Хозяйственные суды Беларуси начали принимать документы в электронном виде

Хозяйственные суды Беларуси начали принимать документы в электронном виде. Об этом сообщил сегодня журналистам председатель Высшего хозяйственного суда Виктор Каменков, передает корреспондент БЕЛТА.

Возможность предоставлять в хозяйственные суды документы в электронном виде предусмотрена законом «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства». Он вступает в силу с 31 января. Но уже сейчас, по словам председателя ВХС, хозяйственные суды начали принимать документы в электронном виде.

Пока остается обязательным требование наряду с электронным вариантом предоставлять судам и бумажный документ. Они будут существовать параллельно, постепенно произойдет переход на электронную форму общения судов и заявителей. «В будущем через сайт суда можно будет подать исковое заявление без подтверждения его на бумажном носителе», — отметил Виктор Каменков.

В качестве примера председатель ВХС привел российский опыт, где в судах при получении бумажных заявлений от граждан сотрудник канцелярии суда тут же делает электронную копию (например, сканирует). Таким образом, сразу начинает формироваться электронное дело, и судья получает все материалы для изучения в электронном виде.

Хозяйственные суды Республики Беларусь и их должностные лица

Конституция гарантирует каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ст. 60). При этом система судов должна строиться на принципах территориальности и специализации (ст. 109).

В нашей стране, как и во многих других, законодатель­ством предусмотрено несколько форм защиты прав и за­конных интересов юридических и физических лиц. В част­ности, в ст. 10 ГК указывается, что защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством (в предусмотренных законодательством случаях подве­домственность может быть определена договором). За­щита гражданских прав в административном порядке осу­ществляется лишь в случаях, предусмотренных законода­тельством. Решение, принятое в административном поряд­ке, может быть обжаловано в соответствующий суд.

История специализированных судов уходит в глубо­кую древность: были такие суды во времена Киевской Ру­си и Древнего Новгорода.

Первую попытку создать постоянно действующий суд для купечества в 1667 г. предпринял царь Алексей Михай­лович, а с 1721 г. при Петре I уже появился Главный маги­страт, судивший торговые дела.

Именным Указом императора Николая I от 14 мая 1832 г. были учреждены коммерческие суды и Устав их су­допроизводства. Коммерческие суды состояли из предсе­дателя, его заместителя, назначавшихся и увольнявшихся указами императора, и судей. Кроме того, при коммерчес­ком суде состояли присяжные попечители по делам несо­стоятельности и присяжные стряпчие. К компетенции коммерческого суда были отнесены все споры и иски по торговым оборотам, по векселям, договорам и обязатель­ствам, а также все дела о торговой несостоятельности. При этом торговыми оборотами признавались все виды торговли оптовой, розничной и мелкой; торговля фабрич­ная, заводская, лавочная, магазинная и т.п.; торговая про­мышленность по строительству, приобретению, ремонту и найму кораблей и купеческих судов; дела по закупке, продаже, перевозке и поставкам товаров (комиссионные, экспедиционные и маклерские дела); денежные переводы на российские и иностранные города, дела вексельные и банкирские.

После Октябрьской революции 1917 г. и на протяже­нии более 70 лет экономические споры рассматривались различными органами.

В годы Гражданской войны, в период военного комму­низма действовал административный порядок разрешения хозяйственных споров, а судебные споры между казенны­ми учреждениями не допускались1.

С развитием экономических отношений возникла не­обходимость в создании специальных органов по разреше­нию споров между государственными предприятиями и организациями. Такими специальными органами эконо­мической юрисдикции стали арбитражные комиссии. Для разрешения различных категорий имущественных споров были созданы: Высшая Арбитражная комиссия, Арбит­ражная комиссия Высшего Совета народного хозяйства, арбитражные комиссии бирж, арбитражная комиссия Го­сударственной хлебной инспекции2. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г. было утверж­дено Положение о порядке разрешения имущественных споров между госучреждениями и предприятиями3. 15 но­ября 1922 г. Экономическое совещание БССР распростра­нило действие этого Положения на территорию Беларуси со следующими изменениями: Высшей Арбитражной ко­миссией в БССР являлось Экономическое совещание, ко­торое для каждого заседания избирало из своего состава председателя и двух членов комиссии4.

