Понятие конституционного права как ведущей отрасли права

Конституционное право РФ

В. Ф. Кириллов, М. С. Матейкович, В. И. Ульянов, Г. Н. Чеботарев

ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

План:
1. Понятие и предмет регулирования конституционного права как ведущей отрасли системы российского права.
2. Конституционно-правовые нормы и отношения.
3. Источники и система конституционного права.
4. Предмет, метод, система и источники науки конституционного права.
5. Конституционное право как учебная дисциплина. Система учебного курса.

ЛИТЕРАТУРА
1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995. — 480 с.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: ИНФА-М-НОРМА, 1997. — 752 с.
3. Лугин В.О. Конституционные нормы и правоотношение: Учебн. пособие для вузов. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. — 159 с.
4. Сравнительное конституционное право. М.: Манускрипт, 1996. — 729 с.
5. Чиркин В.Е.
6. Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997. — 784 с.

1. Понятие и предмет регулирования конституционного права как ведущей отрасли системы российского права.
Конституционное право как одна из отраслей системы права Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения.
В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
Предметом конституционного права является совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права. По сравнению с другими отраслями системы права эти отношения занимают особое место в обществе, государстве.
Каковы особенности общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права?
1. Они складываются во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной.
2. Они наиболее значимы, носят фундаментальный характер.
3. Они выступают системообразующими, обеспечивающими единство и целостность общества.
С учетом перечисленных особенностей общественных отношений конституционное право приобретает ведущий характер в системе права.
Предмет конституционного права охватывает следующие основные общественные отношения:
а) составляющие основы конституционного строя;
б) образующие основы правового положения человека и гражданина;
в) вытекающие из федерального устройства России;
г) связанные с организацией и осуществлением государственной власти;
д) возникающие в ходе осуществления судебной власти;
е) составляющие основы местного самоуправления.
Для уяснения понятия конституционного права необходимо определить также юридический режим отрасли, который включает в себя: метод, принципы, характер главного источника.
Под методами конституционного права
понимается совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на регулируемые конституционным правом общественные отношения и их участников.
Разграничиваются методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания на:
1) управомачивающий: наделение участников конституционно-правовых отношений определенными правомочиями (ст. 73 Конституции РФ: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти);
2) метод обязывания (кандидат обязан платить установленные законом налоги и сборы);
3. метод дозволения (ст. 66 — по предъявлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе);
Связан данный метод с управомачивающим методом. Но предписания, содержащегося в соответствующих нормах, не управомачивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают самому действовать по собственному усмотрению.
4) метод запрещения.
С помощью конституционного регулирования закрепляются главные принципы и положения, определяющие развитие общества и государства, личности;
обеспечивается защита интересов народа, личности на самом высоком юридическом уровне;
закрепляются генеральные перспективы развития общества и государства.
Принципы конституционного права одновременно выступают принципами системы права в целом.
Особый юридический режим конституционного права подтверждается и тем, что важнейшим его источником является конституция, определяющая основы всей системы права.
Определив предмет, метод, принципы конституционного права, можно сформулировать понятие конституционного права как ведущей отрасли системы российского права. Следует лишь отметить, что в качестве названия рассматриваемая нами отрасль права как в нашей стране так и за рубежом используется два термина: «конституционное право» и «государственное право».
Спор об этих терминах возник еще в прошлом столетии.
В досоветской России не имевшей конституции как единого основного закона, употребляли понятие «государственное право» применительно к соответствующей отрасли внутреннего права. Термин же «конституционное право» использовался для наименования отрасли права иностранных держав, государственный строй которых отличался началами разделения властей, прямого народоправства и народного представительства.
В советской правовой науке сторонники наименования «государственное право» не без оснований приводили следующие аргументы: а) государству в обществе принадлежит главенствующая роль. «Государство — это мы»; б) государственная власть распространяется как на высшие, так и на местные уровни управления и скреплена единством системы Советов, соединяющая законодательные и управленческие функции, нормотворчество и исполнительно-распорядительную деятельность.
Кроме того, Конституция будучи прежде всего идеологическим и политическим документом не была реально действующим, непосредственно применяемым источником права.
На современном этапе развития российского государства термины «государственное право» менее предпочтительны по следующим основаниям:
во-первых, многие граждане, не обладающие специальными юридическими знаниями, отождествляют государственное право со всем внутригосударственным правом;
во-вторых, и это главное — в последнее время отчетливо проявляется тенденция к расширению предмета государственно-правового регулирования за счет включения в него отношений, связанных с формированием гражданского общества, ограждением его от чрезмерного вмешательства государства.
Во взаимоотношениях «государство — общество — человек» новая Конституция Российской Федерации главным ориентиром признает человека, его права и свободы, а общество рассматривает как основное звено между человеком и государством.
