Безопасность дорожного движения на предприятии

Статьи по теме

Ключевые проблемы • Кого назначить ответственным за безопасность дорожного движения? • Какие работы по безопасности дорожного движения нужно проводить на предприятии? • Какие документы по безопасности дорожного движения должны быть на предприятии?

Кого назначить ответственным за безопасность дорожного движения

В настоящее время трудно представить современное предприятие, будь то огромный холдинг или небольшая инжиниринговая компания, без наличия на ее бухгалтерском балансе автомобильного транспорта. Использование автомобилей непременно связано с ДТП, которые приводят к травмам и несчастным случаям с работниками. Чтобы этого избежать, нужно обеспечить безопасность дорожного движения в организации.

Читайте также в системе «Охрана труда»:

Для предупреждения ДТП на предприятии формируют службу безопасности дорожного движения. Необходимость создания службы зависит от количества водителей в организации – если их меньше 50, достаточно назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Таким ответственным, как правило, назначают директора, главного инженера или заместителя руководителя. В должностной инструкции назначенного сотрудника должны быть прописаны функции по обеспечению безопасности дорожного движения. Если ответственный не назначен, эту работу по умолчанию выполняет руководитель организации.

Подробнее в видео:

директор ООО «Профит-Сервис» (Владивосток)

Помимо обучения по безопасности дорожного движения, водители, участвующие в перевозке пассажиров, должны проходить стажировку. Ее проводят для вновь принятых сотрудников, тех, у кого был перерыв в работе более 12 месяцев, а также для водителей, переведенных на новые маршрут или транспортное средство. Только после успешной стажировки водителя можно допускать к самостоятельной работе.

Ответственное лицо, наряду с другими сотрудниками, связанными с обеспечением безопасного дорожного движения на предприятии, должны пройти аттестацию в территориальном органе Управления государственного автодорожного надзора (далее – УГАДН). Аттестации подлежат следующие работники предприятия:

  • руководители или их заместители, отвечающие за обеспечение безопасности движения;
  • начальники:
    – службы эксплуатации;
    – отделов: безопасности дорожного движения, технического контроля, связанных с эксплуатацией автотранспорта;
    – колонн, маршрутов;
  • специалисты – диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

После аттестации работникам выдают соответствующие удостоверения, действующие пять лет.

Кроме того, специалисты предприятий, занимающихся автомобильными перевозками, должны проходить обучение по дополнительной программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах России» с получением удостоверения о профессиональной компетенции.

Какие работы по безопасности дорожного движения нужно проводить на предприятии

Служба безопасности дорожного движения (или ответственный работник) на предприятии должна выполнять следующие функции:

  • разрабатывать и проводить мероприятия для обеспечения безаварийной работы транспортных средств организации;
  • контролировать деятельность других служб и подразделений, связанных с вопросами обеспечения безопасности дорожного движения и эффективным использованием транспортных средств;
  • учитывать ДТП и нарушения водителями Правил дорожного движения;
  • следить, чтобы на линию выпускались только исправные и полностью укомплектованные транспортные средства, а также принимать их обратно с проверкой техсостояния и своевременности возвращения;
  • допускать к управлению транспортными средствами обученных, имеющих соответствующую квалификацию и прошедших стажировку водителей;
  • контролировать проведение предрейсового и послерейсового медосмотров водителей.

ведущий инженер по охране труда Сибирского центра безопасности труда ООО «Сибирский центр безопасности труда» (Барнаул)

Если в штате предприятия больше 50 водителей, придется выделить специальное помещение под учебный класс по безопасности дорожного движения. В нем будут проводиться занятия по профилактике ДТП и повышению профессиональных знаний водительского состава. При небольшом количестве водителей достаточно организовать уголок по безопасности дорожного движения.

Как обеспечить безопасность дорожного движения

Добрый день. Уважаемые коллеги. Тема БДД, как я посмотрел, обсуждается частично по различным тематикам. Я открываю эту ветку, в помощь ответственному по БДД и/или руководителю, который по каким-то причинам не делегировал ответственность по обеспечению БДД в организации. Мотивом написания своего опыта является желание помочь тем, кто до сих пор не знает как правильно организовать эту деятельность. Для начала я обозначу вопросы которые мучают очень многих:

  • кто может быть ответственным лицом по БДД и нужен ли он вообще;
  • какими нормативными документами пользоваться для обеспечения БДД;
  • нужно ли проходить ответственному лицу обучение и аттестацию по БДД;
  • какие мероприятия проводить для выполнения статьи 20 ФЗ №196 «О БДД»;
  • где взять полный пакет готовых шаблонов для обеспечения БДД;

    Но прежде я задам вам вопрос: «Для чего вы это делаете?». Ответ скорее будет таким: «Потому что требует законодатель». Почитав многие комментарии я увидел такие ответы типа: «..на меня повесили, что делать?», «где взять чтобы отвязались?» и т.д. Эта ежедневная рутина, которую вам приходится делать каждый день и возможно придется делать до пенсии. Тогда я задам вам вопрос: «А что вам мешает получать удовольствие от это работы?». Я уверен очень многих этот вопрос введет в ступор. Я приведу простой пример из жизни. Мужчине приходится почти каждые два дня бриться (в среднем). И делает он это не потому что он хочет, а потому что надо. И возможно каждый из вас хоть раз в неделю ловил себя на мысли: «Ааааа, опять бриться!» А что мешает вам получать удовольствие?. Купите красивый станок, хорошую пену и освежающий лосьон. И вы будете с радостью бежать в ванную комнату. А побрившись скажете: «То что надо!»

    Так вот здесь так же. Получите знания и вы получите свободу и наслаждение от своей работы. Результатом будет уверенность в своих действиях и готовность к любым надзорным плановым и внеплановым проверкам.

    Я, директор транспортной организации, получивший опыт не на курсах повышения квалификации (курсы не о чем), а на реальном практическом опыте, перелопатив всю нужную законодательную базу. И я с уверенностью могу сказать, что получить удовольствие от это работы можно и нужно (как и от любой другой).

    Для начала я обозначу вам первый шаг для понимания как обеспечить БДД. Есть три «кита»:

    1. персонал;
    2. транспорт;
    3. документация.

    Ваша работа должна быть построена именно вокруг них:

    1. Это требования к персоналу, транспорту и документации;
    2. Это работа с персоналом, транспортом и документацией.

    В своей организации я разработал политику по обеспечению безопасности дорожного движения, в котором всю описательную часть я построил именно на выше обозначенных темах, которые легли в главы.
    Если у вас есть интерес, вы можете оставить комментарии. В зависимости от этого я буду находить время для посещения этой ветки. Возможно кто-то поделится своими мыслями.

    Инженер по охране труда и безопасности дорожного движения

    проверено

    Транспорт и Логистика

    Васильков

    Транспортная компания открывает вакансию Инженер по охране труда и безопасности дорожного движения.

    1. Ведение журналов выпуска автомобилей на линию (ежедневно).
    2. Проведение предрейсовых инструктажей с водителями, ведение журнала (перед выпуском автомобиля на линию).
    3. Организация проведения медосмотров для водителей (два раза в год).
    4. Контроль наличия и своевременное проведение перезарядки огнетушителей на автомобильном транспорте (по необходимости, но не реже 1 раза в год).
    5. Контроль соблюдения сотрудниками компании правил дорожного движения и техническому обслуживанию автомобилей (постоянно).
    6. Принимает участие в проведении служебных расследований дорожно-транспортных происшествий, которые случались при участии автотранспортных средств компании, с выездом на место.
    7. Ведение учета дорожно-транспортных происшествий и нарушений водителями правил дорожного движения, анализирует обстоятельства и причины их возникновения, разрабатывает и внедряет конкретные меры их устранения.
    8. Проведение вступительных инструктажей по охране труда и пожарной безопасности при принятии на работу сотрудников, ведение соответствующих журналов.
    9. Проведение аудита и актуализация нормативно-правовых актов по охране труда, существующих в компании.
    • Образование высшее.
    • Образование по специальности «Безопасность технологических процессов».
    • Опыт работы инженером по охране труда на производстве от 3х лет.
    • Знание законодательных и нормативно-правовых актов, методических материалов по вопросам охраны труда.
    • Владение методами изучения условий труда на рабочих местах.
    • Умение организовать работу по охране труда.
    • Знание системы стандартов безопасности труда.
    • Правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ.
    • Знание порядков и сроков составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда.

    Работа в ПГТ Глеваха от метро Теремки и Академгородок ходит корпоративная маршрутка (время маршрута от Теремков 20 мин.• от Академгородка 40 мин).

    Режим работы: частичная занятость рабочий день с 9-00 -17-00 с пн-пт.

    Компенсация обедов, оплата больничных, отпуска.

    Основные понятия и правовые основы безопасности дорожного движения

    В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О без­опасности дорожного движения» (далее Закон о безопасности дорожного движения) содержатся основные понятия, в том числе:

    • Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помо­щью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
    • Безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
    • Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (далее – ДТП).
    • Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий.
    • Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосред­ственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
    • Организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распо­рядительных действий по управлению движением на дорогах.
    • Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, которая включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
    • Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

    Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения

    Законодательство Российской Федерации о безопасности дорож­ного движения состоит из упомянутого выше Закона о безопасности дорожного движения и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

    Закон о безопасности дорожного движения определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами названного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий.

    Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения

    Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

    • приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятель­ности;
    • приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвую­щих в дорожном движении;
    • соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
    • программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

    Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Закон № 40-ФЗ) определяются правовые, экономи­ческие и организационные основы обязательного страхования граж­данской ответственности владельцев транспортных средств в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.

    Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» в редакции последующих указов утверждено Положение о Государственной инспек­ции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — Госавтоинспекция).

    Правительством Российской Федерации утверждены:

    • Постановлением от 30.07.2004 № 395 – Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации (Минтранс: России);
    • Постановлением от 30.07.2004 № 398 – Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);
    • Постановлением от 23.07.2004 № 374 – Положение о Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор);
    • Постановлением от 09.00.2010 № 409 – Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы но надзору в сфере транспорта, осуществля­ющих контрольные (надзорные) функции;
    • Постановлением от 15.04.2011 № 272 – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом;
    • Постановлением от 29.06.1995 № 647 – Правила учета дорожно-транспортных происшествий.

    Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транс­порте (ПОТ РМ-027-2003), утвержденные постановлением Минтруда России от 12.05.2003 № 28, распространяются на работников авто­транспортных организаций, автотранспортных цехов, участков иных организаций, представляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонт­ные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также па предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, на грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении перевозок автомобильным транспортом.

    Вышеназванные и ряд других нормативных правовых актов соз­дают организационно-правовые и организационно-технические основы обеспечения безопасности дорожного движения.

    Инструкция по безопасности дорожного движения

    Глава 1. Общие требования по охране труда

    1. К управлению транспортными средствами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение (курсы), и имеющие удостоверение, выданное Госавтоинспекцией на право управления транспортным средством данной категории и талон к нему.

    Удостоверение на право управления транспортным средством предъявляется диспетчеру перед выездом на линию при получении путевого листа.

    2. Рабочие, специалисты и руководители могут быть допущены к управлению транспортным средством только после проверки знаний Правил дорожного движения и настоящей инструкции.

    3. При работе на транспортных средствах возможно воздействие следующих вредных и опасных производственных факторов:

    движущиеся машины и механизмы;

    повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

    повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

    повышенная влажность воздуха рабочей зоны;

    повышенная подвижность воздуха;

    в процессе работы на транспортных средствах контакт с вредными веществами: этилированным бензином, антифризом, выхлопными газами и другими;

    движущиеся части механизмов, электропровода и токоведущие части электроприборов транспортных средств;

    работа в стесненных условиях при ремонте и регулировке узлов и систем транспортных средств;

    возможность возникновения пожара, как при движении транспортного средства, так и при его ремонте в связи с использованием в качестве топлива легко воспламеняющихся жидкостей;

    шум, вибрация, недостаточная освещенность.

    4. Работники должны выполнять требования «Правил дорожного движения» и правил внутреннего трудового распорядка.

    5. Работникам запрещается:

    управлять транспортным средством в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном или наркотическом опьянении или с остаточными явлениями опьянения;

    употребление спиртных напитков в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе;

    отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на длительных стоянках;

    Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

    6. При прохождении и проезде по территории организации следует пользоваться только установленными проходами и проездами.

    7. При выезде на линию иметь при себе:

    удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;

    регистрационные документы на транспортное средство;

    путевой или маршрутный лист.

    8. Работники должны знать и соблюдать правила личной гигиены, должны уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастном случае.

    9. Работникам по управлению транспортных средств запрещается:

    пользоваться во время движения транспортного средства мобильным телефоном. Пользование мобильным телефоном во время движения допускается только в случае, если транспортное средство оснащено комплектом громкой связи и (или) устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;

    выполнять ремонт транспортного средства и его обслуживание на проезжей части дороги;

    создавать препятствие для дорожного движения или опасность для движения;

    эксплуатировать транспортное средство с нарушением требований экологической безопасности, не зарегистрированное в установленном порядке, не прошедшее государственного технического осмотра;

    допускать загрязнение дорог и окружающей среды.

    10. Работники обязаны оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении своего здоровья.

    11. Работники, не выполняющие требования инструкции по охране труда и правил дорожного движения, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

    Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

    12. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобилей должны соответствовать требованиям стандартов, инструкций заводов-изготовителей, правил дорожного движения.

    13. Перед началом работы работник должен:

    одеть и привести в порядок спецодежду;

    проверить наличие удостоверения на право управления транспортным средством данной категории и талона к водительскому удостоверению, регистрационного документа на транспортное средство, а также наличие необходимой документации (путевого листа, документа на перевозимый груз и т.п.).

    проверить техническую исправность транспортного средства;

    проверить наличие набора исправных инструментов, противооткатных упоров, знака аварийной остановки, медицинской аптечки, буксирного приспособления;

    проверить наличие средств пожаротушения.

    14. При проверке технического состояния транспортного средства работник должен:

    убедиться в отсутствии наружных повреждений транспортного средства;

    проверить его комплектность;

    проверить техническое состояние частей транспортного средства, которые влияют непосредственно на безопасность движения;

    обратить внимание на заправку автомобиля топливом, маслом, водой и тормозной жидкостью, уровень электролита в аккумуляторной батарее.

    15. В случае выявления неисправностей транспортного средства работник не имеет права выезжать на линию до их устранения.

    Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

    16. Требования безопасности при запуске двигателя автомобиля.

    перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение.

    в холодное время года для обеспечения надежного пуска двигателя необходимо произвести его предварительный подогрев. Для разогрева двигателя следует применять горячую воду, пар или горячий воздух. Подогревать двигатель открытым пламенем запрещается.

    у газобаллонных автомобилей пуск двигателя должен производиться на топливе одного вида: газе или бензине.

    перед включением зажигания, пуском двигателя или включением осветительных электрических приборов необходимо в течение некоторого времени держать капот открытым для выветривания газа из подкапотного пространства, после чего проверить исправность газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений.

    пуск двигателя автомобиля водитель должен производить при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается только в исключительных случаях.

    17. При пуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:

    пусковую рукоятку поворачивать сверху вниз;

    не брать рукоятку в обхват;

    при ручкой регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

    не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.

    18. Запрещается осуществлять пуск двигателя путем буксировки автомобиля.

    19. Требования безопасности при заправке автомобиля топливом.

    20. Заправку автомобиля топливом водитель должен производить в соответствии с требованиями безопасности, установленными для заправочных пунктов, которые должны быть вывешены на видном месте.

    21. Во время заправки автомобиля топливом запрещается:

    курить и пользоваться открытым огнем;

    производить ремонтные и регулировочные работы;

    переводить автомобиль с одного вида топлива на другой;

    оставлять автомобиль без присмотра;

    заправлять автомобиль топливом при работающем двигателе;

    допускать перелив топлива;

    заводить двигатель автомобиля, если возле автомобиля пролит бензин (до его испарения);

    находиться пассажирам в кабине, салоне или кузове.

    22. При заправке автомобиля топливом в зимнее время года заправочные пистолеты следует брать только в рукавицах, соблюдая особую осторожность и не допуская обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

    23. При заправке газобаллонного автомобиля сжиженным или сжатым природным газом водитель должен:

    установить автомобиль на стояночный тормоз и заземлить;

    закрепить автомобиль переносными башмаками-клиньями;

    закрыть магистральный вентиль; расходные вентили при этом должны быть открыты.

    24. При заправке газобаллонного автомобиля запрещается:

    заполнять газом баллоны, у которых истек срок назначенного освидетельствования, поврежден корпус (трещины, заметное изменение формы, вмятины, глубокие риски, сильная коррозия), неисправны вентили, отсутствует надлежащая окраска или надписи, отсутствуют установленные клейма;

    наполнять баллоны газом при обнаружении утечки газа в газопроводах или соединениях;

    стоять около наполнительного шланга или баллонов во время наполнения баллонов;

    подтягивать гайки и соединения, производить регулировку и ремонт газовой арматуры, находящейся под давлением;

    стучать металлическими предметами по арматуре и газопроводам, находящимся под давлением;

    оставлять без наблюдения автомобиль во время заправки;

    держать автомобиль присоединенным к заправочной колонке, когда заправка его не производится;

    производить заправку автомобиля во время грозы;

    вести вблизи автомобиля какие-либо работы, не относящиеся к заправке;

    курить и пользоваться открытым огнем;

    проверять герметичность соединения газовой аппаратуры огнем;

    допускать посторонних лиц к заправочной колонке.

    25. При переполнении баллона газобаллонного автомобиля СУГ более предельного уровня (85% его объема) необходимо вывести автомобиль в безопасную зону и выработать излишек газа.

    26. По окончании заправки водитель должен:

    проверить мыльной эмульсией плотность закрытия вентиля баллона;

    запустить двигатель и выехать с территории АГЗС.

    27. Если после заправки двигатель при пуске дает перебои (хлопки), то его следует немедленно заглушить, а автомобиль откатить или отбуксировать на расстояние не менее 15м от заправочной колонки.

    28. Запрещается переводить автомобиль с одного вида топлива на другой в радиусе 15 м от заправочной колонки.

    29. Требования безопасности при применении этилированного бензина.

    30. При заправке автомобиля этилированным бензином водитель должен соблюдать следующие требования безопасности:

    заправку производить из бензоколонки со шлангом, снабженным раздаточным пистолетом;

    при заправке находиться с наветренной стороны автомобиля.

    заправлять автомобиль этилированным бензином при помощи леек и т.п., а также получать этилированный бензин в тару (канистры);

    применять этилированный бензин для промывки деталей, чистки одежды, а также мытья рук;

    обезвреживать места, залитые этилированным бензином, сухой хлорной известью;

    перевозить этилированный бензин на автомобилях совместно с другими грузами, вместе с людьми, а также в кузовах легковых автомобилей. Лицо, сопровождающее грузовой автомобиль с этилированным бензином, должно находиться в кабине;

    хранить в кабине или кузове автомобиля обтирочные материалы, пропитанные этилированным бензином;

    засасывать ртом через шланг этилированный бензин и продувать систему питания.

    32. При появлении во время движения запаха бензина водитель должен немедленно остановиться, выяснить причину появления запаха и устранить ее.

    33. При работе на линии обтирочные материалы, загрязненные этилированным бензином, следует сжигать за бровкой дороги, в стороне от автомобиля, приняв меры для предупреждения распространения огня. При этом водитель не должен уезжать, пока сжигаемые материалы не сгорят и не погаснет огонь.

    34. Требования безопасности при работе на линии;

    выполнять правила дорожного движения;

    выбирать скорость движения с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза;

    не допускать резкого торможения и резких поворотов, не превышать установленной скорости;

    наблюдать за показаниями контрольных приборов автомобиля;

    следить за сохранностью груза;

    с наступлением темноты включить осветительные приборы: на неосвещенных участках дорог – дальний или ближний свет фар, а на освещенных – ближний свет фар и (или) габаритные огни.

    35. При работе на линии водителю запрещается:

    отклоняться от установленного маршрута и мест стоянок;

    двигаться с выключенным сцеплением и двигателем;

    управлять транспортным средством в случае нахождения в состоянии алкогольного опьянения либо под воздействием наркотических средств и психотропных или токсических веществ, а также употреблять их после дорожно-транспортного происшествия до проверки в установленном порядке;

    36. При остановке автомобиля водитель, покидая кабину, должен обезопасить автомобиль от самопроизвольного движения (выключить зажигание или прекратить подачу топлива, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом).

    Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно поставить под колеса специальные упоры (башмаки).

    37. Запрещается во время стоянки водителям, грузчикам и другим лицам отдыхать или спать в кабине, салоне или закрытом кузове при работающем двигателе.

    Глава 4. Требования по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах

    38. Во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ водитель должен соблюдать следующие требования безопасности:

    подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную площадку так, чтобы расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), было не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту) – не менее 1,5 м. При установке автомобилей для погрузки или разгрузки вблизи стены здания (сооружения) между зданием и задним бортом кузова должно обеспечиваться расстояние не менее 0,5 м, при этом заднее колесо автомобиля должно упираться в бордюрный камень тротуара или отбойный брус. Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно составлять не менее 1 м;

    при погрузке (разгрузке) грузов с эстакады, платформы, рампы высотой, равной уровню пола кузова автомобиля, подъезжать вплотную к ним, чтобы не оставалось прохода и тем самым не создавалась опасность попадания работающих между транспортом и площадкой;

    при разгрузке автомобиля-самосвала у откоса, оврага и т.п. подъезжать к откосу на расстояние, определяемое из конкретных условий и конуса осыпания грунта;

    поставить автомобиль на стояночный тормоз, под колеса подложить упоры (башмаки);

    следить за проведением погрузочно-разгрузочных работ. Груз должен размещаться, а при необходимости закрепляться на автомобиле так, чтобы он не подвергал опасности водителя и окружающих; не ограничивал водителю обзорности; не нарушал устойчивости автомобиля; не закрывал световые и сигнальные приборы, а также номерные знаки и регистрационные номера;

    опасные грузы принимать к перевозке в специально опломбированной таре. На всех грузовых местах, содержащих опасные вещества, должны быть ярлыки, обозначающие вид опасности груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке;

    при погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и т.г.) на автомобиль с прицепом-роспуском следить за тем, чтобы был оставлен зазор между щитом, установленным за кабиной автомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах и разворотах груз не цеплял за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении и движении под уклон груз должен быть надежно закреплен.

    39. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ водителю автомобиля запрещается находиться в кузове и кабине автомобиля.

    40. После погрузки водитель обязан проверить соответствие укладки и надежность крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов – потребовать от лица, ответственного за погрузочные работы, устранить их.

    Глава 5. Контейнерные перевозки

    41. Во время погрузки контейнеров на автомобиль водитель следит за соблюдением правил техники безопасности погрузки и крепления (проверяет исправность контейнера и наличие надежных стяжек). Установка и крепление контейнеров на автомобиль производиться согласно схемам.

    42. Водителю запрещается производить строповку контейнеров и снятие стяжек, а также ходить по крыше контейнеров.

    43. Водитель после погрузки контейнера на автомобиль проверяет наличие пломб и закрытие дверей контейнеров. Проезд людей в кузове автомобиля запрещен.

    Глава 6. Требования к погрузочно-разгрузочным площадкам

    44. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть хорошо освещены, освобождены от посторонних предметов и иметь основание, обеспечивающее устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемых материалов и транспортных средств.

    45. Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по схеме, утвержденной администрацией предприятия (организации), с установкой соответствующих дорожных знаков, а также знаков, принятых на железнодорожном транспорте.

    46. Проходы и рабочие места должны быть выровнены и не иметь ям, рытвин. Зимой проходы должны быть очищены от снега, а в случае обледенения посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.

    47. Для прохода (подъема) на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары, лестницы, мостики, тралы, отвечающие требованиям безопасности.

    48. Для предупреждения о возможной опасности в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть установлены ( вывешены) знаки безопасности.

    49. При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом, должно быть не менее 1 м, а стоящими рядом (по фронту) – не менее 1,5 м.

    50. Если автомобили устанавливаются для погрузки или разгрузки вблизи зданий, между этим зданием и задним очертанием автомобиля должен соблюдаться интервал не менее 0,5 м, а на площадке должен быть устроен отбойный брус.

    Глава 7. Требования по охране труда по окончании работы

    51. После возвращения с линии водитель должен:

    проверить комплектность автомобиля;

    проверить техническое состояние частей автомобиля, которые влияют непосредственно на безопасность движения;

    у газобаллонных автомобилей проверить техническое состояние газового редуктора и герметичность соединений газовой магистрали мыльной эмульсией или прибором; все газовые коммуникации и арматуру очистить от пыли и грязи; произвести слив масляного конденсата из газового редуктора; в зимнее время произвести слив воды из полости испарителя (при заполнении системы охлаждения водой);

    провести уборочно-моечные работы;

    в случае выявления неисправностей в автомобиле и невозможности их самостоятельного устранения сообщить непосредственному руководителю для постановки автомобиля на техническое обслуживание или ремонт;

    поставить автомобиль на стоянку. При постановке газобаллонного автомобиля на стоянку необходимо закрыть вентиль на баллоне, выработать весь газ, находящийся в системе питания, затем выключить зажигание. Въезд в помещение, предназначенное для хранения газобаллонных автомобилей, а также перемещение внутри этого помещения производится на бензиновом топливе;

    снять спецодежду в специально отведенном месте.

    52. Запрещается въезд в гараж автомобилей с неисправной газовой аппаратурой и при наличии утечки газа. Автомобили с неисправной газовой аппаратурой должны храниться на открытых площадках, без газа в системе питания.

    Глава 8. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

    53. В случае дорожно-транспортного происшествия водитель автомобиля должен действовать в соответствии с правилами дорожного движения.

    54. При возникновении пожара на автомобиле водитель обязан:

    вывести автомобиль в безопасное место;

    остановить автомобиль, заглушить двигатель;

    принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения;

    при невозможности ликвидировать пожар имеющимися средствами пожаротушения, вызвать пожарную охрану.

    55. В случае возникновения пожара на газобаллонном автомобиле:

    перекрыть магистральный и баллонный вентили при работающем двигателе;

    увеличить число оборотов коленчатого вала и быстро выработать газ, оставшийся в системе питания;

    принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения;

    при невозможности ликвидировать пожар имеющимися средствами пожаротушения, вызвать пожарную охрану.

    56. При возникновении пожара в легковом или грузовом автомобиле, перевозящем людей, необходимо:

    принять меры к эвакуации людей (открыть двери легкового автомобиля, при невозможности – выдернуть шнур и выдавить стекло);

    принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения;

    при невозможности ликвидировать пожар имеющимися средствами пожаротушения, вызвать пожарную охрану.

    57. В случае аварийной разгерметизации баллона, газовых трубопроводов, находящихся под давлением, водитель газобаллонного автомобиля обязан:

    устранить, если возможно, неисправность или сообщить о происшедшем на предприятие;

    при невозможности устранения утечки газа необходимо эвакуировать автомобиль в безопасное место вдали от людей и источников огня и стравить газ в атмосферу.

    После полного выхода газа в атмосферу и его улетучивания можно продолжить работу на бензине.

    Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда».