«Двуглавая система» местного самоуправления отменяется во всей Нижегородской области

«Двуглавая система» местного самоуправления отменяется во всей Нижегородской области за исключением Нижнего Новгорода и Сарова. Об этом сообщает пресс-служба ЗС НО.

26 мая на заседании Законодательного Собрания депутаты приняли в двух чтениях изменения в закон «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Нижегородской области».

Из первоначального проекта закона, внесенного еще в 2015 году в региональный парламент председателем комитета по вопросам государственной власти области и местного самоуправления Валерием Осокиным (фракция «Единая Россия»), по предложению правительства были исключены положения, касающиеся отмены «двуглавой системы» в Нижнем Новгороде. Таким образом, «двуглавая система» местного самоуправления отменяется во всей Нижегородской области за исключением Нижнего Новгорода и Сарова.

Теперь главы муниципальных образований муниципальных районов и городских округов будут избираться представительным органом по результатам проведенного конкурса и возглавлять местную администрацию. Правом выдвижения участников конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района, городского округа Нижегородской области обладают губернатор, депутатские объединения (фракции) в представительном органе муниципального МСУ, депутаты представительного органа численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов, политические партии, иные общественные объединения. Общее число членов конкурсной комиссии устанавливается представительным органом местного самоуправления. Половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, другая половина — губернатором Нижегородской области. На голосование депутатов Земских собраний, Советов депутатов и городских Дум по итогам рассмотрения комиссией должно быть представлено не менее двух зарегистрированных кандидатов. В закрытом административно-территориальном образовании Сарове в соответствии с федеральным законодательством сохраняется прежняя система формирования органов МСУ.

«Ассоциация представительных органов муниципальных районов и городских округов в Нижегородской области, Совет муниципальных образований региона поддерживают внесение данных изменений. К сожалению, „двуглавая система“ не оправдала возложенных на нее ожиданий. Уже более 40 регионов России перешли на систему избрания глав муниципальных образований по конкурсу. Это расширяет круг претендентов — участвовать в конкурсе смогут не только депутаты Земских собраний и городских Дум, но и любой соответствующий требованиям законодательства гражданин. При этой схеме должность главы МСУ и главы администрации совмещаются, а из числа депутатов избирается председатель Думы или Земского собрания. Правительство региона внесло поправку, исключающую применение положений закона в областном центре, поскольку Нижний Новгород имеет особый статус и является столицей Приволжского федерального округа. Поэтому возможность смены системы МСУ в Нижнем Новгороде — это вопрос на перспективу. Мы будем обсуждать его вместе с правительством области, городской Думой», — подчеркнул Валерий Осокин.

«Изменение законодательства о местном самоуправлении позволит исключить возможность столкновений между главой местного самоуправления и главой администрации, более оперативно и качественно принимать необходимые решения на территориях. При существующей „двуглавой системе“ большое значение приобрел человеческий фактор: если два человека не нашли между собой общего языка, то страдают из-за этого все жители района. Не должно влиять настроение одного или двух людей на жизнедеятельность района, необходима жесткая вертикаль власти», — считает председатель Совета муниципальных образований Нижегородской области, глава местного самоуправления Павловского района — председатель земского Собрания Виктор Куренков.

«Нет никаких сомнений, что необходимо возвращать наиболее ответственную и эффективную „одноглавую систему“ управления в районах. Конфликты между главами администраций и главами МСУ возможны в каждом районе, поэтому необходимо, чтобы на местах работал и отвечал за все один руководитель», — отметил глава местного самоуправления Починковского района — председатель земского Собрания Виктор Бацин.

1708

Двуглавая система управления МСУ будет отменена?

В Законодательном собрании состоялось внеочередное заседание комитета по вопросам государственной власти области и местного самоуправления. Основной темой стало изменение порядка избрания глав МСУ, внесённое депутатом Валерием Осокиным. Большинством голосов депутаты профильного комитета поддержали предложение объединить функции главы города и главы администрации в одних руках.

Вопрос внесён в повестку дня Законодательного собрания и рекомендован комитетом для рассмотрения в двух чтениях.

– Данный законопроект я внёс осознанно, понимая, что если не предложить его сейчас, то мы будем жить по старой системе ещё пять лет, – рассказал Валерий Осокин. – В ходе общения с главами муниципалитетов и администраций во время многочисленных посещений районов области я убедился, что они поддерживают изменение «двуглавой» системы местного самоуправления. Жителям области будет понятнее, если руководить местной администрацией, решать вопросы местного уровня и нести ответственность за принимаемые решения будет один человек. Считаю, что моя инициатива найдёт поддержку на заседании Законодательного собрания.

– Многие говорят, что принятие этого закона может повлиять на предвыборную кампанию, – высказал мнение Виктор Куренков, глава МСУ Павловского района, председатель Совета муниципальных образований Нижегородской области. – Как известно, выборы у нас через две недели, и этот законопроект никак не может повлиять на кандидатов в депутаты. К сожалению, система, которая существует сейчас, способствует созданию конфликтных ситуаций во многих городах и районах области. Многие сегодня задают вопросы об изменении Устава. Просто сейчас необходимо отработать механизм внесения поправок с прокуратурой и министерством юстиций. Для нас главными являются законы РФ и принятые Законодательным собранием области. Это позволяет более оперативно и чётко выполнять задачи, стоящие перед нами. Считаю, хозяином в районе или городе должен быть один ответственный человек! От имени глав МСУ, входящих в Ассоциацию, я «за» принятие данного закона.

– Проект закона юридически безупречен и нет никаких препятствий к его рассмотрению, – отметил Дмитрий Бедняков, мэр Нижнего Новгорода в 1991-1994 гг., председатель Законодательного собрания области в 2001-2002 гг. – Проблема понятна. Спекуляции на тему «надо – не надо» принимать законопроект, неуместны. Общественное обсуждение, безусловно, важно, но это не отменяет полномочий Законодательного собрания – это его компетенция! Депутаты вправе изменить действующую систему избрания главы муниципального образования.

– Сегодняшняя дискуссия прошла конструктивно, — отметил председатель Заксобрания Евгений Лебедев. – Обсуждаемый вопрос вызван необходимостью решить проблему, с которой столкнулся наш регион, перейдя на двуглавую систему местного самоуправления. В своё время депутаты, голосуя за неё, ожидали, что будет создана надёжная система противовесов, позволяющая территориям развиваться наиболее эффективно. К сожалению, такая модель власти не оправдала себя. 48 глав местного самоуправления уже высказались в пользу поддержки инициативы Валерия Осокина.

Мария Светлова. Фото Анастасии Макарычевой

Двуглавая система МСУ отменена в Нижегородской области

26 мая законодательное собрание приняло в двух чтениях изменения в закон «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Нижегородской области», о чем сообщила пресс-служба заксобрания.

Согласно обнародованной информации, из первоначального проекта закона, внесенного еще в 2015 году в региональный парламент председателем комитета по вопросам государственной власти области и местного самоуправления Валерием Осокиным (фракция «Единая Россия») были исключены положения, касающиеся отмены «двуглавой системы» в Нижнем Новгороде. В закрытом административно-территориальном образовании Сарове в соответствии с федеральным законодательством также сохраняется прежняя система формирования органов МСУ.

Поясняется, что теперь главы муниципальных образований муниципальных районов и городских округов будут избираться представительным органом по результатам проведенного конкурса и возглавлять местную администрацию. Правом выдвижения кандидатур на должность главы муниципального района, городского округа Нижегородской области наделили губернатора, депутатские объединения (фракции) в представительном органе МСУ, депутаты представительного органа численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов, политические партии, иные общественные объединения.

Общее число членов конкурсной комиссии будет устанавливаться представительным органом местного самоуправления. Половину членов конкурсной комиссии назначит представительный орган соответствующего муниципального образования, другую – губернатор Нижегородской области. На голосование депутатов земских собраний, советов депутатов и городских дум по итогам работы комиссии должны быть представлены не менее двух зарегистрированных кандидатов.

«К сожалению, «двуглавая система» не оправдала возложенных на нее ожиданий. Уже более 40 регионов России перешли на систему избрания глав муниципальных образований по конкурсу. Это расширяет круг претендентов – участвовать в конкурсе смогут не только депутаты земских собраний и городских дум, но и любой соответствующий требованиям законодательства гражданин. При этой схеме должность главы МСУ и главы администрации совмещаются, а из числа депутатов избирается председатель думы или земского собрания. Правительство региона внесло поправку, исключающую применение положений закона в областном центре, поскольку Нижний Новгород имеет особый статус и является столицей Приволжского федерального округа. Поэтому возможность смены системы МСУ в Нижнем Новгороде – это вопрос на перспективу. Мы будем обсуждать его вместе с правительством области, городской Думой», — цитирует пресс-служба инициатора законопроекта Валерия Осокина.

«Дву­гла­вая» си­сте­ма вла­сти в му­ни­ци­па­ли­те­тах не оправ­да­ла се­бя — Ле­бе­дев

«Я полагаю, что после принятия закона о новом порядке избрания глав муниципалитетов мы шаг за шагом подойдем к всенародным выборам главы города», — заявил журналистам председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев, комментируя законопроект «О внесении изменений в закон «Об отдельных вопросах организации МСУ».

«Сегодняшняя дискуссия прошла конструктивно. Обсуждаемый вопрос вызван необходимостью решить проблему, с которой столкнулся наш регион, перейдя на двуглавую систему местного самоуправления. В свое время депутаты, голосуя за нее, ожидали, что будет создана надежная и эффективная система противовесов, позволяющая территориям развиваться наиболее эффективно. К сожалению, такая модель власти не оправдала себя.

Глава местного самоуправления, наделенный полномочиями, в силу личных характеристик иногда проигрывает главе администрации, человеку нанятому. Этот конфликт можно убрать только одним способом — устранить систему „двуглавой“ власти. Если один человек берет на себя ответственность формировать стратегию развития территории, реализовать эту стратегию, уже не получится перекладывать ее на кого-то другого. Нам это сегодня представляется если не панацеей, то решением проблемы. Я думаю, что шаг за шагом мы подойдем к всенародному избранию главы города», — отметил Лебедев.

Напомним, что законопроект, внесенный в Законодательное собрание Нижегородской области председателем комитета по вопросам государственной власти области и местного самоуправления регионального Заксобрания Валерием Осокиным, предлагает «новый» способ избрания главы муниципального образования — городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В этом случае глава муниципального образования будет возглавлять и местную администрацию. Предполагается, что изменения будут применяться к правоотношениям, возникающим после проведения выборов 13 сентября 2015 года.

Ранее президиум ассоциации Совета муниципальных образований региона одобрил внесение изменений в проект закона «Об отдельных вопросах организации МСУ». Решение об одобрении проекта закона принято всеми присутствовавшими на заседании членами президиума.

Обсуждаем: двуглавая система управления Вологдой

В Вологде хотят внедрить двуглавую систему управления городом. Глава города будет возглавлять гордуму и решать политические вопросы, а сити-менеджер — заниматься хозяйственным управлением. «Закон о сити-менеджерах», вызывающий массу вопросов и сомнений, в начале октября был внесён на рассмотрение в законодательное собрание области. Что вы об этом думаете?

Чем именно будет заниматься сити-менеджер, из закона непонятно. Статья об этом вышла в газете «Премьер». Вот некоторые мнения:

* Депутат Госдумы Вячеслав Позгалёв:

— Представленный закон носит половинчатый характер, формулировки нечеткие, непонятна также миссия главы муниципального образования, процедура его выборов, а главное, круг полномочий. В федеральном законе четко прописаны четыре варианта выбора высшего должностного лица органа местного самоуправления. Я сам всегда был на стороне прямого тайного голосования, так как считаю, что именно этот вариант в полной мере отражает смысл местного самоуправления: всенародно избранный глава будет подотчетен местному населению и сможет отстаивать интересы своих избирателей более эффективно.

* Председатель государственно-правового комитета ЗСО Владимир Буланов:

— Федеральный закон лишь подразумевает сохранение тех органов власти, которые работают эффективно. А проект губернатора предполагает изменить систему власти везде. На мой взгляд, однообразие может дать какой-то комфорт и удобство, но за основу надо брать результаты, которые дают те или иные формы за последние годы работы. Проект бюджета должен быть внесён в ЗСО 1 ноября и времени для раскачки и размышлений не осталось.

* Один из соавторов проекта «закона о сити-менеджерах» вологодский депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Каргинов:

— К третьему чтению инициатива претерпела изменения до полной неузнаваемости. Вышло половинчатое решение. Всё было отдано на откуп регионам. Я считаю, что делать реформу на отдельно взятых территориях нецелесообразно, нужно было вводить единую для всех систему.

— Изначально подразумевалось создание финансовой базы для этой реформы, ведь у муниципалитетов нет денег для функционирования в том виде, в каком это заложено в реформу. Государство этого финансирования не предоставило. В Минфине мне сообщили, что централизация бюджетной системы к 2017 году должна дойти до 70%. Это тем более не позволит эффективно ввести этот институт.

— Вторая проблема – это кадровый потенциал. Надо начинать эту реформу с изменений в маленьких сельских поселениях и именно там вводить эти формы, именно там выращивать кадры.

— Третий фактор – это внешние геополитические угрозы для России. Менять на ходу систему управления и кадры губительно для экономики всей страны, но и для любой её территории в отдельности. Любой новый человек вынужден будет вновь подбирать команду, вникать в дела, налаживать контакты с вышестоящими органами власти, чтобы получать должную ресурсную поддержку. Но таких людей очень мало. Это при том, что на такие места должна быть серьёзная конкуренция профессионалов, должен быть резерв.

— Многие опасаются, что уже в следующем году могут быть объявлены перевыборы во все местные органы власти в регионе. Этого нельзя допустить, ведь на это нет денег, да и люди устали от этого. Сейчас федеральный бюджет будет трещать по швам, не будет денег ни на какую реформу. Когда эта реформа пройдёт, возможно, ничто вообще не будет работать.

* Бывший председатель Вологодской городской Думы Александр Лукичев:

— Мое отношение к этому резко отрицательное. Реальная финансовая экономическая власть будет у мэров, которые будут называться сити-менеджерами, и в назначении которых губернатор будет играть главную роль. При этом, необходимо вспомнить, что на протяжении последних 5-7 лет полномочия депутатов в значительной количестве были переданы главам исполнительной власти. Если вспомнить о новом принципе формирования представительных органов власти районов, то можно говорить о прямом губернаторском управлении городами и районами власти.

— Ближайшие последствия реформы — ещё более сильное падение интереса местных жителей к муниципальной власти. Наши область и город и так бьют рекорды по явке на выборы, но после отмены выборов мэров, глав исполнительной власти доверие к ним окончательно упадет и власть будет гордиться даже 10-процентной явкой избирателей. Это мина замедленного действия. К уродливой партийной системе, отсутствию политической конкуренции прибавляется невозможность населения хоть как-то влиять на местную власть.

— Чиновники, ратующие за этот закон, говорят, что он приближает власть к народу. Но по факту ровно наоборот. Резко будут сокращены полномочия сельской власти. Но самое печальное, что за попыткой отнять у муниципалитетов реальные права на управление территориями, а значит забрать имеющиеся ресурсы, не вспоминается главная задача государственной власти по отношению к МСУ – обеспечить в полной мере всеми необходимыми возможностями, в первую очередь финансовыми, для выполнения ими возложенных полномочий

* Экс-глава города Алексей Якуничев:

— Нынешняя система управления – результат многолетней эволюции, проб и ошибой, более того – была принята на городском референдуме. Новая носит умозрительный и надуманный характер. Никакой реальной необходимости в ее внедрении просто нет.

— Идея с сити-менеджерами была опробована во многих уральских городах и ее результаты не радуют успехами. Особенно когда возникает конфликт между двумя управленцами.

— Новая система практически убивает местное самоуправление, окончательно отбивает интерес к выборам. Все реальные рычаги управления городом переходят к областной администрации, чье влияние при назначении сити-менеджера будет носить решающий характер.

— Новая система неизбежно приведет к разрастанию чиновнического аппарата и дублированию функций.

— Раз нынешний устав был принят на референдуме, то и столь кардинальное его изменение тоже должно пройти через общегородской референдум.

* Член Вологодского регионального совета «Партии Прогресса» Лариса Трубицина:

— Заявленная государством оптимизация расходов происходит только в социальной сфере, а во власти и самоуправлении наоборот, растет число центров принятия решений, увеличивая и административную, и налоговую, и коррупционную нагрузку.

* Алексей Плеханов, замглавы администрации Вологодской области, первый заместитель губернатора Вологодской области с 1996 по 2005 годы:

— В этом нет никакой необходимости. Я считаю, что муниципалитеты сами должны решать, нужен им сити-менеджер или нет. Когда заходит речь о расширении прав муниципалитетов, то должно подразумеваться, что они сами должны думать о структуре своей администрации.

— Глава Вологды за время своей работы познакомился с городом – это ведь сложное хозяйство. И сегодня он знает что, как и каким образом делать. Сегодня мы вводим институт сити-менеджеров. Но реформа приведёт к кадровой чехарде. Каждая перемена руководителя означает кадровые перестановки. Нам же нужна стабильность и эффективная работа. А она возможна только с практикой и опытом, которые нарабатываются годами.

По итогам опроса в программе Повестка дня на радио «Премьер» вологжане на вопрос «Нужно ли вводить новую систему управления Вологдой?» ответили так (результаты голосования на 12.00 15 сентября):

— Нужно, ведь такая система работает во многих странах мира — 8,4%

— Нужно, чем больше начальников – тем лучше наша жизнь — 2,5%

— Нужно, только торопиться не стоит, необходимо сначала все хорошенько продумать — 7,8%

— Не нужно, чем больше начальников – тем хуже наша жизнь — 32,3%

— Не нужно – а то опять накосячим, потом придется переделывать — 11,8%

— А давайте еще третьего главу добавим – для комплекта! — 37,1%

Ждем ваших мнений в комментариях