Содержание статьи:

Введение новой системы оплаты труда работников общего образования (НСОТ), направленной на повышение доходов учителей Воронежская область. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемwww.kpmo.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Введение новой системы оплаты труда работников общего образования (НСОТ), направленной на повышение доходов учителей Воронежская область.» — Транскрипт:

1 Введение новой системы оплаты труда работников общего образования (НСОТ), направленной на повышение доходов учителей Воронежская область

2 Зарплата учителя по ЕТС (+15% с ) МРОТ1100 С учетом повышения на 15% с Ставка 13-го разряда ,40 Доплата за тетради8 % 294,03 Сельская надбавка25 % 918,85 Зарплата 4888,28 Учитель, первой категории, имеющий высшее педагогическое образование, ведущий 18 часов математики в сельской школе- интернате, имеющий проверку тетрадей.

3 Стоимость бюджетной услуги Для определения величины гарантированной оплаты труда педагогического работника вводится условная единица «стоимость 1 ученико-часа» как основа расчета бюджетной образовательной услуги. Стоимость 1 ученико-часа — стоимость бюджетной образовательной услуги, включающей 1 расчетный час учебной работы с 1 расчетным учеником в соответствии с учебным планом. Сч =

4 Расчет окладов педагогических работников Оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле: ЗПп=Сч*Н*Уп*Кпр*Ккв*Кгр, где: О — оклад педагога, осуществляющего учебный процесс; Сч — расчетная стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час); Н — количество обучающихся по предмету в каждом классе; Уп — количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе; Кпр — повышающий коэффициент за особенность предмета; Ккв — повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога. Кгр – коэффициент, учитывающий деление класса на группы при обучении отдельным предметам (иностранные языки, информатика, технология, физическая культура, физика, химия), проведении профильных и элективных курсов, который устанавливается в следующих размерах: 1 — если класс не делится на группы; 2 — если класс делится на группы при проведении профильных и элективных курсов, обучении информатике, технологии, физической культуре, физике, химии. При обучении иностранным языкам Кгр устанавливается в следующих размерах: 2 — при количестве учащихся в группах до 10 человек в сельских населенных пунктах, до 13 — в городах; 1,5 — при количестве учащихся в группах от 11 до 15 человек в сельских населенных пунктах, от 14 до 16 — в городах; 1 — при количестве учащихся в группах от 16 человек в сельских населенных пунктах, от 17 — в городах. Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно.

5 Учет особенности предмета Учет особенностей предмета ЕГЭ — участие предмета в ЕГЭ (2 — обязательный, 1 — по выбору, 0 — нет) Подготовка — сложность подготовки к занятиям (большая информативная емкость предмета, обновление содержания, большое количество источников (1,0) Лабораторные — требуется подготовка лабораторного и демонстрационного оборудования (1,0) Условия — неблагоприятные условия труда педагога (химия, информатика. (1,0) ТБ — особые требования по охране труда и здоровья обучающихся (1,0)

6 Учет особенности предмета показатели Предметы ЕГЭПодготовкаЛабораторныеУсловияТБ СуммаРейтингК особенности русский ,15 химия ,15 литература ,1 алгебра ,1 история ,1 физика ,1 география ,05 информатика ,05 физкультура ,05 трудовое обучение ,05 … …………… … …… музыка

7 Зарплата учителя по НСОТ (+15% с ) Учитель, первой категории, имеющий высшее педагогическое образование, ведущий 18 часов математики в сельской школе- интернате, имеющий проверку тетрадей.

8 Использование ФОТст для стимулирования повышения качества образования Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя: 1.Повышающие коэффициенты по группам сложности обучения предметам и коэффициенты, учитывающие квалификацию педагогических работников, осуществляющих учебный процесс, в размере 50% от стимулирующей части; 2.Повышающий коэффициент педагогическим работникам за классное руководство в размере 20% от стимулирующей части; 3.Повышающие коэффициенты за результативность и качество труда (качество обучения, воспитания, создание условий для сохранения здоровья учащихся) в размере 30% от стимулирующей части.

9 Зарплата руководителя ОУ Заработная плата руководителя ОУ устанавливается учредителем на основании трудового договора, исходя из средней заработной платы педагогических работников данного учреждения и группы оплаты труда ЗПр = ЗПпср * К * Ккв, где: ЗПр – заработная плата руководителя образовательного учреждения; ЗПпср – средняя заработная плата педагогических работников данного учреждения; К – коэффициент, установленный по группам оплаты труда руководителей ОУ, установленный региональным органом управления образованием (1,2-2,5); Ккв – повышающий коэффициент за наличие квалификационной категории руководителя, который устанавливается в следующих размерах: 1,2– для руководителей, имеющих высшую категорию; 1,15 – для руководителей, имеющих первую категорию.

