Аккредитация на право поверки средств измерений закон

С 01 января 2016 года вступил в силу Закон Украины «О метрологии и метрологической деятельности» от 05.06.2014 г. № 1314-VII (далее по тексту – Закон). Принятие Закона в новой редакции направлено на имплементацию украинского законодательства к европейским стандартам и гармонизацию основных понятий в сфере метрологии с международным словарем. Положения Закона изложены в соответствии с требованиями Директивы Международной организации законодательной метрологии OIML D1 «Рассмотрение закона о метрологии».

Изменились подходы к разным аспектам метрологической сферы, но принципы единства и точности измерений и соблюдения прав потребителей останутся приоритетными. В странах ЕС к точности измерений относятся со всей ответственностью, эта юридическая ответственность значительно серьезней, чем в Украине, и желающих сознательно нарушать метрологические правила в европейских странах практически нет. Главная идея принятия новой редакции Закона – создание условий для развития украинского производства путем повышения его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, развития предприятий-производителей СИТ в Украине. В предыдущей редакции Закона было множество ссылок на нормативные документы в форме нормативов по метрологии (ДСТУ). Для минимизации положений и стандартов по метрологии, детализации и урегулированию норм новой редакции Закона Кабинетом Министров Украины и профильными министерствами (Минэкономразвития) для обеспечения приведения нормативно-правовой базы в соответствие принято и находятся в состоянии обсуждения около 40 подзаконных актов (постановлений, приказов, технических регламентов), которые разработаны в соответствии с документами Европейского сотрудничества по законодательной метрологии (WELMEC).

Формирование и реализация государственной политики в сфере метрологии по новому Закону остается за Минэкономразвития, функции государственного метрологического надзора передаются центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере метрологического надзора, – Госпродпотребинспекции. У государственных предприятий (ГП «Укрметртестстандарт», ГП «Система», ННЦ «Институт метрологии», ГП «Ивано-Франковскстандартметрология» etc.) больше нет функций предоставления административных услуг по выдаче свидетельств об аттестации, но есть функция оценки соответствия СИТ техническим регламентам.

Сферой законодательно регулированной метрологии являются определенные этим Законом виды деятельности, относительно которых с целью обеспечения единства измерений и прослеживания осуществляется государственное регулирование измерений, единиц измерения и СИТ. Закон предусматривает отдельные виды метрологической деятельности: поверка законодательно регулированных СИТ, которые находятся в эксплуатации, оценка соответствия СИТ требованиям технических регламентов, которые тоже вступают в силу с 2016 года, калибрование СИТ. В свою очередь, вышеуказанное влечет за собой необходимость введения еще одного вида метрологической деятельности, в частности, метрологического надзора с целью проверки соблюдения субъектами хозяйствования требований Закона, технических регламентов и других нормативно-правовых актов в сфере метрологии и метрологической деятельности.

Объектами государственного метрологического надзора являются: СИТ, методики выполнения измерений, количество фасованного товара в упаковках. Государственный метрологический надзор относительно указанных объектов распространяется на измерения, результаты которых используются в следующих сферах: обеспечение защиты жизни и здравоохранения граждан, качества и безопасности продуктов питания, контроля состояния окружающей среды, безопасности условий труда, безопасности дорожного движения и технического состояния транспортных средств; в топографо-геодезических, картографических и гидрометеорологических работах, работах по землеустройству, торгово-коммерческих операциях и расчетах между покупателем (потребителем) и продавцом (поставщиком, производителем, исполнителем), во время предоставления транспортных услуг, услуг почтовой связи, поставки энергетических и материальных ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа, воды, нефтепродуктов и т. п.). Кроме того, это касается налогового и таможенного контроля, определения параметров застройки, обеспечения технической записи информации согласно законодательству, использования систем спутниковых навигационных систем, досудебного расследования, регистрации спортивных рекордов.

Формирование и реализация государственной политики в сфере метрологии по новому Закону остается за Минэкономразвития, функции государственного метрологического надзора передаются центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере метрологического надзора, – Госпродпотребинспекции.

