Содержание статьи:

Порядок создания общественных организаций и союзов согласно ЗУ «Об общественных объединениях»

1 января 2013 года вступил в силу Закон Украины «Об общественных объединениях», который устанавливает порядок создания, регистрации и прекращения деятельности общественных организаций и союзов, отличный от того, который был предусмотрен утратившим силу ЗУ «Об объединениях граждан». Как и в какой форме теперь можно создать (открыть) общественные объединения, как их зарегистрировать узнавал prostopravo.com.ua

Прежде всего, нужно сказать, что общественные организации, их союзы (ассоциации, другие объединения общественных организаций), легализованные на день введения Закона Украины «Об общественных объединениях» ( далее — Закон) в действие путем регистрации или уведомления об учреждении, не требуют соответственно перерегистрации или повторной подачи документов для уведомления. Уставы (положения) организаций, союзов общественных организаций должны быть приведены в соответствие с новым Законом в течение пяти лет. Регистрация изменений в устав (положение), связанных с введением этого Закона в действие, осуществляется без взимания платы за регистрационные действия в течение пяти лет.

Законом же предусмотрено создание общественных объединений в двух организационно-правовых формах: общественной организации и общественного союза.

Общественная организация представляет собой общественное объединение, учредителями и членами (участниками) которого являются физические лица.

Общественный союз — это общественное объединение, учредителями которого являются юридические лица частного права, а членами (участниками) могут быть юридические лица частного права и физические лица.

Общественное объединение может осуществлять деятельность со статусом юридического лица или без такого статуса. Общественное объединение со статусом юридического лица относится к непредпринимательским обществам, основной целью которых не является получение прибыли.

Учредители и участники

Учредителями общественной организации могут быть граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, которые достигли 18 лет, а молодежной и детской общественной организации — 14 лет.

Учредителями общественного союза могут быть юридические лица частного права, в том числе общественные объединения со статусом юридического лица. Учредителями общественного союза не могут быть политические партии, а также юридические лица, в отношении которых принято решение об их прекращении или которые находятся в процессе прекращения.

Количество учредителей общественного объединения не может быть менее двух.

Учредителями общественного союза не могут быть юридические лица частного права, единственным учредителем которых является одно и то же лицо.

Полномочия учредителя общественного объединения заканчиваются после принятия решения о создании общественного объединения в установленном Законом порядке.

К членами (участниками) общественных организаций и союзов, кроме молодежных и детских общественных организаций, выдвигаются такие же требования, что и к их учредителям. Возраст членов молодежной, детской организации определяется ее уставом в пределах, установленных законом.

Наименование

Наименование общественного объединения состоит из двух частей — общего и собственного наименования. В общем наименовании указывается организационно-правовая форма общественного объединения («общественная организация», «общественный союз»).

Наименование общественного объединения излагается на государственном языке. Общественное объединение может также изложить свое собственное название, наряду с государственным языком, иностранным языком или языком меньшинства.

Собственное наименование общественного объединения не должно быть тождественным собственным наименованиям других общественных объединений и не может содержать:

  1. наименование органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым, органа местного самоуправления, составных наименований этих органов (министерство, агентство, служба, инспекция, комитет, администрация, прокуратура, суд);
  2. собственное наименование общественного объединения, деятельность которого запрещена в судебном порядке (в течение трех лет после вступления соответствующего решения суда в законную силу);
  3. другие обозначения, использование которых ограничено законом.

Собственное наименование общественного объединения не может содержать слова «государственный», «коммунальный» и производные от них. Собственное наименование учебного заведения, учреждения или организации в собственном названии общественного объединения может использоваться только с согласия соответствующего учебного заведения, учреждения или организации. Запрещается также использование в собственном названии общественного объединения исторических государственных наименований, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Собственное наименование общественного объединения должно содержать информацию о статусе общественного объединения («детское», «молодежное», «всеукраинское») и может содержать информацию о его виде («экологическое», «правозащитное» и т.д.).

Собственное наименование общественного объединения может содержать имя (псевдоним) физического лица при условии предварительного письменного согласия этого лица или его наследников, удостоверенного в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено законом.

Учредительные документы

Образование общественного объединения осуществляется на учредительном собрании его учредителей и оформляется протоколом.

Протокол учредительного собрания общественного объединения должен содержать сведения о:

  1. дате и месте проведения учредительного собрания;
  2. лицах, принимавших участие в учредительном собрании ;
  3. решении о создании общественного объединения с указанием цели его деятельности;
  4. решении об определении наименования и при наличии — сокращенного наименования общественного объединения;
  5. решении об утверждении устава общественного объединения (при наличии);
  6. решении об избрании руководителя, органов управления общественного объединения в соответствии с утвержденным уставом;
  7. решении об определении лица (лиц), имеющих право представлять общественное объединение в правоотношениях с государством и другими лицами и совершать действия от имени общественного объединения без дополнительного полномочия — для общественного объединения, которое намерено осуществлять деятельность без статуса юридического лица, если образование (избрание) органов управления не предусмотрено решением о создании такого объединения;
  8. решении об определении лица (лиц), имеющего право представлять общественное объединение для осуществления регистрационных действий, — для общественного объединения, которое намерено осуществлять деятельность со статусом юридического лица.

В протоколе учредительного собрания могут указываться сведения и о других принятых на этом собрании решениях относительно образования и / или деятельности общественного объединения.

Протокол учредительного собрания подписывается председателем и секретарем собрания.

Устав обязателен для общественных объединений со статусом юридического лица и должен содержать сведения о:

  1. наименовании общественного объединения и при наличии — сокращенном наименовании;
  2. цель (целях) и направлениях его деятельности;
  3. порядке приобретения и прекращения членства (участия) в общественном объединении, правах и обязанностях его членов (участников);
  4. полномочиях руководителя, высшего органа управления, других органов управления общественного объединения, порядке их формирования и изменении состава, сроке полномочий, а также порядке определения лица, уполномоченного представлять общественное объединение, и его замены (для общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица);
  5. периодичности заседаний и процедуре принятия решений руководящими органами общественного объединения, в том числе путем использования средств связи;
  6. порядке отчетности руководящих органов общественного объединения перед его членами (участниками);
  7. порядке обжалования решений, действий, бездеятельности руководящих органов общественного объединения и рассмотрения жалоб;
  8. источниках поступления и порядке использования средств и другого имущества общественного объединения;
  9. порядке создания, деятельности и прекращения деятельности обособленных подразделений общественного объединения (в случае их создания общественным объединением, которое намерено осуществлять деятельность со статусом юридического лица);
  10. порядке внесения изменений в устав;
  11. порядке принятия решения о самороспуске или реорганизации общественного объединения, а также по использованию его средств и другого имущества, оставшегося после самороспуска, — для общественного объединения, которое намерено осуществлять деятельность со статусом юридического лица.

В уставе общественного объединения могут быть предусмотрены дополнительные положения о создании, деятельности и роспуске или реорганизации общественного объединения, не противоречащие закону.

Юридическая онлайн-консультация по Skype

Порядок регистрации общественных объединений со статусом юридического лица

Общественное объединение, которое намерено осуществлять деятельность со статусом юридического лица, подлежит регистрации в порядке, определенном Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».

Регистрация общественного объединения осуществляется бесплатно органами исполнительной власти, на которые в соответствии с законодательством возложены полномочия по регистрации общественных объединений (далее — уполномоченный орган по вопросам регистрации), по местонахождению общественного объединения.

Для регистрации общественного объединения руководитель или лицо (лица), которое имеет право представлять общественное объединение для осуществления регистрационных действий, в течение 60 дней со дня образования общественного объединения представляют (направляют почтовым отправлением) в уполномоченный орган по вопросам регистрации по местонахождению общественного объединения заявление по форме, утвержденной Министерством юстиции Украины, к которому прилагаются:

  1. экземпляр протокола учредительного собрания;
  2. устав (в двух экземплярах);
  3. сведения об органах общественного объединения с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения руководителя, членов других руководящих органов, должности в руководящих органах, контактного номера телефона и других средств связи, а также сведения о лице (лицах), которое имеет право представлять общественное объединение для осуществления регистрационных действий;
  4. заполненная регистрационная карточка на проведение государственной регистрации юридического лица.

