Система органов государственной власти в РФ

Авторская курсовая работа по ТГП

Выполнена в 2017 году, 37 стр., 26 сносок в тексте. Уникальность в системе antiplagiat.ru — 71%.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 5

1.1. Орган государства: сущность и основные признаки 5

1.2. Классификация органов государства 9

1.3. Основные тенденции совершенствования органов государства в современных условиях 12

ГЛАВА 2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВЕТВЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ 20

2.1 Законодательная власть 20

2.2 Органы исполнительной власти 22

2.3 Судебная власть 27

Список источников и литературы 34

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712.
  3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1.
  4. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 18. – Ст. 1589.
  5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 6. – Ст. 548.
  6. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6228.
  7. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №51. – Ст. 6270.
  8. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 2. – Ст. 74.
  9. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2338.

Монографии, учебники, статьи

  1. Алексеев С.С. Государство и право: Учебник / С.С. Алексеев. – М.: Проспект, 2017. – 782 с.
  2. Апсадикова, А.В. Развитие юридической системы электронных взаимодействий государства и населения /А.В. Апсадикова, Т.Р. Ханнанова // ЭЖ NOVAINFO. – 2016. Т. 2. – № 40. – С. 154-157.
  3. Астахова Н.И. Теория управления: учебное пособие для бакалавров / Н.И. Астахова. – М.: Юрайт, 2013. – 215 с.
  4. Безруков, А.В. Роль законодательной власти в системе разделения властей и механизме обеспечения правопорядка в России / А.В. Безруков // Современное право. – 2015. – № 6. – С. 25 — 29.
  5. Выдрин, И.В. Публично-частное партнерство как форма взаимодействия государства и общества / И.В. Выдрин // Современное право. – 2015. – № 8. – С. 5 — 16.
  6. Головистикова, А.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник /А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2010. — 649 с.
  7. Ибрагимов, И.М., Ибрагимова, А.И. Концептуальные проблемы законодательного обеспечения справедливого осуществления уголовного правосудия как необходимого условия поддержания социального правопорядка и противодействия коррупции в современной России / И.М. Ибрагимов, А.И. Ибрагимова // Российская юстиция. – 2017. – № 5. – С. 49 — 53.
  8. Ильиных, К.В Совершенствование правового регулирования функционирования механизма открытости органов власти в РФ / К.В. Ильиных К.В, Т.Р. Ханнанова //Экономика и социум. – 2014. – № 4-3 (13). – С. 152-154.
  9. Комарова, В.В. Учредительная власть и основной закон / В.В. Комарова // Lex russica. – 2013. – № 12. – С. 85-89.
  10. Мандрыка, Н.Н. Судебная власть и доктрина правового государства в разных правовых системах / Н.Н. Мандрыка // Российский судья. – 2016. – № 7. – С. 51 — 54.
  11. Малько, А.В. Теория государства и права: учебник / кол. авторов; отв. ред. А.В. Малько. — М.: КНОРУС, 2010. — 400 с.
  12. Нарутто С.В. Место Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти / С.В. Нарутто // Актуальные проблемы российского права. – 2014. – № 6. – С. 1096 — 1107.
  13. Нечкин, А.В. Структура правительств стран Содружества Независимых Государств / А.В. Нечкин // Российский юридический журнал. – 2016. – № 3. – С. 68 — 76.
  14. Ноздрачев А. Ф. Современная правотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти: анализ практики, оценка правовых форм, предложения и рекомендации /А.Ф. Ноздрачев //Законодательство и экономика. – 2014. – № 11. – С. 8-15.
  15. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. – М.: Юстицинформ, 2014. – 692 с.
  16. Осавелюк, А.М., Осавелюк, Е.А. Об особенностях правового статуса Президента России / А.М. Осавелюк, Е.А. Осавелюк // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 11. – С. 54 — 58.
  17. Потапенко Е.Г., Зарубина М.Н. Централизация судебной системы и изменение арбитражного процессуального законодательства / Е.Г. Потапенко, М.Н. Зарубина // Арбитражный и гражданский процесс. – 2015. – № 12. – С. 47 — 51.
  18. Проблемы теории права и правореализации: Учебник / Под ред. Л.Т. Бакулина. – М.: Статут, 2017. – 344 с.
  19. Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров /Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 608 с.
  20. Степанова, А.А. Заметки о референдуме / А.А. Степанова // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 2. – С. 28 — 33.
  21. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2010. — 592 с.
  22. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Городец, 2011. – 544 с.
  23. Хорошилова, А.П. Актуальные проблемы местного самоуправления в России, предложения по совершенствованию /А.П. Хорошилова, А.Р. Валиева // Экономика и социум. – 2015. – № 1-4 (14). – С. 1117-1120.
  24. Хорунжий, С.Н. Обеспечение баланса интересов как задача органов государственной власти / С.Н. Хорунжий // Государственная власть и местное самоуправление. – 2017. – № 2. – С. 29 — 33.
  25. Черногоров Д.А Должностное лицо как субъект административного права /Д.А. Черногоров Д.А. //Административное и муниципальное право. — 2014. — N 7. — С. 14-19.
  26. Шахрай, С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. / С.М. Шахрай. – М.: Статут, 2017. – 624 с.
  27. Эбзеев, Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования / Б.С. Эбзеев. – М.: Проспект, 2014. – 339 с.

ИНФОРМАЦИЯ О ПОКУПКЕ ЭТОЙ РАБОТЫ

Эта работа была выполнена по индивидуальному заказу и была успешно защищена. В интернете эта работа не выложена, только краткое содержание этой странице для ознакомления.

Каждая работа перед отсылкой клиенту проверяется на актуальность законодательства. Мы можем дополнить работу свежими источниками литературы, добавить свежую судебную практику, изменить оформление по Вашей методичке. Это все входит в стоимость готовой работы.

Стоимость данной работы вы можете назначить сами. Отправьте заявку ниже и укажите свою цену. Если цена справедливая и соответствует качеству работы, мы готовы продать вам эту работу по указанной вами стоимости.

Оплатить можно на карточку Сбербанка, на Яндекс.Деньги, на кошелек Qiwi, в любом отделении Евросети или Связного и т.д.

Органы государственной власти Российской Федерации

Главная > Реферат >Государство и право

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

На тему: «Органы государственной власти Российской Федерации»

I Введение стр.3

II Понятие государственного органа стр.4-5

Понятие системы разделения властей в государстве стр.6

Президент РФ стр.7

Органы законодательной власти стр.8

3.1.Федеральное Собрание Российской Федерации стр.9

3.1.1.Совет Федерации стр.10-12

3.1.2.Государственная Дума стр.12-13

3.2.Органы законодательной власти субъектов Российской

4.Органы исполнительной власти стр.16-17

4.1.Органы исполнительной власти субъектов Российской

5.Органы Судебной власти стр.21-22

III Заключение стр.23

IV Список использованной литературы стр.24

Основной мировой тенденцией конца XX века является приоритет мо­дели правового государства и торжество теории естественного права. Рос­сийская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает созда­ние условий для максимальной реализации личности в обществе и государ­стве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные пред­ставления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важ­ность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демокра­тию возможной на практике. В современном мире идет тенденция к тому, чтобы все государства мира, в том числе и РФ усовершенствовали свою по­литико-правовую доктрину, то есть отходили от старых взглядов, на полити­ческую власть, чтобы строили государство как можно более демократичнее. Ибо, как правило, в демократичных странах более развит принцип. разделе­ния властей

Целью данной работы является: охарактеризовать органы государственной власти, дать их понятия и виды.

В своей работе я рассмотрела не только понятие и признаки органов государства, но и их основные классификации, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, так как, она наиболее полно отражает признаки и виды властвующих органов.

Вопросы разграничения предметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами власти в федеративном государстве являются одними из важнейших, поскольку при решении данных вопросов происходит определение роли и места органов власти в решении единых задач, стоящих перед государством. Для современной России этот вопрос имеет особое значение, так как сегодня в ней осуществляется переход от унитарного государства к федеративному, а, следовательно, вопрос определения места и роли каждого уровня власти является принципиально важным.

II_Понятие государственного органа

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Орган государства – это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть. Органы государства характеризуются следующими основными чертами.

Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, законами российской Федерации и ее субъектов, указами президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации, положениями о государственных органах и другими нормативными правовыми актами.

Каждый государственный орган образуется в установленном государственном порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов государственной Думы также устанавливаются федеральными законами (ч. 2 ст. 96 Конституции).

Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (ст. 127) высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Каждый государственный орган действует в установленном государственном порядке. Например, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 128) устанавливается порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего Арбитражного Суда российской Федерации и иных федеральных судов.

Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ (ч. 3 ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве системы государственной власти.

Все государственные органы образуются в установленном государственном порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11) в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов, а также ряд других государственных органов.

Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

Единство системы государственных органов проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно правовая связь.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляют президент РФ, суды РФ на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.истемы избираются или жействуют совместно, находятся во взаимосвязиду органами системы органов госуда

1. Понятие системы разделения властей в государстве.

В соответствии с Конституцией РФ от 1993г в Российской Федерации признается разделение властей, ст. 10 Конституции РФ: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на за­конодательную, исполнительную, и судебную. Органы законодательной, ис­полнительной и судебной власти самостоятельны.

Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями (Аристотель), была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским правителем Монтескье) в противовес абсолютизму и феодаль­ному произволу. Зачатки доктрины разделения властей усматриваются уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля, Эникура, Полибия. Однако авторство принадле­жит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени провоз­вестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632-1704 гг.) и французу Шарлю Монтескье (1689-1755гг.).

По общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодатель­ная и исполнительная власти и судебная не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каж­дой из них. Но очень многое зависит от конкретной ситуации, существующей в стране, и от сложившихся обыкновений.

Разделение властей — это политико-правовая доктрина и конституцион­ный принцип, лежащий в основе организации власти демократического госу­дарства.

Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный ( законодательный) орган, исполнительно — распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) – органы исполнительной власти, правосудие – суды, при этом «ветви власти» самостоятельны, организационно и функционально не зависимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимоконтроль.

В настоящее время многие государства мира приходят к принципу разде­ления властей, то есть большинство стран мира поняли, что настоящее правовое государство может быть только при разделении властей, а если нет этого принципа, то это государство в большинстве случаев не правовое. В большинстве таких государств нарушаются права и свободы граждан. Разде­ление властей так же, как и само их функционирование основывается на Конституции.

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент занимает в системе федеральных органов государственной власти особое место. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей власти – законодательную, исполнительную, судебную.

Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Президент избирается всеми гражданами России, обладающими активным избирательным правом, на всеобщих выборах. В силу этого он получает мандат доверия от всего населения России.
У Президента есть право на свое законотворчество, то есть на принятие актов, которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие за­коны. По ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению Правительством РФ. Согласно Конституции Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Ни Совет Федераций, ни Государственная Дума не вправе их отменить. Но эти указы и распоряжения не могут противоречить Конституции и федеральным законам.
Президент держит в поле своего зрения внутреннюю и внешнюю политику государства. Согласно Конституции он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты. Однако эти договоры не вступают в силу без их ратификации парламентом путем принятия законов обеими палатами.
Президент полностью формирует Правительство РФ, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку, хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы. Дума может также выразить недоверие Правительству, в связи с чем Президент ставится перед дилеммой – объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной Думы. Если же палата в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент обязан либо отставить Правительство, либо распустить Государственную Думу. При этом нельзя не отметить, что ряд членов Правительства, занимающих ключевые посты, работает под непосредственным руководством, Президент устанавливает также всю систему федеральных органов исполнительной власти.

Система органов государственного управления

Главная > Реферат >Государство и право

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Сибирская Государственная Геодезическая Академия(ГОУ ВПО «СГГА»)

Кафедра управления и права

По дисциплине « Государственное и муниципальное управление»

на тему: « Система органов государственного управления.»

Выполнил : ст.гр эт-31

1.Виды (классификация) органов государственного управления………….5

2. Функции органов государственного управления…………………………8

3. Система органов государственного управления………………………..16

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, чтобы достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.

В связи с этим особенно актуальным становиться вопрос переосмысления концептуальных основ административной организации, и в частности государственной службы, которая выполняет основные задачи государственного управления.

Понятие российская федерация является государством с республиканской формой правления. Это означает, что в россии все высшие органы государственной власти изби­раются населением либо формируются избранными народом представительными органами.

Под государственными органами понимаются физичес­кие лица или организации, наделенные государственно-властны­ми полномочиями и участвующие в управлении делами государст­ва. Государственные органы образуются и действуют на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов.

Под компетенцией государственного органа понимается объ­ем и перечень государственно-властных полномочий и юридических обязанностей, закрепленных за этим органом, а также перечень вопросов, по которым данный орган имеет право самостоятельно при­нимать властные решения. Совокупность органов государства со­ставляет систему органов государственной власти в российской федерации.

Описанию эффективности государственного управления посвящено множество научных работ. Тем не менее, стремление достичь указанную эффективность на практике продолжает сталкиваться с проблемами различного характера: кадровыми, экономическими, политическими и т.п.

В России все более прочно укрепляются основы демократического устройства. Свидетельством этого является переориентация законодательства на четкое разграничение полномочий между уровнями власти (федеральной, региональными, местными), проведение и успешное завершение конституционной и бюджетной реформ, начало и проведение административной реформы, определение ответственности каждого органа власти и органа местного самоуправления за надлежащее исполнение возложенных полномочий.

Как проводимые в стране реформы — это отражение критического взгляда на существующий порядок взаимоотношений государственного аппарата с гражданским обществом. Достижение основной цели этих реформ — повышение эффективности деятельности органов власти, которое невозможно без обеспечения их открытости и доступности для граждан и юридических лиц и результативного взаимодействия с институтами гражданского общества. В этом состоит актуальность данной работы.
Таким образом, цель данной работы – определить, что собой представляет система органов государственного управления.

1. Виды (классификация) органов государственного управления


Разнообразие органов государственного управления (исполнительной власти) неизбежно ставит вопрос о роли, которую играет каждый из них в решении общих задач государственного управления, непосредственного руководства хозяйственным и культурно-политическим строительством, связи органов исполнительной власти с законодательными и судебными органами и т.д.

Определенные критерии классификации органов исполнительной власти разработаны административно-правовой наукой, исходя из действующего законодательства, практики работы аппарата государственного управления.

Данные органы можно классифицировать по ряду признаков:

по правовым основам образования; в зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления; по организационно-правовым формам; по характеру компетенции; по порядку разрешения подведомственных вопросов.

В зависимости от правовой основы образования можно различать органы, создаваемые на основе Конституции , текущего законодательства, подзаконных актов.

В общей форме в Конституции закрепляется порядок образования основных звеньев аппарата государственного управления – Совета Министров, министерств, государственных комитетов, органов местного управления (ст. Изменения в систему органов государственного управления (исполнительной власти) вносятся указами Президента.

В зависимости от государственного устройства ,как унитарного государства и административно-территориального деления следует различать республиканские органы государственного управления (исполнительной власти), например Совет Министров , и органы исполнительной власти – областные, городские, районные органы местного управления, администрацию учреждений, предприятий, организаций.

По организационно-правовым формам различаются Совет Министров, министерства, государственные комитеты, комитеты, инспекции и др.

По характеру компетенции выделяются органы общей, отраслевой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там экономическое и социально-культурное развитие. К ним относятся Совет Министров , исполкомы, администрация района в городах с районным делением.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед этими отраслями, например: Министерство торговли. Министерство транспорта и коммуникаций. Министерство архитектуры и строительства.

Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди них своим статусом выделяются органы, оказывающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы), выполняя различные функции (например, Министерство экономики, Министерство промышленности), органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого значения (например, Министерство труда), органы, выполняющие функции по определенным проблемам (например, Министерство по чрезвычайным ситуациям).

По порядку разрешения ведомственных вопросов различаются: коллегиальные и единоначальные органы.

Коллегиальные органы – организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции органа. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы.

Коллегиальными органами являются: Совет Министров, исполкомы.

Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Правовые акты, в которые облекаются решения этого органа, имеют юридическую силу и создают правовые последствия только после подписания их руководителем. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, повышает персональную ответственность за результаты работы органа.

Единоначалие эффективно тогда, когда опирается на различные институты демократии и не подменяется единовластием. В системе исполнительной власти сочетание коллегиальных и единоначальных органов способствует как всестороннему и квалифицированному обсуждению, так и оперативному решению вопросов. Сочетание указанных начал в единоначальных органах часто выражается в том, что здесь действуют коллегии, которые являются совещательными структурными подразделениями органа. На них решаются основные вопросы развития отрасли или сферы управления, но решения коллегии в жизнь проводятся приказом руководителя органа, который придает юридическую силу такому решению, обеспечивает его исполнение.

2. Функции органов государственного управления

Общая цель системы органов управления должна быть едина для всех ее элементов (подсистем). Вместе с тем фактические условия деятельности того или иного государственного органа управления обусловливают необходимость уточнения основной цели, конкретизации задач и функций органа управления с учетом социально-экономических, материально-технических, информационных, демографических, миграционных и иных особенностей обслуживаемого региона, да и особенностей функционирования самой системы. В результате такой конкретизации определяется функциональная структура системы органа исполнительной власти. При этом уточняются и нормативно закрепляются объективно необходимые функции, реализация которых органами управления в изменяющейся обстановке обеспечивает достижение ими соответствующих сформированных целей и решение поставленных задач.

Процесс создания системы управления предполагает формирование организационной структуры. В данном случае главным является определение состава структурных подразделений органа управления в зависимости от выполняемых ими конкретных и объективных функций.

Формирование организационной структуры ФОИВ требует соблюдения следующих правил: каждый элемент системы должен специализироваться на осуществлении одной функции либо группы однородных или тесно взаимосвязанных функций (подфункций). Наряду со строгой специализацией органов п управления здесь следует так обеспечить согласованность их ‘ деятельности, чтобы они могли решать и общие задачи. Таким образом, организация системы управления предполагает определение и формирование ее звеньев, разделение труда между ними и создание условий для их согласованных действий (взаимодействия). Все эти управленческие отношения, в целях повышения эффективности деятельности органа государственного управления, требуют административно-правового регулирования и юридической ответственности.

Формирование организационной структуры органа управления требует выяснения потребностей системы в штатной численности работников и установления номенклатуры должностей (руководителей, специалистов, технического персонала). Большое значение имеет также установление между сотрудниками организационных взаимосвязей, закрепляющих горизонтальные отношения и повышение взаимодействия в системе управления. При этом определяются состав и полномочия руководителей органа управления и его отдельных звеньев с обязательным учетом нормы управляемости, т. е. числа работников, которыми их непосредственный начальник (субъект управления) может руководить достаточно эффективно. Следовательно, формирование организационных связей приводит к наличию различных уровней организации в системе управления и созданию в ней адекватной системы информационных связей и отношений, закрепляемых и регулируемых административно-правовыми нормами.

Система органов государственной власти (2)

Главная > Реферат >Государство и право

Система органов государственной власти

Любое государство осуществляет свою разнообразную деятельность через государственные органы, каждый из которых является частью государственного аппарата. Им принято называть совокупность органов, учреждений и организаций, осуществляющих в обществе государственную власть. Аппарат государства — это не механическое соединение его органов, а упорядоченная, организованная, целостная система. Смысл этой упорядоченности заключается прежде всего в том, что каждый орган государства выполняет вполне определенные управленческие функции, имеет свое поле ответственности. Государственный орган — это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию в установленном им порядке. В современном обществе характер функций государственных органов определяется конституцией и другими законодательными актами.

В правовом государстве реализуется принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга.

Федеративное устройство государства предполагает выделение государственных органов РФ и государственных органов субъектов Федерации. Государственные органы могут делиться на избираемые гражданами и формируемые другими государственными органами (прокуратура, суды), они бывают единоличными и коллегиальными.

1. Понятие и принципы построения органов государственной власти.

Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования.

Органы государственной власти — важнейшая часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.

Орган государственной власти создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.

Каждый орган государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства. Таким образом, орган государственной власти — это составная, относительно обособленная и самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.

Орган государственной власти для реализации задач и функций государственной власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми средствами.

Конституционно-правовой статус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственной власти не являются. Прежде всего, орган государственной власти устанавливается только государством и в особом порядке. Он создается в соответствии с нормами Конституции, законами или другими нормативными правовыми актами. Это означает, что вне установленного порядка образования органа государственной власти он не может быть создан и функционировать. Конституция РФ прямо гарантирует этот принцип, определяя в ст. 3 (ч. 4), что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

2. Органы государственной власти.

2.1Структура органов исполнительной власти.

Исходя из установленного Конституцией РФ принципа разделения властей, система органов государственной власти по функциональному принципу делится на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти — Федеральное Собрание РФ в составе двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, парламенты — законодательные и представительные органы республик в составе Российской Федерации.

Законодательные органы на всех уровнях являются органами коллегиального характера, которые принимают решения большинством голосов, и решения которых носят обязательный характер. Система органов законодательной власти не является иерархически подчиненной, но это не значит, что не должно быть определенной координации законодательства субъектов Федерации и самой Федерации.

Органы исполнительной власти — это Правительство РФ, Правительства республик в ее составе, Правительства в ряде субъектов (Москва, Санкт-Петербург и другие), администрации краев, областей, автономных округов. Кроме того, к ним относятся министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, а также комитеты, отделы, управления и другие подразделения исполнительной власти в субъектах Федерации.

Основное назначение органов исполнительной власти — деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.

Органы исполнительной власти подразделяются на:

— органы общей компетенции (Правительство РФ, правительство субъектов Федерации, администрации краев, областей и т.д.); и

— органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству и другие).

Правительство взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов РФ при законопроектной деятельности и дает им при этом определенные поручения. Для подготовки комплексных межотраслевых законопроектов могут быть созданы специальные временные комиссии Правительства. Правительство РФ дает предварительные заключения по другим законопроектам, вносимым другими субъектами законодательной инициативы, в том числе и по законопроектам, вносимым Президентом РФ.

По законопроектам, обсуждаемым палатами Федерального Собрания, Правительство может подготовить свои замечания и предложения. Эти замечания могут по инициативе заинтересованного органа исполнительной власти или в связи с поступлением законопроекта в правительство из Государственной Думы после рассмотрения палатой в соответствующем чтении могут быть представлены на рассмотрение в Государственную Думу. Поступившие из Государственной Думы законопроекты направляются заинтересованным органам исполнительной власти, замечания и предложения от которых должны поступить не позднее, чем в десятидневный срок.

К числу федеральных органов исполнительной власти относятся федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры России и иные федеральные органы исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти устанавливается указом Президента РФ, и указом же Президента в эту структуру могут вноситься необходимые изменения по предложению председателя Правительства.

Конспекты юриста

Система органов исполнительной власти субъектов РФ

План курсовой работы

1. Система органов исполнительной власти субъектов РФ: развитие и современность.

  • 1.1. Становление исполнительной власти в субъектах РФ: этапы и перспективы развития.
  • 1.2. Построение системы органов исполнительной власти субъектов РФ.

2. Отдельные вопросы, касающиеся органов исполнительной власти субъектов РФ.

  • 2.1. Модернизация исполнительной власти субъектов РФ в условиях кризиса.
  • 2.2. Изменения в структуре органов исполнительной власти в новых субъектах РФ.

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъём экономики и духовный прогресс народа.

Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определённой идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

В настоящее время роль как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти в осуществлении глубочайших социально-экономических преобразований в Российской Федерации объективно возрастает.

Среди многочисленных проблем, накопившихся в сфере юридической науки, проблемы всестороннего осмысления организации системы органов исполнительной власти субъектов РФ имеют важнейшее значение. Организация такой системы требует научного обоснования в процессе радикального преобразования многочисленных государственно-правовых институтов России. Научный подход к решению этих проблем выводит на первое место организацию системы органов исполнительной власти субъектов РФ с учетом реализации конституционных и общих принципов, теории системного подхода, формирования системно-структурной характеристики этих органов. Решение указанных проблем в свете административно-правового регулирования обусловило настоящее исследование. Именно поэтому тема данной диссертационной работы представляется особенно актуальной и своевременной на современном этапе развития органов исполнительной власти субъектов РФ. Этим обоснована актуальность выбранной темы исследования.

Цель курсовой работы состоит в исследовании системы органов исполнительной власти субъектов РФ. Для достижения указанной цели необходимо решить ряд поставленных задач:

  • 1. Рассмотреть вопрос становления исполнительной власти в субъектах РФ.
  • 2. Выделить систему органов исполнительной власти субъектов РФ.
  • 3. Исследовать вопрос модернизации исполнительной власти субъектов РФ в условиях кризиса.
  • 4. Отметить изменения в структуре органов исполнительной власти в новых субъектах РФ.

Объект курсовой работы составляют общественные отношения, образующиеся в процессе построения структуры органов исполнительной власти субъектов РФ.

Предмет курсовой работы составляют нормы права, регулирующие общественные отношения, образующиеся в процессе построения структуры органов исполнительной власти субъектов РФ.

Теоретическая основа исследования. Изучению вопросов, касающихся режима особых условий отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказания посвящено множество фундаментальных и современных работ, исследованием этой темы занимались такие авторы, как Ю.В. Агибалов, В.А. Лебедев, К.В. Прохоров, Л.А. Андреева, Ф.П. Васильев, А.В. Конюшок, Н.В. Далинина и др.. Их работы были использованы при написании настоящего исследования.

Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, что позволяет в полной мере раскрыть выбранную тему исследования.