Видами метрологического надзора являются: государственный рыночный контроль за соответствием законодательно регулированных СИТ требованиям технических регламентов и сам метрологический надзор за законодательно регулированными СИТ, находящимися в эксплуатации, и за количеством фасованного товара в упаковках. Отдельно нужно подчеркнуть, что за качеством СИТ, которые еще не были в эксплуатации, а только находятся в продаже, должен следить рыночный надзор, а за теми, которые находятся в эксплуатации, – метрологический надзор.

Государственный рыночный надзор осуществляется согласно Закону Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» от 02.12.2010 № 2735-VI с целью обеспечения соответствия продукции установленным требованиям, а также обеспечения отсутствия угроз общественным интересам. Государственный рыночный надзор, в том числе в метрологической деятельности, направлен на проверку характеристик продукции, в частности, отбор образцов продукции и их экспертизу (испытание); применение ограничительных (корректирующих) мер, которые включают: ограничение предоставления продукции на рынке, запрет предоставления продукции на рынке, изъятие продукции из оборота, отзыв продукции; контроль состояния выполнения решений о применении ограничительных (корректирующих) мер; предупреждение органами рыночного надзора потребителей (пользователей) о выявленной этими органами опасности, которую представляет продукция.

Но более детально остановимся на метрологическом надзоре за законодательно регулированными СИТ. В соответствии со ст. 22 Закона во время метрологического надзора по законодательно регулированными СИТ, находящимися в эксплуатации, у субъектов хозяйствования проводится проверка относительно:

— состояния соблюдения правил применения СИТ;

— соблюдения требований к периодической поверке СИТ;

— применения разрешенных единиц измерения во время эксплуатации СИТ.

Под соблюдением правил применения СИТ необходимо понимать их соответствие требованиям введенных в действие технических регламентов, которые раскрывают нормы предоставления на рынке и/или ввода в эксплуатацию на территории Украины любого СИТ. Производители во время ввода СИТ в оборот и/или ввода их в эксплуатацию должны гарантировать, что они были разработаны и изготовлены согласно требованиям, определенным в соответствующем техническом регламенте. Соблюдение правил является обязательным для граждан, субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляющих виды хозяйственной деятельности, в которых используются СИТ. Источником правил являются нормативно-правовые акты и требования, определенные в эксплуатационных документах на такие средства.

СИТ, применяющиеся в сфере законодательно регулированной метрологии, должны пройти оценку соответствия (главное правило применения СИТ). Оценка соответствия законодательно регулированных СИТ требованиям технических регламентов, в том числе первичная поверка и утверждение типа СИТ, проводится в случае, если это предусмотрено соответствующими техническими регламентами, а если СИТ не является таким, которое входит в сферу метрологии, оценка соответствия проводится на добровольных началах.

Оценку соответствия законодательно регулированных СИТ требованиям технических регламентов проводят субъекты хозяйствования – производители этих средств, предназначенные органы по оценке соответствия и другие субъекты, определенные в соответствующих технических регламентах или предусмотренных ими процедурах оценки соответствия. Следствием оценки соответствия является Сертификат утверждения типа СИТ, который удостоверяет, что тип СИТ утвержден, после чего СИТ включают в Государственный реестр СИТ, или же составление Декларации о соответствии. Процедура оценки соответствия согласно техническим регламентам может быть делегирована от производителей к импортерам или распространителям СИТ на рынке. Следует отметить, что производитель осуществляет процедуру оценки соответствия при условии наличия в его составе Аккредитованной испытательной лаборатории производителя, которая аккредитована национальным органом Украины по аккредитации (Национальное агентство по аккредитации Украины) или национальным органом по аккредитации другого государства. В другом случае подтвердить соответствие должна независимая третья сторона – орган по оценке соответствия, у которого есть соответствующий уровень аккредитации, сертифицированные аудиторы, испытательные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке. Производитель путем составления декларации о соответствии берет на себя ответственность за соответствие продукции требованиям, определенным в технических регламентах.

