К вопросу о зарубежном опыте исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества (Маковский В.С.)

Дата размещения статьи: 24.04.2015

Устоявшийся стереотип гласит, что лучше всего для исправления правонарушителя подходит лишение свободы. Хотя путем изоляции человека от общества достигаются не только положительные результаты. Цели, стоящие перед уголовно-исполнительной политикой государства, можно реализовать более гуманным, экономичным и, что немаловажно, более эффективным путем. Реформирование пенитенциарной системы России предполагает качественное изменение самих подходов к исполнению наказаний. Места лишения свободы являются очагом распространения криминальной субкультуры, используются криминалитетом для рекрутирования склонных к девиантному поведению лиц.
Поэтому мы рассмотрим опыт применения зарубежными государствами наказаний, альтернативных лишению свободы.
Альтернативными наказаниями следует считать меры государственного принуждения, которые выражаются в принудительном воздействии на лицо, виновное в совершении преступления, не связаны с изоляцией от общества, но являются ее адекватной заменой в соответствии с характером и степенью общественной опасности содеянного и преследуют цели восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, общего и специального предупреждения совершения новых преступлений .
———————————
См.: Дворянсков И.В., Сергеева В.В., Баталин Д.Е. Применение альтернативных видов наказания в Западной Европе, США и России (сравнительно-правовое исследование). М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», PRI, 2004. С. 10.

Что касается истории возникновения института альтернативных наказаний — мы обратимся к периоду времени на рубеже XVIII — XIX вв., когда под влиянием философии Просвещения лишение свободы рассматривалось как альтернатива смертной казни и членовредительству. Но уже в XIX в. лишение свободы стало подвергаться нападкам за неспособность решить главную задачу, которая заключалась в социальной реабилитации и исправлении осужденных. Во второй половине XX в. традиционные альтернативы непосредственному лишению свободы — штраф, отсрочка тюремного заключения и пробация, общественное порицание и различные формы общественно-полезных работ — стали частью системы уголовных наказаний в ряде государств. Предпосылками же этому можно считать:
— Низкую эффективность лишения свободы. Очень часто осужденный просто разучивается жить честно, по общегосударственным законам. Да и в процессе отбывания наказания правонарушитель все больше склоняется к тому, что по отношению к нему поступили жестко, он начинает ненавидеть власть, закон, общество.
— Антигуманный характер лишения свободы. Отбывание наказания, связанного с изоляцией от общества, причиняет личности серьезный урон, который при этом ничем не возмещается, а, наоборот, приводит к длительному процессу постпенитенциарной адаптации и отторжению личности со стороны общества.
Однако при замене реального лишения свободы альтернативными видами наказаний, когда на первое место ставится воспитательный элемент, а не карательный, осужденный не изымается из общества и не лишается своих социальных связей, дающих возможность ощущать себя полноценным элементом общества.
— Экономическую обоснованность применения альтернатив. На Западе в связи с применением альтернатив лишению свободы все большее внимание обращают на их компенсационный характер, то есть возможность возмещения причиненного ущерба. Наказанию придается иное направление, не только карательно-воспитательное, но и компенсационное. Да и расходы, необходимые для воспитания и осуществления контроля за правонарушителем, не изолированным от общества, в сравнении с расходами на содержание осужденного в месте изоляции выглядят куда привлекательнее для государственного бюджета.
В Англии и Уэльсе, например, суды при вынесении обвинительного приговора могут в зависимости от степени тяжести преступления применить целый ряд наказаний, исключающих лишение свободы, такие как: штраф, компенсация в пользу жертвы преступления, приказ о направлении на пробацию, который может включать ряд условий, оговаривающих место проживания осужденного, род его деятельности, а также приказ об общественно полезных работах либо комбинированный приказ, объединяющий приказ о направлении на пробацию с общественно полезными работами.
Целью разработки и внедрения за рубежом мер, альтернативных лишению свободы, как правило, выступает расширение возможностей уголовной политики, рационализация и повышение ее эффективности, исходя из принципа соблюдения прав и свобод человека, требований социальной справедливости и нужд правонарушителя в социальной адаптации, возвращении к нормальной жизни в обществе после отбытия наказания.
В правовых системах зарубежных государств существуют уголовно-правовые институты, позволяющие за совершение преступления не применять реального лишения свободы, а при наличии установленных законом условий использовать альтернативные виды наказаний, к примеру: институты пробации, условного осуждения, условного (безусловного) освобождения от наказания. Наиболее интересно данные институты реализуются в странах с англо-саксонской правовой системой, особенно в Англии и Уэльсе, Франции, США и Канаде.
Суть пробации состоит в принудительном надзоре со стороны специальных органов за поведением осужденного и выполнением им обязанностей, возложенных судом, коррекции моделей его поведения, поддержке в социальном приспособлении и предупреждении совершения им новых преступлений. Ее цель — сокращение рецидивной преступности и стимулирование правопослушного поведения, содействие включению правонарушителя в жизнь общества.
Термин «условное осуждение» не является универсальным, поскольку он употребляется только в континентальной Европе и неточно передает содержание данного института (осуждение является реальным, а условным считается неприменение наказания). Отсрочка в исполнении наказания (простая отсрочка) и отсрочка в осуждении, обремененная надзором, имеют свои национальные названия («сурси», пробационная система, система испытания, уголовный надзор, защитный надзор, условное осуждение и т.д.), которые на первоначальном этапе своего развития рассматривались как синонимы. В последующем в законодательстве большинства стран простая отсрочка (условное осуждение) и отсрочка осложненная (пробация) были закреплены в качестве самостоятельных санкций, что не позволяет говорить об их идентичности .
———————————
См.: Пертли Л.Ф. Историко-правовые основы института пробации в зарубежных странах // Зарубежный опыт исполнения уголовных наказаний: сб. науч. трудов. Вып. 3. М.: НИИ ФСИН России, 2012. С. 187.

