Статья 92 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Комментарий к Статье 92 Конституции РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи, закрепляя непрерывность функционирования конституционно-правового института Президента и его преемственность, формулирует механизм передачи властных полномочий, составляющих юридическое наполнение этого института. Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги. Отсюда следует, что дата избрания Президента и исчисление срока его пребывания в должности не совпадает с моментом, когда лицо, избранное Президентом, становится реальным носителем соответствующих полномочий. Закон о выборах Президента РФ установил следующие сроки вступления Президента в должность: избранный Президент вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента, — на 30-й день со дня официального опубликования ЦИК РФ общих результатов выборов Президента. Тем самым, с одной стороны, гарантируется выполнение воли народа, передавшего избранному Президентом лицу право на осуществление власти, с другой стороны, устанавливается определенная гарантия от узурпации власти лицом, потерявшим в силу истечения срока легислатуры права на власть.

Что же касается прекращения исполнения полномочий Президента, комментируемое положение связывает его с истечением срока пребывания в должности и моментом принесения присяги вновь избранным Президентом.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает основания досрочного прекращения исполнения Президентом полномочий. В их числе — отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия, отрешение от должности.

При этом едва ли возможно указанные основания считать исчерпывающими, поскольку Конституция имеет в виду прекращение исполнения полномочий не «абстрактным» Президентом, а лицом, состоящим в должности. Следовательно, к указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции основаниям следует отнести смерть Президента, утрату им гражданства РФ или приобретение гражданства иностранного государства, переезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, т.е. утрату права на избрание, как оно определено в ч. 2 ст. 81 Конституции РФ (см. комментарий к ней).

Отставка представляет собой добровольный отказ Президента от занимаемой им должности. Конституция не требует от Президента мотивации отставки, как не допускает ее возможности в пользу другого лица либо прекращения (отзыва) ранее заявленной отставки. В частности, Указом от 31.12.1999 N 1761 «Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации» первый Президент РФ объявил о своей отставке и досрочном прекращении полномочий. Этим же Указом он, основываясь на ст. 92 Конституции, возложил временное исполнение полномочий главы государства на Председателя Правительства РФ.

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия является следующим конституционным основанием прекращения исполнения лицом, состоящим в этой должности, полномочий Президента. В отличие от отставки, которая всегда может быть результатом только добровольного волеизъявления Президента и его личного выбора, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие по Конституции Президенту полномочия обычно трактуется как основание, которое может быть использовано как самим Президентом, так и иным образом. В действительности, однако, речь в Конституции идет о случаях, когда глава государства не сознает ситуации и своей неспособности адекватно осуществлять полномочия (в противном случае он может подать в отставку), в силу чего возникают угрозы государству и нормальному функционированию всего государственного механизма, «здоровье» которого в огромной мере зависит именно от Президента.

Конституционный Суд РФ по запросу Государственной Думы дал официальное толкование ч. 2 ст. 92 Конституции в Постановлении от 11.07.2000 N 12-П. В данном Постановлении, в частности, указывалось следующее: «Досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации. В таком случае — в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания — волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. Приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом Российской Федерации своих полномочий или добровольной его отставкой.

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента Российской Федерации от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента Российской Федерации». Из этого толкования Конституционного Суда следует необходимость принятия федерального закона, конкретизирующего конституционную процедуру прекращения полномочий Президента по причине стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Отрешение Президента Российской Федерации от должности — третье конституционное основание досрочного прекращения Президентом исполнения своих полномочий.

На содержании этого основания и его конституционного регулирования, по-видимому, сказались события предшествующего периода политической и правовой истории России с характерными для нее неоднократными попытками отрешения Президента от должности; во всяком случае этому основанию посвящена отдельная статья Конституции (см. комментарий к ст. 93). В комментируемой же ч. 2 ст. 92 Конституции оговаривается, что в случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий по одному из указанных ранее оснований выборы Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Тем самым Конституция накладывает на федерального законодателя обязанность разрешить этот вопрос и определяет основные параметры такого разрешения: должны состоятся выборы нового Президента и они должны состоятся не позднее трех месяцев с момента, когда Российское государство осталось без Президента (см. комментарий к ст. 93).

3. Одновременно комментируемая статья устанавливает, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. При этом для временно исполняющего обязанности Президента РФ Конституция, казалось бы, устанавливает только три ограничения: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

В действительности, однако, Председатель Правительства, принявший на себя полномочия Президента, не растворяется в этих полномочиях и, как следует из смысла комментируемого положения, не утрачивает статуса Председателя Правительства. Председатель Правительства временно заменяет Президента, имеет все его права и обязанности, за исключением специально оговоренных в комментируемой статье. Однако он не приобретает личного правового статуса Президента и его протокольных прав; в связи с этим Председатель Правительства осуществляет права и обязанности Президента не как его заместитель, но как Председатель Правительства, и именно в этом смысле не замещает, а заменяет Президента. Председатель Правительства в данном случае выступает в качестве как бы представителя самого конституционного института Президента, но не заместителя Президента. Такое понимание вытекает и из практики реализации комментируемых положений ст. 92. В частности, одновременно с Указом Президента РФ от 31.12.1999 N 1761 был издан Указ исполняющего обязанности Президента N 1762, которым он объявил о том, что приступает к временному исполнению полномочий Президента.

Кроме того, словосочетание «во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности», предполагает, во-первых, более широкий круг оснований досрочного прекращения полномочий главой государства, чем это предусмотрено ч. 2 комментируемой статьи (отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности), это перечень, как отмечено в комментарии к ч. 2 данной статьи, который может быть дополнен; во-вторых, охватывает и те случаи, когда Президент временно не в состоянии выполнять свои обязанности, например его болезнь, которая, однако, не влечет досрочного прекращения полномочий. Этим в том числе обусловлена необходимость законодательной регламентации условий и порядка временного исполнения Председателем Правительства РФ обязанностей главы государства.

Статья 92 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 92 Конституции РФ гласит:

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 92 КРФ

1. Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией РФ, вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента, — на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента (ст. 82 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»//СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171). Момент вступления Президента в должность знаменуется принесением им торжественной присяги.

В обычных условиях Президент прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом (см. комм. к ст. 81, 82). Этим обеспечивается преемственность и непрерывность власти главы государства.

Вновь избранному Президенту вручается удостоверение об избрании, образец которого утверждается Центризбиркомом (Постановление ЦИК РФ от 22 января 2004 г. N 80/684-4//Вестник ЦИК РФ. 2004. N 5).

2. Конституция предусматривает следующие основания для досрочного прекращения полномочий Президента: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия, отрешение от должности.

Согласно Конституции, досрочное прекращение полномочий главы государства возможно лишь при обстоятельствах и при наличии гарантий, определенных самой Конституцией.

Систематическое толкование положений комментируемой статьи позволяет утверждать, что досрочное прекращение полномочий Президента (не имея в виду отрешение от должности) и возложение им своих обязанностей временно на Председателя Правительства подразумевают уход Президента с поста по собственной инициативе и при полной добровольности этого акта (исключая случаи объективной невозможности принятия самим Президентом такого решения).

Конституция не предоставляет парламенту права решать вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента, за исключением отрешения его от должности Советом Федерации на основе ст. 93 и п. «е» ч. 1 ст. 102 Конституции. В процедуре отставки лишь Совет Федерации наделен Конституцией правом назначить выборы нового Президента в установленный ею срок (ч. 2 ст. 92 и п. «д» ч. 1 ст. 102). Что касается Государственной Думы, то на практике ею принимаются постановления рекомендательного характера с предложениями Президенту досрочно прекратить исполнение президентских полномочий, медицинскому центру — представить заключение палатам Федерального Собрания и Правительству РФ о состоянии здоровья действующего Президента, а также делаются соответствующие заявления в адрес Президента (СЗ РФ. 1998. N 35. Ст. 4379; N 50. Ст. 6116; 1999. N 20. Ст. 2422).

Первый Президент РФ в декабре 1999 г. объявил о своей отставке и прекратил полномочия до истечения конституционного срока. При этом был принят ряд правовых актов с целью обеспечения преемственности государственной власти, ее непрерывности, соблюдения конституционного порядка функционирования государственного механизма. Так, Указом от 31 декабря 1999 г. N 1761 «Об исполнении полномочий Президента РФ» со ссылкой на ст. 92 Конституции временное исполнение президентских полномочий было возложено на Председателя Правительства (СЗ РФ. 2000. N 1. Ч. 2. Ст. 109). Одновременно был издан Указ, подписанный исполняющим обязанности Президента, в соответствии с которым Председатель Правительства приступил к временному исполнению полномочий Президента (Указ от 31 декабря 1999 г. N 1762//там же. Ст. 110). Досрочные выборы нового Президента были назначены Советом Федерации на 26 марта 2000 г., с тем чтобы они состоялись не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий, как этого требует ч. 2 рассматриваемой статьи Конституции (Постановление от 5 января 2000 г. N 4-СФ//СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 166).

Досрочное прекращение исполнения Президентом своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять их требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его конституционного статуса главы государства в соответствии с требованиями Конституции. Однако если процедура отрешения президента от должности урегулирована в ст. 93 Конституции, то процедура отставки Президента, досрочного прекращения полномочий ввиду его нездоровья Конституцией не определена.

Комментируемые нормы ч. 2 и 3 ст. 92 Конституции были истолкованы Конституционным Судом, который отметил, что досрочное прекращение полномочий Президента в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять их является элементом конституционного статуса Президента; порядок досрочного прекращения полномочий должен исключать возможность превращения его в способ необоснованного отстранения Президента от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи Конституции во взаимосвязи с положениями ее ст. 10, 78 (ч. 4), 82 (ч. 2), 92 (ч. 1) и 93 (ч. 1) при определении такого порядка надлежит соблюдать принцип баланса и взаимодействия всех ветвей власти. Содержание и назначение ч. 2 рассматриваемой статьи не являются посягательством на неприкосновенность Президента. Конституционный Суд указал, что порядок прекращения исполнения полномочий Президента досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия определяется на основе требований Конституции и постановлений Конституционного Суда (постановления от 6 июля 1999 г. N 10-П и от 11 июля 2000 г. N 12-П//СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3773; 2000. N 29. Ст. 3118).

Гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно, и членам его семьи предусмотрены ФЗ от 12 февраля 2001 г. и изданным на его основе Постановлением Правительства от 11 апреля 2001 г. N 286 (СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 617; N 16. Ст. 1613; 2005. N 7. Ст. 560).

3. Часть 3 комментируемой статьи связывает временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства не только с конкретными случаями, предусмотренными в ч. 2 данной статьи, но, очевидно, и со всеми другими случаями, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности. К их числу следует отнести не только исключительные обстоятельства, но и, например, болезнь Президента, влекущую временное невыполнение им обязанностей, а не досрочное прекращение полномочий. Так, в 1996 г. на Председателя Правительства было возложено исполнение обязанностей Президента в связи с проведением ему хирургической операции. При этом Указом Президента было определено, что эти обязанности осуществляются Председателем Правительства в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и тактическим ядерным оружием, для чего ему передаются соответствующие технические средства («ядерная кнопка») (указы от 19 сентября 1996 г. N 1378 и от 5 ноября 1996 г. N 1534 (оба признаны утратившими силу) и Указ от 6 ноября 1996 г. N 1535. — СЗ РФ. 1996. N 39. Ст. 4533; N 46. Ст. 5239, 5240).

Объем полномочий лица, исполняющего обязанности Президента, меньше, чем у самого Президента. Так, исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Как следует из ч. 2 и 3 комментируемой статьи и практики их применения, ограниченное по времени исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства продолжается до возвращения действующего Президента к исполнению своих обязанностей (до момента подписания им соответствующего указа) или до вступления в должность вновь избранного Президента.

Статья 92. Президент Российской Федерации приступает к исполнению.

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — «Проспект», 2010 г.

1. В соответствии с частью 1 статьи 92 Конституции Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

2. В части 2 статьи 92 указаны три способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности.

3. Отставка — это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности; устного объявления будет в данном случае вряд ли достаточно. Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнения обязанностей Президента имеют уже бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может потом объявить, что он «передумал» и отзывает свое заявление об отставке. Президент официально объявляет об отставке в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению и т.п. Причем отставка должна следовать в день объявления о ней, т.е. Президент не может объявить сегодня о том, что через неделю, месяц и т.д. он уходит со своего поста, потому как подобная ситуация и предполагает для Президента возможность «передумать» и отозвать свое заявление. С объявленного момента (дня и часа) Председатель Правительства считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента. В свою очередь и премьер незамедлительно делает заявление о том, что вступил в исполнение обязанностей. Такое его заявление необходимо для общественного спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода государственных дел.

4. При решении вопроса о судьбе полномочий Президента в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации. Первая ситуация. Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи. Для этой ситуации как раз и подходит начальная формула части 2 статьи 92: Президент «прекращает исполнение полномочий досрочно» в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Но это практически означает ту же отставку — лишь с указанием конкретного основания. Вторая ситуация. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение; что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например при стойкой потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, к примеру при наступивших глухоте, слепоте и т.д. Речь идет, следовательно, о случаях, когда в отличие от отставки личная воля Президента объективно не может быть решающим фактором и Председатель Правительства объявляет о принятии на себя исполнения обязанностей Президента на основании медицинских документов.

5. Что касается отрешения от должности, то при введении поста Президента РСФСР в 1991 г. в Конституции предусматривалась возможность его отрешения от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР и принесенной присяги. Действующая Конституция РФ установила такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Президент РФ согласно статье 93 Конституции может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (см. комментарий к статье 93).

6. Поскольку исполнение полномочий Президента не должно прерываться, пунктом 3 статьи 92 предписано, что в случае досрочного их прекращения обязанности Президента временно, т.е. до избрания нового Президента, исполняет Председатель Правительства РФ. Однако исполняющий обязанности Президента РФ несколько ограничен в выполнении президентских функций. Он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ.

Прекращение полномочий Президента РФ Library UA

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Ст. 92 Конституции РФ называет 3 основания прекращения полномочий Президента досрочно:

1. отставка Президента (по собственному желанию);

2. стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3. отрешение от должности.

Порядок прекращения полномочий Президента в первых двух случаях законодательно не регламентирован. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.05.2000 г. По делу «О толковании ст. 91 и ст.92 Конституции РФ», Конституционный Суд пришел к выводу, что неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, представляет собой невозможность для главы государства принимать решения, вытекающие из его полномочий, в связи с расстройством функций организма, носящих необратимый характер. В этом случае волеизъявление Президента может и не являться обязательным условием для досрочного прекращения его полномочий (согласия Президента могут и не спросить, вопрос о прекращении полномочий будет решать специальная комиссия).

Конституционный Суд подчеркивает, что порядок досрочного прекращения полномочия Президента РФ не может быть упрощенным.

Отрешение Президента от должности — форма политической ответственности главы государства перед парламентом и народом. В процедуре отрешения принимает участие, как законодательная власть (в лице ГД и СФ), так и судебная власть (в лице Верховного и Конституционного судов)

Согл. Ст. 93 КРФ, предложение о выдвижении обвинения должно исходить от группы депутатов ГД, численностью не менее 13 от общего числа депутатов, т.е. 150 чел. Обвинение должно быть обоснованным, т.е. содержать указания на конкретные признаки преступления, вменяемого Президенту.

Президент может быть отрешен только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Предложение о выдвижении обвинения направляется Государственной Думой на рассмотрение специальной комиссии. Спецкомиссия состоит из Председателя, его заместителя и членов комиссии, общее число которых не превышает 10-15 человек. Состав спецкомиссии формируется на основе пропорционального представительства всех депутатских объединений и групп. Одновременно с этим, направляется запрос в Верховный Суд РФ, который дает заключение о наличии в действиях Президента признаков состава преступления.

Предложение о выдвижении обвинения, заключение спецкомиссии, а также заключение Верховного Суда РФ рассматривается на заседании Государственной Думы. По результатам рассмотрения принимается постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ 23 голосов от общего числа депутатов ГД.

Это постановление в течение 5 дней направляется в Совет Федерации. Совет Федерации направляет запрос в Конституционный Суд РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента. Если порядок не соблюден, обвинение прекращается. Постановление СФ об отрешении Президента от должности принимается большинством в 23 голосов от общего числа членов СФ (119).Решение об отрешении Президента от должности должно быть принято СФ в 3-х месячный срок, в противном случае, обвинение считается отклоненным.

В соотв. со ст. 92 ч.2 КРФ, во всех случаях, когда Президент не способен осуществлять свои полномочия, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. В Постановлении КС РФ от 6.06.1999 г. По делу «О толковании положений ст. 92 ч.2 КРФ» КС пришел к выводу, что Председатель Правительства исполняет обязанности Президента в случае досрочного прекращения полномочий и во всех других случаях. Президент, не способный осуществлять полномочия, своим актом возлагает их на Председателя Правительства (до возвращения действующего или вступления в должность нового Президента РФ).