Комментарий к статье 3 кодекса

1. Семейное законодательство — это система законодательных актов, регулирующих

семейные отношения, круг которых определен в ст.2 СК (см. комментарий к ней).

В соответствии со ст.72 (п.»к» ч.1) Конституции РФ семейное законодательство

относится к совместной компетенции РФ и ее субъектов. Соответственно п.2 ст.3

СК в состав семейного законодательства включает СК, другие федеральные законы,

а также законы субъектов РФ.

2. Актом, определяющим всю систему семейного законодательства, является

СК — основополагающий федеральный закон в области правового регулирования

семейных отношений. В соответствии с ним могут приниматься другие федеральные

законы и законы субъектов РФ. В соответствии со ст.76 Конституции РФ нормы

семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать

СК (п.2 ст.3 СК), а при наличии других федеральных законов, регулирующих семейные

отношения, — и этим федеральным законам. В случае их противоречия действуют

нормы СК (других федеральных законов).

Положения самого СК не должны в свою очередь противоречить Конституции

РФ (ст.15 Конституции РФ).

СК — систематизированный федеральный законодательный акт. В нем установлены

основные начала семейного законодательства (ст.1 СК), определен круг регулируемых

семейным законодательством отношений (ст.2 СК), общие положения, касающиеся

осуществления и защиты семейных прав (ст.7-9 СК), а также непосредственно

решены важнейшие вопросы брака и семьи, которые в целях обеспечения и защиты

семейных прав граждан требуют единообразного решения на всей территории РФ

(полномочия РФ в области регулирования семейных отношений — ст.73 Конституции

РФ). СК содержит также нормы о праве, подлежащем применению (российского или

иностранного государства) к семейным отношениям с участием иностранных граждан

и лиц без гражданства (коллизионные нормы), которые в соответствии со ст.71

(п.»п» ч.1) относятся к исключительной компетенции РФ.

3. В части 2 п.2 комментируемой статьи определено соотношение федерального

законодательства и законодательства субъектов РФ. Вопросы, отнесенные к ведению

субъектов РФ, указаны в ст.13, 32, 58, 121, 123, 151 СК. Законодательство

субъектов РФ может разрешать также вопросы, непосредственно СК не урегулированные,

но при этом входящие в круг семейных отношений, указанных в ст.2 СК (см. комментарий

к ней). Регулирование этих вопросов не должно также противоречить основным

началам семейного законодательства, закрепленным в ст.1 СК (см. комментарий

4. Понятие «семейное законодательство» включает в себя только законодательные

акты: СК, другие федеральные законы и законы субъектов РФ (п.2 ст.3 СК). Наряду

с ними вопросы, относящиеся к кругу отношений, регулируемых семейным законодательством

(ст.2 СК), могут быть решены актами Президента РФ и Правительства РФ, а на

уровне субъектов РФ — нормативными правовыми актами органов исполнительной

власти субъектов РФ, принимаемыми во исполнение и в соответствии с законами

СК дает основание сделать вывод, что указы Президента РФ, не противоречащие

СК или другим федеральным законам, могут быть приняты по любому вопросу, который

входит в компетенцию Президента РФ (ст.80-90 Конституции РФ).

В соответствии со ст.115 Конституции РФ Правительством РФ могут издаваться

нормативные правовые акты на основании и во исполнение СК, других федеральных

законов и нормативных указов Президента РФ. Ведомственные нормативные акты

по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства

РФ, содержащемуся в принятом им постановлении на основании и во исполнение

СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства

РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ,

может быть отменено Президентом РФ (ст.115 Конституции РФ).

5. СК относит к компетенции Правительства РФ следующие вопросы:

определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых

производится удержание алиментов (ст.82 СК). Их перечень утвержден постановлением

Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О перечне видов заработной платы

и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних

детей» (СЗ РФ, 1996, N 31, ст.3743);

установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся

без попечения родителей (ст.122 СК). Такой порядок в настоящее время установлен

постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 919 «Об организации

централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» (СЗ РФ,

1996, N 33, ст.3995);

определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить

ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную

семью (ст.127 СК). Такой перечень определен постановлением Правительства РФ

от 1 мая 1996 г. N 542 (СЗ РФ, 1996, N 19, ст.2304);

установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых

ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст.149 СК). Выплата

указанных средств на содержание подопечных детей производится на основании

постановления Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 1992 г. N 409 и Положения

о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством),

утвержденного приказом Минобразования РФ от 16 февраля 1993 г. N 50 (БНА РФ,

утверждение Положения о приемной семье (ст.151 СК). В настоящее время

действуют постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829, которым

утверждено Положение о приемной семье (СЗ РФ, 1996, N 31, ст.3721);

установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых

ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст.155 СК). Уровень их материального

обеспечения установлен в Положении о приемной семье, утвержденном постановлением

Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье».

