Содержание статьи:

Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон принят Государственной Думой 1 июля 2014 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон принят в целях уточнения полномочий органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Часть 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена новым абзацем, устанавливающим полномочия органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность в случаях, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между профильным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Изменения в КоАП РФ с 1 июля 2017 года

Новая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начала действовать 1 июля 2017 года. Изменения коснулись введения ответственности за нарушения в области генно-инженерной деятельности, уточнения ответственности за нарушения требований, установленных законодательством о градостроительной деятельности, к лицам, имеющим право на выполнение инженерных изысканий, а также нарушений в области персональных данных.

Редакцию КоАП РФ с 1 июля 2017 года изменили сразу несколько законов, каждый из которых внес поправки в определенную сферу, ответственность по нарушениям в которой регулирует кодекс:

Очевидно, что здесь есть законы, которые регулируют ответственность за нарушения в области строительства и инженерных изысканий, в области обработки персональных данных, в области генной инженерии и других областях. Подробнее о том, какие именно статьи КоАП РФ изменились, мы расскажем в этом обзоре.

Нарушения в сфере генно-инженерной деятельности

В Кодекс добавлена новая статья 6.3.1 КоАП РФ , которая регулирует ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности. За такие деяния, в частности, предусмотрены административные штрафы:

  • на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Под нарушениями законодатели понимают использование генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО) и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, не прошедших государственную регистрацию, а также если срок действия свидетельства о государственной регистрации уже истек. Нарушением также является использование ГМО не в соответствии с целями, для которых они зарегистрированы, либо в нарушении специальных условий их использования.

Еще одна новая статья 23.13.1 КоАП РФ регулирует деятельность органов, осуществляющих контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду. В силу ее требований органы, осуществляющие контроль за выпуском ГМО в окружающую среду, должны рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.3.1 КоАП РФ. В частности, рассматривать дела о подобных административных правонарушениях вправе:

  • руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за выпуском ГМО в окружающую среду, его заместители;
  • руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за выпуском ГМО в окружающую среду, их заместители;
  • руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за выпуском ГМО в окружающую среду, их заместители.

Строительство и инженерные изыскания

Статья 9.5.1 КоАП РФ теперь, в том числе, регулирует ответственность лиц, которые не являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, однако, имеющими право на выполнение таких работ по соответствующему договору, заключенному с использованием конкурентных способов заключения договоров. Меры ответственности при этом не изменились.

Что касается ответственности членов СРО, то теперь она регулируется разу двумя новыми статьями КоАП РФ. Первая из них, статья 14.63 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства порядка предоставления документов и сведений в целях ведения государственного реестра таких СРО. В частности, за непредставление необходимых сведений, СРО наказывается административным штрафом

  • на должностных лиц в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

Повторное нарушение может привести к дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года для должностных лиц, а для организаций увеличить штраф до 200 тысяч рублей.

Нормами новой статьи 14.64 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, требований законодательства о градостроительной деятельности о хранении документов. Такие нарушения приведут к штрафу на должностных лиц в размере до 5 тысяч рублей, а на юрлиц — до 50 тысяч рублей.

Штрафы и другие наказания по этим статьям назначают судьи, это предусмотрено первым пунктом новой редакции статьи 23.1 КоАП РФ . По нормам статьи 23.69 КоАП РФ административные дела по этим двум статьям могут возбудить должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Аналогичный пункт 105 добавлен в статью 28.3 КоАП РФ .

Персональные данные

Статья 13.11 КоАП РФ теперь регулирует ответственность за все нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных. В новой редакции статьи 7 пунктов, каждый из которых регулирует ответственность за конкретное нарушение. Так, пунктом 1 предусмотрена ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных. За такие деяния физлицо может получить предупреждение, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму до 10 тысяч рублей, а юрлицо — на сумму до 50 тысяч рублей.

Ответственность владельцев онлайн-кинотеатров

В Кодекс введена новая статья 13.35 КоАП РФ «Распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных средств массовой информации». Такие нарушения грозят гражданам административным штрафом на сумму до 10 тысяч рублей, а организациям штрафон на сумму до 700 тысяч рублей. Отдельная ответственность предусмотрена для владельцев онлайн-кинотеатров статьей 13.36 КоАП РФ за нарушение установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.Санкции по этой статье достигают 100 тысяч рублей на граждан, 400 тысяч рублей на должностных лиц и 1 млн рублей на юридических лиц. Кроме того, в силу новой статьи 19.7.10-2 КоАП РФ за неисполнение владельцем аудиовизуального сервиса требований федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, об устранении нарушений законодательства РФ также предусмотрена ответственность. Организацию могут оштрафовать на 1 млн рублей за первый подобный проступок и 3 млн рублей за повторный. Для граждан предусмотрены штрафы до 100 тысяч и 300 тысяч рублей соответственно.

Торговля алкоголем

Еще одна новая статья 14.16 КоАП РФ , которой установлена ответственность за розничную продажу алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров. Размеры штрафов за такой проступок составляют:

  • на должностных лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой;
  • на юридических лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Статистический анализ Кодекса РК от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях» (по состоянию на 1 января 2018 г.) (Тукиев А.С. к.ю.н., доцент, директор Института законодательства РК; Досмырза Д., к.ю.н., начальник отдела Института законодательства РК)

Дата: 05 февраля 2018 в 12:39 2018-02-05T12:39:07+06:00

По сообщению сайта Zakon.kz

Статистический анализ Кодекса Республики Казахстан

от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях»

(по состоянию на 1 января 2018 г.) [1]

Тукиев А.С. к.ю.н., доцент,

директор Института законодательства Республики Казахстан

начальник отдела конституционного, административного законодательства и

государственного управления Института законодательства Республики Казахстан

Первый в истории суверенного Казахстана Кодекс об административных правонарушениях был принят 30 января 2001 года и действовал до 1 января 2015 года. До такой систематизации (кодификации) законодательство об административных правонарушениях долгое время регулировались отдельными разрозненными нормативными актами, не существовало единых процедур привлечения к административной ответственности. Поэтому анализируя положения Кодекса об административных правонарушениях необходимо иметь ввиду его многоаспектность и неоднозначность.

За время действия Кодекса об административных правонарушениях от 2001 года поправки в него вносились более 185 раз. Причем в последние годы такая практика возросла — начиная с 2012 года было принято свыше 63 законов, которыми Кодекс был дополнен свыше 250 статьями.

В качестве предмета исследования выступил Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях» (далее — КоАП).

Предварительное исследование содержит изложение основных выводов о динамике изменений вышеуказанного законодательного акта с описанием его эффектов, а также анализ стабильности данного кодекса. В работе также использовались теоретические и эмпирические методы, в том числе анализ и синтез, систематический, сравнительно-правовой и др.

1. Общие показатели стабильности Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»

С 5 июля 2014 года по 1 января 2018 года (42 месяца) изменения в КоАП внесены 74 законами (Диаграмма 1).

При этом наибольшее количество поправок в КоАП были внесены в 2015 году — 36 законов, что составляет 48,6% от общего количества законов, вносивших изменения и дополнения в КоАП.

Общая динамика принятия законов, вносящих изменения и дополнения, подчиняется собственным закономерностям и практике внесения изменений и дополнений в КоАП при разработке и принятии отраслевых законов, предусматривающих соответствующие изменения в сфере административно-деликтного законодательства. Основными правоприменителями КоАП являются 64 уполномоченных государственных органа, которые реализуют политику в конкретных сферах государственного регулирования. Именно эти органы являются инициаторами поправок в КоАП и с учетом своей правоприменительной практики вырабатывают меры по его совершенствованию.

За период действия КоАП было принято всего 2 закона, инициированных Министерством юстиции, которыми целенаправленно внесены изменения и дополнения в КоАП:

1) Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 272-V

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»;

2) Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2017 года № 127-VI

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях».

При этом, необходимо отметить, что последний закон принят во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана от 31 января 2017 года, положения которого были направлены на принятие мер по гуманизации административно-деликтного законодательства.

Таким образом, в 2017 году проведена самая масштабная гуманизация норм КоАП (порядка 330 статей) с момента его принятия.

Закон от 28 декабря 2017 года № 127-VI «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» содержит в себе 3 направления:

— гуманизация (61% от всех поправок);

— совершенствование отдельных институтов производства по делам об административных правонарушениях (8% от всех поправок);

— систематизация процедурных и процессуальных норм КоАП (31% от всех поправок).

В целях гуманизации норм КоАП приняты следующие новеллы:

Во-первых, институт сокращенного производства теперь применяется в отношении должностных и юридических лиц, а также по правонарушениям, зафиксированным специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме (50% скидки — 7 дней).

До принятия Закона сокращенное производство действовало только в отношении физических лиц. Таким образом, данный институт распространил свое действие дополнительно на 673 состава административных правонарушений.

Кроме этого, ранее часть вторая статьи 810 КоАП запрещала применять сокращенное производство по делу об административном правонарушении в случаях, когда санкцией статьи предусмотрены иные виды взыскания. Автоматически это распространяется на санкции, в которых, на альтернативной основе предусматривается «штраф» либо «предупреждение», что является нецелесообразным в виду незначительности взыскания. В связи с чем, Законом распространено сокращенное производство и на эти случаи.

Во-вторых, по 339 составам административных правонарушений смягчены санкции. В частности, снижены размеры штрафов по 158 составам, расширено «предупреждения» по 31 составам и заменено на менее репрессивное взыскание по 150 составам.

Наряду с этим, Закон предусматривает положение, обязывающее налагать предупреждение (когда предупреждение предусмотрено на альтернативной основе наряду со штрафом), если отсутствуют отягчающие обстоятельства.

В-третьих, введен институт освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения.

Так, КоАП дополнен статьей 64-1 в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

При решении вопроса об освобождении лица от административной ответственности будут учитываться конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, в том числе личность правонарушителя, а также объект посягательства, а при наличии вреда — его размер.

В целях совершенствования отдельных институтов производства по делам об административных правонарушениях, в КоАП внесена поправка, предусматривающее лишение или приостановление действия не всего разрешительного документа, а только его отдельных подвидов (это потенциально 120 составов КоАП).

Также предусмотрено досрочное возобновление действия разрешения при устранении нарушений, явившихся основанием для приостановления (это потенциально 107 составов КоАП).

Кроме этого, внесены поправки, направленные на решение проблемных вопросов, связанных с применением норм КоАП. В частности, увеличен срок административного задержания с 3 до 24 часов по составам, влекущим административный арест.

Средний период стабильности данного КоАП равен значению 0,56[2], из чего следует, что в среднем в КоАП вносятся поправки 1 раз в 17 дней.

Это свидетельствует о недостаточной стабильности законодательства в сфере административных правонарушений. Преобладает политика внесения в него изменений и дополнений.

Анализ изменений КоАП по месяцам 2014-2017 гг. показал, что наибольшее количество законов было принято в ноябре 2015 года (16 законов) и апреле 2016 года (11 законов). Кроме того, тенденция принятия большого количества законов наблюдается в конце года (Таблица 1).

Изменения и дополнения в КоАП РФ от 1 июля 2017 года

1 июля 2017 г. — день вступления в силу положений пяти Федеральных законов, принятых ранее в разные сроки. Восемь новых статей КоАП вступили в этот день в силу, а еще четырнадцать статей поменяли свою редакцию.

Вечером 1 июля Президент России опубликовал Федеральные законы № 146 и № 150, предполагающие изменения в пяти статьях КоАП РФ с 12 июля 2017 г.

Вступили в силу 1 июля 2017 г.

ФЗ № 202 от 23-06-2016

Название: «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Вступал в силу поэтапно. Основные изменения в КоАП, предусмотренные настоящим законом произошли с 23 июня 2016 г., изменения в статье 14.17 произошли 1 января 2017 г., а в статье 14.16 с 1 июля 2017 г. .

Законодательная инициатива: Депутаты Государственной Думы М.В. Тарасенко, Р.В. Кармазина, Б.В. Михалев, Р.С. Ильясов, Т.О. Алексеева, В.Е. Позгалев, В.В. Трапезников, А.Е. Бобраков, В.В. Иванов; Член Совета Федерации А.П. Торшин.

Федеральным законом внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым для должностных лиц и юридических лиц устанавливается ответственность за нарушение требований о запрете производства и оборота алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров.

23 июня 2016 г. изменения затронули статьи 3.5, 23.1, 23.49 и 28.3 КоАП РФ, 1 января 2017 г. изменения коснулись статьи 14.17, а 1 июля 2017 г. вступила в силу часть 2-2 статьи 14.16.

ФЗ № 358 от 03-07-2016

Название: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности».

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 1 июля 2014 года

Одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2003, N 50, ст. 4847; 2005, N 19, ст. 1752; N 50, ст. 5247; 2007, N 26, ст. 3089; 2008, N 29, ст. 3418; 2009, N 26, ст. 3120; 2010, N 1, ст. 1; N 21, ст. 2525; N 31, ст. 4208; 2011, N 1, ст. 29; N 30, ст. 4585, 4600, 4601; N 50, ст. 7355; 2012, N 10, ст. 1166; N 24, ст. 3069; N 41, ст. 5523; 2013, N 8, ст. 720; N 14, ст. 1658, 1666; N 26, ст. 3208; N 30, ст. 4029, 4031; N 43, ст. 5444; N 48, ст. 6161, 6165; N 51, ст. 6685; 2014, N 19, ст. 2306, 2324) следующие изменения:

1) главу 6 дополнить статьей 6.32 следующего содержания:

«Статья 6.32. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности

1. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

2. Нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. В целях настоящей статьи под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами.»;

2) в части 1 статьи 23.81 слова «статьей 6.30,» заменить словами «статьями 6.30, 6.32,».

Часть 8 статьи 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) после слов «за собой» дополнить словами «административную или».