Содержание статьи:

Статья 172 ТК РФ. Гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления

Новая редакция Ст. 172 ТК РФ

Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Комментарий к Статье 172 ТК РФ

В статье 172 Трудового кодекса РФ сказано, что работникам, избранным на выборные должности в государственных органах и органах местного самоуправления, гарантии предоставляются соответствующими нормативными актами.

Другой комментарий к Ст. 172 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Выборными должностями в государственных органах являются:

— Президент Российской Федерации;

— член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, избранный законодательным (представительным) органом субъекта РФ;

— депутат Государственной Думы;

— депутат законодательного (представительного) органа субъекта РФ;

— глава исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Гарантии трудовых прав лиц, освобожденных от работы в связи с избранием их на указанные должности, устанавливаются в законах, определяющих статус соответствующих органов и порядок деятельности лиц, замещающих выборные должности в них.

2. Ввиду особого положения должности Президента РФ в структуре органов государственной власти специальных гарантий трудовых прав Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, закон не устанавливает. Однако Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 617) устанавливается целый ряд иных правовых, социальных и прочих гарантий, в том числе право на пожизненное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения Президента РФ. Выплата указанного содержания приостанавливается в случае замещения Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или государственной должности государственной службы на период замещения соответствующих должностей.

3. Члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы предоставляются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ (в ред. от 2 марта 2007 г.) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в стаж федеральной государственной службы и в иные виды трудового стажа. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации.

Супругу члена Совета Федерации, супругу депутата Государственной Думы, уволенным в связи с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются: стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы организации за год, на который приходится переезд, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если эти лица на момент переезда занимали должность, работали по специальности либо работали (служили) в местностях, которые предусматривают предоставление соответствующей льготы.

Гражданин РФ, не менее одного года исполнявший полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (за исключением гражданина, полномочия которого в качестве члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы были прекращены досрочно в случае вступления в законную силу приговора суда в отношении этого лица), имеет право на государственную пенсию.

В случае роспуска Государственной Думы в соответствии со ст. ст. 111 и 117 Конституции РФ депутат Государственной Думы имеет право на получение единовременного денежного пособия, равного 3-кратному размеру его ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий. Если он имеет стаж, достаточный для назначения трудовой пенсии, с его согласия трудовая пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством РФ пенсионного возраста. При этом он имеет право и на государственную пенсию в установленном в законодательстве размере.

4. Помощнику члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, уволенному в связи с истечением срока полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, также предоставляется прежняя работа (должность), однако только в том случае, если до приема на работу помощником он работал в государственных органах или в органах местного самоуправления.

5. Гарантии депутатам законодательных (представительных) органов субъектов РФ и высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) устанавливаются конституцией (уставом) или законом субъекта РФ.

6. Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (см. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

7. Под прежней работой, которая предоставляется указанным лицам, следует понимать ту работу (должность), которую они занимали непосредственно перед избранием на выборную должность. При этом работник, принятый по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, на должность, ранее занимаемую возвращающимся выборным лицом, не может быть уволен по п. 2 ст. 83 ТК, и поэтому в таком случае возвращающемуся работнику может быть предоставлена не прежняя, а только равноценная работа. Такая же ситуация складывается и в случае сокращения соответствующей должности. Равноценная работа представляет собой работу, соответствующую по условиям труда, квалификации, условиям и размеру оплаты, льготам, предоставляемым в связи с ней.

8. В случае ликвидации организации, в которой работал выборный работник, предоставление ему прежней или равноценной работы невозможно. В этом случае трудоустройство осуществляется органами государственной службы занятости населения.

Статья 170 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей

Новая редакция Ст. 170 ТК РФ

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Комментарий к Статье 170 ТК РФ

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Так гласит статья 170 Трудового кодекса РФ.

Другой комментарий к Ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 170 ТК РФ предусматривает принципиально иной подход к предоставлению гарантий и компенсаций работникам, привлекаемым к исполнению государственных и общественных обязанностей, чем ранее действовавшее законодательство. Обязанность работодателя исчерпывается освобождением работника от работы, а компенсацию неполученного заработка обязан произвести тот государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей. Размер компенсации определяется законом или иным нормативным правовым актом.