В Англии и Уэльсе, например, условное освобождение определяет раннее освобождение заключенных из-под стражи и возвращение их обратно в общество на временной или постоянной основе. При условном освобождении заключенный состоит на контроле (учете), при этом он обязан отвечать ряду требований, установленных законом, для того чтобы получить условное освобождение.
Когда заключенные получают освобождение, они обычно находятся под наблюдением согласно «лицензии» — свода правил, запретов, которые заключенный не может нарушать, когда находится на свободе, таких как: не нарушать закон, сообщать своему куратору или властям о любых изменениях, смене места жительства или трудоустройстве.

Нежелание следовать установленным судьей правилам может привести к повторному аресту и возвращению в тюрьму. Кроме этого, освобожденные условно заключенные находятся под постоянным наблюдением того учреждения, которое выдало им лицензию.
Наиболее распространенная форма постоянного освобождения — «parole», или освобождение под честное слово. Это система раннего освобождения заключенных и дальнейшего контроля за ними в обществе.
Решение об освобождении или условном освобождении принимается комиссией по условному освобождению, в которую обычно входят психологи, социальные работники, юристы, представители общественности и судьи.
Условно-досрочное освобождение в Канаде — это условное освобождение, которое позволяет некоторым правонарушителям провести остаток срока своего наказания вне тюремного учреждения. Для этого необходимо, чтобы комиссия по условно-досрочному освобождению изучила материалы дела и решила, можно ли позволить правонарушителю вернуться в общество до окончания срока его заключения.
Концепция условно-досрочного освобождения основывается на убеждении, что постепенное, контролируемое и направляемое освобождение помогает правонарушителям вернуться в общество в качестве законопослушных граждан и способствует повышению общественной безопасности.
Исправительная служба Канады может порекомендовать, Национальная комиссия по условно-досрочному освобождению может наложить другие условия, к примеру запрещающие правонарушителю контактировать с пострадавшим или семьей пострадавшего. Дополнительные условия должны определяться исходя из предыдущего криминального поведения .
———————————
См.: Коростылева О.В. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в зарубежных государствах // Зарубежный опыт исполнения уголовных наказаний: сб. науч. трудов. Вып. 3. М.: НИИ ФСИН России, 2012. С. 106.

В США существует институт досрочного освобождения от отбытия наказания, связанного с лишением свободы, или освобождения от наказания под честное слово (parole).
При досрочном освобождении неукоснительным условием является отбытие осужденным не менее половины предельного срока заключения, установленного приговором, в течение которого осужденный добросовестно исполнял свои обязанности и вел себя подобающим образом. После досрочного освобождения он помещается под наблюдение специального органа штата на срок, равный неотбытой части наказания. В случае нарушения условий досрочного освобождения и объявления советом или комиссией, осуществляющей наблюдение, осужденного лицом, совершившим преступление, течение срока неотбытой части наказания прекращается. Время, проведенное под стражей с момента объявления преступности деяния до возобновления отбытия приговора, засчитывается в срок приговора, если заключение было результатом ареста или явки с повинной, или ареста по иному обвинению, по которому вынесен оправдательный приговор .
———————————
См.: Пертли Л.Ф. Указ. соч. С. 201.

Тюремные службы социальной адаптации и пробации Франции участвуют в предупреждении последствий заключения, постепенно исключающего осужденных из общества, помогают им готовиться к социальной реабилитации и способствуют сохранению социальных и семейных связей. Сотрудники службы участвуют в процессе индивидуализации наказаний в виде лишения свободы и подготовки к судебным решениям уголовного характера. Они обеспечивают контроль, а также помощь лицам, отданным в руки правосудия. Департаментская организация этих служб дает возможность местным административным органам по социальным вопросам отдельно рассматривать личную ситуацию каждого заключенного.
При вынесении судьей решения по просьбе об условном освобождении советник службы должен дать оценку о целесообразности ее удовлетворения. После вынесения судьей решения о направлении осужденного на общественные работы или помещении под электронный надзор сотрудник службы организует реализацию наказания и контролирует применение назначенных мер.
Национальная служба пробации — правоохранительный орган, который осуществляет свою деятельность на территории Англии и Уэльса. Служба обеспечивает наблюдение и контроль за осужденными, которые не изолированы от жизни в обществе, а лишь на время испытательного срока помещены под надзор на срок, который устанавливает суд. Кроме этого, работники службы пробации изучают правонарушителей и представляют свои заключения суду о готовности поручиться за обвиняемое лицо. Избирая решение о применении режима пробации, суд вместо вынесения приговора к лишению свободы помещает осужденного на определенный срок под наблюдение работника службы пробации, которому поручается контроль за осужденным. Срок нахождения на режиме пробации от 6 месяцев до 3 лет. Главная задача — помочь преступнику вернуться к нормальной жизни.