Внедрение системы оценки соответствия СИТ и их периодической поверки заменяет «непрозрачные схемы» государственных приемных и контрольных испытаний и государственной метрологической аттестации СИТ. Система оценки соответствия СИТ будет формироваться на основных положениях и требованиях директивы ЕС 2014/32/EU с использованием имеющихся в ней модулей оценки соответствия СИТ, в частности, относительно одобрения типа и первичной поверки СИТ. Таким образом, заменяются ранее существующие процедуры и понятия: «государственные испытания СИТ», «государственная метрологическая аттестация СИТ», «государственный метрологический контроль». Также уделено внимание необходимости оценивания неопределенности измерения во время калибрования СИТ (согласно новой редакции Закона это является обязательным в сфере законодательно регулированной метрологии). Калибрование СИТ проводят (научные) метрологические центры и калибровочные лаборатории, аккредитованные национальным органом Украины по аккредитации, у которых есть документально подтвержденная прослеживанность эталонов к национальным эталонам, эталонам других государств или международным эталонам соответствующих единиц измерения. Суть калибрования состоит в определении характеристик, с этой целью проводится сравнение с соответствующим эталоном, а не в установлении пригодности к использованию СИТ.

По качеству средств измерительной техники, которые еще не были в эксплуатации, а только находятся в продаже, должен следить рыночный надзор, а за теми, которые находятся в эксплуатации, – метрологический надзор.

Что касается оформления результатов калибрования, то в соответствии со ст. 27 Закона последнее проводится согласно национальным стандартам, гармонизованным с соответствующими международными и европейскими стандартами, и документам, принятым международными и региональными организациями по метрологии. Таким национальным стандартом сейчас является ДСТУ ISO/IEC 17025-2006.

Что касается соблюдения требований к периодической поверке СИТ, необходимо подчеркнуть, что наименование категории законодательно регулированных СИТ, подлежащих периодической поверке, и виды деятельности, принадлежащие к сфере законодательно регулированной метрологии согласно ст. 3 Закона, в которых СИТ используются, определены в постановлении Кабинета Министров Украины «Об утверждении перечня категорий законодательно регулируемых СИТ, подлежащих периодической поверке» от 04.06.2015 № 374. В этот Перечень не вошли такие категории СИТ, как: автоматизированные системы контроля и учета энергетических и материальных ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа, воды, нефтепродуктов и т. п.) для электромеханических систем и для электронных систем или систем, содержащих программный продукт; кеги; цистерны железнодорожные, поскольку такие СИТ, находящиеся в эксплуатации, не подлежат периодической поверке. Перечень таких категорий СИТ приведен в проекте постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Технического регламента законодательно регулированных средств измерительной техники», который находится на стадии обсуждения.

Действие Технического регламента распространяется на СИТ, подлежащие оценке соответствия, в частности такие СИТ, которые вошли в Перечень категорий законодательно регулируемых средств измерительной техники, подлежащих периодической поверке, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины № 374 от 04.06.2015 г., и те законодательно регулируемые СИТ, которые не охвачены:

Техническим регламентом неавтоматических взвешивающих приборов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 11.03.2009 № 190 (разработан на основе Директивы 2014/31/ЕС Европейского Парламента и Совета от 26 февраля 2014 года о гармонизации законодательства государств-членов относительно предоставления на рынке неавтоматических взвешивающих приборов);

Техническим регламентом относительно существенных требований к средствам измерительной техники, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 08.04.2009 № 332 (разработан согласно Директиве 2004/22/ЕС Европейского Парламента и Совета Европейского Союза на измерительные приборы от 31 марта 2004 года), который планируют заменить в ближайшее время на Технический регламент средств измерительной техники (разработан на основе Директивы 2014/32/ЕС Европейского Парламента и Совета от 26 февраля 2014 года о гармонизации законодательства государств-членов относительно предоставления на рынке СИТ). Действие этого Технического регламента средств измеренной техники будет распространяться на определенные категории СИТ, касающиеся счетчиков воды, счетчиков газа и приборов преобразования объема, счетчиков активной электрической энергии, теплосчетчиков, измерительных систем для беспрерывного и динамического измерения количества жидкостей, кроме воды, автоматических взвешивающих приборов, таксометров, материальных мер, приборов для измерения размеров и анализаторов отработанных газов.

