Статья 33. Порядок государственной регистрации расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия

Положения статьи 33 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ) в части использования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг применяются с 1 января 2013 г.

Статья 33. Порядок государственной регистрации расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия

См. комментарии к статье 33 настоящего Федерального закона

1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, расторжение брака производится органом записи актов гражданского состояния.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 219-ФЗ в пункт 2 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2018 г.

2. Супруги, желающие расторгнуть брак, подают совместное заявление о расторжении брака в письменной форме лично или направляют указанное заявление в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг в орган записи актов гражданского состояния. Заявление о расторжении брака, которое направляется в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью каждого заявителя. Указанное заявление может быть подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В совместном заявлении о расторжении брака супруги должны подтвердить взаимное согласие на расторжение брака и отсутствие у них общих детей, не достигших совершеннолетия. В совместном заявлении о расторжении брака также должны быть указаны следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства каждого из супругов;

национальность, образование, первый или повторный брак (указываются по желанию каждого из супругов);

реквизиты записи акта о заключении брака (наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация заключения брака, дата составления и номер);

фамилии, которые избирает каждый из супругов при расторжении брака;

реквизиты документов, удостоверяющих личности супругов.

Супруги, желающие расторгнуть брак, подписывают совместное заявление и указывают дату его составления.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 438-ФЗ

3. В случае, если один из супругов, желающих расторгнуть брак, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для подачи заявления, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, волеизъявление супругов может быть оформлено отдельными заявлениями о расторжении брака. Подпись такого заявления супруга должна быть нотариально удостоверена, за исключением случая, если заявление направлено через единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг. К нотариально удостоверенной подписи супруга, совершенной на заявлении о расторжении брака, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 219-ФЗ в пункт 4 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2021 г.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 517-ФЗ в пункт 4 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Расторжение брака и государственная регистрация его расторжения производятся в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака при предъявлении свидетельства о заключении брака, которое возвращается заявителям с отметкой о государственной регистрации расторжения брака. В случае утраты свидетельства о заключении брака, если государственная регистрация заключения брака производилась органом записи актов гражданского состояния, в который было подано заявление о расторжении брака, предъявление повторного свидетельства о заключении брака не требуется.

Управление записи актов гражданского состояния Белгородской области

Могут ли расторгнуть мой брак в органе ЗАГС г. Белгорода при наличии моего заявления и заявления моего мужа, заверенного нотариусом. Брак был зарегистрирован в г. Белгород, потом муж переехал на Украину. Фактически брачные отношения отсутствуют более 4 лет, общего имущества не имеем. Детей от этого брака также нет. Приезжать в Белгород для расторжения брака он не желает. Я прописана и проживаю в г.Белгороде. Как лучше поступить в этой ситуации?

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае если государственная регистрация расторжения брака производится по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, а один из супругов не имеет возможности явиться в орган ЗАГС для подачи заявления, волеизъявление супругов может быть оформлено отдельными заявлениями о расторжении брака. Подпись такого заявления супруга, не имеющего возможности явиться в орган ЗАГС, должна быть нотариально удостоверена.

Регистрация расторжения брака в данном случае будет произведена в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация расторжения брака производится органом ЗАГС по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака.

Мы собираемся развестись. Как максимально быстро это можно осуществить? Дочь уже взрослая — 23 года. Имущественных проблем не намечается. Всё согласовано.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, расторжение брака производится органом ЗАГС по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака.

Государственная регистрация расторжения брака производится органом ЗАГС по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака.

Могу ли я развестись со своим мужем без его согласия, если он осужден на 5 лет и отбывает наказание в исправительной колонии? Куда мне обратиться?

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если один из супругов осужден после заключения брака, за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, то второй супруг имеет право расторгнуть брак без согласия супруга, находящегося в местах заключения, обратившись с письменным заявлением в орган ЗАГС, где был заключен брак или по месту своего жительства, представив вступивший в законную силу приговор суда в отношении другого супруга. Брак будет расторгнут по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

Я – гражданка Украины, проживаю в Белгородской области. Могу ли я развестись с мужем (гражданином Украины, оставшимся на Украине) в органе ЗАГС г. Белгорода?

Согласно пункту 1 статьи 160 Семейного кодекса Российской Федерации расторжение брака между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории Российской Федерации производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 32 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Закон об актах) государственная регистрация расторжения брака производится органом ЗАГС по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака.

Местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, согласно статье 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в установленном порядке.

Таким образом, если Вы зарегистрированы по месту жительства в Российской Федерации, Вы можете обратиться по вопросу государственной регистрации расторжения брака в орган ЗАГС Российской Федерации по месту Вашего жительства.

Основанием для государственной регистрации расторжения брака по законодательству Российской Федерации (статья 31 Закона об актах) является:

совместное заявление о расторжении брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия;

заявление о расторжении брака, поданное одним из супругов, и вступившее в законную силу решение (приговор) суда в отношении другого супруга, если он признан судом безвестно отсутствующим, признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет;

решение суда о расторжении брака, вступившее в законную силу.

Действующая редакция

Статья 33. Порядок государственной регистрации расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия

1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, расторжение брака производится органом записи актов гражданского состояния.

2. Супруги, желающие расторгнуть брак, подают в письменной форме совместное заявление о расторжении брака в орган записи актов гражданского состояния.

В совместном заявлении о расторжении брака супруги должны подтвердить взаимное согласие на расторжение брака и отсутствие у них общих детей, не достигших совершеннолетия. В совместном заявлении о расторжении брака также должны быть указаны следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (указывается по желанию каждого из супругов), место жительства каждого из супругов;

реквизиты записи акта о заключении брака;

фамилии, которые избирает каждый из супругов при расторжении брака;

реквизиты документов, удостоверяющих личности супругов.

Супруги, желающие расторгнуть брак, подписывают совместное заявление и указывают дату его составления.

3. В случае, если один из супругов не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи заявления, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, волеизъявление супругов может быть оформлено отдельными заявлениями о расторжении брака. Подпись такого заявления супруга, не имеющего возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния, должна быть нотариально удостоверена.

4. Расторжение брака и государственная регистрация его расторжения производятся в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ

Об актах гражданского состояния

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 25.10.2001 г. №138-ФЗ, 29.04.2002 г. №44-ФЗ, 22.04.2003 г. №46-ФЗ, 07.07.2003 г. №120-ФЗ, 08.12.2003 г. №169-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 29.12.2004 г. №199-ФЗ, 31.12.2005 г. №199-ФЗ, 18.07.2006 г. №121-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 17.07.2009 г. №169-ФЗ, 17.12.2009 г. №317-ФЗ, 27.12.2009 г. №365-ФЗ, 05.04.2010 г. №52-ФЗ, 28.07.2010 г. №241-ФЗ, 01.07.2011 г. №169-ФЗ, 03.12.2011 г. №378-ФЗ, 06.12.2011 г. №400-ФЗ, 05.06.2012 г. №51-ФЗ, 28.07.2012 г. №133-ФЗ, 12.11.2012 г. №183-ФЗ, 07.05.2013 г. №99-ФЗ (вступ. в силу 19.05.2013 г.), 07.05.2013 г. №104-ФЗ, 23.07.2013 г. №242-ФЗ, 25.11.2013 г. №317-ФЗ, 02.04.2014 г. №52-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2015 г.), 05.05.2014 г. №117-ФЗ, 23.06.2014 г. №165-ФЗ, 31.12.2014 г. №517-ФЗ, 28.11.2015 г. №358-ФЗ, 30.03.2016 г. №79-ФЗ, 23.06.2016 г. №219-ФЗ (см. вступ. в силу), 03.07.2016 г. №361-ФЗ, 01.05.2017 г. №94-ФЗ, 18.06.2017 г. №127-ФЗ, 29.12.2017 г. №438-ФЗ, 29.12.2017 г. №472-ФЗ (см. вступ. в силу), 29.07.2018 г. №268-ФЗ, 29.07.2018 г. №272-ФЗ, 03.08.2018 г. №319-ФЗ)

Принят Государственной Думой Российской Федерации 22 октября 1997 года

Одобрен Советом Российской Федерации 5 ноября 1997 года

Глава I. Общие положения


Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет:

органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния;

порядок государственной регистрации актов гражданского состояния;

порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг);

порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния;

порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг);

порядок выдачи повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния;

порядок ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 г. №219-ФЗ)

Статья 2. Законодательство об актах гражданского состояния

1. Законодательство об актах гражданского состояния состоит из настоящего Федерального закона, основывающегося на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при регистрации актов гражданского состояния учитываются нормы, установленные законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

Статья 3. Акты гражданского состояния

1. Акты гражданского состояния — действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

2. Государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

3. Акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации.

Статья 4. Органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния

1. Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы записи актов гражданского состояния).

Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона.

Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, назначается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

2. Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений, на территориях которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений — на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Законом субъекта Российской Федерации определяются также место хранения записей актов гражданского состояния на бумажных носителях, место восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений на бумажных носителях.

Контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.1. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляются в соответствии с административными регламентами, принимаемыми на основании законодательства об актах гражданского состояния уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

До принятия административных регламентов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния могут осуществляться на основе административных регламентов, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные административные регламенты не могут противоречить законодательству об актах гражданского состояния, в том числе не могут содержать не предусмотренные таким законодательством дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к административным регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.

2.2. Полномочия на государственную регистрацию рождения (за исключением рождения, государственная регистрация которого производится одновременно с государственной регистрацией установления отцовства) и смерти могут быть возложены законом субъекта Российской Федерации также на многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае принятия субъектом Российской Федерации закона, указанного в абзаце первом настоящего пункта, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляет в том числе следующие полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом:

составление записей актов гражданского состояния;

выдача свидетельств о рождении и свидетельств о смерти;

передача паспортов умерших в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере миграции и осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции;

передача на хранение в органы записи актов гражданского состояния составленных на бумажном носителе записей актов гражданского состояния, а также документов, послуживших основаниями для государственной регистрации рождения и смерти.

Порядок передачи составленных на бумажном носителе записей актов гражданского состояния, а также документов, послуживших основаниями для государственной регистрации рождения и смерти, в органы записи актов гражданского состояния устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Внесение исправлений и изменений в записи актов о рождении и смерти, составленные многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, а также их восстановление производится органами записи актов гражданского состояния.

На многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, на которые возложены полномочия в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, и их работников при осуществлении ими государственной регистрации актов гражданского состояния распространяются права, обязанности и ответственность, возложенные настоящим Федеральным законом на органы записи актов гражданского состояния и их должностных лиц.

Контроль за осуществлением многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

В случае ненадлежащего осуществления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг полномочий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, такие полномочия могут быть изъяты в порядке, предусмотренном абзацем двенадцатым настоящего пункта, на основании представления уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Порядок изъятия возложенных на многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг полномочий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

2.3. В случае, если в соответствии с нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения полномочия (функции) органов записи актов гражданского состояния по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния, в том числе не предусмотренных пунктом 2.2 настоящей статьи, возложены на многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг и указанные многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг включены в перечень органов, предоставляющих государственную услугу по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденный высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, к деятельности указанных многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие порядок осуществления органами записи актов гражданского состояния государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и их должностных лиц при осуществлении ими государственной регистрации актов гражданского состояния распространяются права, обязанности и ответственность, возложенные настоящим Федеральным законом на органы записи актов гражданского состояния и их должностных лиц.

Контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, производимой консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

4. Контроль за деятельностью по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния:

координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;

осуществляет контроль за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния;

осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

5. Средства на реализацию передаваемых полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния органов местного самоуправления их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций, предусмотренных для соответствующего субъекта Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном порядке на счета местных бюджетов согласно распределению, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния отчет о расходовании предоставленных субвенций.

Средства на реализацию полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

7. Контроль за расходованием субвенций из федерального бюджета осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния и Счетной палатой Российской Федерации.

7.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Иные полномочия, возложенные на органы записи актов гражданского состояния нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

8. В случае ненадлежащего осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, указанные полномочия могут быть временно изъяты Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

В случае изъятия полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния их временное осуществление возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, с передачей необходимых материальных и финансовых средств.

9. Порядок изъятия переданных органам местного самоуправления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния в связи с ненадлежащим осуществлением указанных полномочий либо в связи с образованием органов записи актов гражданского состояния устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 07.05.2013 г. №104-ФЗ, 23.06.2014 г. №165-ФЗ, 31.12.2014 г. №517-ФЗ, 23.06.2016 г. №219-ФЗ, 29.12.2017 г. №438-ФЗ)

Статья 5. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния консульских учреждений Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

Консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации:

производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти;

по заявлениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации;

вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении;

выдают на основании находящихся у них на хранении записей актов гражданского состояния повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные документы, подтверждающие наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния;

выполняют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12.11.2012 г. №183-ФЗ)

Статья 6. Государственная регистрация актов гражданского состояния

1. Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.

2. Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

3. Сведения, подлежащие внесению в запись акта о рождении, заключении брака, расторжении брака, об усыновлении (удочерении), установлении отцовства, о перемене имени или смерти и в выдаваемые на основании данных записей свидетельства, определяются настоящим Федеральным законом. В запись акта гражданского состояния могут быть включены и иные сведения, обусловленные особыми обстоятельствами государственной регистрации конкретного акта гражданского состояния.

Об актах гражданского состояния

Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» является основным законом, регламентирующим государственную регистрацию расторжения брака. Именно на его положения следует ориентироваться при разрешении вопросов, связанных с юридическим оформлением развода.

Этот закон содержит в себе основания , которые позволяют инициировать процесс развода. Указанный список исчерпывающий, то есть иные основания не могут являться официальной причиной для развода.

Кроме этого, закон содержит:

  • перечень необходимых документов для каждого из оснований;
  • перечень сведений, которые должны быть в заявлении о расторжении брака.

Вышеназванный Федеральный закон регулирует содержание записи о регистрации, а также свидетельства, которое в обязательном порядке выдается супругам, расторгнувших брак. Ещё одним важным положением этого закона является порядок перемены фамилии после развода.

Поэтому данный Федеральный закон является отправной точкой для граждан, желающих расторгнуть свой брак. Весь процесс и все необходимые документы чётко описаны именно в нём.

Государственная регистрация расторжения брака

Само расторжение брака является ничем иным, как актом гражданского состояния, т. е. действием граждан, которое влечёт за собой прекращение одних и возникновение других прав и обязанностей. Пункт 2 ст. 3 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 № 143-ФЗ (в дальнейшем ФЗ № 143) гласит о том, что любой акт гражданского состояния подлежит регистрации, которая производится органом записи актов гражданского состояния (в дальнейшем орган ЗАГС). Это происходит путём составления специальной записи, а так же в выдаче на её основании конкретного документа — свидетельства (п. 2 ст. 6 ФЗ № 143).

Государственная регистрация развода регулируется главой 4 ФЗ № 143. Для того, что бы осуществить такую регистрацию, должно быть выполнено одно из следующих оснований:

  • совместное заявление супругов (обязательно в случае отсутствия у них совместных несовершеннолетних детей), в котором заключается их желание расторгнуть брак;
  • поданное одним из супругов заявление с просьбой расторгнуть брак, в случае наличия вступившего в силу решения суда, о признании второго супруга безвестно отсутствующим, недееспособным или осуждённым на срок более трёх лет к лишению свободы;
  • вступившее в силу решение суда о расторжении такого брака.

Список перечисленных оснований является исчерпывающим и указан в ст. 31 ФЗ № 143. Такая регистрация производится органом ЗАГС:

  • по месту регистрации брака;
  • по месту жительства супругов;
  • по месту жительства одного из супругов.

Данное правило регулируется ст. 32 ФЗ № 143.

У каждого из оснований, перечисленных выше, имеется свой собственный порядок регистрации.

Первым является порядок регистрации при совместном обращении супругов с заявлением о расторжении своего брака (если у них отсутствуют совместные дети, не достигшие совершеннолетия). Такой порядок установлен ст. 33 ФЗ № 143.

Совместное заявление супруги подают лично либо в письменной форме, либо в форме электронного документа.

  • Такое заявление направляется непосредственного в орган ЗАГС.
  • Также есть возможность направить его и через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (в дальнейшем — МФЦ).

Такое заявление должно содержать согласие двух супругов на развод, а также сведение об отсутствии у них общих детей, которые не достигли восемнадцатилетнего возраста.

Кроме этого, заявление должно включать в себя нижеприведённые сведения:

  • ФИО каждого супруга, а так же дата и место их рождения, место жительства, а так же гражданство;
  • национальность и образование, а так же первый или повторный брак (эти сведения обозначаются при желании супругов);
  • реквизиты записи акта о заключении брака;
  • те фамилии, которые выбирают бывшие супруги после развода;
  • реквизиты тех документов, которые удостоверяют их личность;
  • собственноручная подпись каждого из разводящихся супругов, а кроме этого и дату составления такого документа.

Супруги Леонтьевы обратились в орган ЗАГС с совместным заявлением, в котором указали своё намерение расторгнуть брак. В этом заявлении было указано, что они не имеют совместных детей. Кроме этого, они предоставили документы, которые подтверждали их личность, а так же свидетельство, подтверждающее регистрацию брака. После проверки правильности оформления заявления, оно было принято к рассмотрению. Через один месяц брак Леонтьевых был расторгнут, о чём была составлена специальная запись.

Кроме этого, в органе ЗАГС бывшим супругам Леонтьевым было выдано соответствующее свидетельство о регистрации развода (каждому из них), а так же в свидетельстве о заключении брака была проставлена соответствующая отметка. После этого, брак Леонтьевых был официально расторгнут.

В случае невозможности одного из супругов явиться в орган ЗАГС или в МФЦ для подачи заявления, его согласие на развод необходимо оформить отдельным заявлением, а подпись под ним должна быть нотариально удостоверена.

Брак расторгается спустя месяц после обращения , обязательно в присутствии как минимум одного из бывших супругов, при предъявлении свидетельства о заключении брака (оно возвращается с отметкой о разводе).

Порядок подачи заявления с просьбой о разводе одного из супругов имеет некоторые отличия от вышеприведённого порядка. Эти отличия перечислены в ст. 34 ФЗ № 143. В первую очередь особенность заключается в обязательном выполнении одного из следующих оснований:

  • супруг в судебном порядке признан безвестно отсутствующим (умершим);
  • супруг признан судом недееспособным;
  • супруг осуждён судом на срок более трёх лет к лишению свободы за совершение преступления.

В данном случае заявление подаётся одним супругом и такое заявление должно содержать все те же положения, которые перечислены в порядке расторжения брака при согласии супругов, но с некоторыми изменениями. Дополнительно должны быть указаны сведения о:

  • общих детях, их количество (если они имеются);
  • указанное в законе основание для такого расторжения брака;
  • в зависимости от основания указать место жительства опекуна (если супруг недееспособен), управляющего имуществом безвестно отсутствующего (в случае признания супруга безвестно отсутствующим), место нахождения учреждения исполняющего наказание, если супруг отбывает наказание за совершённое преступление.

Помимо заявления супруг должен предъявить соответствующее решение суда, подтверждающее основание, в соответствии с которым подаётся такое заявление. Кроме этого орган ЗАГС обязательно в течении трёх дней обязан уведомить супруга отбывающего наказания, опекуна или управляющего имуществом о разводе.

Последним из порядков регистрации развода является развод по решению суда. Отличие заключается только в том, что помимо заявления (как письменного, так и устного) подаётся выписка из решения суда о разводе. Это правило закреплено в ст. 35 ФЗ № 143.

Государственная регистрация расторжения брака зависит от основания, по которому такой брак расторгается. У каждого из оснований существует свой порядок, пусть и схожий, но со своими особенностями.

Содержание записи о расторжении брака

Общие правила о записи любого акта гражданского состояния (так же и записи о расторжении брака) закреплены в ст. 7 ФЗ № 143. Для того что бы такая запись была составлена, заявителем должны быть предоставлены все необходимые документы, являющимися основанием для обращения в органы ЗАГС, а так же документ, который подтверждает личность гражданина. Такая запись обязательно составляется в двух экземплярах. Она в обязательном порядке должна быть прочитана, а так же подписана заявителем, после чего на ней проставляется печать органа ЗАГС.

Согласно ст. 37 ФЗ № 143 в запись акта о расторжении брака включаются следующие сведения:

  • фамилия (как и та, что была во время брака, так и та, которая выбрана после развода), имя и отчество, дата и место рождения, место жительства, а так же гражданство каждого из лиц, которые расторгают брак;
  • образование, национальность, первый или повторный брак, а так же при наличии общих детей, которые не достигли восемнадцати лет, их количество (это сведение вносится только по желанию заявителей);
  • наименование органа ЗАГС, дата составления и номер такой записи;
  • о том документе, который является основанием для регистрации развода;
  • дата прекращения брака;
  • реквизиты тех документов, которые удостоверяют личности лиц, расторгнувших брак;
  • серия и номер свидетельства о расторжении брака.

Все эти сведения и составляют содержание записи акта о расторжении брака.

Свидетельство о расторжении брака

Свидетельство о регистрации любого акта гражданского состояния – это тот документ, который выдаётся в качестве подтверждения факта государственной регистрации акта гражданского состояния. Свидетельство о расторжении брака, согласно ст. 8 ФЗ № 143 подписывается руководителем органа ЗАГС, и скрепляются соответствующей печатью. Свидетельство обязательно выдаётся каждому из супругов.

Согласно ст. 38 ФЗ № 143, такое свидетельство должно содержать в себе следующие сведения:

  • фамилия (как до расторжения брака, так и после этого), имя и отчество, гражданство, дата и место рождения, национальность (если сведения об этом содержаться в записи акта) каждого из лиц, расторгающих брак;
  • сведения о том документе, который стал основанием для расторжения брака;
  • дата прекращения брака;
  • номер записи, а так же дата составления акта о расторжении брака;
  • место государственной регистрации расторжения брака (то есть орган ЗАГСА, в котором была произведена такая регистрация);
  • ФИО того лица, которому выдаётся свидетельство;
  • дата выдачи такого свидетельства.

Содержание записи акта о расторжении брака схоже с содержанием свидетельства , что обуславливается необходимостью чёткой регламентацией таких сведений во всех документах.

Государственная регистрация перемены имени

Как всем известно, при регистрации брака супруги могут выбрать общую фамилию или же оставить свою собственную добрачную фамилию. Согласно ст. 28 ФЗ № 143 общей фамилией супругов может являться добрачная фамилия одного из них.

Кроме этого, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, в качестве общей фамилии супругов может выступать фамилия, образованная путем присоединения фамилии жены к фамилии мужа. Такая фамилия не может состоять более чем из двух фамилий, которые соединены между собой дефисом.

Соответственно, при расторжении брака встаёт вопрос о том, какие фамилии выберут супруги после развода. Согласно ст. 36 ФЗ № 143 тот супруг, который изменил свою фамилию при регистрации брака, может:

  • сохранить эту фамилию
  • изменить на добрачную (при государственной регистрации расторжения брака).

Собственно, как уже было выше указано, при составлении записи о расторжении брака, как и при выдаче свидетельства, выясняется вопрос о смене или оставлении фамилии.

В дальнейшем происходит обычный процесс смены паспорта (если фамилия после расторжении брака изменилась). В соответствующий орган подаётся заявление с приложением свидетельства о расторжении брака (как основание смены паспорта).

Мой супруг был осуждён к лишению свободы за преступление на семь лет колонии строгого режима. Из-за характера совершённого им преступления мне не хочется состоять с ним в браке. Для того что бы развестись, мне придётся ждать его освобождения? Нужно ли его согласие на развод? Есть ли способ расторгнуть брак раньше этого срока?

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» Вы имеете право расторгнуть свой брак и без согласия на то своего осуждённого супруга. Кроме этого, брак можно расторгнуть сразу же после вступления в законную силу приговора суда, по которому он был осуждён. Для того что бы развестись, Вам необходимо обратиться с заявлением в органы ЗАГС, но обязательно с решением суда об осуждении супруга (это и будет являться основанием для расторжения брака).

Я хочу подать на развод, однако моя супруга в данный момент проживает в другом городе и не желает возвращаться только для того, что бы подать совместное заявление в орган ЗАГС (хотя и желает расторгнуть брак). Совместных детей мы не имеем. Могу ли я подать заявление один? Каким образом поступить в данной ситуации?

В Вашей ситуации подать заявление о расторжении брака одному невозможно. Необходимо обязательное согласие двух супругов. Однако п. 3 ст. 33 Федерального закона «об актах гражданского состояния» предусматривает возможность подачи заявления и при невозможности личного присутствия одного из супругов в органе ЗАГС. В таком случае, отдельное заявление этого супруга должно быть составлено с обязательным нотариальным удостоверением подписи. После чего такое заявление может быть направлено в соответствующий орган ЗАГС.