2. Перечень государственных или общественных обязанностей в Трудовом кодексе отсутствует, указывается лишь на то, что исполнение государственных или общественных обязанностей в рабочее время должно быть предусмотрено Трудовым кодексом или федеральным законом.

К числу государственных или общественных обязанностей, выполняемых в рабочее время на основании федеральных законов, относятся:

— участие в деятельности избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума;

— участие зарегистрированного кандидата в выборах в представительные органы государственной власти или в представительные органы местного самоуправления;

— осуществление полномочий доверенного лица в период проведения выборов в представительные органы государственной власти или в представительные органы местного самоуправления;

— осуществление депутатских полномочий на непостоянной основе;

— осуществление функций народных, арбитражных и присяжных заседателей;

— явка в качестве потерпевшего, свидетеля, их законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого в органы дознания, к следователю, прокурору, в налоговый орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или в суд;

— выполнение специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом;

— выполнение воинских обязанностей;

— выполнение обязанностей спасателей на нештатной основе и на общественных началах.

3. Гарантии и компенсации в связи с участием в деятельности избирательных комиссий и комиссий по проведению референдумов, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, предусмотрены п. 17 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (в ред. от 26 апреля 2007 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

Кроме того, член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

4. Гарантии и компенсации зарегистрированному кандидату в выборах Президента РФ, выборах в представительные органы государственной власти или в представительные органы местного самоуправления предусмотрены ст. 41 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Работодатель обязан по заявлению зарегистрированного кандидата освободить его от работы в любой день и на любое время в период со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов.

Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе работодателя уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.

Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии — с даты выбытия. Если соответствующая избирательная комиссия назначит на основании закона повторное голосование, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.

5. Гарантии и компенсации работникам, являющимся доверенными лицами кандидатов в Президенты РФ, в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотрены ст. 43 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Кандидат, а также избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, вправе назначить доверенных лиц, количество которых устанавливается законодательством. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения, избирательного блока) и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

6. Осуществление депутатских полномочий на непостоянной (без освобождения от основной деятельности) основе может быть предусмотрено представительным органом государственной власти субъекта РФ (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 10 мая 2007 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также представительными органами местного самоуправления (Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ (в ред. от 21 июля 2005 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; см. также законы субъектов РФ и уставы муниципальных образований). Законы субъектов Федерации могут устанавливать социальные гарантии этим лицам.

7. В соответствии со ст. 8 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2005 г.) «О судебной системе РФ» участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей является гражданским долгом. За время участия в отправлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с федеральными законами за народными и арбитражными заседателями сохраняется средний заработок по месту их основной работы.

8. Присяжными заседателями в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ (в ред. от 31 марта 2005 г.) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении дела судом. Вызов необходимого числа присяжных заседателей в суд для участия в рассмотрении дел осуществляется судом в порядке, установленном УПК, один раз в год на десять рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, то и на все время рассмотрения этого дела.

Присяжному заседателю выплачивается судом за счет средств федерального бюджета вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи соответствующего суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за это время.

Командировочные расходы возмещаются присяжному заседателю в порядке и размере, установленных законодательством для судей, а также ему возмещаются транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно по тарифам, действующим в данной местности.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей в суде учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

За присяжным заседателем по месту его основной работы сохраняются все гарантии и компенсации.

Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя во время исполнения им обязанностей в суде не допускаются. Время исполнения обязанностей присяжного заседателя учитывается во все виды стажа.

9. Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются граждане РФ, наделенные в установленном порядке полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей.

Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.

Арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.

Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.

За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации (см. Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ (в ред. от 30 июня 2003 г.) «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ»).

10. Статья 131 УПК РФ предусматривает возмещение работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым недополученной ими заработной платы за время, затраченное в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд. Пункт 7 ст. 56 АПК устанавливает, что граждане, вызванные в арбитражный суд в качестве свидетелей, имеют право на возмещение расходов, связанных с вызовом в суд, и получение денежной компенсации в связи с потерей времени. Аналогичное правило предусмотрено п. 3 ст. 70 ГПК. На основании ст. 25.14 КоАП потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются в установленном Правительством РФ порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Таким образом, во всех случаях вызова в органы дознания, предварительного следствия, в прокуратуру, в суд (кроме Конституционного Суда РФ), к должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, за гражданином сохраняется средний заработок по месту его работы, а также возмещаются понесенные расходы. Порядок возмещения недополученного заработка и понесенных расходов предусмотрен Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1990 г. N 245 (в ред. от 4 марта 2003 г.).

Лица, отвлеченные от работы в связи с вызовом в органы предварительного следствия, дознания, в прокуратуру, в суд, имеют право:

а) на выплату компенсации за недополученный заработок в размере среднего заработка за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы;

б) на компенсацию расходов по проезду к месту явки и обратно. Компенсация указанных расходов выплачивается на основании проездных документов, но не свыше:

по железной дороге — стоимости проезда в плацкартном (купейном) вагоне;

по водным путям — стоимости проезда в каютах, оплачиваемых по V — VIII группам тарифных ставок на судах морского флота, и в каюте III категории на судах речного флота;

по шоссейным и грунтовым дорогам — стоимости проезда транспортом общественного пользования (кроме такси).

При пользовании воздушным транспортом возмещается стоимость билета обычного класса.

Помимо расходов по проезду при представлении соответствующих документов, возмещаются страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, стоимость предварительной продажи проездных документов, затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходы по проезду автотранспортом (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэродрому, если они находятся за чертой населенного пункта.

С разрешения органа, производящего вызов, свидетелям, потерпевшим, законным представителям потерпевших, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым при непредставлении проездных документов оплачивается минимальная стоимость проезда между местом постоянного жительства и местом явки;

в) на компенсацию расходов по найму жилого помещения и оплату суточных за дни вызова в органы дознания, предварительного следствия, в прокуратуру, суд или к соответствующему должностному лицу, включая время в пути, выходные и нерабочие праздничные дни, а также время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами; компенсация производится в порядке, установленном законодательством о возмещении командировочных расходов. Суточные не выплачиваются, если у свидетеля, потерпевшего, законного представителя потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.

Плата за бронирование мест в гостиницах возмещается в размере 50% от возмещаемой стоимости места за сутки.

Соответствующие суммы выплачиваются органом, производящим вызов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, — из средств, специально отпускаемых по смете на указанные цели, а по гражданским и арбитражным делам — из сумм, вносимых сторонами, кроме случаев, когда стороны освобождены от уплаты судебных расходов по делу; в этих случаях оплата производится из средств, отпускаемых по смете.

Порядок и размеры возмещения расходов участникам производства по делам об административных нарушениях (потерпевшим, свидетелям, специалистам, экспертам, переводчикам и понятым) определяется Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2003 г. N 140 (СЗ РФ. 2003. N 10. Ст. 905).

В соответствии со ст. 131 НК и Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298 (СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1601), в аналогичном порядке свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные, а за работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы. Выплата указанных сумм производится на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета.

11. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г. N 58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом» (СЗ РФ. 1997. N 4. Ст. 551) лицам, привлекаемым с их согласия к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом и не входящих в круг их служебных обязанностей, выплачивается единовременное денежное вознаграждение в 5-кратном минимальном размере оплаты труда, а также сохраняется заработная плата в размере не ниже среднего заработка по месту работы в случае выполнения ими специальных задач в рабочее время.

12. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (в ред. от 12 апреля 2007 г.) «О воинской обязанности и военной службе» на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, а также на время военных сборов граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Им также возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочные расходы.

Аналогичные гарантии предоставляются при медицинском освидетельствовании гражданам, направляемым на альтернативную гражданскую службу.

Расходы, понесенные организациями, компенсируются им за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 704 (в ред. от 29 мая 2006 г.) «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

На время прохождения военных сборов и связанных с ними мероприятий граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и возмещаются расходы по проезду, найму (поднайму) жилья и суточные в соответствии с Положением о проведении военных сборов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 333 (СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2525).

13. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (в ред. от 18 декабря 2006 г.) «О пожарной безопасности» предусматривает создание подразделений добровольной пожарной охраны. Добровольными пожарными признаются граждане, непосредственно участвующие на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные граждане в свободное от работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца и не более чем на четыре часа подряд. Таким образом, никаких гарантийных и компенсационных выплат лицам, привлекаемым к участию в добровольной пожарной охране, действующее законодательство не устанавливает.

14. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ (в ред. от 9 мая 2005 г.) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования могут создаваться как на постоянной штатной основе, так и на нештатной и добровольной основе. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставной задачей которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.

Спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Спасатели, не прошедшие аттестации, утрачивают статус спасателей.

Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ. Спасателям нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно-спасательных формирований, взамен дополнительного отпуска может выдаваться денежная компенсация в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г. N 67 (СЗ РФ. 1997. N 4. Ст. 53) установлены размеры и порядок выплаты денежной компенсации взамен дополнительного отпуска спасателям нештатных и добровольных (общественных) аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно-спасательных формирований, привлекаемым к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Компенсация выплачивается из расчета один день отпуска за 24 часа фактически отработанного времени в порядке, установленном для выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск.

Расходы, связанные с выплатой денежной компенсации взамен дополнительного оплачиваемого отпуска и оплатой труда спасателей, производятся за счет средств, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, привлекающими спасателей к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 179 ТК РФ. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников

Ст 179 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным — при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 551-20-23 — Это быстро и бесплатно !

Комментарий к статье 179 ТК РФ:

1. Установленные критерии — более высокая производительность труда и квалификация работника — обеспечивают правильный выбор кандидатуры, подлежащей увольнению, и дают возможность сохранить трудовые отношения с высококвалифицированными работниками.

Если при решении вопроса о преимущественном праве окажется, что работники имеют равную производительность труда и квалификацию, то предпочтение отдается работникам, перечисленным в ч. 2 ст 179 ТК РФ. При этом работодатель может предоставить это право любому работнику, указанному в ч. 2, не соблюдая той последовательности, которая дана законодателем.

О более высокой квалификации свидетельствует наличие у работника начального, среднего, высшего профессионального образования, получение второго образования, наличие ученой степени, ученого звания и т.д. Производительность труда характеризуется качеством выполняемой работы, отсутствием брака, большим объемом продукции, производимой в единицу времени, по сравнению с другими работниками, и т.д.

2. Закрепленное в ч. 2 статьи 179 ТК РФ понятие «иждивенцы» воспринято законодателем из Закона о трудовых пенсиях.

К лицам, находящимся на иждивении работника, относятся нетрудоспособные члены семьи, которыми признаются:

  • а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или дети, братья, сестры и внуки старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;
  • б) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка, независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками, не достигшими 14 лет, и не работают;
  • в) родители и супруг, если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности;
  • г) дедушка и бабушка, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать (ст. 9 Закона о трудовых пенсиях).

3. Кроме перечисленных в ч. 2 ст 179 РФ работников преимущество в оставлении на работе предоставляется: авторам изобретений (ст. 35 Закона СССР от 31 мая 1991 г. N 2213-1 «Об изобретениях в СССР» // ВВС СССР. 1991. N 25. Ст. 703); супругам военнослужащих в государственных организациях, воинских частях (ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331); гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей на работе, куда они поступили впервые после увольнения с военной службы, а также одиноким матерям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (ст. 23 указанного Закона); гражданам, удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющимся полными кавалерами ордена Славы (ст. 8 Закона РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» // ВВС РФ. 1993. N 17. Ст. 247); должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе (ст. 21 Закона о государственной тайне); лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с лучевой нагрузкой, вызванные последствиями чернобыльской катастрофы, лицам, получившим инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы, участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1986 — 1990 гг., а также лицам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным из зоны отселения, другим приравненным к ним лицам (ст. 14 Закона о Чернобыле); лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) (ст. 2 Закона о социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне).

4. Правовые гарантии, закрепленные в статье 179 ТК РФ, дополняются гарантиями на локальном уровне, которые включаются в коллективные договоры, соглашения. Так, устанавливается, что преимущественное право оставления на работе предоставляется:

  • работающим инвалидам; лицам предпенсионного возраста (женщинам — 53 года, мужчинам — 58 лет); работникам, проработавшим на предприятии 15 и более лет; работникам моложе 18 лет (Отраслевое соглашение по организациям Федерального агентства специального строительства на 2008 — 2010 годы);
  • лицам предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии); проработавшим в организации свыше 10 лет; одиноким родителям, имеющим на иждивении детей до 16-летнего возраста; несовершеннолетним работникам (Отраслевое соглашение по организациям Федерального архивного агентства на 2008 — 2010 годы; Отраслевое соглашение по органам, учреждениям и предприятиям Федеральной службы исполнения наказаний на 2008 — 2010 годы);
  • молодым специалистам в течение 3 лет (Отраслевое тарифное соглашение по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2008 — 2010 годы).

Работник-инвалид. Особенности трудовых отношений

Источники права по регулированию трудовых прав работников-инвалидов:

  1. Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106, ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46).
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  3. Трудовой кодекс РФ.
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09» (вместе с «СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила» (Требования)).
  5. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
  6. Приказ Минтруда России от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».

Статус инвалида и подтверждающие документы работника

Согласно статье 1 № 181-ФЗ, инвалидом является работник, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание производится федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ). Согласно ТК РФ, инвалиды в качестве подтверждения своего статуса предъявляют справку МСЭ и программу индивидуальной реабилитации или абилитации (до 01.01.2016 выдавалась ИПР, с 01.01.2016 — ИПРА). Статьей 23 № 181-ФЗ установлено, что таким сотрудникам, занятым в компаниях любых организационно-правовых форм и видов собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с ИПР (ИПРА) работника.

Предъявление таких документов — право, но не обязанность работника. Статьей 65 Трудового кодекса РФ запрещено требование документов, не предусмотренных действующим законодательством.

Если документы работником предъявлены, соблюдение прав и обеспечений гарантий для инвалида — обязанность работодателя.

Особенности регулирования труда инвалидов

Трудовой договор работника, имеющего статус инвалида, не должен отличаться от других работников юридического лица. Не допускается ухудшать положение сотрудников с ограничениями по здоровью, по сравнению с другими работниками. Однако такой договор имеет ряд особенностей:

  • Трудовой кодекс для инвалидов 2 группы так же, как и для «первогруппников» устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда;
  • продолжительность ежедневной работы или смены для инвалидов определяется в соответствии с медицинским заключением (ИПР или ИПРА). Если продолжительность рабочего времени работника отличается от общих правил компании-работодателя, в трудовой договор вносится условие об индивидуальном режиме труда или индивидуальном графике работы (абзац 6 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ).

Другие гарантии, установленные Трудовым кодексом РФ:

  • привлечение работников, которым присвоен статус инвалидов, к сверхурочной работе, работе в выходные или праздничные дни, в ночное время может производиться исключительно с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (Статья 96 ТК РФ, Статья 99 ТК РФ, Статья 113 ТК РФ). Работник имеет право дать согласие на предложенную работу или отказаться от нее. Оплата сверхурочной работы и работы в выходные и праздничные дни работнику осуществляется в общем порядке. Таким образом, законодательно установлена обязанность работодателя надлежащим образом оформить:
    • уведомление сотруднику, имеющему право отказаться от сверхурочной работы (работы в выходные или праздничные дни, ночное время);
    • уведомление сотруднику о привлечении к сверхурочной работе (к работе в выходные или праздничные дни, ночное время);
    • письменное согласие работника на привлечение к сверхурочной работе (работе в выходные или праздничные дни, ночное время);
  • сотрудникам с ограниченными возможностями предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней;
  • работнику-инвалиду по его письменному заявлению предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году.

Инвалиды Чернобыля дополнительно имеют право:

  • на ежегодный очередной оплачиваемый отпуск в удобное для них время,
  • на дополнительный отпуск продолжительностью 14 дней (выплачивается органами социальной защиты населения в соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Работник-инвалид 2 группы: особенности кадрового учета

Исходя из того, что для таких сотрудников предусмотрен сокращенный рабочий день, сотруднику, отвечающему за табели, стоит проявить внимательность и указывать соответствующую ИПР длительность рабочего дня. На медицинские рекомендации необходимо опираться и при распределении рабочих заданий, ночных смен и командировок.

Перевод работника, имеющего статус инвалида

Подчиненного, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся работу, не противопоказанную сотруднику по состоянию здоровья (ст. 73 ТК РФ). В других случаях перевод производится в общем порядке.

Расторжение трудового договора (увольнение) работника-инвалида

Согласно части 3 статьи 73 Трудового кодекса РФ, если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя подходящей работы трудовой договор расторгают (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Работнику при увольнении выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

Если работник признан полностью неспособным к трудовой деятельности, трудовой договор расторгают в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Если у работодателя происходит сокращение, то нужно учитывать, что, согласно ст. 179 ТК РФ, если производительность труда и квалификация работников равны, преимущественное право сохранить рабочее место отдается, кроме прочих категорий, сотрудникам, получившим у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидам Великой Отечественной войны и боевых действий по защите Отечества.

Если указанные категории работников все же попадают под сокращение, им необходимо предложить перевод на вакантные должности (как соответствующие их квалификации, так и нижестоящие или нижеоплачиваемые), учитывая при этом состояние их здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ).

Увольнение сотрудника в период временной нетрудоспособности по инициативе работодателя является незаконным. Уволить такого сотрудника можно только по его желанию. Либо если он до того, как оказался на больничном, написал заявление об уходе.

Как уволить инвалида 2 и 3 группы

Несмотря на то, что трудовое законодательство находится на стороне сотрудников, являющихся людьми с ограниченными возможностями, существуют причины, по которым такие сотрудники могут быть уволены. Увольнение инвалида 2 и 3 группы по инициативе работодателя может быть произведено в следующих случаях:

  • отказ от перевода на должность, соответствующую ИПР, либо отсутствие такой вакансии в компании;
  • нахождение в состоянии опьянения на рабочем месте;
  • прогул без уважительной причины;
  • систематическое игнорирование трудовых обязанностей;
  • ликвидация организации, сокращение штата, реорганизация.

Стоит помнить, что говорит Трудовой кодекс: инвалиды подчиняются тем же правилам, что и остальные работники. В частности, труд инвалидов 2 группы в Трудовом кодексе имеет такую же ценность, как и работа здоровых сотрудников.

Инвалиды: условия труда 2018

Работодатель обязан создавать и оснащать (оборудовать) специальные рабочие места. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу людей с ограниченными возможностями (статья 22 № 181-ФЗ).

Если труд инвалида или нарушение функций его организма и ограничения жизнедеятельности не требуют особых условий, оснащать для него специальное рабочее место не нужно.

Специальные рабочие места оснащаются индивидуально для каждого человека или для группы с однотипными нарушениями (ограничениями). Обустройство рабочих мест для людей с ограниченными возможностями не должно препятствовать выполнению трудовых функций другими работниками.

Оборудование рабочего места зависит от нарушения функций организма, ограничений жизнедеятельности инвалида и осуществляется с учетом его профессии (должности), характера труда, выполняемых обязанностей (п. 3 Требований).

Если в штате есть работники, имеющие статус инвалида, то работодатель обязан проанализировать их потребности в специальных рабочих местах, ориентируясь на ИПРА (ИПР), определить перечень мероприятий по оборудованию таких рабочих мест и реализовать эти мероприятия.

Для сотрудника, передвигающегося на кресле-коляске, офис должен быть оборудован лестничными подъемными механизмами, площадь рабочего места должна обеспечивать возможность подъезда к нему, а санузлы оборудованы специальной сантехникой.

Для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это различные поручни, пандусы, специальные дверные ручки.

Для людей с инвалидностью по зрению — тактильная плитка, разметка, специальные напольные покрытия, таблички со шрифтом Брайля, системы вызова персонала.