Лекция 8. Административная ответственность

8.1. Административная ответственность и ее признаки

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кодекс РФ об административных правонарушениях принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие Федеральным законом №196-Ф32 с 1 июля 2002 г.

В Общей части Кодекса установлены задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, определены субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т. д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями Особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, установлен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

— основанием административной ответственности является административное правонарушение] исключением является в определенных случаях совершение преступления — в случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения последний подвергается административным наказаниям (ст. 4.5, п. 4 КоАП РФ);

— субъектами административной ответственности могут быть физические лица и юридические лица;

— административные наказания являются мерой административной ответственности и применяются за совершение административных правонарушений;

— административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц (гл. 23 КоАП РФ);

— административные наказания применяются полномочными субъектами к неподчиненным им правонарушителям;

— применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;

— меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т. е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются:

— основание — административное правонарушение;

Понятие административного правонарушения и административной ответственности

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

Рекомендуем по теме:

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность.

Статья 9. Понятие административного правонарушения.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законом предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут в соответствии с законом уголовной ответственности.
(В ред. от 05.04.2001 г.)

Статья 10. Совершение административного правонарушения умышленно.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Статья 11. Совершение административного правонарушения по неосторожности.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статья 12. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность.
Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Статья 13. Ответственность несовершеннолетних.
К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры воздействия, предусмотренные статьей 241 настоящего Кодекса.
В случае совершения лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административных правонарушений, предусмотренных статьями 44, 51, 121-127, частями первой и второй статьи 130, частью второй статьи 156, статьями 173, 174,185, 190-195 настоящего Кодекса, они подлежат административной ответственности на общих основаниях. С учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к указанным лицам (за исключением лиц, совершивших правонарушение, предусмотренное статьей 185) могут быть применены меры воздействия, предусмотренные статьей 241 настоящего Кодекса.
(В ред. от 29.05.85 г., 19.05.89 г., 29.07.91 г., 15.11.94 г., 15.02.95 г., 22.09.2005 г.)

Статья 14. Ответственность должностных лиц.
Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Статья 15. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений.
Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и руководящего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, санитарно-гигиенических и- санитарно-противоэпидемических правил и норм, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, совершение коррупционных деяний и других правонарушений, связанных с коррупцией, нарушение тишины в общественных местах, неправомерное использование государственного имущества, незаконное приобретение или хранение специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, иных средств негласного получения информации, непринятие мер по частному определению суда или частному постановлению судьи, относительно представления органа дознания, следователя или протеста, предписания или представления прокурора, уклонение от исполнения законных требований прокурора, нарушение законодательства о государственной тайне, нарушение порядка учета, хранения и использования документов и иных носителей информации, которые содержат конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства, эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест.
Другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную ответственность на общих основаниях.
В случаях, указанных в части первой настоящей статьи, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. При нарушении правил дорожного движения водителями транспортных средств Вооруженных Сил Украины или других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований — военнослужащими срочной службы — штраф как административное взыскание к ним не применяется. К указанным лицам в качестве меры административного взыскания применяется предупреждение.
(В ред. от 29.07.91 г., 23.12.93 г., 05.10.95 г., 23.12.98 г., 24.03.99 г., 21.09.99 г., 05.04.2001 г., 15.05.2003 г., 11.05.2004 г.)

Статья 16. Ответственность иностранцев и лиц без гражданства.
Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Украины, подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Украины. Вопросы об ответственности за административные право-‘ нарушения, совершенные на территории Украины иностранцами, которые согласно действующим законам и международным договорам Украины пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Украины, разрешаются дипломатическим путем. (Вред, от 05.04.2001 г.)

Статья 17. Обстоятельства, исключающие административную ответственность.
Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны либо находившееся в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности.

Статья 18. Крайняя необходимость.
Не является административным правонарушением действие, хотя и предусмотренное настоящим Кодексом или другими законами, устанавливающими ответственность за административные правонарушения, но совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значимым, чем вред предотвращенный.
(В ред. от 05.04.2001 г.)

Статья 19. Необходимая оборона.
Не является административным правонарушением действие, хотя и предусмотренное настоящим Кодексом или другими законами, устанавливающими ответственность за административные правонарушения, но совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
Превышением пределов необходимой обороны признается явное несоответствие защиты характеру и общественной вредности посягательства.
(Вред. от 05.04.2001 г.)

Статья 20. Невменяемость.
Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия или бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

Статья 21. Передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива.
Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.
О мерах общественного воздействия, примененных к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренные статьей 51, частью первой статьи 129, частями первой и второй статьи 130, статьями 156, 173, 176, 177, 178-180 настоящего Кодекса, собственник предприятия, учреждения, организации или общественная организация должны не. позднее десятидневного срока со дня получения материалов уведомить орган (должностное лицо), направивший материалы.
(В ред. от 29.05.85 г., 16.10.85 г., 27.06.86 г., 12.06.87 г., 19.05.89 г., 28.01.94 г., 15.11.94 г., 05.04.2001 г.)

Статья 22. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Правила ч. 1 ст. 2.1 определяют понятие административного правонарушения. Это:

1) противоправное деяние. Иначе говоря, оно нарушает нормы:

— законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, если эти законы приняты в соответствии с КоАП;

— международных договоров, действующих для Российской Федерации;

— общепризнанных принципов и норм международного права, составляющих часть правовой системы Российской Федерации (см. об этом коммент. к ст. 1.1).

Если деяние лица нарушает нормы УК, то налицо не административное правонарушение, а преступление . Если деяние лица нарушает нормы НК, то налицо не административное правонарушение, а налоговое правонарушение (см. об этих понятиях подробнее в книгах: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Библиотечка РГ», 2009; Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во «Экзамен», 2005). Следует отличать административное правонарушение и от деяний, нарушающих нормы гражданского, банковского, трудового и т.п. законодательства. Главное, что позволяет отличить административное правонарушение от упомянутых выше и иных правонарушений, — это то, что при административном правонарушении нарушаются именно нормы законодательства об административных правонарушениях (в т.ч. и в случаях, когда это законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных другими федеральными законами, иными правовыми актами): вывод сделан на основе систематического толкования ст. 2.1 и п. 3 ч. 1 ст. 1.3, см. коммент. к ним);

2) виновное деяние . Оно выражается как в активном поведении правонарушителя, так и в его пассивном поведении. Иначе говоря, объективная сторона административного правонарушения может выражаться:

— в совершении определенных действий;

— в том, что лицо бездействовало , хотя обязано было совершить определенные действия (например, не представило в таможенный орган отчетность);

3) деяние, за которое установлена административная ответственность. Меры административного наказания перечислены в ст. 3.2 (см. коммент. к ней).

2. Административная ответственность наступает лишь постольку, поскольку налицо состав административного правонарушения , включающий:

1) объект — то, на что направлено административное правонарушение. В качестве таких объектов выступают различные группы общественных отношений, в охране которых заинтересовано государство. Конкретными же объектами являются имущество, права, интересы, иные блага граждан, юридических лиц, государства и общества (они охарактеризованы в ст. 1.2, см. коммент. к ней). С учетом объекта административного правонарушения строится Особенная часть КоАП. Исходя из изложенного, следует иметь в виду, что объектами административного правонарушения являются:

— права граждан (см. коммент. к ст. 5.1-5.44);

— здоровье , санитарно-эпидемиологическое благополучие, нравственность и т.п. блага граждан (см. коммент. к ст. 6.1-6.14);

— имущество граждан и организаций, государства, муниципальных образований, иных субъектов собственности (см. об этом коммент. к ст. 7.1-7.27);

— отношения, связанные с охраной окружающей среды (см. коммент. к ст. 8.1-8.40);

— отношения в области промышленности, строительства, энергетики и т.п. (см. коммент. к ст. 9.1-9.14);

— отношения в сфере сельского хозяйства и мелиорации земель (см. коммент. к ст. 10.1-10.14);

— отношения в области транспорта (см. коммент. к ст. 11.1-11.29);

— отношения в области дорожного движения (см. коммент. к ст. 12.1-12.36);

— отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности (см. коммент. к ст. 14.1-14.25);

— отношения в сфере финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг и т.п. (см. коммент. к ст. 15.1-15.26);

— отношения в сфере таможенного дела (см. коммент. к ст. 16.1-16.20);

— отношения, связанные с охраной государственной власти и государственной границы (см. коммент. к ст. 17.1-18.14);

— отношения в сфере общественного порядка, общественной безопасности и порядка управления (см. коммент. к ст. 19.1-20.27);

— отношения в области военного учета (см. коммент. к ст. 21.1-21.7);

2) объективная сторона административного правонарушения. Это описанные в той или иной статье КоАП признаки конкретного административного правонарушения, которые характеризуют:

а) сам процесс его совершения (например, в ст. 15.7 так описывается административное правонарушение: открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или ИП без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или в органе государственного внебюджетного фонда);

б) способ его совершения (т.е. в форме действия или бездействия, путем применения особых ухищрений, технических средств, использования служебного положения и т.п.);

в) время, место, обстановку его совершения;

г) наличие вредного, опасного последствия административного правонарушения (например, умышленная порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение этих документов, повлекшее их утрату, см. коммент. к ст. 21.7). В целом же для административного правонарушения характерны т.н. «формальные составы» правонарушений (т.е. административное наказание применяется вне зависимости от того, наступил ли вредный результат или нет: важен сам факт посягательства на те или иные охраняемые отношения);

д) наличие причинной связи между деянием и наступившим вредным последствием (например, небрежное хранение военного билета явилось причиной его утраты);

3) субъект административного правонарушения. Им признаются совершившие административное правонарушение:

а) физические лица . При этом речь идет о лицах:

— достигших определенного возраста (см. коммент. к ст. 2.3);

— не признанных невменяемыми (см. коммент. к ст. 2.8);

— относящихся к должностным лицам, ИП и др. (см. об этом коммент. к ст. 2.4);

б) юридические лица (см. об этом коммент. к ст. 2.10).

Довольно часто административное правонарушение совершают несколько субъектов административного правонарушения (например, несколько физических лиц, несколько юридических лиц, одно физическое лицо и две организации). Тем не менее, КоАП не придает столь существенного значения совершению административного правонарушения «группой лиц», «по предварительному сговору» и т.п., как это делается в нормах УК (это объясняется большой общественной опасностью преступлений по сравнению с административным правонарушением);

4) субъективная сторона административного правонарушения — это отношение правонарушителя к содеянному и его последствиям. Она проявляется в различных формах вины , а именно:

— прямого умысла . Лицо осознает противоправный характер своего деяния, предвидит его вредные последствия и желает их наступления;

— косвенного умысла . Лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит его последствия, не желает прямо их наступления, но в то же время сознательно их допускает или относится к ним безразлично (см. об этом коммент. к ч. 1 ст. 2.2);

— легкомыслия (самонадеянности) . Лицо осознает, предвидит возможность наступления вредных последствий деяния, но не желает их, более того, без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает их предотвратить;

— небрежности . При этой форме лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть (см. об этом коммент. к ч. 2 ст. 2.2).

При отсутствии вины состав административного правонарушения также отсутствует.

В ряде случаев для последнего также необходимы:

— мотив (например, при совершении мелкого хищения путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты обязателен корыстный мотив, см. об этом коммент. к ст. 7.27);

— цель (например, такому административному правонарушению, как уничтожение или повреждение чужого имущества, присуща такая цель, как причинение имущественного ущерба другому лицу, см. об этом коммент. к ст. 7.17).

Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов состава административного правонарушения исключает возможность привлечения к административной ответственности. Именно поэтому в настоящем комментарии все административные правонарушения, указанные в Особенной части КоАП, анализируются по стандартной схеме: дается характеристика объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон административного правонарушения;

5) в ряде случаев (хотя посягательство на охраняемые КоАП права, интересы, блага налицо) административная ответственность не наступает, т.к. этому препятствуют определенные обстоятельства. К числу последних относятся, в частности:

а) недостижение лицом возраста , указанного в ст. 2.3 (см. коммент. к ней);

б) совершение деяния в условиях крайней необходимости (см. об этом коммент. к ст. 2.7);

в) совершение посягательства лицом, находящимся в состоянии невменяемости (см. об этом коммент. к ст. 2.8).

3. Специфика правил ч. 2 ст. 2.1 состоит в том, что:

1) они посвящены только одному из субъектов административного правонарушения — юридическому лицу. При этом для правильного применения ч. 2 ст. 2.1 нужно учесть, что:

а) в соответствии со ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом , может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (выделено мной — А.Г.);

б) к административной ответственности привлекаются не только российские, но и иностранные юридические лица и международные организации;

2) в соответствии с ними юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если:

а) установлена возможность юридического лица соблюсти нормы КоАП (законов субъектов Российской Федерации), нарушение которых предусматривает административную ответственность. Иначе говоря, необходимо в порядке, определенном КоАП, доказать, что это лицо могло соблюсти упомянутые нормы, т.к. все возможности для этого у него имелись. Бремя доказывания возлагается на судью, орган, должностное лицо, осуществляющих производство и рассмотрение дел по административному правонарушению: презумпция невиновности (см. об этом коммент. к ст. 1.5) действует и в отношении юридического лица;

б) в ходе рассмотрения дела выяснено, что данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры, обеспечивающие соблюдение норм КоАП (законов субъектов Российской Федерации).

Если же принятие этих мер зависит от других юридических лиц (например, его учредителей), от государственных органов (например, нарушивших установленные сроки выдачи лицензии, сертификата), от физического лица (например, участников юридического лица), то нельзя говорить о виновности данного юридического лица.

4. Характеризуя правила ч. 3 ст. 2.1, нужно учесть, что:

1) назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности физических лиц, виновных в совершении данного административного правонарушения.

Иначе говоря, административное наказание назначается и юридическому, и физическому лицу, виновному в совершении этого же административного правонарушения (например, ст. 15.1 предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций как должностных лиц организаций, так и самих юридических лиц, см. коммент. к ней);

2) привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от ответственности за это же административное правонарушение юридическое лицо. Оба эти лица — самостоятельные субъекты административного правонарушения, и, если будет установлена вина каждого из этих субъектов, они подлежат административной ответственности независимо друг от друга, за совершение одного и того же административного правонарушения;

3) привлечение к уголовной ответственности физического лица (дело в том, что юридические лица субъектами преступления не являются: это противоречило бы ст. 19 УК) не освобождает юридическое лицо от привлечения к административной ответственности. При этом физическое лицо привлекается к уголовной ответственности, а юридическое за это же правонарушение (но характеризуемое как административное правонарушение) — к административной ответственности.

5. Для правильного применения норм ст. 2.1 необходимо учитывать:

1) отличия административного правонарушения от преступления. Эти различия можно показать в следующей таблице.

Административные правонарушения и административная ответственность

Административные правонарушения: понятие, признаки, области посягательства, юридический состав

Понятие административного правонарушения и его признаки. Области посягательства административных правонарушений

Понятие административного правонарушения. Основные признаки административного правонарушения. Действие и бездействие как формы административного правонарушения. Области посягательства административных правонарушений согласно КоАП РФ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное деяние (действие, бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность [45. Ст. 2.1]. Понятия «административное правонарушение» и «административный проступок» — синонимы.

1. Административное правонарушение представляет собой деяние, совершаемое или совершенное физическим или юридическим лицом в форме либо действия, либо бездействия. Действие выражается в активном поведении указанных лиц, осуществляемом вопреки предписанию административно-правовой нормы, за которое установлена административная ответственность. Бездействие также является формой деяния, как и действие, но, образно говоря, с противоположным знаком. Если действие выражается в активном поведении, то бездействие — в пассивном. Правовое содержание бездействия состоит в несовершении физическим или юридическим лицом тех действий, которые им предписаны нормами административного права, невыполнении возложенных на них юридических обязанностей.

Форма деяния во многом определяется тем, какие виды административно-правовых норм по характеру их предписаний нарушаются административным проступком — запрещающие, обязывающие или управомочивающие. Известно, что запрещающие нормы реализуются в форме их соблюдения, обязывающие — исполнения, управомочивающие — использования. Соответственно те же самые виды норм не реализуются, не действуют, остаются «мертвыми», когда запреты не соблюдаются, обязанности не исполняются, а правомочия не используются, либо обязанности и правомочия соответственно исполняются и используются, но ненадлежащим образом.

Следовательно, нарушение установленных нормами права запретов осуществляется исключительно посредством активного поведения, действий. Невозможно нарушить запрет путем бездействия. Нарушение возложенных на субъектов административного права юридических обязанностей происходит путем их неисполнения или ненадлежащего исполнения, т.е. бездействия либо действия, но ненадлежащего. Деяние, нарушающее управомочивающие нормы и сами правомочия, может осуществляться в форме бездействия либо действия, но в результате которого происходит неиспользование или ненадлежащее использование предоставленных прав, злоупотребление правами, превышение прав.

Итак, действием нарушаются административно-правовые запреты, возложенные на субъектов обязанности и предоставленные им права. Бездействие может нарушать как обязанности, так и права, но не нарушает запреты. Например, Правила дорожного движения запрещают управлять транспортными средствами лицам, находящимся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения [57; 392. II. 2.7, ч. 1]. Естественно, нарушить данный запрет можно только путем активных действий, т.е. в состоянии опьянения занять место водителя транспортного средства и совершить другие действия, свидетельствующие об управлении таким средством.

Нормативным правовым актом «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации» предусмотрены обязанности должностных и юридических лиц обеспечивать оприходование в кассу поступившей денежной наличности. Их невыполнение, т.е. неоприходование денежной наличности либо неполное ее оприходование, КоАП РФ квалифицирует в качестве административного правонарушения [45. Ст. 15.1; 421]. Законодатель установил в данном случае административную ответственность как за неисполнение юридических обязанностей, так и за их ненадлежащее исполнение. Здесь перед нами бездействие (неоприходование наличности) и ненадлежащее действие (неполное оприходование наличности).

2. Административное правонарушение — это противоправное деяние. Противоправность административного проступка состоит в том, что совершающее его лицо действует вопреки правовым нормам административного и ряда других отраслей права, т.е. «против права». Указанное лицо своими действиями нарушает установленные в нормах запреты или не совершает предписанных в нормах действий, либо выполняет такие действия, но ненадлежащим образом. Необходимо отметить, что законодатель в большинстве случаев не связывает противоправность административного проступка с обязательным наступлением вредных последствий материального характера. Для признания деяния административным проступком достаточно самого факта правонарушения. Так, нарушение многочисленных правил, действующих в сфере административно-правового регулирования, отступление от их предписаний уже признается административным проступком.

Административным проступком является нарушение норм не только административного права, но и ряда других отраслей права: конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, трудового. В КоАП РФ предусмотрены административные правонарушения, обеспечивающие защиту норм всех перечисленных отраслей права, в чем нетрудно убедиться даже по названию глав его особенной части.

3. Административное правонарушение является виновным деянием. Данный признак административного проступка свидетельствует, что совершившее его лицо проявило собственную волю и разум в момент осуществления соответствующего действия или бездействия. Виновность отражает личное психическое, волевое и интеллектуальное отношение такого лица к деянию и его последствиям, которое законодатель относит к числу общественно порицаемых.

4. Административное правонарушение — это наказуемое деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Наказуемость административного проступка предполагает возможность наступления административной ответственности в виде применения административных санкций (наказаний) к физическому или юридическому лицу, его совершившему.

Следует заметить, что административное правонарушение не всегда сопровождается административным наказанием правонарушителя. Кодекс РФ об административных нарушениях предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения [45. Ст. 2.9].

Области посягательства административных правонарушений предусмотрены в гл. 5-21 Особенной части КоАП РФ. В указанных главах установлена ответственность за административные проступки, распределенные по следующим областям посягательства: 1) права граждан; 2) здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность; 3) охрана собственности; 4) охрана окружающей природной среды и природопользования; 5) промышленность, строительство и энергетика; 6) сельское хозяйство, ветеринария и мелиорация земель; 7) транспорт; 8) дорожное движение; 9) связь и информация; 10) предпринимательская деятельность; 11) финансы, налоги и сборы, страхование, рынок ценных бумаг; 12) таможенное дело (таможенные правила); 13) институты государственной власти; 14) защита государственной границы РФ, обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ; 15) порядок управления; 16) общественный порядок и общественная безопасность; 17) воинский учет.

В пределах, установленных Ко АН РФ, субъекты РФ вправе предусматривать административную ответственность за область посягательства, которая определена как нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления [45. Ст. 1.3.1,ч. 1,п. 1].