Статья 3 СК РФ. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Комментарии к ст. 3 СК РФ

1. Конституция РФ занимает особое место в иерархии нормативных правовых актов, регулирующих семейные отношения, — все положения семейного законодательства должны соответствовать Конституции РФ и не могут противоречить ей.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. К совместному ведению в силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ отнесена также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

2. К семейному законодательству комментируемая статья относит, во-первых, СК РФ; во-вторых, другие федеральные законы; в-третьих, законы субъектов РФ.

Действующий Семейный кодекс является четвертым кодифицированным актом российского семейного законодательства. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г., подписан Президентом РФ 29 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие. Специального закона о введении в действие СК РФ принято не было. Порядок введения в действие СК РФ, его применения закреплен в заключительных положениях (разд. VIII, ст. ст. 168 — 170). Положения СК РФ применяются к правоотношениям, возникшим после введения его действие (п. 1 ст. 169). По семейным отношениям, возникшим до введения его в действие, положения СК РФ подлежат применению к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие. В структуре СК выделено 8 разделов, включающих 170 статей: разд. I «Общие положения»; разд. II «Заключение и прекращение брака»; разд. III «Права и обязанности супругов»; разд. IV «Права и обязанности родителей и детей»; разд. V «Алиментные обязательства членов семьи», разд. VI «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», разд. VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства» и разд. VIII «Заключительные положения».

К числу других федеральных законов, содержащих нормы семейного законодательства, следует отнести: от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и др.

Субъекты РФ вправе принимать законы, регулирующие семейные отношения, в двух случаях: во-первых, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов СК РФ; во-вторых, по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Безусловное требование — нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать СК РФ.

Иллюстрацией первого случая может служить ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ: порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов РФ. Соответствующие законы приняты во многих субъектах РФ: во Владимирской, Вологодской, Калужской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Тамбовской, Тверской и других областях. Устанавливая порядок и условия вступления в брак до достижения возраста 16 лет, субъекты РФ должны учитывать, что такие случаи должны носить исключительный характер. Примером законов субъектов РФ по вопросам, которые непосредственно СК РФ не урегулированы, могут служить законы, принятые в целом ряде субъектов по реализации форм защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. На территории отдельных субъектов РФ предусмотрена такая форма защиты прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, как патронат, патронатное воспитание. Например, в Пермском крае действует Закон Пермской области от 6 октября 2000 г. N 1129-164 «О патронатном воспитании» (в ред. от 27 апреля 2007 г.).

Отдельные законы субъектов РФ посвящены деятельности Уполномоченного по правам ребенка, например Закон г. Москвы от 3 октября 2001 г. N 43 «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве».

В силу п. 2 ст. 121 СК РФ вопросы организации и органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются наряду с СК РФ и ГК РФ законами субъектов РФ. Примером может служить Закон Пермского края от 26 декабря 2007 г. N 171-ПК «О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц» (в ред. от 1 ноября 2008 г.).

3. Регулирование семейных отношений может осуществляться не только на уровне законов, но и подзаконными нормативными правовыми актами. Примерами тому могут служить постановления Правительства РФ. В целях реализации положений ст. 82 СК РФ принято Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (в ред. от 15 августа 2008 г.). В силу прямого указания п. 1 ст. 127 СК Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 (в ред. от 19 марта 2001 г.) утвержден Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью .

СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3743; 1998. N 21. Ст. 2240; 2003. N 3269; 2004. N 8. Ст. 663; 2008. N 29. Ст. 3515; N 34. Ст. 3922.

СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2304; 2001. N 13. Ст. 1251.

В целях реализации положений Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 (в ред. от 11 апреля 2006 г.) утверждены Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием .

СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1434; 2005. N 11. Ст. 950; 2006. N 16. Ст. 1748.

Закон субъекта рф о семье

Комментарий к статье 3

1. В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Совместное ведение — это круг вопросов, в решении которых могут принимать участие органы государственной власти РФ и ее субъектов.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (ред. от 29.03.2008) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти .

СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

Предметы совместного ведения // Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. М., 2002

2. Семейное законодательство — это совокупность правовых норм, регулирующих семейные отношения по поводу условий и порядка вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирования личных неимущественных и имущественных отношений между членами семьи, определения форм и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейное законодательство состоит из:

Семейного кодекса РФ — основополагающего федерального закона в области правового регулирования семейных отношений, определяющего всю систему семейного законодательства;

федеральных законов, которые принимаются в соответствии с СК РФ (например, Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ (ред. от 18.07.2006) «Об актах гражданского состояния» , Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (ред. от 01.03.2008) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» , Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ (ред. от 01.03.2008) «О государственной социальной помощи» , Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О гражданстве Российской Федерации» , Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.);

СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.

СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.

СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1755. (Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 г.)

законов субъектов РФ (Закон Республики Адыгея от 25 мая 2005 г. N 319 (ред. от 27.02.2008) «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , Закон Республики Адыгея от 21 июля 2005 г. N 338 (ред. от 28.12.2007) «О размере и порядке ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а также переданных на воспитание в приемную семью» , Закон Белгородской области от 31 января 2005 г. N 167 «Об ответственности родителей за воспитание детей» , Закон Белгородской области от 25 ноября 2005 г. N 3 «Об улучшении жилищных условий граждан, усыновивших детей на территории Белгородской области» и др.).

СЗ Республики Адыгея. 2005. N 5. СЗ Республики Адыгея. 2005. N 7. Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2004. Декабрь — январь 2005. N 66. Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2005. Сентябрь — ноябрь. N 77.

Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения в пределах, установленных СК РФ, и по вопросам, непосредственно отнесенным данным Кодексом к ведению субъектов РФ, например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста 16 лет (ч. 2 ст. 13 СК РФ); при заключении брака присоединение к своей фамилии фамилии другого супруга (ч. 1 ст. 32 СК РФ); присвоение фамилии и отчества ребенку (ч. 2, 3 ст. 58 СК РФ) и др.

Законодательство субъектов РФ может разрешать вопросы, непосредственно комментируемым Законом не урегулированные, но при этом входящие в круг семейных отношений. Регулирование этих вопросов не должно также противоречить основным началам семейного законодательства. Законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить СК РФ. При наличии противоречий между ними применению подлежит СК РФ (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 (ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения Конституции РФ при осуществлении правосудия» ).

Бюллетень ВС РФ. 1996. N 1.

3. В комментируемой статье установлено, что Правительство РФ вправе принимать нормативно-правовые акты на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и указов Президента РФ.

Так, в соответствии с СК РФ к компетенции Правительства РФ, в частности, относится: определение видов заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей (ст. 82) ; определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ (ч. 2 ст. 125) и др.

См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 (ред. от 06.02.2004) «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3743. См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 (ред. от 11.04.2006) «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях обеспечения защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 (ред. от 11.05.2007) «О детском доме семейного типа» . В нем определяются порядок организации детского дома семейного типа. Также можно привести Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» , которое было принято в соответствие со ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» .

СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880. СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1251. СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6622. СЗ РФ. 2007. N 1 (часть I). Ст. 19.

Во исполнение Указа Президента РФ от 18 июня 1996 г. N 932 «О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1996 г. N 1032 (ред. от 22.09.1999) был утвержден Национальный план по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г. .

СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3060. СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4300.

Закон субъекта рф о семье

В специальном юридическом смысле источниками права признаются формы выражения правовых норм.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК. Семейное законодательство включает в себя Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с Кодексом, а также законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции в правовой системе России все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений не должны противоречить положениям Конституции.

1. Основным источником семейного права, является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г. Кодекс охватывает широкий круг семейных отношений, вмешательство государства сведено до разумного минимума, введено договорное регулирование ряда отношений между членами семьи.

Действие Семейного кодекса во времени определяется ст. 168—169 СК. По общему правилу нормы СК применяются к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие, то есть после 1 марта 1996 г., и не имеют обратной силы. Однако, если семейное правоотношение носит длящийся характер, т.е. возникло до 1 марта 1996 г. и продолжает существовать после этой даты, то нормы Кодекса применяются лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.

Для отдельных положений Кодексом установлены иные (специальные) сроки введения в действие, то есть не с 1 марта 1996 г.

Ряд норм Семейного кодекса в силу прямого указания законодателя имеют обратную силу, то есть распространяются на те отношения, которые возникли до 1 марта 1996 г. Так, из п.3 ст.169 следует, что установленное в ст. 25 СК правило о моменте прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу применяется только к бракам, расторгнутым судом после 1 мая 1996 г.

В соответствии с п.2 ст.169 СК судебный порядок усыновления детей, предусмотренный ст.125 СК, применяется со дня введения в действие федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Такой закон был принят и вступил в силу 27 сентября 1996 г. С этой даты в России применяется судебный порядок усыновления детей. До 27 сентября 1996 г. действовал предусмотренный ст. 98 КоБС административный порядок усыновления детей.

2. В состав источников семейного права входят и принимаемые в соответствии с Семейным кодексом другие федеральные законы. Например, в развитие установленных в разделе VI СК «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» норм принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Отдельные нормы семейного права содержатся и в некоторых других федеральных законах: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

3. В пункте 2 ст. 3 СК, семейное законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ.

Законами субъектов Федерации в соответствии с п. 2 ст. 3 СК могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных Семейным кодексом.

а) Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121); определение дополнительных по сравнению с Кодексом форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152).

б) Законы субъектов Федерации в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно Семейным кодексом не урегулированным. В частности, дополнение и развитие субъектами Федерации и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот.

Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как Семейному кодексу (п. 2 ст. 3 СК), так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит Семейный кодекс или федеральный закон.

4. К источникам семейного права относятся нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения.

а) Указы Президента РФ, которые согласно п. 2 ст. 90 Конституции РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В основном указами Президента утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства, или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.

б) Как следует из п.3 ст.3 СК, Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако возможно лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ.

Так, в соответствии с СК к компетенции Правительства РФ, в частности, относится: определение видов заработка и иного дохода, из которых производится удержаниe алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82 СК); определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитанием детей в семьях усыновителей на территории РФ (п. 2 ст.125 СК); установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (ст. 127 СК); определение порядка и размера выплаты опекуну денежных средств на содержание ребенка (ст. 150 СК); утверждение положения о приемной семье (ст. 151 СК); определение порядка выплаты и размера денежных средств на содержание ребенка в приемной семье (ст. 155 СК) и другие вопросы.

в) В ст. 3 СК отсутствует упоминание о таких источниках семейного права, как нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Однако такие акты издавались как до, так и после принятия СК. Так, например, во исполнение Постановления Правительства РФ № 542 от 1 мая 1996 г. «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью издан приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями». Ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ.

Нормативные акты любого государственного органа должны соответствовать положениям Семейного кодекса и других федеральных законов.

5. Постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении гудами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов», от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления», от 28 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»‘, и постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

Семейный кодекс в ст.4 СК предусматривает основания и пределы применения гражданского законодательства к семейным отношениям. В соответствии со ст.2 СК гражданское законодательство может применяться как к имущественным, так и личным неимущественным отношениям между членами семьи, но только при условии, что они не урегулированы соответствующими нормами семейного законодательства и имеются необходимые нормы гражданского законодательства. При этом применение норм гражданского законодательства не должно противоречить существу семейных отношений, обладающих определенной спецификой.

Применение гражданского законодательства к семейным отношением может осуществляться также в случаях, непосредственно предусмотренных СК. Так, СК прямо обязывает использовать следующие нормы гражданского законодательства:

а) статьи 198—200 и 202—205 ГК — при применении норм, устанавливающих исковую давность (ст. 9 СК);

б) статьи 257 и 258 ГК — при определении прав супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 33 СК);

в) статьи 451—453 ГК — при предъявлении кредитором супруга-должника требования об изменении условий или расторжения заключенного между ними договора (п. 2 ст. 46 СК);

г) статьи 26 и 28 ГК — при определении права ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом (п. 3 ст. 60 СК);

д) статья 37 ГК — при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка (ч. 3 п. 3 ст. 60 СК);

е) пункт 1 ст. 165 ГК — при несоблюдении предусмотренной законом формы соглашения об уплате алиментов (п. 1 ст. 100 СК);

ж) пункт 2 ст. 36 ГК — при решении вопроса о возможности раздельного проживания детей, находящихся под попечительством, и попечителей (п. 1 ст. 148 СК);

з) статьи 36—38 ГК — при определении гражданских прав и обязанностей опекунов (попечителей) (п. 4 ст. 150 СК);

и) статья 181 ГК — при применении срока исковой давности к признанию брака недействительным (п. 3 ст. 15 СК).

В отдельных нормах СК имеются ссылки на необходимость применения правил гражданского законодательства без указания при этом конкретных статей ГК или иного нормативного правового акта, подлежащих использованию. В частности, обращение к гражданскому законодательству необходимо в случаях применения положений о долевой собственности к имуществу, приобретенному совместно лицами, брак которых признан недействительным (п. 2 ст. 30СК); возмещения добросовестному супругу при признании брака недействительным причиненного ему материального и морального вреда (п. 4 ст. 30 СК); изменения или расторжения брачного договора (п. 2 ст. 43 СК); признания брачного договора недействительным (п. 1 ст. 44 СК); ответственности супругов за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми (п. 3 ст. 45 СК); определения вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми (п. 2 ст. 121 СК); установления или прекращения опеки или попечительства над детьми (п.З ст. 145 СК).

Для семейного права имеют также те положения ГК, в которых содержатся определения основополагающего характера (например: правоспособность и дееспособность граждан, место жительства, эмансипация, имя гражданина, убытки, моральный вред, недействительность сделки, исковая давность, ответственность и др.).

Восполнение пробелов в семейном законодательстве посредством аналогии закона или аналогии права предусмотрено ст. 5 СК. Под аналогией закона принято понимать решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отношения, а под аналогией правa — решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства.

Обязательным условием применения на практике аналогии закона являются:

а) неурегулированность спорных семейных отношений нормами семейного законодательства или соглашением сторон;

б) отсутствие норм гражданского права, прямо регулирующих эти семейные отношения.

Разрешение семейного спора при помощи аналогии не должно противоречить существу семейных отношений.

В ст.6 СК закреплен принцип приоритетного применения правил международного договора Российской Федерации в случае несоответствия ему законодательства РФ, установленный Конституцией РФ (п. 4 ст. 15).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции в правовую систему РФ введены две категории международно-правовых норм:

а) общепризнанные принципы и нормы международного права, к которым относятся принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом государств, то есть обязательные для всех его ненов.

б) международные договоры РФ, включая межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера независимо от вида и наименования, заключенные как с иностранными государствами, так и с международными организациями.

В случае расхождения отдельных положений семейного законодательства с правилами международного договора, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этим договором или нормами.

В РФ признано обязательным соотнесение семейного законодательства с положениями основных международно-правовых актов: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также, документы Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций.

Особо следует выделить такой международный договор Российской Федерации по вопросам регулирования семейных отношений, как Конвенция стран-участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Закон субъекта рф о семье

3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

Согласно Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Следовательно, включает в себя наряду с федеральными законами и законы субъектов РФ. Семейное законодательство – это система нормативно-правовых актов, регулирующих семейные отношения.

Семейное законодательство состоит из СК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и законов субъектов. Семейный кодекс РФ является основным кодифицированным федеральным законом в сфере правового регулирования семейных отношений. Наряду с СК РФ могут быть приняты и иные федеральные законы. Но эти законы должны соответствовать СК РФ и не противоречить ему. Семейный кодекс РФ определяет круг правоотношений, регулируемых семейным законодательством, устанавливает общие положения, связанные с осуществлением и защитой семейных прав, а также нормы, подлежащие применению к семейным отношениям, участниками которых являются иностранные граждане и лица без гражданства.

Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, которые непосредственно не урегулированы Семейным Кодексом. Законы субъектов РФ не должны противоречить СК РФ и Конституции РФ. Указы президента, принятые по вопросам, входящим в его компетенцию и не противоречащие СК РФ и иным федеральным законам, также могут содержать нормы, регулирующие семейные отношения.

В случаях, предусмотренных СК РФ, иными федеральными законами и указами Президента, Правительство РФ вправе принимать нормативно-правовые акты.

Правительство РФ может принимать нормативные акты, регулирующие следующие вопросы:

1) утверждение перечня видов заработка и иных доходов родителей, из которых производится удержание алиментов на воспитание несовершеннолетних детей;

2) определение порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей;

3) установление размера и порядка выплаты денежных средств, ежемесячно выплачиваемых на содержание детей попечителю или опекуну;

4) установление порядка выплаты и размера денежных средств, ежемесячно выплачиваемых на содержание детей приемной семье;

5) определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, взять на воспитание в приемную семью, установить над ним опеку или попечительство;

6) утверждение положения о приемной семье. Правительство РФ принимает соответствующие

постановления по всем указанным вопросам.

Общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью правовой системы РФ. В случае противоречия норм российского семейного законодательства и международного права применяются нормы международного права.