И, наконец, в-третьих, во взаимоотношениях государство и право приоритет за правом, закон в правовом государстве — в верховенстве.
Таким образом, можно сказать, что конституционное право представляет собой особый качественный этап в развитии государственного права.
Для современной России, как отмечается в статье Богдановой Н.А. в 7 номере журнала «Государство и право» за 1996 год название ее ведущей правовой отраслью российским конституционным правом является в определенной степени условным, что объясняется незавершенностью конституционных реформ.
Вместе с тем, рассчитывая на перспективу демократических преобразований, способных обеспечить стабильность конституционного строя России, термин «российское конституционное право» вполне обоснованы, его допустимо и целесообразно использовать в наименовании соответствующих стран, науки, учебных курсов.
Таким образом, сформировать следующее понятие конституционного права. Конституционное право России — это ведущая фундаментальная отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы организации общества и государства, статус человека и гражданина, их взаимоотношения, а также механизм осуществления принадлежащей народу власти непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Конституционно-правовые нормы и отношения
В общей теории под нормой права понимается исходящее от государства и охраняемое им общественное формально-определенное правило поведения, предоставляющее участникам отношений юридические права и возлагающее на них обязанности, это определение приемлемо и для конституционно-правовой нормы, которая, как и все другие нормы: исходит от государства, охраняется принудительной силой государства, является общеобязательным правилом поведения, предоставляет участникам общественных отношений юридические права и возлагает на них обязанности. Но какова же специфика конституционно-правовых норм? Попытаемся установить ее, используя такой критерий, как особенности регулируемых конституционным правом общественных отношений.
1. Конституционный характер данных норм обусловлен двумя факторами. Во-первых, основная часть из них содержится в Конституции Российской Федерации и конституциях входящих в нее республик. Во-вторых, они регулируют общественные отношения, которые связаны с высшими интересами государства и общества, т.е. закрепляют фактическую конституцию государства.
2. Наличие в конституционном праве большого количества норм-принципов, норм-дефиниций, норм-целей и т.д. Данные нормы распространяются на всех субъектов правоприменительной деятельности, будь то гражданско-правовые, уголовно-правовые, трудовые отношения.
3. Учредительный характер: конституционно-правовые нормы первично устанавливают систему органов государственной власти, их компетенцию, атрибуты государственности (гимн, герб, флаг), формы правовых актов, их наименование, порядок принятия.
4. Особый механизм реализации. Если подавляющее большинство правовых норм реализуется через правоотношение, то конституционно-правовые нормы могут реализовываться и через определенные правовые состояния, например состояние гражданстве РФ.
5. Конституционно-правовые нормы имеют специфическую структуру.
Классическая структура правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции, санкции. Нередко конституционно-правовые нормы имеют только диспозицию. Иногда — гипотезу и диспозицию (нормы, регулирующие порядок преодоления разногласий между палатами Федерального Собрания, порядок регистрации кандидатов при подготовке выборов в органы государственной власти). Очень редко — санкцию (например, ответственность кандидатов в представительные органы государственной власти или на выборные должности в государственных органах в случае нарушения законодательства о выборах).
Таким образом, конституционно-правовая норма — установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.
Классификация конституционно-правовых норм
Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:
I. По объекту правового регулирования, или содержанию:
а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;
б) закрепляющие статус человека и гражданина;
в) федеративное устройство России;
г) -«- систему и организацию деятельности органов государственной власти.
II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:
а) нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой;
б) -«- в федеральных конституционных и федеральных законах;
в) -«- иных нормативных правовых актах.
III. По характеру содержащихся правовых предписаний:
а) управомачивающие,
т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать положительные действия (п. 4 ст. 80 Конституции РФ — Президент РФ представляет РФ внутри страны и в международных отношениях; ст. 34 п. 1 — каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности);
б) обязывающие — нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ — каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);
в) запрещающие — конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ — не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).
IY. По территории действия:
а) федеральные конституционно-правовые нормы;
б) правовые нормы субъектов РФ.
Y. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:
а) императивные — нормы, не допускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ — предметы ведения РФ);
б) диспозитивные — нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий (напр., ч. 4 ст. 66 Конституции РФ — отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области).
YI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:
а) материальные;
б) процессуальные (процедурные).
YII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:
а) общие — неопределенный круг лиц;
б) специальные — определенный круг лиц.

Конституционно-правовые отношения.
Правоотношение — возникающее на основе норм права общественное отношение, в котором стороны связаны между собой конкретными взаимными правами и обязанностями, гарантированными государством.
Строение конституционно-правового отношения традиционно: субъект, объект, содержание (права и обязанности).

