Права иностранного гражданина в рб

смета нужна
ВЧЕРА.

Права иностранных граждан на жилище

Согласно ст.11 Конституции Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» определено (ст. 12), что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь (имеющие вид на жительство) и занимающиеся на законных основаниях трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь. Порядок выдачи иностранцам разрешений на постоянное проживание, регистрации, передвижения их по территории Республики Беларусь и выбора ими места жительства в Республике Беларусь регламентирован Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров от 25.10.1999 г. №1654 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999г., №84, №5 (1905).

В соответствии со ст.6 Жилищного кодекса иностранные граждане и лица без гражданства являются субъектами жилищных отношений наравне с гражданами Республики Беларусь. Следовательно, они, в частности, в установленном законодательством порядке имеют право:

— получать и пользоваться жилым помещением по договору найма (поднайма);

— приобретать жилое помещение в собственность по основаниям, установленным законами Республики Беларусь (приватизация занимаемых жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, покупка или строительство индивидуального жилого дома, части дома, квартиры, принятые в наследство жилого помещения и др.);

— владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению жилыми помещениями, принадлежащими им на праве собственности;

— самостоятельно выбирать формы и способы улучшения своих жилищных условий, ремонта и эксплуатации занимаемого жилого помещения.

Наем (поднаем) жилых помещений

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь (имеющие вид на жительство) подлежат прописке по месту постоянного жительства и выписке с места постоянного жительства в порядке, установленном для граждан Республики Беларусь.

Указанные иностранцы имеют право состоять на квартирном учете по месту постоянного жительства, по месту работы и получать в пользование на условиях договора найма жилые помещения в домах государственного жилищного фонда в порядке, установленном Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Беларусь (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.09.1999 г. №1468, изменения и дополнения внесены постановлением от 30.06.2000 г. №988). В организациях негосударственной формы собственности может быть установлен иной порядок предоставления жилых помещений, однако при этом не должны ущемляться права граждан, предусмотренные жилищным законодательством Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь, проживающие в качестве нанимателей в домах государственного жилищного фонда, могут сдавать с письменного согласия проживающих совместно с ними совершеннолетних членов семьи и наймодателей иностранным гражданам по договору поднайма часть занимаемых ими жилых помещений в виде отдельной комнаты, а при временном выезде нанимателей и членов их семей — все жилое помещение. Иностранные граждане вправе также пользоваться жилыми помещениями по договору найма в частном жилищном фонде.

Наем жилых помещений в домах частного жилищного фонда и поднаем жилых помещений в домах государственного жилищного фонда должен осуществляться в соответствии с типовыми договорами, утвержденными приказом Минжилкомхоза от 13.07.1999 №110 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, рег.№8/876 от 21.09.1999 г.). В соответствии с постановлением Совета Министров от 10.06.1999 г. №867 договоры найма жилых помещений в домах частного жилищного фонда подлежат обязательной регистрации в районном, городском, районном в городе, поселковом, сельском исполнительном и распорядительном органе, а договоры поднайма жилых помещений в домах государственного жилищного фонда — в жилищно-эксплуатационной организации или на предприятии, в учреждении, организации, осуществляющих эксплуатацию соответствующего дома.

Приватизация жилых помещений

Под приватизацией жилищного фонда понимается приобретение в собственность занимаемых гражданами на условиях договора найма жилых помещений в домах государственного жилищного фонда.

Согласно Закону «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» (ст., ст. 3 и 9) иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Республике Беларусь, могут приватизировать занимаемые ими жилые помещения только на возмездной основе.

Для приобретения в собственность занимаемой квартиры иностранный гражданин, член его семьи, а также иные лица, за которыми сохраняется равное с нанимателем право пользования жилым помещением, подают соответствующее заявление в местный исполнительный и распорядительный орган, орган управления юридического лица. Решение по заявлению должно быть принято не позднее двухмесячного срока и оформлено к выдаче гражданину не позднее четырехмесячного срока со дня подачи заявления.

