Контролируемые сделки: выбор метода трансфертного ценообразования

Контролируемые сделки – это сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним (ст. 105.14 НК РФ). Налоговые органы вправе проверить примененные в контролируемых сделках цены на соответствие рыночным (ст. 105.17 НК РФ), и если стороны установили не рыночные цены, доначислить налоги. Рассмотрим, как, используя предоставляемые законодательством возможности, налогоплательщик может уменьшить риски, связанные с применением правил трансфертного ценообразования.

Для налогоплательщиков применение правил трансфертного ценообразования, предусмотренных разделом V.1 Налогового кодекса (далее – Кодекс), достаточно обременительно. Ведь компании, которые совершают сделки между взаимозависимыми лицами, обязаны представлять уведомление о контролируемых сделках, а также готовить документацию для целей налогового контроля. А это требует от указанных компаний немалых трудозатрат и финансовых средств. Неудивительно, что часть из них пытается избежать применения контролируемых сделок, например, через «уход» от взаимозависимости лиц.

Для этого группа компаний – реально связанных между собой налогоплательщиков создает видимость отсутствия взаимозависимости (понятие взаимозависимых лиц и критерии взаимозависимости определены в ст. 105.1 Кодекса). Например, избегая участия владельцев бизнеса и руководителей в управлении и владении другими компаниями группы, они пытаются формально уйти от взаимозависимости и, соответственно, от применения правил о контролируемых сделках.

Однако подобные действия несут в себе существенные риски.

Какие сделки контролируемые?

Дело в том, что пункт 1 статьи 105.1 Кодекса формулирует понятия взаимозависимых лиц весьма широко. При этом пункт 2 той же статьи, содержащий перечень ситуаций, когда лица являются однозначно взаимозависимыми, не является закрытым. Поэтому суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям (не предусмотренным п. 2 ст. 105.1 Кодекса), если отношения между этими лицами обладают общими признаками взаимозависимости, которые указаны в пункте 1 статьи 105.1 Кодекса (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

В настоящее время налоговые инспекции имеют хорошие возможности для выявления реальной взаимозависимости лиц при отсутствии формальных признаков такой связи. Примером этому являются судебные решения, вынесенные в пользу проверяющих (пост. АС СЗО от 17.06.2015 № Ф07-3426/15 по делу А56-55281/2014, АС МО от 31.10.2014 № Ф05-12000/14 по делу № А40-28598/2013).

Другой способ ухода от контролируемых сделок, который широко применяется на практике, – отслеживание пороговых значений сумм доходов по таким сделкам.

Во многих случаях сделки признаются контролируемыми, только если их сумма за календарный год превышает установленные значения. Типы сделок и суммы доходов по ним за календарный год (определяемых с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса), при превышении которых такие сделки признаются контролируемыми, перечислены в статье 105.14 Кодекса. Например, для сделок между российскими налогоплательщиками пороговое значение сумм доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) в общем случае составляет 1 миллиард рублей в год. Соответственно, если следить за тем, чтобы сумма сделок между такими налогоплательщиками в течение календарного года не превышала 1 миллиарда рублей, то можно добиться того, что сделки будут неконтролируемыми.

В принципе это вполне применимый подход, но только до тех пор, пока налогоплательщик не начинает дробить сделки.

(дробление сделок) Планируется, что сделки между компаниями группы «А» (поставщик) и «Б» (покупатель) в календарном году составят 1800 млн. руб. Чтобы избежать контролируемости сделок, принято решение включить во взаиморасчеты еще одну компанию группы «В» на таких условиях: – «А» поставляет «В» товар на сумму 900 млн. руб., а «В» перепродает его «Б» за 905 млн. руб.; – «А» поставляет компании «Б» товар на сумму 900 млн. руб. В итоге формально сделки между «А» и «Б» составили 900 млн. руб., т.е. менее установленного суммового порога в 1 млрд. руб.

По мнению автора, такое искусственное дробление рискованно. Дело в том, что Кодексом определена норма (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), которая направлена против применения именно таких схем дробления.

Данная норма предоставляет право налоговым органам обращаться в суд с требованием суммировать цены сделок между лицами в приведенном выше случае. На возможность такого суммирования указывает и письмо Минфина России (п. 2 письма Минфина России от 16.08.2013 № 03-01-18/33535).

Также следует обратить внимание, что Кодекс устанавливает случаи (п. 4 ст. 105.14 НК РФ), когда сделки между взаимозависимыми лицами (и приравненные к ним) не признаются контролируемыми (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным в пп. 1-3 ст. 105.14 Кодекса). В частности, если совершены сделки между взаимозависимыми лицами и их сумма превысила установленное Кодексом пороговое значение, но они указаны в пункте 4 статьи 105.14 Кодекса, то такие сделки не признаются контролируемыми и их не нужно включать в уведомление о контролируемых сделках. По ним также не требуется готовить документацию для целей налогового контроля.

В пункте 4 статьи 105.14 Кодекса приведены пять таких случаев. Четыре из них носят специфический характер или имеют отношение только к определенным отраслям (подп. 1, 3-5 п. 4 ст. 105.14 НК РФ). Так, не признаются контролируемыми сделки:

  • между участниками консолидированной группы налогоплательщиков (Сегодня только очень крупные налогоплательщики могут позволить себе перейти на КГН. Условия для создания КГН указаны в статье 25.2 Кодекса.);
  • если они связаны с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;
  • в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
  • межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).

Но среди случаев, когда сделки не признаются контролируемыми, есть и довольно распространенная ситуация. Так, не признаются контролируемыми сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям (подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

  • они зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за ее пределами;
  • не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • у них отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-7 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса (перечень особых случаев, например, если одна из компаний – резидент свободной экономической зоны).

Таким образом, если две взаимозависимые компании группы соответствуют указанным выше критериям, то сделки между ними не будут контролируемыми вне зависимости от суммы доходов по ним.

Указанные выше условия выполнимы для многих налогоплательщиков. Так, важно, чтобы не было обособленных подразделений в других регионах. Если они есть, то можно задуматься о том, что, может быть, будет выгоднее, если эти подразделения оформить как самостоятельные юридические лица, и тогда компания будет соответствовать условиям для признания сделок неконтролируемыми.

Контролируемые сделки можно сделать менее рискованными

Если все-таки у вас есть контролируемые сделки, то давайте зададимся вопросом о подходах к выбору метода трансфертного ценообразования на практике, позволяющих снизить риски, связанные с налоговым контролем цен.

Совершение контролируемых сделок на рыночных условиях. Именно это и требует Налоговый кодекс. Как правило, рыночная цена – это интервал цен. Если устанавливать цену в пределах этого интервала, то никаких дополнительных налоговых последствий не будет.