Для регистрации общественной союза также представляются документы, содержащие сведения о структуре собственности учредителей — юридических лиц и физических лиц — владельцев существенного участия этих юридических лиц.

В случае если учредителем общественного союза является иностранное юридическое лицо, дополнительно подается легализованный в установленном порядке документ о подтверждении регистрации иностранного юридического лица в стране его местонахождения — выписка из торгового, банковского или судебного реестра.

В случае непредставления документов для регистрации общественного объединения в течение 60 дней со дня образования такое общественное объединение не считается образованным.

На основании представленных документов уполномоченный орган по вопросам регистрации в течение семи рабочих дней со дня их получения принимает решение о регистрации или об отказе в регистрации общественного объединения, о направлении документов на доработку или об оставлении документов без рассмотрения по существу.

Порядок создания общественных объединений без статуса юридического лица

Общественное объединение, которое намерено осуществлять деятельность без статуса юридического лица, сообщает о своем образовании уполномоченный орган по вопросам регистрации в течение 60 дней со дня его образования.

Для сообщения о создании общественного объединения его учредители или лицо (лица), уполномоченное представлять общественное объединение, представляют (направляют почтовым отправлением) в уполномоченный орган по вопросам регистрации по местонахождению общественного объединения заявление по форме, утвержденной Министерством юстиции Украины, к которому прилагаются:

  1. экземпляр оригинала или нотариально заверенная копия протокола учредительного собрания;
  2. сведения об учредителях общественного объединения с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, адреса места жительства, а в случае если учредителем является юридическое лицо частного права, — его наименование, местонахождение, идентификационный кода ;
  3. сведения о лице (лицах), уполномоченных представлять общественное объединение, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, контактного номера телефона и других средств связи.

Заявление подписывается учредителями общественного объединения или лицом, уполномоченным представлять общественное объединение, а подлинность их подписей удостоверяется нотариально.

Если все поданные документы соответствуют требованиям Закона, уполномоченный орган по вопросам регистрации в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, принимает решение о принятии уведомления и вносит сведения об общественном объединении в Реестр общественных объединений. Копия решения о принятии уведомления предоставляется (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) учредителям общественного объединения или лицу (лицам), уполномоченному представлять общественное объединение, не позднее следующего дня после его принятия.

Защита прав потребителей как бизнес-идея

Собственный бизнес – мечта многих людей. Сложности организации собственного дела не должны стать препятствием для желания работать исключительно на себя. Собственный бизнес – это независимость, возможность роста доходов вне зависимости от прихотей начальства.

Нынешняя ситуация в экономике – отличный повод начать свое дело. Одна из самых перспективных отраслей – это защита прав потребителей. Люди часто не знают своих прав, не готовы изучать законы, чтобы отстаивать свои интересы. Порой у них нет средств, чтобы оплатить услуги юриста.

Предлагаемая идея бизнеса – оказание бесплатной помощи потребителям. Это могут быть клиенты банков, страховых компаний, то есть любые случаи, которые подпадают под действие закона о защите прав потребителей. Невыплата страхового возмещения по ОСАГО, завышенные комиссии банков – все это сфера вашего бизнеса. Для потребителя ваши услуги будут бесплатны, зато вы получите деньги после завершения судебного разбирательства.

Ваш доход – это четверть от цены иска, которая складывается из ущерба, пеней, штрафа, суммы морального вреда. Дела по защите прав потребителей обычно не сложные. С такими делами справится и студент юридического ВУЗа.

Механизм открытия своей организации по защите прав потребителей таков:

1. Вы регистрируете общественную организацию. Здесь вас могут ждать некоторые трудности: Минюст порой не сразу регистрирует ОО, отправляя документы на доработку.

2. Вам понадобится офис, пусть даже самый маленький. У вас должно быть какое-то место нахождения. К тому же этот адрес указывается и в учредительных документах.

3. Нужны сотрудники, которые будут вести дела. Сначала это может быть один сотрудник. С исками о защите прав потребителей справится и студент-юрист. В своем большинстве они стандартные.

4. На первых порах нужно вложить средства в рекламу. В дальнейшем на вас будет работать репутация.

5. Не пожалейте средств и времени на сайт, страницы в социальных сетях. Интернет – одно из самых перспективных средств поиска клиентов, формирования положительного имиджа.

Сложности в таком виде бизнеса могут возникать из-за недостаточных знаний сотрудника. Вам, как организатору, придется самому вникать в особенности судебной системы, изучать законодательную базу. Могут быть дела, по которым не удастся отстоять интересы потребителя. К этому тоже надо быть готовым.

В целом такой бизнес привлекателен тем, что не требует больших вложений, имеет большие перспективы при грамотном подходе. Клиентская база не является застывшей: постоянное движение на рынке товаров и услуг предполагает возникновение спорных взаимоотношений потребителя и продавца продукции, поставщика услуг.

Подробно о защите прав потребителей

Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу):

Кратко по теме защиты прав потребителей в 2018:

Статья актуальна на 2018 год

От риска купить некачественный товар с рук никто не застрахован. Неважно, покупаем ли мы продукты питания, одежду или бытовую технику — если товар оказывается просроченным или бракованным, деньги терять никому не хочется. Особенно часто возникает вопрос, можно ли вернуть бракованный товар без чека.

Как правило, попав в такую ситуацию, покупатель просто несёт товар назад в магазин и уточняет, как обменять бракованный товар или вернуть деньги. Часто бракованный товар меняют без лишних разговоров. Иногда — нет. Тогда приходится обращаться к адвокату по защите прав потребителей.

Если вы стали «счастливым» обладателем бракованного товара, то данная статья подскажет вам, как защитить свои права и вернуть некачественный товар в магазин.

Что может сделать покупатель при покупке некачественного товара

Защита прав потребителей при возврате мебели, техники, продуктов питания и прочих товаров осуществляется следующим образом.

Возможных действий всего 3 (в соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей» в редакции 2018 года). Первое и основное: обращение к продавцу с требованиями.

Можно прийти в магазин, обратиться к продавцу и подать заявление на возврат денег за некачественный товар. Однако существует вероятность быть «отшитым» вместе с некачественным товаром по ряду причин.

К примеру, существует понятие — гарантийный срок на товар. Это срок, в течение которого производитель (продавец) обязуется бесплатно отремонтировать или заменить продукцию. Предъявлять свои требования к продавцу нужно до истечения гарантийного срока, указанного в документах на товар.

Если гарантийный срок в документах на товар не указан, то применяются гарантийные сроки, установленные законом:

  1. для большинства товаров — 2 года с момента передачи товара;
  2. для строительных объектов — 10 лет.

И это не единственный критерий Закона Украины «О защите прав потребителей» в 2018 году, который стоит знать, предъявляя требования, связанные с некачественным товаром!

Куда покупатель может пригрозить пожаловаться на магазин

Второе действие: подача жалобы в Государственную службу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей.

Это действие не обязательно, однако может быть эффективным, если вы хотите наказать недобросовестного продавца. К примеру, за продажу просроченного товара Законом Украины «О защите прав потребителей» 2018 года предусмотрен штраф для продавца. Его размер — 200% стоимости партии товара, которая осталась для продажи, но не менее 5 необлагаемых минимумов доходов граждан. Наложить такой штраф может Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей (далее будем называть её Служба).

Поэтому, если вы купили просроченный продовольственный товар, а продавец отказывается возвращать деньги, вы можете написать жалобу в территориальное отделение Службы. Потребуйте провести проверку продавца, наложить на него штраф и обязать удовлетворить ваши требования.

Жалобу можно подать по месту нахождения продавца и покупки товара, и по месту своего жительства. Рассмотреть вашу жалобу и дать ответ в Службе должны в течение 30 дней.

Что следует учитывать при подаче жалобы на некачественный товар

В большинстве случаев Служба, как и другие государственные органы, может ответить на вашу жалобу формальной отпиской с рекомендацией обращаться в суд, а проверку проводить не станет.

Если вы получили именно такой ответ или решили не обращаться в Службу, то остаётся подать иск в суд в соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей» в последней редакции 2018 года.

Что делать, если угроза жалобой не сработала

Третье действие: обращение в суд с иском.

При обращении в суд с иском тоже нужно знать немало нюансов. Например, особенность судебных дел по защите прав потребителей — за подачу иска не нужно платить судебный сбор. Также иск о причинении морального вреда и его компенсации, согласно с судебной практикой, можно подать как по месту нахождения продавца, так и по месту своего проживания или по месту покупки товара.

В иске обязательно нужно определиться с окончательным требованием к продавцу в зависимости от того, какой именно недостаток в некачественном товаре вы нашли: простой или существенный.

Что такое «существенный недостаток»

По закону «О защите прав потребителей» в 2018 году при возврате товара существенный недостаток означает, что:

  • товар невозможно или недопустимо использовать по назначению;
  • возник этот недостаток по вине производителя/продавца;
  • после его устранения появляется снова, при этом его либо вообще нельзя устранить, либо его устранение, согласно с Законом «О защите прав потребителей» в течение 14 дней невозможно;
  • он делает товар качественно другим, нежели предусмотрено договором.

Те недостатки, которые не являются существенными, называются простыми.

Свой бизнес: защита прав потребителей

Свой бизнес: защита прав потребителей

Знаете, что стоит на первом месте в ответах на вопрос «Что вам мешает открыть свой бизнес?» — Отсутствие идеи.

В 2010 году была создана межрегиональная общественная организация по защите прав потребителей «Робин Гуд».

Мы готовы поделиться идеей нашего бизнеса и путями ей реализации.

Каждый из нас является потребителем. На протяжении всей жизни мы потребляем различные услуги: от образования и медицины, до страхования авто и кредитования в банках. Медицинское учреждение, туристическая фирма, магазин бытовой техники – все это сфера услуг, с которой мы сталкиваемся ежедневно. И, увы, часто остаемся недовольны результатом этих столкновений. У многих такое было:

1. Взяли в банке кредит, а вам навязали страховку. Говорят, мол, её вы конечно оформлять не обязаны, но так кредит вам не светит, или светит, но под больший процент. Что делать – конечно, в большинстве случаев оформляем и платим. Или еще «лучше»: берем кредит и помимо процентов платим еще и разные комиссии (за выдачу, за снятие и др.). Все это, и навязывание страховки и всевозможные комиссии, незаконно. Как вернуть свои деньги?

2. Попали в ДТП (при условии наличия полиса ОСАГО или КАСКО и невиновности в аварии). Это уже само по себе неприятно. А тут еще страховая компания сильно занизила ущерб и вместо 200 000 руб., необходимых на ремонт предлагает вам выплатить всего 100 000 руб. Как добиться реальной выплаты?

Как в подобных случаях, не будучи юристом, не имея времени и желания ходить по судам, отстоять свои права и вернуть деньги? Можно конечно обратиться за помощью к адвокату, но это дорого. Выход есть: обратиться в общественную организацию по защите прав потребителей (далее ОО).

Потребитель обращается в ОО, предоставляя доказательства «обмана»: договоры, выписки из банков, экспертизы, чеки и прочее. Далее ОО составляет и подает иск, ходит по судам. В случае выигрыша – потребитель получает свои деньги. В случае проигрыша – ничего не теряет. Т.к. услуги ОО для него БЕСПЛАТНЫ.

Интересно, а с чего тогда «кормится» ОО? – При положительном решении, дополнительно с ответчика взымается 25% от цены иска и присуждается ОО. Цена иска: сумма, на которую «обидели» потребителя + пеня + % + моральный вред + штраф.

Машины, кредиты, бытовая техника есть у каждого жителя любого города нашей страны. Все они потенциальные клиенты ОО. А с учетом того, что денег с потребителя ОО не берет, недостатка в них не будет никогда. Проверено!

Что необходимо для открытия ОО?

Финансовые вложения – минимальны:

1. Регистрация – 3-4 месяца. Минимальный пакет документов. Недорого. Подробности смотрите в Интернете.

2. Офис — достаточно небольшого помещения, лучше в центре города в проходном месте, оптимально в офисном центре. Рекомендуемый метраж – 15–25 кв. метров на 4-5 человек. Стоимость аренды такого помещения будет не очень велика. Даже если добавить минимальный набор необходимого: столы и стулья, компьютеры, принтер, подключение к Интернету, телефон и канцелярские принадлежности — затраты небольшие и ваш офис готов к работе;

3. Сотрудники. Вам как организатору не обязательно иметь юридическое образование, все тонкости и премудрости работы можно постичь самостоятельно и очень быстро. Закон «О Защите прав потребителей» и Конституция РФ вам в этом помогут. С учетом того, что все дела достаточно «однотипные» и лежат в одной юридической плоскости, не обязательно брать на работу суперопытных, авторитетных, именитых (и как следствие дорогих) юристов. Ввиду несложности работы можно привлекать студентов ЮРВУЗов на пол дня — с людьми разговаривать, документы копировать, иски в суд отвозить. И в дополнение к ним одного-двух грамотных и более опытных юристов. Приходящий бухгалтер. Ну и «хозяйку офиса», для поддержания жизнедеятельности и координирования работы. Если офис находиться в бизнес центре, необходимости в уборке и охране нет. Вот, в общем-то, и все.

4. Реклама. Максимально используем бесплатные ресурсы Интернета, статьи в бесплатных газетах с большим тиражом. Хороший результат дают ролики на радио. Самая лучшая реклама – «сарафанное радио», вскоре сама будет работать на вас.

Главный подводный камень для ОО – меняющееся законодательство и как следствие изменения в судебной практике. Что-то добавляется. Например, в 2012 году услуга страхования попала под действие закона «О защите прав потребителе». С тех пор мы занимаемся страховками всех видов (жизни и здоровья, движимого и недвижимого имущества). Что-то уходит.

Повлиять на эти изменения мы никак не можем. Закон есть закон. Все время держим руку на пульсе, отслеживаем изменения в законодательстве, изучаем новые направления. Строительство, сфера ЖКХ – огромное поле для работы и заработка ОО.

Можно организовать подобный бизнес еще проще – стать нашим представителем. Все достаточно просто. Мы рады предложить сотрудничество всем желающим и заинтересованным лицам. Постоянно привлекаем новых партнеров.

Работа представителя происходит по типу «БЕСПЛАТНОГО франчайзинга». Региональный Робин Гуд получает 80 процентов от суммы штрафов взыскиваемых судом по его делам, ведущимся от нашего имени.

Очевидные плюсы такого сотрудничества:

1. Не нужно заниматься юридическими тонкостями открытия и регистрации бизнеса. Все уже готово. Предоставляется полный пакет необходимых документов и выдается доверенность на работу.

2. Никакого финансового «залога», платы за вхождение в сеть нет. Вы вкладываетесь только в свои стартовые затраты.

3. Вы бесплатно получаете:

  • схему работы, уже отлаженную и работающую по всей стране;
  • рекламные и практические наработки, рекомендации, юридические хитрости и «болванки» исков;
  • право на использование уже раскрученного бренда (название, логотип);
  • обучение и постоянную информационную, консультативную поддержку центрального офиса.
  • возможность работать практически в любой точке страны (41 регион).
  • рекламу вашего представительства на общем сайте www.rg27.ru

4. Все Робин Гуды общаются в Интернете на закрытом форуме, вместе обсуждая насущные и рабочие вопросы.

5. Синергетический эффект! Рекламные действия всех партнеров в сети взаимоусиливаются! И многое другое 😉

Вас заинтересовала наша идея?

Присоединяйтесь! Звоните, пишите нам! Задавайте вопросы! Оставляйте заявки на сайте!

Общественные организации по защите прав потребителей слили в унитаз

В российской правовой действительности общественная инициатива в области защиты прав потребителей не находит поддержки ни у законодателей, ни у судей. К такому неутешительному для некоторых выводу можно прийти, проанализировав судебную практику с участием общественных организаций в качестве истцов, выступающих в защиту третьих лиц по потребительским спорам. А также понаблюдав историю изменений в этой сфере.

С момента принятия закона «О защите прав потребителей» в 1992 году законодатель предусмотрел возможность для граждан объединяться в некоммерческие организации для целей осуществления общественного контроля в потребительской сфере.

Закон в первоначальной редакции довольно скупо описывал права таких организаций, что дало возможность для их широкого толкования. Впрочем, в дальнейшем статья неоднократно дополнялась и изменялась.

Переломный момент обозначил федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ в п 2. ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», который внес поправки, исключившие право общественных организаций «проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей», а в дальнейшем и ФЗ от 18.07.2011 N 242-ФЗ, исключивший право общественных организаций «составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей».

Как пишут старожилы, существенное снижение полномочий общественных организаций было связано с массовыми злоупотреблениями последних в объемах и способах проведения проверки предпринимателей, зачастую сводившихся к обычному шантажу, а местами напоминавший и организованный рэкет. Информативная статья на эту тема опубликована здесь ( http://nversia.ru/article/view/id/1238 )

Добросовестные же организации в своей деятельности столкнулись с другим затруднением. С какого-то момента суды начали отказывать во взыскании судебных издержек, которые общественные организации несут в связи с защитой нарушенного права обратившегося к ним потребителя. Возможно, положительной практики по данному вопросу не существовало изначально, к сожалению, автору об этом ничего не известно.

Окончательно тезисы о недопустимости взыскания судебных издержек общественных организаций потребителей на представителя нашли свое отражение в ответе на вопрос №2 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.02.2014.

Общий смысл позиции судов сводится к тому, что за свои услуги общество защиты прав потребителей получает половину штрафа (п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»), которая по идее должна компенсировать затраты на ведение процесса в защиту конкретного потребителя, что, по мнению автора, напоминает собой ни что иное, как «гонорар успеха». При этом делается вывод о том, что общественные организации «имеют весь необходимый потенциал для самостоятельной реализации указанного права, расходы, понесенные ими на оплату услуг представителей, не могут рассматриваться в качестве затрат, необходимых для доступа к осуществлению правосудия».

Откуда брать денежные средства на формирование такого «потенциала» при небольших суммах иска, либо исков к фирмам однодневкам, либо в защиту неопределенного круга лиц суды не поясняют.

Как бы то ни было, по доходам организаций защиты прав потребителей расходуемых в основном на формирование декламируемого «потенциала» ударила еще более сомнительная недавняя инициатива судов существенно снижать взыскиваемый штраф в 50% за отказ добровольно удовлетворить требования потребителя по правилам о снижении неустойки (ст. 333 ГК РФ).

Таким образом, на выходе имеется не только отсутствие возможности общественной организации компенсировать судебные издержки на оплату труда квалифицированного юриста, но и весьма мизерные суммы перечисляемого штрафа, который еще нужно умудриться взыскать.

Существует мнение, что в 2012 г. после отнесения штрафа в 50% в пользу потребителя, а не в пользу муниципалитета как было до этого, обращение потребителей в общественные организации стало занятием убыточным, по сравнению с остальными представителями юридического рынка. Однако такое мнение не учитывает, что большая часть участников рынка юр. услуг, практикующих в данной сфере, выставляет в качестве условия сотрудничества дополнительно не только половину штрафа в свою пользу, но и половину неустойки, взыскиваемых с ответчика.

Возникает вопрос, для чего гражданам объединяться в организации со столь небольшим объемом полномочий, при этом без возможности обеспечить квалифицированную юридическую помощь и компенсировать расходы на неё? А зачем это делать квалифицированным практикующим юристам?

В любом случае очевидно, что для сохранения и развития института общественных объединений, занимающихся защитой прав потребителей, в российском праве нет предпосылок.