Родительское собрание «Дети и деньги»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (395,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Добрый день, уважаемые родители!

Начиная родительское собрание, мы хотели бы напомнить Вам правила нашей совместной работы:

1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.

2. У нас нет зрителей, работают все.

3. Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить свои секреты, не сплетничаем.

4. Доверьтесь мне как другу и поверьте мне как специалисту.

Сегодня тема нашего родительского собрания: “Дети и деньги”.

Интерес к деньгам — естественный этап развития современного ребенка, который уже в три-четыре года понимает значение денег, как мерила стоимости товаров и услуг.

В наш век рыночных отношений, деньги стали занимать главное место в жизни не только взрослых людей, но, увы, и детей. А как же иначе, если мама с папой целый день только и делают, что говорят о том, что, сколько стоит, где подорожало и как заработать.

Дети и деньги — не простой вопрос, на который нет однозначного ответа. Давать ли детям деньги и если давать — то, как и сколько? Эти вопросы во все времена вызывали всегда бурные дискуссии.

Одно из крайних мнений — ребенку деньги не нужны, другое, столь же категоричное, — деньги нужно давать по первому требованию, независимо от планов родителей.

Давайте попробуем вместе с Вами разобраться в этих вопросах.

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. А как считаете вы?

Важно. Наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Обсуждать финансовые вопросы и воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом.

Капитал каждого юного магната стоит на трех китах: деньги подаренные, карманные и заработанные.

Подарки. Большинство российских психологов считают, что дарить деньги ребенку до 14-16 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки конверт – нет! Значение конверта может быть переведено так: “У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что ты хочешь. Давай-ка ноги в руки и сам”.

Если все же кто-то из родственников подарил бумажку – порадуйтесь вместе с ребенком и просто спокойно поговорите: как он распорядится деньгами – проест на мороженое или купит что-то стоящее?

Важно. Ребенок не должен тратить подаренные деньги как попало. Договоритесь, что он выдвигает предложение, а решение принимаете вместе на семейном совете.

Карманные деньги. Даете ли вы своим детям карманные деньги? Необходимо ли это?

Вывод: Основная причина, по которой стоит давать детям деньги состоит в том, что ребенок должен научиться обращаться с деньгами.

Карманные деньги придают детям уверенности в себе. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя “почти взрослым”.

Иногда, чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов.

Нередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже малая сумма денег дает подростку ощущение независимости.

В некоторых семьях обходятся без карманных денег в виде регулярных выплат. Детям просто дают деньги, когда они об этом просят.

Важно. Карманные деньги выдаются в установленных размерах в оговоренные сроки, не подлежат отчетности (во всяком случае, явной) и не могут быть ни изъяты в наказание, ни восполнены в случае утери или нерационального расходования.

Не каждому родителю понравится идея платить ребенку за то, чтобы он хорошо учился или помогал по дому. Как вы относитесь к данному вопросу?

На самом деле материальные вознаграждения могут быть так же полезны для детей, как и для взрослых. Самое главное – поощрять своих детей правильно.

Кроме того, у денежных поощрений есть и еще один скрытый плюс: под вашим чутким руководством ребенок учится распоряжаться заработанными средствами. Если вы решили вознаградить своего ребенка материально, запомните несколько важных правил.

Заранее и четко обговорите, сколько денег и за что вы готовы дать ребенку, чтобы он не чувствовал себя обманутым. Не торгуйтесь и не хитрите. Платите только тогда, когда работа будет выполнена, и выполнена хорошо.

Денежное поощрение обязательно должно сопровождаться похвалой родителей.

Не платите ребенку за то, чтобы он чего-то не делал.

Если вы даете ребенку деньги, не диктуйте, на что их тратить, но ненавязчиво советуйте, как разумно ими распорядиться. И не расстраивайтесь, если ребенок не всегда к вам прислушивается. В конце концов, он честно заработал свое денежное вознаграждение.

А скажите, пожалуйста, стоит ли лишать детей карманных денег за проступки?

На первый взгляд, было бы естественно прекращать выдачу карманных денег, если ребенок плохо себя ведет и должен быть наказан. Можно ограничить выдаваемые карманные средства, но полностью лишать виновника денег, возможно, не лучшее решение. Во-первых, есть вероятность того, что ребенок просто разозлится на вас. Во-вторых, он может начать брать деньги в долг у одноклассников, или, упаси Бог, попробует стащить деньги из вашего кошелька.

С 14 лет можно официально устроиться на работу. Например, летом, во время каникул на вакансии курьера или расклейщика объявлений. Спокойно обсудите этот вопрос, распознавайте и отсеивайте сомнительные предложения и аккуратно “подсуньте” стоящие. Но! Окончательную точку в выборе должен поставить сам ребенок.

Важно. Заработанные деньги ребенок имеет право потратить на себя. Но если он захочет купить всей семье торт-мороженое – это добрый знак. Можно заранее рассказать истории о первой зарплате отца, бабушки, старшей сестры.

Итак, уважаемые родители, деньги для детей — хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью. Карманные деньги — лучший тренажер финансовой самостоятельности для наших детей. Но не стоит переоценивать влияние финансового благополучия на общую удовлетворенность жизнью ребенка. Согласно опросам, на счастье подростков не влияют ни размер карманных денег, ни родительская зарплата.

Что же нужно Вашим детям для счастья? Банально и просто – любящая семья с родителями, братьями и сестрами. А вот говорить детям: “Зачем давать тебе больше денег, если ты от этого не станешь счастливее?” не следует. Они не только не поверят, но и обидятся, пожалуй.

Мы желаем успехов Вам и Вашим детям!

Родительское собрание: дети и деньги

ВВЕДЕНИЕ В КУРС

На заре человеческой жизни деньги вообще не фигурируют. Как и в начале человеческой ис­тории. Ребенку понравилась чья-то пожарная машина? Есть три сравнительно честных способа отъема:

а) схватить ее и убежать подальше от песочницы (захват чужого имущества);

б) отбить в драке (война);

в) отдать за нее свой надоевший танк (мирный обмен «товар – товар»).

Обменный процесс. Обмен – прообраз денежных отношений, а склон­ность к нему свидетельствует о вы­сокой ступени развития. Книжки, кассеты, игрушки, диски — каж­дый предмет имеет в глазах ребен­ка определенную ценность, во многом нелогичную, эмоциональ­ную. Например, дорогую немец­кую куколку девочка запросто меняет на огромную «китайчатину» в почти обувной коробке.

Обмен типа «товар-деньги-то-вар» входит в детское сознание в разное время. В основном это про­граммирует семья. Есть мнение, что дети и деньги – вещи несовместимые, главное – развивающий сад, музыкальная студия. Но, думая о высоком, не забывайте, что только вы можете привить ребенку пра­вильное и спокойное отношение к деньгам. Если эту прививку сдела­ет с опозданием кто-то чужой с другими жизненными ценностями, возможны осложнения.

Первые встречи. Впускать деньги в жизнь ребенка можно примерно в 2,5-3 года, одновременно с други­ми мелкими предметами. Для него это будет просто знакомство.

Играя с малышом в магазин, ис­пользуйте своё родительское воображение: возьмите не пуговицы, а монет­ки. Помойте их вместе, почи­стите зубным порошком – заодно покажете, что деньги грязные.

Для ребенка 5-6 лет можно отксерить бумаж­ные купюры разных стран – будет, кстати, повод поговорить об истории и географии. Дошкольники спо­собны помочь вам рас­считаться в магазине, сложить сдачу в коше­лек: «Мы вначале давай бумажные деньги пересчи­таем и уложим в кармашек, они самые важные, а потом уж монетки».

Серьезные отношения. Посте­пенно каждый ребенок начинает понимать, что деньги можно превра­щать в любые вещи – иг­рушки, мороженое, билет в цирк. Уже в 4-5 лет дети способны выделять среди собрания желаний разумные – конечно же, включая некоторую до­лю баловства и удо­вольствий.

Отыгрывайте эти понятия в сценках с избалованной куклой или жадным медвежонком, кото­рые требуют, например, 10 моро­женых «Лакомка». Но с каждым годом ваши игры должны быть все ближе к реальной жизни.

Растут дети – растут их жела­ния и потребности. Что вовсе не одно и то же. Джинсы – это по­требность (надо). Дизайнерские джинсы – это желание (хочу). Осталось найти возможность (мо­гу). Для совершения покупки не­обходимо и достаточно, чтобы «надо», «хочу» и «могу» сошлись в одной точке. Но.

«Родители – олдовые ваще — жалуется психологу 14-летний Павел Н. — Они находят это ваше «могу» только на самое необходи­мое «надо», чтоб голым не ходить!» Заметим, что Паша вовсе не «оторва» — приятный, развитой подросток. В джинсах от Армани.

Задача родителей, а иногда и психолога, — открыть подрастаю­щему ребеночку-жеребеночку его собственные возможности. Где же лежат эти волшебные ресурсы, чтобы хватило на «хочу»? Капитал каждого юного магната стоит на трех китах: деньги карманные, подаренные и заработанные.

ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

Карманные расходы. Чаще всего не­большие повседневные суммы ста­новятся действительно необходи­мы детям с 6-7 лет. Статьи расхо­дов в основном продовольствен­ные — сок или булочка на перемен­ке. Но ведь можно обойтись и без булочки! 15 рублей в день – это 30 рублей за два дня. А сколько к субботе сэкономишь. Не ругайте ребенка, если он экономит. Зато научится целесообразно расходо­вать средства, расставлять прио­ритеты, быть бережливым.

Педагоги считают, что в течение 3-4 месяцев ребенок привыкает считать сдачу, правильно хранить деньги, помнить, сколько их оста­лось. Вот что категорически не удается младшим детям – это пла­нирование. Они не представляют себе, что такое «через три недели». Если выплатить карманные на ме­сяц вперед, от них ничего не оста­нется уже через 5-6 дней. Поэтому в первые годы давайте деньги не реже 1 раза в неделю.

Карманные поступления уве­личиваются с возрастом наших де­тей. Сколько платить? Универсального рецепта нет. Пока вы остае­тесь для ребенка близким челове­ком, вам нетрудно представить его реальные нужды. У него появилась девушка? Друзья зачастили в тре­нажерный зал? Придется учесть и эти расходы, а также расходы на «железки», кино, кафе.

Важно. Карманные деньги выдаются в уста­новленных размерах в оговоренные сро­ки, не подлежат отчетности (во всяком случае, явной) и не могут быть ни изъяты в наказание, ни восполнены в случае уте­ри или нерационального расходования.

Подарки. Большинство российских психологов считают, что дарить деньги ребенку до 14-16 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки кон­верт – нет! Значение конверта пе­реводится так: «У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что тебе интересно, чем за­няты твои мысли. Давай-ка ноги в руки и сам».

Если все же кто-то из родствен­ников подарил бумажку – пора­дуйтесь вместе с ребенком! Но предметно: «Помнишь, ты мечтал о гараже для машинок? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени». С подростком эти номера не пройдут, да и не нужны. Про­сто поговорите: как он распоря­дится деньгами – проест на моро­женое или купит что-то стоящее?

Важно. Ребенок не должен тратить пода­ренные деньги как попало. Договоритесь, что он выдвигает предложение, а решение принимаете вместе на семейном совете.

Труд несовершеннолетних. Вряд ли сто­ит всерьез обсуждать проблему: платить ли деньги за учебу, убор­ку или выгул собаки? Не обедняй­те высокую мотивацию этих по­вседневных обязанностей — стрем­ление к саморазвитию и успеху, желание помочь родителям, лю­бовь к животным. Другое дело -премии, бонусы, оплачиваемые « сверхурочные ». Оттереть 6 плиток на кухне, собрать 2 литра малины на даче -это для человека 6-7 лет настоящий трудовой подвиг, за который можно вознаградить. Отличный вариант – общесе­мейный труд, который позволит вместе немного заработать или сэкономить. Так, например, семья 12-летнего Миши К. дважды в год моет окна у папы в офисе. Поло­вина заработанных денег тради­ционно проедается в «Баскин Роббинсе», а остаток делится по­ровну на всех. И хотя маме легче дать Мише эти деньги просто так (семья не бедная), она почему-то уже три года устраивает этот «суб­ботник», иногда прихватывая и Мишиных друзей.

Официально устроиться на работу можно начиная с 14 лет. Например, на вакансии курьера, промоутера, озеленителя и рас­клейщика объявлений подросткам проще устроиться летом, во время каникул. Первые две «профессии» по­требуют или помогут развить у подростка навыки общения, уме­ние ориентироваться по карте, рассчитывать время. Максималь­ная оплата в Москве — 6,5-8 тыс. рублей в месяц. Если ваш возмужавший ребе­нок решил искать работу – не бе­гите впереди паровоза! Вам легче распознать и отсеять сомнитель­ные предложения и аккуратно «подсунуть» стоящие. Но! Окон­чательную точку в выборе должен поставить сам соискатель.

Важно. Заработанные деньги ребенок име­ет право потратить на себя. Но если он захочет купить всей семье торт-мороже­ное – это добрый знак. Можно заранее рас­сказать истории о первой зарплате отца, бабушки, старшей сестры.

К концу нашего импровизированного родительского собрания дети и деньги становятся не такими уж и несовместимыми понятиями. Но хотелось бы ещё обратить внимание на тот факт, что, несмотря на все усилия взрослых, иногда дети всё же становятся на путь воровства. Дети ворую деньги. Почему?

5 ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ДЕТСКОГО ВОРОВСТВА

1. Недостаточное внимание со стороны родителей . Недолюбленные дети пытаются обратить на себя внимание хотя бы таким способом – смотрите, я вор! Кстати, при этом объектом воровства может стать что угодно. И кража мелочи из маминой сумки здесь – самый «безобидный» вариант.

2. Потребность в самоутверждении . Один классно гоняет мяч, второй на матема­тике все время руку вверх тянет. А если ни то, ни другое – как выделиться? Вот бы купить крутую «фишку», так чтобы все сгрудились посмотреть! Особенно касается подростков.

3. Желание быть не хуже других . Оно направлено вначале на игрушки, а затем – на одежду, «прибамбасы» и карманные деньги.

4. Соблазн безнаказанности . Когда деньгам «счета нет», когда мама и папа беспорядочно распихивают бумажки по карманам и ящичкам комода, ребенку бывает трудно удержаться.

5. Вымогательство со стороны старших ребят – такое происходит чаще всего в школе или во дворе.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Наталья ПАНФИЛОВА, семейный психолог

Всегда найдутся люди, которые богаче вас. Как помочь детям правильно это принять? Они начинают оценивать и сопоставлять покупательские воз­можности разных семей уже с 6-8 лет. Сравнивают вначале игрушки, а потом одежду, квартиру, машину. И начина­ются вопросы:

— Мам, а почему у нас на даче нет тако­го бассейна? Почему Катю шофер во­зит? Купишь велосипед, как у Павлика? Бубнить в ответ сердито: «У нас нет таких денег, отстань», — не выход. Вы загоните проблему вглубь, пробуди­те в ребенке зависть и алчность, уроните самооценку. Как быть?

Правило №1. Не теряйте эмоциональ­ный контакт – общайтесь! Со старшими детьми можно разговаривать о буду­щем: «От твоей зависти ничего не из­менится. Хочешь такую машину – да­вай подумаем, что и когда нужно будет для этого сделать. Мы обязательно поможем». Малышей, наоборот, переключайте, причем на сиюминутное: «Подумаешь, велосипед! Мы вот завтра поедем с папой в зоопарк». Но не надо строить дальних планов, для маленько­го ребенка через год – значит никогда.

Правило №2. Не думайте, будто дети гордятся только вещами. Знали бы вы, как они хвастаются нашими подвигами! Мамины пирожки, папин волейбол на пляже, старший брат на машине покатал. Постоянно под­питывайте детское восхищение личны­ми и семейными достижениями.

Правило №3. Количество денег, кото­рые водятся у ребенка, должно зави­сеть от трех факторов: а) возможности семьи, б) потребности ребенка, в) мате­риального уровня его однокашников. Эти факторы равноправны!

Правило №4. Уровень окружения, среду выбирайте заранее. Стоит ли «пыжить­ся», зарабатывая деньги на элитную школу, если ваш ребенок будет там стыдиться своих китайских машинок или дешевых кроссовок? Выберите школу, секцию, студию, куда не надо приезжать на собственном жеребце и в бриллиантовых запонках.

Родительское собрание по теме «Карманные деньги»

Форма проведения: беседа.

Цель классного часа: обсудить проблему формирования экономического сознания и поведения школьников.

Задачи классного часа:

  • Определить значение карманных денег для подростка.
  • Обобщить опыт семейного воспитания в семье.
  • Целевая аудитория: родители учащихся.

    Предварительная подготовка: анкетирование учащихся класса, сбор информации.

    Ход классного часа

    I. Вступительное слово классного руководителя.

    В нашей стране отношение многих родителей к карманным деньгам и самостоятельным заработкам ребёнка до сих пор остаётся двойственным. С одной стороны, многие боятся, что деньги “испортят” ребёнка, с другой, дети должны учиться “общаться” с деньгами, знать им счёт. Я предлагаю вам на сегодняшней нашей встречи обсудить тему “Карманные деньги” и ответить на вопрос: давать или нет детям деньги на карманные расходы?

    Вы спросите, зачем вообще детям деньги, если родители и так покупают им все необходимое: еду, одежду, игрушки, телефон, Интернет? Но карманные деньги – это личные средства ребенка, которые он вправе тратить по своему усмотрению. Специалисты считают, что детям они совершенно необходимы, в первую очередь для того, чтобы те научились самостоятельно обращаться с финансами. Вы же не будете всю жизнь ходить с чадом по магазинам? К тому же они научат ребенка бережливости: имея на руках ограниченную сумму, он будет думать, что купить в первую очередь, а что – во вторую.

    II. Тест для родителей “Ребёнок и деньги”. Приложение 1.

    Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой? Для ответа на этот вопрос поможет наш маленький тест.

    III. Результаты анкетирования учащихся класса по теме собрания.

    А теперь давайте рассмотрим и обсудим результаты анкетирования ваших детей. Ребятам было предложено ответить на три вопроса:

    1. Нужны ли вам карманные деньги?
    2. Дают ли родители вам карманные деньги?
    3. На что вы тратите полученные от родителей деньги?

    IV. Когда и сколько давать.

    Итак, вопрос, давать деньги или не давать, даже не стоит – конечно же, давать! Другое дело – когда и сколько. Что вы думаете по этому поводу? (ответы родителей)

    Насчет “когда” психологи единодушны – с того момента, когда ребенок пойдет в школу, то есть с 6-7 лет. А вот сумма “субсидии” зависит от ваших финансовых возможностей и от возраста ребенка. А какую сумму вы выделяете своему ребенку на карманные расходы? (ответы родителей)

    По результатам опроса, средняя сумма, которую выдают старшеклассникам родители на карманные расходы, – 800 руб. в месяц, не считая оплаты мобильного телефона и Интернет. Но нельзя давать слишком много, иначе ребенок не поймет ценности денег и не научится ими грамотно распоряжаться.