Поверка СИТ проводится научными метрологическими центрами, метрологическими центрами и поверочными лабораториями, которые уполномочены на проведение поверки соответствующих средств или имеют международно признанные калибровочные и измерительные возможности по соответствующим видам измерений и/или с применением национальных эталонов.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 8июля 2015 года № 474 утвержден Порядок представления средств измерительной техники на периодическую поверку, обслуживание и ремонт. Действие Порядка распространяется на субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению, а также на потребителей соответствующих услуг – физических лиц, в собственности которых находятся средства измерительной техники, результаты измерений которых используются для осуществления расчетов за потребленные для бытовых нужд электрическую и тепловую энергию, газ и воду. Такой нормативно-правовой акт определяет процедуру представления средств измерительной техники, которые являются собственностью физических лиц и результаты измерений которых используются для осуществления расчетов за потребленные для бытовых нужд электрическую и тепловую энергию, газ и воду на периодическую поверку, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировку и монтаж). В Порядке указано, что периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) указанных СИТ осуществляются за счет исполнителей услуг по электро-, тепло- , газо- и водоснабжению и включаются в стоимость тарифа за указанные услуги.

Внедрение системы оценки соответствия средств измерительной техники и их периодической поверки заменяет «непрозрачные схемы» государственных приемных и контрольных испытаний и государственной метрологической аттестации СИТ.

Вопрос применения разрешенных единиц измерения во время эксплуатации средств измерительной техники нашел свое отражение в статье 5 Закона. В Украине применяются единицы измерения Международной системы единиц (SI), принятой Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованной Международной организацией законодательной метрологии (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, моль, кандела). Также в Украине подлежат применению единицы, которые не входят в SІ, но разрешены центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование политики в сфере метрологии и метрологической деятельности (разрешенные внесистемные единицы).

Для субъектов хозяйствования – производителей СИТ, которые занимаются экспортом товаров и услуг по калиброванию, единицы измерения могут устанавливаться заказчиком согласно заключенному между ними договору, и такая единица измерения является действующей. В любом случае субъекты хозяйствования – производители СИТ должны соблюдать Правила применения единиц измерения и написания названий и обозначений единиц измерения и символов величин, определенные в приказе Минэкономразвития от 04.08.2015 № 914 «Об утверждении определений основных единиц SI, названий и определений производных единиц SI, десятичных кратных и дольных от единиц SI, разрешенных внесистемных единиц, а также их обозначений и Правил применения единиц измерения и написания названий и обозначений единиц измерения и символов величин «. На маркировке продукции, которая предоставляется на рынке Украины, применяются международные обозначения единиц измерения (с использованием букв латинского или греческого алфавита). Одновременно на маркировке могут быть применены украинские обозначения единиц измерения (с использованием букв украинского алфавита). В этом случае украинские обозначения единиц измерения размещают в скобках после международных обозначений соответствующих единиц измерения и печатают шрифтом меньшего размера.

Законодатель изменил систему государственного принуждения в части ответственности за нарушения условий и правил проведения поверки и правил применения СИТ, используемых в сфере законодательно регулированной метрологии, и разделил ответственность между спорными субъектами (производителями, эксплуатирующими организациями и потребителями). В Кодекс Украины об административных правонарушениях были внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2016 года. К субъектам административных правонарушений центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере метрологического надзора, применяет санкции в виде наложения штрафа на должностных лиц предприятий и организаций независимо от формы собственности, физлиц-предпринимателей – от трех до тридцати необлагаемых минимумов доходов граждан (51 — 510 гривен). Ответственность за своевременность проведения периодической поверки, обслуживания и ремонта (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) СИТ (результаты измерений которых используются для осуществления расчетов за потребленные электрическую и тепловую энергию, газ и воду), являющихся собственностью физических лиц, полностью возложена на субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению. Периодическая поверка проводится за счет тарифов на электро-, тепло-, газо- и водоснабжение (п. 4 ст. 17 Закона).

В итоге следует отметить, что дальнейшему совокупному анализу подлежат подзаконные нормативно-правовые акты, которые приняты, разработаны и будут приняты во исполнение требований Закона. В свою очередь, субъектам хозяйствования необходимо следить за изменениями в сфере метрологии и не нарушать требований законодательства, ведь с низким качеством продукции они не смогут конкурировать как на европейском, так и на внутреннем рынке.