Особенности конституционно-правовых отношений.
1. В конституционно-правовом отношении права и обязанности могут четко не определяться, а носить обобщенный характер (норма Конституции о принадлежности власти в Российской Федерации ее многонациональному народу — ч.1 ст. 3 Конституции РФ) — правоотношения общего вида.
2. Особый состав субъектов: народ, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные органы, Президент РФ, избирательные комиссии и т.д.
3. Конституционно-правовые отношения зачастую имеют очень сложный характер по своему содержанию и субъектному составу.

Виды конституционно-правовых отношений.
Конституционно-правовые отношения классифицируются по различным основаниям. Например, по целевому назначению они подразделяются на правоустановительные и правоохранительные, по степени конкретизации субъектов правоотношений — на абсолютные, относительные и общерегулятивные, по характеру обязанности — на активные и пассивные, по времени действия — на срочные и бессрочные и т.д.
Таким образом, конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормами конституционного права. Или: это возникающая на основе норм конституционного права общественная связь, участники которой наделяются юридическими правами и несут обязанности.

3. Источники и система конституционного права.
Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками.
Источники (формы) права — способы закрепления и внешнего выражения правовых норм.
Источниками (формами) конституционного права является:
1. Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, а а ткже уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа).
2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы конституционно-правового содержания (т.е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управление).
3. Постановление Государственной Думы и постановление Совета Федерации.
4. Договоры и соглашения. Среди них — договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации.
Следует отметить, что в иерархии источников конституционного права ратифицированный международный договор стоит выше, чем закон, поскольку нормы последнего в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не могут отменять нормы или противоречить нормам международного договора.
Примечание: Заключение РФ договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом о международных договорах РФ от 15 июля 1995 г . Закон устанавливает, что положение официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие изучения внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ применяются соответствующие правовые акты. Законом устанавливается порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения РФ к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров.
5. Декларация. Например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июля 1990 г .)
6. Регламенты палат Федерального Собрания РФ.
7. Указа и распоряжения Президента РФ.
Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые — это акты применения Президентом какого-либо закона.
Распоряжения Президента, носящие нормативный характер, применяются сравнительно редко.
Примечание: См. распоряжение Президента РФ «Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью» от 26 июля 1995 г . Данное распоряжение вносит серьезные нормативные изменения и дополнения в Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности.
8. Постановление Правительства.
К источникам конституционного права можно отнести только те постановления, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере конституционного права.
9. Правовые акты, издаваемые федеральными министерствами, госкомитетами, ведомствами. Для того, чтобы эти акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и обязательно опубликованы в официальных изданиях.
10. Судебные решения. К числу источников Конституционного права М.В.Баглай относит постановления Конституционного суда РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России, конституций и уставов субъектов Федерации, законов и др. нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции. Кроме того, к источникам конституционного права М.В.Баглай относит также постановление Верховного суда РФ, имеющие отношение к конституционным правам и свободам. Например, постановление «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г .
11. Правовые акты СССР и РСФСР. Источниками права являются некоторые из этих актов в силу принципа правоприемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство РФ.
12. Законы субъектов РФ. Постановления и распоряжения президентов и глав администраций (губернаторов) республик и др. субъектов РФ.
13. Акты органов местного самоуправления.
В зарубежных странах источниками (формами) конституционного права признают судебные прецеденты, обычаи и доктрины. В российской конституционно-правовой теории и практике это пока не признается.
Перечисленные источники конституционного права составляют позитивное конституционное право. Кроме позитивного правового регулирования, существуют общечеловеческие представления о свободе и справедливости, составляющие суть права.
Естественное право должно все больше пронизывать весь процесс применения позитивного права.
Система конституционного права.
Как известно, расширенное право подразделяется не только на отрасли. В любой отрасли права, в т.ч. конституционном, можно выделить обособленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.
Система, совокупность, обособленная группа конституционно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, именуется конституционно-правовым институтом.
Как отличить отрасль от института?
Взять, к примеру, правовые нормы о порядке введения чрезвычайного положения и о подготовке и проведении выборов. Они относятся к одной отрасли, расположены в одном источнике — Конституции РФ.
Однако, они регулируют не родственные, не однородные отношения. Напротив, ЧП — делает невозможным какого-либо проведения выборов. Именно поэтому и требуется более подробная систематизация на институты.
Конституционно-правовые институты в науке принято подразделять на простые и сложные. Пример сложного института — институт конституционного статуса личности, или, как его нередко именуют, институт «государство и личность». Он состоит из более простых — институт гражданства, институт прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Система же конституционного права складывается из последовательности институтов, которые принято располагать по аналогии с последовательностью глав действующей конституции — от норм, регулирующих общие принципы, взаимосвязи к более конкретным нормам: основы конституционного строя РФ, государство и личность, федеративное устройство РФ, система органов государства.
4. Предмет, методы и источники науки конституционного права.
Наука конституционного права — система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как правовой отрасли и регулируемых его общественных отношениях.
Особенность данной науки: по сравнению с другими отраслями и правовыми науками она выступает отраслью и правоведения и государствоведения.
