Декларации

Всеобщая декларация прав человека

Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Какие права гарантирует украинцам Конституция: что нужно знать каждому гражданину

Украинской Конституции исполняется 21 год, документ приняли в 1996-м году при президенте Леониде Кучме

Конституция – Основной закон страны, который гарантирует каждому гражданину права и свободы. Именно в Конституции говорится о том, что единственный государственный язык в Украине – украинский, президент не может исполнять свои обязанности дольше, чем два срока подряд, а депутаты Верховной Рады имеют право на неприкосновенность.

Сайт «Сегодня» собрал список некоторых прав украинцев, которые гарантирует Основной закон.

Право на бесплатную медицину

«Каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ», – статья 49 Конституции Украины.

«Каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ», – статья 49.

Согласно главному закону страны, каждый украинец имеет право на медицинскую помощь за счет государства. Более того, если в больницах (за исключением частных) отказываются предоставлять медицинскую помощь бесплатно, требуют оплатить медикаменты и лечение, пациент имеет право обратиться в правоохранительные органы. Согласно 184 статьи Уголовного Кодекса, за нарушения права на бесплатную медицину грозит штраф в размере 1700 гривен.

Правда, как признаются в Министерстве здравоохранения, бесплатной медицины в Украине нет. Государственного финансирования недостаточно для оплаты всех медикаментов и процедур, финансирование больниц ограничено. Медики вынуждены просить пациентов самостоятельно покупать медикаменты.

«Мы говорим, что у нас в стране медицина бесплатная, а она таковой не является, мы все платим за все», – заявила несколько недель назад и.о. министра Ульяна Супрун.

Право на собственное жилье

«Государство создает условия, при которых каждый гражданин будет иметь возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду», – статья 47 Конституции.

В главном законе Украины сказано, что государство должно создавать условия, при которых каждый гражданин сможет построить жилье, купить или взять в аренду недвижимость.

«Гражданам, которые нуждаются в социальной защите, жилье предоставляется государством и органами местного самоуправления бесплатно или по доступной для них плате согласно закону», – говорится в той же статье Конституции.

«Гражданам, которые нуждаются в социальной защите, жилье предоставляется государством и органами местного самоуправления бесплатно или по доступной для них плате согласно закону», – статья 47.

Однако на практике ни в государственном бюджете, ни в местных бюджетах нет достаточно средств, чтобы обеспечить всех нуждающихся собственными квартирами. К примеру, в прошлом году на квартиру в Киеве претендовали примерно 68 тысяч человек. В среднем за год город выдает около 60 квартир. Фактически, для того, чтобы предоставить всем нуждающимся собственную недвижимость, в столице понадобится примерно 1133 года.

Отметим, право на бесплатное жилье имеют многодетные семьи, сироты, ветераны, украинцы с инвалидностью и т.д.

Право на пенсию не ниже прожиточного минимума

«Пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом», – говорится в 46 статье Конституции.

«Пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом», – говорится в 46 статье.

На данный момент прожиточный минимум для украинцев, потерявших трудоспособность (пенсионеров) – 1312 гривен. Такой же размер минимальной пенсии. По данным Пенсионного фонда, около 100 тысяч украинцев получают «социальные пенсии» ниже 1312 гривен. «Социальные пенсии» получают украинцы, которые достигли 63 лет, при этом не имеют необходимого для начисления пенсии по возрасту стажа.

Размер прожиточного минимума пересматривается несколько раз в год, размер повышения зависит от темпов роста инфляции. На данный момент прожиточный минимум для трудоспособного украинца – 1624 гривни. При этом потребительская корзина стоит примерно в два раза больше.

Что еще гарантирует Конституция:

  • Право на жизнь (статья 27)
  • Право на уважение человеческого достоинство (28 статья)
  • Право на неприкосновенность жилища и личную неприкосновенность и свободу (29 и 30 статьи)
  • Право на свободный выбор места жительства (33 статья)
  • Право на митинги и страйки (39 и 44 статьи)
  • Право на суд

Каждый гражданин Украины обязан выполнять законы, кроме того, в 67 статье Конституции сказано: «Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом». Согласно информации ГФС, около 60% работодателей, которых проверили в первой половине прошлого года, платили зарплаты «в конвертах». В результате работодатели уплатили ЕСВ, НДФЛ и военный сбор только с части суммы, нарушив тем самым Конституцию.

К слову, в главном законе страны также описаны полномочия и обязанности парламентарием: депутаты должны голосовать лично (статья 84), кроме того, их без согласия Рады не могут задержать или привлечь к уголовной ответственности. Есть в Конституции и советский рудимент. Парламентарии имеют право обратиться с запросом к любому органу власти, государственному предприятию и даже частной компании.

Бизнесмены и чиновники в ответ на запрос обязаны рассказать о результатах рассмотрения указанного в запросе вопроса. Судья Конституционного суда в отставке Владимир Шаповал уверен, что такие права депутата не согласовываются с идеологией парламентаризма. «Эти запросы, не имеющие аналогов в других государствах, отражают гипертрофированное видение статуса народного депутата и не согласуются с идеологией парламентаризма», – пишет судья в своей колонке для «ZN».

Повышение пенсионного возраста противоречит Конституции?

Что случилось?

Через четыре дня после объявления о повышении пенсионного возраста – 18 июня – по социальным сетям начали распространяться копии поста «юриста Виталия Михайловича Митина», в котором утверждается, что пенсионная реформа противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, где «четко и ясно предусмотрено (запрещено)»: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» и ч. 1 ст. 19 Конституции РФ («Все равны перед законом…»). Автор утверждает, что право граждан на пенсию «отменяется в сторону ухудшения», а дореформенные и пореформенные пенсионеры перестают быть равными в правах. Действия правительства автор текста расценил как попытку «попутно серьезно изменить Конституцию».

Что говорят юристы?

Повышение пенсионного возраста не умаляет и не отменяет закрепленных Конституцией прав, а исполнительные и законодательные органы действуют в рамках своих полномочий. Однако при проведении реформы необходимо грамотно оценить состояние российской экономики, соразмерность и необходимость изменений, объяснил «Правмиру» профессор кафедры конституционного и административного права факультета права Высшей школы экономики Владимир Мазаев.

Он напомнил, что в Конституции действительно устанавливается институт государственных пенсий (ч. 2 ст. 7) и право на их получение (ч. 2 ст. 39). Однако в нормах основного закона не указаны сроки выхода на пенсию по различным основаниям, размеры, условия расчета, порядок начисления, получения и т.д. – ч. 2 ст. 39 Конституции РФ делает отсылку по этим вопросам к специальному федеральному закону. Да, Конституция закрепляет требование не издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы (ч. 2 ст. 55). Но в данном случае, по словам эксперта, право на государственную пенсию не отменяется и не умаляется, меняются некоторые параметры его использования (увеличивается срок выхода на пенсию при условии увеличения объема пенсионных выплат – как нам говорят). Не нарушается при повышении пенсионного возраста и принцип равноправия.

– В данном случае следует исходить из того, что обратной силы закон не имеет, нельзя ухудшать положение вышедших на пенсию. Нарушением этого принципа было бы, например, выделение какой-то отдельной группы граждан в целях наделения их дополнительными правами и льготами. В данном случае предполагается, что закон распространяется на всех граждан 1959 года и моложе, а все граждане старше 1959 года остаются в прежнем правовом режиме пенсионного обеспечения, то есть здесь не усматриваются какие-то дискриминационные основания, – резюмировал Владимир Мазаев.

Значит, все гладко?

Нет. Повышение пенсионного возраста все же может рассматриваться в качестве ограничения конституционных прав.

– Согласно ч. 3 ст. 55 права и свободы могут быть ограничены при наличии следующих условий: а) только федеральным законом; б) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Более того, это конституционное право относится к ряду социальных прав и не является «абсолютным», то есть его можно ограничивать, – пояснил эксперт.

Он рассказал, что согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ ограничение прав и свобод помимо условий, указанных в ст. 55 Конституции, должно быть необходимо для обеспечения указанных целей, например, защиты прав и законных интересов других лиц и соразмерно целям, ради которых ограничиваются эти права.

Оба понятия являются оценочными, и эту оценку проводят представители исполнительной и законодательной властей (то есть правительство и Федеральное Собрание: Госдума и Совет Федерации – «Правмир»). А результат оценки принимается в форме федерального закона (его подписывает президент страны).

Владимир Мазаев отметил, что обеспечение социальных прав в отличие от личных и политических имеет важную особенность – они тесно связаны с уровнем развития национальных экономик.

– Если российская экономика не в состоянии обеспечить действующее законодательное положение о сроке выхода на пенсию, то это является существенным основанием изменения правовой модели, – подчеркнул Владимир Мазаев.

Он напомнил, что в ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляется в качестве одного из условий ограничения таких прав цель исключительно способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

– Главным в конституционной оценке повышения пенсионного срока являются необходимость и соразмерность! – отметил правовед.

На что надо обратить внимание?

Эксперт назвал ключевые для обсуждения пенсионной реформы вопросы с точки зрения конституционного права.

– Если повышение пенсионного возраста – мера, необходимая для обеспечения экономического развития страны, – то начинать следует с внедрения новых технологий, повышения производительности труда и эффективности управленческой сферы; более справедливого распределения общественных благ, снижения колоссальной имущественной дифференциации, в том числе по заработной плате. Если брать конституционный аспект, то несправедливые и несоразмерные критерии в оплате труда, получения доходов в современном демократическом мире рассматриваются как нарушение принципа правового государства, где справедливость и достоинство личности (выраженное в том числе в справедливом распределении национального дохода) является приоритетным по отношению к формальным законодательным актам.

Если повышение пенсионного возраста необходимо, то:

почему бюджет страны профицитный?

что положительного даст эта реформа будущим пенсионерам, если соотношение уровня пенсий с их уровнем заработной платы будет таким же – не более 30-35%?

– кто и как обеспечит работой (то есть важнейшим конституционным правом) этих людей, когда многие на прежнем месте работы по состоянию здоровья просто не смогут квалифицированно осуществлять свои функции? Для них потребуется целая система переподготовки и переучивания;

кто и как обеспечит работой пенсионеров в сельской местности, особенно женщин предпенсионного возраста?

лишит ли повышение пенсионного возраста миллионы граждан льгот и пособий, которые они могли бы получать от государства в связи со статусом пенсионера?

Все эти вопросы относятся к сфере обеспечения конституционных прав и свобод и могут быть предметом для рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Откуда все началось?

Оригинал поста об антиконституционности повышения пенсионного возраста появился на ресурсе «Проза.ру» 18 июня. Этот сайт предназначен для бесплатной публикации литературных произведений, однако у его редакции нет возможности контролировать весь контент, размещаемый пользователями. Виталий Михин, автор поста о пенсионном возрасте, называет себя правоведом, специалистом по Уставу ООН и международному праву. Судя по его странице в соцсети «Одноклассники», ему 69 лет, он закончил Кемеровский госуниверситет, живет в Кемерово и не работает с 2013 года.

С сентября 2015 года он разместил на «Проза.ру» 165 текстов – в основном политических деклараций о Курилах, Крыме, Донбассе, Косово и других конфликтных ситуациях в мире. За 2,5 года их прочитали около 28 тыс. человек.

Поиск Google выдает около 38 тыс. результатов по цитатам из «вирусного» поста о пенсиях. С разбором текста выступил сетевой публицист Алекс Экслер, который отметил, что «можно до посинения рыться в Конституции – никакого указания на возраст выхода на пенсию там нет. Возраст выхода на пенсию регулируется федеральным законом».

Тезис о неконституционности пенсионной реформы на заседании Госдумы 21 июня высказал депутат от «Справедливой России» Олег Нилов. В своей речи он тоже упомянул норму о недопустимости умаления прав человека в России и предположил, что повышение пенсионного возраста нарушает ч. 2 ст. 55 Конституции РФ.

Конституция Пилипа Орлика: первая демократическая конституция в мире, актуальная до сих пор

Украина правовое государство – первая Конституция у нас появилась в 1710 году! Тогда гетман Пилип Орлик подписал документ, который определял права и обязанности всех членов войска. И, фактически, был первой украинской конституцией.

Какова история документа и какие права он предусматривал? Ко дню подписания Конституции Пилипа Орлика разбираем исторический документ.

Конституция Орлика – одна из первых в Европе

Как уверяют историки, Конституция Орлика является одной из первых европейских конституций нового времени! Документ был написан на латыни и староукраинском языке. Есть версия, что документ на староукраинском написал не сам Орлик, а другие казаки. Однако гетман подписал и скрепил печатью данный документ.

Конституция Орлика, безусловно, является памятником украинской политико-философской и правовой мысли. Бендерскую конституцию, которую позже назовут Конституцией Пилипа Орлика, нынешние юристы считают очень прогрессивной, особенно учитывая ХVIII века. А некоторые статьи документа перекликаются с современной Конституцией Украины.


Титульная страница документа

современный основной закон Украины предусматривает парламент – Верховную Раду, в казацком документе была предусмотрена Генеральная Рада;
в украинской Конституции есть Верховный Суд, в документе Пилипа Орлика – Генеральный Суд.

Что предполагала Конституция Орлика

Конституция Пилипа Орлика состоит из преамбулы и 16 статей.

Территорию Украины называют:

Украиной
Малой Русью
Войском Запорожским

Как мы уже упоминали выше, законодательная ветвь власти принадлежала парламенту под названием Генеральная Рада. В ее состав должны входить генеральные старшины, гражданские полковники от городов, генеральные советники, полковые старшины, сотники и представители от Запорожской Сечи.

Парламент, как и современный, должен работать сессионно. Правда, всего три раза в год. Представители Рады должны заниматься вопросами безопасности, общего блага, общественных дел.

Кроме того, представители Рады должны были заслушивать отчеты гетмана. Существовал инструмент импичмента – Генеральная Рада имела право выразить ему недоверие.


Документ был написан на двух языках: на староукраинском и латыни

Исполнительная власть была в руках гетмана. Хотя его власть была пожизненной, однако властные полномочия были ограничены. Статьи 6, 7 и 8 ограничивали власть гетмана. Например, гетман не имел права распоряжаться государственным сокровищем и землями, самостоятельно ставить кого-то на высокие должности. Так же были и ограничения на единоличную внешнюю политику. Гетман не мог создавать какую-то собственную администрацию. И получал фактически зарплату за свою работу: ему выделялись определенные ранговые имения с четко определенными доходами.

В его обязанности входило:

  • представительство Войска Запорожского;
  • созыв сессий Генеральной Рады;
  • утверждение результатов выборов;
  • координирование деяльности правительства.

По Конституции формировались три ветви власти:

законодательная (Генеральная Рада)
исполнительная (гетман и генеральная старшина)
судебная (Генеральный суд)

Почему документ не вступил в силу

История подписания Конституции Пилипа Орлика является довольно драматичной. Сразу заметим, что в силу документ так и не вступил, он был написан в условиях изгнания.

В битве под Полтавой Иван Мазепа и его войско потерпят сокрушительное поражение. С ближайшим окружением (преимущественно представители казацкой старшины), а также с теми, кто остался от украинско-шведской армии, он оказывается на территории Османской империи.

Уже через год Мазепа умирает. А его преемником становится генеральный писарь Пилип Орлик, который был приближенным к Мазепе.


Пилип Орлик

Во время избрания Орлика на высокий пост гетмана был принят документ, который определял права и обязанности гетмана. События происходили 5 апреля 1710 года в городе Тягин (Бендеры турецкое название). Отсюда и название: Бендерская конституция.

Значение Конституции Орлика

Конституция Пилипа Орлика опережала свое время. Она утверждала гражданские идеи. Считается первой демократической Конституцией мира, поскольку предусматривала свободную и независимую державу, основанную на праве народа на самоопределение. Документ был построен на демократических принципах общественной жизни. В Европе эти идеи только начинали разрабатываться, тем временем в Конституции Орлика уже ощутимы либерально-демократические традиции. По которым сейчас живет весь цивилизованный мир.

В документе были принципы ответственности чиновников за растрату госимущества, независимость судебной ветви власти, разграничение обязанностей гетмана и Генеральной Рады. Это был совершенно новаторский подход в организации государственной власти.


Украина прошла еще долгий путь до обретения независимости в 1991 году

Для Украины Конституция имела важную роль в дальнейшем развитии украинской государственнической мысли. Документ написан с учетом предыдущего исторического опыта. Хоть и не вступил в силу, однако сформировал социальное почву для независимости Украины, определил ее культурное право на это.

Порошенко назвал Конституцию Украины одной из самых демократических в мире

28 июня Украина отмечает День Конституции.

«История отечественного конституционализма насчитывает уже более трёх столетий, когда в 1710 году мир увидел один из самых прогрессивных документов своего времени: «Пакты и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского» Пилипа Орлика. И сегодня конституция Украины как наследница идей и принципов, заложенных в документе славного гетмана, — один из самых демократических основных законов в мире», — написал президент Украины Пётр Порошенко на своей странице в Facebook.

В свою очередь, лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко указала на нарушение нарушение балансов и противовесов в Конституции Украины из-за внесения поправок в интересах глав государства. По её словам, это привело к тому, что Основной закон стал межолигархическим договором, и внесение косметических правок не улучшит ситуацию. Тимошенко подчеркнула, что народ перестал быть источником власти в стране.

«Уважайте идеи и принципы, по которым живёт Украина и давайте защищать их вместе!» — добавил Порошенко.

Лидер общественного движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук написал в своём блоге, что в результате заигрываний Киева с Западом страна утратила независимость и перестала быть суверенным, независимым, демократическим, социальным и правовым государством, как гласит статья 1 Конституции. По словам политика, об этом свидетельствуют нарушение права граждан на свободу мысли и слова, отказ властей в социальном обеспечении жителей Донбасса,проведение антинародной политики в отношении русскоязычного населения.