Вывод служебного жилья военнослужащим

Основным нормативным актом, регулирующим порядок предоставления и использования служебного жилья является Постановление Совета Министров Украинской ССР «О служебных жилых помещениях» от 04.02.1988 г. № 37.
Согласно п. 3 Положения, жилое помещение включается в число служебных решением
исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по ходатайству администрации предприятия, учреждения, организации.
Из смысла Положения видно, что служебное жилье является одной из составных частей государственного жилищного фонда. Это означает, что приватизация такого жилья проводится на общих основаниях, указанных в Законе «О приватизации государственного жилищного фонда» и Положении о порядке передачи квартир (домов) в собственность граждан.
Наряду с этим в законодательстве Украины установлен исчерпывающий перечень имущества, приватизация которого не допускается. В этот перечень вошли следующие объекты: квартиры–музеи; квартиры (дома), расположенные на территориях закрытых военных поселений, предприятий, учреждений и организаций, естественных и биосферных заповедников, национальных парков, ботанических садов, дендрологических, зоологических, региональных ландшафтных парков, парков–достопримечательностей садово–паркового искусства, историко–культурных заповедников, музеев; комнаты в общежитиях; квартиры (дома), которые находятся в аварийном состоянии (в которых невозможно обеспечить безопасное проживание людей); квартиры (комнаты, дома), отнесенные в установленном порядке к числу служебных, а также квартиры (дома), расположенные в зоне безусловного (обязательного) отселения, загрязненной в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Однако, несмотря на вышеизложенное, проблема приватизации служебного жилья до сих пор не теряет своей актуальности. Много людей проживает в служебных квартирах и не имеет возможности их приватизировать, либо просто не знает, как это сделать.
Следует помнить, что служебное жилье – это квартиры, предназначенные для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту своей работы, либо неподалеку от него. Служебное жильё предназначено для конкретных должностей, установленных вышеуказанным Постановлением.
Проблема заключается в том, что законодательством Украины установлено, что квартиры, комнаты, либо дома, признанные в установленном законом порядке служебными, не подлежат приватизации. Данное правило направлено на то чтобы граждане не злоупотребляли правом на приватизацию, ведь предоставление служебного жилья не связано с тем, что человек нуждается в улучшении жилищных условий, а связано именно с необходимостью жить рядом с работой.
Тем не менее, есть шанс получить служебное жильё в частную собственность. Это возможно путем снятия с жилья статуса служебного, и оно официально переводится в категорию государственного или общественного жилищного фонда.
Согласно п. 6 Постановления служебное жильё исключается из числа служебного по заявлению предприятия, учреждения, организации, которое предоставило лицу такое жильё (если дом принадлежит колхозу – решением общего собрания членов колхоза либо собранием уполномоченных). Для этого необходимо подать заявление на предприятие, учреждение или организацию по месту работы с просьбой исключения жилья из служебного жилищного фонда.
В случае согласия работодателя с переводом жилья из статуса служебного в другой статус, им подается соответствующее заявление в исполком. Исполком принимает решение об исключении определенного жилья из служебного фонда. Заинтересованное лицо проводит процедуру его приватизации.
Однако здесь возникает другая проблема. Работодатель, как правило, против вывода квартиры из служебного фонда. В таком случае необходимо подать иск на работодателя с требованием подать ходатайство об исключении жилья из числа служебного, и к исполкому с требованием принять решение о таком исключении.
Выиграть такой иск очень сложно. Но, несмотря на многочисленную практику отказа судов, существуют и положительные решения, хотя они в большинстве касаются военнослужащих, для которых законодательством установлено право на получение жилья для постоянного проживания. К примеру, решением Центрального районного суда г. Николаева от 15.01.2008 г. по делу № ц2-609/08 установлено, что «на протяжении всего времени прохождения военной службы лицо не получило другого жилья, кроме служебного, для постоянного проживания вместе с членами семьи. Суд считает, что истец и члены его семьи имеют право на обеспечение жильём для постоянного проживания за счет Министерства обороны Украины, в том числе путем исключения жилья из числа служебного без учета очередности на получение жилья в общем порядке».
Поэтому весомым аргументом в суде будет являться тот факт, что лицо пребывает на учете для улучшения жилищных условий и ему должно быть предоставлено жильё для постоянного проживания, но по факту было предоставлено только служебное. Однако если предоставление жилья для постоянного проживания не является обязанностью работодателя истца, как, например, Министерства обороны Украины, тогда более вероятно, что в удовлетворении иска откажут.
В этом случае, единственным утешением тех, кому отказали в приватизации служебного жилья, может стать то, что согласно ст. 125 Жилищного кодекса УССР, в случае, если человек проработал не менее 10 лет на предприятии, которое предоставило ему служебное жильё, он ни в коем случае не может быть выселен из него без предоставления другого жилого помещения.

вул. Княжий Затон 16-а, оф 99 м. Київ, 02095, Україна

Техподдержка:
E-mail: [email protected]

Адвокат Киев — юридические консультации on-line

Судебная практика

Рассматривая дела о выселении из служебного жилого помещения нанимателя и членов его семьи, суды должны учитывать интересы сторон и решать такие споры в зависимости от установленного и на основании закона, а также учитывать, что вследствие выселения ответчиков без предоставления другого жилого помещения в связи с перемещением по службе одного из супругов, связанным с переездом в другую местность, без обеспечения жильем, нарушается право этих лиц и членов их семей на жилье.

Суды должны давать адекватное обоснование для отклонения аргументов заявителей относительно применения соответствующего законодательства и осуществлять оценку выселения в контексте пропорциональности применения такой меры

13 ноября 2013 года Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску квартирно-эксплуатационного отдела г. Черкасс (КЭО г. Черкасс) к гр-ну Д. о выселении из служебного жилого помещения, по заявлению гр-на Д. о пересмотре определения судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года, установила следующее.

В июне 2012 года КЭО г. Черкасс обратился в суд с указанным иском, мотивируя требование тем, что ответчик, гр-н Д., проходил военную службу в воинской части А * в г. Золотоноше Черкасской области и был обеспечен служебным жильем, а именно: квартирой № ** в доме по адресу: ***. В июне 2011 года воинская часть А * была расформирована. Приказом командира воинской части А * от 16 августа 2011 года № **** ответчик выбыл на новое место службы — в г. Харьков и был исключен из списков личного состава части. Квартира № ** в доме по адресу: *** находится на оперативном учете КЭО г. Черкасс и используется как служебное жилье для проживания военнослужащих Вооруженных сил Украины и членов их семей. КЭО г. Черкасс является составной частью Вооруженных сил Украины и подчинен Министерству обороны Украины.

Ссылаясь на то, что в добровольном порядке освободить служебное жилое помещение гр-н Д. не желает, КЭО г. Черкасс на основании статьи 124 Жилищного кодекса (ЖК) Украины, постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями» от 3 августа 2006 года № 1081 и приказа Министра обороны Украины «Об утверждении Инструкции по организации обеспечения военнослужащих Вооруженных сил Украины и членов их семей жилыми помещениями» от 30 ноября 2011 года № 737 просил суд выселить гр-на Д. вместе с членами его семьи из служебной квартиры № ** в доме по адресу: *** без предоставления другого жилого помещения.

Решением Золотоношского горрайонного суда Черкасской области от 22 февраля 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Решением Апелляционного суда Черкасской области от 11 апреля 2013 года решение Золотоношского горрайонного суда Черкасской области от 22 февраля 2013 года отменено и принято новое решение, которым исковые требования КЭО г. Черкасс удовлетворены. Выселены гр-н Д. и члены его семьи: гр-ка Е., гр-н О., гр-ка С. из служебного помещения, расположенного по адресу: ***, без предоставления другого жилого помещения.

Определением судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года отказано в открытии кассационного производства по указанному делу.

В сентябре 2013 года в Верховный Суд Украины обратился гр-н Д. с заявлением о пересмотре определения судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года, ссылаясь на неодинаковое применение судом кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, вследствие чего приняты разные по содержанию судебные решения в подобных правоотношениях.

