Субъект правонарушения

(англ. subject of offence) — в праве элемент состава правонарушения; вменяемое лицо, достигшее определенного законом возраста и обладающее дееспособностью. Субъектом уголовных правонарушений (преступлений) может быть индивид, достигший 16, а в некоторых случаях 14 лет. В административном, трудовом и др. отраслях права субъектом соответствующих правонарушений считается лицо, достигшее, по общему правилу, 16 лет (в исключительных случаях — 14 лет). Гражданское законодательство РФ предусматривает ответственность в полном объеме с 18 лет, частично — с 14 лет (см. также Эмансипация). Особенностью гражданских правонарушений является то, что их субъектом может быть не только физическое лицо, отвечающее указанным признакам, но и организация.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое «Субъект правонарушения» в других словарях:

Субъект правонарушения — деликтоспособное физическое лицо или организация, выступающая в статусе субъекта права. Как составная часть юридического состава правонарушения субъект предусмотрен гипотезами правовой нормы. В частности, субъектом преступления, предусмотренного… … Элементарные начала общей теории права

Субъект правонарушения — (англ. subject of offence) в праве элемент состава правонарушения; вменяемое лицо, достигшее определенного законом возраста и обладающее дееспособностью. Субъектом уголовных правонарушений (преступлений) может быть индивид, достигший 16, а … Энциклопедия права

Субъект преступления — У этого термина существуют и другие значения, см. Субъект. Субъект преступления лицо, осуществляющее воздействие на объект уголовно правовой охраны и способное нести за это ответственность. Признаки субъекта преступления образуют один из… … Википедия

Правонарушения — деяния, нарушающие к. л. нормы права и причиняющие вред обществу. Любое П. характеризуется как противоправное, вредоносное, виновное и наказуемое деяние. Деяние это волевой акт поведения человека, выражающийся в действии или бездействии… … Педагогический терминологический словарь

СУБЪЕКТ МАЛОГО БИЗНЕСА в переходной экономике — физическое или юридическое лицо, испытывающее повышенные риски в осуществлении предпринимательской деятельности в связи с неоформившимся законодательством в экономической и правовой сферах, а также в связи с социально психологическим отторжением… … Социология: Энциклопедия

Субъект общения, демонстрирующий девиантное поведение — Девиантное поведение (Д. п.) (от англ. deviant отклоняющийся; лат. deviatio отклонение, расстройство) это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Субъект общения, страдающий диссоциальным (асоциальным) расстройством личности — характеризуется патологически ослабленной волей, безответственностью, пренебрежением своими обязанностями и данными обещаниями. Жизнь строится на основе потребностей сегодняшнего дня без какой либо оценки последствий своего поведения и без учета… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Субъект административного правонарушения — это физическое лицо или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Среди физических лиц выделяют общих субъектов это любые достигшие возраста административной ответственности (16 лет) лица; специальных субъектов это… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

Состав правонарушения — это совокупность его обязательных признаков (или элементов). В состав правонарушения входят 4 элемента , при существовании которых можно говорить о наличии , либо отсутствии состава правонарушения в деянии. А именно: объект правонарушения… … Википедия

Состав правонарушения — см. Объект правонарушения; Объективная сторона правонарушения; Правонарушение; Субъект правонарушения; … Энциклопедия права

Субъект правонарушения: понятие, виды и основные требования к нему

Объект правонарушения: понятие и виды

ОБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ — предусмотренные законом и охраняемые им разнообразные интересы, ценности (в более широком смысле — общественные отношения), которым противоправными действиями причиняется ущерб. Объект — это охраняемые законом ценности, интересы и блага, которым может быть причинен вред в результате противоправного на них посягательства. В иерархии ценностей, охраняемых законом, первостепенное значение занимает охрана прав и свобод личности. Кроме того, объектами правовой охраны от противоправных посягательств являются все виды собственности, общественный порядок, общественная безопасность, окружающая среда и конституционный строй РФ.

