Содержание статьи:

Гпз это воинский учет

и военно-учетные работники ОМСУ и организаций Нижнеилимского района!

В соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Инструкции по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее — Инструкция по бронированию), органы местного самоуправления и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, обязаны ежегодно представлять отчеты о состоянии работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе (далее — ГПЗ).

Основными ежегодными отчетными документами являются:

а) для организаций, ведущих воинский учет и бронирование ГПЗ:

— отчет о численности работающих и забронированных ГПЗ (форма 6);

— карточка учета организации (форма 18);

— доклад (пояснительная записка) о состоянии работы по воинскому учету и бронированию ГПЗ за отчетный период.

При подготовке отчёта по форме 6 для определения кода категории должности (руководитель, специалист, другой служащий) необходимо использовать общероссийский классификатор профессий рабочих и должностей служащих.

б) для организаций, ведущих только воинский учет ГПЗ:

— карточка учета организации (форма 18).

Отчет по форме 6, карточка (форма 18) и доклад (пояснительная записка) составляются ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения об организации, о численности работающих и забронированных ГПЗ, о проделанной работе по вопросам бронирования ГПЗ в организации, за которую они представляются.

Перед составлением отчетных документов военно-учетные работники организаций обязаны:

провести сверку данных воинского учета личных карточек (форма № Т-2) с военными билетами ГПЗ, с фактической численностью работающих в организациях ГПЗ;

провести сверку личных карточек (форма № Т-2) с учетными данными военного комиссариата Нижнеилимского района (далее — ВКНР);

оформить отсрочки ГПЗ, подлежащим бронированию;

аннулировать до конца текущего года отсрочки от призыва забронированным ГПЗ, потерявшим по различным причинам права на отсрочку от призыва на военную службу, снять их со специального воинского учета в ВКНР и не включать их в отчет в качестве забронированных.

Все лица, достигшие предельного возраста пребывания в запасе и подлежащие в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» снятию с воинского учета с 1 января следующего года в число ГПЗ в отчет не включаются, а предоставленные им отсрочки от призыва на военную службу аннулируются до составления отчета.

Заполненные в трех экземплярах отчетные документы (форма 6 и форма 18) представляются на согласование в ВКНР. После согласования первый экземпляр документов остается в деле организации, второй – в ВКНР, третий – направляется нарочным или почтой в районную комиссию по бронированию ГПЗ.

Доклад (пояснительная записка) о состоянии работы по воинскому учету и бронированию ГПЗ за отчетный период) представляется только в районную комиссию по бронированию ГПЗ.

Сроки предоставления отчетов — до 15 ноября текущего года.

Как организовать воинский учет в организации. Пошаговая инструкция 2018

Воинский учет в организации 2018: нормативно-правовая база

  • Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Указ Президента РФ от 14 августа 1992 года № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
  • Постановление Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время от 03.02.2015 №664с;
  • Инструкция Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
  • Методические рекомендации Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях.

Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:

  1. Общий воинский учет.
  2. Специальный – бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция

Шаг 1. Назначение ответственного лица

Чтобы начать ВУР на предприятии, необходимо издать приказ и назначить ответственное лицо, а также лиц, замещающих на время отсутствия основного ответственного. Как правило, этой работой занимаются работники отдела кадров.

На основании Постановления Правительства № 719, исходят из следующих нормативов:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник — при наличии от 500 до 2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника — при наличии от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан.

Копию данного приказа необходимо будет представить в местный военный комиссариат. О последующих изменениях также надо уведомлять ВК.

Работнику кадровой службы необходимо включить в трудовой договор и должностную инструкцию соответствующие обязанности по ведению воинского учета.

Шаг 2. Определить, с кем работать

Итак, все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ). Исключения составляют лица:

  1. проходящие военную службу;
  2. отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  3. женского пола, не имеющие военной специальности;
  4. постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства № 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета на предприятиях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.04.2008 года, необходимо учитывать:

  • мужчин призывного возраста (18–27 лет), не зачисленных в запас;
  • мужчин, находящихся в запасе;
  • сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лиц, освобожденных от призыва;
  • мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  • граждан, уволенных из армии;
  • работников, служивших альтернативно;
  • женщин, получивших военные специальности.

Если в компании осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции от 03.02.2015 №664с.

Шаг 3. Регистрация работодателя в военном комиссариате

Если воинский учет в компании раньше не велся, либо фирма недавно создана, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате (ВК). Как правило, сотрудники ВК готовы провести вводный инструктаж, выдать методические указания, бланки, а также проконсультировать ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам.

Юридическому лицу необходимо зарегистрироваться в местном военном комиссариате.

Воинский учет и бронирование в организации, которая является филиалом, ведется по месту ее нахождения, в случае отсутствия возможности и необходимости – данные направляются по почте из головного общества;

Работодатель обязан вести воинский учет, в том числе и работников – внешних совместителей.

Документооборот по общей ВУР

Компания предоставляет в ВК:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, а также ежегодно в сентябре – списки мужчин 15 и 16 лет (каждый год до 1 ноября).

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Компания работодателя обязана создать и вести:

  • Приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • План работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • Картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • Расписки в приеме документов воинского учета и корешки от них;
  • Карточка учета организации (КУО форма № 18);
  • Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.

Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками. Согласно п. 39 Методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.

Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы.

Практическая часть

При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового Кодекса, соискатель обязан предъявить военный билет. На практике кандидаты могут уклоняться от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т.д. В таком случае, работодателю следует отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере, до момента предоставления всех документов. Работодатель может пойти на встречу и взять письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.

Другой вариант – самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.

В любом случае данный факт нужно зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности.

При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительный военный билет или приписное свидетельство. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2-х недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна.

Ответственное лицо снимает копию или сканирует военный билет полностью или со всех страниц, на которых есть записи.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

Инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Это позволяет обеспечивать кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время, а заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия, путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

Бланки формы №4 по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании, необходимо заполнить форму.

Отчетность для работодателей

Компании представляют отчет:

  • в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.

Ежегодными отчетными документами о состоянии работы по бронированию ГПЗ являются:

  • отчет о численности работающих и отоборанных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
  • доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
  • карточка учета (форма № 18).

Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.

Предприятия, где не ведется бронирование, представляют в качестве отчета форма № 18.

Контроль за исполнением законодательства

Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК.

Проверку проводят представители военкомата или органов местного самоуправления, они должны оценить ВУР юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту представляемых документов (личных карточек сотрудников, плана работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.

Ответственность установлена Кодексом об административных правонарушениях, Так, в соответствии со статьей 21.1 КоАП РФ непредставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Как организовать воинский учет в организации. Пошаговая инструкция 2018

Воинский учет в организации 2018: нормативно-правовая база

  • Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Указ Президента РФ от 14 августа 1992 года № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
  • Постановление Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время от 03.02.2015 №664с;
  • Инструкция Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
  • Методические рекомендации Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях.

Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:

  1. Общий воинский учет.
  2. Специальный – бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция

Шаг 1. Назначение ответственного лица

Чтобы начать ВУР на предприятии, необходимо издать приказ и назначить ответственное лицо, а также лиц, замещающих на время отсутствия основного ответственного. Как правило, этой работой занимаются работники отдела кадров.

На основании Постановления Правительства № 719, исходят из следующих нормативов:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник — при наличии от 500 до 2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника — при наличии от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан.

Копию данного приказа необходимо будет представить в местный военный комиссариат. О последующих изменениях также надо уведомлять ВК.

Работнику кадровой службы необходимо включить в трудовой договор и должностную инструкцию соответствующие обязанности по ведению воинского учета.

Шаг 2. Определить, с кем работать

Итак, все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ). Исключения составляют лица:

  1. проходящие военную службу;
  2. отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  3. женского пола, не имеющие военной специальности;
  4. постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства № 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета на предприятиях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.04.2008 года, необходимо учитывать:

  • мужчин призывного возраста (18–27 лет), не зачисленных в запас;
  • мужчин, находящихся в запасе;
  • сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лиц, освобожденных от призыва;
  • мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  • граждан, уволенных из армии;
  • работников, служивших альтернативно;
  • женщин, получивших военные специальности.

Если в компании осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции от 03.02.2015 №664с.

Шаг 3. Регистрация работодателя в военном комиссариате

Если воинский учет в компании раньше не велся, либо фирма недавно создана, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате (ВК). Как правило, сотрудники ВК готовы провести вводный инструктаж, выдать методические указания, бланки, а также проконсультировать ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам.

Юридическому лицу необходимо зарегистрироваться в местном военном комиссариате.

Воинский учет и бронирование в организации, которая является филиалом, ведется по месту ее нахождения, в случае отсутствия возможности и необходимости – данные направляются по почте из головного общества;

Работодатель обязан вести воинский учет, в том числе и работников – внешних совместителей.

Документооборот по общей ВУР

Компания предоставляет в ВК:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, а также ежегодно в сентябре – списки мужчин 15 и 16 лет (каждый год до 1 ноября).

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Компания работодателя обязана создать и вести:

  • Приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • План работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • Картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • Расписки в приеме документов воинского учета и корешки от них;
  • Карточка учета организации (КУО форма № 18);
  • Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.

Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками. Согласно п. 39 Методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.

Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы.

Практическая часть

При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового Кодекса, соискатель обязан предъявить военный билет. На практике кандидаты могут уклоняться от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т.д. В таком случае, работодателю следует отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере, до момента предоставления всех документов. Работодатель может пойти на встречу и взять письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.

Другой вариант – самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.

В любом случае данный факт нужно зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности.

При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительный военный билет или приписное свидетельство. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2-х недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна.

Ответственное лицо снимает копию или сканирует военный билет полностью или со всех страниц, на которых есть записи.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

Инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Это позволяет обеспечивать кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время, а заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия, путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

Бланки формы №4 по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании, необходимо заполнить форму.

Отчетность для работодателей

Компании представляют отчет:

  • в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.

Ежегодными отчетными документами о состоянии работы по бронированию ГПЗ являются:

  • отчет о численности работающих и отоборанных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
  • доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
  • карточка учета (форма № 18).

Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.

Предприятия, где не ведется бронирование, представляют в качестве отчета форма № 18.

Контроль за исполнением законодательства

Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК.

Проверку проводят представители военкомата или органов местного самоуправления, они должны оценить ВУР юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту представляемых документов (личных карточек сотрудников, плана работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.

Ответственность установлена Кодексом об административных правонарушениях, Так, в соответствии со статьей 21.1 КоАП РФ непредставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Как организовать воинский учет в организации. Пошаговая инструкция 2018

Воинский учет в организации 2018: нормативно-правовая база

  • Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Указ Президента РФ от 14 августа 1992 года № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
  • Постановление Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время от 03.02.2015 №664с;
  • Инструкция Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
  • Методические рекомендации Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях.

Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:

  1. Общий воинский учет.
  2. Специальный – бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция

Шаг 1. Назначение ответственного лица

Чтобы начать ВУР на предприятии, необходимо издать приказ и назначить ответственное лицо, а также лиц, замещающих на время отсутствия основного ответственного. Как правило, этой работой занимаются работники отдела кадров.

На основании Постановления Правительства № 719, исходят из следующих нормативов:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник — при наличии от 500 до 2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника — при наличии от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан.

Копию данного приказа необходимо будет представить в местный военный комиссариат. О последующих изменениях также надо уведомлять ВК.

Работнику кадровой службы необходимо включить в трудовой договор и должностную инструкцию соответствующие обязанности по ведению воинского учета.

Шаг 2. Определить, с кем работать

Итак, все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ). Исключения составляют лица:

  1. проходящие военную службу;
  2. отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  3. женского пола, не имеющие военной специальности;
  4. постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства № 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета на предприятиях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.04.2008 года, необходимо учитывать:

  • мужчин призывного возраста (18–27 лет), не зачисленных в запас;
  • мужчин, находящихся в запасе;
  • сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лиц, освобожденных от призыва;
  • мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  • граждан, уволенных из армии;
  • работников, служивших альтернативно;
  • женщин, получивших военные специальности.

Если в компании осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции от 03.02.2015 №664с.

Шаг 3. Регистрация работодателя в военном комиссариате

Если воинский учет в компании раньше не велся, либо фирма недавно создана, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате (ВК). Как правило, сотрудники ВК готовы провести вводный инструктаж, выдать методические указания, бланки, а также проконсультировать ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам.

Юридическому лицу необходимо зарегистрироваться в местном военном комиссариате.

Воинский учет и бронирование в организации, которая является филиалом, ведется по месту ее нахождения, в случае отсутствия возможности и необходимости – данные направляются по почте из головного общества;

Работодатель обязан вести воинский учет, в том числе и работников – внешних совместителей.

Документооборот по общей ВУР

Компания предоставляет в ВК:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, а также ежегодно в сентябре – списки мужчин 15 и 16 лет (каждый год до 1 ноября).

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Компания работодателя обязана создать и вести:

  • Приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • План работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • Картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • Расписки в приеме документов воинского учета и корешки от них;
  • Карточка учета организации (КУО форма № 18);
  • Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.

Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками. Согласно п. 39 Методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.

Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы.

Практическая часть

При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового Кодекса, соискатель обязан предъявить военный билет. На практике кандидаты могут уклоняться от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т.д. В таком случае, работодателю следует отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере, до момента предоставления всех документов. Работодатель может пойти на встречу и взять письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.

Другой вариант – самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.

В любом случае данный факт нужно зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности.

При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительный военный билет или приписное свидетельство. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2-х недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна.

Ответственное лицо снимает копию или сканирует военный билет полностью или со всех страниц, на которых есть записи.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

Инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Это позволяет обеспечивать кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время, а заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия, путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

Бланки формы №4 по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании, необходимо заполнить форму.

Отчетность для работодателей

Компании представляют отчет:

  • в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.

Ежегодными отчетными документами о состоянии работы по бронированию ГПЗ являются:

  • отчет о численности работающих и отоборанных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
  • доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
  • карточка учета (форма № 18).

Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.

Предприятия, где не ведется бронирование, представляют в качестве отчета форма № 18.

Контроль за исполнением законодательства

Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК.

Проверку проводят представители военкомата или органов местного самоуправления, они должны оценить ВУР юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту представляемых документов (личных карточек сотрудников, плана работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.

Ответственность установлена Кодексом об административных правонарушениях, Так, в соответствии со статьей 21.1 КоАП РФ непредставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.