1413 ч 5 коап рф

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 14.1.3 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 14.1.3 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

1. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии к статье 14.1.3 КоАП РФ:

Подробнее о применении положений главы 14 Особенной части КоАП РФ см. п.п. 13-22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Санкция по ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ если в реестре лицензий нет сведений об адресе МКД?

ВОПРОС 21. Образует ли объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ, осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании соответствующей лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае, когда в реестре лицензий отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома, управление которым осуществляет лицензиат?

ОТВЕТ. Согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом (ст. 3). В приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения о лицензируемом виде деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (ст. 15).

В связи с этим в лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не отражаются сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

При этом согласно ч. 4 ст. 192 ЖК РФ лицензия действует только на территории субъекта РФ, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

Как следует из содержания ч. 4 ст. 198 ЖК РФ, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта РФ, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.

Согласно ч. 2 ст. 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта РФ должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Из системного толкования указанных выше норм закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Жилищного кодекса РФ следует, что отсутствие в реестре лицензий сведений о многоквартирном доме, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, само по себе не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем такой деятельности без лицензии.

Таким образом, осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании соответствующей лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае, когда в реестре лицензий отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома, управление которым осуществляет лицензиат, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ (извлечение из «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)

Постановление Московского городского суда от 5 июня 2017 г. N 4а-1413/17

Постановление Московского городского суда от 5 июня 2017 г. N 4а-1413/17

Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу *** на вступившие в законную силу решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 22 сентября 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 14 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении,

постановлением инспектора 4 БП БПС ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве от 09 марта 2016 года *** В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.19 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.

Решением судьи Пресненского районного суда города Москвы от 22 сентября 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 14 ноября 2016 года, названное выше постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении *** В.П. прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ — в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

Решением судьи Московского городского суда от 14 ноября 2016 года, решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 22 сентября 2016 года оставлено без изменения, жалоба *** В.П. — без удовлетворения.

В настоящей жалобе *** В.П., выражая несогласие с названными судебными актами, просит их отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ — в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку при рассмотрении поданных им жалоб судебными инстанциями не дана оценка представленным доказательствам, не рассмотрены заявленные ходатайства.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы заявителя, нахожу решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 14 ноября 2016 года подлежащими отмене по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей районного суда не выполнены.

Так, из обжалуемого решения судьи районного суда усматривается, что при рассмотрении жалобы *** В.П. на постановление должностного лица судьей исследовались такие доказательства как: постановление инспектора 4 БП ДПС ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве N 18810077140007473215 от 09.03.2016 г.; протокол о задержании транспортного средства N 77 АЕ 0023859 от 09.03.2016 г.; акт приема — передачи транспортного средства.

Между тем указанные материалы дела об административном правонарушении, либо их надлежащим образом заверенные копии в материалах настоящего дела отсутствуют, что ставит под сомнение их фактическое исследование судьей районного суда в ходе рассмотрение жалобы на постановление должностного лица.

Судьей Московского городского суда также мер к приобщению названных выше материалов дела об административном правонарушении либо их заверенных копий предпринято не было.

Допущенные судебными инстанциями нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяет признать состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 14 ноября 2016 года не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а дело — возвращению на новое рассмотрение в Пресненский районный суд города Москвы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

решение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 14 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.19 КоАП РФ, в отношении **** — отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Пресненский районный суд города Москвы.

Московского городского суда Е.М. Базькова

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 14.13. Неправомерные действия при банкротстве

1. Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере или месте нахождения или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества либо сокрытие, уничтожение или фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица либо индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства юридического лица либо признаков неплатежеспособности индивидуального предпринимателя или гражданина и не содержат уголовно наказуемых деяний, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

2. Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника — юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем (участником) либо индивидуальным предпринимателем или гражданином заведомо в ущерб другим кредиторам либо принятие такого удовлетворения кредиторами, знающими об отданном им предпочтении в ущерб другим кредиторам, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержат уголовно наказуемых деяний, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

4. Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, в том числе несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему, конкурсному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации сведений и (или) документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, и (или) имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на арбитражного управляющего, конкурсного управляющего и руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

4.1. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, либо сокрытие документов и иных носителей информации, совершенные в отношении представителей Банка России или государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в связи с осуществлением ими полномочий при проведении анализа финансового положения банка в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

5. Неисполнение руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица либо индивидуального предпринимателя, гражданина банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет.