Представители службы пробации начинают свою работу сразу же с момента, когда правонарушитель попал в полицию, и сопровождают его затем в суде и после суда. Они могут посещать своих подопечных по месту жительства, учебы или работы. Задача сотрудника службы пробации — держать на контроле соблюдение осужденным указанных в приговоре требований. По представлению офицера службы условия пробации, установленные конкретному осужденному, может изменить суд, который вынес приговор, также он вправе сократить срок пробации в случае хорошего поведения осужденного или продлить его, но на срок не выше установленного максимального предела. При грубом нарушении установленных условий пробации либо совершении нового преступления суд может назначить наказание, которое суммируется с наказанием за новое преступление.
В США возможность назначения пробации установлена законодательством государства и всех штатов как альтернатива лишению свободы. Пробация не назначается лицам, осужденным за преступления, за совершение которых применяется смертная казнь, пожизненное заключение или заключение в тюрьме на длительный срок. Некоторые штаты устанавливают дополнительные требования, такие как: отсутствие ранних судимостей, компенсация всех судебных издержек, наказание, предусмотренное за совершенное преступление, не превышает десяти лет лишения свободы. Пробация назначается многим лицам, обвиняемым в совершении преступлений, вместо вынесения им приговора к реальному лишению свободы.
Пробационный надзор осуществляет служба пробации. В некоторых штатах служба пробации и служба контроля за досрочно освобожденными лицами объединены, так как обязанности этих служб взаимосвязаны. Офицеры этих служб могут проводить предварительные исследования в отношении подозреваемых с момента их ареста, по результатам которых выносят заключения к приговору в отношении каждого правонарушителя.
Пробационный надзор может быть назначен на срок от одного года до пяти лет. В некоторых штатах пробационный надзор может быть установлен пожизненно . Условия пробации устанавливает суд, руководствуясь материалами конкретного дела. После вынесения судом решения о помещении правонарушителя под пробационный надзор ему назначается ответственный офицер — куратор. Осужденный же обязан один или два раза в месяц посещать своего куратора.
———————————
См.: Пертли Л.Ф. Указ. соч. С. 199.

Решение судом вопроса о применении пробации неосуществимо без предварительного тщательного изучения личности правонарушителя, ведь ни материалы уголовного дела, ни субъективное мнение судьи в ходе процесса не могут дать достаточно полной информации для принятия обоснованного решения о назначении пробации. Поскольку характер и поведение человека зависят от всей прошлой жизни, а не только от нынешнего положения, условий жизни и деятельности. Следовательно, при изучении характера обвиняемого важно знать не только настоящие условия его жизни, но и всю сложность и многообразие ситуаций и обстоятельств, которые оказали свое влияние на совершение им преступления.
Подводя итоги, отметим, что общей тенденцией для системы исполнения наказаний в развитых зарубежных странах является стремление к введению мер, альтернативных лишению свободы. Помимо гуманистических соображений, приводятся и чисто прагматические доводы, касающиеся затрат на тюремное содержание, неэффективности исправительных мер, плохой адаптации осужденных после освобождения. Развитие подобной практики в России представляется весьма перспективной.

Литература

1. Дворянсков И.В., Сергеева В.В., Баталин Д.Е. Применение альтернативных видов наказания в Западной Европе, США и России (сравнительно-правовое исследование). М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», PRI, 2004.
2. Ковалев О.Г., Ушакова Е.Н. Особенности прокурорского надзора за законностью исполнения наказания в виде обязательных работ // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. N 1. С. 2 — 3.
3. Коростылева О.В. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в зарубежных государствах // Зарубежный опыт исполнения уголовных наказаний: сб. науч. трудов. Вып. 3. М.: НИИ ФСИН России, 2012. С. 106.
4. Николаев С.М. Повышение эффективности исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества // Российская юстиция. 2011. N 10. С. 20 — 22.
5. Пертли Л.Ф. Историко-правовые основы института пробации в зарубежных странах // Зарубежный опыт исполнения уголовных наказаний: сб. науч. трудов. Вып. 3. М.: НИИ ФСИН России, 2012.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

CИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Юридический термин «пенитенциарный»(дословно “исправительный”) заимствован из латинского и и означает порядок отбывания наказания в виде лишения свободы по приговору суда.

Понятие «пенитенциарная система» тесно связано с именем французского учёного, историка, монаха Бенедиктинского ордена Жана Мабильона. Именно он предложил особую систему мер исправления преступников.

Мабильон считал: «Спасения человека, впавшего в грех преступления (его исправления), можно достичь через духовное очищение — молитвы и покаяние, а также содержание (наказание) греховной плоти в условиях сурового заключения».

Система исполнения наказания в Великобритании

Система исполнения наказания Великобритании представлена Центральным управлением (расположено в Лондоне) и пятнадцатью региональными управлениями.

Каждое из управлений руководит деятельностью пенитенциарных учреждений графства.

В Великобритании учереждения для отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы делятся на следующие категории:

мужские тюрьмы, в которых содержатся осужденные мужского пола старше 21 года

женские тюрьмы — учреждения для женщин-заключенных всех возрастов

учреждения для молодых правонарушителей (содержат молодых мужчин в возрасте от 17 до 21 года), в которых иногда содержатся несовершеннолетние правонарушители в возрасте с 15 до 17 лет

учреждения для несовершеннолетних в возрасте с 15 до 17 лет. Иногда там содержатся дети с 12 до 14 лет

местные тюрьмы — учреждения для находящихся под следствием осужденных (сразу после суда) или лиц, ожидающих распределения для отбывания наказания в конкретное подразделение

тюрьмы для заключенных с пожизненным сроком(центры пожизненного заключения),в которых содержатся заключенные пожизненно или на длительный срок лишения свободы

«рассеиватели» используются для содержания заключенных с необходимым высоким уровнем охраны и некоторых особо опасных преступников

тюрьмы различных категорий:

категория А (характеризуется высшим уровенем безопасности, который достигается с помощью стен)

категория В (высокий уровень безопасности, который как и категория А обеспечивается с помощью стен)

категория С (средний уровень безопасности (забор, перемещение внутри тюрьмы))

категория D (тюрьма открытого типа)

Система исполнения наказания во Франции

Деятельность тюрем регулируется Уголовно-процессуальным кодексом.