Стоимость приватизируемых жилых помещений определяется в ценах, действующих на момент приватизации, с учетом потребительских качеств жилья за вычетом стоимости износа.

Приобретение в собственность занимаемых жилых помещений производится по договорам, удостоверяемым в нотариальном порядке. Лица, приватизировавшие жилые помещения, приобретают право собственности на них после регистрации указанных договоров в организациях регистрации и технической инвентаризации.

Покупка жилых помещений

В соответствии с Положением о порядке купли-продажи квартир (домов), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.1993 г. № 589 (изменения и дополнения внесены постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.1997 г. №1701 и от 20.07.1999г. №1109), иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь и занимающиеся на законных основаниях трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, вправе приобретать квартиры (дома) по договорам купли-продажи в любых населенных пунктах Республики Беларусь.

При покупке иностранцами, проживающими в других населенных пунктах Республики Беларусь жилых помещений в г. Минске, они должны получить разрешение на оформление такой сделки в Минском горисполкоме. Покупка может быть разрешена, в частности, если обеспеченность общей площадью каждого члена семьи покупателя в приобретаемой квартире составит не менее 15 кв. метров. В исключительных случаях покупка квартир в столице может быть разрешена горисполкомом без соблюдения указанной нормы общей площади.

По договору купли-продажи могут быть приобретены:

— квартиры (дома), построенные специально для продажи;

— незаселенные квартиры, относящиеся к государственному жилищному фонду;

— освобожденные квартиры, относящиеся к государственному жилищному фонду (в том числе в домах, подлежащих реконструкции);

— квартиры, принадлежащие юридическим лицам негосударственной формы собственности;

— квартиры, принадлежащие гражданам на праве собственности.

Квартиры, принадлежащие юридическим лицам, могут быть объектом купли-продажи только в случаях, если они не заселены жильцами.

Продажа квартир гражданами производится с письменного согласия всех совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с собственником и имеющих право пользования жилым помещением. Продажа жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника этого помещения, допускается только с согласия органа опеки и попечительства.

Местные исполнительные и распорядительные органы, а также государственные предприятия, учреждения, организации вправе продавать жилые помещения (в том числе не завершенные строительством) иностранным гражданам при отсутствии граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в этих местных исполнительных и распорядительных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Особый порядок покупки жилья установлен для иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих на территории Республики Беларусь. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.1997 г. №1701 они вправе приобретать квартиры (дома) в Республике Беларусь только в соответствии с международными договорами.

Например, Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 2.04.1997 №3 было установлено, что Республика Беларусь обеспечивает гражданам России, а Российская Федерация — гражданам Беларуси право на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на своих территориях наравне с гражданами своего государства. В целях реализации указанного Решения Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 10 июля 1998 года №1086 установил, что граждане Российской Федерации вправе приобретать квартиры (дома), в том числе по договорам купли-продажи, в любых населенных пунктах Республики Беларусь наравне с гражданами Республики Беларусь. Республиканским органам государственного управления, облисполкомам, Минскому горисполкому поручено обеспечить реализацию прав, предоставленных гражданам Российской Федерации данным постановлением.

В дальнейшем равные права граждан России и граждан Беларуси на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на территориях России и Беларуси были закреплены в ст.6 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан (вступил в силу 22 июля 1999 года).

Договор купли-продажи квартир (домов) между гражданами, между гражданами и юридическими лицами должен быть нотариально удостоверен и зарегистрирован в местном исполнительном и распорядительном органе по месту нахождения жилого помещения. Лица, купившие квартиры, приобретают право собственности на них после регистрации договора купли-продажи в местном исполнительном и распорядительном органе.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, купившим квартиры на территории Республики Беларусь, в установленном порядке выдаются технические паспорта и домовые книги. Приобретенные в собственность жилые помещения должны использоваться только для постоянного проживания граждан. В них не разрешается размещать офисы, конторы, склады, торговые точки, мастерские и т.д., осуществлять производственную, хозяйственную и иную деятельность (не связанную с правом постоянного проживания).

