Гражданское право

Nav view search

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Конспект лекций по гражданскому праву

Главное меню

Понятие и виды подсудности.

Подсудность есть это понятие, тесно связанное с подведомственностью, но совершенно от него отличающееся, поэтому путать ни в коем случае их нельзя.

Подсудность тоже один из важнейших институтов в гражданском процессе и имеет тоже конституционное значение – статья 48 Конституции «Никто не может быть лишён права на рассмотрение дела тем судом и тем судьёй, которому оно отнесено законом по подсудности».

Если подведомственность – это разграничение компетенции между различными судебными и несудебными органами, всеми возможными вариантами.

Подсудность же означает разграничение компетенции внутри системы судов общей юрисдикции.

Сложная система судов общей юрисдикции.

По вертикали: районные, областные (краевые, республиканские…) и ВС. Все они могут рассматривать дела в первой инстанции. А ведь есть ещё и мировые судьи.

Но есть ещё и по горизонтали: мировых судов – их куча. Районных – тоже немало. Судов субъектов – кажется, их 83. И только Верховный Суд один.

Поэтому нам нужны правила подсудности, чтобы определить, в какой именно суд обращаться.

1. Родовая подсудность.

2. Территориальная подсудность.

Родовая подсудность – это разграничение компетенции по рассмотрению гражданских дел между различными звеньями (то есть по вертикали) судебной системы.

Кружок по гражданскому процессу. Где-то в начале октября. Форма работы самая разнообразная. Как правило окончанием является проведение деловой игры – разыгрывание какого-то гражданского дела.

3. Родовая подсудность.

4. Территориальная подсудность.

Родовая подсудность – это разграничение компетенции по рассмотрению гражданских дел между различными звеньями (то есть по вертикали) судебной системы.

Рассмотрение гражданских дел по первой инстанции в принципе входит в компетенцию всех судов РФ – от мирового судьи и до Верховного Суда.

Основные критерии отнесения конкретных гражданских дел в компетенцию суда того или иного дела является род дел, предмет спора или субъектный состав спора.

Потому родовая подсудность так и называется, потому что разграничивается по роду дел (иногда её ещё иногда предметной подсудностью называют).

В статьях 23-27 ГПК сформулированы правила о родовой подсудности.

Мировой судья рассматривает дела, перечисленные в статье 23 ГПК. Время от времени законодатель меняет эту статью, так как институт относительно новый. Дела о выдаче приказа, дела об определении порядка пользования имуществом (в том числе и недвижимым)…

Постановление Пленума «О некоторых вопросах, связанных с воспитанием детей». Он имеет в виду, что о спорах о детях, имеющихся в виду в статье 23 ГПК – это споры, где один из элементов является вопрос о воспитании ребёнка, общении с ним и так далее (но не алименты).

Статья 24. Гражданские дела, подсудные районному суду. Им подсудность определена по остаточному принципу. Эта традиция ещё с советских времён пошла (хотя там, конечно, не было мировых судей).

Статья 26. Подсудность суду субъекта РФ. Там есть оговорка, что и в иных случаях по первой инстанции можно, если в ФЗ указано. Есть случай: рассматриваются дела об усыновлении иностранными гражданами (часть 2 статьи 262 ГПК).

Статья 27. Подсудность Верховному Суду.

Военные суды, иерархия: гарнизонный, окружной (флотский), Военная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ.

По какому принципу подсудность между военными и общими. Статья 7 ФКЗ «О военных судах» от 23 июня 1999 года №1, последняя редакция 30 апреля 2010 года, это указывается. Там принципы разграничения компетенции между военными судами и общими.

Критерии: субъектный состав и предмет спора. Чьи права и от кого защищаются – военнослужащих от действий органов военного управления.

Второй вид подсудности.

По горизонтали. Территориальная подсудность – это подсудность, определяющая разграничение компетенции между одноуровневыми судами.

