Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс.
СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»).

Раздел IV. Пересмотр судебных решений и их исполнение

Глава 25. Надзорный порядок пересмотра судебных решений

§ 1. Понятие пересмотра судебных решений в порядке надзора

Пересмотр судебных решений в порядке судебного — это такая стадия судопроизводства, в которой по материалам уголовного дела осуществляется ревизионная проверка и пересмотр в пользу осужденных или оправданных вступивших в законную силу судебных решений с точки зрения ошибок, допущенных при их принятии нижестоящим судом.

Вступление решения суда в законную силу (об этом см. § 1 главы 27) означает конец состязания сторон. Вследствие этого становится недопустимым любое требование обвинителя, несущего всю тяжесть бремени доказывания, вернуться к вопросу об усилении уголовной ответственности лица, в отношении которого состоялось данное судебное решение, за то же самое деяние (non bis in idem). Напротив, бывший обвиняемый, освобожденный в силу закона от бремени неблагоприятных последствий доказательственной деятельности, может вновь ставить вопрос о пересмотре состоявшегося судебного решения в свою пользу. Не исключается постановка вопроса «в пользу обвиняемого» и по инициативе прокурора, выступающего в данном случае как орган надзора за законностью, и даже потерпевшего. Это открывает легитимную возможность пересмотра уже вступивших в законную силу судебных решений в пользу осужденного или оправданного (например, если необходимо улучшение основания оправдания) по требованию заинтересованной стороны. Такой пересмотр принял в российском уголовном процессе форму производства в порядке судебного надзора.

Поскольку со вступлением решения суда в законную силу состязание сторон прекращается, жалоба (представление) заинтересованной стороны является не основанием (как это имело место в апелляционном и кассационном производстве), а лишь поводом для начала процедуры пересмотра, настоящим же источником движения процесса отныне служит лишь сила закона и служебный долг судей. Таким образом, развитие процесса обеспечивается здесь ex officio. Подобный способ исправления судебных ошибок получил в теории судопроизводства название ревизионного порядка пересмотра. Надзорная судебная инстанция, действуя в ревизионном порядке, не связана доводами жалобы или представления и вправе проверять уголовное дело в полном объеме. Ревизионное начало проявляет себя и в том, что объектом надзорного пересмотра может являться значительно более широкий круг судебных решений, чем в апелляционной и кассационной инстанциях.

Вместе с тем авторитетность судебного решения, вступившего в законную силу, накладывает определенные ограничения на полномочия надзорной инстанции. Если апелляционный элемент, который, как отмечалось нами ранее, относительно силен при существующей, смешанной, кассационной форме пересмотра, то в надзорном производстве он существенно сдает свои позиции. Так, здесь не проводится судебное следствие, а пересмотр судебного решения осуществляется исключительно по письменным материалам уголовного дела.

Особенностью надзорного производства является то, что суд в этой инстанции имеет дело лишь с такими недостатками предыдущих судебных решений, которые вытекают из уже имеющихся материалов дела. Этим оно отличается от возобновления производства по делу ввиду новых (фактических) или вновь открывшихся обстоятельств, где судебные решения пересматриваются ввиду таких экстраординарных недостатков, которые требуют для своего выявления собирания новых доказательств (см. об этом § 1 гл. 26 пособия).

Вопрос 9. Пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, сущность и значение.

Пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, осуществляется по действующему законодательству в порядке судебного надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам.

Надзорное производство — это деятельность его участников при определяющей роли указанных в законе вышестоящих судов по проверке законности судебных актов нижестоящих судов, вступивших в законную силу.

Буквальное толкование ст. 330 ГПК указывает на то, что основанием к отмене судебных актов в порядке надзора является лишь их незаконность. Однако в силу теснейшей связи обоснованности и законности судебных актов следует согласиться с мнением авторов, полагающих, что основанием к отмене судебных актов как в порядке кассации, так и в порядке надзора является их незаконность и необоснованность.

Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора может быть возбуждено только по протестам управомоченных на то законом должностных лиц.

Поводами к подаче надзорного протеста могут быть жалобы лиц, участвовавших в деле, представления должностных лиц суда и прокуратуры, не имеющих права на принесение протеста.

В соответствии со ст. 328 ГПК при рассмотрении протеста в порядке надзора применяются правила, установленные для кассационного производства, с изъятиями и дополнениями, установленными этой статьей. Это означает, что структура рассмотрения дела по протесту состоит из подготовительной, рассмотрения дела по протесту, постановления и провозглашения определения или постановления.

Дело по протесту должно быть рассмотрено в судебном заседании не позднее двадцати дней, а в Верховном Суде РФ — не позднее одного месяца со дня поступления дела с протестом.

В суде надзорной инстанции дело докладывается председательствующим или членом суда, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела. Явившиеся в суд лица, участвующие в деле, и представители дают объяснения после доклада дела В рассмотрении дела принимает участие прокурор, который поддерживает принесенный протест или дает заключение при принесении протеста председателем суда или его заместителем. Все вопросы в суде решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных в президиуме суда за удовлетворение и против удовлетворения протеста, протест считается отклоненным.

Производство по вновь открывшимся обстоятельствам — исключительная стадия гражданского процесса, заключающаяся в деятельности ее участников при определяющей роли суда по проверке законности и обоснованности вступившего в законную силу ранее вынесенного этим судом судебного акта в связи с обнаружением вновь открывшихся обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения дела.

В соответствии со ст. 333 ГПК основаниями для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам являются:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод. Подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшая за собой постановление незаконного или необоснованного решения;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные при рассмотрении данного дела;

4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления иного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления.

Наиболее характерными для рассматриваемого производства являются обстоятельства, указанные в п. 1 ст. 333 ГПК.

Вновь открывшиеся обстоятельства — юридические факты, существовавшие в момент рассмотрения дела и имеющие существенное значение для его разрешения, которые не были и не могли быть известными для заявителя.

Для признания обстоятельства вновь открывшимся необходимо, чтобы юридический факт существовал в момент разрешения дела, имел существенное значение для дела, не был и не мог быть известным во время рассмотрения дела стороне, заявившей об этом впоследствии.

Вступившее в законную силу решение, определение или постановление рассматривается по вновь открывшимся обстоятельствам соответствующим судом, вынесшим этот судебный акт (ст. 333 ( ГПК). Заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам подается лицами, участвовавшими в деле, в течение трех месяцев со дня установления оснований для пересмотра дела. Это заявление вправе подать также прокурор (ст. 334 ГПК).

Суд, рассмотрев заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, либо удовлетворяет заявление и отменяет решение, определение или постановление, либо отказывает в пересмотре дела (ст. 337 ГПК).

§ 2. Пересмотр дел в порядке надзора

Судебная проверка актов правосудия в порядке надзора осуществляется, как и в апелляционном, кассационном порядке, путем их пересмотра. В связи с этим данные виды пересмотра (апелляционный, кассационный и надзорный) имеют ряд общих или сходных черт.

Так, поводом к проверке законности судебного постановления в порядке надзора является обращение лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права и законные интересы были нарушены судебными постановлениями. Неотъемлемой частью надзорного производства, так же как и апелляционного и кассационного, является процедура предварительного рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора с просьбой о пересмотре судебного постановления (ст. 379—384 ГПК).

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом предварительное рассмотрение надзорной жалобы или представления является процессуальной деятельностью судьи по осуществлению правосудия по гражданским делам.

Субъектом этой процессуальной деятельности является суд надзорной инстанции в лице судьи, который все свои процессуальные правоприменительные действия обязан оформлять в форме определения, которому по поручению председателя или заместителя председателя соответствующего суда передаются на рассмотрение поступившие в суд надзорная жалоба или представление прокурора (ст. 379 ГПК).

Надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции:

на вступившие в законную силу решения определения судов субъектов Федерации, принятые ими по первой инстанции, если они ранее не были предметом рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения судов субъектов Федерации; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных и мировых судей — соответственно в президиум суда субъекта Федерации;

на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;

на определения президиумов судов субъектов Федерации; на вступившие в законную силу решения и определения судов субъектов Федерации, принятые ими по первой инстанции, если они ранее не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения судов субъектов Федерации, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если жалобы на них были оставлены без удовлетворения президиумами судов субъектов Федерации, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ;

на определения президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления были оставлены без удовлетворения президиумом окружного (флотского) военного суда, — в Военную коллегию Верховного Суда РФ;

на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда РФ ( ст. 377 ГПК).

Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики (ч. 3 ст. 377 ГПК).

С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов в Российской Федерации (в случае его участия в рассмотрении дела по существу) вправе обращаться:

Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд надзорной инстанции;

прокуроры субъектов Федерации — соответственно в президиум суда субъекта Федерации (ч. 4 ст. 377 ГПК).

