Кодекс РФ об административных правонарушениях. Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения.

КоАП РФ с изменениями от 10 ноября 2017 года.

В этом разделе приведена действующая редакция главы 12 кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях». Именно в этой главе КоАП содержится описание всех административных штрафов и других наказаний, которые могут быть наложены на водителя за нарушение требований ПДД.

Подробную информацию о последних изменениях штрафов ГИБДД Вы можете получить в статьях «Штраф за не пропуск пешехода» и «Штраф за отсутствие знака Шипы». Эти штрафы действуют с 2017 года.

Список штрафов в форме, предназначенной для печати, Вы можете найти на странице «Таблица штрафов ГИБДД 2018 года».

Кодекс об административных правонарушениях подвергается обновлениям очень часто. Иногда в течение месяца в него вносятся десятки изменений. Что касается главы 12, содержащей информацию о штрафах, то она обновляется 5-7 раз в год.

Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях и закон о безопасности дорожного движения

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Федеральный закон принят Государственной Думой 3 июля 2013 года и одобрен Советом Федерации 10 июля 2013 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон принят в целях уточнения оснований и усиления мер административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, в том числе совершённые в состоянии опьянения, а также уточнения порядка возврата водительского удостоверения лицу, лишённому права управления транспортным средством.

Федеральным законом в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены следующие изменения:

в статье 3.3 «Основные и дополнительные административные наказания» установлена возможность по ряду составов нарушений Правил дорожного движения (далее – ПДД) использовать наказание в виде лишения специального права (права управления транспортным средством) в качестве дополнительного наказания наряду с денежным штрафом;

в статье 3.5 «Административный штраф» общий максимальный размер штрафов для граждан по ряду составов нарушений ПДД увеличен с 5000 до 50000 рублей; установлен нижний предел штрафа за любое правонарушение в области дорожного движения в размере не менее 500 рублей вместо 100 рублей;

в статье 3.8 «Лишение специального права» расширен перечень статей главы 12, предусматривающих нарушения ПДД, за которые наказание в виде лишения специального права может быть применено к лицам, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью;

в статье 4.1 «Общие правила назначения административного наказания» уточнена редакция части 3.1;

в статье 4.3 «Обстоятельства, отягчающие административную ответственность» пункт 2 части 1 изложен в новой редакции, уточняющей понятие повторного совершения однородного правонарушения;

в статье 4.5 «Давность привлечения к административной ответственности» общие сроки давности по статьям 12.8, 12.24, 12.26, части 3 статьи 12.27 и части 2 статьи 12.30 увеличены с двух месяцев до одного года;

статья 4.6 «Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию» изложена в новой редакции;

с учётом изменений, внесённых в статьи 4.3 и 4.6 Общей части, в статьях 5.35, 6.7, 9.4, 9.5.1, 9.21, 14.1.2, 14.4, 14.43 Особенной части уточнены диспозиции составов, предусматривающих административную ответственность за повторные профильные правонарушения;

в санкциях статей 12.1, 12.3 – 12.7, части 1 статьи 12.9, статей 12.10, 12.11, 12.14, частей 3 и 4 статьи 12.15, части 1 статьи 12.16, статей 12.17 – 12.25, части 3 статьи 12.27, статей 12.29, 12.30, 12.33, 12.34, 12.36.1 и 12.37 существенно увеличены размеры административных штрафов, а по ряду из этих составов предусмотрено одновременное назначение наказания в виде лишения права управления транспортным средством;

статьи 12.1, 12.7, 12.9, 12.12, 12.15, 12.16, 12.23, 12.27 и 12.29 дополнены новыми составами правонарушений;

статьи 12.8, 12.26 изложены в новой редакции;

статья 32.6 дополнена частью 4.1, устанавливающей порядок возврата водительского удостоверения по истечении срока лишения специального права лицу, подвергнутому данному виду административного наказания.

Федеральным законом статья 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» дополнена пунктом 3, устанавливающим, что возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Коап рф 2018 года глава 12

На 01.07.2016 года в производстве мирового судьи судебного участка № 1 по Тукаевскому судебному району находилось 501 дело об административном правонарушении .

За 06 месяцев 2016 года мировым судьей судебного участка № 1 по Тукаевскому судебному району всего было окончено производством 465 дел об административном правонарушении . Остаток нерассмотренных дел на 01.07.2016 года – 36 дел.

Из них непосредственно мировым судьей судебного участка № 1 по Тукаевскому судебному району Гебель Е.Е. – 448 дел об административном правонарушении ; исполняющим обязанности мирового судьи мировым судьей судебного участка № 2 по Тукаевскому судебному району Дарьиной С.С. – 17 дел.

За отчетный период 7 дел об административном правонарушении передано на рассмотрение по подведомственности (подсудности).

Возвращено мировым судьей при решении вопроса о принятии дела к производству судьи в силу выявленных недостатков оформления дела об административном правонарушении – 42 дела .

По 1 делу об административном правонарушении возбуждено в отношении иностранного гражданина – ст. 12.8 ч.1 КоАП РФ.

Окончено производство по следующим категориям дел:

Глава 5 Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан КоАП РФ

Коап рф 2018 года глава 12

В Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области поступили обращения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов с просьбой разъяснить применение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающихся нарушения Правил дорожного движения.

В связи с этим, считаю необходимым высказать следующее.

Субъектом административных правонарушений, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), является лицо, достигшее возраста 16 лет, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами либо такое право отсутствует (постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части КоАП РФ»).

В соответствии с российским законодательством лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, вправе управлять транспортными средствами категории «A» и самоходными машинами категории «A», а лица, достигшие возраста семнадцати лет — самоходными машинами категорий «B», «C», «E» и «F». В случае совершения данными лицами административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, они подлежат административной ответственности на общих основаниях.

При совершении водителем, не имеющим права управления транспортными средствами, правонарушений, предусмотренных разными статьями главы 12 КоАП РФ, его действия квалифицируются по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ и соответствующим статьям главы 12 КоАП РФ (постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части КоАП РФ»).

В соответствии с частями 5,6 ст. 23.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.3 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения», рассматриваются органами внутренних дел: начальником (заместителем начальника) ГИБДД, командиром (заместителем командира) полка, батальона, роты ДПС, сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание. Указанные должностные лица вправе передавать дела о данном правонарушении на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ). Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе наложить административное взыскание на подростка, достигшего возраста 16 лет, в виде предупреждения или административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.

В соответствии с частью 5 ст. 23.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.7 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством», рассматриваются органами внутренних дел: начальником (заместителем начальника) ГИБДД, командиром (заместителем командира) полка, батальона, роты ДПС. Указанные должностные лица вправе передавать дела о данном правонарушении на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ). Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе наложить административное взыскание на подростка, достигшего возраста 16 лет, в виде административного штрафа в размере от семи до десяти минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с частью 1 ст. 23.1 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения», рассматриваются судом.

Поскольку комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не может назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей, дело об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, может быть передано указанной комиссией на рассмотрение судьи (постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Кроме того, действия водителей, не имеющих права управления транспортными средствами, управлявших ими в состоянии опьянения, не подлежат квалификации по ст. 12.26 КоАП РФ, поскольку к этим лицам не может быть применено установленное указанной статьей наказание в виде лишения права управления транспортными средствами (постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Таким образом, в случае поступления в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.26 КоАП РФ, в отношении несовершеннолетнего, производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения (ст. 24.5 КоАП РФ).

Вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Сегодня, 15 ноября 2014 года, вступил в силу Федеральный закон от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ, которым внесен ряд существенных изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Так, в частности, законом установлено, что за неуплату административных штрафов в установленный КоАП РФ срок военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут административную ответственность на общих основаниях (ранее указанные лица в соответствии со статьей 2.5 КоАП РФ за неуплату административных штрафов несли дисциплинарную ответственность).

Федеральным законом внесены изменения в статью 3.3 КоАП РФ, уточнившие, что если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в отношении данного лица будет назначаться только то из административных наказаний, которое ему может быть назначено. Это изменение актуально в связи с тем, что до настоящего времени, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает как основное, так и дополнительное наказание (например, часть 1 статьи 12.8 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа и в виде лишения права управления транспортными средствами), но лицо, в отношении которого ведется производство по делу, не может быть подвергнуто одному из них (например, в отношении солдата, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с частью 6 статьи 3.5 КоАП РФ не может применяться административный штраф), то данное лицо не могло быть подвергнуто и второму (дополнительному) наказанию.

В статью 11.23 КоАП РФ внесено уточнение, что данная норма применяется как за управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа или с неработающим тахографом, так и за выпуск на линию такого транспортного средства. Необходимо отметить, что для должностных лиц за данное правонарушение КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в сумме от 5000 до 10000 рублей.

В связи с тем, что для управления мопедами и скутерами в настоящее время требуется получать водительское удостоверение категории «М» (либо иметь водительское удостоверение с любой другой открытой категорией), в примечание к статье 12.1 КоАП РФ внесено изменение, распространившее на водителей данных транспортных средств все составы административных правонарушений, предусмотренные главой 12 КоАП РФ.

Внесено изменение в часть 2 статьи 12.2 КоАП РФ, уточнившее, что наказуемым является управление транспортным средством не только с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию, но и с видоизмененными государственными регистрационными знаками, а равно с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением устройств или материалов, позволяющих их видоизменить или скрыть. Ответственность за данное административное правонарушение осталась прежней – административный штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев.

Еще одно изменение в части ответственности за неуплату административного штрафа в установленный срок внесено в статью 20.25 КоАП РФ. Так, к лицу, в срок не уплатившему штраф за правонарушение, которое было зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме средств видеофиксации, теперь не будет применяться наказание в виде административного ареста. Такому лицу будет назначаться наказание в виде удвоенной суммы неуплаченного штрафа либо в виде обязательных работ на срок до 50 часов.

В статью 24.5 КоАП РФ внесено уточнение, что обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не просто постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, а постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации. Таким образом, в случае ошибочной квалификации должностным лицом деяния лица теперь допускается прекращение дела по одной статье (части статьи) КоАП РФ с одновременным возбуждением нового дела по другой статье (части статьи).

Кроме того, конкретизирован порядок действий сотрудников полиции в случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности – в этом случае производство по делу об административном правонарушении будет прекращаться только после применения мер обеспечения, необходимых для пресечения противоправного действия, то есть – после отстранения вышеуказанного лица от управления транспортным средством и задержания данного транспортного средства.

Одно из основных изменений в КоАП РФ, предусмотренных данным Федеральным законом, касается исключения обязательности так называемого «института понятых». Так, новой редакцией статьи 25.7 КоАП РФ предусмотрено, что в случае применения видеозаписи для фиксации совершения процессуальных действий (за исключением личного досмотра) эти процессуальные действия будут совершаться в отсутствие понятых, о чем будет делаться запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. При этом видеозапись совершения процессуальных действий будет прилагаться к протоколу либо акту.

Еще одно из существенных изменений – исключение из статьи 27.13 КоАП РФ такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как «запрещение эксплуатации транспортного средства». Данная мера до настоящего времени реализовывалась путем снятия с транспортного средства государственных регистрационных знаков. Однако, поскольку в настоящее время владелец транспортного средства имеет возможность изготовить дубликаты государственных регистрационных знаков на любом предприятии-изготовителе регистрационных знаков, дальнейшее применение данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении признано нецелесообразным.

Статья 28.6 КоАП РФ дополнена положением, согласно которому при отказе от получения копии постановления по делу об административном правонарушении непосредственно на месте совершения правонарушения данная копия будет высылаться лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Также уточнено, что протокол об административном правонарушении, который составляется в случае, если лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, оспаривает наличие события правонарушения и (или) назначенное административное наказание, должен быть приобщен к вынесенному по делу постановлению. В указанном протоколе должностное лицо зафиксирует все имеющиеся по делу доказательства, а лицо, привлекаемое к административной ответственности, получит возможность написать свои объяснения, чтобы в дальнейшем подать в установленном порядке жалобу на вынесенное по делу постановление.

В части постановлений, вынесенных за административные правонарушения, зафиксированные средствами видеофиксации, уточнено, что в таком же порядке (то есть в форме электронного документа и без присутствия лица, привлекаемого к административной ответственности) будет выноситься постановление в случае подтверждения содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Помимо этого, установлено, что экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме средств видеофиксации, могут направляться лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не только по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, но и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

В статью 29.6 КоАП РФ, регламентирующую сроки рассмотрения дела об административном правонарушении, Федеральным законом внесено изменение, согласно которому постановление по факту нарушения, выявленного с применением работающих в автоматическом режиме средств видеофиксации, должно быть вынесено в 15-дневный срок.

В статью 30.1 КоАП РФ внесено уточнение, согласно которому в арбитражный суд обжалуется не любое постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а только постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Во всех остальных случаях (в том числе в случае обжалования постановления, вынесенного за административное правонарушение в области дорожного движения) жалоба должна подаваться в суд общей юрисдикции.

Статья 30.8 КоАП РФ дополнена положениями, согласно которым копия вынесенного судьей решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, в срок до трех суток после его вынесения должна направляться должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, а копия решения по жалобе на постановление по делу, рассмотренному органом, должностным лицом, в тот же срок должна направляется в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.

Статья 30.12 КоАП РФ дополнена нормой, согласно которой вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье.

Законом также скорректирован ряд положений статьи 32.2 КоАП РФ, регламентирующих направление постановлений, административный штраф по которым не был уплачен в установленный срок, судебным приставам-исполнителям для принудительного исполнения. Так, если до настоящего времени в подразделения ФССП России направлялись оригиналы соответствующих постановлений, то теперь устанавливается, что оригинальное постановление будет храниться в вынесшем его органе, а для принудительного исполнения в структурные подразделения ФССП России будет направляться второй экземпляр указанного постановления. При этом будет допускаться изготовление второго экземпляра постановления в форме электронного документа, юридическая сила которого будет подтверждаться усиленной квалифицированной электронной подписью, и направление данного второго экземпляра постановления судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям.

В статьях 32.6 и 32.7 КоАП РФ для их единообразного понимания всеми правоприменителями Федеральным законом уточнены некоторые формулировки в части порядка исполнения постановлений о лишении права управления транспортными средствами.

Помимо этого, установлено, что по истечении срока лишения права управления транспортными средствами водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) возвращаются не только после проверки знания Правил дорожного движения, но и после уплаты в установленном порядке всех административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения.

Пресс-служба ГУОБДД МВД России