Можно различать общий, родовой и непосредственный объекты правонарушения. Общий объект правонарушения — это сумма охраняемых законом объектов, предусмотренных самим законом (например, в ст. 2 УК РФ). Родовым является группа родственных (однородных) объектов охраны (например, в конституционном праве, политические, социальные, культурные, экономические права). Непосредственный объект предусмотрен конкретным составом правонарушения. В уголовном праве встречаются ситуации, когда одно и то же преступление посягает не на один, а на два непосредственных объекта, один из которых является основным, а другой — дополнительным. Например, непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 26 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), является безопасность движения и эксплуатации механических транспортных средств. В качестве дополнительного объекта могут выступать такие блага личности, как жизнь, здоровье, частная собственность.

Статья 2.1 КоАП РФ четко не определяет понятие «объект правонарушения». Однако расширительно трактуя данную статью, следует отметить, что объектом правонарушения является совокупность правоотношений, охраняемых федеральным и региональным законодательством об административных правонарушениях. Особенная часть КоАП РФ в названиях гл. 5-11 указывает на родовые объекты административных правонарушений, т.е. на объекты конкретных административных проступков, объединенных совокупностью однородных общественных отношений, которые нарушаются субъектами соответствующего правонарушения — физическими и юридическими лицами.

СУБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ — деликтоспособное физическое лицо или организация, выступающая в статусе субъекта права. Как составная часть юридического состава правонарушения субъект предусмотрен гипотезами правовой нормы. В частности, субъектом преступления, предусмотренного ст. 276 УК РФ может быть только гражданин России.

Для признания противоправных действий правонарушением законодательство предъявляет к их субъекту определенные требования. Это, прежде всего, наличие определенного возраста, с достижением которого физические лица становятся деликтоспособными. Так, уголовная ответственность (основанием которой является совершение преступления) наступает — с 16 лет, а за отдельные виды — с 14, административная — с 16, гражданская — с 15 и т.д. В определенных законом случаях в качестве субъекта правонарушения выступает т.н. специальный субъект — физическое вменяемое лицо, обладающее дополнительными признаками, при наличии которых возможно привлечение его субъектом правонарушения.

Так, субъектом воинских преступлений могут быть признаны только военнослужащие и военнообязанные во время прохождения ими учебных сборов. Субъектами некоторых преступлений могут выступать только должностные лица (ст. 219 УК РФ — нарушение правил пожарной безопасности). Как правило, признаки специального субъекта указаны в законе (ст. 270 УК — неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие). В иных случаях они устанавливаются толкованием. Например, за нарушение правил международных полетов, как следует из ограничительного толкования, может быть привлечено только лицо, выполнявшее международный полет.

Элементом деликтоспособности является психическая зрелость, или вменяемость лица.

Для ряда составов правонарушений предусматривается специальный субъект — должностное лицо, военнослужащий, медицинский работник.

Субъектом некоторых правонарушений выступают предприятия, организации, учреждения, средства массовой информации. Однако вопрос о признании субъектом правонарушения коллектива людей является достаточно сложным. В действующем уголовном праве этот вопрос решается однозначно — таковым является физическое лицо. Даже если преступление совершено группой лиц, то каждый его участник отвечает лишь за то, что совершил, и не связан солидарной ответственностью.

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты — физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

Вменяемость — способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.

Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

Юридические лица — организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.

Субъектом правонарушения является

Субъектом административного правонарушения в области дорожного движения является физическое или юридическое лицо, но оно может быть привлечено к ответственности лишь в случае совершения виновного противоправного деяния.

При осуществлении административного судопроизводства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения вопрос о субъекте правонарушения имеет важное практическое значение, особенно в связи с изменениями, внесенными в некоторые статьи КоАП РФ (ст.ст. 12.8 и 12.26), согласно которым в качестве наказания за данные правонарушения предусмотрено только лишение права управления транспортными средствами.

Исследуя составы правонарушений в области дорожного движения, следует отметить, что только в 9 из 37 статей главы имеется конкретное указание на субъекта правонарушения — водителя. В диспозициях остальных статей употребляются формулировки различного содержания, также подразумевающие водителя как субъекта этих правонарушений (управление транспортным средством. превышение установленной скорости движения. нарушение правил движения через железнодорожные переезды. и др.).

Для правильного определения субъекта по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо обратиться к толкованию понятия «водитель» в различных источниках.

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова содержит такое понятие: водитель — это тот, кто управляет самодвижущейся машиной[1].

В Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) понятие «водитель» раскрывается следующим образом: «Под водителем понимается всякое лицо, управляющее транспортным средством, автомобилем и т.д. (включая велосипеды) или ведущее по дорогам скот, стада, упряжных, вьючных или верховых животных»[2].

В п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения», содержится аналогичное толкование: «водитель — это лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению»[3].

В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» не содержится отдельного понятия «водитель», однако в ст. 2 употребляется термин «участник дорожного движения», которым является «лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства»[4].

Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что для установления признаков субъекта по делам об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, а именно «водителя», достаточно признания факта управления транспортным средством вменяемым физическим лицом.

При этом важно отметить, что наличие у лица, управляющего транспортным средством, права на его управление, которое согласно ст. 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» подтверждается соответствующим удостоверением после сдачи квалификационного экзамена, не является обязательным признаком понятия «водитель».

Общие признаки субъекта правонарушения не упоминаются в диспозициях норм КоАП РФ, так как присущи всем составам правонарушений: это должно быть вменяемое, достигшее 16-летнего возраста физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Дополнительные признаки субъекта конкретного правонарушения либо прямо названы (или описаны) в диспозиции соответствующей нормы, либо устанавливаются путем толкования. Иногда признаки специального субъекта указаны в особой норме. Например, понятие должностного лица дано в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.

По своему содержанию признаки специального субъекта очень разнообразны. Они могут касаться различных свойств личности. В КоАП РФ весьма много норм со специальным субъектом. Отсутствие признаков специального субъекта, предусмотренных конкретным составом правонарушения, исключает административную ответственность за это правонарушение даже при наличии общих признаков субъекта. В одних случаях это означает отсутствие состава правонарушения вообще, в других — ответственность может наступать по другим нормам[5].

Ряд действующих в настоящей редакции КоАП РФ статей по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения (ч. 2 и ч. 4 ст. 12.2, ч. ч. 3, 4 — 6 ст. 12.5, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.9, ч. 1 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ч. 2 ст. 12.17, ч. 2 ст. 12.21, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.24, ст. 12.26, ч. 2 ст. 12.27) предусматривает в виде наказания только лишение права управления, либо этот вид наказания является альтернативным наряду со штрафом.

Таким образом, по смыслу указанных статей (а особенно статей, где имеется возможность назначить наказание исключительно в виде лишения права управления транспортным средством) следует, что по данным правонарушениям субъектом выступает физическое лицо, обладающее правом управления транспортными средствами, т.е. специальный субъект. Однако, если следовать логике законодателя, лица, не имеющие такого права, не могут быть субъектом данных правонарушений. Но такая позиция противоречит основополагающим нормативным документам, дающим понятие «водитель».

В такой ситуации на практике закономерно встает вопрос о том, как же квалифицировать действия лиц, не имеющих права на управление транспортным средством (лицо до правонарушения не было обладателем такого права либо ранее лишено этого права) и совершивших, например, правонарушение, предусмотренное ст. 12.26 КоАП РФ? В сложившихся условиях для правоприменителей остается только один выход — прекращение дела в связи с отсутствием состава правонарушения, так как нет субъекта правонарушения.

В связи с этим представляется целесообразным неотложно внести изменения в ч. 4 ст. 12.2, ч.ч. 3, 4-6 ст. 12.5, ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ, предусмотрев специально для лиц, не имеющих права управления транспортным средством и совершивших указанные правонарушения, наказание в виде штрафа.

Для правильной квалификации действий правонарушителей в области дорожного движения немаловажное значение имеет вопрос о том, с какого возраста может наступать ответственность за подобные правонарушения.

Если также следовать логике законодателя, полагающего, что по делам данной категории ответственности подлежит только специальный субъект, а именно лицо, обладающее правом управления транспортными средствами, тогда нужно вновь обращаться к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Статья 25 этого Закона, регламентирующая условия получения права на управление транспортными средствами, указывает, что граждане РФ, достигшие установленного настоящей статьей возраста (17 лет) и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими 18-летнего возраста.

При этом право на управление транспортными средствами предоставляется:

— мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами — лицам, достигшим 16-летнего возраста;

— автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория «В»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории «Д» (категория «С»), — лицам, достигшим 18-летнего возраста;

— автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория «Д»), — лицам, достигшим 20-летнего возраста;

— составами транспортных средств (категория «Е») — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «Д», — при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;

— трамваями и троллейбусами — лицам, достигшим 20-летнего возраста.

Исходя из этих положений и следуя сегодняшней позиции законодателя, привлечь лицо, нарушившее Правила дорожного движения, возможно не ранее 18-летнего возраста, т.е. с момента, когда оно может стать обладателем права на управление транспортным средством.

Однако в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ по общему правилу административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

А поскольку, как следует из приведенных выше нормативных актов, понятие «водитель» не требует обязательного наличия у лица права на управление транспортным средством, субъектом правонарушений в области дорожного движения может быть физическое вменяемое лицо, достигшее на момент правонарушения 16-летнего возраста. Данное положение также требует внесения изменений в санкции статей КоАП РФ, которые в настоящее время предусматривают только лишение права управления транспортными средствами (а наличие прав может быть у лица только с 18 лет).

Таким образом, существующие виды наказаний по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также изменения в ст. ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ привели к такой ситуации, что лица, совершающие самые тяжкие правонарушения данной категории, освобождены законодателем от ответственности, что не отвечает требованиям обеспечения безопасности дорожного движения и вызывает трудности в правоприменительной практике.

[1] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1988. С. 73.

[2] Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1979. Вып. XXXIII. С. 385.

[3] О правилах дорожного движения: [постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.

[4] О безопасности дорожного движения: [федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

[5] Москаленко С. С. О субъекте правонарушения по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения // Мировой судья. 2006. № 12. С. 49.

Кто является субъектом административного правонарушения?

Субъект административного правонарушения — это лицо, совершившее административный проступок и признанное виновным в совершении этого нарушения.

Понятие субъект административного правонарушения является одним из основных и неотъемлемых признаков состава нарушения. При отсутствии субъекта отсутствует само правонарушение.

Чтобы понять смысл этого термина требуется дать определение административному нарушению и указать его свойства.

Что такое административное нарушение?

Административное нарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством России или нормативными актами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

У этого понятия существует ряд свойств.

Признаки административного правонарушения

Для признания действия или бездействия нарушением требуется чтобы:

  1. Были нарушены запретительные нормы, имеющиеся в КоАП РФ. Например, работодатель несвоевременно выплачивает заработную плату. За это он понесет административное наказание по ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде».
  2. Лицо осознавало (т.е. действовало умышленно) или обязано было осознавать, но к последствиям относилось безразлично (т.е. действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает запретительную норму.

К административным проступкам, имевшим место по неосторожности, можно отнести невыполнение правил пожарной безопасности ст.20.4 КоАП, повлекшее пожар, когда ответственное лицо осознает, что невыполнение предписаний о противопожарной безопасности может вызвать пожар, но по небрежности полагает, что каких-либо тяжких последствий не наступит.

Признаки субъекта административного правонарушения

Административной ответственности подлежат индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – это физические лица, обладающие вменяемостью, т.е. способностью осознавать характер своих действий и руководить ими.

Индивидуальные субъекты административного правонарушения делятся на общие и специальные.

Общими субъектами являются лица, достигшие 16-ти летнего возраста.

Для некоторых видов административного наказания субъект обязан занимать определенную должность, быть военнослужащим или иметь специальное звание, иметь в собственности (владении) автотранспорт или объект недвижимости. Эти лица называются специальными субъектами.

