Юридическое сопровождение выборов

E.E.K. Consulting group оказывает следующие услуги по юридическому сопровождению избирательных кампаний:

  • Консультирование кандидатов по вопросам практического применения избирательного законодательства;
  • Сбор и подготовка документов для выдвижения и регистрации кандидата, списков кандидатов;
  • Правовое обеспечение подписной кампании;
  • Обеспечение соблюдения процедуры формирования избирательного фонда и внесения избирательного залога;
  • Обеспечение соответствия закону агитационной кампании кандидата;
  • Правовое обеспечение встреч с избирателями, а также иных агитационных массовых мероприятий: пикетов, митингов, шествий, демонстраций;
  • Юридический анализ деятельности оппонентов и пресечение допущенных ими нарушений;
  • Осуществление мероприятий по предотвращению регистрации и/или отмене регистрации оппонентов;
  • Защита интересов кандидата в избирательных комиссиях, правоохранительных органах и суде;
  • Обучение и организация эффективной работы наблюдателей и членов УИК с правом совещательного голоса.

Специалисты нашей компании на протяжении последних десяти лет обеспечивают высококвалифицированное юридическое сопровождение избирательных кампаний всех уровней. Мы предлагаем политическим партиям и будущим кандидатам различные формы сотрудничества: от консультирования по отдельным вопросам практического применения норм избирательного права до комплексного юридического сопровождения избирательной кампании.

Юридическое сопровождение и защита прав на выборах

Компания «Адвокатско- риэлторское объединение Украины» предоставляет спектр услуг как гражданам Украины, так и политическим партиям, общественным организациям, другим учреждениям, предприятиям и организациях независимо от их подчинения, услуги участникам избирательного процесса, связанные с защитой прав и интересов при реализации своих избирательных прав.

К нашим услугам относятся:

1 ) Защита и представительство интересов до начала проведения виборов:

• Консультации по созданию и деятельности политических партий, общественных организаций и других объединений граждан и юридических лиц.

• Создание политических партий, общественных объединений и других неприбыльных учреждений и организаций;

• Проведение консультаций с наблюдателями, агитаторам, членами избирательных комиссий по их деятельности, в частности, прав и обязанностей.

• Консультации по вопросам избирательного права Украины граждан Украины.

• Консультации и рекомендации журналистов, других работников средств массовой информации по относительно порядка подачи информации о кандидатах, их личной и общественной жизни.

• Правовые разъяснения относительно порядка размещения и распространения агитационных материалов и информации во время избирательных кампаний.

• Разработка методических инструкций для участников избирательного процесса, в частности агитаторов, наблюдателей, ленов избирательных комиссий.

2 ) Защита и представительство интересов во время выборов

• Фиксация нарушений избирательного законодательства во время избирательного процесса.

• Юридическое сопровождение в день проведения выборов.

• Организация и осуществление контроля за законностью процесса голосования и подсчета голосов в день голосования.

3 ) Защита, представительство и обжалования интересов после проведения выборов

• Представительство интересов во всех судебных инстанциях, ЦИК, ТИК , органах власти

• Защита чести, достоинства и деловой репутации кандидатов, доверенных лиц, деловой репутации организаций, возглавляемых кандидатом.

• Подготовка и подача заявлений и жалоб в избирательные комиссии и суды на неправомерные действия, которые имели место во время выборов.

• Обжалование действий и бездействия избирательных комиссий.

У нас уже есть опыт проведения подобных компаний, а также предоставление услуг, связанных с избирательным процессом. Поэтому наши специалисты смогут Вам помочь на любой стадии избирательного процесса.

Порядок проведения выборов регламентируется Законом Украины «О выборах Президента Украины» , Законом Украины « О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов», а также другими законами и подзаконными нормативно-правовыми актами. В случае нарушения в ходе избирательного процесса виновные лица привлекаются к административной и уголовной ответственности.

С жалобами, касающиеся процесса выборов, в том числе назначенния, подготовки и проведения выборов, следует обращаться в избирательную комиссию или суд, а с жалобами о преступлениях, приведенныеные выше, — в органы прокуратуры.

Специалисты компании «Адвокатско-риэлторское объединение Украины» предоставят свои услуги по защите прав и законных интересов при проведении выборов, а в случае их нарушения защитят Ваши интересы в суде, а также других органах государственной власти.

Выборы? Без специалиста качественно собрать документы не сможет ни один кандидат

В 2009 году в Москве и Московской области проходят выборы. В Москве выбирают депутатов Мосгордумы, а в Московской области — депутатов глав муниципальных районов, а также поселений входящих в состав районов. Один из обязательных элементов предвыборной компании – выдвижение кандидата, т.е. сдача кандидатом документов в избирательную комиссию, последующий сбор и представление документов для регистрации кандидата. Об этом интервью с Альбиной Омаровной Гаджиевой – юристом, уже 9 лет специализирующемся на юридическом сопровождении выборов.

— Сейчас СМИ заполнены историями, как тот или иной кандидат несправедливо снят с выборов. Почему это происходит?

А.О. Гаджиева: Прежде всего, это проблемы с оформлением документов, представляемых кандидатом в избирательную комиссию для выдвижения и регистрации кандидата. Действующим законодательством определен необходимый пакет документов. Состав этого пакета зависит от уровня выборов: выдвигается ли человек депутатом областной парламент или участвует в выборах главы или депутатов муниципальных образований, а также от субъекта выдвижения: от полититческой партии или самостоятельно.

Так, например, для выборов глав и депутатов совета депутатов муниципальных образований в Московской области существует установленный Законом Московской области набор документов, а именно:

— Заявление кандидата о согласии баллотироваться;
— Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
— копия документа об образовании кандидата;
— копия трудовой книжки или справка с места работы;
— документ, подтверждающий членство в партии или ином общественном объединении (сдаётся в случае, если кандидат пишет в заявлении, что он член партии. Или, если он указывает, что он член какой-либо общественной организации);
— копия паспорта – всех страниц;
— справка из совета депутатов в случае, если кандидат является депутатом совета депутатов и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.

Это необходимый набор для самовыдвиженца.

Для выдвиженца от партии набор документов, представляемых в избирательную комиссию существенно больше. Однако, для регистрации кандидатам от партии, при условии, что кандидат выдвинут партией, представленной в Госдуме РФ, в отличие от кандидатов самовыдвиженцев, нужно представить только финансовый отчёт.

— В 90-е годы нередко в политику шли откровенные сумасшедшие. Понятно, что сейчас идут в политику люди так или иначе состоявшиеся, профессионалы, управленцы, бизнесмены и т.п., имеющие опыт работы с документами. И, тем не менее, они делают массу ошибок в документах?

А.О. Гаджиева: Проблема кандидатов, а точнее проблема неправильно оформленных документов, заключается в том, что наше избирательное законодательство формально. Можно даже сказать, строго формально. Непредставление какого-либо документа, либо неуказание предусмотренных обязательных требований, влечёт для кандидата неблагоприятные последствия, к которым кандидат, как показывает многолетний опыт, не готов.

Более того, часто требования комиссии кажутся кандидатам и их командам абсурдными, выглядят как придирки и не воспринимаются ими как серьёзные недостатки собственной работы. Практика проверки представленных кандидатами документов показывает, что кандидаты зачастую делают ошибки даже в собственных паспортных данных. Скажем: указывают одно место работы, а справку приносят с другими сведениями… Сами пишут в заявлении, что являются пенсионером и, одновременно, представляют справку с места работы.

Или, при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата на муниципальных выборах в одном из поселений у каждого пятого кандидата была выявлена неправильная форма подписного листа, не говоря уже о соблюдении кандидатом, сборщиками подписей процедуры сбора подписей и правильного заполнения подписного листа. Впоследствии эти кандидаты на заседании комиссии утверждали, что подписи собирали «по соседям» и все подписи «живые», т.е. реальных людей. При этом никак не могли понять, что нет разницы в том, поставил эту подпись реальный человек или не реальный, если форма листа нарушена — все подписи в этом листе признают недействительными.

Согласно действующему законодательству о выборах, если кандидатом не представлены все необходимые для выдвижения и регистрации документы, избирательная комиссия вправе отказать ему в регистрации. При этом в законе отсутствует критерий «существенности» того лили иного нарушения. Отказ в регистрации может последовать также в случае, если кандидат ненадлежащим образом оформил документы.

Однако, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, избирательная комиссия обязана не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, известить об этом кандидата. В свою очередь, задача кандидата не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, внести уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём и представленные им при выдвижении и регистрации.

— Есть факт: ошибки делаются. По Вашим наблюдениям – почему это происходит: люди сдают документы в последний день, поручают секретарям…

А.О. Гаджиева: Законы о выборах достаточно специфичны и к действиям кандидатов предъявляются жестокие формальные требования. Недавно я анализировала случай, когда баллотировались профессиональные юристы. Даже они не смогли правильно оформить документы…

Без специалиста качественно собрать документы не сможет ни один кандидат.

— А именно человеческие причины?

А.О. Гаджиева: Незнание требований, безалаберность, постоянное откладывание сбора документов и не успевание всё оформить в последний день. Обычно самое тяжелое для кандидатов – вспомнить всё своё имущество и собрать все необходимые документы.

Выше я уже упоминала, что сейчас законодательство предусматривает возможность исправить недостатки в документах, на которые укажет комиссия. Для этого она вручает «под роспись» уведомление и кандидат может успеть дооформить, исправить недоделки в документах. Если же недостатки в документах и в этом случае не устранены, то последует отказ в регистрации кандидата. Однако, увы, отдельные кандидаты не могут даже своевременно устранить замечания комиссии.

Так, одному кандидату избирательная комиссия вручила на заседании комиссии уведомление о недостатках в оформлении документов, представленных кандидатом. Кандидат принес исправленные документы только на заседание комиссии, на котором рассматривался вопрос о его регистрации. Хотя, в силу требований закона, должен был это сделать не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии. Конечно, избирательная комиссия отказала такому кандидату в регистрации…

— А помимо справок по имуществу, где наиболее часто ошибаются кандидаты?

А.О. Гаджиева: Снимают часто из-за недонабора документов, например о партийной принадлежности; забывают дипломы об образовании; путаются в занимаемой должности, неточно указывают место работы. Могу предположить, что в привычной кандидатам бизнес-практике подобные неточности иногда «проскакивают» между фирмами-партнерами, но в области выборов – нет. Бывают парадоксальные случаи, когда в «шапке» подписного листа кандидат неправильно указывает место своей работы, дату рождения… А это – недостоверные сведения и … все подписи в таких листах признаются недействительными.

— На основании Вашего опыта участия в политических компаниях, существует ли связь: некачественная работа с документами «на старте» – неэффективная работа команды кандидата в рекламной части компании?

А.О. Гаджиева: Это однозначно! Если команда кандидата не может сорганизоваться и собрать документы или хотя бы проконсультироваться со специалистом по телефону – ошибки будут постоянно.

Ведь весьма специфичные требования закона о выборах нужно соблюсти при проведении предвыборной агитации. Финансирование избирательной кампании также требует чёткого соблюдения требований закона. За нарушение закона кандидат впоследствии может поплатиться регистрацией, когда по заявлению его политического оппонента суд может отменить регистрацию кандидата. Если у кандидата нет грамотного юридического сопровождения — то, как показывает практика, кандидат не может сдать даже правильно оформленный документ на назначение своего доверенного лица.

Команде кандидата, также как и самому кандидату, требования закона могут казаться несущественными, но таких требований много и при их невыполнении кандидат может поплатиться регистрацией. Точнее: ему может быть либо отказано на этапе регистрации, либо впоследствии она может быть отменена судом.

Более того, не следует забывать о том, что регистрацию кандидата всегда могут оспорить оппоненты, особенно в том случае, когда комиссия не высказала претензии к кандидату и зарегистрировала его с нарушениями требований закона.

Юридическое сопровождение выборов

Юридическое сопровождение избирательной кампании кандидата, избирательного объединения

Юридическое сопровождение избирательной кампании кандидата, избирательного объединения представляет собой профессиональный вид практической юридической деятельности по обслуживанию потребностей кандидатов и избирательных объединений, связанных с их участием в выборах.

В современных условиях эффективное проведение избирательной кампании кандидата, избирательного объединения без участия в ней квалифицированного юриста практически невозможно представить. Во-первых, сама деятельность, направленная на достижение электоральной цели, строго регламентирована законом и отступление от правовых норм, в том числе и формальное, чревато самыми пагубными последствиями – отмена регистрации кандидата, отмена решения избирательной комиссии о признании кандидата избранным и т.д. Во-вторых, в избирательной кампании кандидата, избирательного объединения участвует большое количество субъектов, в том числе волонтеров, которые в массе своей не разбираются в тонкостях избирательного законодательства. В-третьих, во время проведения избирательной кампании кандидат, избирательное объединение вступают в многочисленные правоотношения по поводу оказания связанных с избирательной кампанией услуг и выполнения работ, что требует их надлежащего оформления. Наконец, в-четвертых, достаточно часто избирательные кампании характеризуются высокой степенью напряженности конфликта между состязающимися субъектами, что требует проведения тщательного мониторинга правонарушений со стороны соперников и разработки собственной юридической стратегии защиты.

Все указанные причины объективны, продиктованы самой жизнью, практикой проведения избирательных кампаний и указывают на необходимость создания юридической службы избирательного штаба.

Основными функциями юридической службы избирательного штаба являются:

1. обеспечение соблюдения всеми участниками избирательной кампании кандидата, избирательного объединения законодательства о выборах (обеспечение «юридической чистоты» проведения избирательной кампании);

2. реагирование на нарушения законодательства со стороны соперников;

3. юридическое устранение соперников из избирательной кампании. Данная функция осуществляется юридической службой только по специальному решению руководства избирательной кампании.

В целях осуществления указанных функций юридическая служба организует работу по следующим направлениям деятельности:

1. Подготовка и оформление документов, необходимых для осуществления конкретных избирательных процедур и действий (выдвижение кандидата, сбор подписей, распространение агитационных материалов и т.д.).

Законодательство о выборах определяет перечни документов, которые должны быть представлены в избирательную комиссию для совершения тех или иных избирательных процедур и действий.

При подготовке документов важное значение имеет соблюдение установленной формы. Формы указанных документов содержатся в приложениях к избирательным законам (например, сведения об имуществе) или утверждаются избирательными комиссиями (заявление о назначении доверенных лиц), однако форма может быть и произвольной (уведомление об изготовлении агитационного печатного материала).

2. Разработка инструкций и памяток для участников избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, проведение инструктажа с ними.

В целях уяснения правильного применения участниками избирательной кампании положений избирательного законодательства юридической службой разрабатываются соответствующие инструкции и памятки, содержащие выдержки из нормативно-правовых актов и комментарии к ним.

Целесообразно разрабатывать инструкции для кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей по финансовым вопросам, уполномоченных представителей избирательного объединения, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, сборщиков подписей, агитаторов, для всех рабочих подразделений избирательного штаба (организационная группа, финансовая группа, PR-группа и др.). Памятки целесообразно разрабатывать по порядку проведения встреч с избирателями, по участию во встречах оппонентов с избирателями, по мониторингу СМИ, по работе со СМИ и т.д.

Для того чтобы у участников избирательной кампании сложилось полное и ясное представление о требованиях избирательного законодательства и порядке осуществления возложенных на них функций, юридической службой проводятся инструктажи. Достоинством такой формы правового обучения является непосредственный контакт инструктора и инструктируемого.

3. Подготовка и юридическая экспертиза гражданско-правовых договоров, связанных с проведением избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, доверенностей.

При проведении избирательной кампании кандидат, избирательное объединение вступают в договорные правоотношения по поводу оказания услуг и выполнения работ, непосредственно связанных с избирательной кампанией (сбор подписей, изготовление агитационных материалов, предоставление эфирного времени для проведения предвыборной агитации и др.).

Кроме того, кандидат, избирательное объединение арендуют для организации работы избирательного штаба помещения, оборудование и транспортные средства, а также арендуют помещения для встреч с избирателями.

Законодательство о выборах определяет особенности заключения и исполнения гражданско-правовых договоров, устанавливает правила расчетов между контрагентами.

4. Юридическая экспертиза агитационных материалов и планируемых агитационных мероприятий.

Законодательство о выборах устанавливает целый ряд требований к содержанию и форме агитационных материалов, в этой связи макеты агитационных материалов в обязательном порядке должны предоставляться в юридическую службу для экспертизы на предмет выполнения законодательства.

Не допускается проведение предвыборной агитации в СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости, рекламы наркотических средств.

Агитационные материалы не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны.

Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, агитация, нарушающая законодательство об интеллектуальной собственности.

Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу, а также обещания передачи избирателям денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и ИНН организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств избирательного фонда.

В случае использования в агитационном материале изображения физического лица или его высказывания о кандидате необходимо получить согласие данного лица.

5. Консультирование руководства избирательной кампании по юридическим вопросам, подготовка письменных заключений.

6. Представление интересов кандидата, избирательного объединения в избирательных комиссиях, органах государственной власти и органах местного самоуправления, судах.

В целях официального представительства кандидата, избирательного объединения юрист избирательного штаба наделяется статусом члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса или статусом уполномоченного представителя избирательного объединения.

7. Мониторинг нарушений со стороны соперников. Юридическая служба совместно с группой мониторинга проверяет выпускаемые оппонентами агитационные материалы на предмет их соответствия закону.

8. Подготовка и поддержание жалоб в избирательных комиссиях, правоохранительных органах и судах.

В случае выявления нарушений законодательства юридическая служба должна своевременно реагировать на них путем направления жалоб или заявлений в уполномоченные органы (избирательные комиссии, прокуратура, органы внутренних дел, органы безопасности, суды).

Организационная структура юридической службы зависит от уровня избирательной кампании и задач, стоящих перед юридической службой. Она может быть представлена одним юристом – специалистом в области избирательного права или юридическим отделом (юридической группой) избирательного штаба.

Для политических партий, имеющих богатый опыт участия в выборах, отработанную систему действий по проведению избирательной кампании, приемлем и другой вариант организации юридической службы – приглашение консультанта – специалиста в области избирательного права. Вся договорная работа, работа по подготовке избирательных документов в этом случае может выполняться силами сотрудников избирательного штаба политической партии.

Если для проведения избирательной кампании создается несколько избирательных штабов (центральный и территориальные), то соответственно юридическая служба имеет разветвленную структуру с подчинением начальнику юридического отдела центрального избирательного штаба.

Подбор сотрудников юридического отдела целесообразно осуществлять по функциональному признаку (по направлениям работы). Наиболее оптимально включать в состав юридического отдела следующих сотрудников: начальник – специалист в области избирательного права (руководит юридической службой, подготавливает избирательные документы, осуществляет официальное представительство кандидата, избирательного объединения в избирательных комиссиях), юрист по договорной работе (выполняет весь блок работ, связанных с оформлением договоров, поступлением и расходованием средств избирательного фонда), юрист по работе с оппонентами – специалист в области избирательного права (проводит мониторинг деятельности конкурентов, реагирует на нарушения закона с их стороны, принимает меры, направленные против конкурентов).

Юридическая служба штаба находится в непосредственном подчинении начальника избирательного штаба. Чрезвычайно важно для достижения цели кампании обеспечить участие руководителя юридической службы в принятии стратегических решений, наладить взаимодействие с другими отделами (группами) штаба.

Достижение цели на выборах зависит от большого числа факторов, однако, грамотное юридическое сопровождение, безусловно, является залогом успеха избирательной кампании.

Источник информации:
Материал предоставлен автором ( )

Юридическое сопровождение избирательных кампаний

Известно, что практически ни одни выборы, особенно на муниципальном уровне, не проходят без фальсификации. В этой связи, надежная юридическая защита рассматривается политтехнологами как наиболее эффективное средство достижения политических целей.

Специалисты Центра имеют обширный практический опыт правового сопровождения избирательных кампаний различного уровня, не аффилированы с какими-либо политическими объединениями и готовы оказать эффективную правовую помощь в жестких условиях политической борьбы.

Какой юрист Вам нужен?

1. Основные юристы избирательно штаба («штабные юристы») – специалисты, на плечи которых ложится основная техническая работа по проверке подписных листов, агитационных печатных материалов, публикаций в СМИ, финансовой документации, и др. документов.

В зависимости от уровня выборов количество штабных юристов может меняться. Как показывает практика, на выборах уровня субъекта федерации целесообразно иметь не менее трех таких специалистов, функционально разделив между ними обязанности следующим образом:

а) проверка материалов СМИ и публикаций для СМИ своих кандидатов, договорная работа со СМИ региона;

б) контроль финансовых операций кандидата и уполномоченного по финансовым вопросам (на эту позицию, как правило, кандидат ставит своих близких и доверенных людей, и последние не всегда соответствуют этой должности), ведение всей договорной работы;

в) контроль за организационно-массовыми мероприятиями, агитационно-печатными материалами, координация действий юристов ТИКов; координация действий мобильных групп в день голосования.

2. Юристы – «нападающие», т.е. специалисты «жалобного» дела, не дающие штабам оппонентов, а заодно и избирательным комиссиям продыху, не упускающие ни одного «косяка» политических противников, при необходимости создающие на ровном месте конфликт, а следовательно, информационный повод. Такие юристы, как правило, публичны и занимают должность члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

3. Адвокаты – в избирательной кампании юристы, представляющие интересы кандидата в суде и прокуратуре. На нашей памяти нет ни одной избирательной кампании, которая бы прошла без судебных тяжб. Как выразился, в свое время, руководитель одного из известных PR -агентств, «лучше выигрывать с судами, чем проигрывать без судов».

Полагаем, что адвокатов целесообразно нанимать из местных коллегий, поскольку эти люди досконально знакомы с нюансами деятельности судебных и следственных органов в регионе.

4. Редкие выборы в нашей стране проходят без участия и интересов федерального центра, где юридическая поддержка, часто, необходима. Юристы – «федералы» это специалисты из столичного региона, решающие многочисленные вопросы в федеральных органах власти, ЦИКе, федеральных СМИ, а также направляющие жалобы во всевозможные контрольные, надзорные, административные федеральные органы.

5. Руководитель юридической группы – человек, искушенный в избирательном праве, имеющий значительный опыт работы в избирательных кампаниях, способный создать из своих коллег боеспособный коллектив эффективно руководить им. За этим человеком последнее слово во всех вопросах, касающихся юридической стороны кампании, он главный консультант менеджера и руководителя избирательного штаба.

Получается довольно внушительное юридическое подразделение, однако некоторые функции могут быть перераспределены между меньшим числом специалистов. В конце-концов возможно попытаться всю избирательную кампанию обеспечить силами одного юриста, на которого возложить все вышеперечисленные функции. Впрочем, нам этого никогда не удавалось.

Необходимость привлечения к работе в ходе избирательной кампании квалифицированных юристов обусловлена, помимо всего прочего, особенностями российского избирательного процесса. Те, кто в той или иной роли принимал в нем участие, знают, что не всегда выборы бывают честными и их результаты могут быть сфальсифицированы.

Под фальсификацией понимают умышленное искажение результатов голосования путем манипуляций с избирательными документами, либо путем преднамеренного изменения свободного волеизъявления граждан.

Видов фальсификации великое множество и от кампании к кампании появляются новые способы одурачивания избирателя. В связи с этим, не претендуя на исчерпывающую полноту списка, переведем некоторые из них:

1. “Запрограммированный бюллетень” – один из самых распространенных способов фальсификации осуществляется задолго до проведения голосования. Состоит в том, что в бюллетень для голосования данные о кандидате (партии) вносятся либо особым оттенком типографской краски (в этом случае можно свалить всю вину на работников типографии), либо размещаются на место среди остальных кандидатов, наиболее выгодное, с точки зрения заинтересованного лица (при проведении жеребьевки мест в избирательном бюллетене партии власти, как правило, “случайно” выпадает первый номер).

2. Разновидностью типографического способа фальсификации является изготовление бюллетеней с браком. В квадрате напротив нужной фамилии такого бюллетеня печатным способом вносится незначительная отметка (жирная точка, линия и т.п.). При сортировке такие бюллетени, при наличии в них отметок, сделанных избирателями в других квадратах, могут быть признаны недействительными.

3. Изготовление дополнительного тиража бюллетеней, наверное, самый сложный и, в то же время, распространенный способ фальсификации. Результат в данном случае обеспечивается слаженным действием организованной группы лиц: начиная от работников типографии и заканчивая председателями УИКов.

Известен случай, когда “вброс” таких бюллетеней произошел после окончания голосования в период их сортировки. В помещении участковой избирательно комиссии, ее председатель (директор школы, уважаемая женщина с незапятнанной репутацией) в присутствии остальных членов комиссии, наблюдателей достала пачку спрятанных у нее под юбкой бюллетеней, и присовокупила их к бюллетеням, извлеченным из урны. Все раскрыли рты, но сделать ничего не смогли, т.к. при подсчете все сошлось до последнего голоса.

С помощью дополнительного тиража бюллетеней происходит голосование на выборах так называемых “мертвых душ”, заболевших или временно выбывших избирателей, которые не исключаются из списка избирателей и не отмечаются в нем как отсутствующие.

4. Очень распространены манипуляции с протоколами голосования. После окончания подсчета голосов копии протоколов выдаются наблюдателям, а после их убытия из избирательного участка составляется новый протокол, в который вносятся нужные цифры, а бюллетени добавляются в пачки. Последующий пересчет голосов по требованию кого-либо из кандидатов подтвердит соответствие данных нового протокола, а первоначальный признают ошибочно выданным.

5. Основная масса фальсификаций происходит в участковых избирательных комиссиях при проведении голосования. Здесь используются:

— переносные урны для голосования при проведении голосования вне избирательного участка. Пара членов УИКа, прихватив такую урну, устраивает “чес” по всем известным им адресам. При этом, естественно, ведется агитация, и голосуют как избиратели, так и за избирателей. В подобные выезды наблюдатели предусмотрительно не берутся (например, в связи с отсутствием мест в автомобиле) или вообще об этом не уведомляются.

— предварительное голосование, в ходе которого, используя ослабленный контроль со стороны кандидатов, списки проголосовавших досрочно пополняются избирателями из других округов;

— “перекладывание” бюллетеней, которое происходит на этапе подсчета голосов при ослабленном внимании наблюдателей. Бюллетени проголосовавших за одного кандидата, с помощью манипуляции перемещаются в стопку с бюллетенями нужного кандидата, после чего осуществляется подсчет голосов;

— “волшебная” урна для голосования, в которую, используя слабую подготовку наблюдателей, до начала голосования вкладываются заполненные бюллетени.

6. Организация фальсификаций с использованием преимущества должностного положения кандидатами от власти (или крупного бизнеса) происходит даже в тех регионах, руководители которых достаточно популярные у избирателей личности.

Такие кандидаты не воздерживаются от использования административного воздействия на всех подчиненных и зависимых от них людей.

Их излюбленным способом фальсификации волеизъявления избирателей является выстраивание “под ружье” всех государственных или муниципальных служащих, которые, в свою очередь, делают то же самое со входящими в сферу их деятельности людьми (заключенными, больными, родителями школьников и т.д.).

Использование административного ресурса позволяет привлекать к голосованию массы временно пребывающих в регионе людей (студентов, рабочих – вахтовиков, военнослужащих), а организация массового подвоза избирателей к участкам, с привлечением муниципальных автоколонн, обеспечивает высокую явку избирателей. Кроме того, широко используется такой инструмент, как открепительное удостоверение, незаконными тиражами которых снабжаются мобильные группы, в течение дня голосования объезжающие несколько участков.

Известны случаи использования бюджетных денег для подкупа избирателей путем организации концертов артистов, проведения праздников с бесплатной раздачей подарков от администрации, выплаты премий и иных “награждений” избирателей.

Вместе с тем, не смотря на множество способов нарушения закона при голосовании, мы убеждены в том, что кандидат, обладающий информацией о механизме фальсификации, понимающий ситуацию на избирательных участках и располагающий командой квалифицированных помощников в состоянии создать достаточно эффективный механизм преодоления «вброса».