Предмет исследования: важнейшие стороны жизни государства и общества, основы его существования и развития. Прежде всего это вопросы принадлежности всей полноты власти народу, самоуправление наций, экономической, политической и социальной основ самоуправления, определение положения (статуса) личности в обществе, а также организации государства, системы государственных органов, институтов демократии.
Таким образом, наука «конституционного права» изучает вопросы, связанные с высшими интересами общества и государства, что и обуславливает ее особое место среди других юридических наук.
Многие ее категории, понятия, выводы являются основополагающими для других правовых отраслей административного, гражданского, трудового права.
Изучение конституционного права в настоящий период развития Российской Федерации одновременно важнейшая и труднейшая задача подготовки юридически грамотных, демократически воспитанных и законопослушных кадров.
Повышенное особое внимание к изучению проблемы конституционного права необходимо в силу ряда причин.
Во-первых, конституционное право как отрасль занимает в правовой системе любого государства ведущее место. Почему? Нормы конституционного права регулируют самые значимые для общества, государства, гражданина и человека отношения, складывающиеся в сфере формирования, организации и осуществления власти, системы высших органов, их взаимоотношений с человеком.
Во-вторых, основным источником (формой) конституционного права является Конституция — правовой акт, обладающий верховенством по отношению к власти и др. источникам, имеющий высшую юридическую силу в системе актов.
В-третьих, происходящие сущностные, коренные изменения общественного и государственного устройства России обуславливает необходимость переосмысление многих категорий, теорий и институтов конституционного права.
В-четвертых, формирование конституционализма, свободного от излишнего идеологизирования, партийности, существование различных мировоззренческих концепций, оценок, понятий и институтов вызвали новые представления о системе науки конституционного права.
В-пятых, происходит переосмысление науки конституционного права в России как дореволюционного так и советского периода развития государства.
В-шестых, высока ценность конституционно-правовых знаний для формирования правовой культуры всех граждан, тем более юристов, работающих в органах власти.
С учетом всего сказанного можно привести определение, данное профессором Кукушкиным М.И.
Наука конституционного права — это система взглядов, принципов, идей, представлений, юридических знаний, выраженных через научные понятия и категории, о конституционно-правовых нормах и регулируемых ими общественных отношениях, охватывающих основы организации общества, положения в нем личности, организацию и формы осуществления государственной власти.
Источники науки конституционного права.
Виды: 1. Нормативные правовые акты.
2. Теоретические (труды ученых, создавающие необходимые общие суждения по конституционно-правовым проблемам.
3. Результаты социологических исследований и практики, конституционно-правовой деятельности (эксперимент, практика отношений области, автономных округов).
Методология науки — учение об основных способах познания объективной реальности и методах исследования материального мира.
Методы науки конституционного права — совокупность системы приемов, способов, правил, применяемых в научных исследованиях.
Методы подразделяются на общие и частные. Среди общих можно назвать исторический, системный, статистический. К частным методам относят: сравнительно-правовой, конкретно-социологический и др.
В развитие науки конституционного права значительный вклад внесли ученые-государствоведы — И.А.Азовкин, С.С.Алексеев, Г.В.Барабашев, А.А.Безуглов, Л.Д.Воеводин, А.И.Денисов, Д.Л.Златопольский, Е.И.Козлова, В.Ф.Коток, С.С.Кравчук, В.Н.Кудрявцев, О.Е.Кутафин, Б.М.Лазарев, А.И.Лепешкин, А.И.Лукьянов, Н.Г.Мишин, А.В.Мицкевич, Н.А.Михалева, Л.А.Морозова, В.С.Основин, В.А.Пертцик, Б.Н.Топоркин, И.П.Трайнин, Л.Н.Уманский, Н.П.Федоров, О.И.Чистяков, В.С.Шевцов, К.Ф.Шеремет и др.
5. Конституционное право как система учебного курса
Определяющим фактором в выделении соответствующих курсов и последовательности их преподавания является система науки конституционного права.
В зависимости от применяемого метода исследования можно говорить о теории и истории конституционного права, сравнительном конституционном праве.
Изучение отдельных институтов конституционного права, тех или иных направлений, государственно-правовой практики также приводит к формированию относительно самостоятельных блоков конституционно-правового знания.
Учебный план юридического факультета Тюменского госуниверситета предусматривает изучение «Конституционного права Российской Федерации» и «Конституционного права зарубежных государств». Общая теория частично дается в рамках курса теория государства и права, а в основном в ранее названных курсах.
В преподавании российского конституционного права доминирует юридическое начало, т.е. основное внимание уделяется системному изучению Конституции РФ 1993 г ., конституционно-правового законодательства России, юридическим аспектам его применения, анализу конкретных правовых норм и отношений, их оценке с позиции права.
Однако это не исключает обращения к политическим явлениям и процессам, влияющим на конституционное право.
Таким образом, система курса в основном соответствует системе отрасли и науки и может быть представлена в следующем виде:
1. Общетеоретические вопросы науки конституционного права: это предмет, задачи, методология, источники науки конституционного права; понятие, предмет, источники конституционного права как правовой отрасли, конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения, система отрасли, методы регулирования общественных отношений, тенденции развития.
2. Учение о конституции: сущность, особенности и юридические свойства конституции, ее виды, этапы конституционного развития; взаимосвязи конституций различных видов внутри Российской Федерации, других государств; формы и механизм реализации конституционных норм, охрана конституции.
3. Конституционный статус личности и гражданина: демократия и личность, индивид и общество, индивид и государство; права человека и общие принципы демократии, их соотношение; конституционный статус личности, его понятие, содержание, принципы; основные права, свободы и обязанности граждан, вопросы гражданства.
4. Конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации: понятие и структура гражданского общества, основы его правового регулирования; конституционные основы народовластия; суверенитет народа; экономические, политические основы народовластия.
5. Государственное устройство Российской Федерации: понятие, структура, формы, автономия; статус Российской Федерации и ее субъектов; административно-территориальное деление.
6. Конституционные основы организации и деятельности органов Российской Федерации: государственный механизм Российской Федерации, система государственных органов, виды государственной деятельности, разделение властей; порядок образования, статус, основы деятельности государственных органов.