В пределах рыночного интервала налогоплательщик вправе выбрать ту цену, которая ему более выгодна. Так, если убыточная компания реализует товар прибыльной фирме, то может оказаться более выгодной наиболее высокая цена, чтобы перенести расходы (убытки) на другую компанию группы. Соответственно, в этом случае разумно установить цену вблизи верхней границы интервала. Если ситуация по компаниям обратная, то более выгодно установить цену ближе к низкой границе интервала.

Выбирая цену в пределах интервала рыночных цен, следует помнить о том, что налоговый орган вправе проверить и не согласиться с определенной вами ценой.

Внутренние сопоставимые сделки. В соответствии с положениями Кодекса приоритетным методом является метод сопоставимых рыночных цен (п. 6 ст. 105.6, подп. 1 п. 3 ст. 105.9 НК РФ).

Особенно следует выделить так называемые внутренние сопоставимые сделки, то есть сделки, сопоставимые с контролируемыми сделками, но совершенные компанией с независимой стороной в сопоставимых коммерческих и финансовых условиях.

Если у налогоплательщика имеются сделки с контрагентами, которые не являются взаимозависимыми лицами, то цены по таким сделкам признаются ориентиром для целей налогообложения в первоочередном порядке.

Соответственно, можно управлять наличием таких сопоставимых сделок с «невзаимозависимыми» налогоплательщиками, чтобы снизить риски пересмотра цены налоговым органом с помощью использования иных источников информации.

Применение внутренних сопоставимых цен выгодно еще и тем, что этот источник информации не требует затрат на покупку баз данных.

Выбор метода определения рыночной цены. В Налоговом кодексе предусмотрены пять методов определения рыночной цены (п. 1 ст. 105.7 НК РФ):

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух и более из этих методов.

Установлены ограничения на применение методов определения цены налоговым органом: он сможет оспорить применяемый метод, только если докажет, что метод явно не применим в рассматриваемой ситуации, что достаточно сложно (п. 5 ст. 105.17 НК РФ). Соответственно, налогоплательщик может при обосновании рыночных цен вести налоговый орган по своему фарватеру – выбрать тот метод, который дает наиболее желаемый результат.

Напомним, что Кодекс предусматривает определенный приоритет методов.

Так, метод цены последующей реализации является приоритетным в ситуации, когда товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.10 НК РФ).

Во всех остальных случаях приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (п. 3 ст. 105.7 НК РФ). Применение иных методов допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

Но метод сопоставимых рыночных цен применим только при наличии достаточных источников информации о ценах, что не всегда возможно. Поэтому, правильно обосновав применяемые методы определения цены, налогоплательщик может снизить риски оспаривания цены сделки.

Независимая оценка. Данный метод обоснования рыночной цены допустим в редких случаях (п. 9 ст. 105.7 НК РФ). Одним из таких случаев является привлечение оценщика по разовой сделке.

При этом под разовой сделкой понимается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе. Соответственно, по разовой сделке цену можно определить по отчету независимого оценщика.

Производственная организация приняла решение реализовать один из цехов. Продажа недвижимости не является основной деятельностью организации. В этом случае рыночная цена может быть определена путем привлечения оценщика.

Применение интервала, установленного Кодексом по долговым обязательствам. Особые правила определены для признания величины процентов по контролируемым долговым обязательствам (пп. 1.1,1.2 ст. 269 НК РФ).

Кодекс устанавливает интервал процентных ставок для всех видов валют, и если процентная ставка по конкретному займу находится внутри такого интервала, то доходы заимодавца и расходы заемщика признаются рыночными. В этом случае отпадает необходимость расчета рыночного уровня процентов и подготовки документации для целей налогового контроля.

В то же время не запрещается устанавливать процентную ставку в размере больше максимального (меньше минимального) значения установленного интервала предельных значений. Но в этом случае будут применяться общие правила раздела V.1 Кодекса. Это означает, что налоговый орган будет вправе оспорить цену сделки для целей налогообложения.

Организация «А» выдала заем организации «Б». Сделка контролируемая. Безопасный интервал процентных ставок, рассчитанный по правилам п. 1.2 ст. 269 Кодекса, – от 5 до 7% годовых в рублях. Если условия договора предусматривают ставку 10% годовых, то налогоплательщики должны определить доходы (расходы) исходя из рыночного уровня процентов по правилам раздела V.1 НК РФ, а налоговый орган может оспорить эту сумму. Если условия договора предусматривают ставку 6% годовых, то сумма дохода и расхода исходя из 6% годовых признается для налога на прибыль и налоговый орган не вправе оспорить эти суммы.

Применение установленных интервалов не отменяет обязанности по включению данных о сделке в уведомление о контролируемых сделках. В то же время необходимость в подготовке документации для целей налогового контроля в случае применения в вышеуказанном примере ставки 6 процентов отпадает, так как доходы и расходы для налога на прибыль определяются по специальным правилам. Так, пункт 12 статьи 105.3 Кодекса указывает, что в случае «если главами части второй НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй НК РФ». Это как раз и есть тот случай, когда вторая часть Кодекса устанавливает специальные правила определения цены.

Выбор метода определения цены по обращающимся ценным бумагам. Статья 280 Кодекса устанавливает для операций с ценными бумагами особые правила расчета налоговой базы по налогу на прибыль. При этом в некоторых случаях разрешается применять рассмотренные выше методы определения цены, предусмотренные статьей 105.7 Кодекса (п. 19 ст. 280 НК РФ).

Так, устанавливая финансовый результат по сделкам (в т.ч. не признаваемым контролируемыми сделками) с обращающимися ценными бумагами, налогоплательщик вправе принять для целей налогообложения расчетную цену сделки, определяемую с применением методов, установленных главой 14.3 Кодекса. При этом не применять правила определения цены ценной бумаги для целей налогообложения, установленные статьей 280 Кодекса, он может при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  • покупатель ценных бумаг (совместно с аффилированными лицами) становится владельцем более 5 процентов соответствующего выпуска ценных бумаг;
  • количество ценных бумаг превышает 1 процент соответствующего выпуска ценных бумаг;
  • цена ценных бумаг установлена по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления;
  • покупатель (продавец) ценных бумаг является эмитентом этих ценных бумаг, в том числе по оферте.

Соответственно, в рассмотренном выше случае налогоплательщик может выбрать, что ему выгоднее – применять правила статьи 280 Кодекса или правила трансфертного ценообразования.

Станислав Джаарбеков, заместитель директора АНО «ИРСОТ», юрист, аттестованный аудитор

Контролируемые сделки в 2018 году: критерии, таблица

Статьи по теме

До 20 мая 2018 года компании должны подать уведомление о контролируемых сделках за прошедший год. Посмотрите, таблицу критериев по контролируемым сделкам, чтобы понять, нужно ли вам отчитываться. Также узнайте об изменениях в 2018 году.

В этой статье вы найдете:

  • Критерии контролируемых сделок в 2018 году (таблица)
  • Отчет по контролируемым сделкам в 2018 году

Скачать пример заполнения уведомления о контролируемых сделках в 2018 году>>>

Активировать пробный доступ к журналу «РНК» или подписаться со скидкой

По каким критериям сделка считается контролируемой в 2018 году

Все критерии для признания операции контролируемой указаны в НК РФ, их перечень закрытый и не подлежит расширенному толкованию.

Для вашего удобства мы собрали все критерии в одну таблицу, по которой можно проверить, нужно ли отчитываться по контролируемым сделкам в 2018 году. А после таблице посмотрите, как вам отчитаться.

Контролируемые сделки могут скрываться в стандартных контрактах. Проверьте, сможете ли вы распознать их в будничных сделках и отличить от неконтролируемых в статье «Вы уверены, что у компании нет контролируемых сделок?».

Таблица. Критерии контролируемых сделок в 2018 году.

Признак контролируемой сделки

Суммовой критерий признания контролируемой сделки

Между взаимозависимыми лицами. Все стороны сделки резиденты РФ.

Суммовое значение всех совершенных за год сделок

Доход превышает 1 млрд. руб.

Одна из сторон сделки — плательщик НДПИ. Налог исчисляется в процентах. Предмет сделки — добытое полезное ископаемое

Доход превышает 60 млн. руб.

Одна из сторон плательщик — ЕСХН или ЕНВД. Вторая сторона — применяет иной режим.

Доход превышает 100 млн. руб.

Одна из сторон освобождена от уплаты налога на прибыль или применяет ставку 0 %

Доход превышает 60 млн. руб.

Одна из сторон сделки — резидент особой экономической зоны или участник свободной экономической зоны, где установлены льготы по налогу на прибыль

Доход превышает 60 млн. руб.

Одна из сторон сделки является обладателем лицензии на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья или является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и определяет базу для прибыли в соответствии со ст. 275.2 НК РФ.

При этом, вторая сторона сделки либо не является обладателем такой лицензии (оператором нового морского месторождения), либо является, но не учитывает доходы (расходы) от такой деятельности для прибыли.

Доход превышает 60 млн. руб.

Одна из сторон — участник регионального инвестиционного проекта, применяющая по прибыли ставку 0 % для зачисления в ФБ и пониженную ставку для бюджета субъекта федерации.

Доход превышает 60 млн. руб.

Одна из сторон сделок является исследовательским корпоративным центром резидентом «Сколково» и освобождена от НДС.

Доход превышает 60 млн. руб.

С участием посредником, не являющихся взаимозависимыми

Посредник не выполняет никаких доп.функций, кроме перепродажи товаров между взаимозависимыми лицами

Не зависимо от суммы сделки

Для организации перепродажи товаров между взаимозависимыми лицами посредник не принимает на себя никаких рисков и не использует свои активы

В области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли

Предметом сделки должны быть:

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

Доход превышает 60 млн. руб.

С резидентом страны, включенной в перечень утв. приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н

Любая сделка признается контролируемой

Не зависимо от суммы сделки

С взаимозависимым лицом, нерезидентом РФ

Любая сделка признается контролируемой

Не зависимо от суммы сделки

Изучите внимательно таблицу с критериями контролируемых сделок и определите, нужно ли вам отчитываться в 2018 году за 2017 год.

Из-за каких цен налоговики доначислят налоги по неконтролируемой сделке

Судебная практика сейчас пестрит делами о «странных» ценах, которые налоговики находят на проверках. Кодекс позволяет налоговикам проверять цены только в двух случаях. Во-первых, по контролируемым сделкам (ст. 105.3 НК РФ). Во-вторых, когда Кодекс обязывает компанию использовать рыночные цены. Например, если она безвозмездно получает имущество, находит имущество при инвентаризации и др. (п. 1 ст. 159 и п. 8 ст. 251 НК РФ).

Но на ревизиях налоговики сейчас проверяют цены по любым сделкам. Цель контролеров — доказать, что стороны благодаря заниженным или завышенным ценам получают необоснованную налоговую выгоду. И судьи, и чиновники поддерживают доначисления налогов по неконтролируемым сделкам, если налоговики докажут, что цель «странных» цен — получить необоснованную налоговую выгоду.

Какие сделки и цены сейчас насторожат налоговиков? Что убедит контролеров в деловой цели и обезопасит от подозрений в необоснованной налоговой выгоде? Ответы — в нашей статье «Какие цены вызовут претензии у налоговиков». Чтобы прочить статью из электронного журнала «Российский налоговый курьер», оформите демо-доступ.

Важно! Фирма при выборе контрагента обязана проявлять должную осмотрительность и осторожность. Если никаких действий по проверки контрагента на благонадежность компания не предприняла, то доказать в суде свою правоту будет проблематично.Сделать полную проверку любого партнера вы можете в нашем сервисе «РНК: проверка контрагента». Это бесплатно и занимает всего 1 минуту. Просто найдите фирму по ИНН, названию или ОГРН и составьте досье на контрагента

Как отчитаться по контролируемым сделкам в 2018 году

Для того чтобы отчитаться в 2018 году по совершенным контролируемым сделкам, необходимо подать соответствующее уведомление до 20 мая 2018 года. Новую форму уведомления о контролируемых сделках 2018 скачайте с официального сайта ФНС России.

Форма уведомления о контролируемых сделках утверждена приказом ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected] В бланке не учтены изменения законодательства. В нем до сих пор есть поля для ОКВЭД и ОКПД, которые уже отменены. Поэтому было неясно, как их заполнять. В письме от 22.03.2018 № ЕД-4-13/[email protected] ФНС сообщила, что в уведомлении о контролируемых сделках за 2017 год компании должны указывать коды по ОКВЭД2 и ОКПД2. Подробности>>>

Пример заполнения уведомления

Посмотрите пример заполнения титульного листа уведомления. Подробная инструкция по заполнению есть в статье «Уведомление о контролируемых сделках за 2017 год».

Предоставление займов взаимозависимым лицам и налоговые риски

Приведем условный пример. Сделка по предоставлению займа заключена между двумя российскими взаимозависимыми лицами на следующих условиях:

  • заем предоставляется в рублях;
  • денежные средства предоставляются заемщику частями;
  • проценты за пользование заемными денежными средствами подлежат начислению на каждую предоставленную заемщику часть суммы займа;
  • проценты за пользование заемными денежными средствами начисляются ежемесячно в течение всего периода пользования заемщиком суммой займа на фактический остаток задолженности по каждой части суммы займа по состоянию на начало каждого календарного дня текущего месяца из расчета 1/365 (1/366) от годовой процентной ставки (8,25%) за каждый день пользования заемными денежными средствами.

В силу п. 1 ст. 2 и ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец согласно п. 1 ст. 809 ГК РФ имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размере и в порядке, определенных договором.

Из совокупности приведенных норм следует, что стороны договора займа вправе установить любой размер процентов за пользование заемными денежными средствами.