Руководство тюрьмами осуществляет Министерство юстиции. Дирекция пенитенциарной администрации-высший орган пенитенциарной системы. Ей подчиняются региональные дирекции, миссия заморских территорий, тюремные учреждения, медицинское учреждение, службы реабилитации и пробации, служба пенитенциарной занятости, национальная школа пенитенциарной администрации.

Система исполнения наказаний включает в себя:

центральные тюрьмы для взрослых, куда направляются для отбывания наказания лица, осужденные на срок свыше одного года лишения свободы

местные тюрьмы для взрослых, куда направляются для отбывания наказания лица, осужденные на срок менее одного года лишения свободы

специальные исправительные учреждения для несовершеннолетних преступников

С целью привыкания к тюремному режиму и условиям изоляции, осужденные не более 45 суток содержатся в одиночных камерах, где они тщательно изучаются представителями администрации.

Затем к ним применяются меры, соответствующие определенной ступени прогрессивной системы.Она которая складывается из следующих этапов:

1) одиночное заключение с классификацией на исправимых, неисправимых, сомнительных

2) установление порядка, при котором исправимые осужденные днем работают вместе, а ночуют в одиночных камерах

3) увеличение количества льгот

4) переход на полусвободный режим (с возможностью трудиться за пределами тюрьмы и посещать родственников)

5) условное освобождение за хорошее поведение

Особенностями пенетенциарной системы Франции можно считать:

существование частных заведений исполнения наказания для несовершеннолетних преступников

роль судей в исполнении наказания (Закон предоставляет им большие полномочия в сокращении сроков лишения свободы и применении условного освобождения)

Система исполнения наказания в Швейцарии

Местами лишения свободы в Швейцарии выступают тюрьмы, которые подразделяются на два вида:

открытого типа, в которых содержатся впервые осужденные

признаки:

не имеют ограждений

их территория лишь обозначена

заключенные могут работать за ее пределами

каторжные, в которых содержатся рецедивисты

признаки:

— имеют все тюремные атрибуты, т. е. инженерно-технические сооружения и средства охраны

Условиях содержания в обоих типах тюрем одинаковы. Отличаются они только степенью изоляции.

В Швейцарии имеется двадцать шесть систем исполнения наказания. Центральных (федеральных) исправительных учреждений не существует.

Не все кантоны (крупнейшие единицы государственно-территориального деления Швейцарии) могут самостоятельно организовать и содержать тюремные учреждения.

Существует следующие виды наказания:

2) лишение свободы

3) превентивные меры

Срок тюремного заключения не может превышать 20 лет.

Система исполнения наказания в Финляндии

Тюрьмы Финляндии находятся в ведении Министерства юстиции. Пенитенциарная система Финляндии включает в себя тюремные заведения следующих типов:

Все они подчиняются Тюремному департаменту Министерства юстиции. В стране есть 17 закрытых и 5 открытых пенитенциарных учреждений, психиатрическая больница для заключенных в г. Турку, тюремная больница в г. Хямеэнлинна, Центр обучения тюремных служащих в г. Хельсинки.

Интересен тот факт, что в 1972 был введен мораторий на смертную казнь.

Теперь лишение свободы рассматривается как самое суровое уголовное наказание. Его максимальный срок не может превышать 15 лет, однако в исключительных случаях предусмотрено и пожизненное лишение свободы.

Система исполнения наказания в Бельгии

Тюремная система данной имеет давнюю историю. С 1835 тюрьмы всех бельгийских городов преобразованы в учреждения одиночного заключения для всех категорий преступников.

Максимальный срок одиночного заключения составлял 10 лет, но мог быть продлен, если осужденный был согласен и не просил о переводе на общее заключение.

Особенностями данной системы можно считать:

заключенные работали в одиночных камерах

прогулки организовывались в одиночку в закрытых секторах тюремного двора

в тюремной церкви, куда заключенных обязательно водили, были построены изолированные клетки

вне камеры на заключенного надевалась маска, лишающая его возможности кого-либо видеть

В уголовном законодательстве предусмотрены следующие формы лишения свободы:

Руководство карательно-исправительными учреждениями осуществляет Министерство юстиции.

Данные учреждения подразделяются на:

открытые (отличаются режимом содержания, который базируется на личной дисциплине самих заключенных)

Система исполнения наказания в США

Исполнение наказания в виде лишения свободы осуществляется в США в исполнительных учреждениях, в систему которых входят:

местные тюрьмы (предназначены для содержания наименее опасных преступников, осужденных за нарушения общественного порядка и мелкие кражи)

Современная пенитенциарная система США сохранила влияние двух исполнения наказания в виде лишения свободы:

Пенсильванской, которая заключается в том, что тюрьме создается особый режим уединения и молчания

Особенности:

Пенитенциарий специально приспособлен к реализации системы молчания

-Звуки шагов заглушаются пробковыми дорожками

-Заключенные и администрация должны разговаривать вполголоса

-Осужденные содержатся в одиночных камерах

-Коллективный труд запрещается

-Прогулки организуются поодиночно в изолированных участках двора пенитенциари

-Контакты с внешним миром полностью исключаются

-За малейшие нарушения применяются телесные наказания

Недостатки системы: оказывает на осужденного мощное устрашающее воздействие, подавляет его психику

Оборнской, заключающейся в идее экономической и исправительной выгоды коллективного производительного труда осужденных

Особености:

Днем широко используется дешевый совместный труд заключенных

-На ночь они отправляются в одиночные камеры

Применяется так же прогрессивная система отбывания наказания.Ее главной особенностью яляется то, что заключенные, отбывающие наказание в виде лишение свободы в реформаториях, делятся на три класса. Пребывание в каждом из которых связывается с различными условиями содержания:

-Вновь прибывшие преступники зачисляются в средний класс

— Если в процессе отбывания наказания их поведение соответствует принятым в реформатории стандартам, то они переводятся в высший класс с улучшенными условиями содержания

-За поведение, нарушающее установленные правила, заключенного могут перевести из среднего в низший класс, при этом условия его содержания изменяются к худшему

Федеральная пенитенциарная система США включает в себя тюрьмы следующих типов:

Особенности:

-являются учреждения открытого типа

-не имеют вооруженной охраны

-устанавливается облегченный режим, осужденным предоставляется возможность трудиться за пределами учреждения

-чаще всего называются лагерями или фермами

-специализируются на строительстве или ремонте дорог, сельскохозяйственных и других подобного рода работах

2) средней безопасности

Особенности:

-имеют вооруженную охрану, но в них нет высоких стен

-относятся к учреждениям закрытого типа

-осужденные в этих тюрьмах могут выводиться на работы за пределы тюрьмы

3) максимальной безопасности

Особенности:

-осужденные за пределы тюрьмы, в том числе и на работу, не выводятся

4) чрезвычайной безопасности

Особенности:

-обнесены высокими стенами, имеют сторожевые вышки, усиленную охрану

-устанавливается жесткий режим содержания

-осужденные за пределы тюрем не выводятся

-содержатся наиболее опасные преступники

Учреждениями, исполняющими наказания в отношении несовершеннолетних, являются молодежные реформатории и воспитательные школы. В них устанавливается относительно мягкий по сравнению с тюрьмами режим содержания.

В некоторых штатах существуют пенитенциарии, или центры дневного содержания. Несовершеннолетние осужденные пребывают в них в течение дня (работают, учатся), а на ночь отправляются домой.

Такой порядок существенно снижает негативные последствия лишения свободы, эффективно противодействует рецидиву преступлений.

Заключение

Подводя итог, стоит отметить, что на примере приведенных в моей работе стран (Великобритании,Франции,Швейцарии,Финляндии,Бельгии и США),можно сделать вывод о том,что системы исполения наказний в различных зарубежных стран имеют как общие черты, так и свои определенные особенности.

Следует учитывать, что именно на основании норм основных международных документов, регламентирующих деятельность зарубежных пенитенциарных учреждений, будут в дальнейшем определяться основные направления социальной политики в отношении осужденных к наказанию в виде лишения свободы в России.

Я считаю, что несмотря на все особенности национального и иного характера, нашей стране есть, что позаимствовать из опыта зарубежных стран.

Данный опыт в построении и управлении системой исполнения наказаний позволит Российской Федерации в условиях реформирования своей пенитенциарной системы избежать ряда ошибок в перестройке деятельности учреждений, их исполняющих.

Однако заимствования должны быть адаптированы под нашу систеему исполнения наказания в виде лишения свободы.

Список использованных материалов

Исполнение наказаний в зарубежных странах

Пенитенциарная система. Германии, ее опыт обращения с осужденными, учитывая демократические принципы и отдельные институты, являются уникальными и широко признанными в. Европе. Об этом свидетельствует исторический путь прошедшей это государство, расположена на перекрестке стран африканского, азиатского и европейского континентов. В 1990 г произошло историческое объединение. Германии путем воссоединения. ГДР и. ФРФРН.

Выдающееся значение в действующей системе законодательства на территории. Германии имеет. Конституция. ФРГ 1949 года, в соответствии с которой компетенция федерального законодательства о юрисдикции земель является приоритетной. Н. На долю земель отводится правовое урегулирование в порядке конкурирующей компетенции решения вопросов образования, культуры, деятельности местных органов власти, управления, политики тощщо.

Уголовное законодательство. Германии базируется на. Уголовном. Кодексе 1871 г, в основу которого было положено. Прусское уголовное положения 1851 г. В процессе совершенствования. Немецкого уголовного зако онодавства было подготовлено 8 проектов нового. Уголовного кодекса, ни один из которых, однако, не был реализован полностью. В период кайзеровской империи и. Веймарской республики, то есть до 1933 г в него были включены частичные изменения и дополненияення.

За период фашистской диктатуры. Гитлера в уголовный закон были включены нормы, которые фактически отменили до все буржуазно-демократические основы права, что привело к полному произвола и беззакония. После я разгрома фашистской. Германии ряд законов, принятых в период 1933-1945 гг, были выделены постановлением сопряженной командно. Совета. Уголовный кодекс был воссоздан в редакции 19333 р.

Потребность в правовых основах, отвечающих современным взглядам на преступление и наказание, после всех указанных изменений и дополнений, которые вносились в различные исторические периоды, привели к реформе. Как следствие с 1 января 1975 г в. Германии начал действовать новый. Уголовный кодекс. Действующая редакция. УК. Шмеччины не охватывает всего круга уголовно-наказуемых деяний и поэтому они встречаются также более 400 законодательно их актатах.

соответствии с п 39 уголовных кодекса. Германии лишения свободы должно помочь правонарушителям и другим гражданам узнать всю тяжесть и недостоинство преступного деяния, а также подготовки его совершения в обществе. В стране действует система наказаний, и вместе с этим используются меры исправления и безопасности в зависимости от степени общественной безопасности личности, совершившей правонарушения смертей на казнь была отменена в 1949 г. согласно ст 102. Конституциитуції.

К дополнительным видам наказания относятся: запрет управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев; запрет на профессию и т.п.. Например, в опасных преступников как дополнительный ва мера используется интерниювання в целях безопасности на срок до 10 рокив.

Лишение свободы назначается на срок до шести месяцев, а при наличии особых обстоятельств — до пятнадцати лет или на всю жизнь. Сумма штрафа исчисляется в дневных заработках в размере от 5 до 360 ставок в сумме одной ставки, в пределах от 2 до 10 000 марок. Длительный процесс дополнений и изменений в уголовное законодательство привело к тому, что в 1978 г было напечатано новую редакцию. УК. Германийини.

качестве дополнения к. УК. Германии в 1976 г. был издан закон об исполнении наказаний и мер исправления и безопасности, связанных с лишением свободы. В нем регламентируется деятельность тюрем хозяйствово но-терапевтических и других заведений, которые по инициативе земель и на собственные финансовые ассигнования строятся в данных землях. Основные институты этого закона вступали в силу поэтапно: — с 1 января 1977 1980 г, 1982 и 1986986 р.

Отбывание наказания в пенитенциарных учреждениях. Шмеччины отражает выраженный дифференцированный подход. Все осужденные за преступления, совершенные против государственного или общественного устройства, а также за насильственные и действия против жизни и другие, уголовный. Закон называет опасными, содержащихся в тюрьмах закрытого типа. Это основной вид пенитенциарных установоков.

В учреждениях, предназначенных для использования мер исправления и безопасности, в которых созданы социально-терапевтические отделения, держатся лица с психическими болезнями, а также осужденные, которые лечатся е ид наркомании и алкоголизма. К этой категории относят также учреждения, в которых держат после получения наказаний рецидивистов, которые проходят стадию адаптации к жизни на свободе. Создан также учреждения для осужденных женщин, лиц молодого возраста и предварительного заключенияня.

Кроме того, существуют пенитенциарные учреждения открытого типа на организацию исполнения отбытия наказаний оказывает значительное влияние концепция и идеи классической школы права — возмездие за совершенное. Персонал зан тюремная системы. ФРГ четко придерживается заповеди: не забирать у людей больше прав, чем нужно, приучать осужденного подчиняться закону и быть подотчетным за свои действия. Выполняются эти задачи с работодателем ю различных институтов системы, прежде усилиями социальные работникиків.

Большое значение такие работники предоставляют изучению личности осужденного в тот период, когда он попадает на 6 недель в тюрьму, в отделение временного содержания. В этот период психологи, юристы, педагоги и, представители биржи труда тщательно следят за осужденными, после чего на каждого из них составляется характеристика. Предполагается, что на первом этапе пребывания осужденного в пенитенциарном закл аду она должна облегчить работу персонала. Затем к ней заносить изменения и дополненияння.

После своеобразного обследования осужденного направляют в учреждения, в котором ему легче адаптироваться учитывая общие черты окружения, в которое его введут для отбывания наказания в случае лишения свободы

Особенно интересным является порядок, согласно которому осужденные направляются в места отбывания наказания, расположенные не далее чем 110 км от их постоянного места жительства. Представляет интерес организация труда. Согласно. Закону осужденные работают 38,5 часов в неделю, что на 1,5 часа меньше максимально допустимое продолжение рабочего времени, предусмотренного международно-правовыми нормамми.

Как в Украине, так и в. Германии существует проблема трудоустройства осужденных. Чтобы ее решить, администрация устанавливает связи с потенциальными работодателями, заинтересовывая их тем, что каждую неделю они мо ожуть использовать именно то количество рабочих, им нужна на время. Компании перечисляют заработанные средства в земельный бюджет, из которого финансируются пенитенциарные учреждения, что, однако, покрывает лишь 15% расходов на содержание осужденных. Отсюда — государственных субсидийдії.

Однако считается, что экономическая выгода от труда осужденных за 5-8 лет их заключения в любом случае не покроется теми социальными убытками, которые возникнут после возвращения на волю озлобленной чел дины с подорванным здоровьем, не приспособленной к жизни, которые живут среди правопослушного граждан. Чтобы этого не произошло, персонал пенитенциарных учреждений должен поддерживать и закреплять связи осужденного со средой в целом и со своей семьей частности. Кроме социальных работников, эти задачи решаются специальными контактными группамми.

В отличие от социальных работников, оказывающих помощь советами, разъяснениями и рекомендациями, приглашают осужденных в свои дома, работники контактных групп добровольно контактируют с ними пи ид время отбывания наказания, оказывают им различную практическую пособий.

К контактных групп допускают тех, кто оправдал себя как добропорядочный гражданин. Это могут быть и служащие. Минюста, и работники пенитенциарных учреждений. Кроме этого, в. ФРГ действуют пиклувальницьки совета, которые обязаны помогать администрации пенитенциарных учреждений в исправительных действиях к осужденным. Пикля-вальницька совет не должен зависеть от администрации тюрьмы, поэтому ее представители не входят д в советы, в то же время как его члены совета имеют возможность без запретов посещать пенитенциарные учрежденияови.

В тклувальницькои совет входят 8-10 авторитетных граждан города. Это могут быть члены парламента, юристы, врачи, учителя, бизнесмены, промышленники, рабочие. Они наделены функцией контроля за организ зации выполнения приказов, трудом осужденных и воспитательными действиями социальных работников и контактных игрууп.

Следует отметить, что особенности пенитенциарной системы. Германии не только отражают принципы, нормы и стандарты международных документов в области исполнения и отбывания наказания, но и сами могут бра ать участие в подготовке проекта будущей международной конвенции, регламентирующей пенитенциарные проблем.

Среди различных международных сообществ представляет значительный интерес представляет созданная в 1952 г. Северная совет, в который входят. Швеция,. Дания,. Исландия,. Норвегия и. Финляндия. Сближение правовых систем. Ск кандинавських государств, началось в 70-е годы прошлого века, весьма влияет на их законотворческую деятельностьть.

Учитывая, что уголовное законодательство одной из ведущих стран. Северного совета -. Швеции создавалось под влиянием австрийского уголовного законодательства 1803 г,. Баварского уголовного закон конодательством 1813 г и. Прусского уголовного законодательства 1851 г, будет вполне логично вслед за. Германией коснуться правового регулирования исполнения наказаний в. Швеции и некоторых исторически связанных с ней странанах.

В. Швеции исследования в области права ведутся с начала XVII в, когда в. Стокгольмском университете в 1620 г. была основана первая в. Европе кафедра национального права. Исследования в области криминальног го права привели к созданию. Уголовного кодекса 1864, который действовал ровно сто лет. В 1964 г был подготовлен новый. Уголовный кодекс, введенный в действие 1 января 1965 и который является действующим и дос й досі.

Некоторые авторы предполагают, что в этом. Кодексе нашли отражение реформаторские подходы и концепции шведских социал-демократов послевоенного периода. В нем после коротких. Общих положений идет раз здил»О правонарушениях», в котором перечисляется состав отдельных посягательств и определяются ответственность за покушение, подготовку и соучастие, а также обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. К заключительного раздела внесены санкции за совершенные преступления и принципы их назначениня.

Смертная казнь в. Швеции была отменена фактически еще в 1921 г, а окончательно, как вид наказания — в 1972 г. Здесь основными видами наказания, как и в. Германии, является лишение свободы и штраф. Лишение свободы назначения ачаеться, как правило, за совершение тяжких преступлений и опасным рецидивистам касается последних закон предусматривает интерниювання в специальных учреждениях, откуда они могут быть уволены только по решению специальной наблюдательного комиссииісії.

Штрафы взимаются или вероятно определенном размере, или в сумме дневного заработка, учитывая имущественное положение осужденного. В различных формах применяется такой вид наказания, как условное осуждение. Как и кри иминальне законодательство. Германии,. УК. Швеции также не может охватить все преступные действия. Например, ответственность за автотранспортные преступления, контрабанду, распространение наркотиков, нарушения податковог в законодательства, как меры по борьбе с иностранным терроризмом, дополнительно предусмотрены в уголовных законах. Порядок исполнения наказаний в виде лишения свободы и исполнения штрафов регламентируется спе ных нормативным актом -. Законом о выполнении штрафов 196464 р.

Швеция,. Норвегия и. Финляндия исторически тесно связаны, поскольку. Норвегия и. Финляндия в определенный исторический период входили в состав. Швеции. Поэтому в правовой истории. Финляндии важную роль играл, нап пример, шведский закон 1734 г, подготовленный совместно шведскими и финскими юристами. Закон обоснованно регулировал ряд отраслей права, в том числе криминальногого.

В 1889 г. Сейм. Финляндии принял. Уголовный кодекс, в котором нашли отражение идеи классической школы уголовного права. Необходимо учесть, что, начиная с 1870 г, процесс сближения северных держа ав, к которым. Финляндия присоединилась в 1919 г, почти не уменьшил влияния шведских уголовных законеонів.

Одновременно с уголовным кодексом 1889 г был принят закон об исполнении наказания. В этот закон вносились изменения, корректируя систему наказаний и порядок их выполнения

Смертную казнь за все преступления была отменена с 1972 г, хотя смертные приговоры по обще уголовные преступления не использовались с 1826 г. В 1974 г каторжные работы были заменены пожизненным лишением свободы и либо лишением свободы на срок до 12 лет, а при совокупности преступлений — до 20 рокиків.

С 1921 г размеры штрафа были установлены в дневных ставках с учетом размера имущественных возможностей и доходов осужденного. В 1950-1972 гг допускалось применять кастрацию к осужденным за половые с преступления. Закон 1932 г»Об опасных рецидивистов (с последующими изменениями)»резко сделал жестоким отбывания наказания этой категории до введения интерниювання на неопределенный срострок.

Согласно. Закону о несовершеннолетних правонарушителей (1940 г) последние отбывают наказание в учреждениях исправительно-воспитательного характера. В целом в стране идет подготовка к реформированию уголовно-испол полнительной системы. Следует отметить положительную роль в профилактике преступлений принятого в 1968 г.. Закона»Об алкоголизме»и. Закона»О наркотиках»197272 р.

Как отмечалось, еще одной страной, входящей в. Северной совета, является. Норвегия. После завоевания этой страны в 1380 г. Данией норвежское право оказалось под ее влиянием, однако ее правовая система сложилась, вы иходячы из национальных приоритетов, и не была зависимой ни от англосаксонского, ни от континентального правва.

Первый уголовный кодекс. Норвегии был принят в 1842 г дальнейшем, как ответ на воздействие социологической школы права, был принят. Уголовный кодекс 1902 г, в нем все преступные действия были разделены на преступления, за которые было предусмотрено наказание более чем на 3 месяца лишения свободы, и проступковни.

Кроме того, согласно. Кодексу применяются меры безопасности к рецидивистам и психически неполноценных правонарушителей. Для таких лиц предусматривается превентивное заключение на неопределенного-чений срок или утр римання в медицинских учреждениях закрытого типа. Со временем меры безопасности претерпевали изменения в сторону смягчения. Значительную роль в борьбе с преступностью сыграли меры по усилению ответственности за бродяжницт во, попрошайничество, пьянство. Смертную казнь за общеуголовные преступления отменен с 1902 г за все преступления — с 1979979 р.

Первые уголовные законы. Датской государства относятся к 1683 г. Уголовный кодекс. Дании 1866 г, как и вся система права, представляет собой почти самостоятельный национальный вариант, который оказался под влиянием целенаправленного сближения с правом других скандинавских государств в последние десятилетия XIX сст.

Не все отрасли права. Дании кодифицированы. Уголовный кодекс 1930 г закладывался тгид влиянием концепций неклассической и социологической школ уголовного права. Используя местные условия, в 1954 г. было при ийнято разработан на основе. КК1930 р датский. УК для. Гренландии (Гренландия, находясь в составе. Дании, пользовалась правом внутренней автономии). Уголовный кодекс 1930 г. позволял использования к риминального закона по аналогии (широкие возможности судейской мысли думки).

Он содержит меры наказания, используя их для некоторых категорий правонарушителей. Кодекс предусматривал принудительную кастрацию, которая так и не применялась на практике. Смертная казнь в. Дании отменена в за аконодавчому порядке в 1978 р.

Датский уголовный кодекс для. Гренландии отделяется от. УК. Дании 1930 г.. Его структура и объем несколько необычны по сравнению с. УК других стран. Северного. Совета

Допускается применение уголовного кодекса по аналогии. Уголовный кодекс не устанавливает санкции по завершению ответственных преступлений. Правовая последовательность преступлений, предусмотренных. УК, определяет являются принудительные работы без лишения свободы, штраф, а также запрет жить в определенной местноститі.

При отсутствии в. УК наказание в виде заключения, законодатель, однако, предположил содержания особо опасного или с опытом преступника изолированно от других, если это необходимо для общей безопасности, у помещении или умеренном лагере.

О. Исландию констатируем следующее. Несмотря на то, что. Исландия и. Норвегия несколько веков были под властью. Дании и на ее территории одновременно действовали норвежские и датские законы, она сохранила достаточного ьо самостоятельную правовую систему. Исландия взаимосвязана с другими. Скандинавскими государствами, поэтому определенная часть ее нормативных актов воспроизводит общие нормы и институтти.

В. Исландии действует уголовный кодекс 1940 г, который, хотя и был подготовлен под влиянием датского. УК 1930 г, но является самостоятельным нормативным правовым актом. Этот кодекс предполагает выполнение наказания за анало огиею действий с предусмотренными законом преступленийами.

Как и в некоторых других уголовных кодексах. Скандинавии,. УК. Исландии предусматривает два основных вида наказаний — лишение свободы и штраф. К мерам общественной безопасности он относит лишение осужденного в гражданских прав и конфискации имущества.

За указанные в законе тяжкие преступления может быть применено пожизненное лишение свободы. Смертная казнь законодательством отменена в 1928 г, хотя смертные приговоры не выполнялись уже с 1830 г. С другой стороны,. УК. Исла. Анди не принял с датского уголовного законодательства характерен для последнего широкий перечень наказаний и мер опасностейеки.

Проанализировав уголовно-правовые основы систем наказания в странах, которые объединились в. Северную. Раду, можно констатировать тенденцию дифференцированного подхода к различным категориям правонарушителей, сере ед которых отличаются лица, которые обозначаются в законе как безопасные рецидивисты, лица, привычные к совершению преступления, и другие, которые требуют лечения и больничной профилактик.

Обобщая вышеизложенное, констатируем, что системе уголовного преследования рассматриваемых стран присущ проявление гуманизма к правонарушителям, которые не представляют значительной общественной безопасности. Так к ним х применяются наказания, не связанные с изоляцией от общества. Характерной чертой указанной системы также внимание к решению пенитенциарных проблем в общем комплексе мер противодействия преступлений инностті.

(максимальная оценка ведения конспекта — 1 балл)

. Вопросы для проверки

(Максимальная оценка ответа на вопрос — 4 балла)

и которые факторы влияют на пенитенциарные системы зарубежных стран?

Они зависят от экономического и политического строя соответствующего государства и цели, которую она составляла перед наказанием

2. Что является характерной особенностью системы наказаний за границу?

Системе наказаний зарубежных стран характерное проявление гуманизма, но с элементами ответственности за совершенное правонарушение

. Самостоятельная работа

(Максимальная оценка ответа на один вопрос — 2 балла)

. Задания для самостоятельной работы и закрепления материала по теме

1. Какие составляющие пенитенциарных систем?

2. Назовите первую каторжные тюрьмы

3. Назовите специалистов, разработавших первый проект пенитенциарной системы

4. Попробуйте обосновать повышенный интерес к пенитенциарных систем других стран

5. Название этапы развития пенитенциарных систем мира

6. Объясните значение тюремных конгрессов 1846 p во. Франции и 1857 p в. Германии

7. Попробуйте обосновать, почему IV. Конгресс вошел в историю пенитенциарных систем

8. Охарактеризуйте роль международных организаций и сообществ, занимающихся пенитенциарными проблемами

Список литературы

1. Актуальные проблемы современной пенитенциарной политики Украины:. Мат науч-практ конф -. Киев, 25-26 мая 1995-К:. РИО. КИВС приУАВС — 168 с

2. Гернет. М. Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологи-Л:. Юридич издание Украины, 1930 — 265 с

3. Уголовного-исполнительное право Украины (Общая и. Особенная части):. Учеб пособие /. О. М. Джужа,. С. Я. Фаренюк,. В. О. Корчинский и др.. Под общ ред. О. МДжужы — 2-е изд -. М. Одиссей, 2002 — 448

4. Малиновский. О. О. Советские исправительно-трудовые учреждения сравнению с буржуазными тюрьмами -. Киев:. Типография. Всеукраинской. Академии. Наук, 1928 — 229 с

5. Рябинин. А исправительно-трудовое (уголовно-исполнительной) право. Российской. Федерации -. М:. Юрист, 1995

6. Федосеев. Г. Ю. Международные правовые вопросы защиты осужденных. Дис канд юрид наук -. М:. МПОК, 1994-Гл 2

7. Советское исправительно-трудовое право. Особенная часть (Под ред HA. Стручкова и др) -. Рязань, 1987 -. Гл-VT

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая