Содержание статьи:

Статья 66. Закона РФ Об образовании в Российской Федерации
Начальное общее, основное общееи среднее общее образование

1. Начальное общее образование направлено на формированиеличностиобучающегося, развитие его индивидуальных способностей,положительноймотивации и умений в учебной деятельности (овладениечтением,письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности,элементами теоретического мышления, простейшими навыкамисамоконтроля,культурой поведения и речи, основами личной гигиены издоровогообраза жизни).

2. Основное общее образование направлено на становление иформирование личности обучающегося (формирование нравственныхубеждений,эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокойкультуры межличностного и межэтнического общения, овладениеосновами наук, государственным языком Российской Федерации,навыкамиумственного и физического труда, развитие склонностей,интересов,способности к социальному самоопределению).

3. Среднее общее образование направлено на дальнейшеестановлениеи формирование личности обучающегося, развитие интересакпознанию и творческих способностей обучающегося, формированиенавыков самостоятельной учебной деятельности на основеиндивидуализациии профессиональной ориентации содержания среднегообщегообразования, подготовку обучающегося к жизни в обществе,самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования иначалупрофессиональной деятельности.

4. Организация образовательнойдеятельности по образовательнымпрограммамначального общего, основного общего и среднего общегообразованияможет быть основана на дифференциации содержания сучетом образовательных потребностей и интересов обучающихся,обеспечивающихуглубленное изучение отдельных учебных предметов,предметных областей соответствующей образовательной программы

5. Начальное общее образование, основное общее образование,среднее общее образование являются обязательными уровнямиобразования.Обучающиеся, не освоившие основной образовательнойпрограммыначального общего и (или) основного общего образования,недопускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.Требованиеобязательности среднего общего образования применительнокконкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраставосемнадцатилет, если соответствующее образование не было полученообучающимсяранее.

6. По согласию родителей (законных представителей)несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по деламнесовершеннолетних и защите их прав и органа местногосамоуправления,осуществляющего управление в сфере образования,обучающийся,достигший возраста пятнадцати лет, может оставитьобщеобразовательную организацию до получения основного общегообразования.Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их правсовместно с родителями (законными представителями)несовершеннолетнего,оставившего общеобразовательную организацию дополучения основного общего образования, и органом местногосамоуправления,осуществляющим управление в сфере образования, непозднеечем в месячный срок принимает меры по продолжению освоениянесовершеннолетним образовательной программы основного общегообразования в иной форме обучения и с его согласия потрудоустройству.

7. В образовательной организации,реализующей образовательныепрограммыначального общего, основного общего и среднего общегообразования,могут быть созданы условия для проживания обучающихсявинтернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьмивгруппах продленного дня.

8. За содержание детей в образовательной организации сналичиеминтерната, включающее в себя обеспечение обучающихся всоответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягкиминвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменнымипринадлежностями,играми и игрушками, хозяйственным инвентарем,питаниеми организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, атакжеза осуществление присмотра и ухода за детьми в группахпродленного дня учредитель образовательной организации вправеустанавливать плату, взимаемую с родителей (законныхпредставителей)несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, еслииноене предусмотрено настоящим Федеральным законом. Учредительвправеснизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельныхкатегорийродителей (законных представителей) несовершеннолетнихобучающихсяв определяемых им случаях и порядке.

9. Не допускается включение расходов на реализациюобразовательнойпрограммы начального общего, основного общего и

(или)среднего общего образования, а также расходов на содержаниенедвижимого имущества государственных и муниципальныхобразовательныхорганизаций в родительскую плату за содержаниедетей в образовательной организации, имеющей интернат, заосуществлениеприсмотра и ухода за ребенком в группах продленногодняв таких организациях.

10. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении,детей-инвалидов,которые по состоянию здоровья не могут посещатьобразовательныеорганизации, обучение по образовательным программамначальногообщего, основного общего и среднего общего образованияорганизуетсяна дому или в медицинских организациях.

11. Порядок оформления отношений государственной илимуниципальнойобразовательной организации с обучающимися и (или) ихродителями(законными представителями) в части организации обученияпообразовательным программам начального общего, основного общего исреднегообщего образования на дому или в медицинских организацияхустанавливаетсянормативным правовым актом уполномоченного органагосударственнойвласти субъекта Российской Федерации.

12. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным)поведением,нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения итребующихспециального педагогического подхода, в целях полученияими начального общего, основного общего и среднего общегообразования уполномоченными органами государственной властиРоссийскойФедерации или субъектов Российской Федерации создаютсяспециальныеучебно-воспитательные учреждения открытого и закрытоготипов.Порядок направления несовершеннолетних граждан в специальныеучебно-воспитательныеучреждения открытого и закрытого типов иусловияих пребывания в таких учреждениях определяются Федеральнымзаконом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системыпрофилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Где хранятся аттестаты выпускников уровня основного общего образования, которые поступили на обучение по программам среднего общего образования или среднего профессионального образования? Нужно ли сдавать эти аттестаты в соответствующие образовательные ор

Согласно ч. 8 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ порядок приема лиц на обучение по образовательным программам каждого уровня образования устанавливается федеральным органом.

Учащийся 9 класса не прошел промежуточную аттестацию и не допущен до ГИА. Какие варианты продолжения образования для него предусмотрены законодательством? На каком основании можно оставить этого учащегося на повторное обучение, и в каком классе он будет ч

Освоение образовательной программы основного общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной (ч. 3 ст. 59.

Предусматривается ли российским законодательством организация групп продленного дня для учащихся 1-4 классов? Кто может вести такие группы?

Группы продленного дня в общеобразовательной организации организуются самой образовательной организацией на основании решения учредителя, который.

Есть ли в России индивидуальное обучение детей со справками по здоровью?

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает обязательность среднего общего образования до 18 лет. Распространяется ли эта норма на начальное и основное общее образование?

Согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», требование обязательности среднего общего образования.

Возможно ли условно перевести обучающегося, имеющего академическую задолженность, из 4 в 5 класс (с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования)?

Согласно ч. 1 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной программы (за исключением.

Могут ли родители настаивать на использовании дистанционных образовательных технологий при получении среднего общего образования, если ребенок не имеет медицинских показаний для обучения на дому?

Речь, по-видимому, идет о ситуации, когда родители хотят избрать для ребенка освоение программы среднего общего образования без посещения.

Необходимо ли получение согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при отчислении обучающихся 10-11 классов (на уровне среднего общего образования) по их собственному желанию?

Нет, согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в данном случае не требуется. Комиссия по делам несовершеннолетних.

Как могут получать образование учащиеся, нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации?

К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих.

Я – представитель частной школы. Мы работаем с детьми с ограниченными возможностями здоровья, у нас небольшие контингенты, невысокая наполняемость. Мы должны получить на этих детей региональный норматив. Но он в восемь раз меньше реальных затрат на реализ

Действительно, в случае, если ваша частная школа получает субсидию на компенсацию затрат по реализации программ общего образования из бюджета, вы не вправе взимать за эту же услугу.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» глава 7

Глава 7. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья 63. Общее образование

1. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.

2. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.

3. Лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях, если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

4. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

5. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Статья 64. Дошкольное образование

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее — родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 198-ФЗ)

3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

4. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 198-ФЗ)

5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ)

6. Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

4. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

6. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

7. В образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

8. За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.

9. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях.

Приказом Минздрава России от 30.06.2016 N 436н утвержден Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому.

10. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

11. Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

12. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, в целях получения ими начального общего, основного общего и среднего общего образования уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации создаются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов. Порядок направления несовершеннолетних граждан в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов и условия их пребывания в таких учреждениях определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам

1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

2. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

4. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

5. Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий. Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2018, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2018. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

273-фз ст 66

1. Начальное общее образование согласно пункту 2 части 4 статьи 10 Федерального закона является уровнем общего образования, которое как вид образования направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (пункт 11 статьи 2 Федерального закона).

В Российской Федерации по уровням общего образования реализуются основные образовательные программы. Образовательные программы начального общего образования относятся к основным общеобразовательным программам (часть 2, пункт 1 части 3 статьи 12 Федерального закона).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785 – «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»,
№ 12, 22.03.2010).

2. Основное общее образование согласно пункту 3 части 4 статьи 10 Федерального закона является уровнем общего образования, которое как вид образования направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (пункт 11 статьи 2 Федерального закона).

В Российской Федерации по уровням общего образования реализуются основные образовательные программы. Образовательные программы основного общего образования относятся к основным общеобразовательным программам (часть 2, пункт 1 части 3 статьи 12 Федерального закона).

К структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения предъявляются требования, содержащиеся в федеральных государственных образовательных стандартах. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования – начальное общее, основное общее, среднее общее образование, устанавливают сроки получения общего образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (части 3, 4, 5 и 6 статьи 11 Федерального закона).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с федерльными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (части 5 и 7 статьи 12 Федерального закона).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный
№ 19644 – «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 9, 28.02.2011).

Примерные программы размещаются в реестре, информация, содержащаяся в реестре, является общедоступной (пункт 23 Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594, зарегистрирован Минюстом России 29 июля 2014 г., регистрационный № 33335 – «Российская газета», № 186, 19.08.2014).

Необходимо иметь в виду, что Федеральный закон запрещает использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся (часть 9 статьи 13 Федерального закона).

3. Среднее общее образование согласно пункту 4 части 4 статьи 10 Федерального закона является уровнем общего образования, которое как вид образования направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (пункт 11 статьи 2 Федерального закона).

В Российской Федерации по уровням общего образования реализуются основные образовательные программы. Образовательные программы среднего общего образования относятся к основным общеобразовательным программам (часть 2, пункт 1 части3 статьи 12 Федерального закона).

К структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения предъявляются требования, содержащиеся в федеральных государственных образовательных стандартах. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования – начальное общее, основное общее, среднее общее образование, устанавливают сроки получения общего образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (части 3, 4, 5 и 6 статьи 11 Федерального закона).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с федерльными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (части 5 и 7 статьи 12 Федерального закона).

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г.
№ 413 (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012г., регистрационный
№ 24480 – «Российская газета», № 139, 21.06.2012).

При этом необходимо отметить, что согласно пункту 4 части 2 статьи 108 Федерального закона основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным указанным Федеральным законом образовательным программам среднего общего образования.

Примерные программы размещаются в реестре, информация, содержащаяся в реестре, является общедоступной (пункт 23 Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594, зарегистрирован Минюстом России 29 июля 2014 г,, регистрационный № 33335 – «Российская газета», № 186, 19.08.2014).

Необходимо иметь в виду, что Федеральный закон запрещает использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся (часть 9 статьи 13 Федерального закона).

4. Начальное общее, основное общее, среднее общее образование (далее – общее образование) направлено на формирование и становление личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ общего образования знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых, в том числе для осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 1, ст. 216), система образования на всех этапах, начиная с дошкольного в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Будет поддержано развитие инфраструктуры индивидуальных образовательных программ, углубленного и профильного обучения по программам общего и дополнительного образования, в том числе системы многопрофильных и разнопрофильных школ старшей ступени.

Одним из целевых ориентиров развития системы образования, установленных к 2020 году, является предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку. (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р-«Собрание законодательства Российской Федерации, 2008», № 47, ст. 5489). Кроме того, к числу основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года в области модернизации образования отнесены такие приоритетные меры как завершение перехода к профильному обучению старшеклассников, позволяющему создать условия для углубленного изучения отдельных предметов, ориентированных на выбор будущей профессии, а также формирование национальной системы выявления и поддержки одаренных учащихся, создание профильных старших классов (гимназий) в структуре ведущих университетов (утверждено Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г. –http://www.government.ru, 01.02.2013). 14 мая 2015г. Председателем Правительства Российской Федерации были утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года в новой редакции, в которых предусматривается обновление содержания и технологий общего образования, завершение перехода к профильному обучению старшеклассников.( http://government.ru).

5. В соответствии с пунктами 2, 3 и 4 части 4 статьи 10 Федерального закона начальное общее, основное общее и среднее общее образование есть уровни общего образования, которые являются обязательными. Не освоение основной образовательной программы одного из указанных уровней общего образования является основанием недопущения к обучению на следующих уровнях общего образования.

Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность — образовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение, указанных в частях 3 и 4 статьи 31 Федерального закона, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования (пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона).

О выборе семейной формы получения общего образования родители (законные представители) информируют орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).

Освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается итоговой аттестацией. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией (части 3 и 4 статьи 59 Федерального закона).

Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации, обязаны освоить образовательные программы основного общего образования, и могут продолжить обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких организациях, в формах, предусмотренных Федеральным законом.

Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации и желающие продолжить обучение по образовательным программам основного общего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение.

Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации и желающие продолжить обучение по образовательным программам основного общего образования вне организации, осуществляющей образовательную деятельность, в формах, предусмотренных Федеральным законом, отчисляются из организации, осуществляющей образовательную деятельность, с выдачей справки об обучении (письмо Минобрнауки России от 24 апреля 2014 г. № НТ-443/08 «О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» — «Официальные документы в образовании», № 14 , май, 2014).

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (часть 3 статьи 17 Федерального закона).

Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

6. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно, в том числе в следующих случаях:

по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания (пункты 1 и 2 части 2 статьи 61 Федерального закона).

Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации (часть 4 статьи 61 Федерального закона).

При этом, оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Комиссия) и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (далее – Управление образованием).

Родители (законные представители) подают на имя руководителя образовательной организации заявление об отчислении обучающегося, в котором указывают причины отчисления, форму обучения и наименование образовательной организации, в которой обучающийся планирует осваивать образовательную программу основного общего образования. Заявление рассматривается на заседании органа управления образовательной организации.

Поступившие в Управление образования документы рассматриваются в присутствии обучающегося, его родителей (законных представителей), а также полномочных представителей образовательной организации. По результатам рассмотрения документов Управление образования принимает решение о согласии или несогласии на отчисление обучающегося из образовательной организации.

В случае принятия решения о согласии на отчисление обучающегося из образовательной организации Управление образования направляет документы на рассмотрение в Комиссию.

Комиссия в установленный срок рассматривает документы в присутствии обучающегося, его родителей (законных представителей) и полномочных представителей образовательной организации.

В случае согласия на отчисление обучающегося Комиссия совместно с его родителями (законными представителями) и Управлением образования в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего с его согласия и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения.

Если Управление образования и Комиссия не дают согласия на отчисление обучающегося образовательная организация организует его дальнейшее обучение. Необходимо отметить, что Федеральный закон допускает отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как меры дисциплинарного взыскания за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося в этом случае применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование этой организации.

Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия Комиссии. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия Комиссии и органа опеки и попечительства.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана незамедлительно проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания Управление образования. В свою очередь Управление образования и родители (законные представители) отчисленного несовершеннолетнего принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования (части 8, 9 и 10 статьи 43 Федерального закона).

(Положение о порядке отчисления обучающихся из общеобразовательных учреждений утверждено постановлением администрации Козульского района Красноярского края от 1 июля 2014 г. № 439 –«Авангард», № 33, 14.08.2014; Порядок принятия мер по продолжению освоения несовершеннолетним, достигшим возраста пятнадцати лет и оставившим муниципальное общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, образовательные программы основного общего образования в иной форме обучения, утвержден постановлением администрации Краснинского муниципального района Липецкой области от 21 февраля 2014 г. № 83 – «Заря Красного», № 25,01.03.2014 (официальный отдел).

7. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно — бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона).

При определении конкретного набора услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня учитываются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 (далее – СанПиН) (зарегистрировано Минюстом России 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993 -«Российская газета», № 54, 16.03.2011).

В группах продленного дня помимо завтрака во время учебных занятий должно быть предусмотрено двухразовое питание детей: обед и полдник.

Хозяйственно-бытовое обслуживание детей включает в себя соблюдение требований к санитарному содержанию помещения групп продленного дня, такие как: очищение ковров и ковровых покрытий в ежедневном режиме, ежедневная влажная уборка, дезинфекция и пр.

Обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня включает:

организацию прогулок, спортивного часа (подвижных игр) и отдыха детей;

организацию дневного сна (не менее 1 часа) для первоклассников и для ослабленных детей;

организацию самоподготовки (приготовление домашних заданий);

организацию занятий по интересам (в игровой, библиотеке) и др.

Конкретные обязательства образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования по осуществлению присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня должны быть предусмотрены в договоре между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и этой организации с учетом СанПиН. (Методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования – письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 24 сентября 2014 г. № 08-1346, «Вестник образования»,
№ 23, декабрь, 2014 г.; Порядок организации присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в муниципальных образовательных организациях Тугулымского городского округа, реализующих образовательные программы начального общего, основного и среднего общего образования, расчета и взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня в муниципальных учреждениях Тугулымского городского округа, утвержден постановлением администрации Тугулымского городского округа от 29 октября 2014 г. № 366).

8. Учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) за содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня и размер этой платы.

Так, согласно Порядку установления размера и расходования платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся за содержание детей в государственных образовательных организациях с наличием интерната, подведомственных министерству образования Нижегородской области, за исключением общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, утвержденному приказом минобразования Нижегородской области от 1 октября 2013 г. № 2164 (далее – Порядок) («Нижегородская правда», № 130 (25737), 30.11.2013), размер родительской платы устанавливается ежегодно на начало учебного года учредителем образовательной организации.

В перечень расходов, учитываемых при установлении размера родительской платы за содержание детей в образовательной организации, входят следующие расходы на детей:

расходы на оплату труда с начислениями, не связанные с реализацией федерального государственного образовательного стандарта;

транспортные услуги (за исключением оплаты расходов по проезду при направлении работника в служебные командировки, связанные с учебным процессом, в том числе на курсы повышения квалификации);

увеличение стоимости основных средств (движимое имущество);

увеличение стоимости материальных запасов:

продукты питания, мягкий инвентарь, обмундирование, предметы личной гигиены сверх нормативов, установленных Правительством Нижегородской области;

хозяйственно-бытовое обслуживание и другие расходы.

Ежегодно уровень родительской платы за содержание детей в образовательной организации может быть увеличен не более чем на индекс роста потребительских цен (коэффициент инфляции).

Денежные средства, поступающие от родительской платы, расходуются на содержание детей, в том числе: на совершенствование материально-технической базы образовательной организации, используемой обучающимися, на содержание обучающихся и обеспечение их безопасности; на организацию и проведение культурно-массовых мероприятий для обучающихся (включая участие в конференциях, конкурсах); на материальное стимулирование и поощрение обучающихся.

Федеральный закон предоставил учредителям образовательной организации право снижать размер родительской платы за содержание детей в образовательных организациях с наличием интерната или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) обучающихся в определяемых ими случаях и порядке.

Согласно указанному Порядку за содержание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательной организации, родительская плата не взимается.

Размер родительской платы за содержание детей снижается на 50 процентов от установленной родительской платы за содержание детей в образовательных организациях, определенных учредителем этих организаций и категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, к которым относятся малоимущие и многодетные семьи, инвалиды I и II группы, семьи военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, имеющих двое и более детей дошкольного возраста.

Льгота по родительской плате за содержание несовершеннолетних обучающихся, проживающих в интернатах, предоставляется в размере 100% при приеме в интернат родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся из малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного Губернатором Хабаровского края, размер льготы составляет 50% не только при приеме обучающегося в интернат, но и ежеквартально (Положение о порядке расчета, взимания родительской платы за содержание несовершеннолетних обучающихся и предоставления льготы в интернатах при муниципальных учреждениях на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края, утверждено постановлением администрации Комсомольского муниципального района от 22 ноября 2013 г. № 783 – «Сборник муниципальных правовых актов Комсомольского муниципального района», № 11 (том 2), 06.12.2013).

Под присмотром и уходом за детьми Федеральный закон понимает комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона).

Размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливаемый учредителем образовательной организации, зависит от образовательной организации (для одаренных детей, углубленным изучением отдельных предметов), категории детей в группах продленного дня (дети – инвалиды, дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с туберкулезной интоксикацией), продолжительности пребывания и кратности питания (одноразовое, двухразовое).

Учредитель образовательной организации вправе снизить размер родительской платы для родителей (законных представителей), имеющих (воспитывающих) двух и более несовершеннолетних детей или освободить от родительской платы родителей (законных представителей), которые воспитывают детей — инвалидов, детей с туберкулёзной интоксикацией, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в других случаях.

Полное или частичное освобождение родителей (законных представителей) от внесения родительской платы за услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня осуществляется приказом руководителя образовательной организации при предоставлении родителями (законными представителями) соответствующих документов (постановление администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области от 19 февраля 2014 г. № 363 «Об утверждении Порядка расчета и взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня в муниципальных общеобразовательных организациях МО «Судогодский район» — «Судогда и судогодцы», № 15, 26.02.2014; приказ Минобразования Пензенской области от 26 августа 2014 г. № 373/01-07 «Об утверждении Положения об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, за содержание детей в образовательных организациях с наличием интерната, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, об определении случаев и порядка снижения размера указанной платы и освобождения от указанной платы отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» — официальных сайт Министерства образования Пензенской области http://minobr-penza.ru, 26.08.2014; постановление главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 22 января 2015 г.
№ 84 «Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в муниципальных общеобразовательных организациях Старооскольского городского округа» — «Оскольский край», № 42 — 44, 31.01.2015; постановление администрации Коломенского муниципального района Московской области от 18 ноября 2014 г. № 2388 «Об утверждении порядка организации присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в муниципальных образовательных учреждениях Коломенского муниципального района, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, расчета и взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня в муниципальных образовательных учреждениях Коломенского муниципального района» — «Оптимальный выбор», № 51, 27.11.2014; постановление администрации Тугулымского городского округа от 29 октября 2014 г. № 366 «Об утверждении Порядка организации присмотра и уход за детьми в группах продленного дня в муниципальных образовательных организациях Тугулымского городского округа, реализующих образовательные программы начального общего, основного и среднего общего образования, расчета и взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и ухода за детьми в группах продленного дня в муниципальных учреждениях Тугулымского городского округа»).

9. В перечень расходов, учитываемых при установлении размера родительской платы за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, включаются расходы: на оплату труда и начисления на оплату труда, не связанные с реализацией федерального государственного образовательного стандарта; транспортные услуги; услуги связи; услуги по содержанию движимого имущества; прочие услуги и расходы; амортизация основных средств и нематериальных активов; расходование материальных запасов.

При установлении размера родительской платы за присмотр и уход учитываются расходы, связанные с оплатой труда и начисления на оплату труда воспитателей, осуществляющих присмотр и уход в группах продленного дня; платой за питание ребенка; приобретением хозяйственных материалов для обеспечения личной гигиены; оплатой услуг кредитных организаций, осуществляющих перечисление средств родительской платы, но не более одного процента от поступивших сумм (Положение о порядке расчета, взимания родительской платы за содержание несовершеннолетних обучающихся и предоставления льготы в интернатах при муниципальных образовательных учреждениях на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края, утвержденное постановлением Администрации Комсомольского муниципального района от 22 ноября 2013 г. № 783 — «Сборник муниципальных правовых актов Комсомольского муниципального района», № 11 (том 2), 06.12.2013; Порядок организации присмотра и ухода за детьми, расчета и взимания платы с родителей (законных представителей) в группах по присмотру и уходу за детьми в муниципальных образовательных организациях муниципального образования «Шовгеновский район», реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Шовгеновский район» от 4 сентября 2014 г. № 483).

10. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (часть 3 статьи 5 Федерального закона). Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях. Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 11 статьи 66 Федерального закона).

Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации является: письменное заявление родителей (законных представителей) об организации обучения на дому или в медицинской организации; заключение медицинской организации.

Обучение обучающихся на дому или в медицинских организациях осуществляет образовательная организация, в которую зачислен обучающийся. При этом прием детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в обязательную организацию осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные организации.

Отношения по организации обучения обучающихся по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях оформляются договором между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающегося (обучение на дому); договором между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающегося и между образовательной организацией и медицинской организацией (обучение в медицинской организации).

Обучение на дому может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий. Под дистанционным образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (часть 1 статьи 16 Федерального закона). Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержден приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 (зарегистрирован Минюстом России 4 апреля 2014 г., регистрационный № 31823 — «Российская газета», № 86, 16.04.2014).

Образовательный процесс в медицинской организации организуется с учетом состояния здоровья обучающегося. При отсутствии у обучающихся медицинских противопоказаний для работы с компьютером, обучение может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий в установленном порядке.

(Порядок регламентации и оформления отношений между государственной образовательной организацией Псковской области или муниципальной образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, утвержден приказом Государственного управления образования Псковской области от 18 августа 2014 г. № 1041- «Псковская правда», № 97, 29.08.2014; Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, а также детьми-инвалидами и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях, утвержден приказом Минобрнауки Удмуртской Республики от 29 августа 2014 г. № 688; Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержден приказом Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 июля 2014 г. № 1164 — «Красный Север», спецвыпуск № 48/6, 30.07.2014).

11. Участниками отношений при организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях (далее — образовательные программы общего образования) являются:

обучающиеся, нуждающиеся в делительном лечении, а также дети-инвалиды, которые не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (далее – обучающиеся);

родители (законные представители) обучающихся;

государственные или муниципальные образовательные организации, реализующие образовательные программы общего образования (далее – образовательные организации);

Обучение на дому или в медицинской организации обучающихся организуется образовательной организацией, в которую зачислен обучающийся, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучающегося и (или) обучающегося.

Отношения между образовательной организацией, обучающимся и (или) родителями (законными представителями) обучающегося в части организации обучения по образовательным программам общего образования оформляются договором, в порядке, установленном нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Организация обучения по программам общего образования на дому производится по индивидуальному учебному плану, разрабатываемому образовательной организацией, в которую зачислен обучающийся, с которой заключен договор об организации обучения по программам общего образования. Время занятий согласовывается с обучающимся и (или) родителями (законными представителями) обучающегося.

Объем учебной нагрузки для обучающегося по образовательным программам общего образования может быть изменен с учетом особенностей психофизического развития, состояния здоровья и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Обучение на дому может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий в установленном порядке.

Для организации обучения по образовательным программам общего образования между образовательной организацией, родителями (законными представителями) обучающегося и (или) обучающимся, медицинской организацией заключается договор.

Обучение по образовательным программам общего образования в медицинских организациях проводится индивидуально или в форме группового обучения. Расписание занятий согласовывается с главным врачом. Образовательный процесс организуется с учетом состояния здоровья обучающегося.

Медицинская организация в целях организации обучения обучающихся, находящихся на длительном лечении в этой организации предоставляет образовательной организации на безвозмездной основе помещение, создает необходимые условия для организации образовательного процесса.

(Порядок регламентации и оформления отношений между государственной образовательной организацией Псковской области или муниципальной образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, утвержден приказом Главного управления образования Псковской области от 18 августа 2014 г. №1041 — «Псковская правда», № 97, 29.08.2014; Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, а также детьми-инвалидами и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях, утвержден приказом Минобрнауки Удмуртской Республики от 29 августа 2014 г. № 688; Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, утвержден постановлением Правительства Рязанской области от 16 октября 2013 г. № 311 — «Рязанские ведомости», № 196, 19.10.2013; Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях, утвержден приказом департамента Ярославской области от 18 февраля 2014 г. № 08-нп — «Документ – Регион», № 16, 04.03.2014; Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержден приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 июля 2014 г. № 1164 — «Красный Север», спецвыпуск № 48/6, 30.07.2014).

12. Девиантное (общественно опасное) поведение это поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, выражающееся в противоправных, аморальных действиях, которые представляют общественную опасность. Обучающиеся с таким поведением нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического подхода.

В целях получения детьми с таким поведением начального общего, основного общего и среднего общего образования создаются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа.

В специальные учебно-воспитательные учреждения отрытого типа принимаются дети от восьми до восемнадцати лет, требующие специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей.

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними; осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляют их медицинское обеспечение, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; осуществляют функции, предусмотренные подпунктами 1,4 и 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст.3177) (далее – Федеральный закон о профилактике).

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, если они:

не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Основаниями содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях зарытого типа являются:

постановление судьи – в отношении лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона о профилактике;

приговор суда – в отношении лиц, указанных в подпункте 3 пункта 4 статьи 15 Федерального закона о профилактике.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы помещаются отдельные категории несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья: несовершеннолетние с задержкой психического развития и несовершеннолетние с легкой степенью умственной отсталости или несовершеннолетние, имеющие заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях (приказ Минобрнауки России от 20 февраля 2014 г. № 134 «О категориях несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы», зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный № 31468 –«Российская газета», № 54, 07.03.2014).

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях (постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 518 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа» — «Собрание законодательства Российской Федерации», 2002, № 28, ст. 2873; Правила медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 259 — «Собрание законодательства Российской Федерации», 2012, № 14, ст. 1653).

Автор: Дащинская З.П., кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, заместитель директора Федерального центра образовательного законодательства.
По состоянию законодательства на 1 августа 2016 года.