В связи с этим гр-н Д. просит отменить определение судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года и принять новое решение.

Заслушав судью-докладчика, исследовав доводы заявителя, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины считает, что заявление подлежит удовлетворению частично на таких основаниях.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 355 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины заявление о пересмотре судебных решений по гражданским делам может быть подано на основании неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, повлекшего принятие различных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях.

По смыслу статьи 360 4 ГПК Украины суд удовлетворяет заявление о пересмотре дела Верховным Судом Украины и отменяет судебное решение по делу, которое пересматривается на основании, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 355 ГПК Украины, если установит, что судебное решение является незаконным.

Установлено, что гр-н Д. проходил военную службу в воинской части А * в г. Золотоноше Черкасской области.

На основании решения исполнительного комитета Золотоношского городского совета Черкасской области от 13 декабря 2005 года № ****** гр-ну Д. на семью в составе трех человек 19 декабря 2005 года был выдан ордер на занятие служебной квартиры № ** в доме по адресу: ***.

В июне 2011 года воинская часть А * была расформирована.

Приказом командующего Воздушных сил Вооруженных сил Украины от 20 июля 2011 года капитан гр-н Д. назначен на должность начальника учебно-лабораторного комплекса «БУК-М1» кафедры вооружения зенитных ракетных войск факультета зенитных ракетных войск Харьковского университета Воздушных сил.

В соответствии с приказом командира воинской части А * от 16 августа 2011 года № **** гр-н Д. исключен из списков личного состава части.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования КЭО г. Черкасс, суд апелляционной инстанции исходил из того, что, согласно статье 124 ЖК Украины, гр-н Д. после выбытия на новое место службы утратил право пользования служебным жильем, а потому подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.

Отказывая в открытии кассационного производства по делу по иску КЭО г. Черкасс к гр-ну Д. о выселении из служебного жилого помещения, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое гр-ном Д. решение апелляционного суда соответствует требованиям материального и процессуального права, изложенные в кассационной жалобе доводы выводов суда не опровергают.

Гр-н Д. отмечает, что суд кассационной инстанции при рассмотрении дела неодинаково применил одни и те же нормы материального права в подобных правоотношениях и пришел к противоположному правовому выводу, положенному в основу этого судебного решения.

Для примера приводит определение судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 6 августа 2012 года по делу по иску КЭО г. Черкасс к военнослужащему о выселении из служебного жилого помещения.

Указанным судебным решением, предоставленным заявителем для сравнения, суд кассационной инстанции, пересматривая судебные решения в подобных правоотношениях, не нашел оснований для выводов о незаконности и неправильности судебных решений по этому делу, которыми отказано КЭО г. Черкасс в удовлетворении его исковых требований о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Отказывая КЭО г. Черкасс в удовлетворении его исковых требований, суд первой инстанции, с выводом которого согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ответчик относится к кругу лиц, которые в соответствии с требованиями статьи 125 ЖК Украины не подлежат выселению из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения, поэтому основания для его выселения, согласно статье 124 ЖК Украины, отсутствуют.

Таким образом, существует неодинаковое применение кассационным судом одних и тех же норм материального права, а именно: статей 124, 125 ЖК Украины, что привело к принятию разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях.

Решая вопрос об устранении разногласий в применении судом кассационной инстанции норм материального права, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины исходит из следующего.

Согласно статье 47 Конституции Украины, каждый имеет право на жилье. Никто не может быть принудительно лишен жилья иначе, как на основании закона по решению суда.

Государство гарантирует обеспечение военнослужащих жилыми помещениями или по их желанию денежной компенсацией за надлежащее им для получения жилое помещение на основаниях, в порядке и в соответствии с требованиями, установленными ЖК Украины и другими нормативно-правовыми актами (статья 12 Закона Украины «О социальном и правовом статусе военнослужащих и членов их семей»).

В соответствии со статьей 124 ЖК Украины рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми лицами, которые с ними проживают, без предоставления другого жилого помещения.

Не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случаях, указанных в статье 124 настоящего Кодекса, в частности, семьи военнослужащих; лиц, уволенных в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо сокращением численности или штата работников (статья 125 ЖК Украины).

В соответствии со статьей 18 Закона Украины «Об охране детства» дети — члены семьи нанимателя или собственника жилого помещения имеют право пользования занимаемым помещением наравне с собственником или нанимателем.

Государство охраняет и защищает права и интересы детей при совершении сделок относительно недвижимого имущества. Недопустимо уменьшение или ограничение прав и интересов детей во время совершения каких-либо сделок, связанных с жилыми помещениями (статья 12 Закона Украины «Об основах социальной защиты бездомных и беспризорных детей»).

В деле, которое пересматривается, гр-н Д. вынужденно сменил место прохождения службы, по новому месту службы другим служебным жильем не обеспечен.

В служебной квартире, которую получил гр-н Д. во время прохождения службы в воинской части А *, проживают и зарегистрированы его жена и двое малолетних детей.

Принимая решение о выселении из служебного жилого помещения нанимателя и членов его семьи: жены и двух детей, суд решил вопрос о правах и обязанностях членов семьи, не привлекая их к участию в деле в качестве ответчиков.

Частью 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод предусмотрено право на справедливый суд, в частности, каждый имеет право на справедливое и публичное рассмотрение его дела на протяжении разумного срока независимым и беспристрастным судом, установленным законом, который решит спор относительно его прав и обязанностей гражданского характера.

В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод каждый имеет право на уважение своей частной и семейной жизни, своего жилища и корреспонденции.

Европейский суд по правам человека, рассматривая дело «Кривицкая и Кривицкий против Украины» (№ 8863/06) 2 декабря 2010 года, установил нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, отметив, что в процессе принятия решения относительно права заявителей на жилье последние были лишены процессуальных гарантий.

Международным судебным учреждением установлено нарушение национальными судами прав заявителей на жилье, поскольку суды не дали адекватного обоснования для отклонения аргументов заявителей относительно применения соответствующего законодательства и не осуществили оценку выселения в контексте пропорциональности применения такой меры.

Рассматривая дела этой категории, суды должны учитывать интересы сторон и решать такие споры в зависимости от установленного и на основании закона, а также учитывать, что вследствие выселения ответчиков без ­предоставления другого жилого помещения в связи с перемещением по службе одного из супругов, связанным с переездом в другую местность, без обеспечения жильем, нарушается право этих лиц и членов их семей на жилье.

Ответчики предоставили аргументы о невозможности их выселения без предоставления другого жилого помещения: малолетние дети, невозможность получения жилья по новому месту назначения, перевод на новое место службы не зависел от ответчика.

Указанные аргументы не учтены и не проверены, а также не установлены судом факты, свидетельствующие о явной потребности общества в жилище, которое должен освободить военнослужащий, и будет ли соответствовать выселение требованиям закона с учетом приведенных доводов ответчика.

Выводы, изложенные в определении судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 6 августа 2013 года, предоставленном гр-ном Д. в качестве примера неодинакового применения судом кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях, подтверждают ­обоснованность применения закона при выселении военнослужащих с предоставлением другого жилого помещения.

Судебной палатой по гражданским делам Верховного Суда Украины установлено неодинаковое применение статей 124, 125 ЖК Украины, что привело к принятию разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях.

Учитывая изложенное, определение судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года не может оставаться в силе, а подлежит отмене на основании пункта 1 статьи 355 ГПК Украины с направлением дела на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 355, 360 3 , 360 4 ГПК Украины, Судебная палата по граж­данским делам Верховного Суда Украины постановила:

— заявление гр-на Д. удовлетворить частично;

— определение судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.

Постановление Верховного Суда Украины является окончательным и может быть обжаловано только на основании, установленном пунктом 2 части 1 статьи 355 Гражданско-процессуального кодекса Украины.

(Постановление Верховного Суда Украины от 13 ноября 2013 года. Дело № 6-115цс13. Председательствующий — Ярема А.Г. Судьи — Григорьева Л.И., Гуменюк В.И., Лященко Н.П., Онопенко В.В., Охримчук Л.И., Патрюк Н.В., Романюк Я.М., Сенин Ю.Л.)

Коллегия адвокатов «Правовая Защита»

  1. Главная
  2. Статьи
  3. Служебное жилье

Служебное жилье

оформление собственности

Изменения жилищного законодательства, связанные с принятием в конце 2004 г. нового Жилищного кодекса РФ, пересмотрели подход к обеспечению служебным жильем и возможности его оформления в собственность.

Адвокаты «Правовой защиты» помогут Вам отстоять Ваши права в суде. Если Вам нужна квалифицированная юридическая помощь, звоните нам по телефонам: (495) 790-54-47.

По данному вопросу на практике сложилось единое мнение о недопустимости переоформления служебного жилья, основанное на прямом запрете приватизации подобного рода жилых помещений, закрепленного нормой соответствующего законодательного акта. В то же время, анализ его положений, равно как и отдельных правовых норм, определяющих статус служебных жилых помещений, не позволяет согласиться с верностью сделанного вывода.

По действующему жилищному законодательству служебное жилье входит в состав, так называемого, фонда специализированных жилых помещений, предоставление которых гражданам осуществляется на основании договора безвозмездного пользования в связи с осуществлением лицом трудовых отношений или прохождением службы. На практике, служебное жилье чаще всего ассоциируется с военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, представителями органов власти. Однако перечень лиц, претендующих на получение служебного жилья, является существенно шире. Правда, сейчас не об этом. В связи с прекращением трудовых (служебных) отношений у лица, пользующегося служебным жилым помещением, и возникает вопрос о возможности оформления его в собственность.

Исходя из основ современного гражданского законодательства, можно сделать вывод, что получение служебного жилья на праве собственности может иметь место в случаях его покупки заинтересованным лицом или его безвозмездного отчуждения собственником. К последнему случаю чаще всего применяют термин приватизация. Так вот, приватизация служебного жилого помещения по общему правилу не допускается. Исключение составляют случаи, когда собственники жилищного фонда (уполномоченные ими органы) вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. В частности, такое право закреплено применительно к военнослужащим, которые могут рассчитывать на получение в собственность служебного жилья, при условии обеспечения ими на весь срок военной службы и признания их нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет.

Однако, в отношении иных категорий граждан, пользующихся служебным жильем подобным образом не детализируется возможность получения ими занимаемого жилого помещения. Ключевым моментом в получении служебного жилья в собственность на безвозмездной основе выступает соответствующее согласие его собственника. Последнее должно иметь не только надлежащее оформление, например, путем издания соответствующего приказа или вынесения решения. В качестве нормативного обоснования вынесенного решения выступают нормы, того же гражданского законодательства, предоставляющего собственникам имущества абсолютное право распоряжения им. На эту возможность обращал внимание и Конституционный Суд РФ в период рассмотрения по существу на предмет соответствия Конституции РФ нормы закона о приватизации жилья, оговаривающей возможность приватизации служебных жилых помещений лишь с согласия их собственника. При этом законодателем не предусмотрены случаи, когда может быть дано согласие собственника на приватизацию жилого помещения.

Однако как быть гражданину в том случае, если собственник служебного жилого помещения отказывает в переоформлении права собственности на него. Предположительно и в подобных ситуациях заинтересованное лицо не утрачивает возможности оформления собственности на служебное жилье. Во-первых, на сегодняшний день правовое регулирование статуса служебного жилья находится в более чем «зародышевом» состоянии, где решение основных вопросов ложиться на типовые положения о служебном жилье, принимаемые на уровне министерств и ведомств, обладающих возможностью формирования собственного специализированного жилищного фонда, а, во-вторых, возможность приватизации служебного жилого помещения поставлена в зависимость от усмотрения определенных должностных лиц, что действующим сегодня антикоррупционным законодательством не допускается.