В течение десяти дней со дня поступления надзорной жалобы или представления прокурора судья вправе либо вернуть их в соответствии со ст. 380 ГПК без рассмотрения по существу (например, если пропущен годичный срок на обжалование со дня вступления в законную силу судебных постановлений, если нарушены правила подсудности и т.д.), либо рассмотреть их и вынести определение об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления, или отказать в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления (ч. 2 ст. 381 ГПК).

Председатель суда субъекта Федерации, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела и вынести свое определение об истребовании дела (ч. 6 ст. 381 ГПК).

Кроме того, Председатель Верховного Суда РФ или его за-, меститель имеют право внести в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности и при отсутствии обращения лиц, участвующих в деле (ст. 389 ГПК).

Истребованное дело рассматривается судьей, кроме судьи Верховного Суда РФ, не более чем два месяца, судьей Верховного Суда, РФ — не более чем четыре месяца. Данный срок может быть продлен председателем суда, его заместителем соответственно до четырех и шести месяцев (ч. 1 ст. 382 ГПК).

По результатам рассмотрения дела, истребованного в суд надзорной инстанции, судья выносит определение:

об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в надзорной инстанции;

о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции (ч.

Вынесенное им определение и материалы дела судья (в случае передачи дела для рассмотрения по существу) направляет вместе с надзорной жалобой или представлением в суд надзорной инстанции (ч. 2 ст. 384 ГПК). Это также относится и к судье Верховного Суда РФ, имеющему право направить свое определение в президиум суда субъекта Федерации.

Гражданское дело, переданное в суд надзорной инстанции, рассматривается в президиуме суда субъекта Федерации в целом не более чем два месяца; Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ не более чем три месяца; Президиуме Верховного суда РФ не более чем четыре месяца (ч. 3 ст. 382 ГПК).

О времени и месте судебного заседания по рассмотрению дела, переданного судьей в суд надзорной инстанции, в обязательном порядке извещаются лица, участвующие в деле, под которыми необходимо также понимать и лиц, по обращению которых рассматривается дело в суде надзорной инстанции, даже если они и не привлекались к участию нижестоящей судебной инстанцией (ч. 3 ст. 386 ГПК)*.

* Жилин Г.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. — М., 2003. — С. 285.

Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения (ч. 1 ст. 386 ГПК).

До начала судебного заседания председатель суда, его заместитель или по их поручению иной член президиума либо ранее не участвовавший в рассмотрении дела другой судья этого суда изучает пересматриваемые решения и определения, а также все обосновывающие их материалы дела с целью обнаружения судебных ошибок.

Пересмотр дела происходит в судебном заседании с участием всех лиц, участвующих в деле, где обсуждаются выявленные случаи незаконности. В рассмотрении дела принимает участие также прокурор, если он ранее принимал участие в рассмотрении дела (ч. 3 ст. 376, ч. 4 ст. 377 ГПК).

По результатам рассмотрения дела все суды надзорной инстанции принимают решение в форме определения (ч. 6 ст. 386 ГПК). Если оно вынесено президиумом, то подписывается его председателем, если судебной коллегией — то судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора (ч. 2 ст. 388 ГПК).

В надзорном порядке пересматриваются акты правосудия независимо от того, проверялись ли они ранее в апелляционном, кассационном, частном или надзорном порядке. Даже если конкретное решение раньше неоднократно пересматривалось, это не исключает возможности новой проверки его правильности. В порядке надзора не могут быть пересмотрены лишь постановления Президиума Верховного Суда РФ (ч. 1 ст. 376 ГПК).

Основанием для отмены судебного постановления в порядке надзора, в том числе и в случае направления дела после отмены решения на новое рассмотрение, является существенное нарушение норм материального или процессуального права (ст. 387 ГПК).

При новом рассмотрении дела суд соответствующей инстанции обязан устранить нарушения закона, выявленные судом надзорной инстанции. В итоге суд надзорной инстанции не только устраняет неправильности, но и дает обязательные указания нижестоящему суду, которому предстоит вновь рассматривать данное дело.

Однако суд при новом рассмотрении дела обязан выполнять не любые указания суда надзорной инстанции, а лишь о толковании закона (ч. 2 ст. 390 ГПК).

Вместе с тем судебно-надзорное производство имеет немало специфического, отличающего его от апелляционного, кассационного и частного. Все особенности обусловлены тем, что объектом пересмотра являются судебные акты, уже вступившие в законную силу, в силу чего надзорный пересмотр имеет исключительный характер.

В надзорном порядке пересматриваются решения и определения только в течение года со дня вступления их в законную силу.

Надзорная жалоба подлежит оплате госпошлиной в размере пятьдесят процентов ставки, исчисляемой исходя из оспариваемой суммы, если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке. Если участвующее в деле лицо не может уплатить госпошлину, оно подает заявление в суд первой инстанции, который и решает вопрос об освобождении или рассрочке уплаты. Суд надзорной инстанции такие вопросы не разрешает.

В ч. 4 ст. 381 ГПК предусмотрено право приостановления исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об,этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве.

В Верховном Суде РФ есть три органа, осуществляющих надзорное производство: Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия и Президиум. В состав Президиума входит нечетное число судей: председатель суда, его заместители и наиболее квалифицированные члены суда.

Высшей надзорной инстанцией является Президиум Верховного Суда России. Его определения не подлежат обжалованию. Затем следуют Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Низшей судебно-надзорной инстанцией является президиум судов субъектов Федерации.

Каждый из судебно-надзорной инстанции управомочен пересматривать определенные судебные постановления. Президиумы областных и приравненных к ним судов рассматривают дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения этих судов, вынесенные ими в качестве суда первой инстанции (если их решения или определения не пересматривались в кассационном порядке или в порядке надзора Верховным Судом РФ), а также кассационные определения этих судов и вступившие в законную силу решения и определения районных и мировых судей и т.д.

Полномочия надзорной инстанции шире, нежели полномочия кассационной инстанции. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе отменить судебное постановление и направить дело на новое рассмотрение не только в суд первой, но и в суд апелляционной, кассационной инстанций. Кроме того, надзорная инстанция может оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судебных постановлений.

Пересмотр судебного решения в порядке надзора

Вступившие в законную силу определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ей в кассационном порядке, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Надзорная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации. Судебные определения могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Надзорная жалоба должна содержать:

1) наименование суда, в который она подается;

2) наименование лица, подающего жалобу, его место жительства и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. К надзорной жалобе прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Надзорная жалоба подается с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле. К надзорной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Определения суда кассационной инстанции подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

В целом порядок пересмотра определения в порядке надзора подобен порядку рассмотрения дела в кассационной инстанции.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований.

В соответствии со ст. 391.14 ГПК Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Необходимо отметить, что фактически, при разрешении индивидуального трудового спора с работодателем, дойти до надзорного обжалования крайне проблематично, т.к. почти единственным случаем, когда такое обжалование возможно, является та ситуация, когда Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ рассмотрела кассационную жалобу и вынесла свое определение.

Пересмотр в порядке надзора судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу

Проверка решений, определений, постановлений суда в порядке надзора является самостоятельным способом контроля за законностью осуществления правосудия. В отличие от кассационной проверки, объектом пересмотра в порядке надзора являются постановления суда первой, кассационной и надзорной инстанций, которые вступили в законную силу. Проверка решений в порядке надзора возникает по протесту четко определенных законом должностных лиц суда и прокуратуры.

Согласно ГПК, правом принесения протеста в порядке надзора наделены: Генеральный прокурор РФ, председатель Верховного суда РФ и их заместители – на решения, определения и постановления любого суда РФ, за исключением постановлений Президиума Верховного суда РФ; председатель Верховного Суда республики в составе РФ, краевого, областного суда, городского суда городов федерального значения – Москвы ? и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа, прокурор республики в составе Российской Федерации, края, области, города, автономной области и автономного округа – на решения и определения районных (городских) судов, определения судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховного суда республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа, рассматривавших дело в кассационном порядке.

Право пересмотра дел в порядке судебного надзора принадлежит следующим судебным инстанциям:

  1. Президиумам Верховных судов республик, краевых, областных и городских (Москвы и Санкт-Петербурга) судов, суда автономной области и автономного округа;
  2. судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ;
  3. Президиуму Верховного суда РФ.

Президиумы Верховных судов республик, краевых, городских (Москвы и Санкт-Петербурга), областных судов, суда автономной области и автономного округа имеют право проверки решений и определений районных (городских) судов; кассационных определений судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховных судов республик, краевых, городских (Москвы и Санкт-Петербурга), областных судов, судов автономной области и автономного округа.