Для целей налогообложения прибыли доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, учитываются в составе внереализационных доходов на основании п. 6 ст. 250 Налогового кодекса РФ, расходы в виде процентов, уплаченных за пользование заемными денежными средствами, — в составе внереализационных расходов на основании подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Особенности учета процентов по долговым обязательствам установлены ст. 269 НК РФ. В соответствии с п. 1 названной статьи под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления.

По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено ст. 269 НК РФ.

По долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми, доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V 1 НК РФ, если иное не установлено ст. 269 НК РФ.

Таким образом, порядок признания процентов по долговым обязательствам зависит от того, признаются сделки, в результате которых возникли такие долговые обязательства, контролируемыми для целей налогообложения или нет.

Особенности признания процентов по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, не отвечающих критериям признания их контролируемыми в соответствии с НК РФ, ст. 269 Кодекса не предусмотрены (за исключением процентов по тем долговым обязательствам, задолженность по которым для целей главы 25 НК РФ признается контролируемой).

Следовательно, проценты по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, не признаваемых контролируемыми для целей налогообложения, учитываются в составе внереализационных доходов (расходов) в размере, исчисленном исходя из фактической ставки, установленной соответствующим договором.

Отметим, что, устанавливая право налогоплательщика признавать проценты по указанным долговым обязательствам исходя из фактической ставки, абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ не содержит указания на необходимость применения в этом случае положений раздела V 1 НК РФ. А значит, при признании процентов по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, не признаваемых контролируемыми в соответствии с НК РФ, фактическая ставка не подлежит проверке на предмет ее соответствия рыночному уровню.

Особенности признания процентов по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, установлены п. 1 1 ст. 269 НК РФ в зависимости от оснований признания таких сделок контролируемыми.

В силу п. 1 1 ст. 269 НК РФ по долговому обязательству, оформленному в рублях и возникшему в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с п. 2 ст. 105 14 НК РФ 1 , налогоплательщик вправе:

  • признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка:
    • превышает 0% ключевой ставки ЦБ РФ 2 — на период с 1 января по 31 декабря 2015 г.,
    • превышает 75% ключевой ставки ЦБ РФ — начиная с 1 января 2016 г.;
  • признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка:
    • менее 180% ключевой ставки ЦБ РФ — на период с 1 января по 31 декабря 2015 г.,
    • менее 125% ключевой ставки ЦБ РФ — начиная с 1 января 2016 г.

При этом согласно п. 1 3 ст. 269 НК РФ для целей расчета минимального и максимального значений интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам ключевая ставка ЦБ РФ определяется следующим образом:

  • в отношении долговых обязательств, по которым ставка является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия долгового обязательства, — как ключевая ставка ЦБ РФ, действовавшая на дату привлечения денежных средств или иного имущества в виде долгового обязательства (подп. 1);
  • в отношении иных долговых обязательств — как ключевая ставка ЦБ РФ, действующая на дату признания доходов (расходов) в виде процентов в соответствии с главой 25 НК РФ (подп. 2).

При несоблюдении установленных п. 1 1 ст. 269 НК РФ условий по долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемых сделок, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V 1 НК РФ (абз. 4 п. 1 1 ст. 269 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации заключается договор займа между двумя российскими организациями, признаваемыми взаимозависимыми для целей налогообложения на основании ст. 105 1 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 105 14 НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей Кодекса.

Особенности признания контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ, установлены п. 2 названной статьи.

В частности, на основании подп. 1 п. 2 ст. 105 14 НК РФ указанные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам за календарный год превысила значение соответствующего суммового критерия. Начиная с 1 января 2014 г. указанный суммовой критерий установлен на уровне 1 млрд руб. 3

Таким образом, с 2014 г. сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации всех сторон по которым является РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов 4 по таким сделкам за соответствующий календарный год превысила 1 млрд руб.

Согласно п. 9 ст. 105 14 НК РФ сумма доходов по сделкам за календарный год для целей применения указанной статьи определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ.

Кроме того, в силу прямого указания п. 11 ст. 105 14 НК РФ признание сделок контролируемыми производится с учетом положений п. 13 ст. 105 3 , согласно которым правила, предусмотренные разделом V 1 Кодекса, распространяются на сделки, влекущие за собой необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным п. 4 ст. 105 3 НК РФ.

Следовательно, в целях признания контролируемыми сделок по предоставлению займов следует руководствоваться положениями подп. 10 п. 1 ст. 251 и п. 12 ст. 270, а также п. 6 ст. 250 и подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ, устанавливающими особенности определения доходов и расходов по договорам займа.

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа, а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.

Соответственно, согласно п. 12 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа, а также средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований.

Таким образом, для целей налогообложения доходами и расходами признаются проценты, исчисленные по договорам займа (п. 6 ст. 250 и подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Данный вывод подтверждается официальной позицией контролирующих органов. Так, в письме от 28 декабря 2012 г. № 03-01-18/10-200 Минфин России, отвечая на вопрос о порядке исчисления суммы доходов по сделкам за календарный год, если определение отнесения сделки к контролируемой осуществляется в рамках договоров займа, разъяснил, что «для договоров займа и кредита в качестве цены, примененной в сделке, выступает уровень ставки процентов» (п. 2).

В пункте 6 письма ФНС России от 11 июля 2013 г. № ОА-4-13/[email protected] также разъясняется, что «доходами заимодавца и расходами заемщика являются проценты по договору займа» 5 .

Таким образом, заключаемая заимодавцем сделка по предоставлению займа заемщику, являющемуся взаимозависимым с ним лицом, будет признаваться контролируемой для целей налогообложения, если сумма доходов по всем сделкам между указанными лицами, включая доходы в виде процентов по договору займа, превысит за соответствующий календарный год 1 млрд руб. Если указанный суммовой порог не будет превышен, анализируемая сделка по предоставлению займа не будет признаваться контролируемой.

При этом необходимо учитывать, что при расчете установленного подп. 1 п. 2 ст. 105 14 НК РФ суммового порога следует исходить из рыночного уровня цен по сделкам и, соответственно, учитывать любые доходы (прибыль, выручку), которые могли бы быть получены одним из взаимозависимых лиц по таким сделкам, но вследствие указанного отличия не были им получены. Применительно к сделкам по предоставлению займов это означает, что в случае отклонения установленной договором займа процентной ставки от рыночного уровня сумма доходов по таким сделкам для целей признания их контролируемыми должна определяться исходя из рыночного, а не из фактического уровня процентной ставки.

Правомерность данного вывода подтверждается официальной позицией Минфина России по вопросу определения суммы доходов за календарный год для целей признания контролируемыми сделок по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами, согласно которой любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из взаимозависимых лиц по таким сделкам, но вследствие указанного отличия не были им получены, должны учитываться для целей налогообложения у этого лица. При этом финансовое ведомство отмечает, что при определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений глав 14 2 и 14 3 НК РФ (см., например, письма Минфина России от 2 октября 2013 г. № 03-01-18/40821, от 5 октября 2012 г. № 03-01-18/7-137, от 18 июля 2012 г. № 03-01-18/5-97 и от 25 ноября 2011 г. № 03-01-07/5-12).