Аккредитация

Аккредитация (лат. accredo, «доверять») — в стандартном варианте это действие, результатом которого является официальное подтверждение соответствия качества заявляемых услуг определенным требованиям.

Аккредитация в основном производится в сфере оказания специфических услуг, для оценки качества которых потребитель, как правило, не обладает достаточными компетенциями. Например: услуги по аттестации методик выполнения измерений, услуги по поверке (поверочные лаборатории), услуги по калибровке (калибровочные лаборатории), услуги по сертификации (органы по сертификации), проведение испытаний (испытательные лаборатории), и т. п.

Аккредитацию проводят уполномоченные органы по аккредитации, которые осуществляют свою деятельность по определённым правилам и процедурам.

Аккредитация на право поверки средств измерений — официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ

В законе используются следующие основные понятия:

1) аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также — аккредитация) — подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;

2) аттестат аккредитации — документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации;

3) аттестация эксперта по аккредитации — подтверждение соответствия физического лица, претендующего на получение статуса эксперта по аккредитации, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, требованиям (далее — требования к эксперту по аккредитации) и признание его компетентности проводить экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в определенной области аккредитации;

4) заявитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на получение аккредитации;

5) аккредитованное лицо — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом;

6) выездная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации — совокупность мероприятий, включающих в себя выездную экспертизу соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, осуществляемые должностными лицами национального органа по аккредитации мероприятия по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации по месту или местам осуществления ими деятельности в области аккредитации, проверке предоставленного по результатам такой экспертизы акта выездной экспертизы или акта экспертизы;

7) документарная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации — совокупность мероприятий, включающих в себя экспертизу представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, осуществляемые должностными лицами национального органа по аккредитации мероприятия по проверке предоставленного по результатам такой экспертизы экспертного заключения или акта экспертизы;

8) критерии аккредитации — совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации;

9) область аккредитации — сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур;

10) область аттестации эксперта по аккредитации — сфера деятельности эксперта по аккредитации, устанавливаемая при аттестации эксперта по аккредитации;

11) область специализации технического эксперта — сфера деятельности, в которой технический эксперт обладает специальными знаниями и которая определяется национальным органом по аккредитации при включении физического лица в реестр технических экспертов;

12) национальный орган по аккредитации — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

13) экспертная организация — юридическое лицо, выполняющее функции по организации оказания заявителю, аккредитованному лицу услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, и включенное в реестр экспертных организаций;

14) эксперт по аккредитации — физическое лицо, аттестованное в установленном порядке национальным органом по аккредитации, привлекаемое указанным органом для организации и проведения экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в определенной области аккредитации и включенное в реестр экспертов по аккредитации;

15) экспертиза представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений — совокупность мероприятий по анализу представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений на соответствие критериям аккредитации, которые проводятся экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в ходе оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и по результатам проведения которых оформляется экспертное заключение;

16) выездная экспертиза соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации — совокупность мероприятий по обследованию заявителя, аккредитованного лица по месту или местам осуществления ими деятельности в области аккредитации, которые проводятся экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в ходе оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и по результатам проведения которых составляется акт выездной экспертизы или акт экспертизы;

17) технический эксперт — физическое лицо, которое обладает специальными знаниями в определенной области аккредитации, соответствует установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, требованиям (далее — требования к техническому эксперту), привлекается национальным органом по аккредитации для участия в экспертизе соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в определенной области аккредитации и включено в реестр технических экспертов;

18) знак национальной системы аккредитации — символ, присваиваемый национальным органом по аккредитации и свидетельствующий об аккредитации в национальной системе аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя, его применяющих.