К административной ответственности за нарушения привлекаются следующие категории лиц:

  • граждане с 16 лет;
  • должностные лица, наделенные организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в государственных органах вооруженных силах. Список нарушений находится в ст.2.4 КоАП РФ;
  • лица, деятельность которых регулируется законодательными актами о воинской службе, о правоохранительных органах привлекаются к дисциплинарную ответственности. Перечень проступков, за которые они могут быть подвергнуты административному преследованию, дан в ч.2 ст.2.5 КоАП РФ;
  • иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подвергаются административному преследованию на общих основаниях, ст.2.6 КоАП РФ;
  • собственники (владельцы) транспорта за нарушения ПДД и правил о благоустройстве территории субъектов России на этом транспорте при условии записи этих нарушений приборами видеоконтроля. Они не могут быть признаны виновными при условии предоставления сведений о том, что в момент нарушения транспорт был в чужом владении;
  • собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости за нарушения правил содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства при условии записи аппаратурой видеоконтроля (видео, фото, киносъемки). Они освобождается от ответственности, при условии предоставления доказательств, что в момент нарушения объекты недвижимости находились в чужом пользовании, ст.2.6.1 КоАП РФ;
  • юридические лица несут административную ответственность за совершение административных проступков в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Действия при утрате паспорта».

Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с видами административных правонарушений.

А в ЭТОЙ СТАТЬЕ вы узнаете об административных взысканиях.

Особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц

В некоторых ситуациях, связанных с реорганизацией для привлечения юридических лиц к ответственности в административном законодательстве существуют определенные условия:

  • при слиянии за административный проступок преследуется новое юридическое лицо;
  • при разделении или при выделении из состава предприятия одного или нескольких предприятий административному наказанию привлекается правопреемник по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми имело место нарушение;
  • при преобразовании организационно-правовой формы виновным за совершение административного проступка отвечает новое предприятие;
  • предприятие привлекается к ответственности за административный проступок вне зависимости от информированности новой организации о имевшем месте правонарушении до завершения реорганизации.

Кто освобождается от административной ответственности?

Освобождаются от ответственности лица совершившие нарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.

Крайняя необходимость это действия, включающие признаки административного нарушения, но предпринятые для пресечения возможности нанесения ущерба этому или другим лицам, а также государству. Нанесенный ущерб должен быть меньшим, чем тот, который мог быть причинен.

Невменяемость, это когда нарушитель не способен осознавать характер своих действий или руководить ими при наличии психического заболевания или слабоумия, например, при болезни шизофрения. Если у нарушителя определена невменяемость, то административная ответственность исключается.

Для признания виновным нарушитель должен иметь определенный возраст.

По административному законодательству ответственность за нарушения наступает с 16 лет. Если нарушитель моложе, то к ответственности его привлечь нельзя, ст.2.3 КоАП РФ.

Но в некоторых проступках, исходя из имеющихся обстоятельств дела и характеристики нарушителя в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав нарушитель может быть освобожден от ответственности.

В этом случае законодательством о защите прав несовершеннолетних для него предусмотрены иные меры воздействия, ч.2 ст.2.3 КоАП РФ.

Субъект административного правонарушения

Субъекты административного правонарушениялица, подлежащие привлечению к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ,классифицируются по множеству оснований. Субъектами административного правонарушения, в отличие от преступления, могут быть как физические, так и юридические лица. Причем первые подразделяются на граждан России, иностранцев, должностных лиц, граждан, имеющих воинские и специальные звания, и т. д. Подробнее об особенностях ответственности различных категорий субъектов административного права изложено в настоящей статье.

Виды субъектов административного правонарушения (общие, специальные…) и их признаки

В отличие от уголовной, административная ответственность распространяется не только на людей, но и на целые организации, то есть юридические лица. Таким образом, сразу два вида субъектов административного правонарушения относятся к категории общих субъектов, а именно:

  1. Физические лица, к которым относятся:
    • граждане России;
    • иностранцы;
    • лица, не имеющие гражданства (апатриды).
  2. Юридические лица — как российские, так и иностранные учреждения, действующие на территории России, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

При этом физические лица как субъекты административной ответственности помимо гражданства классифицируются еще и по профессиональному признаку (тогда их еще называют специальными субъектами административных правонарушений):

  • должностные лица;
  • военнослужащие и приравненные к ним граждане.

Должностные лица

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ должностными лицами признаются представители власти, а также сотрудники, в силу своих служебных обязанностей исполняющие организационно-распорядительные или административные функции. Только в этих случаях они выступают в качестве субъектов административного правонарушения, имеющих специальные признаки.

Иными словами, это руководители различного звена, в том числе занимающие должности на государственных и муниципальных предприятиях, в вооруженных силах и т. д.

