Лекция 14. СИСТЕМА ПРАВА

1. Понятие системы права.

2. Принципы построения системы права.

3. Характеристика отраслей российского права.

1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА

Термин «система» является универсальным, используемым в самых различных отраслях человеческих знаний. В философском аспекте этой категорией охватывается специфически выделенное из окружающей среды целостное множество элементов, объединенных между собой совокупностью внутренних связей или отношений [1] .

Следовательно, вопрос о системе права — это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития. Другими словами, исследовать систему права, значит выявить ее структурную организацию, указать принципы строения и развития.

Строение и развитие отечественного права, как и права вообще, предопределены в конечном счете системой общественных отношений, складывающихся на соответствующем этапе развития общества. Система права, будучи явлением объективным, складывается не произвольно, а в связи с состоянием системы конкретно-исторических общественных отношений, яв-

340__Я. Я. Воппенко

ляясь выражением современного ей государства, причем выражением внутренне согласованным, таким, «которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий» [2] . И если российскому праву надлежит представлять собой внутренне согласованную, взаимосвязанную систему правового регулирования, то законодатель не может, произвольно издавая правовые нормы, изменять исторический тип права, его основные черты.

Реальным содержанием системы права выступают правовые нормы, объединяющиеся в правовые институты и отрасли права. Норма права, правовой институт и отрасль права, таким образом, являются основными элементами системы права.

Последняя «живет», развивается и совершенствуется под влиянием в основном двух факторов:

а) потребностей общественной жизни, выражающихся в различных сторонах социальных отношений, прежде всего — отношений экономических;

б) деятельности законодателя, т.е. правотворческих органов, которые творят, создают правовые нормы в соответствии с требованиями общественного бытия.

Следовательно, изменения в нормах права, институтах и отраслях являются реальными показателями развития системы права.

Понятие системы права не следует смешивать с понятием системы законодательства. Последнее представляет собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, являющихся формой выражения юридических норм.

Кроме правовых норм законодательство содержит также призывы, декларации, определения, указания на мотивы и цели издания нормативных актов. Основными элементами системы законодательства являются нормативное правовое предписание и нормативный акт.

Система права характеризуется определенным его внутренним строением, расположением по отраслям и институтам, в то время как система законодательства относится к внешним формам выражения права,

состоянию его источников. Это различие носит объективный характер и выражается в том, что отрасли законодательства, во-первых, не совпадают с отраслями права, во-вторых, сочетаются в систему на основе принципов, отличающихся от принципов формирования системы права.

За основу построения отрасли законодательства берется принцип наибольшей эффективности воздействия права на общественные отношения [3] . В соответствии с этим практическим критерием и осуществляется систематизация законодательства.

Таким образом, система права — это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в объединении и расположении нормативного материала в определенной последовательности.

Представление относительно объективного характера системы права, которая складывается преимущественно независимо от сознательной человеческой деятельности как результат отражения в праве господствующих производственных отношений, сложилось в юридической науке в 40-х годах и господствовало почти до 1980 г.

Однако разработка Конституции СССР 1977 г., издание общесоюзного Свода законов и особенно опыт кодификационной работы в последние годы заставили несколько по-иному взглянуть на понятие системы права.

Основной вывод сводился к тому, что не следует принижать роль законодателя в формировании системы права, а следовательно, и противопоставлять или резко отрывать одно от другого при рассмотрении понятий системы права и системы законодательства, поскольку это очень близкие и тесно связанные между собой явления правовой жизни и понятия юридической науки.

Но вряд ли целесообразно и отождествлять их. Кроме уже изложенных аргументов в пользу разграни-

342Я. Я. Вопленко

чения этих понятий, следует помнить, что факторы, формирующие систему права, более многочисленны и разноплановы, нежели активность законодателя, управляющая созданием системы законодательства.

Понятие системы права также необходимо отличать от понятия правовой системы, о котором уже шла речь в других лекциях. Здесь лишь напомним, что правовая система — понятие более широкое и емкое, нежели система права.

[1] См., напр.: Категории диалектики и методологии современной науки. Воронеж, 1970. С. 58.

[2] Энгельс Ф. К Шмидту Письмо от 27 окт. 1890 г. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37. С. 418.

[3] Подробнее см.: Васильев Ю. С., Евтеев М. П. Кодификация и систематизация законодательства //Сов. государство и право. 1971. № 9. С. 14—15.

Система права и система законодательства

Понятие, признаки и структурные элементы системы права

Изучение понятия, сущности, содержания и формы права, его динамического развития и практического действия тесно связано с исследованием системы права как его внутреннего строения.

Изучение системы права имеет важнейшее теоретическое и практическое значение. Теоретическая значимость этого вопроса определяется тем, что он занимает одно из центральных мест в общей теории права и связан с устранением таких правовых понятий, как отрасль права, правовой институт и т.д. Практическая важность вопроса о системе права определяется осуществлением кодификационных работ с правильной систематизацией и распределением нормативного материала, а также с практикой применения правовых норм, ибо любая правовая норма действует не изолированно, а только в системе права.

Понятие «система права» на первый взгляд тесно связано с таким понятием, как «правовая система». Эта первичная иллюзия является ошибочной. Система права и правовая система хотя и тесно взаимосвязаны, но все же являются самостоятельными правовыми категориями. Система права носит объективный характер, поскольку она отражает характер общественных отношений и направлена на их упорядочение. Правовая система — понятие более широкое и объемное, чем система права, оно включает в себя совокупность внутренне организованных и взаимосвязанных общественных отношений.

Тесно взаимосвязаны между собой и такие понятия, как «система права» и «система законодательства». Вместе с тем система права и система законодательства представляют собой самостоятельные правовые явления. Система права носит объективный характер, поскольку она отражает характер общественных отношений и направлена на их упорядочение; в основе системы законодательства значительную роль играет субъективный фактор, обусловленный не только потребностью правовой практики, но и часто интересами определенных групп общества. В основе структуры системы права находятся самостоятельные элементы — отрасли права, подотрасли права, правовые институты; структура системы законодательства строится не только по отраслевому признаку, но и по юридической силе, по субъектам правотворчества и др.

Понятие системы права не обладает четкой формализованной структурой, в отличие от понятия системы законодательства. Система права есть внутреннее строение права, отражающее все многообразие норм права и моделей их объединения и дифференциации. А система законодательства охватывает лишь массив законодательных актов в соответствии с имеющейся системой права. Элементом системы права выступает норма права, а элементом системы законодательства — норма законодательного акта.

Система права является внутренним строением системы законодательства, которое выражается в едином, согласованном действии норм в определенных временных и территориальных условиях, и при этом право разделяется на самостоятельные блоки, взаимосвязанные между собой. Под системой законодательства понимается внешняя форма права, состоящая из его источников, нормативно-правовых актов. В самом общем виде систему законодательства можно представить как систему законов.

Также следует отличать понятия «система права» от понятия «систематизация», под которой понимается деятельность по упорядочению множества правовых норм, их группировка и расположение в общем массиве по тем или иным практически значимым признакам. Первая запись о систематизации нашла свое отражение в Риме в V в. до н.э., в Законах двенадцати таблиц. Обычаи раннефеодальной Руси были зафиксированы в различных изданиях Русской Правды. Судебник Ивана III часто называют первичным этапом систематизации. Большое внимание понятию «систематизация» уделял В.И. Ленин.

Систематизация в праве достигается двумя противоположными по юридической природе способами: кодификацией права и инкорпорацией действующих нормативных актов.

Признаки системы права:

1. Система права направлена на упорядочение важных общественных отношений. К таким общественным отношениям относятся организация и функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственная служба и др.

2. Система права как внутреннее строение права объединяет нормы права, правовые институты, подотрасли и отрасли права, обеспечивая их функционирование.

3. Система права позволяет обеспечить взаимосвязь различных отраслей права, материального и процессуального, частного и публичного права.

4. Система права объединяет способы правового регулирования (дозволение, обязывание, запрет, поощрение и т.д.), которые в совокупности направлены на регулирование важных общественных отношений.

5. Система права является основой развития системы законодательства. Система права отражает характер общественных отношений, которые находят свое закрепление в системе законодательства.

6. Через систему права государство проводит свою волю, закрепляя в ней необходимые правовые средства.

7. Система права определяет круг общественных отношений, которые необходимо регулировать с помощью правовых норм.

8. Система права отражает содержание права, его функции, которые проявляются в отраслях, подотраслях, правовых институтах и нормах права.

Таким образом, можно дать следующее определение системы права.

Система права — это внутреннее строение права, объединяющее нормы права, институты, подотрасли и отрасли права, а также способы правового регулирования, направленное на упорядочение важных общественных отношений.

Система российского права включает следующие элементы: норма права, институт права, подотрасль права и отрасли права.

Норма права (термин «норма» в переводе с латинского буквально означает «руководящее начало, правило, образец») — это первичная ячейка отраслей права.

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, устанавливаемое и обеспечиваемое государством, которое имеет представительно-обязывающий характер и направлено на регулирование важных общественных отношений.

Институт права, выступая самостоятельным элементом системы российского права, имеет ряд присущих ему признаков, к которым можно отнести следующие:

1. Институт права представляет собой единый механизм в рамках определенного вида общественных отношений.

2. Институт права обеспечивает самостоятельное регулятивное воздействие на определенный участок отношений. Правовой институт может самостоятельно воздействовать (с помощью своих юридических средств) на определенные общественные отношения.

3. Институт включает в себя не только непосредственно регулятивные и охранительные нормы права (правила поведения), но и отправные нормы, участвующие в регулировании данных отношений. Этот признак подчеркивает взаимосвязь двух разновидностей правовых предписаний, которые через правовые институты всегда совместно задействованы в процессе правового регулирования.

4. Правовой институт изначально предназначен для регулирования вида однородных общественных отношений.

Институт права — это один из основных элементов отрасли права, представляющий блок взаимосвязанных правовых норм, регулирующих вид однородных общественных отношений.

По содержанию правовые институты можно разделить на простые и сложные.

Простой правовой институт напрямую (вне каких-либо иных нормативных образований) объединяет схожие, близкие нормы права внутри какой-то одной определенной отрасли права (например, институт залога в гражданском праве).

Сложный правовой институт также складывается из схожих, близких норм права, которые он объединяет посредством входящих в него нескольких простых институтов, более конкретных и меньших по объему, но имеющих и самостоятельное значение.

В пределах одного сложного института можно выделить субинституты. Объединению субинститутов способствует наличие общих норм. Например, институт ренты в гражданском праве включает такой субинститут, как пожизненная рента.

Правовые институты также подразделяются по отраслям права. Согласно данной классификации можно выделить отраслевые и комплексные (межотраслевые) правовые институты. В основе данного деления лежит отраслевая принадлежность норм.

Отраслевые правовые институты состоят из норм одной отрасли права, объединенных между собой конкретным видом общественных отношений. Их отраслевая принадлежность неоспорима. К отраслевым правовым институтам можно отнести институт помилования в уголовном праве, институт мены в гражданском праве.

Комплексные правовые институты представляют собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные между собой родственные отношения. Примером может выступить институт собственности, являющийся предметом регулирования конституционного и гражданского права.

Комплексные правовые институты тоже могут быть как простыми (т.е. не охватывать другие), так и сложными (состоять из нескольких простых).

Главная функция правового института состоит в том, чтобы в пределах своего участка общественных отношений данного вида обеспечить целостное, относительно законченное правовое регулирование.

Наиболее крупным объединением правовых институтов является подотрасль права.

Подотрасли права как самостоятельному элементу системы права присущ ряд признаков, характерных черт, отличающих ее от других структурных элементов системы российского права:

1. Комплексность — правовые нормы объединяются в правовые институты, которые, в свою очередь, образуют подотрасль права.

2. Подотрасль права регулирует однородные общественные отношения, охватываемые несколькими институтами права, и является частью предмета данной отрасли права.

3. Подотрасль права занимает промежуточное положение между институтом права и отраслью права. Это определяет специфику подотрасли права как элемента структуры отрасли права.

Подотрасль права — это специфичная правовая общность группы правовых институтов сложной отрасли права, направленная на регулирование определенного круга однородных общественных отношений.

Следует также отметить, что только сложные, объемные по своему составу отрасли включают в свой состав подотрасли права. Например, в составе конституционного права выделяют следующие подотрасли: парламентское, муниципальное, избирательное право и т.д. В гражданском праве: обязательственное, жилищное, авторское, наследственное и др. В финансовом праве: налоговое, бюджетное, банковское. Есть отрасли права, которые не включают в свой состав подотраслей, например семейное, уголовно-исполнительное право.

Более весомым и крупным по объему элементом системы российского права является отрасль права.

Отрасль российского права на данный момент является главным элементом системы права, который охватывает все входящие в систему права структурные элементы и выступает своего рода завершающим комплексом, направленным на урегулирование определенной сферы общественных отношений. Главное назначение отрасли права заключается в том, чтобы применительно к определенной области общественных отношений обеспечить специфический режим правового регулирования.

Отрасль права охватывает целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Для каждой отрасли права характерен собственный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. Отрасль — это не механическое объединение норм права, правовых институтов, это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих другим элементам системы права. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Так, например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе осуществления трудовой деятельности в сфере производства. При этом для каждой отрасли характерен собственный специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права в единое целое, придавать им упорядоченный, системный характер, но и отличать одну отрасль права от другой.

Признаки отрасли права:

1. Наличие предмета и метода правового регулирования.

Предмет правового регулирования показывает специфику каждой отрасли права, является основой формирования отраслевых норм, выступает препятствием для необоснованного увеличения большого количества отраслей права. Метод правового регулирования дает отрасли права юридический инструментарий, различные способы и средства правового воздействия, укрепляет отрасль права.

2. Отраслевой режим правового регулирования, с помощью которого отрасль права становится относительно замкнутым механизмом регулирования.

3. Замкнутость, т.е. в определенной мере неприменимость правового регулирования к отношениям, находящимся за пределами данной отрасли. Отрасль права регулирует возникшие общественные отношения в пределах собственного нормативного пространства и, как правило, не выходит за строго очерченные рамки, определенные предметом и методом правового регулирования.

4. Однородность. Каждая отрасль права регулирует сферу, комплекс однородных по своей природе общественных отношений. Так, финансовое право регулирует отношения, складывающиеся в сфере денежного обращения, государственных займов, налогов и т.д. Семейное право регулирует отношения, возникающие между супругами, родителями и детьми, опекунами и опекаемыми и др.

5. Наличие отраслевого понятийного аппарата. Каждой отрасли права присущ собственный блок фундаментальных отраслевых понятий. Так, понятия брака и семьи закреплены в семейном праве; преступления, уголовной ответственности — в уголовном праве; правосубъектности, обязательства, собственности — в гражданском праве и т.д.

6. Наличие собственных способов правового регулирования.

Отрасли права присуще множество способов правового регулирования (дозволение, обязывание, запрет, льготы, санкции, ограничения и др.). В каждой отрасли права способы правового регулирования имеют отраслевое содержание, связанное со спецификой норм данной отрасли права. Отрасль права обеспечивает действие способов правового регулирования.

7. Вид правоотношений. Для каждого вида отраслевого правоотношения характерны свои субъективные права и юридические обязанности, субъекты, объекты, отражающие специфику отрасли права. В отраслевых правоотношениях нормы отрасли права находят практическое воплощение.

Таким образом, отрасль права — это система однородных по своей природе правовых норм, институтов и иных правовых общностей, отражающих единый отраслевой понятийный аппарат, механизм регулирования при наличии собственного набора юридических способов и средств, объединенных общим предметом правового регулирования (сферы или рода общественных отношений).

Следует разграничивать понятия «отрасль права» и «отрасль законодательства». Каждая отрасль права представлена соответствующей отраслью законодательства, но не каждая отрасль законодательства непременно является формой отрасли права.

Отрасль законодательства, регулируя определенные сферы государственной, экономической, социальной жизни, выделяется по предмету правового регулирования. Кроме того, предмет отрасли законодательства не является столь однородным, как у отрасли права. Он может включать весьма различные отношения. В силу этого отрасль законодательства не столь однородна, как отрасль права. В одних случаях отрасль законодательства полностью соответствует отрасли права (например, гражданское, трудовое, семейное законодательство), в других случаях отрасль законодательства не имеет определенной отрасли права (например, медицинское законодательство, о строительстве, информационное, таможенное, спортивное и т.д.).

Практика показывает, что «чистых» отраслей законодательства нет, все отрасли законодательства в той или иной мере являются комплексными. Комплексные отрасли законодательства образуются прежде всего из комплексных актов, т.е. из актов, включающих в себя нормы нескольких отраслей права.

Для отраслей законодательства характерна собственная структура (включающая в свой состав подотрасли законодательства, институты законодательства и нормативные предписания) и классификация, согласно которой они подразделяются на следующие виды:

1) одноименные отрасли законодательства (гражданское, уголовное, трудовое, семейное, земельное законодательство и др.);

2) комплексные отрасли законодательства (строительное законодательство) — отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, земельного и т.д.;

3) отрасли, привязанные к соответствующим сферам государственного управления и государственной деятельности — законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте и т.д.

Таким образом, отрасль законодательства — это совокупность нормативных актов, направленных на регулирование однородных по своей природе общественных отношений в периметре определенного законодательного массива.

Предмет и метод правового регулирования как основание деления права на отрасли и институты

Разделение права на отрасли, институты, иные структурные элементы по предмету и методу правового регулирования представляет собой основную, главную юридическую структуру предметной дифференциации права и законодательства.

Предмет регулирования важен для всех звеньев структуры права — нормативных предписаний, правовых институтов, подотраслей права. Именно предмет — главное основание выделения определенных комплексов правовых институтов в отрасли права. В предмете заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации данных отношений.

Но предмета правового регулирования для дифференциации, в частности, отраслей права недостаточно. Правовые нормы иногда регулируют аналогичные общественные отношения (например, по защите собственности), но относятся к различным отраслям права (уголовному, гражданскому и т.д.). Поэтому следующий системообразующий фактор в науке — это метод правового регулирования. Если исходить только из содержания тех или иных общественных отношений, т.е. из предмета регулирования, можно было бы создать разнообразные, весьма многочисленные отрасли права (например, водное, лесное, горное, промышленное, торговое, транспортное или даже железнодорожное, морское, речное, автотранспортное и др.).

Предмет — категория, обозначающая некую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

Предмет правового регулирования как научная категория включается во взаимосвязанный понятийный ряд другой категории более общего порядка — системы права, наряду с методом правового регулирования, институтом права, подотраслью права, отраслью права. В настоящее время предмет правового регулирования приобрел правовое значение, так как он непосредственно закрепляется в текстах нормативных правовых актов: Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и др.

Каждая отрасль права имеет свой объект и предмет регулирования, которые тесно соотносятся, но полностью не совпадают.

Предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие именно отношения между субъектами регулируются тем или иным структурным элементом системы права. Понятие объекта шире, им охватываются все общественные отношения, которые регулируются правом и вследствие этого становятся правовыми отношениями. Все отрасли права направлены на регулирование общего объекта — взаимосвязанной совокупности общественных отношений, образующих единое поле правового регулирования.

Поэтому использование только категории объекта недостаточно для характеристики признаков отрасли права.

Предмет правового регулирования — это социально-правовая среда, целостная система тех общественных отношений, которым должна соответствовать система права и на которые она воздействует с помощью соответствующих социальных управленческих и регулятивных систем Российского государства.

Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования. Предмет отрасли права образует качественно особый вид общественных отношений. Это особое качество состоит именно в том, что глубинное социально-экономическое, политическое содержание данных отношений объективно требует адекватного юридического режима регулирования, который впоследствии и выделяет данную совокупность правовых норм, институтов в главное подразделение системы права.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

а) субъекты регулируемых общественных отношений;

б) поведение субъектов, выражающееся в виде поступков, действий, бездействия;

в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;

г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Метод правового регулирования (от греч. methodos — путь исследования, учение) определяет, каким образом, посредством каких предметов, способов и средств структурные элементы системы российского права воздействуют на определенный круг общественных отношений, составляющий его предмет.

Метод правового регулирования — это набор юридических инструментов, посредством которого юридические нормы воздействуют на общественные отношения.

Каждая отрасль права имеет свой метод правового регулирования, который характеризуется совокупностью способов правового воздействия на общественные отношения. Так, уголовному праву присущ императивно-запретительный метод регулирования общественных отношений по охране общества от общественно опасных действий путем признания конкретных действий или бездействий лиц преступлениями, установления видов санкций, форм и степени вины.

Способы правового регулирования можно классифицировать по различным основаниям:

1. В зависимости от характера предписания:

а) дозволение — разрешение субъекту права совершать какоелибо действие или не совершать. Способ дозволения возможен там, где положение участников правовых отношений является равным. Так, нормы гражданского права, регулируя имущественные и личные неимущественные отношения, предоставляют участникам данных правоотношений полную свободу действий в пределах данных норм;

б) обязывание — предписание совершать какие-либо действия.

Например, нормы административного права регулируют отношения в области государственного управления, охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан, воздействуют путем установления властных предписаний. Органы исполнительной власти наделены правом требовать от граждан не нарушать общественный порядок, соблюдать на улицах, в парках, на стадионах и т.д. права и интересы других людей. В противном случае к ним могут быть применены меры административного принуждения, например краткосрочное задержание органами милиции гражданина для составления протокола о правонарушении, принудительное лечение лиц;

в) запрещение — предписание воздерживаться от какого-либо действия. Так, нормы уголовного права запрещают совершать действия, опасные как для общества и государства, так и для отдельного человека;

г) поощрение — установление вознаграждения за совершение какого-либо действия или группы действий. Поощрительные нормы права характеризуются как обеспечиваемое государством указание общего характера о возможном или должном предоставлении определенной меры поощрения за полезный для государства вариант поведения, состоящий в добросовестном выполнении юридических или общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования, в целях повышения социальной активности отдельных граждан и их коллективов в различных сферах жизни общества;

д) рекомендация — предлагает субъекту самостоятельно определить желаемый для государства вариант поведения с учетом местных условий и реальных возможностей. Рекомендательная норма указывает на желательное развитие относящихся к компетенции адресата общественных отношений, позволяющее ему учесть свои местные условия, возможности, резервы и поддерживаемое в своей реализации государственными мерами позитивного и негативного характера.

2. В зависимости от характера способов правового регулирования:

а) императивный способ, направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведения субъекта;
б) диспозитивный способ, позволяющий субъектам права выбрать свое поведение в рамках нормы права;
в) факультативный способ, применяемый в случаях, предусмотренных законом;
г) коллизионный способ, заключающийся в определении тех норм права, которые подлежат применению.

3. В зависимости от объема:

а) общие способы;
б) конкретные способы.

Общие способы запрещают или разрешают совершать или не совершать неопределенный круг действий. Конкретный способ регламентирует конкретные действия субъектов права и их правовые последствия.

4. В зависимости от особенностей закрепления и установления выделяют:

1) нормативный способ правового регулирования, закрепляемый в нормах права;

2) индивидуальный способ правового регулирования, устанавливаемый соглашением сторон.

Следует отметить, что в составе метода правового регулирования, как и предмета, имеются и другие собственные структурные компоненты, к которым можно отнести:

1. Установление границ правового регулирования, т.е. в определенной мере неприменимость регулирования к отношениям, находящимся за пределами компетенции определенного метода правового регулирования. Примером данного структурного элемента, характеризующего метод правового регулирования, может выступить дозволение, характерное по своей юридической природе для гражданского права, которое не может регулировать отношения, складывающиеся за его пределами в периметрах других отраслей: уголовное право — императивный метод, трудовое право — метод поощрения и др.

2. Закрепление в нормативных актах прав и обязанностей субъектов правоотношений, предписание о должном и возможном их поведении. Так, ст. 1 Гражданского кодекса РФ закрепила основные начала гражданского законодательства, среди которых равенство участников регулируемых им отношений, обеспечение восстановления нарушенных прав и др. Примером, характеризующим обязанности субъектов правоотношений, выступает ст. 45 Налогового кодекса РФ, согласно которой налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

3. Наделение участников правоотношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, что позволяет им вступать в разнообразные правоотношения. Закон определяет правоспособность как способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособностью гражданин наделен с момента рождения и до самой смерти. Дееспособность закон определяет как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность).

4. Способы защиты юридических прав и обязанностей. Примером способов защиты юридических прав и обязанностей может выступить ст. 19 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, где закреплено право на обжалование процессуальных действий и решений. Согласно данной статье каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном главами 43-45, 48 и 49 Уголовнопроцессуального кодекса РФ.

5. Определение мер юридической ответственности на случай нарушения этих установлений.

Основания деления российского права на отрасли. Классификация отраслей права

Наряду с распространенным в российской юриспруденции делением права на отрасли существует иной подход к системе права, возникший еще в Древнем Риме. Римские юристы различали право публичное (jus publicum) и частное (jus privatum): первое регулировало отношения между гражданами и государством, а второе — между частными лицами на основе их взаимных обязательств. Нормы публичного права сформулированы таким образом, что они защищают в первую очередь публичные интересы и посредством этого обеспечивают защиту интересов отдельных лиц, как участвующих, так и не участвующих в общественных отношениях, регулируемых этими нормами права. Нормы частного права направлены прежде всего на защиту интересов частных лиц, участвующих в регулируемых этими нормами общественных отношениях, и тем самым обеспечивают защиту их интересов и всего общества, заинтересованного в нормальном функционировании этих общественных отношений.

В основу разделения права на публичное и частное положены формальные критерии (общей чертой всех этих критериев является то, что они принимают за основу разграничения сам способ регулирования или построения правоотношений), при этом материальный критерий (предмет правового регулирования) будет иметь существенное значение лишь в вопросах о целесообразности отнесения той или иной области общественных отношений к публичному или частному праву.

В современной российской юридической литературе к отраслям публичного права относят конституционное, административное, финансовое, уголовное и другие отрасли права, к частному праву — гражданское, семейное право и др. Считается, что частное и публичное право должны совпадать, так как право, охраняя интересы всего общества, учитывает и интересы отдельных людей. Однако существующие на данный момент различия в государственных и частных интересах объективно определяют известное обособление публичного права от частного. Сегодня основной смысл разделения права на частное и публичное скорее заключается в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов лиц.

В понятиях «международное публичное право» и «международное частное право» прилагательное «международное» имеет различный смысл. Международное публичное право регулирует отношения между государствами и является межгосударственным правом. А международное частное право считается международным, так как регулирует гражданские, семейные, трудовые и гражданско-процессуальные отношения, которые содержат иностранный элемент и выходят за пределы одного государства.

В юридической науке все отрасли права подразделяют на профилирующие, специальные и комплексные отрасли.

1. Профилирующие, базовые отрасли. К этому виду отраслей относятся отрасли права, охватывающие главные правовые режимы (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право и т.д.).

2. Специальные отрасли, в рамках которых правовые режимы изменены и приспособлены к особым сферам жизни общества (трудовое право, земельное право, финансовое право, семейное право и т.д.).

Отрасли права можно классифицировать на материальные и процессуальные. Материальное право — это совокупность отраслей права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов. К ним относятся конституционное право, административное право, гражданское право, финансовое право и др.

Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные отношения. Применительно к таким отношениям нормы материального права определяют взаимные права и обязанности субъектов.

Процессуальное право — это совокупность отраслей, основная задача которых заключается в установлении порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов. К ним относятся уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др.

Нормы процессуального права регламентируют процедуру правоприменения (например, порядок выделения земельного участка) или предусматривают порядок заключения сделок, наследования и др. Соответственно, следует признать, что процессуальное право в основном выполняет служебную роль по отношению к материальному праву.

Исходя из классификации разграничения отраслей права по предмету и методу правового регулирования, на наш взгляд, к отраслям современного российского права относятся следующие.

1. Конституционное право — отрасль российского права, которая учредительно-закрепительным методом регулирует наиболее важные государственные отношения: политические, формирование, структуру, принципы деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, правовое положение граждан, их права, свободы и обязанности, федеративное устройство и др.

2. Административное право — самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.

3. Гражданское право — совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения (имя, честь, достоинство, деловая репутация) при условии равенства сторон.

4. Уголовное право — самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность уголовно-правовых норм, которые императивно-запретительным методом регулируют отношения по охране общества и государства от общественно опасных деяний путем признания конкретных действий или бездействий лиц преступлениями.

5. Финансовое право — самостоятельная отрасль российского права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе денежного обращения, государственных займов, налогов и т.д.

6. Трудовое право — самостоятельная отрасль российского права, которая методом поощрения, стимулирования и дисциплинарного взыскания регулирует общественные отношения, возникающие в процессе применения труда граждан, а также иные взаимосвязанные с ними отношения по поводу применения этого труда.

7. Гражданско-процессуальное право — самостоятельная отрасль российского права, которая методом равенства сторон регулирует отношения, возникающие между судом и участниками дела в процессе отправления правосудия по гражданским делам.

8. Уголовно-процессуальное право — самостоятельная отрасль российского права, которая регулирует отношения по расследованию и рассмотрению уголовных дел, определяя правовое положение субъектов уголовного процесса, и регламентирует процессуальные формы их деятельности.

9. Семейное право — самостоятельная отрасль российского права, которая в сочетании с методом равенства сторон регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи — супругами, родителями и детьми, а также между другими родственниками и иными лицами.

10. Экологическое право — самостоятельная отрасль российского права, которая административно-правовым методом регулирует отношения, складывающиеся в экологической сфере, в целях обеспечения благоприятного качества окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколения людей.

11. Земельное право — самостоятельная отрасль российского права, которая регулирует вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны.

12. Уголовно-исполнительное право — самостоятельная отрасль российского права, которая императивным методом в сочетании с методом воспитания регулирует отношения отбывания наказания лицами, лишенными свободы, и сопутствующие им отношения: освобождение от отбывания наказания и др.

13. Сельскохозяйственное право — самостоятельная отрасль российского права, которая посредством сочетания диспозитивного, рекомендательного и императивного методов регулирует общественные отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве, в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности.