Статья 188. Контрабанда

Статья 188. Контрабанда

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ в часть 1 статьи 188 внесены изменения

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П положения части первой статьи 188 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования позволяют при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 8-П часть первая статьи 188 настоящего Кодекса признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой оно позволяет — во взаимосвязи с примечанием к статье 169 настоящего Кодекса — при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в крупном, т.е. превышающем в эквиваленте 250 000 рублей, размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования

1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ в часть вторую статьи 188 внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ в часть 3 статьи 188 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

Контрабанда культурных ценностей

Вернуться назад на Контрабанда

Предмет контрабанды в виде наркотиков, охватываемый квалифицированным составом этого преступления, исчерпывающе указан в ч. 2 ст. 188 УК РФ. Перечень наркотических средств и психотропных веществ определен постановлением Правительства Российской Федерации N 681.

К наркотическим средствам относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прокуроров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.

Психотропные вещества – это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

По смыслу уголовного закона признаки контрабанды усматриваются при незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ и, в том числе, в небольших размерах.

В то же время в ст. 228 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере. В этой связи некоторые специалисты предлагают установить ответственность и за их контрабанду только в крупном и особо крупном размерах.

Данная позиция представляется не совсем оправданной. Действительно, указанные в ст. 228 УК РФ деяния, совершенные без цели сбыта в небольших размерах, уголовно ненаказуемы, а ст. 228-1 предусматривает уголовную ответственность независимо от размера только за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Думается, что контрабанда наркотических средств и психотропных веществ, даже в небольших размерах, ничуть не менее опасна, чем сбыт или пересылка указанных средств, и декриминализация ее не вполне обоснована.

Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, под которыми понимаются вещества, используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ3, не включены в перечень предметов контрабанды, данный в ч. 2 ст. 188 УК РФ Между тем, устанавливая контроль за их оборотом, государство тем самым признает, что неконтролируемое их хождение представляет опасность для общества. Так, в соответствии с п. 3 примечания к Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, «транзит через территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в настоящий перечень, запрещается». В этой связи представляется необходимым включить прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ в перечень предметов ч. 2 ст. 188 УК РФ.

Наряду с наркотическими средствами и психотропными веществами выделяются такие предметы преступления как сильнодействующие (список 1) и ядовитые (список 2) вещества. Списки этих веществ определены заключением Постоянного комитета по контролю наркотиков.

Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих, психотропных и ядовитых веществ, прекурсоров, а также их номенклатуры и квоты установлены следующими постановлениями Правительства Российской Федерации:

1. № 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ».
2. N 930 «Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации № 278, и квот на ввоз (вывоз) наркотических средств».
3. N 864 «Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ». 4. N 890 «Об утверждении перечня прекурсоров, ввоз (вывоз) которых осуществляется государственными унитарными предприятиями при наличии лицензии на указанный вид деятельности».

При этом согласно пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации. N 1539 «О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций» (в ред. Постановления Правительства РФ № 148) оговаривается: «Вывоз из Российской Федерации лекарственных средств, указанных в приложениях N 1 и 2 к настоящему Положению, осуществляется по лицензии на внешнеторговую деятельность с лекарственными средствами при наличии сведений об отсутствии в составе вывозимых лекарственных средств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, указанных в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 681, ядовитых и сильнодействующих веществ и веществ, включенных в таблицы I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, номенклатура которых утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации N 930. Указанные сведения представляются в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации».

На наш взгляд, имеются основания расширить круг рассматриваемых предметов контрабанды.

Помимо собственно наркотиков, предметом преступления может выступать информация (научно-технического, публицистического, иного характера), зафиксированная на тех или иных материальных носителях – письменных документах, чертежах, фотографиях, аудио- и видеокассетах, магнитных дисках, компакт-дисков, которая содержит в себе признаки:

1. Статьи 3 Закона № 1708-1 «Об общественных объединениях» (в редакции Федерального закона № 82-ФЗ), в которой оговаривается: «Преследуются в соответствии с законом создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан»;
Статьи 13 того же Закона, по смыслу которой эмблемы общественных объединений «не могут служить пропаганде целей, указанных в части второй статьи 3 настоящего Закона». Как представляется, листья конопли, изображенные на эмблеме гипотетического гражданского движения, вполне подходят под такой запрет.

2. Статьи 3 Закона РФ. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в редакции Федерального закона З. № 90-ФЗ), согласно которому: «Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами».

3. Пункта 6 статьи 5 Федерального закона № 108-ФЗ «О рекламе», в соответствии с которым реклама не должна побуждать граждан к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности. То есть, неправомерно, к примеру, перемещать на основании «законных» документов книги, иные источники информации, в которых есть информация о кулинарных рецептах приготовления пищевых продуктов на основе, допустим, препаратов из конопли.
Пункта 7 статьи 5 Закона о рекламе, запрещающего побуждать к действиям, нарушающим природоохранительное законодательство. А именно, незаконному уничтожению дикорастущих наркотик содержащих растений или их неправомерному культивированию.

4. Статьи 6 Закона Российской Федерации № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»11, которая дает описание абсолютных оснований для отказа в регистрации товарного знака, когда он являются ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя; противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали. Следовательно, перемещение подобных товарных знаков и товаров под такими знаками на территорию России правомерно признать контрабандой.

5. Статьи 46 Федерального закона № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

6. Части 3 статьи 43 Федерального закона № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», которая гласит: «Информация о лекарственных средствах, отпускаемых по рецепту врача, допускается только в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Информация о лекарственных средствах для специалистов сферы обращения лекарственных средств может быть представлена в виде монографий, справочников, научных статей, докладов на конгрессах, конференциях, симпозиумах, научных советах, а также инструкций по применению лекарственных средств, предназначенных для врачей».
В части 1 статьи 44 Закона специально оговаривается: «В средствах массовой информации допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых только без рецепта врача».

7. Статьи 14 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где расписаны формы защиты ребенка (индивида в возрасте до 18 лет) от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в частности органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 16 лет.
В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

8. Статьи 21 Федерального закона № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», которым также затрагивается интересующий нас вопрос.

В этой норме прописано следующее правило:

— Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта,
-федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения,
— федеральный орган исполнительной власти в области образования, физкультурно-спортивные объединения, средства массовой информации определяют формы и методы пропаганды физической культуры и спорта с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения, обеспечивают раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роль в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями – курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью.
Не допускается пропаганда в спорте культа жестокости и насилия, унижения человеческого достоинства, использования запрещенных нормативными актами стимуляторов, наносящих вред здоровью человека; запрещается реклама алкогольных напитков и табачных изделий во время трансляции по каналам теле- и радиовещания физкультурно-оздоровительных и спортивных программ.

9. Статьи 14 Федерального закона № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

Законодатель предусмотрел в качестве основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических средств и психотропных веществ, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий.

Перемещение вышеперечисленных носителей информации такого рода через таможенную границу, по нашему мнению, следует считать контрабандой.

Вместе с этим, незаконное перемещение в Россию технологий и научно-технической информации о наркотиках, используемых для осуществления преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, допустим, диверсий (ст. 281 УК РФ), конкретных незаконных деяний принадлежащих иным разделам и главам Особенной части УК РФ, к примеру, терроризма (ст. 205 УК РФ) образуют, по нашему убеждению, самостоятельные составы преступлений.

Объективную сторону контрабанды наркотиков образует их перемещение через таможенную границу Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Таможенного кодекса РФ объективную сторону контрабанды наркотиков можно раскрыть следующим образом:

— при ввозе препаратов на таможенную территорию РФ и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ — фактическое пересечение таможенной границы России;
— при вывозе наркотиков с таможенной территории РФ и при ввозе наркотиков с остальной части таможенной территории России на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады — подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти или ввезти товары или транспортные средства.

Незаконный характер перемещению наркотиков через таможенную границу придает один из указанных в законе способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, не декларирование, а равно недостоверное декларирование.

Под контрабандным перемещением наркотиков помимо таможенного контроля понимается их транспортировка вне определенных таможенными органами Российской Федерации мест — таможен, таможенных постов или вне установленного времени производства таможенного оформления должностными лицами российских таможенных органов.

Сокрытие от таможенного контроля наркотиков, перемещаемых через таможенную границу РФ, предполагает любой способ их утаивания, затрудняющий обнаружение, а также камуфлированные подлинности (например, использование всякого рода тайников — специальных хранилищ, придание одним товарам вида других).

Таким образом, по действующему законодательству данный способ совершения контрабанды подлежит более широкой трактовке, нежели использование узкоспециального понятия «специальное хранилище», широко использовавшегося в судебной практике прежних лет.

Обманное использование документов или средств таможенной идентификации включает в себя предъявление таможенному контролю в качестве оснований или условий для перемещения наркотиков, ядов и прекурсоров заведомо подложных (поддельных) документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения либо относящихся к другим товарам (предметам). Сюда же входит использование фальсифицированных пломб, печатей, цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, фотографий и др.

Недекларирование или недостоверное декларирование предполагает незаявленные в установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявление ложных сведений о наркотиках, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. При этом важно учитывать, что таможенная декларация согласно таможенному законодательству становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, с момента оформления принятия ее таможенным органом.

Момент окончания преступления зависит от того, производится ли ввоз или вывоз наркотиков, и от места совершения контрабандных действий.

При ввозе наркотиков на таможенную территорию РФ и при вывозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории страны контрабанда является оконченной при фактическом пересечении таможенной границы РФ.

При вывозе наркотиков с таможенной территории РФ и при их ввозе с остальной части таможенной территории РФ на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады состав оконченной контрабанды налицо после подачи таможенной декларации или иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения соответственно вывезти или ввезти предметы преступления.

Следует учитывать, что незаконные приобретение, хранение, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, прекурсоров и последующее их перемещение через таможенную границу РФ образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 188 и соответственно ст.ст. 228, 228-1, 228-2, 229, 231, 234 УК РФ. Однако современная правоприменительная практика в этой части искажена и во многих случаях подобные деяния квалифицируются лишь по одной из статей УК РФ.

В условиях российских реформ охрана монополии внешнеторговой политики приобретает особую значимость. Одно из наиболее серьезных посягательств на государственные интересы в этой сфере —контрабанда культурных ценностей, эффективность борьбы с которой зависит от хорошо скоординированных уголовно-правовых мер. Однако изменение таможенного законодательства и современный характер контрабанды усложнили применение уголовно-правовых норм, что повлекло разнобой в правоприменительной практике.

В частности, по-разному суды подходят к решению вопроса о судьбе предметов контрабанды – культурных ценностей. Одни возвращают их прежним владельцам, т. е. лицам, осужденным за контрабанду, другие — обращают в доход государства.

Образование суверенных государств на территории бывшего СССР обострили и без того сложные вопросы обеспечения сохранения культурного наследия народов Российской Федерации. Значительный рост краж культурных ценностей из музеев, церквей, частных коллекций, образование так называемых «прозрачных границ» с государствами СНГ, Балтии свидетельствуют о масштабах разграбления России. В межгосударственных отношениях новых суверенных государств возникли проблемы возвращения культурных ценностей странам их происхождения.

Следует отметить, что данные проблемы в той или иной мере характерны для многих стран. В соответствии с Хельсинским Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и итоговым документом Венской встречи представителей государств — участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе государства согласились осуществлять беспрепятственное обращение произведений искусства и других предметов культуры, предусматривая лишь ограничения, обеспечивающие сохранение культурного наследия. В настоящее время международно-правовая защита культурных ценностей осуществляется на различных уровнях: всемирном, региональном и двустороннем.

Сегодня с полной уверенностью можно говорить о том, что хищения, контрабанда произведений искусства (в условиях мирного времени) относятся к преступлениям международного характера. О том, что эти преступления давно переросли национальные границы, свидетельствует множество факторов.

Во-первых, ущерб, причиняемый культурным ценностям, наносится не только достоянию определенного народа, но и всему мировому культурному наследию.

Во-вторых, защита культурной собственности является политическим делом и может повлиять на международные отношения.

В-третьих, предупреждение и раскрытие такого рода преступлений требует согласованных действий различных государств.

Широкая распространенность краж, контрабанды произведений искусства привела к тому, что на Западе преступный бизнес на произведениях искусства занимает второе место после торговли наркотиками.

Взятые на себя международные обязательства по предупреждению и запрещению незаконного ввоза, вывоза культурных ценностей, передачи права собственности на них государства должны обеспечиваться посредством совершенствования национального законодательства.

Представляется, что соответствующие изменения должны быть внесены и в национальные законодательные акты России.

Однако, несмотря на то, что российское государство обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей, до настоящего времени отсутствуют нормы права, исчерпывающе регламентирующие правила торговли культурными ценностями, обеспечивающие в полной мере контроль и ответственность за ненадлежащее исполнение правил отчуждения культурных ценностей (купля-продажа, дарение, обмен) и вывоз их из страны.

Взятые на себя международные обязательства по предупреждению и запрещению незаконного ввоза, вывоза культурных ценностей, передачи права собственности на них государства должны обеспечиваться посредством совершенствования национального законодательства.

Представляется, что соответствующие изменения должны быть внесены и в национальные законодательные акты России.

Гражданское право. В настоящее время порядок отчуждения памятников истории и культуры не в полной мере соответствует требованиям ст. 128 ГК РФ и ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о культуре — государство обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей. К сожалению, до настоящего времени отсутствуют нормы права, регламентирующие правила торговли культурными ценностями, обеспечивающие контроль и ответственность за ненадлежащее исполнение правил отчуждения культурных ценностей (купля-продажа, дарение, обмен).

Административное право. До принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в административном законодательстве — в ст. 87 КАП РСФСР – отсутствовал перечень нарушений, посягающих на памятники истории и культуры. Бланкетная форма диспозиции ст. 87 КАП РСФСР носила несколько абстрактный характер, так как фактически не было разграничения ответственности за нарушение действующих норм.

В этой связи представляется, что законодатель должен непосредственно в Кодексе об административной ответственности определить круг деяний в области охраны и использования памятников истории и культуры, влекущих административную ответственность, дифференцирование тяжести и общественной опасности правонарушения. Такой подход будет способствовать надлежащей защите памятников истории культуры, а также максимальному достижению целей по формированию у населения и владельцев памятников правовой культуры по их использованию и сохранению.

В определенной степени этот вопрос был разрешен в новом КоАп Российской Федерации, в котором в главе 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» предусмотрена административная ответственность за отдельные правонарушения, посягающие на объекты культурного наследия, в частности, нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны (ст. 7.13); проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия (ст. 7.14); ведение археологических разведок или раскопок без разрешения (ст. 7.15); незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7. 16).

Уголовное право. В действующем Уголовном кодексе есть несколько норм, предусматривающих ответственность за посягательства на объекты культурного наследия. Это ст. 164 – хищение предметов, имеющих особую ценность; соответствующая часть ст. 188 – контрабанда культурных ценностей и ст. 190, предусматривающая ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

В целях обеспечения должной защиты памятников истории и культуры как объектов особого рода в соответствии со взятыми международными обязательствами предлагается изложить статью 164 УК РФ в следующей редакции: «Хищение, уничтожение, повреждение памятников истории и культуры независимо от формы собственности, а равно незаконное проведение археологических раскопок (полевых, подводных) с присвоением или разрушением археологических объектов, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Те же действия, совершенные повторно или группой лиц по предварительному сговору, либо причинившие значительный ущерб государству, наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Продажа, купля или обмен памятников культуры, совершенные в нарушение действующих правил, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 8 лет со штрафом до миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Те же действия, совершенные повторно или группой лиц по предварительному сговору, либо причинившие государству значительный ущерб, наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом до миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового».