Общее правило территориальной подсудности сформулировано в 28 статье: исковое заявление подаётся по месту жительства или места нахождения ответчика (в зависимости от того, физическое ли это лицо или организация).

В статьях 29-32 закон формулирует:

Альтернативная подсудность (подсудность по выбору истца). Часть 10 статьи 29 – истцу принадлежит выбор между несколькими судами, указанными законом. Наиболее часто применяется части 2, 3 и 7 статьи 29 (иск к филиалу, о взыскании алиментов и об установлении отцовства, о защите прав потребителей…).

Исключительная подсудность. Статья 30 ГПК. Там три случая. Наиболее часто встречается часть 1.

Подсудность по связи дел (подсудность нескольких связанных между собой дел). Статья 31 ГПК. Три случая.

Договорная подсудность. Статья 32 ГПК РФ. Смысл в том, что стороны соглашением между собой могут изменить подсудность этого дела до принятия судом к производству. Но это правило действует только в случае мировых судей и районных судов. По общему правилу если происходит смена стороны (уступка права требования и т.д.), то соглашение не следует судьбе договора, то есть договор – да, действует, а вот это соглашение о подсудности – нет.

Понятие и виды подсудности по гпк рф

5.3. Понятие и виды подсудности

При предъявлении искового заявления в суд необходимо учитывать не только подведомственность дела суду, но также и соблюдать правила о подсудности. В отличие от подведомственности подсудность определяет возможность рассмотрения спора в конкретном суде. Подсудность – это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для рассмотрения по первой инстанции [36] .

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Гражданские дела неподведомственны конституционным судам. Среди судов общей юрисдикции выделяются мировые судьи; районные суды; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов (суды субъекта Федерации); Верховный суд Российской Федерации. В совокупности данные суды составляют четыре звена судебной системы.

Распределение компетенции между этими судами определяется территориальной и родовой подсудностью. Родовая подсудность закрепляет компетенцию каждого звена судебной системы в плане рассмотрения и разрешения гражданского дела по первой инстанции.

Мировые судьи являются самым молодым звеном в судебной системе. Закон о мировых судьях определяет порядок образования судебных участков, статус мировых судей. Компетенция мировых судей, закрепленная в Законе «О мировых судьях в Российской Федерации» практически без изменений была закреплена впоследствии в ГПК РФ. Статья 23 ГПК РФ определяет круг гражданских дел, подсудных мировому судье.

Традиционно к подсудности районного суда относится наибольшее количество гражданских дел. Поэтому конкретная подсудность районного суда определяется методом исключения. ГПК РФ закрепляет конкретный круг дел, относящихся к компетенции мировых судей, судов субъекта Федерации, Верховного Суда Российской Федерации. Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» закреплена компетенция военных судов. Все остальные дела рассматриваются в районном суде.

Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды рассматривают гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов рассматривают и разрешают в качестве суда первой инстанции гражданские дела, характеризующиеся повышенной значимостью. Статья 26 ГПК РФ включает в компетенцию судов субъектов Федерации:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Законом к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

В ведении Верховного СудаРФ находятся дела, обладающие общегосударственным значением.

Согласно ч. 1 ст. 27 ГПК РФ Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ;

2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

5) об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.

Территориальная подсудность определяет конкретный суд одного и того же звена судебной системы, в который обжалуется нарушение прав и свобод.

По общему правилу, заявление подается по месту жительства ответчика. Указание места жительства ответчика – физического лица или местонахождение ответчика – юридического лица является обязанностью истца. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Часть 2 ст. 54 ГК РФ регламентирует определение место нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Если судья установит ошибку в определении места жительства или места нахождения (для юридических лиц) ответчика он должен оставить заявление без движения до уточнения этих данных.

Однако из любого правила всегда имеются исключения. В некоторых случаях возможно применение иных правил определения подсудности.

Альтернативная подсудность означает право истца подавать заявление не только по месту жительства ответчика, но и в суд по иному месту по выбору истца. Случаи альтернативной подсудности закреплены в ст. 29 ГПК РФ:

1. Иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.

2. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

3. Иски о взыскании алиментов и об установлении отцовства могут быть предъявлены истцом также в суд по месту его жительства.

4. Иски о расторжении брака могут предъявляться также в суд по месту жительства истца в случаях, если при нем находится несовершеннолетний или по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным.

5. Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда.

6. Иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.

7. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.

8. Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться также в суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.

9. Иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.

В случаях исключительной подсудности иск подается не по месту жительства ответчика, а строго по определенному в ст. 30 ГПК РФ месту. Так, иски, связанные с недвижимостью, рассматриваются по месту нахождения недвижимости. Аналогично определяется и место рассмотрения требований по освобождению имущества от ареста. Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту открытия наследства. Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Процессуальный закон регламентирует порядок определения подсудности в случаях наличия нескольких связанных между собой дел (подсудность по связи дел). Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца. Встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска. Гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, если он не был предъявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, предъявляется для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства по правилам подсудности (ст. 31 ГПК РФ).

Стороны могут договориться между собой об определении территориальной подсудности и изменить ее. Данное положение называется договорной подсудностью. Не допустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также правил исключительной подсудности.

Виды подсудности. Понятие и виды подсудности по ГПК РФ

Чтобы защитить свои нарушенные права, интересы или же оспорить, осудить чьи-то незаконные действия, каждый из нас имеет право обратиться в суд. Согласно законодательству Российской Федерации, такое право не просто существует, оно гарантируется конституционными нормами, а также принципом разделения государственной власти на три ветви, одна из которых – судебная власть. Однако с учётом многогранности всех общественных отношений эта власть подразделяется на определенные структурные элементы, каждый из которых имеет собственную сферу регулирования тех или иных правоотношений. Когда отмечается несоблюдение каких-либо прав или же у гражданина есть желание оспорить права другого человека, нужно обратиться в суд, который уполномочен оказать помощь в данных вопросах. При этом, помимо юрисдикции инстанции, играет значение ее место в общей иерархии, а также территориальное расположение. Все эти особенности в совокупности обозначаются одним термином – подсудность.

Понятие подсудности

В понятие подсудности входит целый ряд терминов. В процессуальном праве рассматриваемое понятие не имеет каких-либо отдельных общепринятых интерпретаций, поэтому во всех научных изданиях и нормативных актах формулировки немного различаются. Но есть общий момент. Подсудность – это порядок распределения дел между судами первой инстанции. При помощи нее определяется суд, который должен непосредственно рассматривать то или иное дело. В понятие подсудности входит компетенция, а также обязанность учитывать эту компетенцию.
Благодаря некоторым факторам, например, территориальная расположенность суда или процессуальная отрасль права, выделяют виды подсудности. Каждый из них в той или иной степени позволяет правильно определять судебную инстанцию для рассмотрения дела. Вне зависимости от вида подсудность основывается на отдельных принципах.

Принципы подсудности

Понятие и виды подсудности основаны на принципах, суть которых заключается в следующем.

  1. Судебное учреждение может принимать исключительно те дела, которые не подведомственны другим, несудебным учреждениям.
  2. Недействительным всегда будет решение, вынесенное некомпетентным учреждением.
  3. Некомпетентное учреждение может быть устранено по просьбе сторон.
  4. Где дело было начато, там оно должно закончиться. Это означает, что любой вид подсудности определяется до непосредственного изъявления иска.
  5. Чаще всего подсудность имеет территориальный характер, хотя случаются исключения из правил.

Как уже говорилось ранее, виды подсудности основываются на представленных выше принципах. По сути, благодаря им производится и классификация рассматриваемого понятия.

Подсудность и подведомственность – в чём различие?

Очень часто подсудность отождествляют с подведомственностью, что является в корне неверным. Эти понятия несут абсолютно разный смысл. Подведомственность – это то, как разграничивается и распределяется компетенция органов власти относительно тех или иных споров. Каждый государственный орган может рассматривать только тот ряд вопросов, на урегулирование которых он имеет необходимые полномочия. Таким образом, подведомственностью обладают все органы государственной власти. Подсудность же является своеобразным правилом, по которому ряд относящихся к судам вопросов распределяется между ними. Отсюда следует, что подсудность применяется только в отношении судебных инстанций. Таким образом, подсудность и подведомственность имеют схожие черты, однако отождествлять эти понятия никоим образом нельзя.

Подсудность в гражданском процессе

Виды подсудности гражданских дел закреплены нормами процессуального права. Сразу нужно оговориться о том, что при рассмотрении уголовных дел подсудность будет определяться совершенно по-другому, хотя принципы здесь схожи. Виды подсудности – это еще и система из взаимодополняющих элементов. Классифицируют следующие разновидности подсудности:

  • родовая;
  • территориальная;
  • подсудность по связи гражданских дел.

Что касается территориального типа, то он подразделяется на альтернативный, исключительный и договорной. Все виды подсудности имеют определённые особенности, которые будут рассмотрены далее.

Родовая подсудность

При помощи родовой подсудности определяется нужная инстанция в судебной системе. Этот вид состоит из двух элементов, которые необходимо определить для выбора суда, а именно:

  • род дела;
  • субъективная сторона, личные характеристики сторон (место жительства, исполнения договора и т.п.).

Этот тип рассматриваемого понятия определяется судом и не может быть изменен по воле сторон. Чаще всего встречается немного иная формулировка – подсудность районных судов, так как они являются судебными органами первой инстанции для большого количества рассматриваемых дел. В данном случае не имеет значения территориальная расположенность суда и сторон. Главное, чтобы суд был той инстанции, в которой имеющееся дело должно быть рассмотрено.

Территориальная подсудность

Посредством территориальной подсудности определяется пространственная компетенция суда определённой инстанции. В этом случае выбор производится исходя из уровня судебной системы РФ. Территориальная подсудность во многом облегчает процесс поиска необходимой инстанции, так как выбор осуществляется по заранее определённым правилам. Ранее было указанно, что существует три основных вида территориальной подсудности:

  • альтернативная (выбор суда производится истцом, если дело подсудно нескольким однородным инстанциям);
  • исключительная (для некоторых дел суд определяется законом, а не сторонами);
  • договорная (на основе договора может изменяться подсудность, за исключением тех дел, которые подсудны Верховному Суду РФ и попадают под действие исключительной подсудности).

Учёными выделяется ещё один вид понятия – по связи дел. Но при этом многие отрицают его существование, ссылаясь на то, что объединение дел происходит уже в выбранном суде. Таким образом, при связи дел не происходит каких-либо изменений инстанции, поэтому считается, что данного вида подсудности попросту не существует. Тем не менее в науке гражданско-процессуального права этот вид выделяется наравне с другими, хотя вопрос правомерности этого так и остается спорным.

Подсудность мирового судьи

В статье 23 ГПК РФ указанно, что гражданские дела могут рассматриваться мировыми судьями. Таким образом, существует ещё один достаточно интересный вид подсудности – мировая. Вся территория Российской Федерации разделена на судебные участки, согласно которым производится распределение и рассмотрение самых простых гражданских дел. Мировая подсудность имеет место при возникновении споров в следующих отраслях гражданского права:

  • выдача судебного приказа;
  • расторжение брака;
  • разделение совместного имущества между супругами, расторгающими брак;
  • ряд других дел семейно-правовой отрасли;
  • имущественные споры;
  • определение порядка пользования движимым и недвижимым имуществом.

Мировая подсудность является отдельным типом, потому что определяется не только по роду дел, но ещё и по территориальному расположению.

Арбитражные суды и их подсудность

Совершенно инновационным элементом в системе судов являются арбитражные суды Российской Федерации, которыми были заменены на государственные, ведомственные арбитражи. Согласно закону «Об арбитражных судах в РФ», эти судебные инстанции призваны защищать и разрешать экономические споры, возникающие из правоотношений гражданских, административных и др. Арбитражные суды входят в единую систему, принятую в России.

Арбитражная подсудность практически не отличается от аналогичных для других судов, рассматривающих гражданские дела. Существует два вида ее:

  • родовая (распределение подведомственного дела между судами разных уровней);
  • территориальная (пространственное определение подсудности дела).

Арбитражная подсудность позволяет определить правильную инстанцию для рассмотрения подведомственного дела, что существенно экономит время.

Подсудность в уголовном процессе

Когда речь идёт об уголовных делах, то понятие подсудности и процесс её определения несколько отличаются от аналогичных в гражданской отрасли. Уголовный процесс разделяет подсудность на два основных вида: предметную и местную. Первый вид, таким образом, определяет орган, который имеет необходимую компетенцию для рассмотрения уголовного дела. Этот вид во многом схож с родовой подсудностью в гражданском процессе.

Также существует территориальная подсудность уголовных дел. Дело признаётся подсудным для суда, если оно совершилось на территории действия его юрисдикции. Если совершено несколько преступлений или одно длящееся, то подсудность будет определяться местом проведения расследования или местом совершения наиболее тяжкого общественно опасного деяния.

Итак, выше мы рассмотрели понятие и виды подсудности в уголовном и гражданском процессах. Как уже указывалось ранее, вопрос подсудности достаточно важен, потому что правильное определение этого фактора позволит сохранить время и оперативно решить любой спор.

Вопрос 33. Подсудность гражданских дел. Понятие и виды

1.Понятие подсудности гражданских дел

2.Виды подсудности гражданских дел

1. Подсудность — это распределение между судами полномочий на рассмотрение определенных гражданских дел.

3. Родовая подсудность — это подсудность, определяющая, суд какого уровня должен рассматривать гражданское дело. Родовая подсудность распределяет гражданские дела между судами разных уровней: •

федеральные районные суды и военные суды; •

верховные суды республик, краев, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и суды автономного округа; •

Верховный Суд РФ.

Каждое из указанных звеньев судебной системы рассматривает гражданские дела строго определенного рода. Так, в соответствии со ст. 27 ГПК РФ Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции дела: •

об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; •

об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; •

об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей; •

о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и международных общественных объединений; •

об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума; •

по разрешению споров, переданных ему Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; •

о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Статья 23 ГПК РФ содержит перечень гражданских дел, подсудных мировому судье.

Статьи 24, 25, 26 ГПК РФ содержат правила, определяющие родовую подсудность судов общей юрисдикции — районным судам, военным судам, а также верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.

4. Территориальная подсудность — это подсудность дела суду в зависимости от территории, на которую распространяется деятельность данного суда. Территориальная подсудность разграничивает компетенцию судов одного и того же уровня.

общую (ст. 28 ГПК РФ); •

альтернативную (ст. 29 ГПК РФ); •

исключительную (ст. 30 ГПК РФ); •

подсудность по связи дел (ст. 31 ГПК РФ); •

договорную (ст. 32 ГПК РФ).

Общая подсудность определяется местом жительства ответчика. Если ответчик — юридическое лицо, то по месту нахождения его органа или имущества.

При альтернативной подсудности истцу предоставляется право по своему усмотрению предъявить иск не только в суд по месту нахождения ответчика, но и в другой суд или суды, указанные в законе.

Случаи подсудности по выбору истца перечислены в ст. 29 ГПК РФ.

При исключительной подсудности дела определенных категорий могут рассматриваться лишь судами, указанными в законе. Перечень исков, подпадающих под действие правил исключительной подсудности, исчерпывающе определен ст. 30 ГПК РФ. Помимо этого исключительная подсудность установлена также для дел, возникающих из публичных правоотношений (подача заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, государственных, муниципальных служащих, должностных лиц), и дел особого производства (например, подача заявления об усыновлении или удочерении, объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным, совершенном нотариальном действии или отказе в его совершении и т. д.).

Подсудность по связи дел состоит в том, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Статья 31 ГПК РФ устанавливает процессуальные правила, которыми следует руководствоваться при определении подсудности нескольких связанных между собой дел:

• иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца;

• встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска;

• гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, подсуден суду, в котором разбирается уголовное дело, независимо от территориальной подсудности гражданского иска. Если такой иск не был заявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, он должен быть предъявлен для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства по общим правилам о подсудности, установленным ГПК РФ (ч. 3 ст. 31).

Договорной называется территориальная подсудность, устанавливаемая по соглашению сторон (ст. 32 ГПК РФ). Однако стороны не вправе изменять при этом родовую, а также исключительную территориальную подсудность.

§ 2. Виды подсудности

Подсудность можно классифицировать по следующим видам:

1) функциональная подсудность — распределение компетенции между судами общей юрисдикции, рассматривающими дела по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам; 2)

родовая (предметная) подсудность — распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами, относящимися к различным звеньям системы судов общей юрисдикции; 3)

территориальная (пространственная, местная) подсудность — распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами общей юрисдикции, относящимися к одному звену.

1. Функциональная подсудность

О судах, уполномоченных рассматривать дела в апелляционном (ч. 1 ст. 320 ГПК), кассационном (ч. 1 ст. 337 ГПК), надзорном порядке (ч. 2 ст. 377 ГПК) и при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 393 ГПК), подробно будет изложено в соответствующих главах учебника (гл. 21, 24-26).

2. Родовая подсудность

Действующее процессуальное законодательство позволяет выделить четыре звена, составляющие систему судов общей юрисдикции: 1) мировые судьи.

Компетенция мировых судей определена в ч. 1 ст. 23 ГПК. Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции: —

дела о выдаче судебного приказа; —

дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; —

дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска; —

иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

— дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления; —

дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров; —

дела об определении порядка пользования имуществом.

Частью 2 ст. 23 ГПК установлено, что федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела. Таким образом, законодатель допускает расширение компетенции мировых судей, однако очевидно, что такое расширение не может происходить за счет включения в компетенцию мировых судей дел, которые ч. 2 ст. 23 ГПК прямо из нее исключены.

В действующем законодательстве единственной нормой, которая помимо ГПК также регламентирует компетенцию мировых судей, является ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Указанная норма в целом повторяет содержание ч. 1 ст. 23 ГПК, однако в то же время в ней содержатся и некоторые расхождения с ч. 1 ст. 23 ГПК.

Так, п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» относит к компетенции мировых судей дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе. В то же время п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК к числу исключений добавляет и коллективные трудовые споры. Можно ли толковать п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» как норму, расширяющую компетенцию мировых судей в порядке ч. 2 ст. 23 ГПК? Конечно же нет, поскольку законодатель в п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК однозначно сформулировал правило о неподсудности мировым судьям коллективных трудовых споров.

Также не подлежит применению и норма п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», которая относит к компетенции мировых судей дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом. Указанная норма противоречит положениям п. 7 ч. 1 ст. 23 ГПК, который распространяет подсудность мировых судей на споры об определении порядка пользования любым имуществом, а не только недвижимым.

В то же время п. 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» в полном соответствии с ч. 2 ст. 23 ГПК устанавливает, что мировым судьям также подсудны дела об

административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП (см. ч. 3 ст. 23.1 КоАП);

2) районные суды.

Компетенция районных судов определена по остаточному принципу: в соответствии со ст. 24 ГПК им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, за исключением дел, предусмотренных ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК. Иначе говоря, районные суды рассматривают по первой инстанции все гражданские дела, за исключением тех, которые специальными нормами отнесены к компетенции мировых судей, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа, Верховного Суда РФ, а также военных и иных специализированных судов.

Помимо гражданских дел районные суды также рассматривают дела об административных правонарушениях — см. абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП.

Дела, отнесенные к компетенции мировых судей, подлежат рассмотрению районными судами, если на конкретном судебном участке мировой судья не избран (не назначен) — ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»;

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

Компетенция верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа определена в ч. 1 ст. 26 ГПК. Указанные суды рассматривают в качестве суда первой инстанции дела: —

связанные с государственной тайной; —

об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Следует, однако, учитывать, что дела о признании недействительными актов, изданных структурными подразделениями органа исполнительной власти субъекта РФ, подсудны районному суду (см. п. 13 раздела «По гражданским делам» Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2001 г.*(85У);

— о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений;

— о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; —

о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; —

о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

— об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

В тех случаях, когда избирательная комиссия субъекта РФ либо окружная избирательная комиссия приняла решение, оставляющее в силе решение нижестоящей избирательной комиссии (комиссии референдума), дела об оспаривании указанных решений должны рассматривать районные суды.

Частью 2 ст. 26 ГПК установлено, что федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

Действующее законодательство относит к компетенции указанных судов также рассмотрение дел:

— об усыновлении гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином РФ (ч. 2 ст. 269 ГПК).

При этом следует учитывать, что дела об отмене усыновления (вне зависимости от того, какой суд рассматривал дело об усыновлении) подсудны районному суду, поскольку специальная норма о подсудности данных дел вышестоящим судам отсутствует (подобного толкования придерживался и Президиум Верховного Суда РФ, разъясняя применение схожей нормы в ГПК РСФСР, — см. п. 2 раздела

«Ответы на вопросы» Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1999 г.*(86У); —

о признании забастовки незаконной (п. 5 ст. 17 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»); —

о признании неправомочности состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий (пп. «в» п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);

по заявлениям высших должностных лиц субъекта РФ (руководителей высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) о разрешении вопроса о соответствии изданных ими правовых актов федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации (п. 3 ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»); —

о реабилитации гражданских лиц, подвергнутых внесудебным репрессиям (ст. 9 Закона РФ от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий»); —

об обжаловании роспуска представительного органа местного самоуправления, а также об обжаловании отрешения главы муниципального образования от должности в тех случаях, когда роспуск осуществлен на основании закона субъекта РФ, а отрешение — на основании правового акта высшего должностного лица субъекта РФ либо руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (данный вывод о подсудности следует из систематического толкования положений ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»); —

об оспаривании решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ, за исключением решений о приостановлении, прекращении полномочий судей, а также решений о прекращении отставки судей (данный вывод о подсудности следует из систематического толкования п.

об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (п. 7 ст. 3 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»);

4) Верховный Суд РФ.

Компетенция Верховного Суда РФ определена в ч. 1 ст. 27 ГПК.

Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела: —

об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ; —

об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; —

об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; —

об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

В тех случаях, когда Центральная избирательная комиссия РФ приняла решение, оставляющее в силе решение нижестоящей избирательной комиссии (комиссии референдума), вопрос о родовой подсудности разрешается в зависимости от уровня избирательной комиссии (комиссии референдума), принявшей первоначальное решение;

— по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.

Частью 2 ст. 27 ГПК установлено, что федеральными законами к подсудности Верховного Суда РФ могут быть отнесены и другие дела. К примеру, из систематического толкования положений ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об

обжаловании роспуска представительного органа местного самоуправления в тех случаях, когда роспуск осуществлен на основании федерального закона.

Созданные в Российской Федерации военные суды представляют собой не звено, а самостоятельную вертикаль, которая функционирует параллельно с иными судами общей юрисдикции. При этом дела, отнесенные к подсудности военных судов, не могут рассматриваться иными судами общей юрисдикции.

В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны:

— гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Верховный Суд РФ указал, что статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов РФ, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом*(87); —

дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы; —

дела об обжаловании гражданами, уволенными с военной службы, гражданами, прошедшими военные сборы, действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, нарушивших права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов; —

все гражданские и административные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, в случаях, когда военный суд дислоцируется за пределами территории Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Верховный Суд РФ положения о подсудности дел военным судам толкует расширительно, относя к их ведению также дела: —

об обжаловании родственниками военнослужащих либо прокурором приказов об исключении из списков личного состава воинской части и Вооруженных Сил РФ в связи со смертью военнослужащего (обжалуя приказ, заявитель ссылался на то, что смерть наступила в то время, когда военнослужащий исполнял обязанности по военной службе, а не находился в отпуске); —

о взыскании в пользу уволенного военнослужащего с военного комиссариата компенсации морального вреда за задержку в оформлении пенсии*(88);

— о возмещении ущерба, причиненного военнослужащим воинской части*(89). Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» установлена

трехзвенная система военных судов:

1) гарнизонные военные суды.

Их компетенция определяется по остаточному принципу: указанные суды рассматривают по первой инстанции все гражданские и административные дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда (ч. 1 ст. 22 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»);

2) окружные (флотские) военные суды.

Данные суды рассматривают по первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной (ч. 1 ст. 14 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»);

3) Военная коллегия Верховного Суда РФ.

В компетенцию Военной коллегии входит рассмотрение по первой инстанции дел об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в тех случаях, когда указанные акты затрагивают права, свободы и охраняемые законом интересы военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы (см. п. 1 ч. 3 ст. 9 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

Специализированные суды, создание которых предусмотрено ст. 25 ГПК, в настоящее время в Российской Федерации не созданы. Принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении проект федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации»*(90) предполагает параллельную (наряду с иными судами общей юрисдикции)

вертикаль, в которую войдут: —

судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ; —

федеральные окружные административные суды;

— судебные коллегии по административным делам верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов;

— федеральные межрайонные административные суды.

Как поступать в тех случаях, когда соединенные в одном исковом заявлении требования подсудны судам, представляющим разные звенья системы судов общей юрисдикции?

В процессуальном законодательстве содержится лишь одна норма, регламентирующая данную ситуацию. В соответствии с ч. 3 ст. 23 ГПК при объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд. Если же неподсудность мировому судье нескольких связанных между собой требований была выявлена на стадии возбуждения дела, то мировой судья обязан возвратить исковое заявление по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК.

Применимо ли это правило по аналогии к случаям, когда возникает конкуренция подсудности между судами иных звеньев? Полагаем, что нет, поскольку само по себе отсутствие непосредственной правовой регламентации не может в данной ситуации рассматриваться как пробел. Императивность правил о родовой подсудности в принципе исключает возможность принятия к производству неподсудного требования. Поэтому если истец, к примеру, соединив требования, подсудные районному и областному суду, обратится в областной суд, последний должен возвратить исковое заявление со ссылкой на неподсудность дела (п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК). Если неподсудность будет выявлена после возбуждения дела, то неподсудные требования должны быть выделены в отдельное производство, а дело по ним надлежит передать на рассмотрение соответствующего районного суда по основаниям п. 3 ч. 2 ст. 33 ГПК.

Родовая подсудность императивно определяется законом и потому не может быть изменена соглашением сторон. К сожалению, видимо, вследствие редакционной неточности ст. 32 ГПК содержит прямой запрет лишь в отношении случаев изменения сторонами родовой подсудности Верховного Суда РФ (ст. 27 ГПК) и родовой подсудности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа (ст. 26 ГПК). Можно ли действующую редакцию ст. 32 ГПК истолковать как допускающую изменение родовой подсудности мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов, Военной коллегии Верховного Суда РФ? Конечно же нет. Диспозитивное начало в гражданском процессе не носит абсолютного характера: стороны (как и иные лица, участвующие в деле) имеют лишь те процессуальные права, которыми они прямо наделены законодательством о гражданском судопроизводстве (ч. 1 ст. 35 ГПК). И поскольку закон прямо не предоставляет им право изменять родовую подсудность, постольку стороны не вправе заключать подобные соглашения.