Как правило, для должностных лиц предусмотрены повышенные меры ответственности по сравнению с рядовыми гражданами. Например, за нарушение требований к порядку продажи некоторых товаров (статья 14.15 КоАП РФ) продавец заплатит штраф как физическое лицо — в сумме от 300 до 1 500 рублей, тогда как должностное лицо, то есть администратор или руководитель торгового учреждения, — от 1 000 до 3 000 рублей.

Важно: за правонарушения, совершенные не в связи с профессиональной деятельностью (например, нарушение ПДД, мелкое хулиганство и т. д.), должностные лица несут ответственность как физические.

Военнослужащие

Статья 2.5 КоАП РФ относит к категории военнослужащих и приравненных к ним лиц не только кадровых военных, но и граждан, призванных на военные сборы (исключительно в период их проведения), а также сотрудников других организаций, предполагающих ношение погон и присвоение специальных званий:

  • Следственного комитета РФ;
  • Полиции;
  • Уголовно-исполнительной системы;
  • Таможни;
  • МЧС.

Важно: речь идет только об аттестованных работниках указанных учреждений.

За большинство правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, военнослужащие и приравненные к ним лица несут дисциплинарную ответственность, то есть административному наказанию не подлежат.

Исключение составляют нормы, перечисленные в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, когда военнослужащие выступают субъектами административного правонарушения. Среди них — нарушения в области избирательного права, противопожарной безопасности, ПДД и т. д.

Субъекты административного правонарушения — физические лица

В соответствии с КоАП РФ физические лица привлекаются к ответственности, если отвечают двум признакам субъекта административного правонарушения:

  • достигли возраста, с которого наступает ответственность;
  • являются вменяемыми.

Возрастной ценз административной ответственности

Равно как и уголовная, административная ответственность наступает с 16 лет. При этом, в отличие от УК РФ, КоАП РФ не предусматривает никаких исключительных случаев, снижающих возраст. То есть если в уголовном праве за некоторые преступления граждане подлежат ответственности с 14 лет, то в административном действует только один возрастной порог. Именно поэтому субъектом административного правонарушения может стать лицо, достигшее возраста 16 лет.

Важно: несовершеннолетние правонарушители (от 16 до 18 лет) по решению КДН (комиссии по делам несовершеннолетних) могут быть освобождены от наказания с применением к ним иных мер воздействия. Это возможно с учетом различных обстоятельств и исходя из тяжести проступка.

Вменяемость

В силу статьи 2.8 КоАП РФ физическое лицо, признанное невменяемым, не подлежит привлечению к административной ответственности. Факт вменяемости устанавливается судом на основании заключения психиатрической экспертизы, которая определяет, мог ли правонарушитель в момент совершения проступка руководить своим поведением, понимал ли опасность действий и т. д.

Если ответы на эти вопросы будут отрицательными, суд почти наверняка сделает вывод об отсутствии вменяемости и освободит виновного от наказания. Таким образом, лицо, признанное невменяемым, к ответственности не привлекается, а значит, не может считаться субъектом административного правонарушения.

Когда юридические лица являются субъектами административных правонарушений

Перечень санкций для юридических лиц гораздо уже, чем для граждан. В него входят:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • приостановление деятельности на определенный срок;
  • конфискация предмета правонарушения или орудия его совершения.

Тогда как физические лица, помимо указанных мер, могут быть подвергнуты аресту, обязательным работам, дисквалификации (в случае с должностными лицами) и т. д.

Большинство статей КоАП РФ содержат ссылку на применение нормы к определенным субъектам административного правонарушения —например, только к физическим или только к юридическим лицам либо к любому правонарушителю с разграничением санкций. Если же такого указания нет, организации являются субъектами административного правонарушения на тех же основаниях, что и граждане.

Важно: согласно статье 2.10 КоАП РФ, в случае преобразования или смены собственника юридического лица административная ответственность наступает в следующем порядке:

  • при слиянии ответственность несет вновь возникшая организация;
  • при присоединении — присоединившее юрлицо;
  • при разделении — правопреемник (то есть организация, принявшая на себя, согласно разделительному балансу, все права и обязанности прежнего предприятия).