Как было отмечено ранее, порядок признания для целей налогообложения доходов в виде процентов по займам зависит от того, признается сделка по предоставлению соответствующего займа контролируемой или нет.

Если заключаемая сделка по предоставлению займа будет признаваться контролируемой, то заимодавец вправе будет признать в составе внереализационных доходов сумму процентов, исчисленных исходя из фактической ставки по договору займа, при условии, что эта ставка будет превышать 0% ключевой ставки ЦБ РФ на период с 1 января по 31 декабря 2015 г. и 75% ключевой ставки ЦБ РФ — начиная с 1 января 2016 г.

По условиям рассматриваемого примера установленная договором займа процентная ставка является фиксированной и составляет 8,25%. Следовательно, для целей расчета минимального значения интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, при превышении которого доходы в виде процентов по займу будут признаваться заимодавцем исходя из фактической ставки, под ключевой ставкой ЦБ РФ следует понимать соответствующую ставку, действующую на дату привлечения денежных средств.

По условиям рассматриваемого договора займа денежные средства предоставляются заемщику частями. При таком порядке предоставления заемных денежных средств установленную договором займа процентную ставку необходимо будет проверять на предмет превышения ею минимального значения интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам на дату предоставления каждой части суммы займа заемщику.

При этом для целей корректного расчета сумм признаваемых доходов в виде процентов по займу заимодавцу необходимо будет обеспечить ведение учета начисленных процентов в разрезе каждой предоставленной заемщику части суммы займа. В анализируемой ситуации по условиям заключенного договора займа проценты начисляются на фактический остаток задолженности по каждой части суммы займа, что позволяет заимодавцу обеспечить ведение учета начисленных процентов указанным способом.

В период с 1 января по 31 декабря 2015 г. заимодавец вправе признавать доход в виде процентов по займу исходя из фактической ставки по договору займа при любом значении ключевой ставки ЦБ РФ, поскольку на указанный период минимальное значение интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам установлено на уровне 0%.

Начиная с 1 января 2016 г. заимодавец вправе будет признавать доход в виде процентов исходя из фактической ставки по договору займа, только если установленная договором займа процентная ставка — 8,25% — будет превышать 75% ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату предоставления соответствующей части займа заемщику. Данное условие будет выполняться, если ключевая ставка ЦБ РФ не будет превышать 11%.

Когда ключевая ставка ЦБ РФ будет установлена на уровне выше 11% и, соответственно, предусмотренная договором займа процентная ставка — 8,25% — составит менее 75% ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату предоставления соответствующей части суммы займа заемщику, то доходом заимодавца будет признаваться процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V 1 НК РФ. Иными словами, для целей признания доходов в виде процентов по займу заимодавцу необходимо будет определить, соответствует ли установленная договором займа процентная ставка рыночному уровню, применив предусмотренные ст. 105 7 НК РФ методы.

При соответствии установленной договором займа процентной ставки рыночному уровню заимодавец вправе будет признать доход в виде процентов, начисленных по договору займа, исходя из фактической ставки.

Если процентная ставка по договору займа будет ниже рыночного уровня, то доход в виде процентов по займу будет подлежать определению исходя из рыночного уровня процентов. Необходимость определения в указанном случае величины подлежащего признанию дохода исходя из рыночного уровня процентов вытекает из п. 1 ст. 1053 НК РФ, согласно которому в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V 1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

При этом следует учитывать, что на основании п. 9 ст. 105 14 НК РФ при определении суммы доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей указанной статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений глав 14 2 и 14 3 НК РФ. Если в результате указанной проверки налоговым органом будет установлено, что учтенная заимодавцем сумма доходов в виде процентов по займу исчислена исходя из процентной ставки, величина которой ниже рыночного уровня, то у заимодавца возникнет высокий риск доначисления налога к уплате в бюджет, а также начисления соответствующих сумм пени и штрафа.

Если заключаемая сделка по предоставлению займа не будет признаваться контролируемой, то заимодавец вправе будет признать в составе внереализационных доходов сумму процентов, исчисленных исходя из фактической ставки по договору займа, независимо от соотношения последней с ключевой ставкой ЦБ РФ, а также независимо от ее соответствия (несоответствия) рыночному уровню.

Порядок признания расходов в виде процентов по договору займа, возникающих у заемщика, также зависит от того, признается сделка по получению займа контролируемой для целей налогообложения или нет.

Если сделка по получению займа будет признаваться контролируемой, то порядок признания заемщиком расхода в виде процентов, исчисленных по договору займа, будет следующим.

В период с 1 января по 31 декабря 2015 г. заемщик вправе будет признать в составе внереализационных расходов сумму процентов, исчисленных исходя из фактической ставки по договору займа, при условии, что эта ставка будет менее 180% ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату предоставления соответствующей части займа.

С 3 августа 2015 г. ключевая ставка ЦБ РФ установлена на уровне 11% 6 . Таким образом, 180% от действующей на сегодняшний день ключевой ставки ЦБ РФ составляет 19,8%, что больше процентной ставки по анализируемому договору займа — 8,25%.

Следовательно, при получении части суммы займа в период действия ключевой ставки ЦБ РФ на уровне 11% заемщик вправе признать в составе внереализационных расходов проценты, исчисленные по такой части займа, в полном объеме исходя из фактической ставки по договору.

При этом отметим, что в связи с предоставлением займа частями заемщику, так же как и заимодавцу, необходимо обеспечить ведение учета исчисленных процентов в разрезе предоставленных частей займа. Такой порядок учета процентов позволит заемщику корректно определять сумму расходов в виде процентов, признаваемых для целей налогообложения прибыли.

Если до 31 декабря 2015 г. включительно ключевая ставка ЦБ РФ будет понижена до 4,5% (или ниже) и, соответственно, установленная договором процентная ставка — 8,25% — превысит законодательно установленное максимальное значение интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, то расходом заемщика в виде процентов, исчисленных на ту часть займа, которая будет предоставлена ему в период действия ключевой ставки ЦБ РФ в размере 4,5% (или ниже), будет признаваться процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V 1 НК РФ.

Однако понижение ключевой ставки ЦБ РФ в текущем году до 4,5%, по мнению автора, крайне маловероятно. В связи с этим вероятность того, что установленная рассматриваемым договором займа процентная ставка превысит в 2015 г. максимальное значение интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам и, соответственно, у заемщика возникнет необходимость в определении расхода в виде процентов по договору займа с учетом положений раздела V 1 НК РФ, также оценивается автором как крайне низкая.

Если ключевая ставка ЦБ РФ все же будет понижена до 4,5%, то расходы заемщика в виде процентов по займу будут признаваться для целей налогообложения следующим образом.

При соответствии установленной договором займа процентной ставки рыночному уровню заемщик вправе будет признать расход в виде процентов, исчисленных по договору займа, исходя из фактической ставки.

Если же процентная ставка по договору займа будет выше рыночного уровня, то для целей исчисления налога на прибыль расход в виде процентов по займу будет подлежать определению исходя из рыночного уровня процентов.

Если в результате проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами налоговым органом будет выявлено, что учтенная заемщиком сумма расходов в виде процентов по займу исчислена им исходя из процентной ставки, величина которой выше рыночного уровня, то у заемщика возникнет высокий риск отказа в признании той части расходов, которая будет приходиться на такое превышение, и, как следствие, доначисления налога к уплате в бюджет, начисления соответствующих сумм пени и штрафа.

Начиная с 1 января 2016 г. заемщик вправе будет признавать расход в виде процентов по договору займа исходя из фактической ставки, если установленная договором ставка — 8,25% — будет менее 125% ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату предоставления соответствующей части займа.

Указанное условие будет нарушено, только если ключевая ставка ЦБ РФ будет установлена на уровне 6,5% и ниже. В этом случае порядок расчета суммы расходов, которую заемщик вправе будет признать для целей налогообложения, будет аналогичен порядку расчета суммы признаваемых расходов в случае несоблюдения условий п. 11 ст. 269 НК РФ, изложенному ранее в отношении периода с 1 января по 31 декабря 2015 г.

Если сделка по получению займа не будет признаваться контролируемой, то заемщик вправе будет признать в составе внереализационных расходов сумму процентов, исчисленных исходя из фактической ставки по договору займа, независимо от соотношения последней с ключевой ставкой ЦБ РФ, а также независимо от ее соответствия (несоответствия) рыночному уровню.

Таким образом, если анализируемая условная сделка по предоставлению займа не будет признаваться контролируемой для целей налогообложения, то ни у заимодавца, ни у заемщика, по мнению автора, не возникнет каких-либо налоговых рисков в части правомерности признания доходов (расходов) в виде процентов по займу исходя из фактической ставки, поскольку в этом случае основания для применения положений раздела V 1 НК РФ будут отсутствовать.

Если анализируемая сделка по предоставлению займа будет признаваться контролируемой для целей налогообложения, то налоговые риски могут возникнуть у заимодавца и (или) заемщика только в том случае, если установленная договором займа процентная ставка будет выходить за пределы минимального и (или) максимального значений установленного подп. 1 п. 12 ст. 269 НК РФ интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам и при этом она не будет соответствовать рыночному уровню. В этом случае налоговый орган вправе будет определить налоговые последствия совершения анализируемой сделки по предоставлению займа исходя из рыночного уровня процентной ставки по аналогичным займам.

Избежать указанных рисков позволит установление договором займа такой процентной ставки, значение которой будет находиться в пределах интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, действующего в период предоставления займа.

Однако данный способ может гарантировать отсутствие налоговых рисков в части правомерности признания доходов (расходов) в виде процентов по займу исходя из фактической ставки, только если соответствующим договором займа будет предусмотрено единовременное предоставление всей суммы займа, поскольку только при таком порядке предоставления денежных средств условие о нахождении установленной договором займа процентной ставки в пределах интервала предельных значений процентных ставок будет выполняться на протяжении всего срока действия договора займа.

При предоставлении займа частями значения минимального и максимального пределов интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам будут подлежать определению на дату предоставления каждой части займа, и, соответственно, при существенном изменении ключевой ставки ЦБ РФ в сторону понижения или повышения и неизменности процентной ставки по договору займа условие о нахождении установленной договором процентной ставки в пределах интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам может быть нарушено.

Если единовременное предоставление всей суммы займа не представляется возможным, например, по причинам экономического характера, стороны вправе заключать отдельные договоры займа в отношении каждой фактически предоставляемой в заем суммы денежных средств, устанавливая процентную ставку с учетом текущего уровня ключевой ставки ЦБ РФ.

Установление процентной ставки путем указания на определенный процент ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату предоставления заемщику соответствующей части займа, допустимо с точки зрения гражданского законодательства. Однако при таком способе установления процентная ставка не может считаться фиксированной, поскольку фактически ее величина зависит от значения ключевой ставки ЦБ РФ по состоянию на каждую конкретную дату.

Следовательно, при установлении процентной ставки в виде определенного процента ключевой ставки ЦБ РФ в целях исчисления интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам под ключевой ставкой ЦБ РФ следует понимать соответствующую ставку, действующую на дату признания доходов (расходов) в виде процентов в соответствии с главой 25 НК РФ, а не на дату предоставления заемных денежных средств (подп. 2 п. 1 3 ст. 269 НК РФ). На практике предоставление заемных денежных средств и признание доходов (расходов) в виде процентов по займу, как правило, расходятся во времени: предоставление заемных денежных средств предшествует признанию доходов (расходов) в виде начисленных процентов по займу. В связи с этим установление процентной ставки по займу на уровне 75% ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату предоставления соответствующей части займа, не гарантирует, что на дату признания расходов (доходов) в виде процентов по займу условие о нахождении установленной договором займа процентной ставки в пределах интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, который при таком способе установления ставки будет рассчитываться исходя из ключевой ставки ЦБ РФ на дату признания доходов (расходов) в виде процентов по займу, не будет нарушено.

Гарантировать соблюдение условия о нахождении установленной договором займа процентной ставки в пределах интервала предельных значений процентных ставок и тем самым исключить риск определения налоговыми органами налоговых последствий совершения анализируемой сделки по предоставлению займа исходя из рыночного уровня процентов по аналогичным займам позволит закрепление процентной ставки по займу путем указания на определенный процент ключевой ставки ЦБ РФ, действующей не на дату предоставления заемщику соответствующей части займа, а на дату признания доходов (расходов) в виде процентов в соответствии с главой 25 НК РФ. При этом значение установленного договором займа процента ключевой ставки ЦБ РФ на дату признания доходов (расходов) в виде процентов для целей налогообложения должно находиться в пределах соответствующих значений, установленных подп. 1 п. 1 2 ст. 269 НК РФ.

При таком способе установления процентной ставки предельные значения интервала процентных ставок по долговым обязательствам подлежат определению исходя из значения ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату признания доходов (расходов) для целей налогообложения.

Таким образом, при установлении процентной ставки по займу путем указания на определенный процент ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату признания доходов (расходов) в виде процентов, значение такой ставки всегда будет находиться в пределах интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам и, соответственно, основания для пересмотра величины признаваемых для целей налогообложения доходов (расходов) в виде процентов в результате применения правил трансфертного ценообразования будут отсутствовать (при условии, что установленное договором займа значение процента ключевой ставки ЦБ РФ находится в пределах интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, установленного подп. 1 п. 1 2 ст. 269 НК РФ).

Какие-либо иные способы минимизации налоговых рисков, обусловленных правом налоговых органов определять налоговые последствия сделок между взаимозависимыми лицами исходя из рыночного уровня цен на соответствующие товары (работы, услуги), автором не усматриваются.

Если к ранее действовавшему договору займа с фиксированной процентной ставкой будет заключено дополнительное соглашение, на основании которого процентная ставка для вновь выданных и (или) ранее выданных сумм займа с определенной даты изменится 7 , то у сторон договора могут возникнуть следующие налоговые риски.

При предоставлении займа частями каждый новый транш, в ходе которого заемщику перечисляются денежные средства, следует рассматривать в качестве нового долгового обязательства, поскольку в силу п. 1 ст. 807 ГК РФ договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. Аналогичной позиции по данному вопросу придерживается и Минфин России (см., например, письмо от 15 апреля 2013 г. № 03-03-06/1/12502).

В связи с этим в случае заключения дополнительного соглашения к договору займа, на основании которого процентная ставка по вновь выданным и (или) ранее выданным суммам займа изменяется, налоговые последствия в части определения величины признаваемых для целей налогообложения доходов (расходов) в виде процентов, на наш взгляд, следует рассматривать для тех частей займа, которые были предоставлены до изменения процентной ставки, и для тех частей займа, которые будут предоставлены после ее изменения, отдельно.

Налоговые последствия по суммам займа, которые были предоставлены до заключения дополнительного соглашения об изменении процентной ставки

Предельные значения интервала процентных ставок определяются исходя из ключевой ставки ЦБ РФ (подп. 1 п. 1 2 ст. 269 НК РФ).

Критерием применения того или иного порядка определения ключевой ставки ЦБ РФ для целей исчисления интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам является процентная ставка по соответствующему долговому обязательству.

В соответствии с подп. 1 п. 1 3 ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, по которым ставка является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия долгового обязательства, под ключевой ставкой ЦБ РФ понимается соответствующая ставка, действовавшая на дату привлечения денежных средств.

На сегодня практика применения приведенной нормы не сложилась. Какие-либо официальные разъяснения по вопросу ее применения отсутствуют.

Исходя из буквального толкования подп. 1 п. 1 3 ст. 269 НК РФ, можно сделать вывод, что названная норма ориентирована на те случаи, когда изменение процентной ставки по займу не только не предусмотрено условиями соответствующего договора займа, но и фактически не происходит в течение всего срока действия долгового обязательства, в том числе по соглашению сторон. При этом какие-либо переходные положения на тот случай, если изначально изменение процентной ставки условиями договора займа предусмотрено не было, но фактически произошло в течение срока действия долгового обязательства, анализируемой нормой НК РФ не предусмотрены.

В условиях отсутствия правовой определенности по вопросу применения положений подп. 1 п. 1 3 ст. 269 НК РФ при изменении процентной ставки по займу в течение срока действия соответствующего долгового обязательства возможны следующие три варианта определения доходов (расходов) в виде процентов по займу.

Вариант 1. В отношении тех процентов, которые были исчислены по долговому обязательству до изменения процентной ставки по соглашению сторон, под ключевой ставкой ЦБ РФ понимается соответствующая ставка, действовавшая на дату предоставления заемщику денежных средств.

В отношении тех процентов, которые будут исчислены по долговому обязательству после изменения процентной ставки, под ключевой ставкой ЦБ РФ понимается соответствующая ставка, действовавшая на дату изменения процентной ставки по займу по соглашению сторон. В данном случае приравнивание даты изменения процентной ставки по займу к дате предоставления денежных средств, по состоянию на которую берется значение ключевой ставки ЦБ РФ для целей расчета предельных значений интервала процентных ставок по долговому обязательству, позволяет учесть влияние нового значения процентной ставки по долговому обязательству при отсутствии дополнительного перечисления денежных средств по такому обязательству.

Данный вариант исходит из широкого толкования подп. 1 п. 1 3 ст. 269 НК РФ, при котором определяющее значение для целей расчета максимального и (или) минимального значений интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам имеет изначальное отсутствие намерения сторон изменить процентную ставку, а не ее фактическое изменение. По мнению автора, применение такого варианта на практике сопряжено с высоким риском предъявления претензий со стороны налоговых органов в связи с признанием его не соответствующим подп. 1 п. 1 3 ст. 269 НК РФ, буквальное прочтение которого, как было отмечено ранее, предполагает необходимость фактической неизменности процентной ставки на протяжении всего срока действия долгового обязательства.

Вариант 2. В отношении той части процентов, которые были исчислены по долговому обязательству до изменения процентной ставки по соглашению сторон, применяются положения подп. 1 п. 1 3 ст. 269 НК РФ, и, значит, под ключевой ставкой ЦБ РФ понимается соответствующая ставка, действовавшая на дату предоставления денежных средств.

В отношении той части процентов, которые будут исчислены по долговому обязательству после изменения процентной ставки по соглашению сторон, применяются положения подп. 2 п. 13 ст. 269 НК РФ, согласно которому под ключевой ставкой ЦБ РФ понимается ставка, действующая на дату признания доходов (расходов) в виде процентов в соответствии с главой 25 НК РФ.

Данный вариант основан на допущении, что в случае изменения процентной ставки по займу условия применения подп. 1 п. 13 ст. 269 НК РФ перестают выполняться, в связи с чем расчет величины признаваемых в целях исчисления налога на прибыль доходов (расходов) в виде процентов, исчисленных после изменения процентной ставки, должен осуществляться исходя из ключевой ставки ЦБ РФ, определяемой в порядке подп. 2 п. 13 ст. 269 НК РФ. При этом основания для пересчета ранее признанных сумм доходов (расходов) в виде процентов не возникают.

Данный вариант, по мнению автора, менее рискованный, нежели вариант 1. Однако вариант 2 не позволяет исключить налоговые риски полностью, поскольку применение различных способов определения ключевой ставки ЦБ РФ для целей расчета предельных значений интервала процентных ставок в отношении одного и того же долгового обязательства положениями п. 1 ст. 269 НК РФ не предусмотрено.

Вариант 3. Проценты, исчисленные по долговому обязательству до изменения процентной ставки по займу исходя из значения ключевой ставки ЦБ РФ на дату предоставления денежных средств, подлежат пересчету исходя из значения ключевой ставки ЦБ РФ на дату признания таких процентов в составе доходов (расходов) в соответствии с главой 25 НК РФ.

Проценты, которые будут исчислены по долговому обязательству после изменения процентной ставки по соглашению сторон, учитываются в целях налогообложения прибыли исходя из значения ключевой ставки ЦБ РФ на дату признания таких процентов в составе доходов (расходов) в соответствии с главой 25 НК РФ.

Данный вариант основан на том, что при изменении процентной ставки в течение срока действия долгового обязательства условия применения положений подп. 1 п. 1 3 ст. 269 НК РФ нарушаются. В связи с этим для целей расчета величины процентов, признаваемых в составе доходов (расходов), необходимо руководствоваться положениями подп. 2 п. 1 3 ст. 269 НК РФ в отношении всей суммы процентов по займу, включая проценты, исчисленные до изменения процентной ставки.

Применение данного варианта, по мнению автора, является наименее рискованным с точки зрения возможного предъявления претензий со стороны налоговых органов, поскольку он основан на буквальном толковании положений подп. 1 п. 1 3 ст. 269 НК РФ.

Налоговые последствия по суммам займа, которые были предоставлены после заключения дополнительного соглашения об изменении процентной ставки

В отношении долговых обязательств, возникших после заключения дополнительного соглашения об изменении процентной ставки по займу, будет действовать новая процентная ставка. Изменение процентной ставки не попадет в период срока действия такого долгового обязательства.

Следовательно, по долговым обязательствам, возникшим после изменения процентной ставки по займу, процентная ставка будет являться неизменной 8 и, соответственно, в отношении таких долговых обязательств под ключевой ставкой ЦБ РФ следует понимать соответствующую ставку, действовавшую на дату привлечения денежных средств. Значит, порядок налогового учета доходов (расходов) по таким обязательствам и возможные налоговые риски будут аналогичны порядку и рискам, изложенным ранее в отношении долговых обязательств, процентная ставка по которым является фиксированной и не изменяется в течение всего срока их действия.

В заключение еще раз отметим: внутрихолдинговое предоставление займов само по себе не влечет за собой каких-либо налоговых рисков. Однако при определенных фактических обстоятельствах у заимодавца и заемщика, являющихся взаимозависимыми лицами, могут возникнуть налоговые риски в связи с применением правил трансфертного ценообразования.

Указанные риски могут возникнуть, если:

  • рассматриваемая сделка по предоставлению займа будет признаваться контролируемой для целей налогообложения и
  • установленная договором займа процентная ставка будет выходить за пределы минимального и (или) максимального значений установленного подп. 1 п. 1 2 ст. 269 НК РФ интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам и при этом она не будет соответствовать рыночному уровню.

В этом случае налоговый орган вправе будет определить налоговые последствия совершения сделки по предоставлению займа исходя из рыночного уровня процентной ставки по аналогичным займам.

Избежать данных рисков позволит установление договором займа такой процентной ставки, значение которой будет находиться в пределах интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, действующего в период предоставления займа. При этом сумма займа должна быть предоставлена единовременно в полном объеме либо в отношении каждой из предоставляемых сумм займа должен быть заключен отдельный договор.

Установление процентной ставки путем указания на определенный процент ключевой ставки ЦБ РФ (в частности, 75%), действующей на дату предоставления соответствующей части займа, не исключает возникновения оснований для применения положений раздела V 1 НК РФ к рассматриваемой сделке и, как следствие, указанных рисков в связи с их применением. Это обусловлено тем, что при данном способе установления процентной ставки по займу минимальное и максимальное значения интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам будут зависеть от значения ключевой ставки ЦБ РФ на дату признания доходов (расходов) в виде процентов и, соответственно, не могут быть определены заранее.

Исключить риск определения налоговыми органами налоговых последствий совершения анализируемой сделки по предоставлению займа исходя из рыночного уровня процентов по аналогичным займам позволит установление процентной ставки путем указания на определенный процент ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату признания для целей налогообложения доходов (расходов) в виде процентов. При этом значение указанного процента ключевой ставки ЦБ РФ должно находиться в пределах соответствующих предельных значений, установленных подп. 1 п. 1 2 ст. 269 НК РФ.

Что касается налоговых рисков в случае заключения сторонами дополнительного соглашения об изменении процентной ставки по займам, то распространение действия такого соглашения на ранее выданные суммы займа сопряжено с налоговыми рисками, поскольку порядок расчета доходов (расходов) в виде процентов в такой ситуации НК РФ не установлен и, соответственно, правомерность применения любого из возможных способов расчета величины признаваемых для целей налогообложения доходов (расходов) в виде процентов может быть оспорена налоговыми органами.

В отношении долговых обязательств, возникших после изменения процентной ставки по займу, новая ставка будет являться постоянной (при условии, что в течение срока действия таких долговых обязательств стороны не заключат новых дополнительных соглашений об изменении процентной ставки по займу, действие которых будет распространено на ранее выданные суммы займа). Соответственно, порядок налогового учета доходов (расходов) по таким обязательствам и возможные налоговые риски будут аналогичны порядку и рискам, изложенным ранее в отношении долговых обязательств, процентная ставка по которым является фиксированной и не изменяется в течение всего срока их действия.

1 Указанной нормой установлены особенности признания контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ.

2 Поскольку по условиям рассматриваемого в настоящей статье примера местом регистрации как заимодавца, так и заемщика является РФ, сделки между ними могут быть признаны контролируемыми на основании п. 2 ст. 10514 НК РФ. В связи с этим установленные абз. 3 подп. 1 п. 12 ст. 269 НК РФ минимальные и максимальные значения интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых контролируемыми по основаниям, отличным от оснований, указанных в п. 2 ст. 10514 НК РФ, в настоящей статье не приводятся.

3 В отношении размера суммового критерия для целей признания сделок между взаимозависимыми лицами контролируемыми НК РФ установлены исключения в зависимости от обстоятельств, в связи с наличием которых сделки признаются контролируемыми. По сделкам, признаваемым контролируемыми на основании подп. 2, 4–7 п. 2 ст. 10514 НК РФ, суммовой критерий установлен на уровне 60 млн руб., по сделкам, признаваемым контролируемыми на основании подп. 3 п. 2 ст. 10514 НК РФ, — на уровне 100 млн руб. Положения подп. 2–7 п. 2 ст. 10514 НК РФ подлежат применению в зависимости от субъектного состава сделок между взаимозависимыми лицами и их предмета.

4 Обратите внимание: для целей расчета установленного подп. 1 п. 2 ст. 10514 НК РФ суммового порога понятие «доход» используется применительно к обеим сторонам сделки. Таким образом, при расчете суммы доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами для целей признания их контролируемыми следует учитывать как те сделки, по которым одной из сторон получен доход, так и те сделки, по которым такой стороной получен расход, поскольку для другой стороны сделки (контрагента) последние сделки будут являться «доходными».

5 Аналогичные выводы содержат письма Минфина России от 23 мая 2012 г. № 03-01-18/4-67 и от 23 апреля 2012 г. № 03-03-18/3-56.

6 Решение Совета директоров Банка России от 31 июля 2015 г.

7 Здесь и далее автор исходит из того, что по условиям дополнительного соглашения устанавливается фиксированная процентная ставка по займам.

8 При условии, что в период срока действия таких долговых обязательств стороны не заключат новых соглашений об изменении процентных ставок по ранее выданным суммам займа.