До выхода Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28 декабря 2013 года N 412-ФЗ, система аккредитации регулировалась следующим образом:

Работы выполняемые при аккредитации:

1. Аккредитация на право поверки средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

Аккредитующий орган:

  • рассматривает заявки индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и обязательно дает заключение (мотивированное) о их компетентности в области поверки средств измерений;
  • проверяет компетентность Заявителя по месту его нахождения;
  • в межаккредитационный период производит контроль за поверочной деятельностью, и на основании данного контроля подтверждает соответствие Заявителя критериям аккредитации

Заявитель для получения мотивированного заключения представляет следующие документы:

  • заявку индивидуального предпринимателя или юридического лица на проведение работ;
  • руководство по качеству с комплектом приложений по формам 1-5;
  • технико-экономическое обоснование необходимости проведения работ по поверке средств измерений;
  • проект области аккредитации.

Аккредитация на право поверки СИ проводится в соответствии с:

2. Аккредитация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на право проведения калибровочных работ:

Аккредитующий орган:

  • рассматривает заявки индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • проводит проверку Заявителя по месту его нахождения для определения его соответствия критериям аккредитации;
  • производит оформление области аккредитации и аттестата аккредитации;
  • производит инспекционный контроль для подтверждения соответствия Заявителя критериям аккредитации в межаккредитационный период.

Заявитель для проведения аккредитации представляет следующие документы:

  • Заявку на аккредитацию индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • Проект области аккредитации;
  • Руководство по качеству.

Аккредитация на право проведения калибровочных работ проводится в соответствии с:

3. Аккредитация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и на право: аттестации методик или методов измерений; проведения обязательной метрологической экспертизы стандартов, продукции, проектной, конструкторской технологической документации и других объектов, проводимой в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации:

Аккредитующий орган:

  • рассматривает заявки индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • проводит проверку Заявителя по месту его нахождения в целях определения его компетенции;
  • оформляет область аккредитации;
  • производит инспекционный контроль для подтверждения соответствия Заявителя критериям аккредитации в межаккредитационный период.

Заявитель для проведения аккредитации представляет следующие документы:

  • Заявку индивидуального предпринимателя или юридического лица на проведение работ в целях определения его компетентности;
  • Положение о метрологической службе;
  • Стандарты предприятия, регламентирующие деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица в заявленной области аккредитации;
  • Паспорт метрологического обеспечения Заявителя.

Аккредитация проводится в соответствии с:

4. Аттестация специалистов аккредитованных (аккредитуемых) индивидуальных предпринимателей или юридических лиц в области поверки средств измерений:

Аттестующий орган:

  • рассматривает материалы, представленные в заявке на аттестацию;
  • проводит непосредственно аттестацию физических лиц в области поверки средств измерений;
  • оформляет приказ об аттестации физических лиц в области поверки средств измерений, протокол аттестации, аттестационные листы.

Заявитель для проведения аттестации представляет следующие документы:

  • заявку индивидуального предпринимателя или юридического лица на аттестацию физического лица в области поверки средств измерений;
  • характеристику-отзыв;
  • документ, подтверждающий прохождение специальной подготовки в межаттестационный период – для периодической аттестации;
  • документ, подтверждающий прохождение специальной подготовки или окончание высшего учебного заведения со специализацией в области метрологии – для первичной аттестации;
  • информация, подтверждающая опыт работы в области поверки (калибровки) средств измерений – для первичной аттестации.

Аттестация проводится в соответствии с:

Аккредитация в области обеспечения единства измерений

Статья 19. Аккредитация в области обеспечения единства измерений

1. Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с настоящим Федеральным законом. К указанным работам и (или) услугам относятся:

1) аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

2) испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;

3) поверка средств измерений;

4) обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется на основе принципов:

2) компетентности и независимости экспертов по аккредитации;

3) недопустимости совмещения полномочий по аккредитации с выполнением работ и (или) оказанием услуг, указанных в части 1 настоящей статьи;

4) применения единых правил аккредитации, их открытости и доступности;

5) обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

6) недопустимости незаконного ограничения прав аккредитуемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений для всех потребителей (заказчиков) и на всей территории Российской Федерации.