10 Стимулирование руководителей ОУ Учредитель образовательного учреждения централизует часть ФОТ в объеме 1% для формирования централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений. Условия стимулирования руководителей ОУ: 1.Качество и общедоступность общего образования в учреждении (100 баллов). 2.Создание условий для осуществления учебно-воспитательного процесса (75 баллов). 3.Использование кадровых ресурсов учреждения (75 баллов). 4.Социальные критерии (50 баллов): 5.Эффективность управленческой деятельности (150 баллов): 6.Сохранение здоровья обучающихся в образовательном учреждении (50 баллов):

11 Заработная плата учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала Оплата труда учебно-вспомогательного персонала, младшего обслуживающего персонала осуществляется на основании ЕТС. Расчета заработной платы осуществляется согласно действующему постановлению администрации Воронежской области от 24 января 2005 г. N 38 «Об утверждении Положения об оплате труда работников областных государственных учреждений системы образования Воронежской области».

12 Факторы повышения доходов учителей Оптимизация сети муниципальных общеобразовательных учреждений. Увеличение наполняемости классов-комплектов до предельной, установленной нормативными документами для каждого типа и вида общеобразовательного учреждения. Совмещение 1и 3, 2 и 4 классов в малокомплектных общеобразовательных школах при наполняемости классов-комплектов не более 15 обучающихся. Деление класса на две группы при проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступени общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике, физике и химии (во время практических занятий) допускается: в городских общеобразовательных учреждениях, если наполняемость составляет 25 человек, и в сельских – не менее 20 человек. Привести штатную численность общеобразовательных школ в соответствии с Типовыми штатами начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем. Ограничить количество учителей, работающих по совместительству.

13 Гарантии по оплате труда Заработная плата работников образовательных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников.

14 Введение новой системы оплаты труда работников общего образования (НСОТ), направленной на повышение доходов учителей Воронежская область

Введение новой системы оплаты труда работников общего образования

НОВЫЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

А.Б. Вифлеемский,
д.э.н., директор Центра экономики образования,
г. Н. Новгород

В рамках проекта «Разработка и апробация моделей новой системы оплаты труда (НСОТ) педагогических работников образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, соответствующих задачам увеличения охвата дошкольным образованием детей старшего дошкольного возраста, в условиях перехода к финансированию дошкольных образовательных учреждений по нормативному подушевому принципу» по направлению «Внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования» задачи IV «Совершенствование экономических механизмов в сфере образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы ЗАО «МЦФЭР-консалтинг» проводится разработка новых систем оплаты труда различных типов образовательных учреждений. На основе анализа возможных подходов к формированию систем оплаты труда и региональной практики разработано пять возможных моделей новой системы оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, соответствующих задачам увеличения охвата дошкольным образованием детей старшего дошкольного возраста, в условиях перехода к финансированию дошкольных образовательных учреждений по нормативному подушевому принципу. Регионам предложено выбрать одну из нескольких возможных моделей, основанных на опыте регионов по введению НСОТ.

Цели, задачи и принципы новой системы оплаты труда

Основными целями введения новой системы оплаты труда являются:

Задачи, решаемые введением новой системы оплаты труда:

Дополнительной мерой к решению данных задач может стать снижение норм рабочего времени воспитателей с 36 до 30 часов с тем, чтобы высвободившееся от непосредственной работы с детьми время в рамках 36-часовой рабочей недели могло быть направлено на работу с родителями, участие в работе методических объединений, повышение квалификации, самосовершенствование, в том числе посредством возможности установления методических дней.
Такое снижение норм требует внесения изменений в постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», однако может быть также осуществлено и на уровне региона посредством установления в коллективных договорах соответствующих норм регламентации рабочего времени воспитателя.
Новая система оплаты труда работников образовательных учреждений базируется на следующих основных принципах:

1. Описание реализации Чувашской Республикой направления

1.1. Действующая в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации новая система оплаты труда работников общего образования (либо разработка и принятие не позднее 2007 года нормативной правовой базы, обеспечивающей ее введение)

К настоящему времени новая система оплаты труда (далее – НСОТ) работников общего образования в Чувашской Республике не внедрена, но работа по ее разработке началась в 2006 году, а введение НСОТ запланировано с 1 сентября 2007 года. Новая система оплаты труда работников общего образования определяет связь заработной платы с качеством труда, нормирование и «прозрачный» учет в оплате труда всех видов деятельности учителей, а также участие органов, осуществляющих государственно-общественный характер управления образованием, в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. При этом создаваемая система должна обеспечить повышение мотивации работников сферы образования, создание условий для привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров, а также усиление стимулирующего воздействия выплат, устанавливающихся в зависимости от результативности труда.

Концепция новой системы оплаты труда

работников общего образования (проект)

В соответствии с Концепцией новая система оплаты труда вводится в систему общего образования и распространяется на оплату труда работников образовательных учреждений Чувашской Республики, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее – общеобразовательные учреждения). Концепцией предусматривается вместо тарифных ставок по Единой тарифной сетке установление должностных окладов педагогическим и руководящим работникам общеобразовательных учреждений. При этом базовый размер должностного оклада устанавливается исходя из величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Чувашской Республике.

Оплата труда работников по профессиям рабочих и служащих будет осуществляться по общеотраслевой системе оплаты труда рабочих и служащих.

Правовым основанием введения новой системы оплаты труда являются статьи 29, 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», часть 2 статьи 26.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации.

Новая система оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики.

Новая система оплаты труда после утверждения нормативным правовым актом Чувашской Республики является обязательной к применению в государственных общеобразовательных учреждениях, а в отношении муниципальных общеобразовательных учреждений новая система оплаты труда вводится нормативным правовым актом соответствующего органа местного самоуправления.

II . Этапы введения новой системы оплаты труда

2.1. Новая система оплаты труда работников общеобразовательных учреждений вводится с 1 сентября 2007 года.

2.2. Введение новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений будет осуществляться в 3 этапа:

1 этап – с 1 сентября 2007 года.

На данном этапе:

— обеспечивается рост абсолютного значения средней заработной платы учителей за счет введения НСОТ на 25% по отношению к уровню средней заработной платы за 2006 год;

— разрабатывается и апробируется механизм связи заработной платы с качеством, результативностью труда, обеспечивается возрастание объема стимулирующих выплат в общем фонде оплаты труда (далее – ФОТ);

— происходит разделение ФОТ на базовую, включающую оплату всех видов деятельности учителей, определенных должностными обязанностями, и стимулирующую части и апробируется механизм участия органов самоуправления общеобразовательных учреждений в распределении стимулирующей части ФОТ.

II этап – с 1 сентября 2008 года.

На данном этапе:

— обеспечивается рост абсолютного значения средней заработной платы учителей за счет введения НСОТ на 56% по отношению к уровню средней заработной платы за 2006 год;

— осуществляется введение новых вариативных форм и процедур аттестации педагогических и руководящих работников (приложения № 1, 2);

— совершенствуется механизм участия органов самоуправления общеобразовательных учреждений в распределении стимулирующей части ФОТ.

III этап – с 1 сентября 2009 года.

На данном этапе:

— обеспечивается рост абсолютного значения средней заработной платы учителей за счет введения НСОТ на 95% по отношению к средней заработной плате за 2006 год;

— происходит доработка НСОТ в соответствии с апробированной системой аттестации педагогических и управленческих кадров.

III . Методика формирования системы оплаты труда

и стимулирования работников общеобразовательных учреждений

3.1. Формирование ФОТ общеобразовательного учреждения осуществляется в пределах утвержденного объема средств на текущий финансовый год, определенного в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, количеством обучающихся и поправочными коэффициентами, и отражается в смете доходов и расходов общеобразовательного учреждения.

ФОТ общеобразовательного учреждения (ФОТоу) рассчитывается по следующей формуле:

ФОТоу = N х К x У х Д,

где N – норматив финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта;

К – коэффициент масштаба для данного общеобразовательного учреждения;

У – количество учащихся в общеобразовательном учреждении;

Д – доля ФОТ в нормативе на реализацию государственного стандарта, установленная нормативным правовым актом Чувашской Республики.

Для коррекционных общеобразовательных учреждений, лицеев, гимназий, индивидуального обучения на дому, экстерната, образования в форме семейного воспитания применяется также соответствующий поправочный коэффициент, учитывающий особенности организации образовательного профиля (с учетом количества учащихся, получающих специальные образовательные услуги).

3.2. ФОТ общеобразовательного учреждения состоит из базовой части (ФОТб) и стимулирующей части (ФОТст):

ФОТоу = ФОТб + ФОТст.

Базовая часть ФОТ включает в себя тарифную и надтарифную части (включая надбавки и доплаты за поверку тетрадей, заведование кабинетом и т.д.).

Стимулирующая часть фонда оплаты труда (ФОТст) определяется по формуле:

ФОТст = ФОТоу х стД,

где стД – стимулирующая доля ФОТоу.

Значение стД определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно. Рекомендуемый диапазон стД от 30 до 40%.

3.3. Базовая часть ФОТ обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей (руководитель общеобразовательного учреждения, руководитель структурного подразделения, заместители руководителя и др.), педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс (учителя, преподаватели), учебно-вспомогательного (воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги дополнительного образования, старшие вожатые и др.) и младшего обслуживающего (уборщики служебных помещений, дворники, водители и др.) персонала общеобразовательного учреждения.

ФОТб = ФОТауп + ФОТп + ФОТувп + ФОТмоп,

где ФОТауп – доля фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала;

ФОТп – доля фонда оплаты труда для педагогических работников, осуществляющих учебный процесс;

ФОТувп – доля фонда оплаты труда для учебно-вспомогательного персонала;

ФОТмоп – доля фонда оплаты труда для младшего обслуживающего персонала.

3.4. Руководитель общеобразовательного учреждения формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части ФОТ. При этом фонд оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (ФОТпп), устанавливается в объеме не менее фактического уровня за предыдущий финансовой год, для руководителей, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала – в объеме, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.

Объем фонда оплаты труда педагогического персонала определяется по формуле

ФОТпп = ФОТоу х пп,

где пп – доля ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс в общем ФОТ.

Значение пп общеобразовательным учреждением определяется самостоятельно (рекомендуемое оптимальное значение пп – 70%).

3.5. В норму рабочего времени педагогических работников, применяемую общеобразовательным учреждением при исчислении заработной платы, входит аудиторная и неаудиторная занятость.

Аудиторная и неаудиторная занятость педагогических работников включает в себя следующие виды работы в соответствии с должностными обязанностями: проведение уроков и подготовка к ним, проверка тетрадей, консультации и дополнительные занятия с обучающимися, обучение детей-инвалидов на дому, формирование в учебном кабинете базы учебно-наглядных пособий и дидактических материалов, обеспечение работы учебного кабинета-лаборатории и техники безопасности в нем, подготовка учащихся к предметным олимпиадам, конференциям, смотрам, конкурсам, осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися, методическая работа, иные формы работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).

В базовую часть фонда оплаты труда педагогического персонала (ФОТпп) включается оплата всех видов деятельности педагогических работников, определенных должностными обязанностями. Должностные обязанности работников утверждаются приказом руководителя общеобразовательного учреждения.

3.6. В б азовую часть фонда оплаты труда включаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Чувашской Республики. Установление надбавок, доплат и других выплат стимулирующего и компенсационного характера осуществляется в соответствии с приложением № 2 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 декабря 2004 г . № 307 «Об условиях и порядке установления надбавок, доплат и других выплат стимулирующего и компенсационного характера в государственных учреждениях Чувашской Республики».

Конкретный перечень работников, имеющих право на повышение базовой части заработной платы (должностных окладов), и размер этого повышения определяются руководителем общеобразовательного учреждения с учетом специфики педагогической работы и условий, в которых она осуществляется, и в зависимости от объёма выполняемых работ.

3.7. Учебный план разрабатывается общеобразовательным учреждением самостоятельно. Максимальная учебная нагрузка не может превышать нормы, установленные федеральным базисным учебным планом и санитарными правилами и нормами.

Реализация федерального и регионального компонентов учебного плана обязательна для всех общеобразовательных учреждений.

3.8. Оплата труда работников общеобразовательных учреждений производится на основании трудовых договоров, составленных между руководителем учреждения и работниками.

IV . Схема расчета должностных окладов

4.1. Должностной оклад устанавливается в зависимости от величины базового оклада и размеров повышающих коэффициентов.

4.2. Размер базового должностного оклада устанавливается в зависимости от уровня образования работника.

4.3. Для определения базового размера должностного оклада работников в зависимости от уровня образования базовый размер должностного оклада работников, имеющих среднее (полное) общее образование, принимается за единицу, который рассчитывается исходя из утвержденной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Чувашской Республике (табл. 1.1). Базовый размер должностного оклада определяется один раз в год по состоянию на 1 сентября исходя из утвержденной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Чувашской Республике в III квартале соответствующего года.

Базовые размеры должностных окладов

в зависимости от уровня образования

Уровень образования

Коэффициенты соотношений по уровню образования*

Высшее профессиональное образование

Величина регионального прожиточного минимума х 1,5

Среднее профессиональное образование

Величина регионального прожиточного минимума х 1,3

Начальное профессиональное образование

Величина регионального прожиточного минимума х 1,2

Среднее (полное) общее образование

Величина регионального прожиточного минимума

*Коэффициенты соотношений по уровню образования устанавливаются исходя из количества лет профессионального обучения для получения соответствующего образования.

Для определения базового размера должностного оклада работников в зависимости от уровня образования базовый размер должностного оклада работников, имеющих среднее (полное) общее образование, принимается за единицу, который рассчитывается исходя из утвержденной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Чувашской Республике. При ежеквартальном изменении величины прожиточного минимума базовый размер должностного оклада пересчитывается.

4.5. В целях повышения требований к уровню квалификации педагогических работников, достижения более высоких результатов труда при установлении должностных окладов педагогических работников общеобразовательных учреждений кроме дифференциации по уровню образования предусматривается их дифференциация в зависимости от профессионального стажа и квалификации. Повышающие коэффициенты применяются к базовому размеру должностного оклада, устанавливающемуся в зависимости от уровня образования.

4.6. Устанавливаются следующие межстажевые коэффициенты по стажевым группам (табл. 1.2).

Для установления должностных окладов педагогических работников общеобразовательных учреждений предусматривается их дифференциация в зависимости от профессионального стажа. Базовый коэффициент, равный единице, принимается при наличии педагогического стажа до 2 лет. Межстажевые коэффициенты применяются к базовому должностному окладу, установленному в зависимости от уровня образования.

Стажевые группы и межстажевые коэффициенты

От 10 до 15 лет

От 15 лет и более

Примечание: при установлении должностного оклада молодому специалисту применяется коэффициент 1,2.

4.7. Повышающие коэффициенты к базовому окладу в зависимости от квалификации устанавливаются с учетом результатов труда и в соответствии с аттестацией педагогических работников на основе отраслевого Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26 июня 2000 г . № 1908, и отраслевых требований к квалификационным категориям педагогических работников.

Начиная с 2008 года планируется внедрение новых вариативных форм и процедур аттестации на квалификационную категорию педагогических и руководящих работников, предусматривающих:

— введение в процедуру аттестации учителя двух оценочных процедур: оценка предметной компетенции учителя (степень владения материалом преподаваемого предмета) и оценка общих компетенций (в том числе – ИКТ);

— организация конкурса на проведение оценочных процедур (среди структур, имеющих сертификацию данной деятельности) с регламентацией участия представителей профессионального сообщества.

Для увеличения зависимости уровня оплаты труда педагогических работников от качества предоставляемой образовательной услуги предусматривается значительное повышение заработной платы при присвоении квалификационной категории (табл. 1.3).

В результате реализации мероприятий по введению новой системы оплаты труда работников общего образования должностной оклад учителя, имеющего высшую квалификационную категорию, увеличится в 3,35 раза и составит 17288,38 руб. вместо 5154,01 руб. в данное время.

Коэффициенты повышения должностных окладов педагогических

работников, имеющих квалификационные категории

V . Схема расчета должностных окладов руководящих работников

5.1. Руководящим работникам общеобразовательных учреждений должностные оклады устанавливаются в зависимости от наличия квалификационной категории с учетом группы по оплате труда руководящих работников, к которой учреждения отнесены по объемным показателям.

5.2. К объемным показателям деятельности общеобразовательных учреждений относятся показатели, характеризующие масштаб руководства образовательным учреждением: численность работников учреждения, количество обучающихся, сменность работы образовательного учреждения, превышение плановой наполняемости и другие показатели, значительно осложняющие работу по руководству учреждением.

Показатели, по которым оценивается объем деятельности каждого общеобразовательного учреждения при определении группы по оплате труда руководителей, утверждаются для государственных общеобразовательных учреждений постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики, для муниципальных образовательных учреждений – соответствующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики.

Группа по оплате труда определяется не чаще одного раза в год органом управления образованием по подчиненности общеобразовательного учреждения в установленном им порядке на основании данных статистической отчетности, а также соответствующих документов, подтверждающих наличие указанных объемов работы учреждения.

5.3. Должностные оклады заместителям руководителя устанавливаются на 20% ниже должностного оклада руководителя, руководителям структурных подразделений на 30% ниже должностного оклада руководителя учреждения, что соответствует их квалификационной категории. Должностные оклады указанной категории работников устанавливаются по согласованию с управляющим (попечительским) советом школы.

5.4. Общеобразовательные учреждения относятся к I – IV группам по оплате труда руководителей по сумме баллов, определенных на основе утвержденных показателей деятельности, в соответствии с табл. 1.4.

Группы по оплате труда

руководителей общеобразовательных учреждений

Группа по оплате труда руководителей по сумме баллов

Общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования

Общеобразовательные учреждения относятся к I — IV группам по оплате труда руководителей по сумме баллов, определенных на основе утвержденных показателей деятельности, характеризующих масштаб руководства общеобразовательным учреждением.

5.5. Размер базового должностного оклада руководителя общеобразовательного учреждения устанавливается согласно п. 4.3 Концепции.

5.6. Для установления должностного оклада руководителю общеобразовательного учреждения вводятся коэффициенты повышения:

— в зависимости от группы по оплате труда;

— при наличии высшей квалификационной категории руководящих работников.

5.7. В зависимости от группы по оплате труда устанавливаются следующие коэффициенты (табл. 1.5):

Коэффициенты повышения должностных окладов

руководителей общеобразовательных учреждений

в зависимости от групп по оплате труда

Группы по оплате труда

В зависимости от групп по оплате труда устанавливаются коэффициенты повышения должностного оклада руководителя общеобразовательного учреждения от 1,0 при IV группе по оплате труда до 2,0 при I первой группе по оплате труда.

5.8. При наличии высшей квалификационной категории должностной оклад руководителя общеобразовательного учреждения устанавливается с учетом коэффициента повышения, равного 1,8.

VI . Порядок установления должностных окладов

руководящим и педагогическим работникам

6.1. Оплата труда руководителя общеобразовательного учреждения производится на основании трудового договора с учредителем, других работников – на основании трудовых договоров между руководителем учреждения и работниками.

6.2. Ответственность за своевременное и правильное установление соответствующей заработной платы учителям и другим работникам возлагается на руководителей общеобразовательных учреждений.

В случаях изменения в течение учебного года у педагогических работников стажа педагогической работы, образования или присвоения работникам ученой степени, квалификационной категории, государственной награды – почетных званий им устанавливается новый должностной оклад с учетом изменений.

6.3. Изменение размеров должностных окладов производится:

— при увеличении стажа педагогической работы – со дня достижения соответствующего стажа или со дня представления документа о стаже, дающего право на повышение размера должностного оклада;

— при получении образования или восстановлении документа об образовании – со дня представления соответствующего документа;

— при присвоении государственной награды – почетного звания – со дня присвоения;

— при присвоении квалификационной категории – со дня вынесения решения аттестационной комиссией о присвоении соответствующей квалификационной категории;

— при присуждении ученой степени кандидата наук, доктора наук – со дня вынесения решения Высшей аттестационной комиссией о выдаче диплома.

При наступлении у работника права на изменение должностного оклада в период пребывания его в очередном или дополнительном отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности выплата заработной платы, исходя из нового оклада, производится со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности.

VII . Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда

7.1. Система стимулирующих выплат работникам общеобразовательного учреждения включает:

— выплаты, предусмотренные за наличие ученой степени, государственные награды – почетные звания;

— поощрительные выплаты по результатам труда (премии и т.д.).

7.2. В разработке регламента распределения стимулирующей части фонда оплаты труда и в распределении поощрительных выплат по результатам труда обязательно участие органа, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образованием на муниципальном уровне (при распределении поощрительных выплат руководителям общеобразовательных учреждений) и на школьном уровне (при распределении поощрительных выплат другим категориям работников общеобразовательных учреждений).

7.3. Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются в локальных правовых актах общеобразовательного учреждения и (или) в коллективных договорах. Установление условий премирования, не связанных с результативностью труда, не допускается. При р аспределении поощрительных выплат по результатам труда учитывается мнение профсоюзной организации.

Примерные критерии для распределения поощрительных выплат по результатам труда приведены в приложении № 3 к заявке по направлению ««Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ)».

VIII . Гарантии по оплате труда

Заработная плата работников общеобразовательных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (ставок) заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников.

Ниже приведены показатели по направлению «Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ)», характеризующие результаты, которые планируется достичь в рамках реализации регионального комплексного проекта модернизации образования (табл. 1.6).

Показатели, характеризующие результаты введения новой системы оплаты труда

работников общеобразовательных учреждений

Рост абсолютного значения средней зарплаты учителей за счет введения НСОТ по отношению к уровню 2006 года

Доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразо­вательных учреждений

Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых перешли на новую систему оплаты труда

Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, которые перешли на НСОТ, от общего числа государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике

В результате реализации мероприятий по введению новой системы оплаты труда работников общего образования должностной оклад у учителя, имеющего высшую квалификационную категорию, увеличится в 3,35 раза и составит 17288,38 руб. вместо 5154,01 руб. в данное время.

1.2. Комплекс мероприятий по реализации направления

Описание ситуации.

Предпосылки перехода на новую систему оплаты труда

работников общего образования

В настоящее время регулирование оплаты труда работников общего образования осуществляется на основе тарифной системы оплаты труда (ЕТС), включающей в себя тарифные ставки (оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 мая 2006 г . № 111 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки об оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики».

П овышение тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки производится регулярно в соответствии с нормативными правовыми актами Чувашской Республики. Р ост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в отрасли «Образование» составил: 2001 год – 45,4% к 2000 году; 2002 год – 71,9% к 2001 году; 2003 год – 14,8% к 2002 году; 2004 год – 23,6% к 2003 году; 2005 год – 30,3% к 2004 году; 2006 год (январь – ноябрь) – 31,1% к аналогичному периоду 2005 года.

При этом надо отметить, что средняя заработная плата в целом по экономике в республике увеличивается не менее быстрыми темпами, но отношение средней заработной платы в образовании к средней заработной плате в целом по экономике в Чувашской Республике остается примерно на одном уровне, а в 2004 – 2006 годах наблюдается определенная положительная динамика (табл. 1.7).

Данные о средней заработной плате работников образования

в Чувашской Республике, руб.

1. Средняя заработная плата работников образования в Чувашской Республике

2. Средняя заработная плата в целом по экономике в Чувашской Республике

Отношение средней заработной платы в образовании к средней заработной плате в целом по экономике в Чувашской Республике следующее: 2001 год – 61%; 2002 год – 73,5%; 2003 год – 64,6%; 2004 год – 63,2%; 2005 год – 65,9%; 2006 год (январь – ноябрь) – 69,5%.

В целом по Российской Федерации (по данным Федеральной службы государственной статистики) отношение средней заработной платы в образовании к средней заработной плате по экономике находится примерно на таком же уровне (61,6% в 2003 г ., 62,4% в 2004 г ., 64,1% в 2005 г .), но в абсолютных цифрах показатели по Чувашской Республике ниже, чем в целом по Российской Федерации (в 2005 г . в Чувашской Республике среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по отрасли «Образование» составила 3345,8 руб., в Российской Федерации в целом – 5477,9 руб.; средняя зарплата по экономике в Чувашской Республике – 5073,1 руб., по Российской Федерации – 8550,2 руб.).

В настоящее время действующими являются тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 сентября 2006 г . № 240 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики». С 1 октября 2006 г . тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики установлена в размере 1221 руб. в месяц, а органами местного самоуправления приняты аналогичные решения в отношении оплаты труда работников муниципальных организаций.

Несмотря на то, что Чувашская Республика является дотационным регионом, еще до перехода на новую систему оплаты труда работников общего образования в республике принимаются меры для материальной поддержки работников сферы образования как за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, так и за счет средств федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Так, ставки заработной платы (оклады) педагогических и руководящих работников повышаются:

— до 25% согласно Указу Президента Чувашской Республики от 22 января 2000 г . № 8 «О мерах по увеличению денежных доходов населения»;

— на 5% согласно Указу Президента Чувашской Республики от 8 августа 2005 г . № 66 «Об увеличении оплаты труда работников бюджетной сферы в Чувашской Республике».

Указом Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова от 5 октября 2005 г . № 101 «О дополнительных мерах по поддержке и развитию инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования в Чувашской Республике» учреждены 30 грантов по 10 тыс. руб. – педагогическим работникам, 20 грантов по 200 тыс. руб. – образовательным учреждениям.

Кроме того, необходимо отметить, что с введением нормативного бюджетного финансирования увеличился надтарифный фонд оплаты труда на стимулирующие выплаты с 9 до 25%, а с 2005 года появилась возможность увеличения фонда оплаты труда на дифференцированную оплату труда педагогических работников на основе аттестации на 10%.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» Чувашской Республике на государственную поддержку государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в 2006 году было выделено:

— в виде субсидий — 33,0 млн. руб. (для 33 школ – победителей конкурсного отбора);

— на денежное поощрение лучших учителей – 11,2 млн. руб. (для 112 учителей – победителей конкурсного отбора);

— на выплату денежного вознаграждения педагогическим работникам, выполняющим функции классного руководителя – 108,491 млн. руб.

В консолидированном бюджете Чувашской Республики на 2006 год на стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, было предусмотрено 4,0 млн. руб., поощрение лучших учителей – 0,3 млн. руб., государственную поддержку способной и талантливой молодежи – 12,04 млн. руб., информатизацию образования – 5,1 млн. руб., дополнительное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя – 21,0 млн. руб. Аналогичные суммы запланированы и на 2007 год.

При введении новой системы оплаты труда, особенно в условиях дотационного региона, повышение заработной платы невозможно без использования внутренних ресурсов и сокращения непроизводительных расходов. Анализ статистических данных позволяет определить возможные направления изыскания дополнительных резервов.

За период с 2002 по 2006 год количество учащихся в общеобразовательных учреждениях уменьшилось на 24,59% (с 190607 чел. в 2002 году до 143742 чел. в 2006 году). Количество общеобразовательных учреждений уменьшилось на 15,3% (с 662 в 2002 году до 561 в 2006 году). Наполняемость классов в городской местности за этот период несколько снизилась (с 25,8 в 2002 году до 25,0 в 2006 году) и находится в соответствии нормами СанПиН, а в сельской местности несколько возросла (с 15,6 в 2002 году до 16,0 в 2006 году).

При этом за этот же период число штатных единиц в общеобразовательных учреждениях уменьшилось на 16% (с 34100,79 в 2002 году до 28622,02 в 2006 году), а количество человек, работающих в общеобразовательных учреждениях, уменьшилось на 13,58% (с 29199 в 2002 году до 25235 в 2006 году), в том числе:

— учителей: количество штатных единиц уменьшилось на 22,2% (с 17786,1 в 2002 году до 13841,33 в 2006 году), число работающих физических лиц – на 18,38% (с 16078 в 2002 году до 13123 в 2006 году);

— административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала: количество штатных единиц уменьшилось на 9,4% (с 16314,69 в 2002 году до 14780,69 в 2006 году), число работающих физических лиц – на 7,69% (с 13121 в 2002 году до 12112 в 2006 году).

Средняя нагрузка педагогов в неделю за последние несколько лет изменилась незначительно (с 21,9 часа в 2003 году до 21,0 часа в 2006 году).

В 2006 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в общеобразовательных учреждениях составила 4193,0 руб., в том числе у учителей – 5368,0 руб., у административно-управленческого персонала – 4465 руб., у прочих работников – 1883,0 руб.

Очевидно, что для успешного внедрения новой системы оплаты труда, тем более в условиях дотационной республики, необходимо сочетать меры по ее внедрению с дальнейшей работой по оптимизации как сети общеобразовательных учреждений, так и кадрового состава работников общеобразовательных учреждений с учетом возможных социальных рисков, а также с совершенствованием системы аттестации и развитием государственно-общественного управления образованием.

Таким образом, реализация Комплексного проекта модернизации образования по направлению « Введение новой системы оплаты труда (НСОТ) работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей» сможет помочь достичь следующей основной цели: повышение качества образования через увеличение мотивации работников общеобразовательной сферы к качественному результату труда и создание условий для привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров.

К настоящему времени уже реализован ряд мероприятий, направленных на разработку и внедрение новой системы оплаты труда работников общего образования:

— проведен анализ действующей системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и ее эффективности;

— проведено изучение имеющегося опыта в части используемых систем оплаты труда в образовании, ориентированных на оплату в зависимости от его качества;

— проведен анализ социальных и иных рисков при внедрении новой системы оплаты труда;

— разработана Концепция новой системы оплаты труда работников общего образования;

— определена потребность в финансовых средствах на введение новой региональной системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в соответствии с разработанной Концепцией, (табл. 1.8).