Статья 798. Договоры об организации перевозок

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Комментарий к статье 798 Гражданского Кодекса РФ

1. Необходимость существования такого долгосрочного договора, как договор об организации перевозок грузов, связана с осуществлением систематических перевозок, когда перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Договор об организации перевозок грузов может иметь различные названия в зависимости от вида транспорта (годовой на автомобильном транспорте, навигационный на речном транспорте и др.), однако его цель состоит в том, чтобы связать стороны будущих перевозок общим обязательством. В ст. 118 КТМ упоминается «долгосрочный договор об организации морских перевозок грузов». В соответствии со ст. 10 УЖТ грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок, которые заключаются в письменной форме.

2. В договоре об организации перевозок могут быть определены формы конкретизации обязанностей по предъявлению груза и подаче транспортных средств, порядок расчетов и др. Здесь может быть, кроме того, определен лишь общий объем груза, подлежащего перевозке в течение обусловленного периода и установлены меры ответственности за невыполнение перевозок груза в этом объеме в целом по итогам обусловленного в договоре периода. Например, п. 1 ст. 68 КВВТ гласит: «Таким договором устанавливаются объем, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные не предусмотренные настоящим Кодексом и правилами перевозок грузов условия организации перевозок грузов».

Статья 798. Договоры об организации перевозок

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Комментарий к Ст. 798 ГК РФ

1. Договор об организации перевозок не имеет обязательного характера, но на практике всегда заключается при необходимости осуществления систематических перевозок и только в отношении перевозок грузов. Данный договор предусматривается в отдельных транспортных уставах и кодексах: в ст. 10 УЖТ; в ст. 118 КТМ РФ; в ст. 68 КВВТ РФ. Упоминается о возможности заключения договора об организации перевозок груза в ст. 8 УАТ РФ.

В ч. 2 комментируемой статьи содержится указание на права и обязанности сторон договора. Основное содержание договора сводится к тому, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы. Иные предписанные условия договора — объемы, сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов — дают основания считать, что из данного договора возникают вполне определенные права и обязанности сторон, касающиеся обязательств по подаче транспортных средств и по погрузке груза (ст. 791 ГК). Перечень условий договора не является исчерпывающим. Так, В.В. Витрянский указывает, что в договорах об организации перевозок могут детально и подробно регламентироваться порядок подачи заявки (заказа) на выделение транспортных средств; минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке ежемесячно (подекадно, ежесуточно); графики подачи транспортных средств, их типы (модели) и грузоподъемность; порядок погрузки (выгрузки); требования в отношении тары и упаковки предъявляемых грузов; порядок взвешивания отправляемых (прибывающих) грузов; сроки уведомления грузовладельца о прибытии или о подходе грузов, прибывающих в его адрес; виды механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работах; и другие условия .

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 339.

Договор об организации перевозок не избавляет стороны от необходимости заключать в установленном порядке договоры на подачу транспортных средств (и собственно договоры перевозки конкретной партии груза). Так, в соответствии с ч. 4 ст. 10 УЖТ РФ и п. 5 ст. 8 УАТ РФ, если между сторонами заключен договор об организации перевозок грузов, процедура предоставления перевозчиком транспортных средств все равно начинается с подачи грузовладельцем заявки. В соответствии со ст. 73 КВВТ РФ наличие договора об организации перевозок является предпосылкой для заключения договора перевозки конкретного груза, и в этом случае судно подается в соответствии с этим договором. В ст. 118 КТМ РФ, с одной стороны, утверждается, что перевозка конкретной партии груза осуществляется по договору морской перевозки, который заключается в соответствии с долгосрочным договором об организации перевозок, но, с другой стороны, указывается, что стороны могут своим соглашением установить совершенно иные условия перевозки конкретного груза. Как отмечает В.В. Витрянский, «долгосрочный договор об организации морских перевозок не носит для его сторон обязательного характера, а, следовательно, утрачивает признаки гражданско-правового договора и выглядит как некий протокол о намерениях» .

Таким образом, договор об организации перевозок нельзя рассматривать как предварительный договор, поскольку его содержание не сводится к обязанности заключения в будущем собственно договора перевозки или иных транспортных договоров.

2. Правовая природа договора об организации перевозок представляется спорной. Является ли данный договор действительно только «протоколом о намерениях» или устанавливает конкретные обязанности сторон, опосредуя заключение договора перевозки конкретной партии груза на заранее согласованных условиях? Согласно наиболее распространенной точке зрения договор об организации перевозок относится к организационным договорам. Современная доктрина трактует организационный (рамочный) договор как действующий гражданско-правовой договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами при заключении отдельных договоров на основании или во исполнение рамочного договора .

———————————
См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. М.: Статут, 2009. С. 122 — 123.

С этой точки зрения договор об организации перевозок — это организационный договор, устанавливающий для одной стороны (грузовладельца) предпосылки и порядок предъявления грузов в обусловленном объеме к перевозке, а для другой стороны (перевозчика) — предпосылки и порядок предоставления в установленном объеме транспортных средств и приема грузов к перевозке в установленные сроки. Договор является двусторонним и консенсуальным. Поскольку договор устанавливает обязанности неимущественного характера (является организационным), следует квалифицировать его как безвозмездный.

В то же время существует другой взгляд на значение договора об организации перевозок. По мнению В.В. Витрянского, «с точки зрения интересов сторон (грузоотправителя и перевозчика), целей заключения договоров и их роли договор об организации перевозок стоит несоизмеримо выше, нежели договор перевозки конкретного груза, который по своему правовому значению представляет собой лишь облеченные в договорную форму действия сторон по исполнению договора об организации перевозок грузов» (т.е. «именно реальный договор перевозки конкретного груза служит средством выполнения обязательств сторон, вытекающих из договора об организации перевозок») . В связи с этим В.В. Витрянский предлагает даже различать реальный договор собственно перевозки конкретного груза и консенсуальный договор перевозки груза — договор об организации перевозок . Но, очевидно, для реализации подобного предложения необходимо внесение изменений в законодательство.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 256 — 257.

См.: Витрянский В.В. Некоторые итоги кодификации правовых норм о гражданско-правовом договоре. С. 132.

Ст 798 гк рф

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 798 ГК РФ. Договоры об организации перевозок

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 798 ГК РФ. Договоры об организации перевозок

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 2 в действующей редакции

Комментарии к статье 798 ГК РФ, судебная практика применения:

Разъяснения о некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции см. в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26

Статья 798 ГК РФ. Договоры об организации перевозок

Новая редакция Ст. 798 ГК РФ

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Комментарий к Ст. 798 ГК РФ

1. Рассматриваемый договор, являющийся, по существу, договором организационным, близок к особого рода предварительным соглашениям, поскольку, имея собственный предмет и содержание, все же не определяет каких-либо условий конкретной перевозки, перенося их в дальнейшие будущие соглашения сторон, развивающие и конкретизирующие ранее заключенный договор об организации перевозок.

Значение такого договора заключается в определенной стабильности отношений грузоотправителя и перевозчика, позволяющей уменьшить имущественные потери сторон, спланировать экономическую и организационную сферы предпринимательской деятельности. Заключение подобного договора подчеркивает длительные (долгосрочные), устоявшиеся хозяйственные связи сторон, постоянную и взаимную имущественную выгоду.

2. Договор об организации перевозок грузов носит длящийся характер, по юридической сущности является:

Договоры об организации перевозки требуют письменной формы.

3. Предмет. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Отсутствие между сторонами долгосрочного договора на организацию перевозок грузов не освобождает их от принятых на себя обязательств по договору перевозки грузов, оформленному железнодорожной транспортной накладной, в том числе по уплате провозных платежей (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 5913/05).

Другой комментарий к Ст. 798 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Договор об организации перевозок направлен на планирование сторонами отношений, связанных с перевозкой груза в течение определенного периода времени. Согласно этому договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель — предъявлять груз в согласованные сроки и в согласованном объеме для перевозки. Договор об организации перевозок — двусторонне обязывающий, консенсуальный, возмездный. Порядок заключения и условия договоров об организации перевозок регулируются также транспортными уставами и кодексами (ст. 10 УЖТ, ст. 68 КВВТ, ст. 118 КТМ).

Договоры об организации перевозок обычно заключаются при необходимости систематической отправки однородных грузов на схожих условиях. Вместе с тем наличие длительных договорных связей сторон не обязывает их к заключению такого договора.

2. Не все условия, перечисленные в ч. 2 ст. 798, следует признать существенными для договора об организации перевозок. К существенным можно отнести только условия о виде и объеме груза, подлежащего перевозке, сроках подачи транспортных средств и предъявления груза к перевозке. Отсутствие этих условий влечет признание договора незаключенным. Что касается условий о расчетах, порядке подачи транспортных средств, то они могут быть определены в конкретном договоре перевозки либо исходя из установленных перевозчиком или нормативными актами правил перевозки, а при отсутствии таковых — в соответствии с обычаями делового оборота.

3. Комментируемая статья не содержит требований к форме договора об организации перевозок. Иногда указание на необходимость письменной формы присутствует в транспортном законодательстве (ст. 10 УЖТ). При отсутствии специальных норм применяются положения гл. 9 ГК. Обычно одной из сторон договора является юридическое лицо. Кроме того, перевозка нескольких партий груза подразумевает их значительную стоимость и исполнение в течение определенного периода времени, поэтому рассматриваемый договор должен заключаться в письменной форме (ст. 161 ГК РФ).

Хотя договор об организации перевозок создает обязательство по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке, его наличие не исключает необходимости оформления документов, предусмотренных транспортным законодательством, в отношении каждой партии груза. Так, на железнодорожном транспорте на основании данного договора грузоотправитель должен представлять перевозчику заявки на перевозку каждой партии груза (ст. 10 УЖТ).

4. Договор об организации перевозок создает обязанность по заключению в установленные в нем сроки отдельных договоров перевозки груза. Условия перевозок грузов, согласованные в долгосрочном договоре об организации перевозок грузов, считаются включенными в договор перевозки отдельной партии груза, если стороны не достигли соглашения об ином.

Если условия договора перевозки груза противоречат условиям долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, применяются условия договора перевозки груза.

5. Договор об организации перевозок грузов нельзя квалифицировать как предварительный (ст. 429 ГК РФ). Предварительный договор — соглашение, по которому стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. В предварительном договоре указывается срок заключения основного договора. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора. Хотя договор об организации перевозок может служить основанием для заключения в дальнейшем отдельных договоров перевозки, в отличие от предварительного договора он определяет отношения сторон, предшествующие заключению договора перевозки груза и связанные с предъявлением и принятием груза к перевозке.

Статья 798 ГК РФ. Договоры об организации перевозок

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Комментарии к ст. 798 ГК РФ

1. Заключение договоров об организации перевозок при значительном объеме грузооборота и систематичности перевозок предусмотрено в большинстве транспортных уставов и кодексов (ст. 60 УВВТ, ст. 107 КТМ, ст. 85 ВК, ст. 36 УАТ). На внутреннем водном транспорте такой договор именуется навигационным. Однако транспортные уставы и кодексы определяют содержание названного договора в общей форме, за исключением ст. 36 УАТ, где по этому вопросу установлен ряд норм, дополняемых в правилах перевозок.

2. Согласно ст. 798 договоры об организации перевозок грузов могут заключаться на всех видах транспорта, в том числе при осуществлении перевозок смешанного сообщения, причем характеристика назначения и примерного содержания такого договора в ст. 798 является более полной, нежели в действующем транспортном законодательстве.

3. Договор об организации перевозок не является договором перевозки и ввиду его значительных особенностей должен подчиняться, поскольку стороны не определили его условий, нормам общей части обязательственного права (раздел III ГК).