6. Неисполнение руководителем юридического лица в установленный законодательством о несостоятельности (банкротстве) срок обязанности по направлению собственнику имущества должника — унитарного предприятия, а также лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников), сведений о наличии признаков банкротства, равно как и копии заявления должника при подаче его в арбитражный суд, отзыва должника на заявление о признании должника банкротом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет.

7. Незаконное воспрепятствование индивидуальным предпринимателем или гражданином деятельности арбитражного управляющего, утвержденного арбитражным судом в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя или гражданина, включая уклонение или отказ от предоставления информации в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), передачи арбитражному управляющему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет.

Комментарий к статье 14.13

1. Объектом правонарушения по ч. 1 ст. 14.13 КоАП РФ является правомерное осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения предусматривает различные предметы (материальные объекты, путем неправомерного воздействия на которые осуществляется посягательство на охраняемые законом права и интересы) и способы правонарушения.

Предмет правонарушения по ч. 1 ст. 14.13 КоАП РФ — имущество, имущественные права и обязанности, сведения о них, учетные документы должника, как они определены согласно нормам ГК РФ и законодательства о бухгалтерском учете.

Способ правонарушения — совершение хотя бы одного из следующих общественно опасных деяний:

— сокрытие имущества должника, его имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений о таких предметах правонарушения;

— передача имущества должника во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества;

— сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При этом перечисленные деяния должны быть совершены не сами по себе, а при наличии признаков, определенных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ:

— банкротства юридического лица;

— неплатежеспособности индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ («Признаки банкротства юридического лица»), если иное не установлено этим Законом, «юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены». Таким образом, признаком банкротства юридического лица является просрочка исполнения требований кредиторов и (или) исполнения обязанностей по уплате обязательных платежей, превысившая три месяца от даты надлежащего исполнения.

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

— размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением следующих обязательств:

перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

по выплате компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;

перед учредителями (участниками) должника, вытекающие из такого участия;

— размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника:

— подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени);

— проценты за просрочку платежа;

— убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства;

— иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Признаки неплатежеспособности гражданина указаны в п. 3 ст. 213.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Под неплатежеспособностью гражданина понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Если не доказано иное, гражданин предполагается неплатежеспособным при условии, что имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

— гражданин прекратил расчеты с кредиторами, т.е. перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил;

— более чем 10% совокупного размера денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые имеются у гражданина и срок исполнения которых наступил, не исполнены им в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства и (или) обязанность должны быть исполнены;

— размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования;

— наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Если имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе доходов от деятельности гражданина и погашения задолженности перед ним, гражданин в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил, гражданин не может быть признан неплатежеспособным.

В силу ст. 214.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ к отношениям, связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей, применяются правила, установленные § 1.1 гл. X этого Закона. Следовательно, к отношениям, связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей, применимы приведенные выше по тексту положения п. 3 ст. 213.6 указанного Закона — признаки неплатежеспособности индивидуального предпринимателя и гражданина аналогичны.

Таким образом, для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 14.13 КоАП РФ обязательно совершение деяний в обстановке признаков банкротства юридического лица, неплатежеспособности гражданина и индивидуального предпринимателя, предусмотренных Законом, но необязательно после подачи заявления о признании должника банкротом, в обстановке судебного разбирательства и связанных процедур по делу о банкротстве.

Для привлечения виновного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.13 КоАП РФ материальный ущерб от деяния должен быть меньше суммы, предусмотренной для привлечения к уголовной ответственности.

Субъект правонарушения по ч. 1 ст. 14.13 КоАП РФ:

— вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет;

— вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, несущее ответственность как должностное лицо.

2. Объектом правонарушения по ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ является правомерное осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения заключается в:

— неправомерном удовлетворении имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника — юридического лица, если такое деяние совершалось виновным лицом при осознании причинения ущерба другим кредиторам. Так, например, может быть нарушена очередность удовлетворения требований кредиторов, увеличен размер выплат в пользу ряда кредиторов в ущерб другим;

— принятии удовлетворения имущественных требований за счет имущества должника — юридического лица кредиторами, знающими о нарушениях должника и ущербе другим кредиторам.

Правомерные условия и порядок удовлетворения имущественных требований кредиторов установлены ГК РФ и (или) Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Деяние должно быть совершено в обстановке наличия признаков банкротства, определяемых Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Согласно ст. 3 указанного Закона, если иное не установлено этим Законом, «юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены». Статьей 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ предусмотрены состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей для определения наличия признаков банкротства должника.

Для привлечения виновного лица к административной ответственности материальный ущерб от деяния должен быть меньше суммы, предусмотренной для привлечения к уголовной ответственности.

Субъект правонарушения по ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ:

— вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет;

— вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, которое является:

руководителем юридического лица — единоличным исполнительным органом юридического лица или руководителем коллегиального исполнительного органа, а также иным лицом, осуществляющим в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

учредителем (участником) юридического лица;

3. Объектом правонарушения по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ является правомерное осуществление предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации.

Объективная сторона заключается в неисполнении обязанностей, возложенных законодательством о несостоятельности (банкротстве) на арбитражных управляющих, реестродержателей, организаторов торгов, операторов электронной площадки, руководителей временной администрации финансовой организации.

Арбитражный управляющий (финансовый управляющий, временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) — гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

В своей работе арбитражный управляющий должен исполнять обязанности, возложенные на него:

— Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ;

— федеральными стандартами профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральными стандартами деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, соответствующими Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Названные стандарты разрабатываются национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утверждаются Минэкономразвития России и являются обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. К таким стандартам относятся:

Федеральный стандарт деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих «Требования к организации повышения уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 26.12.2013 N 786;

Федеральный стандарт профессиональной деятельности арбитражных управляющих «Правила ведения Реестра требований о передаче жилых помещений», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20.02.2012 N 72;

Федеральный стандарт профессиональной деятельности арбитражных управляющих «Требования саморегулируемой организации арбитражных управляющих к арбитражному управляющему по исполнению им обязанности заключить договор обязательного страхования ответственности», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 12.03.2011 N 102.

Кроме этого, ст. 20.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ предусмотрены требования к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве. В случае если в соответствии с указанным Законом на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для руководителя такого должника; по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для руководителя такого должника.

Согласно ст. 16 названного Закона реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель.

Реестродержатель для целей Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ — это профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг в соответствии с федеральными стандартами, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов.

Статьей 8 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» предусмотрено, что деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица. Договор на ведение реестра заключается исключительно юридическим лицом.

Реестродержатель должен соблюдать:

— Общие правила ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.07.2004 N 345;

— Типовую форму реестра требований кредиторов, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 233.

Привлекаемый арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника реестродержатель должен быть аккредитован саморегулируемой организацией и не может быть заинтересованным лицом по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам (круг заинтересованных лиц определен ст. 19 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

В случае если ведение реестра требований кредиторов передано реестродержателю, арбитражный управляющий не несет ответственность за правильность ведения реестра требований кредиторов и не отвечает за совершение реестродержателем иных действий (бездействие), которые причиняют или могут причинить ущерб должнику и его кредиторам.

Организатором торгов может выступать арбитражный управляющий или специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет должника.

Привлекаемый арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника организатор торгов должен быть аккредитован саморегулируемой организацией и не может быть заинтересованным лицом по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам.

Оператор электронной площадки — любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые проводят торги в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ и являются членами саморегулируемой организации операторов электронных площадок (п. 20 ст. 110 указанного Закона).

Привлекаемый арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника оператор электронной площадки не может быть заинтересованным лицом по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам.

Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54 утверждены:

— Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

— Требования к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

— Порядок подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным требованиям к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Приказом Минэкономразвития России от 26.12.2013 N 785 утвержден Федеральный стандарт деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих «Требования к аккредитации саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих операторов электронных площадок, обеспечивающих проведение торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве».

Руководитель временной администрации финансовой организации — утвержденный Банком России арбитражный управляющий, соответствующий требованиям, установленным ст. 183.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ («Требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве финансовой организации»).

Согласно ст. 183.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ под временной администрацией финансовой организации понимается специальный временный орган управления финансовой организации, назначенный органом, который осуществляет контрольные функции в отношении финансовых организаций (Банк России).

Целями назначения временной администрации являются восстановление платежеспособности финансовой организации и (или) обеспечение сохранности имущества финансовой организации.

Неисполнение обязанностей может выражаться в:

— действиях — исполнение обязанностей не в полном объеме, нарушение нормативных процедур, сроков в работе;

— бездействии — воздержании от исполнения положенного (например, невнесение данных в реестр).

Вместе с этим для привлечения виновного лица к административной ответственности действия (бездействие) не могут содержать уголовно наказуемого деяния.

Субъекты правонарушения по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ — как физические, так и юридические лица, прямо упомянутые в диспозиции нормы.

4. Объектом правонарушения по ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ является правомерное осуществление предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения заключается в незаконном причинении препятствий деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего и временной администрации финансовой организации.

Обстановка совершения правонарушения — в ходе дела о банкротстве, когда руководство юридическим лицом осуществляется соответственно арбитражным управляющим, конкурсным управляющим и руководителем временной администрации финансовой организации.

Арбитражный управляющий — гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ полномочий, или Агентство по страхованию вкладов, осуществляющее указанные полномочия в случаях, установленных названным Законом.

Руководитель временной администрации финансовой организации — утвержденный Банком России арбитражный управляющий, соответствующий требованиям, установленным ст. 183.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Перечень способов и предметов правонарушения сформулирован как открытый. Приведенные законодателем способы совершения деяния — несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи таких предметов, как сведения и (или) документы, необходимые для исполнения обязанностей лицами, на которых возложено руководство юридическим лицом в деле о банкротстве, и (или) имущество, принадлежащее юридическому лицу.

Для привлечения виновного лица к административной ответственности действия (бездействие) не могут содержать уголовно наказуемого деяния.

Субъект правонарушения по ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, несущее ответственность как должностное лицо.

5. Объект правонарушения по ч. 4.1 ст. 14.13 КоАП РФ — правомерное осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Объективная сторона заключается в таких действиях (бездействии), совершенных в отношении уполномоченных представителей Банка России или государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», как несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи сведений и (или) документов и (или) имущества, принадлежащего юридическому лицу, сокрытие документов и иных носителей информации.

Обстановка совершения деяния — в случае, когда осуществляются полномочия Банка России или Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» при проведении анализа финансового положения банка.

Субъект правонарушения по ч. 4.1 ст. 14.13 КоАП РФ — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, несущее ответственность как должностное лицо.

6. Объект правонарушения по ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ — правомерное осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения заключается в неисполнении законной обязанности должника по подаче в арбитражный суд в установленный законом срок заявления о признании банкротом:

— руководителем юридического лица — в отношении юридического лица;

— индивидуальным предпринимателем — в отношении себя;

— гражданином — в отношении себя.

В соответствии со ст. 223 АПК РФ и ст. 33 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица или по месту жительства гражданина.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:

— удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

— органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

— органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

— обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

— должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества. Недостаточность имущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника. Неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное;

— имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством;

Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

В случае если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение 10 дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.

Согласно ст. ст. 213.4, 214 и 214.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ гражданин (в том числе индивидуальный предприниматель) обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем 500 тыс. руб., не позднее 30 рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом.

Положения ст. 213.4 указанного Закона не применяются к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) крестьянских (фермерских) хозяйств. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, по общему правилу применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц (ст. 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Субъект правонарушения по ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ:

— вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет;

— вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, которое является:

руководителем юридического лица;

7. Объектом правонарушения по ч. 6 ст. 14.13 КоАП РФ является правомерное осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Объективная сторона заключается в неисполнении в положенный срок обязанности по направлению собственнику имущества должника — унитарного предприятия, а также лицам, которые имеют право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников): сведений о наличии признаков банкротства; копии заявления должника при подаче его в арбитражный суд; отзыва должника на заявление о признании должника банкротом.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, если иное не установлено этим Законом, «юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены».

Статьей 30 указанного Закона («Меры по предупреждению банкротства организаций») предусмотрена обязанность руководителя юридического лица направить сведения о наличии признаков банкротства такого лица собственнику имущества должника — унитарного предприятия и лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников), в течение 10 дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении.

Руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.

В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

Пунктом 4 ст. 37 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ предусмотрена обязанность должника направить копии заявления должника, в том числе собственнику имущества должника — унитарного предприятия, в совет директоров (наблюдательный совет) или иной аналогичный коллегиальный орган управления, а также иным лицам в случаях, предусмотренных названным Законом. В случае если до подачи заявления должника избраны (назначены) представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, представитель учредителей (участников) должника, копии заявления должника направляются указанным лицам.

Представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ не указан специальный срок для исполнения обязанности должника по направлению копии заявления должника собственнику имущества должника — унитарного предприятия, в совет директоров (наблюдательный совет) или иной аналогичный коллегиальный орган управления, представителю собственника имущества должника — унитарного предприятия, представителю учредителей (участников). Следовательно, такие копии должны направляться не позднее дня подачи заявления должника в арбитражный суд.

Статья 47 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ («Отзыв должника на заявление о признании должника банкротом») предусматривает, что в течение 10 дней с даты получения определения о принятии заявления кредитора или заявления уполномоченного органа должник обязан направить в арбитражный суд, конкурсному кредитору, работнику, бывшему работнику должника или в уполномоченный орган, а также представителю учредителей (участников) должника и (или) собственнику имущества должника — унитарного предприятия отзыв на такое заявление. К отзыву должника, направляемому в арбитражный суд, должны быть приложены доказательства отправки заявителю копии отзыва.

Субъект правонарушения по ч. 6 ст. 14.13 КоАП РФ — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, которое является руководителем юридического лица.

8. Объектом правонарушения по ч. 7 ст. 14.13 КоАП РФ является правомерное осуществление предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения заключается в причинении не предусмотренных нормами права препятствий деятельности арбитражного управляющего.

Обстановка совершения правонарушения: возбуждено дело о банкротстве гражданина, индивидуального предпринимателя, и арбитражный управляющий утвержден судом по этому делу.

Законодатель не раскрывает исчерпывающий перечень деяний, составляющих незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, но перечисляет такие возможные способы совершения правонарушения, как уклонение или отказ от предоставления информации в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве); уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей.

Так, п. 1 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ предусмотрено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну, в частности:

— о должнике и о контролирующих лицах;

— о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах);

— о контрагентах должника;

— об обязательствах должника.

Запрошенные арбитражным управляющим сведения должны быть представлены в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Согласно п. 2 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 855, при проведении проверки за период не менее двух лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства арбитражным управляющим исследуются:

— учредительные документы должника;

— бухгалтерская отчетность должника;

— договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника;

— документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;

— перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;

— список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5% дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

— справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки;

— перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее 5% кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее двух лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

— отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;

— сведения об аффилированных лицах должника;

— материалы судебных процессов должника;

— материалы налоговых проверок должника;

— иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.

В случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.

Для привлечения виновного лица к административной ответственности действия (бездействие) не могут содержать уголовно наказуемого деяния.

Субъект правонарушения по ч. 7 ст. 14.13 КоАП РФ:

— вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет;

— вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, которое является индивидуальным предпринимателем.