Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения и социальной защиты.

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан, поддержание его долголетия, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья, осуществление программы обязательного медицинского страхования граждан. К ведению органов местного самоуправления в области охраны здоровья относятся:

1) контроль за соблюдением законодательства, защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

2) формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения, развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, создание условий для развития частной системы здравоохранения;

3) формирование местного бюджета в части расходов на здравоохранение;

4) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории муниципального образования;

5) выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению;

6) осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;

7) формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию;

8) лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на территории муниципального образования;

9) охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности, ликвидация по следствий катастрофы и стихийных бедствий;

10) создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами, организация их обучения, профессиональной подготовки и трудового устройства;

11)реализация мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, санитарно-гигиеническое образование населения.

В области социальной защиты населения органы местного самоуправления наделены следующими полномочиями:

1) назначение и выплата пенсий и пособий, назначение и выплата из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям;

2) контроль за работой органов врачебно-трудовой экспертизы;

3) организация учета лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета;

4) принятие мер по улучшению жилищных и материально-бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов, престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому;

5) содействие созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас семей военнослужащих;

6) предоставление льгот и преимуществ, связанных с охраной материнства и детства, улучшение условий жизни многодетных семей; 7) решение вопросов опеки и попечительства; 8) разработка и реализация программ занятости на селения муниципального образования.

Полномочия органов местного самоуправления в здравоохранении

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
от 22 июля 1993 г. 3 5487-1

Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления

К ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся:

1) контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

3) формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения; определение характера и объема их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения; организация первичной медико-санитарной, других видов медико-социальной помощи, обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;

4) формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение;

5) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информировние о них населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;

6) координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;

7) формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;

8) лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления соответствующего субъекта Российской Федерации;

9) охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности; ликвидация последствий катастроф и стихийных бедствий;

10) создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами, организация их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание специализированных предприятий, цехов и иных форм организации производства для этих групп населения, а также специальных учреждений для неизлечимо больных пациентов;

11) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

12) реализация мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства; санитарно-гигиеническое образование населения.

Статья 13. Муниципальная система здравоохранения

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления .

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Порядок и условия выдачи лицензий предприятиям, учреждениям и организациям государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения

Выдачу указанных лицензий и сертификатов проводят лицензионные комиссии, создаваемые органом государственного управления субъекта Российской Федерации или местной администрацией по поручению соответствующего органа государственного управления субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ
“О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 24. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Статья 25. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными, правовыми актами органов местного самоуправления.

Закон РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 1034-1
“О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”
(с изменениями от 2 июня 1993 г., 19 июня 1995 г.)

2. В компетенцию республик, входящих в состав РСФСР, и других субъектов Федерации в лице их высших и местных органов государственной власти и управления входят:

1) принятие нормативно-правовых актов по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и осуществление государственного управления по этим вопросам на соответствующей территории;

2) координация деятельности предприятий, организаций и граждан по проведению ими комплексных гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

3) разработка, утверждение местных и региональных программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и контроль за их выполнением, а также организация реализации государственных союзных и республиканских (РСФСР) программ по аналогичным вопросам;

4) организация оперативных мероприятий по предупреждению и ликвидации эпидемий инфекционных болезней, массовых заболеваний и отравлений людей;

5) принятие решений о введении и отмене на своей территории карантина или ограничительных мероприятий в случае возникновения эпидемий инфекционных болезней, массовых заболеваний и отравления людей;

6) обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и интересов общества в санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

7) проведение в пределах предоставленных соответствующим законодательством РСФСР полномочий политики экономического стимулирования деятельности юридических лиц и граждан, направленной на предупреждение и ликвидацию вредного влияния на организм человека факторов окружающей среды, профилактику заболеваний, улучшение гигиенических условий труда и жизни людей.

Статья 17. Атмосферный воздух населенных пунктов, воздух рабочей зоны и мест постоянного и временного пребывания людей

2. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха территорий жилой застройки населенных пунктов производственными выбросами исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов устанавливаются санитарно-защитные зоны со специальным режимом.

Статья 18. Захоронение, переработка, обезвреживание и утилизация производственных и бытовых отходов, содержание территории населенных пунктов

3. Порядок и условия обеспечения надлежащего санитарного состояния территорий населенных мест устанавливаются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов.

Статья 23. Профилактические медицинские осмотры

В случае необходимости по решению исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов в отдельных организациях и на предприятиях могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров.

Статья 24. Предупреждение и ликвидация инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей

2. В случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей на отдельных территориях и в населенных пунктах Советом Министров РСФСР, Советами Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов могут вводиться особые условия и режимы хозяйственной деятельности и жизни населения.