Вопросы для контроля:
1. Какие из нижеперечисленных общественных отношений составляют предмет конституционного права?
а) отношения, связанные с распоряжением государственной собственностью;
б) отношения, возникшие в связи с привлечением граждан к уголовной и административной ответственности;
в) отношения, образующие основы правового статуса гражданина;
г) отношения, составляющие основы местного самоуправления.

2. Часть 2 ст.20 Конституции РФ устанавливает:
«Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
Какая по характеру содержащихся предписаний норма изложена в данной цитате?
а) обязывающая;
б) управомачивающая;
в) запрещающая.

3. Часть 4 ст. 66 Конституции РФ гласит: «Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области».
Какая по степени определенности содержания предписаний норма изложена в данной статье?
а) императивная;
б) диспозитивная.

4. Какая из перечисленных форм права относится к источникам конституционного права?
а) международные договоры;
б) судебный прецедент;
в) правовой обычай;
г) постановление Конституционного суда РФ.

Понятие конституционного права как ведущей отрасли права

1. Понятие конституционного права. Источники конституционного права

2. История мирового конституционного опыта

3. Развитие конституционного процесса в условиях независимости Украины

1 Понятие конституционного права Источники конституционного права

Конституционное право является базовой отраслью права во всех современных правовых системах

Предметом правового регулирования конституционного права Украины в широком понимании являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления власти народом, устройство государства и общества, положение л человека в государстве и обществе. В более конкретном смысле предмет конституционного права включает следующие группы общественных отношений:

• отношения, которые составляют основополагающие принципы народовластия, народный суверенитет;

• отношения, раскрывающие форму правления, форму государственного устройства, особенности государственного режима, порядок использования государственных символов;

• отношения, которые определяют основополагающие принципы функционирования государства: гуманизм, демократизм, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную т.д.;

• отношения, определяющие характер связей между государством и личностью: институт гражданства, права и свободы человека и гражданина и механизм их реализации

Конституционное право преобладает метод императивного регулирования, при котором отношения между субъектами права основываются на принципах субординации, т.е. подчинение одного субъекта другому. Учитывая н на это поведение субъектов конституционного права строго регламентируется, а их права и обязанности четко определены диспозитивной метод применяется в конституционном праве значительно режеше.

Система конституционного права соответствует содержанию и структуре. Конституции Украины — основного источника конституционного права

Конституция Украины была принята. Верховной. Радой Украины на ее пятой сессии 28 июня 1996 г. Этот день тогда же был провозглашен государственным праздником украинского народа, поскольку. Конституция является основным зак пространством государства, состоит из преамбулы, 15 разделов, 161 статьи, заключительных и переходных положенияхь.

Преамбула — это вводная часть. Конституции, которая содержит нормы, провозглашающие цели принятия. Конституции, ее основные принципы

Глава 1″Общие положения»содержит статьи, определяющие основы общественного строя, гражданства, положения, касающиеся суверенитета Украины, социальной защиты граждан, экологической безопасности, статьи и определяющие государственную символик.