Кроме того, следует внести в УК РФ самостоятельную норму, предусматривающую уголовную ответственность за контрабанду предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации, либо невозвращение их в Россию, если такое возвращение является обязательным.

В частности, национальные законы ряда государств предусматривают контрабанду объектов культуры в качестве самостоятельной нормы. Ст. 173 УК КНР предусматривает наказание за нелегальный вывоз антиквариата в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет, при отягчающих обстоятельствах — 10 и более лет, либо бессрочного лишения свободы. В Мексике за аналогичное преступление предусмотрено наказание от 2 до 12 лет тюремного заключения.

Правовые основы банковской деятельности
Мошенничество
Хищение
Арест
Наследование
Завещание

Назад | | Вверх

Контрабанда культурных ценностей

Если при пересечении границы и прохождении таможенного контроля службой таможни у вас были обнаружены и изъяты незадекларированные или неправильно задекларированные культурные ценности, незамедлительно обращайтесь к грамотному адвокату. Своевременно воспользовавшись услугами и юридической помощью опытного адвоката по таможенным спорам Кшняйкина Сергея Михайловича, вы сможете доказать неправомерность действий сотрудников таможни и вернуть изъятые культурные ценности. Также квалифицированный специалист компании CUSTOMS-Адвокат предоставит профессиональную консультацию и предпримет все необходимые правовые действия, позволяющие доказать вашу правоту или получить минимальное наказание в случае, если факт правонарушения будет доказан службой таможни.

Перевозка через таможню ценных предметов культуры с нарушением норма и правил законодательства определяется как контрабанда культурных ценностей. Как правило, все физические лица вправе ввозить или вывозить, в том числе временно, культурные ценности, которые им нужны для личного использования и являются их имуществом. При этом перемещающиеся через границу ценные предметы должны быть задекларированы в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном для грузов, перевозящихся для личного использования.

В противном случае, если физическим лицом при заполнении декларации не были указаны ценные объекты, то подобные действия определяются как контрабанда культурных ценностей, статья 226.1 УК РФ. В соответствии с данной статьей за правонарушение, совершенное физическим лицом, устанавливается уголовная или административная ответственность. В зависимости от тяжести преступления назначаются штрафы до 1 млн. руб. или равняющиеся совокупному доходу, начисленному за период до 5-ти лет, а также арест и заключение от 3-х до 7-ми лет. Если в момент задержания виновный оказал сопротивление или применил силу, то срок заключения может быть от 5-ти до 10-ти лет. За контрабанду, организованную несколькими гражданами срок лишения свободы – от 7-ми до 12-ти лет.

Как показывает судебная практика по контрабанде культурных ценностей – граждане могут не задекларировать перевозимые предметы из-за незнания всех деталей таможенного законодательства, либо не знать, какие ценные изделия запрещено вывозить из России. Доказать их невиновность помогут большой опыт, компетентность и юридическая грамотность таможенного адвоката.

О контрабанде культурных ценностей
ARTinvestment.RU 16 июля 2008

Верховный Суд РФ разъяснил спорные вопросы квалификации дел о контрабанде, в т. ч. об ответственности за незаконное перемещение через границу культурных ценностей.

В Постановлении № 6 от 27.05.08 Пленум ВС РФ, в частности, разграничил уголовные и административные правонарушения. ВС РФ напомнил, что в отличие от правонарушений в области таможенного дела, за которые предусмотрена ответственность по КоАП РФ, уголовная ответственность по ст. 188 УК РФ наступает:

  • при незаконном перемещении через таможенную границу РФ товаров или иных предметов в крупном размере (более 250 тысяч рублей). При определении размера контрабанды правоприменителям предписано исходить из регулируемых государством цен на товары либо устанавливать его исходя из фактической (рыночной) стоимости товаров на момент совершения преступления. Если таких сведений о цене товара нет, его стоимость может быть установлена на основании заключения экспертов;
  • если незаконное перемещение товаров или иных предметов совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов, средств таможенной идентификации, либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием;
  • при незаконном перемещении культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения, вне зависимости от их стоимости или количества. При этом важно, чтобы перемещение культурных ценностей происходило помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо было сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.

Под перемещением помимо таможенного контроля следует понимать любые умышленные действия по ввозу/вывозу товаров и иных предметов вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ, вне мест нахождения таможен, таможенных постов, вне времени их работы либо без разрешения таможенного органа, если международным договором России или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров без таможенного контроля.

Сокрытие от таможенного контроля — это любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение товаров либо утаить их подлинные свойства, количество. Например, когда под видом одного товара ввозится другой или при использовании тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды. Такие тайники могут как находиться в предметах багажа, одежды, так и оборудоваться на транспортных средствах. Сокрытием от таможенного контроля также является сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела.

Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации понимается:

  • предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения товаров, предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем, либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы;
  • использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации (указаны в ст. 83 Таможенного кодекса) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Недекларирование — умышленное незаявление при декларировании (например, в таможенной декларации) сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.

Недостоверное декларирование — заявление заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и пр.

Рассмотрим уголовное дело, возбужденное по ч. 2 ст. 188 УК РФ в отношении гражданина, который не указал в декларации перевозимые из России на Украину церковные предметы, медали XIX — XX веков и монеты XVIII — XX веков. По приговору районного суда этот гражданин был признан виновным в контрабанде, осужден, а культурные ценности были конфискованы и обращены в доход государства.

Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены или изменения приговора. В надзорной жалобе осужденный просил отменить судебные решения, утверждая, что его действия не являются преступными, поскольку, во-первых, ограничение вывоза культурных ценностей касается только предметов, созданных более ста лет назад, и, во-вторых, стоимость вывозимых товаров не должна превышать 10 тысяч долларов США, а по заключению экспертизы историческая ценность перевозимых им предметов не превышает 500 долларов США. Надзорная инстанция эти доводы отклонила, указав, что денежная оценка незаконно перемещаемых предметов имеет значение при наступлении ответственности по ч. 1 ст. 188 УК РФ, в то время как гражданин был «осужден по ч. 2 ст. 188 УК РФ — за контрабанду культурных ценностей, не требующих оценки, для которых законодатель предусмотрел особый порядок перемещения в связи с их количественными и качественными показателями» 1 .

Но приговор был все-таки изменен. В материалах дела не было сведений, а в приговоре не было указано, что культурные ценности, изъятые у осужденного, являются орудием преступления и были добыты преступным путем. Президиум облсуда постановил возвратить осужденному культурные ценности как не подлежащие конфискации.

Отдельно ВС рассмотрел вопросы о контрабанде культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ. Суд подчеркнул, что к таковым относятся только движимые предметы художественного, исторического и археологического достояния народов России, указанные в Законе о вывозе и ввозе культурных ценностей. Сюда же включены и культурные ценности, не подлежащие вывозу. Их перечень установлен ст. 9 указанного Закона.

При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам предписано учитывать, что основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную границу РФ является свидетельство, выданное на основании решения уполномоченного федерального органа. Вопрос о принадлежности товаров или иных предметов, незаконно перемещенных через таможенную границу, к категории культурных ценностей должен решаться с учетом заключения экспертов и в соответствии с федеральным законодательством в области охраны объектов культурного наследия и контроля за их ввозом/вывозом. Кроме того, следует принимать во внимание, что заявленные к вывозу, временному вывозу, а также возвращенные после временного вывоза культурные ценности подлежат обязательной экспертизе. Эта экспертиза должна проводиться специалистами музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иными специалистами, уполномоченными на осуществление такой деятельности в соответствии с Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей.

ВС РФ напомнил, что по смыслу ст. 5 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей допускается временный вывоз таких ценностей (перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу с обязательством их обратного ввоза в установленный срок). Неисполнение обязанности возвратить на территорию РФ культурные ценности, составляющие художественное, историческое и археологическое достояние народов России и зарубежных стран, не является контрабандой (ведь культурные ценности вывозятся на законном основании), но образует состав другого преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ.

Елена Покидова, юрист

1 Постановление президиума Курского областного суда от 07.02.07. Возврат