Согласно ст. 272 Гражданского кодекса Республики Беларусь размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций и их подразделений допускается только после перевода этих помещений в нежилые. Перевод помещений из жилых в нежилые производится по решениям облисполкомов и Минского горисполкома.

Следует также отметить, что законодательством допускается регистрация субъекта хозяйствования по месту жительства учредителя, когда без этого не обойтись, но она должна рассматриваться лишь как определение юридического адреса данного субъекта. Его офис, администрация, места приема посетителей и т.д. должны располагаться в других помещениях, специально переоборудованных, построенных или арендуемых для этих целей.

Строительство жилых помещений

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь и занимающиеся на законных основаниях трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, могут в установленном порядке осуществлять индивидуальное или коллективное жилищное строительство в составе организаций граждан-застройщиков (жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, молодежные жилые комплексы, коллективы индивидуальных застройщиков), а также в порядке долевого участия при строительстве многоквартирных жилых домов различных форм собственности.

Состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и обладающие способностью к осуществлению трудовой деятельности лица, у которых среднемесячный совокупных доход на каждого члена семьи не превосходит двукратного среднемесячного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек (МПБ), исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу открытия кредитной линии, имеют право на получение в АСБ «Беларусбанк» льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещение (постановлением Минтруда от 17.01.2001г. №4 один МПБ утвержден в размере 63 933 рубля). Льготные кредиты предоставляются по утвержденным в установленном порядке спискам, составленным с соблюдением очередности, определяемой исходя из времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Для решения вопроса о предоставлении льготного кредита в орган, где семья состоит на квартирном учете, а также в банк представляются сведения о совокупном доходе и имущественном положении семьи. Кредит предоставляется, если совокупный доход не превышает двух МПБ на каждого члена семьи, а общая стоимость заявленного имущества не превышает двукратного предельного размера льготного кредита для данной семьи.

Льготные кредиты предоставляются на следующих условиях. Максимальный размер кредита определяется по нормируемому размеру общей площади строящегося жилого помещения (в городах 20 кв. метров, в сельской местности 30 кв. метров и при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры — соответственно 36 и 44 кв. метра) и не должен превышать 75% (в сельской местности — 95%) стоимости строительства жилого помещения типовых потребительских качеств. Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, не должен превышать 20 лет (в сельской местности — 40 лет). Плата за пользование этими кредитами в течение срока их погашения установлена в размере 10% годовых (в сельской местности — 5% годовых).

Выдача кредитов производится под залог строящихся жилых помещений по договору залога, удостоверяемому в нотариальном порядке.

При наличии средств учреждения АСБ «Беларусбанк» могут выдавать кредиты для строительства, покупки и реконструкции индивидуальных жилых домов и квартир, на завершение строительства квартир, на выполнение отделочных работ в домах, завершенных строительством, на так называемых «общих» условиях, утверждаемых правлением АСБ «Беларусбанк». В настоящее время такие кредиты выдаются нуждающимся в улучшении жилищных условий под 40% годовых (при совокупном доходе не более 2 МПБ) и под 55% годовых (при совокупном доходе от 2 до 3 МПБ включительно). Кредиты выдаются в размере до 75% сметной стоимости (балансовой, остаточной на срок до 15 лет.

Погашение задолженности по льготным кредитам и выплата процентов за пользование ими осуществляется равными долями в течение всего периода погашения кредитов:

— при приобретении жилых помещений — со следующего месяца после выдачи кредита;

— при строительстве одноквартирных жилых домов хозяйственным способом — со следующего месяца после сдачи дома в эксплуатацию, но не позднее 2 лет после начала кредитования (в сельской местности — не позднее 3 лет после начала кредитования);

— при строительстве квартир в многоквартирных жилых домах, а также при строительстве одноквартирных жилых домов подрядным способом— со следующего месяца после ввода дома в эксплуатацию, а в случае сдачи дома в эксплуатацию без выполнения в полном объеме работ по внутренней отделке жилых помещений и установке в них встроенной мебели — через 6 месяце после ввода дома в эксплуатацию.

Весьма важно иметь также ввиду, что в Республике Беларусь с 14.04.2000 г. введены серьезные ограничения по распоряжению жильем, находящимся в частной собственности, если оно построено, реконструировано или куплено с использованием льготного кредита. До полного погашения кредита продажа такого жилья вообще не допускается. А после погашения квартиру в течение 3-х лет можно продать только соответствующему районному, городскому, районному в городе исполнительному и распорядительному органу. Обмен, дарение указанных жилых помещений и иные сделки с ними до полного погашения льготного кредита и в течение 3-х лет со дня его погашения осуществляется только в исключительных случаях (переезд в другую местность, расторжение брака, смерть собственника жилья и т.п.), также с разрешения местных властей. Причем, если необходимость в указанных сделках возникнет до полного погашения кредита, то на это потребуется еще и согласие АСБ «Беларусбанк».

Обмен жилых помещений

Обмен жилыми помещениями является одной из распространенных форм улучшения жилищных условий. Такие сделки осуществляются и оформляются в порядке, установленном Правилами обмена жилых помещений государственного жилищного фонда в Республике Беларусь (утверждены постановлением Совета Министрво от 02.08.1999г. №1191).

Иностранные граждане и лица без гражданства (наниматели жилых помещений в государственном жилищном фонде), постоянно проживающие в Республике Беларусь, вправе с письменного согласия совместно проживающих с ними совершеннолетних членов семьи, а также иных граждан, за которыми сохраняется право пользования жилым помещением, и с разрешения наймодателя произвести обмен занимаемого жилого помещения с другим нанимателем, собственником жилого помещения или членом организации граждан-застройщиков (ЖСК, МЖК, КИЗ).

Обмен жилыми помещениями может быть совершен между лицами, проживающими в одном или в разных жилых домах, располагаемых как в данном, так и в разных населенных пунктах.

Обмен жилыми помещениями, находящимися в пределах одного населенного пункта, оформляется районным, городским, поселковым, сельским исполнительным и распорядительным органом, а при наличии специального органа по обмену жилых помещений — этим органом. В городе с районным делением оформление обмена жилыми помещениями, находящимися в пределах одного района, может быть возложено на районные в городе исполнительные и распорядительные органы.

Если жилые помещения находятся в разных населенных пунктах, то обмен оформляется соответствующим исполнительным и распорядительным органом (органом по обмену жилых помещений) в одном из населенных пунктов по выбору участников обмена. В случае когда одно из обмениваемых жилых помещений находится в г.Минске, а другое — в пределах Республики Беларусь, обмен оформляется органом по обмену жилых помещений Минского горисполкома.

Если одно из обмениваемых жилых помещений находится на территории Республики Беларусь, а другое — на территории другого государства, обмен производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь и в порядке, предусмотренном международными договорами.

Так, Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 №5 установлено, что обмен жилыми помещениями между гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации, постоянно проживающими на территориях обоих государств и переселяющимися из Республики Беларусь в Российскую Федерацию или из Российской Федерации в Республику Беларусь, осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством обоих государств. Обмен жилыми помещениями между указанными лицами является основанием для выдачи им разрешений на постоянное жительство в Республике Беларусь или в Российской Федерации.

Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины от 17.07.1995 г. установлен порядок обмена жилых помещений между гражданами Республики Беларусь и Украины, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории обоих государств, и переселяющимися из одного государства-участника данного Соглашения в другое.

Согласно этому порядку обмен жилых помещений производится на условиях, которые установлены действующим законодательством каждого из государств и положениями указанного Соглашения. В частности, допускается обмен жилых помещений, относящихся к любым видам собственности.

Если одно из обмениваемых жилых помещений находится в Киеве, а другое в одном из населенных пунктов Республики Беларусь, обменные документы выдаются в Киеве. И наоборот, если одно из обмениваемых жилых помещений находится в Минске, а другое в одном из населенных пунктов Украины, обменные документы выдаются в Минске. Во всех других случаях обмен оформляется компетентными органами по обмену жилых помещений по месту нахождения одного из обмениваемых помещений. Выбор места оформления обмена определяется по взаимному соглашению лиц, участвующих в обмене. Выданные обменные документы признаются обменными сторонами, подписавшими Соглашение.

Компетентный орган по обмену жилых помещений одного государства обязан содействовать заинтересованным лицам получении информации о наличии жилых помещений для обмена на территории другого государства, а также предоставлять информацию об условиях и порядке получения разрешения на постоянное жительство, гражданство, образование, возможности пенсионного обеспечения и трудоустройства в государстве, избранном для постоянного проживания.

Граждане Республики Беларусь и Украины, иностранные граждане, а также лица без гражданства, постоянно проживающие на территории обоих государств и переселяющиеся из одного государства в другое в связи с обменом жилыми помещениями, обязаны получить разрешение на постоянное жительство. Документы на оформление обмена жилыми помещениями могут быть выданы только после получения разрешения на постоянное жительство в порядке, установленном жилищным законодательством каждого из государств и положениями указанного Соглашения.

Если после вступления в силу соглашения об обмене жилыми помещениями (до вселения хотя бы одной из сторон в жилое помещение) стороны отказываются от обмена, обмен по их письменному заявлению (при условии расторжения договоров найма жилого помещения либо признания недействительным регистрационного удостоверения о праве собственности на жилое помещение) аннулируется соответствующим исполнительным и распорядительным органом (органом по обмену жилых помещений). При отказе от обмена одной из сторон вопрос о принудительном исполнении соглашения об обмене разрешается судом.

Наследование жилых помещений

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на праве частной собственности жилые дома, квартиры в Республике Беларусь, могут наследовать и завещать их, а также распоряжаться этим и другим своим имуществом в пределах, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Иностранцы, независимо от места их проживания, могут наследовать также жилые помещения после смерти гражданина Республики Беларусь или иностранного гражданина на тех же основаниях, что и граждане Республики Беларусь, т.е. по закону или по завещанию.

Согласно ст.1033 Гражданского кодекса в состав наследства входят паенакопления в жилищном, жилищно-строительном, дачном, гаражном или ином потребительском кооперативе либо квартира, дача, гараж, иное помещение, пай за которые полностью выплачен и данное имущество оформлено за наследодателем на праве собственности в установленном законодательством порядке. Если воля наследодателя на оформление указанного имущества на праве собственности была выражена в письменном заявлении, направленном в компетентные органы, но процедура оформления не была завершена в связи с его смертью, такое имущество может быть судом признаны наследственным по требованию заинтересованных лиц.

Существенной особенностью при наследовании иностранцами недвижимости в Республике Беларусь является наличие ограничений в отношении владения и пользования землей. Ст. 5 Закона Республики Беларусь «О праве собственности на землю» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993, №23, ст. 285) предусмотрен запрет иностранным гражданам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями иметь на территории Республики Беларусь на праве собственности земельные участки. Наряду с этим данной статьей предусмотрено право иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц получать в пользование земельные участки на условиях аренды сроком до 99 лет.

Ведение производства по наследственному делу и выдача свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию на недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Беларусь и принадлежащее иностранному гражданину или лицу без гражданства, на день смерти постоянного проживавшему за границей республики, относится к компетенции государственных нотариальных контор Республики Беларусь по месту нахождения недвижимого имущества.

Как следует из Разъяснения о порядке наследования недвижимого имущества, находящегося в Республике Беларусь и принадлежащего иностранным гражданам, постоянно проживавшим за границей (утверждено приказом министра юстиции Республики Беларусь от 10.03.1998 г. №64), от наследников истребуются документы компетентных органов иностранных государств в подтверждение факта смерти наследодателя, времени и места открытия наследства, документы, подтверждающие родственные отношения с наследодателем. Государственными нотариусами потребуются от наследников также документы, подтверждающие право собственности наследодателя на наследуемое имущество.

Завещание на индивидуальный дом (квартиру), находящийся на территории Республики Беларусь, которое составлено за границей, всегда должно иметь нотариальную форму.

