здоровья лица, устанавливаются в соответствии с органическим законом.

(1) Каждый человек имеет право на экологически безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, а также на безопасные продукты питания и предметы быта.

(2) Государство гарантирует каждому человеку право на свободный доступ к достоверной информации о состоянии природной среды, условиях жизни и труда, качестве продуктов питания и предметов быта и на ее распространение.

(3) Утаивание или искажение информации о вредных для здоровья людей факторах запрещается законом.

(4) Физические и юридические лица несут ответственность за вред, причиненный здоровью и имуществу лица вследствие экологического правонарушения.

(1) Воля народа является основой государственной власти. Эта воля находит выражение в свободных выборах, проводимых периодически на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании.

(2) Право избирать имеют граждане Республики Молдова, достигшие на день выборов 18-летнего возраста, за исключением лиц, лишенных этого права в порядке, установленном законом.

(3) Право быть избранным гарантируется гражданам Республики Молдова, имеющим право избирать, в соответствии с законом.

(1) Граждане Республики Молдова имеют право на участие в управлении общественными делами как непосредственно, так и через своих представителей.

(2) Любому гражданину обеспечивается в соответствии с законом доступ к государственной службе.

Митинги, демонстрации, манифестации, шествия или любые иные собрания являются свободными и могут организовываться и проводиться только мирно и без какого бы то ни было оружия.

(1) Граждане могут свободно объединяться в партии и другие общественно-политические организации, способствующие выявлению и выражению политической воли граждан и участвующие в выборах в соответствии с законом.

(2) Партии и другие общественно-политические организации равны перед законом.

(3) Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов партий и других общественно-политических организаций.

(4) Партии и другие общественно-политические организации, цели или деятельность которых направлены против политического плюрализма, принципов правового государства, суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Молдова, являются неконституционными.

(5) Тайные объединения запрещены.

(6) Запрещается деятельность партий, состоящих из иностранных граждан.

(7) Государственные должности, занятие которых несовместимо с членством в партиях, устанавливаются органическим законом.

(1) Любой работник вправе создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов.

(2) Профессиональные союзы создаются и осуществляют свою деятельность согласно своим уставам и в соответствии с законом. Они содействуют защите профессиональных, экономических и социальных интересов работников.

(1) Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и удовлетворительные условия труда, а также право на защиту от безработицы.

(2) Работники имеют право на защиту труда. Меры по защите касаются безопасности и гигиены труда, режима труда женщин и молодежи, установления минимальной заработной платы в сфере экономики, еженедельного отдыха, оплачиваемого отпуска, труда в тяжелых условиях, а также других специфических ситуаций.

(3) Продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов.

(4) Право на переговоры по вопросам труда и обязательность коллективных договоров гарантируются.

(1) Принудительный труд запрещен.

(2) Не считаются принудительным трудом:

а) военная служба или заменяющая ее деятельность лиц, которые согласно закону не проходят обязательную военную службу;

b) труд осужденного лица в период лишения свободы или исправительных работ без лишения свободы, осуществляемый в нормальных условиях;

с) труд в условиях стихийных бедствий или иной опасности, а также труд, являющийся частью обычных гражданских обязанностей, установленных законом.

(1) Признается право на забастовку. Забастовки могут проводиться только с целью защиты профессиональных интересов работников экономического и социального характера.

(2) Законом устанавливаются условия осуществления права на забастовку, а также ответственность за незаконное проведение забастовок.

(1) Право частной собственности, а также долговые обязательства, взятые на себя государством, гарантируются.

(2) Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в случае установленной законом общественной необходимости при условии справедливого и предварительного возмещения.

(3) Законно добытое имущество не может быть конфисковано. Законность добытого подразумевается.

(4) Имущество, предназначенное, использованное для совершения преступлений или правонарушений либо добытое в результате совершения преступлений или правонарушений, может быть конфисковано только в соответствии с законом.

(5) Право частной собственности обязывает к соблюдению требований защиты окружающей среды и обеспечению добрососедства, а также к соблюдению других требований, которые согласно закону возлагаются на собственника.

(6) Право наследования частной собственности гарантируется.

(1) Государство обязано принимать меры для обеспечения любому человеку достойного жизненного уровня, потребного для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, в том числе пищи, одежды, жилища, медицинского ухода и необходимого социального обслуживания.

(2) Граждане имеют право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или в других случаях утраты средств к существованию по не зависящим от них обстоятельствам.

(1) Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

(2) Семья основана на браке, заключенном по взаимному согласию мужчины и женщины, на их равноправии и на праве и обязанности родителей растить, воспитывать и обучать детей.

(3) Условия заключения, расторжения брака и признания его недействительным устанавливаются законом.

(4) Дети обязаны заботиться о родителях и помогать им.

(1) Государство экономическими и иными мерами способствует образованию семьи и выполнению ею своих функций.

(2) Государство покровительствует материнству, детству и молодежи и содействует развитию соответствующих учреждений.

(3) Все заботы по содержанию, обучению и воспитанию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, возлагаются на государство и общество. Государство поощряет и поддерживает благотворительность в отношении таких детей.

(1) Мать и ребенок имеют право на особую помощь и защиту. Все дети, в том числе внебрачные, пользуются одинаковой социальной защитой.

(2) Дети и молодежь пользуются особой поддержкой в осуществлении своих прав.

(3) Государство предоставляет необходимые пособия на детей и помощь для ухода за больными детьми или детьми с физическими, умственными и психическими отклонениями. Иные формы социального обеспечения детей и молодежи устанавливаются законом.

(4) Эксплуатация несовершеннолетних, использование их на работах, наносящих вред здоровью или нравственности либо подвергающих опасности жизнь или нормальное развитие, запрещаются.

(5) Власти обеспечивают условия для свободного участия молодежи в социальной, экономической, культурной и спортивной жизни страны.

(1) Лица с физическими, умственными и психическими отклонениями пользуются особой защитой всего общества. Государство обеспечивает им нормальные условия для лечения, реабилитации, получения образования, обучения и включения в жизнь общества.

(2) Никто не может быть подвергнут принудительному лечению иначе как в случаях, предусмотренных законом.

(1) Граждане имеют право обращаться к властям с петициями только от своего имени.

(2) Законно созданные организации имеют право обращаться с петициями исключительно от имени коллективов, которые они представляют.

(1) Лицо, ущемленное в каком-либо своем праве властью посредством какого-либо административного акта или неудовлетворением прошения в установленный срок, может добиваться признания своего права, отмены акта и возмещения ущерба.

(2) Государство согласно закону несет материальную ответственность за ущерб, причиненный ошибками, допущенными в уголовных процессах следственными органами и судами.

(1) В Республике Молдова не могут быть приняты законы, запрещающие или умаляющие права и основные свободы человека и гражданина.

(2) Осуществление прав и свобод не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом, соответствуют общепризнанным нормам международного права и необходимы в интересах национальной безопасности, территориальной целостности, экономического благосостояния страны, общественного порядка, в целях предотвращения массовых беспорядков и преступлений, защиты прав, свобод и достоинства других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

(3) Положения части (2) не допускают ограничения прав, провозглашенных в статьях 20 — 24.

(4) Ограничение должно соответствовать обстоятельству, вызвавшему его, и не может затрагивать существование права или свободы.

Глава III. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Статья 55. Осуществление прав и свобод

Каждый человек осуществляет свои конституционные права и свободы добросовестно, без нарушения прав и свобод других лиц.

Статья 56. Преданность стране

(1) Преданность стране священна.

(2) Граждане, которым доверены государственные должности, а также военнослужащие несут ответственность за честное исполнение своих обязанностей и приносят в предусмотренных законом случаях соответствующую присягу.

(1) Защита Родины — священное право и долг каждого гражданина.

(2) Военная служба осуществляется в соответствии с законом в рядах вооруженных сил, предназначенных для обеспечения национальной обороны, охраны границ, поддержания общественного порядка.

(1) Граждане обязаны участвовать в общественных расходах посредством уплаты налогов и сборов.

(2) Налоговая система, предусмотренная законом, должна обеспечивать справедливое распределение налогового бремени.

(3) Любые налоги, за исключением установленных законом, запрещены.

Охрана окружающей среды, сохранение и охрана памятников истории и культуры являются обязанностью каждого гражданина.