3. Для оперативного руководства и координации деятельности организаций, предприятий и граждан по предупреждению и ликвидации массовых заболеваний и отравлений людей Советом Министров РСФСР, Советами Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполнительными комитетами Советов народных депутатов образуются чрезвычайные противоэпидемические комиссии.

Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1
“О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”
(в редакции Закона РФ от 2 апреля 1993 г. № 4741-1) (с изменениями от 2 апреля 1993 г., 24 июня 1994 г.)

Статья 2. Субъекты медицинского страхования

В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Страхователями при обязательном медицинском страховании являются:

для неработающего населения — Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация;

для работающего населения — предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий (далее — предприятия).

Статья 10. Источники финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации

Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в Российской Федерации являются:

средства республиканского (Российской Федерации) бюджета, бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов местных Советов народных депутатов.

Статья 11. Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения

Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Правительство Российской Федерации, правительство республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация определяют размеры финансирования государственной, муниципальной систем здравоохранения.

Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются для:

финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Советами Министров Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной власти, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрации; обеспечения профессиональной подготовки кадров; финансирования научных исследований;

развития материально-технической базы учреждений здравоохранения; субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию; оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях; оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

Средства, не израсходованные в истекающем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из бюджета на следующий год не учитываются.

Статья 17. Страховые взносы на медицинское страхование

Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.

Статья 22. Программы обязательного медицинского страхования

Базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации. На основе базовой программы Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Статья 24. Тарифы на услуги в системе медицинского страхования

Тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, Советами Министров республик в составе Российской Федерации, органами государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями.

Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.

Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890
“О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения”
(с изменениями от 10 июля 1995 г.)

Реализация лекарственных средств предприятиями, организациями и учреждениями разрешается при наличии лицензии, выдаваемой лицензионными комиссиями органа государственного управления субъекта Российской Федерации, или, по его поручению, органами местного самоуправления или лицензионной комиссией по реализации лекарственных средств Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

Основы законодательства Российской Федерации
О физической культуре и спорте
от 27 апреля 1993 г. № 4868-1

Статья 6. Компетенция органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта

Органы местного самоуправления осуществляют развитие физической культуры и спорта в пределах компетенции, установленной Законом Российской Федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации”.

Статья 7. Государственные органы управления физической культурой и спортом в Российской Федерации

3. Местные органы управления физической культурой и спортом создаются по решению соответствующих органов местного самоуправления.

Статья 12. Физическое воспитание в образовательных дошкольных учреждениях

4. Местные органы управления физической культурой и спортом совместно с государственными органами управления образованием имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в образовательных и дошкольных государственных учреждениях за счет средств местных бюджетов.

Статья 15. Физическая культура по месту жительства и в местах массового отдыха

Создание условий для занятий физической культурой населения по месту жительства и в местах массового отдыха осуществляется органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов в соответствии с государственными нормативами финансирования программ развития физической культуры и спорта.

Статья 18. Физическая культура и спорт инвалидов

2. Местная администрация обеспечивает создание условий для занятий инвалидов физической культурой и спортом на физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях за счет средств местного бюджета.

Статья 28. Физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения

1. Строительство в жилых районах физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов осуществляется за счет средств местных бюджетов, направляемых на жилищное строительство.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан, являясь многоуровневым как по федеративной, так и по иерархической структуре, призвано решать задачи по определению ответственности и компетенции Российской Федерации, ее субъек­тов и органов местного самоуправления по вопросам охраны здоро­вья граждан, а также осуществлять правовое регулирование в рас­сматриваемой области, включая регулирование муниципальной сис­темы здравоохранения.

Статья 8 Основ закрепляет компетенцию органов местного са­моуправления в вопросах охраны здоровья населения, относя к их ведению:

■ защиту прав и свобод человека и гражданина в области охра­ны здоровья;

■ формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения;

■ развитие учреждений муниципальной системы здравоохране­ния, определение характера и объема их деятельности;

■ создание условий для развития частной системы здравоохра­нения.

Органы местного самоуправления обязаны регулярно информи­ровать население, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболева­ний, представляющих опасность для окружающих. Эта обязанность корреспондирует закрепленному в ст. 19 Основ праву граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье (о факторах, спо­собствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вред­ное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологи­ческом благополучии района проживания, рациональных нормах пи­тания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и т.д.).

Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать сани­тарно-гигиеническое образование и санитарно-эпидемиологическое бла­гополучие населения. Согласно Федеральному закону «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. они в пределах своих полномочий обязаны способствовать соблюдению санитарно-эпидемиологических требований в отношении водных объектов, атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях. Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в тесном взаимодействии с органами санитарно-эпидемиологического надзора и осуществляют взаимный обмен информацией, необходимой для достижения санитарно-эпидемиологического благополучия на­селения соответствующих территорий.

В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, органы местного самоуправления могут вводить дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников. Предложения и предписания органов санитарно-эпидемиологического надзора мо­гут служить основанием для принятия органами местного само­управления решений о введении или отмене ограничительных ме­роприятий (карантина) в целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний. Органы местного самоуправления об­ладают нормотворческими полномочиями в области обеспечения

Реализация полномочий органов местного самоуправления в области здравоохранения осуществляется посредством формирова­ния и функционирования муниципальной системы здравоохране­ния. К ней могут относиться муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собст­венности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципаль­ной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования. Оказание медицинской помощи в ор­ганизациях муниципальной системы здравоохранения (в частности, первичной) может также финансироваться за счет средств обяза­тельного медицинского страхования и других источников.

Органы местного самоуправления названы в Законе РФ «О ме­дицинском страховании граждан в РФ» от 28 июня 1991 г. страхо­вателями в отношении неработающего населения. Но с 1 января 2005 г. названные полномочия закреплены за органами государст­венной власти субъектов РФ. Уплата страховых взносов на обяза­тельное медицинское страхование неработающего населения являет­ся расходным обязательством субъекта РФ (ст. 6 Основ). Но факти­чески в большинстве субъектов РФ полномочия страхователя в от­ношении указанной категории населения выполняли орган местного самоуправления. В современных условиях можно сделать вывод о том, что органы местного самоуправления могут быть наделены та­кими государственными полномочиями с одновременным обеспече­нием их необходимыми финансовыми ресурсами.

Органы местного самоуправления обеспечивают организацию первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликли­нических, стационарно-поликлинических и больничных учрежде­ниях, включая предоставление указанным медицинским организа­циям лекарственных и иных средств, изделий медицинского назна­чения, иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств, а также донорской крови и ее компонентов. Они также обязаны ор­ганизовать оказание медицинской помощи женщинам в период бе­ременности, во время и после родов и скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), обеспечить доступность названных видов медицинской помощи и соблюдение стандартов ее качества.

Указанные положения Основ требуют конкретизации с учетом положений муниципального законодательства. Федеральный закон

Первичная медико-санитарная помощь является основным, дос­тупным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания. Она включает в себя лечение наиболее распростра­ненных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение медицинской профилактики важнейших за­болеваний; санитарно-гигиеническое образование и другие меро­приятия. Этот вид медицинской помощи обеспечивается учрежде­ниями муниципальной системы здравоохранения. Аналогично реша­ется вопрос об организации оказания медицинской помощи женщи­нам в период беременности, во время и после родов. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию названных видов медицин­ской помощи является расходным обязательством муниципального образования. В г. Омске в 2005 г. во всех женских консультациях были установлены аппараты ультразвуковой диагностики. В строи­тельство нового родильного дома вложено 20 млн руб.

В компетенцию органов местного самоуправления входит орга­низация оказания гражданам скорой медицинской помощи. Она оказывается при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях) учреждениями и подразделе­ниями скорой медицинской помощи государственной или муници­пальной системы здравоохранения. Порядок оказания скорой ме­дицинской помощи утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 ноября 2004 г. Финансовое обеспечение мероприятий по ока­занию скорой медицинской помощи (за исключением специализи­рованной санитарно-авиационной) является расходным обязательст­вом муниципального образования. Так, в г. Омске в 2005 г. для стан­ций скорой медицинской помощи было закуплено 20 автомобилей «ГАЗель-32-214» и 10 автомобилей «Волга» ГАЗ 3186-02. Автомобили укомплектованы необходимой аппаратурой, медикаментами, рацией. Стоимость техники составляет 19 млн руб.

Указанные полномочия органов местного самоуправления нахо­дят свое закрепление в ежегодно утверждаемых Правительством РФ программах государственных гарантий обеспечения граждан бес­платной медицинской помощью. Программа государственных га­рантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2006 г. была утверждена постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. Она содержит соответствующие положения, касаю­

Полномочия органов местного самоуправления в области здра­воохранения закрепляются и в других законодательных актах спе­циального характера, регулирующих оказание отдельных видов ме­дицинской помощи. В частности, согласно Закону РФ «О донорстве крови и ее компонентов» от 9 июня 1993 г. органы местного само­управления вправе в пределах своей компетенции и имеющихся средств устанавливать дополнительные меры социальной поддерж­ки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор России». Пол­номочия по осуществлению контроля в области предупреждения распространения ВИЧ-инфекции предоставлены органам местного самоуправления Федеральным законом «О предупреждении распро­странения в Российской Федерации заболевания, вызываемого ви­русом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г. Полномочия органов местного самоуправления фиксируют­ся и в нормативных актах субъектах РФ. Например, Закон Омской области «О профилактике наркомании и токсикомании на террито­рии Омской области» от 1 июля 1999 г. относит к компетенции ор­ганов местного самоуправления разработку и реализацию соответ­ствующих муниципальных программ; координацию деятельности организаций, реализующих следующие программы; развитие соци­альной сферы (муниципального здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта); создание муниципаль­ных организаций, осуществляющих профилактическую, коррекци­онную, воспитательную работу с гражданами, страдающими нарко­манией и токсикоманией; создание, поддержку и развитие системы специального и коррекционного образования, системы психологи­ческой реабилитации; содействие развитию и поддержка антинар­котической пропаганды; создание муниципальных реабилитацион­ных центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание в них пациентов, страдающих наркоманией и токсикоманией и т.д.

Одним из основных вопросов, относящихся к компетенции ор­ганов местного самоуправления в сфере здравоохранения, является регулирование социальной поддержки медицинских и фармацевти­ческих работников муниципальных организаций здравоохранения (ст. 63 Основ). Как и в отношении других категорий работников муниципальных учреждений, для них системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов и иных выплат устанавливаются муниципальными нормативными актами. Органы местного само­управления устанавливают, кроме того, тарифную систему оплаты

В случае гибели работников муниципальной системы здраво­охранения при исполнении ими трудовых обязанностей или про­фессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается единовременное денежное пособие. Размер такого пособия устанав­ливается органами местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения и социальной защиты

Охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Основными принципами охраны здоровья граждан в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 1 являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Согласно ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Необходимо отметить, что органы местного самоуправления разных видов муниципальных образований вправе решать разные вопросы местного значения в сфере оказания медицинских услуг. Наибольший объем полномочий в сфере здравоохранения принадлежит муниципальным районам и городским округам. В соответствии с п. 12, 22 ч. 1 ст. 15, п. 14, 30 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальный район, городской округ решают следующие вопросы в сфере здравоохранения:

— организация оказания на территории муниципального района (городского округа) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических учреждениях;

— организация оказания на территории муниципального района (городского округа) первичной медико-санитарной помощи в больничных учреждениях;

— организация оказания на территории муниципального района (городского округа) скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной);

— организация оказания на территории муниципального района (городского округа) медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

— создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района (городского округа).

В ст. 14 Федерального закона № 131 -ФЗ вопросы организации медицинской помощи не закрепляются в качестве вопросов местного значения поселений. За городскими и сельскими поселениями закрепляются лишь некоторые вопросы, связанные со здравоохранением. Так, в соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 14 названного Закона к вопросам местного значения поселений относятся создание, развитие и охрана лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в этой сфере. Не исключается также привлечение поселений к оказанию услуг в сфере здравоохранения на основе соглашений с органами местного самоуправления муниципального района о передаче осуществления части их полномочий по вопросам здравоохранения органам местного самоуправления поселений (ч. 4 ст. 15 названного Закона).

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со ст. 42 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] ) в сфере охраны здоровья относятся:

1) создание условий для оказания медицинской помощи населению согласно территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законам субъекта РФ в пределах полномочий, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ;

2) обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий согласно с ч. 2 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

3) информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта РФ;

4) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;

5) участие в реализации на территории муниципального образования мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

6) реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом субъекта РФ;

7) создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях по Федеральному закону № 131-ФЗ.

Кроме того, отдельные полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, указанные в ч. 1 ст. 17 этого Закона, могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления по Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В этом случае оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержашие нормы об охране здоровья, в соответствии с названным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ч. 4 ст. 3 этого Закона).

Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи (ст. 32 этого Закона).

К видам медицинской помощи относятся:

1) первичная медико-санитарная помощь;

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

4) паллиативная медицинская помощь.

Формами оказания медицинской помощи являются:

1) экстренная — оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2) неотложная — оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

3) плановая — оказываемая при проведении профилактических мероприятий, заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В ст. 33—36 названного Закона раскрываются понятие и пределы медицинской помощи в зависимости от ее видов.

Так, первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врача- ми-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами). Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях. На территории РФ в целях оказания скорой медицинской помощи функционирует система единого номера вызова скорой медицинской помощи в порядке, установленном Правительством РФ.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период, новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Медицинская эвакуация включает:

1) санитарно-авиационную эвакуацию авиационным транспортом;

2) санитарную эвакуацию наземным, водным и другими видами транспорта.

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и на облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы местного самоуправления, выполняющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с органами государственной власти, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере охраны здоровья.

Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам за счет местных бюджетов.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» [2] курорт — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Курорт местного значения — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта РФ.

Согласно ст. 6 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

— представление в орган исполнительной власти субъекта РФ предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;

— участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного значения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);

— участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов;

— ведение реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, включая санаторно-курортные организации.

Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем утверждается соответственно уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

  • [1] Перечень ЗАТО, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами и перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда утверждаются Правительством РФ.
  • [2] СЗРФ. 1995. №9. Ст. 713.