Документы, составленные за границей с участием иностранных властей или от них исходящие, принимаются государственными нотариальными конторами республики только при условии их легализации. Документы, признанные официальными в смысле Конвенции, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5.10.1961г.), совершенные на территории государств, которые являются участниками указанной Конвенции, принимаются государственными нотариусами при наличии проставленного на них апостиля. Документы, составленные с участием властей иностранных государств, не подписавших указанную Конвенцию, или от этих властей исходящие, принимаются при наличии на них консульской легализации и легализации органов Министерства иностранных дел Республики Беларусь. Без легализации такие документы принимаются государственными нотариальными конторами Республики Беларусь в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством Республики Беларусь или международными договорами.

В частности, согласно международным документам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанным всеми государствами, ранее входившими в состав СССР, за исключением Эстонии, официальные документы, исходящие из этих государств, принимаются на территории нашей республики без легализации. Документы, выданные на территории Эстонии, подлежат легализации в консульских учреждениях Эстонии, а затем — в консульских учреждениях Беларуси.

Консульской легализацией является подтверждение соответствия документов законодательству государства их происхождения и представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица и печати уполномоченного государственного органа на таких документах с целью использования их в другом государстве.

Если документы или реквизиты на них (в том числе оттиск печати) исполнены на иностранном языке, они подлежат переводу на белорусский или русский языки. Это требование относится к документам, выданным на территории любого государства, включая и те, с которыми имеются соответствующие договоры. Достоверность перевода и подлинность подписи переводчика могут быть засвидетельствованы государственными нотариальными конторами, частными нотариусами и консульскими учреждениями Республики Беларусь.

Государственные нотариусы обязаны оказывать как иностранным гражданам и лицам без гражданства, так и гражданам Республики Беларусь содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов при наследовании недвижимого имущества, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность и другие подобные обстоятельства не могли быть использованы во вред.Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы

Что должны знать иностранные граждане, проживающие в Беларуси

Основополагающее значение для определения правового статуса иностранцев в Республике Беларусь имеет ст. 11 Конституции Республики Беларусь. В соответствии с указанной нормой иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами.

Правовое положение специальных групп иностранных граждан (дипломаты, консулы и др.) регулируется нормами законодательства Республики Беларусь с учетом обязательств по международным договорам.
Существенное значение для определения объема прав и порядка их реализации имеет отнесение иностранца к лицам, получившим право на постоянное проживание, временное проживание, или вхождение его в категорию лиц, временно пребывающих в Республике Беларусь. Иностранные граждане, получившие в установленном порядке разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, имеют наибольший объем прав и свобод, их правовое положение в большей степени приближено к правовому положению граждан Республики Беларусь.
Правовой статус иностранцев, временно проживающих или временно пребывающих в Республике Беларусь, практически одинаков и определяется законами и международными договорами Республики Беларусь. Как правило, реализация прав и свобод именно этих категорий иностранцев требует соблюдения установленных законодательством дополнительных процедур и условий. В частности, в соответствии со ст. 120 Кодекса об образовании получение образования иностранцами, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, как правило, должно иметь под собой международно-договорную основу и (или) договор, заключенный учреждением образования Республики Беларусь с организацией иностранного государства или таким иностранцем.
Как указывалось выше, постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право наравне с гражданами Республики Беларусь заниматься трудовой деятельностью. Порядок занятия трудовой деятельностью иностранцами, временно пребывающими (проживающими) в Республике Беларусь, определяется специальными законодательными актами, в частности Законом Республики Беларусь от 30.12.2010 N 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон N 225-З). Иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность в Республике Беларусь, признается трудящимсяммигрантом (абз. 10 ст. 1 Закона N 225-З). Следует отметить, что Закон N 225-З регулирует также отношения, связанные с трудоустройством за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь и постоянно проживающих в Республике Беларусь иностранцев, которые в данном случае рассматриваются в качестве трудящихся-эмигрантов.
Иностранные граждане, находясь за пределами своих государств, сохраняют с ними правовую связь и должны соблюдать законы своих государств. Одновременно иностранцы, находящиеся на территории Республики Беларусь, обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законодательство Республики Беларусь (ст. 22 Закона N 105-З).
Следует подчеркнуть, что при решении вопроса в отношении обязанностей иностранцев белорусское законодательство придерживается такого же подхода, что и при закреплении их прав: национальный режим сочетается со специальным режимом. Причем специальный режим проявляется как в отмене для них некоторых обязанностей, установленных для граждан Республики Беларусь (например, воинской), так и в возложении определенных дополнительных обязанностей. Так, ст. 22 Закона N 105-З возлагает на иностранцев обязанность уважать национальные традиции нашего государства, ст. 23 – обязанность пройти регистрацию по прибытии в Республику Беларусь, ст. 25 – обязанность выехать из Республики Беларусь до окончания срока временного пребывания или временного проживания.

——————————————-
Оксана Погадо, инспектор ОГиМ Островецкого РОВД.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 4 января 2010 года №105-З

О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь

(В редакции Законов Республики Беларусь от 25.11.2011 г. №322-З, 04.01.2014 г. №103-З, 20.04.2016 г. №358-З, 20.07.2016 г. №414-З (см. сроки вступления в силу), 24.10.2016 г. №439-З)

Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года

Одобрен Советом Республики 17 декабря 2009 года

Настоящий Закон направлен на определение правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, в том числе на установление порядка их въезда в Республику Беларусь, пребывания в Республике Беларусь и выезда из Республики Беларусь, а также на регулирование иных отношений, связанных с пребыванием этих лиц в Республике Беларусь.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

близкие родственники — родители, усыновители, дети в том числе, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, бабка, дед, внуки;

вид на жительство в Республике Беларусь (далее — вид на жительство) — документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства (далее, если иное не определено настоящим Законом, — иностранец) на территории Республики Беларусь и подтверждающий получение иностранцем разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь (далее — разрешение на постоянное проживание);

виза Республики Беларусь (далее — виза) — разрешение, предоставляющее иностранцу право на пересечение Государственной границы Республики Беларусь (далее — Государственная граница) в целях въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь, пребывания в Республике Беларусь или транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь в течение срока, указанного в этом разрешении, и оформленное в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

временно пребывающий в Республике Беларусь иностранец — лицо, прибывшее в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь (далее — разрешение на временное проживание) или разрешения на постоянное проживание, если иное не определено настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь;

временно проживающий в Республике Беларусь иностранец — лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, разрешение на временное проживание;

высылка из Республики Беларусь (далее — высылка) — выдворение иностранца за пределы Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом;

документ для выезда за границу — действительный паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией;

иммиграционная квота — предельная ежегодная норма приема иностранцев на постоянное проживание в Республику Беларусь;

иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) (далее, если иное не определено настоящим Законом, — гражданство) другого государства;

лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства;

миграционная карта — документ, содержащий сведения об иностранце, въезжающем в Республику Беларусь и выезжающем из Республики Беларусь, и служащий для осуществления контроля за его временным пребыванием или временным проживанием в Республике Беларусь;

органы регистрации временно пребывающих в Республике Беларусь иностранцев (далее — органы регистрации) — Министерство иностранных дел Республики Беларусь (далее — Министерство иностранных дел), органы внутренних дел Республики Беларусь (далее — органы внутренних дел), гостиница, санаторно-курортная и оздоровительная организации, физическое лицо или сельскохозяйственная организация, оказывающие услуги в сфере агроэкотуризма в установленном законодательными актами Республики Беларусь порядке (далее — субъекты агроэкотуризма);

постоянно проживающий в Республике Беларусь иностранец — лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, разрешение на постоянное проживание и вид на жительство;

разрешение на временное проживание — решение территориального органа внутренних дел, предоставляющее иностранцу право на временное проживание в Республике Беларусь в течение срока, установленного настоящим Законом;

разрешение на постоянное проживание — решение Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — Департамент по гражданству и миграции), территориальных органов внутренних дел, предоставляющее иностранцу право на постоянное проживание в Республике Беларусь;

регистрация временно пребывающего в Республике Беларусь иностранца — фиксация в установленном порядке органами регистрации сведений о месте и сроке временного пребывания иностранца в Республике Беларусь;

транзитный проезд (транзит) иностранца через территорию Республики Беларусь — въезд иностранца в Республику Беларусь из одного государства, следование по установленному маршруту через территорию Республики Беларусь и выезд иностранца из Республики Беларусь в другое государство.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 04.01.2014 г. №103-З, 20.07.2016 г. №414-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Гражданство иностранных граждан, имеющих множественное гражданство

Иностранные граждане, имеющие гражданство двух и более государств, считаются в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам для выезда за границу которого они въехали в Республику Беларусь.

Статья 3. Законодательство Республики Беларусь о правовом положении иностранцев в Республике Беларусь

Законодательство Республики Беларусь о правовом положении иностранцев в Республике Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь, в том числе международных договоров Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основы правового положения иностранцев в Республике Беларусь

Иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Особенности правового положения иностранцев, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь, а также иностранцев, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита, убежище или временная защита в Республике Беларусь, регулируются специальными законодательными актами Республики Беларусь.

Особенности правового положения иностранцев, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, или дополнительной защиты, или убежища в Республике Беларусь, а также иностранцев, которым предоставлены статус беженца, или дополнительная либо временная защита, или убежище в Республике Беларусь, регулируются специальными законодательными актами Республики Беларусь.

В случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан (подданных) этого государства. Такие ограничения в случае их установления не распространяются на иностранцев, указанных в части второй настоящей статьи.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Беларусь от 04.01.2014 г. №103-З, 20.07.2016 г. №414-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Беларусь о правовом положении иностранцев в Республике Беларусь, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 04.01.2014 г. №103-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий, определенных настоящим Законом

Финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий, определенных настоящим Законом, производятся за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание соответствующих республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, и иных источников в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Глава 2. Права, свободы, обязанности и ответственность иностранцев в Республике Беларусь


Статья 7. Личные права и свободы

Иностранцам в Республике Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь гарантируются неприкосновенность личности и жилища, другие личные права и свободы.

Статья 8. Передвижение и выбор места пребывания (места жительства) в пределах территории Республики Беларусь

Иностранцы имеют право свободно передвигаться и выбирать место пребывания (место жительства) в пределах территории Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Порядок передвижения иностранцев и выбор ими места пребывания (места жительства) в пределах территории Республики Беларусь определяются настоящим Законом и Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь (далее — Правила пребывания).

Иностранцы могут свободно передвигаться по территории Республики Беларусь, за исключением мест, для посещения которых требуется специальное разрешение, выдаваемое уполномоченными государственными органами или иными организациями Республики Беларусь, и объектов, для въезда на территорию которых и пребывания на ней требуется специальное разрешение, выдаваемое администрациями этих объектов.

Перечень мест, для посещения которых иностранцам требуется специальное разрешение, и объектов, для въезда на территорию которых и пребывания на ней иностранцам требуется специальное разрешение, а также государственных органов и иных организаций Республики Беларусь, уполномоченных выдавать такие разрешения, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Особенности передвижения иностранцев, въехавших в Республику Беларусь на основании документа, определенного международным договором Республики Беларусь, регулирующим порядок взаимных поездок жителей приграничных территорий (далее — разрешение на приграничное движение), устанавливаются международными договорами Республики Беларусь.

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 04.01.2014 г. №103-З)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 9. Участие в политических партиях и иных общественных объединениях

Иностранцы могут вступать в профессиональные союзы и иные общественные объединения, созданные и действующие на территории Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами.

Иностранцы не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, созданных и действующих на территории Республики Беларусь, преследующих политические цели.

Статья 10. Социально-экономические права

Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальную защиту.

Социально-экономические права иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, определяются законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 04.01.2014 г. №103-З)
(см. предыдущую редакцию)