    V. Контроль отменяется.

    Стоит ли контролировать, на что ребенок тратит свои карманные деньги?

    Конечно же, контролировать сколько и на что потратил деньги ребенок не стоит. Иначе он может решить, что вы ему не доверяете. Тем более не стоит возмущаться, если он спустит деньги на всякую ерунду.

    VI. 5 “карманных запретов”.

    Памятка для родителей:

    1. Нельзя давать деньги в качестве вознаграждения за вымытую посуду, хорошее поведение или пятерку в дневнике. (Карманные деньги – один из приемов воспитания самостоятельности, а не награда. Точно так же нельзя лишать ребенка финансов, если он получил двойку или не вынес мусор, – это уже похоже на манипуляцию).
    2. Нельзя ругать ребенка, если он потратил сразу всю сумму и просит добавки. (Отнеситесь к этому с пониманием: ребенок только учится управлять финансами. Если такие случаи повторяются, выдавайте ребенку деньги мелкими порциями, но почаще. А вот компенсировать истраченное не советуем. Пусть терпеливо ждет очередной “зарплаты”).
    3. Нельзя спонсировать ребенка в зависимости от своего настроения или самочувствия. (Этим вы навязываете ребенку роль просителя, что унизительно. Желание ребенка пополнить свой бюджет законно. Раз уж вы решили выдавать ему определенную сумму, держите слово. Исключение – ситуация, когда лишних денег объективно нет).
    4. Нельзя давать ребенку деньги на личные нужды, попутно указывая: “Ты можешь, конечно, купить жвачку или шоколадку. Но из этой суммы нужно выкроить себе на поездку”. (Возможность распоряжаться карманными деньгами подразумевает право выбора, а в данном случае вы этого лишаете).
    5. Нельзя увеличивать сумму “дотаций”, если ребенок закончил четверть без троек или победил на соревнованиях. (При этом опять же происходит привязка карманных денег к успехам ребенка, а эти понятия не должны смешиваться. Хотите сделать ему приятное – купите подарок).

    Итак, уважаемые родители, деньги для детей – хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью. Карманные деньги – лучший тренажер финансовой самостоятельности для наших детей. Давайте подведем итог, когда же можно давать ребенку деньги, а когда нельзя.

    Давать деньги можно, если…

    … он понимает, что они нелегко достались отцу и матери, бабушкам и дедушкам. В семьях, где их старшие члены рассказывают младшим о своей работе, о проблемах труда, те могут проявить должное понимание уже в 1-м классе.

    … он знает, зачем ему нужны деньги, и может довольно внятно ответить, на что их израсходует. Будет ли он ежедневно покупать себе жвачку, лакомство или откладывать рубли в копилку, главное – чтобы траты были продуманными и целесообразными.

    … он умеет приобретать нужное в торговых точках. Проверьте это практически: пусть делает небольшие покупки для дома, рассчитывая полученную сумму так, чтобы её хватило на то, что нужно купить.

    Ребёнок не дорос до карманных денег, если…

    …он слабо представляет, где и как трудятся родители, что такое зарплата и откуда она берется. Причём такая наивность присуща, бывает, не только деткам обеспеченных родителей, но и ребятишкам тех мам и пап, которые имеют крайне низкие и тяжко достающиеся доходы, но стараются скрывать это от окружающих.

    …он не умеет отказываться от мелких желаний ради “высокой цели”. Ему не по душе ограничивать себя в своих прихотях, он отказывается копить деньги на какую-то крупную покупку.

    …он не управляем. Если он скверно ведёт себя, не держит данного им слова, любит приврать, выделяемые деньги сослужат ему плохую службу.

    Я благодарю вас за эти минуты общения и с нетерпением жду дальнейшей встречи. Спасибо!

    Родительское собрание на тему «Дети и деньги»

    Родительское собрание – основная форма взаимодействия родителей и педагогов школы. Именно на родительских собраниях обсуждаются вопросы, которые больше всего интересуют родителей. Очень часто в жизни детей младшего школьного возраста возникают вопросы отношения к деньгам. Поэтому я решила провести собрание на тему «Дети и деньги».

    Цель собрания : ознакомление родителей с причинами проблем в отно­шении к деньгам у детей, методами их решения.

    Задачи собрания :

    • ознакомить родителей с этапами познания ребенком роли денег в обществе;
    • организовать обмен мнениями, опытом в ре­шении проблем;
    • показать родителям, что такие проблемы возникают в жизни каждого ребенка, предложить приемы решения проблем.

    Участники: родители, классный руководитель.

    Ход собрания

    1. Подготовительный этап.

    2. Организационный этап.

    3. Этап педагогического всеобуча.

    4. Подведение итогов родительского собрания.

    Проблема воспитания в ребенке правильного отношения к деньгам стала акту­альной в последние годы. Деньги в настоящее время – условие выживания и благосостояния. Они определяют положение человека в обществе, позволяя ему удовлетворить самые разные потребности в образовании, надлежащей медицинской помощи, в путешествиях, удобном жилище, красивых вещах. Обладание деньгами дает людям независимость, чувство защищенности, уверенность в будущем.

    Самое важное в вопросе «Дети и деньги» понять, что если ребенок интересуется деньгами, то это, скорее, свидетельствует о его взрослении. Еще одна область взрослой жизни попала в сферу его интересов. И именно окружающие ребенка взрослые могут сделать так, чтобы деньги не стали его единственным интересом.

    Автор: Кальсина Екатерина Фёдоровна, учитель начальных классов 1 категории МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа № 2», посёлок Куженер, Республика Марий Эл. Стаж: 25 лет.

    • Кальсина Екатерина Фёдоровна
    • 23 декабря 2012
    • 6819
    • 3

    Получайте бонусные рубли за вашу активность!

    Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

    Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

    Похожие публикации

    Комментарии ( 3 )

    Авторизуйтесь на сайте , чтобы вы могли оставить свой комментарий.

    Жаркова Виктория Владимировна 29.12.2012 в 13:42

    Здравствуйте, Екатерина Федоровна. Тема собрания актуальна. Я поняла что на собрании работали только Вы? Можно было бы родителей подключить, разделить на группы, дать им разные педагогические задачи, взять интервью у обучающихся перед собранием. Успехов в наступающем году!

    Ирина Владимировна 07.01.2013 в 17:57

    Уважаемая Екатерина Федоровна!Тема,которую вы взяли для родительского всеобуча интересная и нужная. Соглашусь с мнением «Жарковой»,что можно было использовать разные формы активизации родителей. Желаю Вам творческих успехов в Новом году!

    Светлана Евгеньевна Первенецкая 15.01.2013 в 07:35

    Уважаемая Екатерина Федоровна! Интересная, вроде бы тема, не «цепляет». Почему? Соглашусь с предыдущими отзывами — ваше собрание похоже на выступление перед аудиторией, лишь вначале вы пытаетесь задействовать родителей, а после — ваш монолог. Такая форма родительского собрания вряд ли добавит энтузиазма вашим родителям.
    Кроме того, презентация сделана небрежно — в самом начале, на втором слайде, часть текста закрыта картинкой, а другая — «уползла» за нижнюю границу. Кроме того, не понимаю, зачем дублировать в презентации то, что вы говорите? Презентация должна иллюстрировать текст, а не дублировать его!

    Материал (2 класс) на тему:
    Родительское собрание на тему «Дети и деньги»

    Подобранный материал попожет осветить актуальный в наше время вопрос «Можно ли давать ребёнку деньги и если да, то сколько?»

    Предварительный просмотр:

    Сценарий родительского собрания на тему: «Можно ли ребёнку давать деньги ?»

    1. Обсудить с родителями самый больной для них вопрос: «Можно ли давать ребенку деньги на карманные расходы и если да, то скол ь ко?»
    2. Развивать у родителей интерес к совместному общению и о б суждению проблем воспитания детей.

    Участники: классный руководитель, родители второкла с сников, школьный психолог.

    Вступительное слово учителя

    Классный руководитель здоровается с родителями и объявляет тему и цели собрания.

    1. Как формируется отношение детей к деньгам?
    1. Что влияет на это отношение? (Обмен мнениями.) Огромную роль в этом процессе играют родители. И позиция родителей в этом вопросе должна быть хорошо продуманной. Если проблема материального обеспечения становится главной темой с е мейных разговоров, заслоняя собой всё другие стороны жизни семьи, то у ребенка, вероятнее всего, сформируются твердые убеждения в том, что деньги и есть главный смысл жизни. Другая сторона пр о блемы — вообще не уделять внимания экономическому воспитанию в семье: мол, вырастет ребенок и поймет, что такое деньги.

    Дети, которых с детства приучают пользоваться деньгами, по с вящают в финансовые дела своей семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами.

    Психологи считают, что при любом достатке родителей ребенку с 5-6 лет хорошо бы получить представление о том, как можно ра с поряжаться деньгами. Начать можно с покупок.

    Отношение родителей к карманным деньгам и заработкам детей (родители дарят деньги детям за хорошую учебу, как подарок и т. п.) остаётся до сих пор двойственным.

    Анализ ситуаций из сегодняшней жизни

    Классный руководитель предлагает обсудить проблему «Дети и деньги» в форме дискуссии. Родители делятся на две группы.

    1группа — сторонники приобретения детьми личного опыта о б ращения с деньгами;

    1. группа — противники приобретения детьми личного опыта о б ращения с деньгами.

    1. В ходе дискуссии можно обсудить вопросы:

    -Надо ли посвящать ребенка в финансовые проблемы семьи? » Должны ли дети принимать участие в обсуждении семейного бюджета?

    — Оценивать учебный и домашний труд детей — это п р авильно
    или нет?

    — Можно ли давать ребенку деньги на карманные расходы,

    если да, то сколько?

    Далее родителям предлагаются для анализа реальные проблемы. Необходимо предложить решение проблем.

    В группах родителей идет обсуждение. Представитель группы готовит итоговые выступления. Школьный психолог делает заключение.

    Проблема 1. Нет денег — нет игрушек.

    Решение. Дети очень быстро осознают, что деньги — уникальный эквивалент удовольствий. Нет денег — нет игрушек, конфет, мороженого и т. д. Есть деньги — тут же появляется все, что душе угодно. Так что запомните: ребенок должен участвовать в вашей жизни, понимать, что деньги не с небес падают, а достаются тяжелым трудом.

    Проблема 2. Когда начинать давать детям деньги?

    Решение. У семилетнего ребенка «полевое» восприятие (то есть «хочу все, что вижу») меняется на волевое («это хочу, а то хочу больше»). Деньги в данном случае могут помочь воспитанию маленького человека. И как раз начиная с 7-9-летнего возраста ребенку необходимы собственные деньги..

    Проблема 3. Сколько денег давать детям?

    Решение. Сумма, естественно, зависит от возможностей семьи. Но желательно, чтобы она была немного меньше, чем хотелось бы ребенку, и в то же время достаточной для покупки необходимых мелочей.

    Проблеме 4. На какой срок давать деньги детям?

    Решение. Главное сразу обговорить, что сумма выдается на определенное время: для младшего школьника — на неделю, для подростка — на месяц. И обязательно предупредите ребенка, что, ecли истратит сразу, дополнительного финансирования не будет.

    Проблема 5. На что тратить карманные деньги?

    Решение . Как потратить свои кровные, должны решать не вы , а ребенок. Можно лишь порекомендовать, на что лучше потратить деньги. Не стоит ругать его, если накопленную сумму, с вашей точки зрения, истратил на ерунду. Для него это предмет, доставляющий ра дость. Так что не омрачайте ее!

    Проблема 6. Можно ли купить уважение к родителям? оценивать деньгами труд детей?

    Решение. Уважение не покупается! Не нужно давать деньги в знак примирения сразу после ссоры или наказания- отношения в семье не предмет купли-продажи. Не следует платить ребенку за то, что он и так должен выполнять: убирать комнату, делать уроки. Поощрять успех ребенка деньгами чревато многими нелриятностями. Хотя, как лучше поступить в каждом конкретном случае, родители решают сами.

    Проблема 7. Не посягайте на святое!

    Решение. Не пользуйтесь детскими сбережениями, даже если (копилке вашего ребенка собрана приличная сумма, а вам срочно понадобились деньги.

    П. Выступление школьного психолога

    Школьный психолог дает оценку деятельности каждой родител ь ной группы, аргументирует высказывания родителей.

    В своем дальнейшем выступлении школьный психолог пользуется статьей «Деньги» из книга Аллана Фромма «Азбука для родителей».

    Одно несомненно: не надо быть вундеркиндом, чтобы уловить связь, какая существует между деньгами и удовлетворением наших желаний. Дети делают это открытие прежде, чем дорастают до школьного возраста, раньше даже, чем начинают считать до десяти. И не приходится этому удивляться: все мы нередко говорим о деньгах в их присутствии, причем гораздо чаще, чем нам это кажется. Кроме того, дети замечают, что вещи, приобретаемые в магазинах, мы оплачиваем, а не просто берем и уносим домой. Мы отдаем продавцу деньги взамен покупок. Таким образом, неизменное «Хочу!», которое мы слышим от 2-3-летних детей, превращается в «Купи!» у 5-летних. Конечно родители не знают, как при таких просьбах поступить. С одной стороны, они не хотят лишать ребенка чего-то нужного, а с другой –не хотят и баловать. Они стараются проявить родительскую любовь, заботу, но желают, чтобы у детей при этом развивалось чувство ответственности.

    К вполне естественным трудностям этой проблемы добавляется неверное отношение некоторых родителей к деньгам. Считая, что деньги нужно сначала заработать, прежде чем тратить», что «сэкономленный доллар — это заработанный доллар», в минуты особого великодушия они заявляют, что жизнь слишком коротка, чтобы лишать себя или близких каких-то небольших радостей. Последовательностью такое экономическое поведение не отличается. И поэтому родителям трудно не только предложить ребенку некое решение проблемы, но и самим придерживаться какой-то определенной линии поведения.

    Мы теряемся в целом море вопросов: «Как поставить пределы требованиям нашего ребенка?», «Как вести себя, когда он что-нибудь просит купить?», «Стоит ли давать ему деньги, нечто вроде стипендии», «С какого возраста снабжать ребенка деньгами?», «Как воспитать в нем бережливость?» и так далее. Конечно,

    здравый смысл подсказывает нам разумные ответы, и все же ещё не было случая, чтобы занимаемая в этом вопросе позиция принесла ощутимые результаты и ребенок научился бы обращаться с деньг , разумно и ответственно.

    Одно дело — написать целый ряд указаний, таких убедительных на бумаге, и совсем другое — осуществлять их на практике. Я знаю немало людей, которые, став взрослыми, придерживаются совсем: тех взглядов, что пытались им привить родители в детстве. Ричард , например, имел все, что только может пожелать ребенок, у него всегда было много денег, и он легко тратил их на игрушки, про которые тут же забывал. Несмотря на это, он сделался человеком солидным, честным и ответственным как сберегательная касса. Напротив, Роберт Р., которого баловали меньше, уже взрослым сохранил детское легкомыслие и при этом был жадным, эгоистичным, вечно нуждался в деньга Я также видел детей, воспитанных в соответствии с самыми разумными правилами экономии. Одни из них выросли серьезными и солидными людьми, другие, напротив, не умели распоряжаться собственными финансами. Иными словами, дети могут расти в одних условиях, но со временем будут сильно отличаться друг от друга в своем отношении к деньгам. Один может прочно стоять на ногах, даже при совсем незначительных средствах, потому что умеет распоряжаться ими ; другой вечно будет находиться на краю банкротства, хотя зарабатывает в десять раз больше.

    Причина этого кроется в том, что искусство пользования деньгам отражает наше умение контролировать свои желания. Чем меньше мы разбираемся в себе и чем больше напоминаем свои хотения, тем меньше мы можем управлять ими, а значит, и своими деньгами, которые необходимы для их удовлетворения.

    Сама по себе экономия или трата денег не имеет никакого значения, если остаются неудовлетворенными самые необходимые потребности. Жадный человек лишает себя удовольствия сегодня,транжира — завтра. Деньги лишь способ для удовлетворения желаний а раз так, нужно, чтобы тот, кто их тратит, имел голову на плечах. Во и все!

    Наш сын, например, в какой-то момент может безумно захотеть; чтобы мы купили ему игрушечный подъемный кран. И мы понимаем; что ему хочется поиграть с ним. Но вот кран куплен и почти тотчас перестает интересовать ребенка. В чем дело? Мы часто не замечаем того, что привлекательность игрушки сама по себе никогда не бывает подлинной и главной причиной желания ребенка иметь ее. Привл е кательная игрушка оборачивается для него символом нашей любви и его способности уговорить нас. Таким образом ребенок ставит нас, взрослых, в положение, когда наша доброта и наша любовь должны быть куплены. Хотя в другой ситуации эти же самые добродетели м о гут быть выражены без всякого употребления денег. Иными словами, мы сами учим ребенка использовать деньги для удовлетворения тех желаний, какие по существу не имеют ничего общего с приобрета е мыми вещами.

    Взрослый человек, например, доволен своим автомобилем, но он уже утратил свой первоначальный привлекательный вид, а тут поя в ляется новая модель, более современная, с более мощным мотором. Человек заинтересовывается, даже если и не до конца понимает ее технические преимущества. Женщины покупают шляпки, не всегда лишь для того, чтобы доставить удовольствие, порадоваться и прио б рести уверенность в себе. Бывают люди, которые делают покупки не по карману или в кредит. Само по себе это еще не предосудительно, но очень часто за подобными поступками кроется нечто совсем иное. Эти люди опасаются, что их будут осуждать окружающие, они страдают комплексом вины из-за того, что у них слишком много желаний.

    Заболевший человек тратит, как правило, больше денег — жизнь обходится ему дороже, чем обычно. Точно так же дороже обходится она и тому, кто не умеет разобраться в себе, и дешевле тому, кто осо з нает себя. Экономическая ответственность означает не обожествление денег, а психологическую зрелость личности. Вот почему надо научить детей правильно использовать деньги. И относиться к этой проблеме следует серьезно, как и к множеству других вопросов, связанных с развитием ребенка. Можно по-разному отвечать на бесчисленные вопросы по поводу денег, но самое важное — сконцентрировать наши усилия на развитии психологической зрелости ребенка. Дадим ему поэтому время самому оценить свои бесчисленные желания и во з можность удовлетворения самых здоровых и необходимых из них. Если попадем в яблочко, как с точки зрения психологической; так и материальной, жизнь будет обходиться дешевле. А взрослый, уравн о вешенный человек способен во многом отказать себе, умеет отложить свои желания на какой-то срок, пойти на компромиссы и чувствовать себя при этом абсолютно довольным жизнью.

    Родителям предлагается определить результаты собрания.

    2Актуалнность проблемы, обсуждаемой на собрании.

    1Использование рекомендации психолога в своих взаимоотн о шениях с детьми.

    2Работать над проблемой «Доверьте детям деньги!»