Комментарии к СТ 13.19 КоАП РФ

Статья 13.19 КоАП РФ. Нарушение порядка представления статистической информации

Комментарий к статье 13.19 КоАП РФ:

1. Цель данной статьи — обеспечить своевременное представление достоверных статистических данных.

Статистические исследования имеют важное общественное, народнохозяйственное, оборонное значение.

Правовой основой единой государственной политики в сфере официального статистического учета являются нормы ст. 71 Конституции РФ и Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в Российской Федерации».

2. Официальный статистический учет Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации (п. «р» ст. 71). Эта работа ныне возложена на Федеральную службу государственной статистики (см. Положение о Федеральной службе государственной статистики, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 420 (с изм. и доп.)), которая ныне находится в ведении Минэкономразвития России.

Во многих нормативных правовых актах Правительства РФ предусмотрен порядок организации статистических наблюдений в отдельных отраслях социально-экономической жизни общества, сбора и обработки статистической отчетности и т.п.

На Федеральную службу государственной статистики возложены функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также по контролю в сфере государственной статистической деятельности. На указанную Службу возложены также разработка и утверждение официальной статистической методологии для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации. Данная Федеральная служба имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции, и давать необходимые разъяснения.

3. Данное правонарушение посягает на право уполномоченного органа государственной власти получать от субъектов социально-экономической деятельности информацию, необходимую для статистических наблюдений и подготовки официальной статистической информации о положении дел в стране.

4. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении порядка представления информации, необходимой для проведения статистических наблюдений, либо в представлении недостоверной, т.е. искаженной статистической информации. При этом имеется в виду представление только той информации, которая предусмотрена законодательством.

Нарушение порядка представления вышеуказанной информации может выражаться либо в непредставлении соответствующих отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их представления.

При наличии признаков правонарушения, предусмотренных данной статьей, дополнительная квалификация деяния по ст. 19.7 не требуется.

5. Субъективная сторона правонарушения может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной виной.

Субъектами ответственности за данное правонарушение могут быть должностные и приравненные к ним лица (см. примечание к ст. 2.4), в служебные обязанности которых входит представление статистической информации.

6. Рассмотрение дел об административных правонарушениях по данной статье осуществляют должностные лица органов государственного статистического учета (ст. 23.53).

Протоколы об административных правонарушениях составляют уполномоченные должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Статья 7.1 КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка (действующая редакция)

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 7.1 КоАП РФ

1. Согласно п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на земельные участки граждан и юридических лиц удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 29 ЗК предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения управомоченных органов исполнительной власти или муниципальных органов.

Согласно п. 1 ст. 260 ГК лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен ст. 30 ЗК.

2. Применительно к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, порядок их предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду установлен соответственно п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В случае использования указанных земельных участков по договору аренды правоустанавливающим документом является договор аренды, заключаемый в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При предоставлении гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, правоустанавливающим документом является решение соответствующего исполнительного органа государственной власти или муниципального органа, управомоченных принимать данные решения в соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно п. 1, 3 ст. 10 указанного Федерального закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 ЗК.

Передача в аренду указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК (см. ч. 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

3. Применительно к правоотношениям, существовавшим до введения в действие ЗК, понятие «самовольное занятие земель» было определено Приказом Минприроды РФ от 25 мая 1994 г. N 160. Согласно п. 1 приложения 1 к Инструкции по организации и осуществлению госземконтроля органами Минприроды России, утвержденной этим Приказом, под самовольным занятием земель понимается пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.

К самовольному занятию относится пользование земельным участком:

до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка;

до заключения договора купли-продажи (купчей) или оформления в установленном порядке других документов, подтверждающих переход права собственности на землю;

до получения и регистрации в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды земли;

до установления границ участка на местности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

в случае приостановки неправомерных решений по вопросам изъятия, предоставления и совершения сделок с землей — до рассмотрения протестов, вынесенных органами, осуществляющими госземконтроль, в вышестоящих органах исполнительной власти, суде, арбитражном суде.

4. Согласно п. 1 ст. 60 ЗК следствием самовольного занятия земельного участка является обязанность лица по восстановлению нарушенного им права.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 76 ЗК самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

5. Применительно к правоотношениям, существовавшим до введения в действие ЗК, практика применения арбитражными судами земельного законодательства была обобщена Президиумом ВАС РФ (см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. N 61).

По смыслу п. 2 вышеуказанного письма отсутствие у покупателя строения надлежащим образом оформленных документов на земельный участок, на котором оно находится, не может рассматриваться как самовольное занятие земельного участка.

6. Самовольное использование земельного участка может выражаться в действиях по противоправной застройке земельного участка. Согласно ст. 222 ГК самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законодательством, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК.

Согласно п. 2 ст. 263 ГК последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, также определяются ст. 222 ГК.

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (см. комментарий к ст. 23.21).

Применительно к участкам земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд, дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов МПР России (см. п. 1 — 3 комментария к ст. 7.9, комментарий к ст. 23.24).

Статья 17.11 КоАП РФ. Незаконное ношение государственных наград

Новая редакция Ст. 17.11 КоАП РФ

1. Ношение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, знака отличия Российской Федерации, РСФСР, СССР, орденских лент или лент медалей на планках лицом, не имеющим на то права, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, знака отличия Российской Федерации, РСФСР, СССР, орденских лент или лент медалей на планках.

2. Учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией знаков; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией знаков; на юридических лиц — от восьмидесяти пяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией знаков.

Комментарий к Статье 17.11 КоАП РФ

1. Конституция РФ в пункте «с» статьи 71 устанавливает, что «в ведении Российской Федерации находятся: государственные награды и почетные звания Российской Федерации».

Комментируемая часть регулируется Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. «О государственных наградах Российской Федерации» (Российская газета. 10 марта 1994 г.), в котором утверждено Положение о государственных наградах РФ, в котором дан исчерпывающий перечень орденов, медалей, почетных званий и иных государственных наград РФ, определены их статуты, положения и описание.

Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.

Государственными наградами РФ являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

Также в Указе Президента РФ от 2 марта 1994 г. «О государственных наградах Российской Федерации» определены полномочия Президента Российской Федерации. Так, в пункте 2 закреплено следующее: Президент Российской Федерации издает указы об учреждении государственных наград; издает указы о награждении государственными наградами; вручает государственные награды; образует Комиссию по государственным наградам при Президенте Российской Федерации для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан. Комиссия работает на общественных началах; образует в составе Администрации Президента Российской Федерации подразделение для обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства и проведения единой политики в области государственных наград.

Пункт 20 комментируемого Указа закрепляет положения о гражданах Российской Федерации, удостоенных государственных наград СССР, на которых распространяются правила, предусмотренные вышеуказанным Положением и законодательством Российской Федерации, а также сохраняется порядок ношения орденов, медалей СССР, лент орденов и медалей на планках и других знаков отличия.

2. В соответствии с пунктом 19 Указа Президента РФ от 02.03.1994 N 442 (ред. от 28.06.2005) «О государственных наградах Российской Федерации» запрещаются незаконное приобретение или сбыт государственных наград, учреждение и производство знаков, имеющих аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами, а также ношение орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям, лент орденов и медалей на планках лицами, не имеющими на то права. Указанные действия влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Также вопросы учреждения или изготовления знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами, регулируются Уголовным кодексом РФ. Так, например, статьей 324 Уголовного кодекса рассматривается приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР — наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Пункт 1 статьи 327 Уголовного кодекса указывает, что подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

3. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с учреждением, изготовлением и ношением государственных наград.

Административная ответственность, предусмотренная комментируемой статьей, наступает за ношение орденов, медалей, нагрудных знаков к почетным званиям, знаков отличия, орденских лент и лент медалей на планках лицами, не имеющими на это права (часть 1 комментируемой статьи); учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами (часть 2 комментируемой статьи).

Объективная сторона правонарушения характеризуется действием, так как незаконное ношение, учреждение или изготовление государственных наград может совершаться только путем активных действий.

Субъектами данного правонарушения могут быть как физические, так и должностные лица, при этом частью 1 рассматриваемой статьи в качестве субъекта подразумевает физическое лицо, хотя прямо об этом не говорится. Часть 2 комментируемой статьи к субъектам административного правонарушения относит граждан и должностных лиц.

Субъективная сторона выражается в форме умысла, поскольку лицо, совершающее данное правонарушение, сознает противоправный характер своего действия, предвидит его вредные последствия и желает их наступления либо сознательно их допускает, а может и безразлично к ним относиться. Правонарушитель понимает, что не имеет законного права носить, учреждать или изготавливать государственные награды, но тем не менее совершает такие действия.

Другой комментарий к Ст. 17.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В соответствии со ст.71 Конституции РФ к ведению РФ относится учреждение государственных наград и почетных званий РФ и определение их статуса. Награждение государственными наградами и присвоение почетных званий РФ осуществляется Президентом РФ.

Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. «О государственных наградах Российской Федерации» утверждено Положение о государственных наградах РФ (далее — Положение), в котором дан исчерпывающий перечень орденов, медалей, почетных званий и иных государственных наград РФ, определены их статуты, положения и описание.

Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.

Государственными наградами РФ являются:

звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

2. Пункт 19 Положения запрещает незаконное приобретение или сбыт государственных наград, учреждение и производство знаков, имеющих аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами, а также ношение орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям, лент орденов и медалей на планках лицами, не имеющими на то права.

Указанные действия влекут за собой ответственность, установленную законодательством РФ. Юридическая ответственность подразделяется на уголовную и административную.

Незаконные приобретение или сбыт государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, а также их подделка, изготовление или сбыт рассматриваются как уголовные преступления и наказываются в соответствии с УК РФ (ст.324 и 327).

3. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с учреждением, изготовлением и ношением государственных наград.

4. Административная ответственность, предусмотренная комментируемой статьей, наступает за ношение орденов, медалей, нагрудных знаков к почетным званиям, знаков отличия, орденских лент и лент медалей на планках лицами, не имеющими на это права (ч.1); учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами (ч.2).

Объективная сторона правонарушения характеризуется действием, так как незаконное ношение, учреждение или изготовление государственных наград может совершаться только путем активных действий.

5. Субъектами данного правонарушения могут быть как физические, так и должностные лица. Часть 1 рассматриваемой статьи в качестве субъекта подразумевает физическое лицо, хотя прямо об этом не говорится. Часть 2 ст.17.11 к субъектам административного правонарушения относит граждан и должностных лиц.

6. Субъективная сторона выражается в форме умысла, поскольку лицо, совершающее данное правонарушение, сознает противоправный характер своего действия, предвидит его вредные последствия и желает их наступления либо сознательно их допускает, а может и безразлично к ним относиться. Правонарушитель понимает, что не имеет законного права носить, учреждать или изготавливать государственные награды, но тем не менее совершает такие действия.