Раздел 2″Права, свободы и обязанности человека и гражданина»содержит нормы, определяющие основные личные, политические, экономические, социальные права и свободы граждан, гарантии их осуществления и конституционной уцийни обязанности человека и гражданин.

Раздел 3″Выборы. Референдум»посвящен регулированию порядка проведения выборов и референдумов как основных форм волеизъявления народа

Раздел 4″Верховная. Рада Украины»закрепляет порядок образования и работы единого законодательного органа Украины -. Верховной. Рады, ее состав, компетенцию, а также статус народного депутата Украины

Раздел 5″Президент Украины»содержит нормы, регулирующие правовое положение. Президента Украины, порядок его избрания, компетенцию, условия прекращения его полномочий

Раздел 6″Кабинет. Министров Украины, другие органы исполнительной власти»посвящен порядку создания, деятельности и компетенции украинского правительства, местных государственных администраций, порядок прекращения действия ности этих органе.

Раздел 7″Прокуратура»закрепляет задачи и структуру органов

Глава 8″Правосудие»содержит нормы, регулирующие порядок образования и функционирования органов правосудия, определяющих статус судей

Раздел 9″Территориальное устройство Украины»закрепляет принципы и систему административно-территориального устройства Украины

Глава 10″Автономная. Республика. Крым»содержит нормы, определяющие положение этой автономии, ее компетенцию, основы взаимоотношений между Украиной и. Автономной. Республикой. Крым, полномочия органов властей ди автономии.

Глава 11″Местное самоуправление»содержит нормы, определяющие систему органов местного самоуправления, их состав, статус депутатов, а также полномочия этих органов

Глава 12″Конституционный. Суд Украины»определяет состав и полномочия. Конституционного. Суда, устанавливает гарантии независимости и неприкосновенности судей

Глава 13″Внесение изменений в. Конституцию Украины»устанавливает порядок представления в. Верховную. Раду Украины законопроектов о внесении изменений и дополнений в. Конституцию и порядок их рассмотрения

Глава 14 «Заключительные положения» указывает, что. Конституция вступает в силу со дня его принятия (28 июня 1996 p), а день принятия. Конституции является государственным праздником -. Днем. Конституции

Глава 15″Переходные положения»закрепляет порядок введения в действие норм. Конституции, которые не могут быть реализованы немедленно, и решение других вопросов, возникших в связи с принятием новой. Консти итуци.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Понятие, предмет и методы конституционного права

Понятие конституционного права

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки. Вначале остановимся на понятии «конституционное право» как отрасли российского права.

Конституционное право России как отрасль права — составная часть национальной правовой системы нашей страны, совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняют и защищают права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе функционального разделения.

Главная задача и смысл конституционного права России — найти баланс свободы народа и власти государства.

Конституционное право регулирует фундамент отношений, складывающихся в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества. К его предмету относятся те отношения, которые можно называть базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений. В сфере отношений человека (общества) и государства он связан с охраной прав и свобод человека; в сфере властеотношений — с устройством государства и государственной власти.

Баланс этих отношений обеспечивается принципами, выражающими качественную определенность, формы организации и функционирования государства и общества, а также механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Именно такого рода общественные отношения составляют предмет конституционного права. В Конституции РФ оформление в качестве составляющих предмета конституционного права получили важнейшие общественные отношения, складывающиеся по поводу основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, учреждения и функционирования государственного механизма, местного самоуправления.

Следовательно, конституционное право России — ведущая отрасль национального права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы.

Во-вторых, конституционное право — это наука. С одной стороны, она изучает конституционное право определенной страны (в данном случае — России), а с другой — является частью международной науки, которая обогащается теорией и практикой различных стран (в том числе России). Наука — это не система норм, а научные представления о действующем конституционном праве, его истории, теории; выводы, гипотезы. Они отражены в различных книгах, статьях, научных докладах, приобретают заостренную форму в научных дискуссиях. Источниками науки являются также нормативные акты (например, в Конституции РФ содержится официальное доктринальное положение о человеке как высшей ценности, определяющее суть правового регулирования), официальные документы (послания Президента РФ парламенту), конституционно-правовая практика (решения Конституционного Суда РФ, а также особые мнения его судей). В России развивается наука о конституционном праве как таковом (иногда его называют «общее конституционное право», иногда — «сравнительное конституционное право»), совершенствуются знания о конституционном праве зарубежных стран и о российском конституционном праве.

В-третьих, российское конституционное право — это учебная дисциплина. Студенты и другие обучающиеся изучают основы действующего конституционного права, основы науки о нем, конституционно-правовую практику.

Предмет конституционного права

Понятие «конституционное право» многозначно. Это и отрасль права, и наука, и учебная дисциплина. Являясь отраслью публичного права, конституционное право занимает особое место в системе российского права, что определяется его предметом и содержанием.

Предметом конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения. Конституция закрепляет и регулирует наиболее важные отношения во всех сферах жизни общества и государства. Следовательно, конституционные отношения — это наиболее значимые отношения, которые определяют природу государства и общества.

Объект конституционных отношений — предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Вопрос о предмете конституционного права, о пределах конституционного регулирования был и остается дискуссионным. В отечественной юридической науке есть два подхода к определению предмета конституционного права, т. е. круга общественных отношений, регулируемых конституционным правом. Согласно первому подходу (он является преобладающим) предмет конституционного права определяется весьма широко, в его содержание включаются установления как конституции, так и законов и подзаконных нормативных актов, конкретизирующих и развивающих конституционные положения. При таком подходе предмет конституционного права неоправданно расширяется, а значение конституционных установлений принижается, по существу, они низводятся до норм текущего (отраслевого) законодательства.

Второй подход нацелен на сужение предмета конституционного прав, определяемого в основном предметом и содержанием конституции как особого нормативного правового акта. Такой подход к определению предмета конституционного права является более предпочтительным. Он обусловлен современной тенденцией формирования системы российского права, появлением, в частности, в публичном праве новых отраслей права.

Конституция есть результат общественного развития. В своем историческом развитии ее содержание претерпело существенные изменения, связанные с динамикой общественных отношений. Можно выделить следующие основные этапы эволюции содержания конституций, или ее поколений.

Первое поколение — с конца XVIII в. до Первой мировой войны; второе — между Первой и Второй мировыми войнами; третье — с 1945 г. до конца 1980-х гг.; четвертое — с начала 1990-х гг. по настоящее время.

См.также: История конституции

В современном мире конституции национальных суверенных государств при всем разнообразии их содержания регулируют следующие группы общественных отношений:

  • учреждение и оформление государства как суверена на своей территории и в мировом сообществе;
  • признание народовластия, форм его осуществления, принципов организации и деятельности правового государства, форм правления и государственного устройства;
  • формирование основ функционирования гражданского общества, статуса его институтов (партий, общественных объединений, церкви, СМИ и др.);
  • провозглашение и гарантирование, осуществление, охрана и защита основных прав, свобод и обязанностей личности;
  • установление условий участия государства в международных отношениях, принципов внешней политики, взаимоотношение международного и внутригосударственного (национального) права.

Регулирование указанных групп общественных отношений и определяет предмет конституционного права. В то же время простое их перечисление не раскрывает особенности предмета конституционного права. Для общественных отношений, входящих в предмет регулирования конституционного права, характерно то, что они являются существенными, коренными, основополагающими во взаимоотношениях общества, государства и личности. Именно они находят либо исчерпывающее регулирование в самой конституции, либо конституционные установления составляют основу (базу) для последующего их регулирования в текущем (отраслевом) законодательстве.

Однако это не исключает того, что предметом конституционного регулирования могут быть отношения, не являющиеся существенными, основополагающими (можно сказать, что это «случайный» элемент в содержании конституции). Включение этих отношений в предмет регулирования конституционного права осуществляется по воле государства, придает им конституционную форму, но не превращает их в основополагающие по своей социальной природе.

Таким образом, предметом конституционного права Российской Федерации являются коренные, основополагающие общественные отношения, охватывающие публичную самоидентификацию народа и общества, учреждение суверенного государства, принципы организации и функционирования государственной власти во взаимосвязи с местным самоуправлением, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина и иные существенные основы взаимоотношений личности, общества и государства.

Предмет конституционного права расширяется в федеративных государствах. В отечественной литературе высказано мнение о существовании конституционно-уставного права субъектов РФ, занимающего в нем далеко не «периферийное положение». Рациональное зерно в суждениях о конституционно-уставном праве субъекта РФ заключается в том, что в них не игнорируются конституции и уставы субъектов РФ как учредительные акты, которые конкретизируют и дополняют единое конституционное пространство в Российской Федерации. Конституционно-уставное право наряду с общими чертами в каждом субъекте РФ имеет специфические особенности. В целом конституционно-уставное право субъектов РФ обогащает предмет и содержание единого конституционного права Российской Федерации.

Методы конституционного права

Методы конституционного права — совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

В конституционном праве РФ преобладают императивные методы, предписывающие поступать только определенным образом (например, представление лица на должность Генерального прокурора осуществляется только Президентом РФ). Императивные методы осуществляются в различных формах:

  • управомонения (наделение органов государства определенными полномочиями для выполнения их задач);
  • субординации (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту РФ);
  • обязывания (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении Государственной Думой двух вотумов недоверия в течение трех месяцев);
  • требования (необходим 21-летний возраст для кандидатов в депутаты Государственной Думы);
  • запрещения (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций);
  • санкции вплоть до репрессий (законодательство о контртеррористических операциях).

Диспозитивные методы, оставляющие выбор поведения на усмотрение субъектов конституционно-правовых отношений (например, Президент РФ может принять отставку Правительства РФ, а может и не принимать), методы координации, согласования (например, согласительные процедуры, осуществляемые Президентом РФ при разрешении спора между субъектами Федерации) в конституционном праве не относятся к числу основных (диспозитивные методы являются основными, например, в гражданском праве).

Характеристика методов конституционного права

Характеристика методов, способов воздействия конституционного права на общественные отношения в отечественной научной литературе крайне скупа. Чаще всего данный вопрос ограничивается описанием конституционных норм, устанавливаемых ими прав, запретов, обязанностей и особенностей их воздействия на участников общественных отношений. Такой подход явно неэффективен.

Методы конституционного права как отрасли публичного права не могут быть отделены от методов политико-государственного руководства обществом. Основным, ведущим методом воздействия конституционного права на общественные отношения является метод учреждения (установления), т. е. метод позитивного провозглашения, утверждения конституционных ценностей. Данный метод характеризуется тем, что учреждаемые конституционные установления обладают непререкаемостью, верховенством и высшей юридической силой, действуют постоянно.

Метод конституционного учреждения (установления) подкрепляется действием таких методов государственного руководства обществом, как убеждение, поощрение и принуждение.

Ведущим методом воздействия конституционного права на поведение субъектов общественных отношений является метод убеждения. Это обусловлено тем, что конституция по своему содержанию выражает компромисс тех общественных сил, которые участвовали в ее разработке и принятии. Легитимность конституции есть гарантия эффективности методов убеждения в действии и реализации конституции и по правилам конституции. В современном российском праве все острее встает вопрос о воспитании уважения к конституции, об отношении к ней как высшей правовой ценности, воплощающей государственную идеологию, национальную идею общественного согласия.

В воздействии конституционного права на общественные отношения метод убеждения дополняется методом поощрения (стимулирования). Этой цели служат предоставление дополнительных превенций, субсидий, льгот, поощрений и наград для субъектов конституционного права.

Методом воздействия конституционного права на общественные отношения служит и метод принуждения. Государство охраняет и защищает действие и реализацию конституции, в том числе и принудительными мерами. Примером действия метода принуждения может служить институт конституционной и конституционно-правовой ответственности органов публичной власти, высших должностных лиц за нарушение Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, за неисполнение решений судов, основанных на положениях Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ.

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, воздействует на общественные отношения присущими ему правовыми способами, зависящими от содержания видов конституционно-правовых установлений (положений), от мер их обеспечения (гарантирования), охраны и защиты.

Конституционные установления (положения) как нормативно-правовые средства регулирования поведения субъектов общественных отношений не исчерпываются конституционными принципами и нормами. Нормативно-правовой инструментарий в конституционном праве намного богаче. Наряду с конституционными принципами и конституционными нормами он включает нормативно закрепленные цели, задачи, легальные определения, презумпции, фикции, преюдиции, символы, конструкции. Все указанные конституционные установления составляют систему, что позволяет регулировать общественные отношения в многообразном измерении. При этом, естественно, они имеют собственную специфику воздействия на общественные отношения.

К конституционным способам воздействия на поведение субъектов общественных отношений следует отнести установление статусов физических и юридических лиц, общественных объединений, компетенции органов публичной власти и должностных лиц, средств их обеспечения (гарантирования), охраны и защиты.

В реализации статусов субъектов конституционного права используются способы дозволения, обязывания и запрещения.

Дозволительные предписания разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ «по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе».

Запрещающие предписания не дозволяют субъектам конституционного права осуществлять определенные действия. В ч. 5 ст. 13 Конституции РФ закреплено: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Обязывающие предписания регламентируют обязанность осуществлять определенные действия. Как записано в ст. 58 Конституции РФ, «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Использование методов и способов воздействия конституции и конституционного права в целом на общественные отношения есть сознательный, творческий процесс, направленный на оптимальное их сочетание в целях повышения эффективности действия и поведения субъектов конституционно-правовых отношений. Такое сочетание в конечном счете объективно обусловлено природой и характером предмета правового регулирования, системой складывающихся разнообразных общественных отношений, теми целями и задачами, которые стоят перед гражданским обществом и правовым государством в конкретный исторический период их функционирования и развития в контексте достижений мирового общественного прогресса.