Вам нужен хороший адвокат? Наши адвокаты помогут Вам отстоять Ваши интересы в суде. Звоните по телефонам: (495) 790-54-47

Петров Михаил Игоревич © МОО «Правовая защита»

    Делим ребёнкаМария, Хабаровск, 22 октября 2018 года, 05:48 Муж не хочет отдавать ребёнка, порещал вены это как нибудь мне поможет?
  • Проект о субсидиях на жилье семьям с пятью и более детьми был отклонен государственной думой01.08.2018

Получать ли многодетные семьи дополнительные субсидии от государства на новое жилье? Читать полностью

Верховный Суд РФ расширит перечень дел, где должно будет составляться полное решение05.06.2018

«Процессуальная революция», устроенная Верховным Судом РФ разрешила судьям зачитывать решение в сокращенном виде — только резулятивную часть. Но Пленум ВС предлагает расширить перечень дел, в которых судей обяжут в любом случае составлять решение в полно Читать полностью

Старый советский гараж был рассмотрен в Верховном Суде РФ01.06.2018

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ защитила права собственника старого кирпичного гаража в его споре с городскими властями, на чьей земле расположено данное строение. Читать полностью

Новости коллегии

  • Адвокаты Голованов Алексей и Ежов Антон на радио Свобода: «Лесная амнистия» или как быть простому человеку, у которого изымают земельный участок?10.06.2017

Государственная Дума РФ рассматривает законопроект о лесной амнистии. На самом деле название у проекта более длинное и менее понятное: закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров». Речь идет о противоречиях между сведениями Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, из-за которых тысячи россиян рискуют лишиться собственности. Читать полностью

Не выполнена стяжка пола, плохая звукоизоляция, не хватает некоторых труб и даже стен –огрехи работы российских застройщиков27.04.2017

Адвокат Ежов Антон Валентинович прокоммениторовал ситуацию по плохой работе застройщиков на телеканале Россия 1. Читать полностью

Адвокат Ежов Антон Валентинович дал интервью телеканалу Москва24 по теме «Жильцы против коммунальщиков»24.04.2015

Извечный спор между москвичами, которые находят у себя в подвале крыс, мусор и вынуждены переплачивать за услуги коммунальщиков и представителями управляющих компаний, которые стараются заработать сверх нормы на бедных жителях, продолжается. Адвокат Ежов Антон дал по этой проблеме интервью. Читать полностью

Порядок выдачи служебного жилья военнослужащим

​Одним из способов создания государством для военнослужащего благоприятных условий для надлежащего выполнения им своих обязанностей является обеспечение его служебным жилым помещением на период прохождения службы. В связи с тем, что проживание в подобных помещениях считается временным явлением, то военнослужащий после завершения службы обязан освободить его. Сегодня мы поговорим о том, как военнослужащему получить служебное жилье.

Понятие и особенности служебного жилья, предоставляемого военнослужащему

Любое служебное жилье, предоставляемое офицеру (или прапорщику), входит в состав специализированного жилищного фонда, относящегося к военному ведомству. Гражданин, заключивший контракт о прохождении службы, имеет право на обеспечение отдельной служебной квартирой, частным домом или комнатой в общежитии. Выделяемые для временного размещения военнослужащих и их семей помещения должны быть пригодны для проживания. К примеру, не разрешается размещать несколько семей военнослужащих в одной служебной квартире. Предоставляется обычно жилое помещение на территории того района, в котором офицер (или прапорщик) проходит службу, но если отсутствует возможность обеспечить военнослужащего служебным жильем по месту нахождения части, то командир (начальник) должен разместить своего подчиненного в расположенном близко населенном пункте. Обеспечивается офицер (или прапорщик) жилым помещением в трехмесячный срок со дня своего приезда.

Площадь предоставляемого служебного жилья должна соответствовать нормам обеспечения, установленным законодательством. В настоящее время на одного человека данная величина равна 18 квадратным метрам (для бессемейного военнослужащего норматив может быть увеличен вдвое). В случаях, когда выполнить это требования не представляется возможным, гражданин, прибывший для прохождения службы, может быть размещен вместе с семьей в пригодном для кратковременного проживания помещении меньшей площади или в помещении маневренного фонда, но исключительно с согласия самого военнослужащего.

  • Москва и область: +7-499-350-97-04
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-309-87-91
  • Федеральный: +7-800-511-69-34

Кто из военнослужащих имеет право на служебное жилье?

На получение жилья из служебного фонда военного ведомства имеют право претендовать следующие категории военнослужащих:

  1. офицеры (или прапорщики), которые заключили контракт до января 1998 года;
  2. граждане, получившие назначение на должности после получения образования в военных профессиональных образовательных учреждениях;
  3. офицеры, которые заключили свой первый контракт после января 1998 года;
  4. прапорщики, сержанты и матросы, заключившие контракт после 1998 года;
  5. военнослужащие, являющиеся участниками ипотечной системы обеспечения жильем (но до момента приобретения или получения ими квартиры для постоянного проживания);
  6. граждане, проходящие военную службу в военных городках закрытого типа.

Вышеуказанный перечень является исчерпывающим, военнослужащие, которые в него включены не были (граждане, проходящие службу по призыву, граждане иностранных государств) служебным жильем военного ведомства не обеспечиваются.

Особенности служебного жилья для военнослужащих

Можно выделить следующие особенности служебного жилого помещения:

  • служебное жилье не может быть приватизировано, тат как оно входит в состав специализированного фонда военного ведомства, которое нельзя передавать в частную собственность. Приватизацию можно осуществить лишь в том случае, если жилое помещение будет передано муниципалитету;
  • служебное жилье не может быть подарено, продано или передано по наследству. Обмену оно также не подлежит, даже если граждане, желающие осуществить данную сделку, проживают в одном доме;
  • в отношении служебного жилья не может быть заключен договор аренды или поднайма, даже если военнослужащий вынужден переехать из-за изменения места своей службы;
  • военнослужащий после расторжения контракта по собственному желанию обязан освободить предоставленное ему служебное жилое помещение;
  • участники ипотечной системы, которые приобрели в период службы жилье за счет средств целевого займа, но в другом городе, также имеют право на обеспечение служебными квартирами (или иными жилыми помещениями).

  • Москва и область: +7-499-350-97-04
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-309-87-91
  • Федеральный: +7-800-511-69-34

Порядок получения служебного жилого помещения

Для получения жилья из служебного фонда военного ведомства по месту прохождения службы офицер (или прапорщик) должен обратиться с заявлением в одно из подразделений Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО МО РФ). Сведения о месте нахождения данного учреждения должны располагаться на специальных информационных стендах воинской части, на которых обычно размещается информация, к примеру, о распорядке дня, регламенте служебного времени и т.д. К вышеуказанному заявлению военнослужащий прилагает следующие документы:

  • копии документов, удостоверяющих личность как самого офицера (или прапорщика), так и проживающих совместно с ним близких родственников;
  • справку, подтверждающую заключение военнослужащим, претендующим на получение служебного жилья, контракта о прохождении службы;
  • копию документа, содержащего информацию о заключении (или расторжении) брака;
  • документ, содержащий информацию о составе семьи военнослужащего;
  • документ, содержащий информацию о наличии или отсутствии у военнослужащего в месте прохождения военной службы жилых помещений, занимаемых военнослужащим и членами его семьи на основании договора социального найма или принадлежащих ему на праве собственности;
  • документ, подтверждающий, что ранее предоставленное военнослужащему жилое помещение (включая комнату в общежитии) было им и проживающими с ним близкими родственниками освобождено.

После получения указанного комплекта документов подразделение ДЖО МО РФ в пределах десяти дней (рабочих) решает о возможности внесения военнослужащего в список на обеспечение служебным жилым помещением. Структурное подразделение ДЖО МО РФ в трехдневный срок с момента получения информации о наличии свободной квартиры (или иного жилого помещения), которая может быть предоставлена, уведомляет об этом военнослужащего. Если офицер (или прапорщик) согласен с предлагаемым ему вариантом, то о своем решении он письменно сообщает в подразделение ДЖО МО РФ в пятидневный срок (течение срока начинается со дня вручения военнослужащему под роспись уведомления). Если военнослужащий решит отказаться от предлагаемого ему жилого помещения служебного фонда, он также обязан в указанные сроки уведомить об этом подразделение ДЖО МО РФ. Если военнослужащий не сообщит вовсе о принятом им решении, то не позднее десяти дней с момента получения им сообщения о возможности предоставления жилого помещения данное служебное жилье будет распределено другому военнослужащему.

Следующим этапом в процедуре получения военнослужащим служебной квартиры является заключение договора найма в отношении жилья из служебного фонда военного ведомства, в котором перечисляются все лица, которые будут занимать данное помещение. В договоре также перечисляются условия пользования предоставленным помещением, права и обязанности сторон, а также случаи расторжения договора:

  1. При наличии соглашения обеих сторон договора.
  2. По требованию военнослужащего (нанимателя) в любое удобное для него время.
  3. В судебном порядке по требованию военного ведомства (наймодателя) в случае:
  • невыполнения военнослужащим (нанимателем) и/или членами его семьи требований заключенного им договора найма жилого помещения;
  • систематическое (в течение шести месяцев) невнесение платы за пользование служебной квартирой и оказанными коммунальными услугами;
  • разрушения (или повреждения) военнослужащим (нанимателем) и/или его близкими родственниками предоставленного жилья;
  • систематическое нарушение прав других граждан, проживающих по соседству;
  • использование военнослужащим (нанимателем) и/или членами его семьи предоставленной квартиры по иному, противоречащему договору, назначению.
  1. В случае изменения собственника данного жилого помещения или передачи его в оперативное управление другому ведомству.

Так как по своей природе договор найма служебной квартиры является срочным, действовать он будет лишь в период службы офицера (или прапорщика).

В тех случаях, когда состав семьи нанимателя увеличивается, военнослужащий имеет право на получения служебного жилья большего по площади, для этого он обращается в структурное подразделение ДЖО МО РФ с соответствующим заявлением, новой справкой о составе семьи и копией свидетельства о рождении ребенка. Если же состав семьи военнослужащего изменился по причине расторжения брака, но бывшая супруга отказывается освобождать жилое помещение, то выселить ее из служебной квартиры возможно по решению суда.

Порядок освобождения военнослужащим служебного жилья

После прекращения действия договора найма жилья служебного фонда военного ведомства (в связи с обеспечением военнослужащего постоянным жильем, досрочным расторжением контракта и т.д.) военнослужащий и его родственники, совместно с ним проживающие, обязаны освободить занимаемую ими квартиру (или иное жилое помещение) в трехмесячный срок. Документом, подтверждающим снятие офицера (или прапорщика) с регистрационного учета, является справка о сдаче жилого помещения, которая должна быть выдана структурным подразделением ДЖО МО РФ.

Для ее получения военнослужащий должен подготовить следующий комплект документов:

  • копии документов (паспортов, свидетельств о рождении) с отметкой о снятии их с регистрационного учета, удостоверяющих личности всех граждан, которые были зарегистрированы в освобождаемом жилом помещении;
  • копию лицевого счета;
  • документ, подтверждающий отсутствие задолженности по предоставленному коммунальному обслуживанию;
  • выписка из домовой книги с отметкой об убытии;
  • документ, являющийся основанием для получения служебного жилья, например, договор найма или ордер в отношении служебной квартиры (или иного жилого помещения);
  • акт передачи помещения, в котором отражается информация о техническом состоянии помещения, о произведении ремонта, о наличии (или отсутствии) полного комплекта ключей и т.д.

Данные документы представляются в подразделение уполномоченного органа в случае перевода военнослужащего к новому месту службы. Если же офицеру (или прапорщику) предоставлено жилое помещение для постоянного проживания, то дополнительно к вышеуказанному перечню он прилагает:

  • копию извещения о распределении жилья;
  • нотариально заверенное обязательство о сдаче служебного жилого помещения, содержащее информацию о сроках освобождения жилья, необходимости произведения платы за оказанное коммунальное обслуживание и т.д.

Подводя итог всему вышеописанному, можно сделать вывод, что государство предоставляет служебное жилье офицерам (или прапорщикам) в целях создания благоприятных условий для выполнения ими своих должностных обязанностей.