3. Положение о системе аккредитации в области обеспечения единства измерений, определяющее федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий аккредитацию в области обеспечения единства измерений, и содержащее структуру системы, порядок аккредитации, порядок определения критериев аккредитации, порядок аттестации привлекаемых на договорной основе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию в области обеспечения единства измерений, экспертов по аккредитации и порядок оплаты работ указанных экспертов, утверждается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 19 — Аккредитация в области обеспечения единства измерений

1. В соответствии с п. 6 ст. 11 комментируемого Закона аккредитация в области обеспечения единства измерений является одной из форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений. Как определено в ч. 1 комментируемой статьи, аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с комментируемым Законом. По сути это положение является определением понятия аккредитации в области обеспечения единства измерений. В этом отношении показательно то, что в Законе 1993 г. об обеспечении единства измерений соответствующее положение содержалось в ст. 1, определяющей понятийный аппарат данного Закона. В указанной статье было дано определение понятия аккредитации на право поверки средств измерений — это официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ. Понятие аккредитации аналогично определено в ст. 2 Закона о техрегулировании как официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

В понятийный аппарат комментируемого Закона (ст. 2) федеральный законодатель не включил норму-дефиницию, определяющую понятие аккредитации в области обеспечения единства измерений. Видимо, в этом случае, по его мнению, такая норма является осуществляющей непосредственно нормативное регулирование, в связи с чем она включена в ч. 1 комментируемой статьи.

Что же касается целей аккредитации в области обеспечения единства измерений, то эти цели несложно вывести по аналогии с целями аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), которые определены в п. 1 ст. 31 Закона о техрегулировании. Согласно данной норме такая аккредитация осуществляется в целях не только подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, но и: обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров); создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров). Следует отметить, что эти цели декларировались еще до издания названного Закона в разработанных с учетом положений Руководства ИСО/МЭК 58, Руководства ИСО/МЭК 61, Европейских стандартов EN 45003, EN 45010 Общих правилах по проведению аккредитации в Российской Федерации, утв. Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1999 г. N 72 .

В части 1 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень работ и (или) услуг, в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять (оказывать) которые осуществляется аккредитация в области обеспечения единства измерений. Этот перечень согласуется с соответствующими положениями комментируемого Закона:

1) проведение аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями аттестации методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, предусмотрено в ч. 3 ст. 5 Закона;

2) то, что испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа проводятся юридическими лицами, аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений, закреплено в ч. 5 ст. 12 Закона;

3) в части 2 ст. 13 Закона предусмотрено, что поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Однако в соответствии с ч. 3 указанной статьи поверка средств измерений, перечень которых устанавливается Правительством РФ, может осуществляться только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии;

Аккредитация На Право Поверки Средств Измерений

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое «Аккредитация На Право Поверки Средств Измерений» в других словарях:

аккредитация на право поверки средств измерений — официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Аккредитация на право поверки средств измерений — официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ;. Источник: Закон РФ от 27.04.1993 N 4871 1 (ред. от 10.01.2003) Об обеспечении единства измерений … Официальная терминология

Аккредитация на право поверки средств измерений — официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ (ГОСТ 3 4871 93, П 19.09.96) … Российская энциклопедия по охране труда

аккредитация на право поверки (средств измерений) — Официальное признание уполномоченным на это государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ (ОСТ 45.159 2000.1 Термины и определения (Минсвязи России)). [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики… … Справочник технического переводчика

аккредитация на право поверки средств измерений — Официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ. [Министерство топлива и энергетики РФ. Правила учета электрической энергии] Тематики метрология, основные понятия … Справочник технического переводчика

Аккредитация на право поверки средств измерений — – официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений», ст. 1 … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

Аккредитация на право поверки (средств измерений) — 1. Официальное признание уполномоченным на это государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ Употребляется в документе: ОСТ 45.159 2000 Отраслевая система обеспечения единства измерений. Термины и определения … Телекоммуникационный словарь

АККРЕДИТАЦИЯ НА ПРАВО ПОВЕРКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ — официальное признание уполномоченным государственным органом права на выполнение поверочных работ … Большой экономический словарь

Аккредитация на право поверки средств измерений — официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ. Закон Российской Федерации от 27.04.93 N 4871 I, ст.1 … Словарь юридических понятий

ПР 50.2.014-2002: Государственная система обеспечения единства измерений. Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений — Терминология ПР 50.2.014 2002: Государственная система обеспечения единства измерений. Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений: аккредитация на право поверки средств измерений… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации