В ГАИ объяснили водителям, какие права придется менять, а какие — нет

Пластиковые водительские права будут действительны 50 лет.

/ фото: sai.gov.ua

Водительские права, которые были выданы в период с 1993 по 2011 годы, будут действовать бессрочно.

Об этом сообщил начальник Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Украины Сергей Будник, — передает корреспондент ЛИГАБизнесИнформ.

По его словам, водительские права,которые выдавались после 1993 года на ламинированной основе, пластиковые первого образца и пластиковые, которые выдавались до последнего времени, будут действовать на протяжение того периода времени, на который они были выданы. «То есть, если водительские права выданы до 29 марта 2011 года, они будут действовать бессрочно (в них не указан срок действия, — ред). Пластиковые — будут действительны 50 лет (как и сказано в документе, — ред.)», — пояснил он.

Также при обмене водительских удостоверений советского образца , водители не будут пересдавать экзамены и вождение. Автолюбителям необходимо лишь оплатить стоимость бланка. «В Киеве — это 207 гривень, а в других регионах — 198 грн. Переоформление водительских прав осуществляется не дольше 5 дней», — сказал Будник.

Новые права есть двух типов: с электронным чипом и без него — по желанию водителя. «На чип будут вносить дополнительную информацию по желанию гражданина. Это домашний адрес, налоговый номер, отпечатки пальцев и т.п.», — рассказал Будник. По его словам, удостоверения с чипом дороже обычных прав на 30-40 грн.

Как известно, Кабмин своим постановлением от 13 марта 2013 года внес изменения в законодательство относительно срока действия удостоверения водителя. Отныне документы на право управления транспортными средствами категорий А, А1, В и В1, которые были оформлены и выданы после вступления в силу данного постановления, действительны в течение двадцати лет с даты их выдачи. Остальные категории водительских удостоверений будут действительны в течение десяти лет с момента их получения.

Таким образом, 20 лет будут действовать следующие категории прав: А1 — мопеды и мотороллеры, А — мотоциклы, В1 — квадроциклы, мотоциклы с боковым прицепом и мотоколяски, В — легковые автомобили.

Под ограничение 10 летподпадают: С1 — грузовики полной массой от 3 500 до 7 500 кг, С — грузовики с разрешенной полной массой свыше 7 500 кг, D1 — автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сиденья водителя, не превышает 16, D — автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сиденья водителя, превышает 16, Т — трамваи.

Замена удостоверений по истечению срока их действия не предусматривает повторной сдачи экзаменов по Правилам дорожного движения и вождению в ГАИ. Документы, выданные до вступления в силу данного постановления, действуют в течение срока, на который они были выданы.

Напомним, ранее в ГАИ сообщили автолюбителям, что водительские удостоверения советского образца нужно заменить до конца текущего года — срок их действия истекает 1 января 2014 года.

Для замены водительских удостоверений старого образца их владельцам необходимо подать в регистрационно-экзаменационное подразделение ГАИ пакет необходимых документов:

— Паспорт или документ, его заменяющий;

— Две цветные фотографии размером 3,5 х 4,5 см;

— Экзаменационную карточку водителя;

— Медицинскую справку установленного образца о пригодности к управлению транспортным средством соответствующей категории;

— Квитанцию об уплате средств за бланковую продукцию и услуги Госавтоинспекции.

Тем временем, по словам представителя департамента ГАИ Александра Зубенко, если у кого из водителей затерялась экзаменационная карточка, это не станет проблемой при замене прав. «Просто следует принести документы. Цветные фотографии 3,5 на 4,5. Паспорт, права и медицинскую справку. Если найдется еще и экзаменационная карточка, стоит захватить и ее также. Если нет — ничего страшного», — сказал он.

Действительны ли водительские права советского образца?

У меня права с 76 года выпуска по закону я должен менять права или нет?

В дежурной части Департамента ГАИ МВД Украины мы получили ответ, что водительские удостоверения, выданные в СССР, считаются действительными до 1 января 2014. Однако, ссылок на законодательные акты по данному вопросу нам получить не удалось. Решение об обязательной замене водительских удостоверений советского образца до 2014 года было ветировано Президентом.

В ноябре 2011 года Янукович вернул закон № 8507 «Про документи, що посвідчують особу та підтверджують громадянство України» на доработку в Верховную Раду, так как этот документ: «несет риски нарушения конституционных прав граждан, нарушает взятые Украиной международные обязательства, а также – приведет к неоправданному увеличению бюджетных затрат, негативно скажется на бюджете каждой семьи, кроме того, ряд предложенных законом инноваций не соответствует современным потребностям, они необоснованны и неприемлемы».

В существующей редакции Законов и ПКМУ на территории Украины водительские права, выданные в СССР, считаются действительными. Обменять такие права водитель может по собственному желанию .

На сегодняшний день ВУ, выданное в СССР, является действительным на территории Украины.

Во избежание конфликтных ситуаций на дороге рекомендуем заменить водительское удостоверение на бланк нового образца.

Водительское удостоверение: сроки действия и порядок обмена прав устаревшего образца

По сроку действия водительские удостоверения, выданные на территории Украины, делятся на три категории, в зависимости от даты их выдачи.

Так, водительские права, выпущенные во времена СССР, должны были действовать в Украине до 1 января 2014 года, пишет ВП.

Но 17 сентября 2013 г. Верховная Рада приняла закон №568-VII, разрешающий не обменивать водительские удостоверения образца СССР на новые. В то же время, водительские удостоверения времен СССР являются устаревшими и не позволяют их владельцам совершать ряд действий, к примеру, выезжать на собственном транспортном средстве за границу. Поэтому их все равно рекомендуется заменить.

Для замены старых прав образца СССР необходимо предъявить само водительское удостоверение, цветные фотографии 3,5х4,5, паспорт, медицинскую справку и карточку водителя (справку об окончании курсов вождения). Стоимость новых пластиковых прав с 21 мая 2014 г. составляет 114 грн. Никаких экзаменов при замене прав образца СССР сдавать не требуется.

Водительские удостоверения, выданные с начала независимости Украины и до 1 апреля 2013 года, действительны 30 лет.

В то же время, постановлением N185 от 13 марта 2013 года Кабинет министров Украины внес изменения в законодательство относительно срока действия удостоверения водителя, согласно которому все водительские права, полученные с 1 апреля 2013 года, действительны в пределах следующих сроков: «Права на управление транспортными средствами категории А, А1, В и В1, оформленные и выданные после вступления в силу этого постановления, — в течение двадцати лет с даты их выдачи, других категорий — в течение десяти лет с указанной даты. После окончания срока действия удостоверения водителя подлежат обмену в установленном порядке».

Обмен старых прав на новые осуществляется без экзаменов для водителей.

В МВД опровергли необходимость менять права для поездок в ЕС

По территории Евросоюза украинцы смогут ездить с удостоверениями без указанного срока действия

Украинские удостоверения старого образца тоже будут действительны в Европе

В МВД опровергают информацию о том, что гражданам Украины нужно будет менять водительские права, чтобы ездить в страны Евросоюза. Об этом в комментарии Европейской правде рассказал руководитель Главного сервисного центра МВД Владислав Криклий.

По его словам, ранее СМИ неверно подали его позицию. На самом деле ситуация обстоит таким образом, что новые права водители будут получать с указанным сроком действия, но удостоверения старого образца тоже будут действительны.

Соглашение об ассоциации с ЕС содержит положения по приведению Украиной водительского удостоверения в соответствие со стандартами ЕС. А именно – нужно внедрить Директиву ЕС №91/439 от 1991 года (с учтенными изменениями от 2006 года). Директива постановляет, что водительские удостоверения категории В действительны максимум 15 лет, а права профессиональных категорий – 5 лет. Кроме того, документы должны содержать электронный чип в качестве предохранителя от подделки. Также предусмотрена необходимость регулярного медосмотра.

Криклий уточняет, что Украина не обязана вводить нормы относительно удостоверения водителя, прописанные в упомянутой директиве. «Как и все директивы, она несет рекомендательный характер. Поэтому мы рассматриваем рекомендуемые нормы, их имплементацию и форму ввода в Украине», – объяснил он.

Главный сервисный центр МВД работает над предложениями по соответствующим законодательным изменениям, проект для внесения в Верховную Раду должен быть готов осенью. По его словам, даже если «европейский» тип водительского удостоверения будет одобрен для выдачи в Украине, это не означает невозможности поездок в ЕС с нынешними правами.

«Реализация положений директивы или возможных нововведений будет касаться только тех, кто в будущем будет получать водительское удостоверение впервые или уже заменять их после принятия таких норм. В Украине уже выдаются национальные удостоверения водителя, которые соответствуют частично нормам ЕС. А поскольку закон обратной силы не имеет, то в случае принятия нами новых норм граждане не должны будут менять водительские права в срочном порядке», – уточнил Криклий.

В упомянутой директиве, изменения в которую вступили в силу в январе 2013 года, не сказано о том, что водительские удостоверения прежних образцов становятся недействительными. Более того, в документе записано: «Любое право на управление, предоставленное до 19 января 2013 года не может быть отменено или любым другим образом определено положениями этой директивы».

Украинским водителям придется менять права: как это будет работать

С 2018 года в Украине введут новые правила для водителей и изменят удостоверения

Согласно Соглашению об Ассоциации с Евросоюзом, водительские права в Украине должны соответствовать стандартам ЕС. Новый документ будет признаваться другими странами. Однако срок действия удостоверения значительно сократится, а некоторым водителям придется каждые пять лет проходить переобучение. Какие новшества ждут водителей с 2018 года, узнавал сайт «Сегодня».

Новые требования к водительским правам

Украина должна принять две директивы, которые действуют в ЕС. Новые требования больше всего затронут водителей автобусов и грузовиков. Первая директива 2006\126\ЄС относится к водителям легковых авто. Главное изменение – новый срок действия удостоверения. Сейчас права, выданные до 2011 года, – бессрочные, права после 2011-го нужно менять каждые 30 лет. По правилам ЕС права будут действительны 10-15 лет. Например, в Австрии, Финляндии, Германии, Кипре, Польше, Греции и Словакии документ действителен 15 лет. В остальных странах – по 10 лет.

Фактически эта директива вводит один стандарт водительских удостоверений для всех стран Евросоюза. Сокращение срока действия водительских прав сделает движение на дорогах безопаснее и уменьшит количество подделок документа, уверена эксперт Украинского центра европейской политики Светлана Майструк.

Для повторного получения прав нужно будет пройти медосмотр. По словам Майструк, в странах Евросоюза – это, в основном, проверка зрения у окулиста или осмотр у врача по транспортной медицине. Водители старше 50 лет будут проходить медосмотр чаще – раз в три-пять лет. Дополнительных проверок водителям легковушек проходить не придется.

«Замена водительских прав – это только административная мера. Она не требует экзаменов. То есть человек сдает экзамен только один раз», – поясняет Светлана Майструк.

Украинцам с 2018 года начнут выдавать новые водительские права. Фото: А. Бойко.

Также в новом водительском удостоверении может появиться чип. На него будут записываться данные водителя и история правонарушений. Также он служит дополнительной защитой от подделок. Однако это условие Украина не обязана выполнять.

«Насколько это нужно Украине, необходимо исследовать. Европейские страны интегрированы в общую систему. Но будет ли в нее интегрирована Украина – это вопрос», – отмечает эксперт.

Также будут новые требования к водителям мопедов и мотоциклов. Им могут повысить возраст вождения до 16-18 лет и обяжут сдавать тесты. Водить крупные мотоциклы украицам могут разрешить с 24 лет.

Каждые пять лет – переобучение

Директива 2003/59/ЄС затронет профессиональных водителей. Все ее нормы Украина обязана выполнить. Так, к водителям грузовиков и автобусов выдвигаются более строгие требования, поскольку они несут большую ответственность за безопасность пассажиров и других участников дорожного движения. Профессиональным водителям придется получить начальную квалификацию. Для этого нужно пройти курс обучения из 280 часов лекций. Затем проходить обучение и менять права нужно каждые пять лет.

«Обучение нужно, чтобы обновить знания, узнать о новых средствах безопасности дорожного движения. Эта подготовка должна быть обязательной», – рассказывает эксперт по транспорту Украинского центра европейской политики Владимир Коськовецкий

Водителям автобусов и грузовиков придется проходить обучение и менять права каждые пять лет. Фото: А. Бойко.

Водителям пассажирского и грузового транспорта медосмотр также придется проходить каждые пять лет. По нормам Европейского союза, медосмотр им придется проходить в полном объеме, отмечает начальник Главного сервисного центра МВД Украины Владислав Криклий.

«Пока мы предполагаем срок действия удостоверения для водителей первой категории – 15 лет, для профессиональной группы – 5 лет. Это все еще будет рассматриваться в парламенте. Пока МВД отталкивается от этих позиций. Относительно чипа – он и вправду носит рекомендательный характер. Но стоит прислушиваться к этим рекомендациям и начинать думать наперед. Мы планируем также использовать технологию чипирования удостоверений. В МВД сервисные центры уже обеспечены оборудованием, и мы планируем предложить Верховной Раде вариант, который также вводит использование чипов», – объясняет чиновник.

Профессиональным водителям для получения начальной квалификации нужно будет сдать экзамен. Однако требования к экзаменации каждые пять лет нет. Министерство инфраструктуры уже готовит законопроект для введения в украинское законодательство норм ЕС. В то же время эксперты отмечают, что проект на данном этапе не имеет требований к начальной квалификации.

Нововведения депутаты могут рассмотреть осенью, а вступят они в силу с 2018-го.

Ранее Верховная Рада в первом чтении приняла закон о парковках, по которому всех водителей в Украине заставят платить за парковку.