Арбитражные комиссии впервые возникли в Россий­ской Федерации, затем — в других союзных республиках. Основные правовые документы, касающиеся вопросов их организации и деятельности, имели российское происхож­дение, а впоследствии специальными указами либо в ином порядке распространяли свое действие на территорию других республик Союза ССР. На практике установилось, что высшие органы государственной власти и управления РСФСР выполняли роль своеобразных общефедеральных органов.

Поэтому неудивительно, что деятельность и структура арбитражных комиссий в Беларуси, возникших в феврале 1923 г., практически не отличалась от деятельности и структуры российских арбитражных комиссий. В состав Арбитражной комиссии при Экономическом совещании БССР, организованной 31 января 1923 г., входили народ­ный комиссар по финансам, уполномоченный народного комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции и др.

Арбитражные комиссии рассматривали следующие споры:

о признании неплатежеспособными и ликвидации государственных предприятий;

имущественные споры объединений потребительской кооперации с государственными учреждениями и хозяйст­венными органами;

имущественные споры местных госучреждений и предприятий с железной дорогой;

споры, касающиеся земель, находящихся в пределах го­родской черты, за исключением споров о землеустройстве;

имущественные споры со смешанными акционерными обществами и споры между собой.

Не подлежали рассмотрению в арбитражных комисси­ях следующие категории споров:

споры между предприятиями и учреждениями одного и того же ведомства;

споры, в которых стороной являлся Государственный банк или Госстрах;

споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а так­же споры по почтовой пересылке;

иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа за пользование коммунальными услугами (телефо­ном, электричеством, водопроводом) и помещениями; имущественные споры профсоюзов и партийных орга­низаций с государственными учреждениями и предприяти­ями;

имущественные споры государственных учреждений и предприятий с организациями частного характера и част­ными лицами1.

При разрешении конкретных споров арбитражные ко­миссии нередко отдавали приоритет распоряжениям госу­дарственных органов, а не нормам гражданского законо­дательства, государственной целесообразности, а не за­конности и обоснованности.

В то же время для процедуры рассмотрения споров ар­битражными комиссиями были присущи такие принципы, как публичность, состязательность, обязательность при­нятых решений, право на особое мнение, право обжалова­ния принятых решений и др. Нередко арбитражные ко­миссии выполняли функции законодательного органа, по­скольку формулировали новые нормы права и толковали отдельные правовые понятия в издаваемых актах.

Количество дел, рассматриваемых арбитражными ко­миссиями, не было значительным. Например, за 1923 г. Арбитражная комиссия при Экономическом совещании БССР рассмотрела 80 споров, за 1927 г. — 256, за 1928 г. -1282.

Следующим этапом в развитии специальных органов экономической юрисдикции Беларуси стал период созда­ния и становления государственных и ведомственных ар­битражей.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 4 марта 1931 г. арбитражные комиссии были упразднены3, в том числе на территории Беларуси. А постановлением того же органа от 3 мая 1931 г. было утверждено Положение о государст­венном арбитраже4. Положение исключало из компетен­ции государственного арбитража споры между хозяйственными органами одного ведомства, чем было положено начало созданию ведомственных арбитражей.

В послевоенные годы стала проявляться тенденция увеличения числа государственных арбитражей, в том числе на территории Беларуси, где к 1947 г. их было 131.

Период 50-х гг. XX ст. примечателен для истории орга­нов государственного арбитража попыткой ввести их в си­стему Министерства юстиции СССР (в марте 1953 г. орга­ны государственного арбитража были переданы в состав этого министерства, а в июне 1954 г. — выведены из него и подчинены Совету Министров).

В 1960 г. отменено Положение о государственном ар­битраже 1931 г. и утверждено новое Положение о государ­ственном арбитраже при Совете Министров СССР2. А 8 декабря 1961 г. были приняты Основы гражданского зако­нодательства Союза ССР и союзных республик, в ст. 6 ко­торых говорилось, что защита гражданских прав осуще­ствляется в установленном порядке судом, арбитражем или третейским судом3-

В августе 1970 г. Совет Министров СССР принял по­становление «О повышении роли органов государствен­ного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве», в котором отмечалось, что арбит­раж должен содействовать повышению эффективности общественного производства, рационализации хозяйст­венных связей, укреплению хозяйственного расчета, уси­лению роли договора в хозяйственных отношениях.

В 1974 г. Совет Министров СССР принял постановле­ние «О дальнейшем совершенствовании организации и де­ятельности органов Государственного арбитража»5, кото­рым Государственный арбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено но­вое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. Соответственно и в нашей республике были приняты Положение о Государственном арбитраже при Совете министров БССР и Положение о государст­венном арбитраже при исполнительном комитете област­ного Совета депутатов трудящихся, утвержденные поста­новлением Совета Министров БССР 25 июня 1974 г.1.

Следующий этап развития государственного арбитра­жа связан с принятием Конституции СССР 1977 г. Арбит­раж был признан конституционным органом.

Организация и порядок деятельности органов государ­ственного арбитража определялись Законом «О Государ­ственном арбитраже в СССР». На основе этого Закона были приняты Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хо­зяйственных споров государственными арбитражами.

Система хозяйственных судов сменила систему госу­дарственного и ведомственных арбитражей. 5 июня 1991 г. Верховный Совет Белорусской ССР принял Закон Бело­русской ССР «О хозяйственном суде в Белорусской ССР». Одновременно были ликвидированы государствен­ный арбитраж и арбитражи министерств, государствен­ных комитетов и ведомств. Постановлением Верховного Совета Белорусской ССР о порядке введения в действие этого закона была утверждена структура Высшего Хозяй­ственного Суда (руководство: Председатель и его два за­местителя; судьи; отдел надзора, обобщения судебной практики и инструктирования; отдел систематизации за­конодательства и предупреждения нарушений законности в экономических отношениях; канцелярия). Была уста­новлена также общая штатная численность Высшего Хо­зяйственного Суда — 27 единиц (судей и специалистов) и шести хозяйственных судов областей (Брестской, Витеб­ской, Гомельской, Гродненской, Минской и Могилевской) -125 единиц. На судей хозяйственных судов были распространены Положение о квалификационных коллегиях судей и Положение о квалификационной аттестации судов Бе­лорусской ССР.

Процессуальной основой деятельности хозяйственных судов стал ХПК Белорусской ССР, также принятый Вер­ховным Советом Белорусской ССР 5 июня и введенный в действие с 1 июля 1991 г.

Принятие названных законов не означало простую замену арбитражей хозяйственными судами. Это был осознанный и обоснованный шаг законодателя по созданию самостоятельной ветви судебной власти. Такой шаг предо­пределялся новыми политическими и экономическими ус­ловиями развития государства, при которых основными регуляторами экономических отношений становились закон и договор. Необходимо было создать суды, которые с учетом положительного опыта, накопленного государст­венным арбитражем (оперативность рассмотрения спо­ров, специфика правоотношений, эффективное воздейст­вие на хозяйственные отношения, преемственность кад­ров и т.д.), на строгой процессуальной основе разрешали бы экономические споры, предоставляя при этом споря­щим сторонам равные возможности для защиты.

После принятия первого ХПК юридические и физиче­ские лица независимо от формы собственности и характе­ра деятельности, в том числе иностранные, действующие в сфере хозяйственных отношений, получили право в ус­тановленном порядке обратиться в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов. Субъекты предпринимательской деятельности (юридические лица и индивидуальные предприниматели) получили возможность защитить свои права не в административно подчиненном исполни­тельной власти органе, которым являлся государственный и ведомственный арбитраж, а в независимом органе пра­восудия — хозяйственном суде.

С вступлением в силу первого ХПК к компетенции хо­зяйственных судов были отнесены не только хозяйствен­ные споры, которые ранее рассматривались государствен­ными и ведомственными арбитражами, но и новые катего­рии дел, ранее не бывшие предметом рассмотрения ни ар­битражей, ни общих и третейских судов. К таким, в част­ности, относятся дела о признании недействительными ак­тов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству, и затрагивающие интересы субъектов хозяйствования, а также дела о признании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей экономически несостоятельными и банкротами.

К юрисдикции хозяйственных судов были отнесены также некоторые споры, ранее подведомственные общим судам. Это споры между колхозами, межколхозными, го­сударственно-колхозными предприятиями, организация­ми или их объединениями (как между собой, так и с други­ми субъектами хозяйствования), а также споры, возника­ющие из договоров перевозки грузов в прямом междуна­родном железнодорожном и воздушном сообщении между юридическими лицами (грузоотправителями и грузополу­чателями), с одной стороны, и органами транспорта — с другой. К подведомственности хозяйственных судов отне­сены также споры с участием иностранных субъектов предпринимательской деятельности и международных ор­ганизаций.

Концепция судебно-правовой реформы, утвержден­ная постановлением Верховного Совета Республики Бе­ларусь от 23 апреля 1992 г., предусмотрела в качестве ос­новных принципов необходимость расширения сферы су­дебной юрисдикции, децентрализацию судебной системы за счет функционального разделения организационных форм судебной власти, образования специализированных судов и судебных коллегий. Более того, Концепция судебно-правовой реформы предусмотрела возможность созда­ния хозяйственных судов в городах и районах. В дальней­шем это положение было закреплено и в Законе «О хо­зяйственном суде в Белорусской ССР».

В декабре 1992 г. в развитие Концепции судебно-пра­вовой реформы был принят закон, дополнивший закон о хозяйственном суде нормой о возможности создания в си­стеме хозяйственных судов специализированных судов.

В марте и декабре 1993г. ХПК1991 г. дополнен многи­ми принципиально новыми нормами. Хозяйственному су­ду предоставлено право возбуждать дела по собственной инициативе, он вправе руководствоваться в своей деятель­ности наряду с национальным законодательством между­народными договорами Республики Беларусь. Высшему Хозяйственному Суду предоставлено право в пределах подведомственности споров хозяйственным судам опреде­лять их подсудность.

Деятельность хозяйственных судов на начальном эта­пе сопровождалась определенными трудностями. В част­ности, сложность разрешаемых споров приводила к боль­шой нагрузке на судей хозяйственных судов. Однако орга­низационная, финансовая, кадровая и материально-техни­ческая помощь со стороны государства, а также усилия су­дей и специалистов хозяйственных судов позволили новой ветви судебной власти за сравнительно короткий срок на­чать эффективное функционирование.

В январе 1995г. Главой государства подписан приня­тый Верховным Советом Республики Беларусь Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Бе­ларусь». В нем подчеркивается, что судебная власть осу­ществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь (ст. 1). К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйст­венный Суд, хозяйственные суды областей и приравнен­ные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов. В системе хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегии, а в случаях, предусмот­ренных законами, могут быть образованы специализиро­ванные суды.

В развитие норм ХПК 1991г. компетенция хозяйст­венных судов была уточнена совместным постановле­нием Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Хо­зяйственного Суда от 23 марта 1995 г. № 2/7 «О разгра­ничении подведомственности дел между общими и хо­зяйственными судами»2. В нем были впервые сформули­рованы принципы определения подведомственности дел общим и хозяйственным судам (субъектный состав уча­стников и характер спорных правоотношений); приведен круг лиц, по чьим заявлениям хозяйственный суд возбуж­дает и рассматривает дела; дан примерный перечень спо­ров, относящихся к экономическим. В конечном итоге названное постановление пленумов способствовало реа­лизации конституционных гарантий на судебную защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства, правильному и единообразному примене­нию процессуального законодательства ветвями судеб­ной власти.

Дальнейшее развитие система хозяйственных судов получила в декретах и указах Президента Республики Бе­ларусь, итоговых документах Первого и Второго съездов судей Республики Беларусь, новых ХПК и Законе «О хо­зяйственных судах в Республике Беларусь», постановле­ниях Правительства и Пленума Высшего Хозяйственного Суда.

На состоявшемся 5 декабря 1997 г. Первом съезде су­дей Республики Беларусь Президент Республики Бела­русь А.Г. Лукашенко подчеркнул: «В условиях серьезных экономических неувязок, отсутствия достаточной право­вой базы значительно возрастает роль хозяйственного су­да — органа, который от имени государства призван обеспечить объективное разрешение спора, восстановить на­рушенные права субъекта экономических правоотноше­ний независимо от его формы собственности»1.

Постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 28 октября 1998 г. № 6 «Об образовании специали­зированных составов хозяйственных судов» предусмотре­но образовать в Высшем Хозяйственном Суде и хозяйст­венных судах областей специализированные составы су­дов по рассмотрению споров с участием налоговых орга­нов, а также специализированные составы по рассмотре­нию дел о банкротстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999) (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.).

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года.

Борико С.В. Судоустройство: Учебник. — Мн.: Амалфея, 2000.

Завадская Л.Н. Реализация судебных решений. М: Наука, 1982.

Мартинович И.И., Пастухов М.Н. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Минск, 1995.

Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. — Мн.: Амалфея, 2007 — 221с.

Практикум по хозяйственному процессу: Учебное методическое пособие / В.С. Каменков, С.В. Лунев, В.В. Жандаров, А.А. Гариовский: Под общ. ред. В.С. Каменкова. — Мн.: Амалфея, 2000. — 208 с.

Реформирование судебной системы Республики Беларусь. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 и Указам Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529, № 530.

Реформирование судебной системы Республики Беларусь. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 и Указам Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529, № 530.

С 1 января 2014 г. происходит объединение общих и хозяйственных судов в единую систему судов общей юрисдикции.

Начало объединению положено 29 ноября 2013 г. подписанием Президентом Республики Беларусь пакета законодательных актов:

● Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее – Декрет № 6);

● Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» (далее – Указ № 529);

● Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» (далее – Указ № 530).

1. Образуется система судов общей юрисдикции

Существовало две системы судов – общие суды и хозяйственные суды. Компетенция между судами разделялась в соответствии с установленной подведомственностью. Система общих судов возглавлялась Верховным Судом Республики Беларусь (далее – ВС), система хозяйственных судов – Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь (далее – ВХС) (ст. 5, 28, 59, 60 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).

С 1 января 2014 г. будет существовать единая система судов общей юрисдикции, которая объединит общие и хозяйственные суды, последние будут переименованы в экономические суды областей и г. Минска. ВХС присоединяется к ВС.

Вся система судов общей юрисдикции возглавляется ВС. В состав ВС входит судебная коллегия по экономическим делам ВС (п. 1 Декрета № 6).

За экономическими судами сохраняется компетенция хозяйственных судов; компетенция разделяется в рамках судов общей юрисдикции согласно следующему принципу: споры между юридическими лицами и ИП, носящие хозяйственный (экономический) характер (ст. 39, 41 — 47 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК)). Экономические суды при рассмотрении подсудных им споров продолжают руководствоваться Хозяйственным процессуальным законодательством, в том числе ХПК.

2. Изменяется наименование инстанций, рассматривающих экономические споры

Наименования инстанций, рассматривающих экономические споры

Хозяйственные суды областей (города Минска) (ст. 105 ХПК).

Экономические суды областей (города Минска)

Апелляционная инстанция соответствующего хозяйственного суда, вынесшего постановление по первой инстанции (ст. 268 ХПК).

Апелляционная инстанция экономического суда соответствующей области (города Минска)

Кассационная коллегия ВХС (ст. 268 ХПК).

Коллегия по экономическим спорам ВС

Лица, имеющие право принесения протеста

Председатель ВХС либо его заместители;

Генеральный прокурор либо его заместители

Председатель ВС либо его заместители; Генеральный прокурор либо его заместители

Суд надзорной инстанции

Президиум ВХС — в отношении постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций).

Пленум ВХС — в отношении постановлений Президиума ВХС (ст. 301–302 ХПК).

Президиум ВС — в отношении постановлений, принятых экономическими судами первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Пленум ВС — в отношении постановлений Президиума ВС.

3. Унификация системы органов, осуществляющих принудительное исполнение судебных постановлений.

Принудительное исполнение до 1 января 2014 г. осуществляется службой судебных исполнителей, функционирующих в составе соответствующего хозяйственного суда (ст. 325, 326 ХПК, Инструкция по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденная постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 ноября 2009 г. № 21 (в ред. от 15 февраля 2012 г.; далее – Инструкция по исполнительному производству)). Заявление о возбуждении исполнительного производства подается в соответствующий хозяйственный суд по месту нахождения должника.

Действия (бездействие) судебного исполнителя обжалуются в суд, при котором состоит судебный исполнитель.

При принудительном исполнении исполнительного документа с должника взыскиваются (удерживаются) 5 % от суммы, взысканной в пользу взыскателя.

С 1 января 2014 г. создается единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений, в состав которой войдут исполнители общих и хозяйственных судов (п. 1 Указа № 530). Возглавит всю систему органов принудительного исполнения Министерство юстиции Республики Беларусь. Исполнение будет осуществляться соответствующими управлениями принудительного исполнения главных управлений юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета (п. 1, 2 Указа № 530).

Исполнение постановлений экономических судов осуществляется по правилам, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством (ХПК, Инструкцией по исполнительному производству и др. ) (п. 12 Указа № 530).

Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в случаях, предусмотренных ХПК, будет осуществляться в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу) – Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь, а в случае несогласия с его решением – в суд по месту исполнения исполнительного документа (п. 14 Указа № 529).

С 1 января 2014 г. в соответствии с п. 11 Указа № 530 расширяются права судебных исполнителей. Например, исполнитель вправе обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.

Устанавливается право судебного исполнителя объявлять розыск должника. В настоящее время согласно ст. 361 ХПК, полномочия по розыску должника принадлежат хозяйственному суду, который вправе вынести определение о розыске должника – индивидуального предпринимателя или гражданина через органы внутренних дел. Указом № 530 также устанавливается в настоящее время отсутствующее право судебного исполнителя использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов на должника.

Детально регламентирован порядок доступа судебного исполнителя в помещения должника.

При принудительном совершении действий по имущественным взысканиям согласно постановлению судебного исполнителя с должника будет взыскиваться (удерживаться) 10 % от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества вместо установленных в настоящее время ст. 402 ХПК 5 %.

При принудительном совершении действий по требованиям, носящим неимущественный характер согласно постановлению судебного исполнителя взыскивается (удерживается) с должника – физического лица денежная сумма в размере 5 базовых величин (БВ) по каждому исполнительному документу, а с должника – юридического лица – в размере 10 БВ по каждому исполнительному документу.

Выводы и рекомендации

Из принятого пакета актов, направленных на создание единой судебной системы, следует, что, по сути, ВХС вошел в состав ВС, а хозяйственные суды – переименованы в экономические суды с сохранением своих функций. Организационно экономические суды пока будут располагаться там же, где сейчас хозяйственные суды; заявления (в т.ч. исковые) подаются в соответствии с ранее установленными правилами подсудности (общее правило – по месту нахождения ответчика (ст. 49 ХПК), ст. 50–52 ХПК установлены исключения: подсудность по выбору истца, исключительная подсудность, договорная подсудность).

С 1 января 2014 г. следует обращать внимание на наименование суда (инстанции), в который подается процессуальный документ. Процессуальное же законодательство (в т.ч. и по делам об административных правонарушениях) продолжает действовать пока в неизменном виде. Принятие единого процессуального кодекса пока не ожидается.

Унифицирована также система судебного исполнения. Принятыми актами пока намечена общая концепция, более детально статус органов принудительного исполнения должен быть утвержден до 1 января 2014 г. Советом Министров Республики Беларусь.

Таким образом, на сегодняшний день принятый пакет актов, направленный на объединение общих и хозяйственных судов, не несет глобальных изменений в части судопроизводства при рассмотрении споров между субъектами хозяйствования. В дальнейшем объединение судов, вероятно, приведет и к унификации как процессуального законодательства, так и судебной практики .

Глава 4. Хозяйственные суды

ГЛАВА 4
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ

Статья 59. Система хозяйственных судов

Систему хозяйственных судов составляют:

  • хозяйственные суды областей (города Минска);
  • Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.

Статья 60. Хозяйственные суды областей (города Минска), специализированные хозяйственные суды

В каждой области Республики Беларусь действует хозяйственный суд соответствующей области, а в городе Минске – хозяйственный суд города Минска.

Специализированные хозяйственные суды образуются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Статья 61. Состав хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда

Хозяйственный суд области (города Минска), специализированный хозяйственный суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

В хозяйственном суде области (города Минска) могут образовываться:

  • судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;
  • апелляционная судебная коллегия;
  • судебная коллегия по банкротству;
  • судебная коллегия по налоговым спорам;
  • судебная коллегия по административным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в хозяйственном суде области (города Минска) могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Статья 62. Компетенция хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда

Хозяйственный суд области (города Минска):

  • рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;
  • готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Специализированный хозяйственный суд:

  • рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;
  • изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;
  • готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 63. Председатель хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда

Председатель хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Председатель хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда является судьей соответствующего хозяйственного суда.

Председатель хозяйственного суда области (города Минска):

формирует судебные составы соответствующего суда;

вносит Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь представления для назначения составов судебных коллегий;

вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий.

Председатель хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда:

  • организует деятельность соответствующего суда;
  • осуществляет общее руководство аппаратом соответствующего суда, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата суда по согласованию с Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • распределяет обязанности между своими заместителями;
  • председательствует в судебных заседаниях, назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями;
  • ходатайствует перед Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов;
  • организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата соответствующего суда;
  • руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, ведению и анализу судебной статистики;
  • ведет личный прием граждан, организует работу соответствующего суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;
  • информирует Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь о деятельности суда;
  • представляет соответствующий суд в отношениях с государственными органами, иными организациями;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 64. Заместители председателя хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда

Заместители председателя хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Заместители председателя хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда являются судьями соответствующего хозяйственного суда.

Заместители председателя хозяйственного суда области (города Минска):

  • в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии и судебные составы;
  • председательствуют в заседаниях судебных коллегий и назначают председательствующими судей соответствующих судебных коллегий;
  • отчитываются перед Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь о работе возглавляемых ими судебных коллегий.

Заместители председателя хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда:

  • ведут личный прием граждан;
  • организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение и анализ судебной статистики;
  • организуют деятельность структурных подразделений аппарата соответствующего суда в соответствии с распределением обязанностей;
  • осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

В случае отсутствия председателя хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда или при невозможности исполнения им своих обязанностей полномочия председателя суда осуществляет один из заместителей председателя в соответствии с распределением обязанностей.

Статья 65. Судебные коллегии хозяйственного суда области (города Минска)

Составы судебных коллегий хозяйственного суда области (города Минска) назначаются Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по представлению председателя хозяйственного суда области (города Минска).

Руководство работой судебных коллегий осуществляют заместители председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий.

В судебных коллегиях хозяйственного суда области (города Минска) председателем суда формируются составы суда для коллегиального рассмотрения дел.

Председатель хозяйственного суда области (города Минска) в необходимых случаях вправе привлекать судей, входящих в состав одной из судебных коллегий, к рассмотрению дел, отнесенных к компетенции другой судебной коллегии.

Статья 66. Компетенция судебных коллегий хозяйственного суда области (города Минска)

Судебные коллегии хозяйственного суда области (города Минска):

  • рассматривают в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности, анализируют судебную статистику;
  • осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 67. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь возглавляет систему хозяйственных судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственных судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 68. Состав Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Количество заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь действует в составе:

  • Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • судебной коллегии по банкротству Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • судебной коллегии по налоговым спорам Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Статья 69. Компетенция Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь:

  • рассматривает в пределах своей компетенции дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
  • изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам применения законодательства;
  • осуществляет контроль за исполнением хозяйственными судами Республики Беларусь постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • оказывает судьям хозяйственных судов помощь по применению законодательства;
  • разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
  • осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы, совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь осуществляет проверки хозяйственных судов в части их кадрового обеспечения;
  • ведет и анализирует судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах;
  • осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь – по их кадровому обеспечению и самостоятельно – по другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  • решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 70. Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

  • организует деятельность Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и иных хозяйственных судов;
  • утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у кандидатов на должности судей хозяйственных судов, порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов;
  • созывает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, организует работу Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вопросы, отнесенные к их ведению;
  • вносит представления Президенту Республики Беларусь по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Кодексом;
  • вносит на утверждение Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь представления по составу судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • организует работу по изучению и обобщению судебной практики, ведению и анализу судебной статистики;
  • организует работу по осуществлению контроля за исполнением постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • формирует судебные составы для рассмотрения дел;
  • назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями;
  • вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора;
  • распределяет обязанности между первым заместителем и заместителями Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, согласовывает назначение на должности и освобождение от должностей работников аппаратов хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов;
  • назначает составы судебных коллегий хозяйственных судов областей (города Минска) по представлению председателей этих судов;
  • выносит на рассмотрение Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь представления о несоответствии постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, содержащих разъяснения, законодательству;
  • вносит Президенту Республики Беларусь, в Совет Министров Республики Беларусь и иные государственные органы предложения по совершенствованию законодательства, а также по устранению нарушений законодательства;
  • представляет Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными;
  • ведет личный прием граждан, организует работу Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с судопроизводством.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Статья 71. Первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

  • осуществляет полномочия Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в его отсутствие, в случае невозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению;
  • вправе по поручению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь председательствовать в заседаниях Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • организует работу структурных подразделений аппарата Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей;
  • ведет личный прием граждан;
  • организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов хозяйственных судов;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Статья 72. Заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

  • возглавляют судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей;
  • председательствуют в заседаниях судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и назначают председательствующими судей соответствующей судебной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • вправе по поручению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь председательствовать в заседаниях Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение и анализ судебной статистики;
  • руководят работой структурных подразделений аппарата Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей;
  • информируют Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь о деятельности возглавляемых ими коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • ведут личный прием граждан;
  • осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

В случае отсутствия Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и первого заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь или при невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляет один из заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей.

Статья 73. Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

В состав Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь входят Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, первый заместитель и заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, судьи Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, председатели хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов.

В заседаниях Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие:

  • Президент Республики Беларусь и его представители;
  • председатели палат Национального собрания Республики Беларусь и их заместители, а также по их поручению председатели постоянных комиссий палат Национального собрания Республики Беларусь;
  • Премьер-министр Республики Беларусь и его заместители;
  • Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь и его заместитель;
  • Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители;
  • Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители;
  • Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместители;
  • Министр юстиции Республики Беларусь и его заместители;
  • Министр по налогам и сборам Республики Беларусь и его заместители;
  • Министр экономики Республики Беларусь и его заместители.

В заседаниях Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по приглашению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь, работники аппаратов хозяйственных судов, иных государственных органов, общественных объединений и научных учреждений, а также граждане.

Статья 74. Компетенция Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

  • рассматривает в пределах своей компетенции дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • рассматривает материалы обобщения судебной практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и принимает постановления по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
  • принимает решения о приведении постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, признанных Конституционным Судом Республики Беларусь неконституционными, в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь;
  • рассматривает представления Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь о несоответствии постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, содержащих разъяснения, законодательству;
  • рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
  • заслушивает председателей судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и председателей хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов о деятельности соответственно судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, судов;
  • избирает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь секретаря Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, который освобождается от исполнения обязанностей по основной должности;
  • утверждает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь составы судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • утверждает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Регламент Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • избирает квалификационную коллегию судей хозяйственных судов, а также председателя и заместителя председателя квалификационной коллегии судей хозяйственных судов из числа членов этой коллегии, заслушивает информацию о деятельности квалификационной коллегии судей хозяйственных судов;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принимает постановления.

Статья 75. Порядок работы Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь созывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (в его отсутствие – первым заместителем Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) по мере необходимости, но не реже одного раза в четыре месяца.

О времени созыва Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и вопросах, вносимых на его рассмотрение, уведомляются члены Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, а также лица, указанные в части второй статьи 73 настоящего Кодекса.

Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, а в случаях, предусмотренных Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, – при наличии не менее трех четвертей от числа членов Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

В обсуждении вопросов могут участвовать лица, приглашенные на заседание Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения, Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членов Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, а также лиц, принимающих участие в работе Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Члены Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.

Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь подписываются председательствующим на заседании и секретарем Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Секретарь Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, обеспечивает ведение протокола, а также проводит работу, необходимую для исполнения постановлений, принятых Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Процессуальный порядок рассмотрения Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь судебных дел устанавливается законом.

Правила подготовки, порядок проведения заседаний Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, оформления его актов и контроля за их исполнением устанавливаются Регламентом Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Статья 76. Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь образуется в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, первого заместителя, заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в количестве, установленном Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Персональный состав Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

В заседаниях Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместители. По приглашению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в заседании Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь могут принимать участие судьи и работники аппаратов хозяйственных судов, а также иные лица.

Статья 77. Компетенция Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

  • рассматривает в пределах своей компетенции дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, вносимые на рассмотрение Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • рассматривает ходатайства о проверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
  • рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, председателей и судей нижестоящих хозяйственных судов;
  • заслушивает председателей судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и председателей нижестоящих хозяйственных судов о деятельности соответствующих судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и судов;
  • избирает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, входящих в состав Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, секретаря Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принимает постановления.

Статья 78. Порядок работы Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь созывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (в его отсутствие – первым заместителем Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) по мере необходимости.

Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и подписываются председательствующим на заседании, а также секретарем Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Члены Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.

Секретарь Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, обеспечивает ведение протокола, а также проводит работу, необходимую для исполнения постановлений, принятых Президиумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Процессуальный порядок рассмотрения Президиумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь судебных дел устанавливается законом.

Порядок обсуждения на заседании Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, принимаемым Президиумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Статья 79. Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

В Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь создаются судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Составы судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда утверждаются Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь возглавляют председатели – заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь или первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в необходимых случаях вправе привлекать судей, входящих в состав одной из судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, к рассмотрению дел, отнесенных к компетенции другой судебной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Статья 80. Компетенция судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь рассматривают в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику хозяйственных судов, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Статья 81. Научно-консультативный совет при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь

При Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь создается Научно-консультативный совет, положение о котором утверждается Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Персональный состав Научно-консультативного совета утверждается Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.