ЛИТЕРАТУРА

Публикации нормативных документов

1. Всеобщая декларация прав человека. Официальный текст. – М.: Права человека, 1996. – 16 с.

2. Испания: Конституционные и законодательные акты. – М.: Прогресс, 1982. – 352 с.

3. Италия: Конституция и законодательные акты. – М.: Прогресс, 1988. – 352 с.

4. Конституции зарубежных государств / Сост. В.В. Маклаков. – М.: БЕК, 1997. – 586 с.

6. Конституции зарубежных стран / Сост. В.Н. Дубровин. – М.: Юрлитинформ, 2001. – 448 с.

6. Конституции государств американского континента. – М.: Иностр. лит., 1957. – 434 с.

7. Конституция Соединенных Штатов Америки. – М.: ТОО «Иван», 1993. – 32 с.

8. Конституция Швеции. – М.: Юрид. лит., 1981. – 142 с.

9. США. Конституция и права человека. – М.: Мысль, 1987. – 316 с.

10. Федеративная Республика Германия: Конституция и законодательные акты. – М.: Прогресс, 1991. – 468 с.

11. Французская Республика: Конституция и законодательные акты. – М.: Прогресс, 1989. – 448 с.

Основная литература

1. Автономов А.С., Сивицкий В А., Черкасов АЛ. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. – М.: Юриспруденция, 2001. – 400 с.

2. Алебастрова ИА. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-М, 2001. – 640 с.

3. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. – М.: Форум: ИНФРА-М, 1999. – 488 с.

4. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крупских. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 384 с.

5. Григонис Э.П., Григонис ВЛ. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций. – СПб.: Питер, 2002. – 416 с.

6. Гринюк Р.Ф., Фесечко Л.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – Донецк: Дон ГУ, 1997. – 64 с.

7. Егинбарян Р.В., Татевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 492 с.

8. Конституционное право: Энцикл. слов. / Отв. ред. и рук. авт. кол. С.А. Авакьян. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2001. – 688 с.

9. Ковешников ЕМ., Марченко М.Н., Стешенко Л.А. Конституционное право стран Содружества независимых государств. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 464 с.

10. Конституционное (государственное) право зарубежныхстран: В 4 т. / Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: БЕК, 1995–1996.

11. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: НОРМА, 2005. – 1056 с.

12. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. – М.: ЮНИТИ – Дана: Закон и право, 2001. – 687 с.

13. Конституционное право развивающихся стран: Основы организации государства / Отв. ред. В.Е. Чиркин. – М.: Наука, 1992. – 352 с.

14. Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. – М.: Юристъ, 2001, – 560 с.

16. Маклаков В.В. Иностранное конституционное право. – М.: Юристъ, 1996. – 512 с.

16. Мишин АА. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: Белые альвы, 1996. – 400 с.

17. Рияка В.А., Свечкарьов А.И., Шувалова В.А. и др. Государственное право зарубежных стран. Общая часть: Учеб. пособие. — X .: Изд-во Нац. юрид. акад. Украины имени Ярослава Мудрого, 1996. — 186 в.

18. Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А.Я. Сухарев. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 1110 с.

19. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 384 с.

20. Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В.Е. Чиркин. – М.: Манускрипт, 1996. – 580 с.

21. Субботин ВЛ. Государственное право зарубежных стран (Общая часть): Курс лекций. – Донецк: ДИЭХП, 2002. –120 с.

22. Чиркин ВЛ. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрист, 1997. – 568 с.

23. Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. – Минск: Харвест, 1998. – 784 с.

24. Шаповал В.М. Конституционное право зарубежных стран. — М .: Артек, 1997. — 264 с.

25. Шаповал ВМ. Конституционные системы зарубежных стран. — М .: Высшая шк., 1992. — 135 с.

Учебник алебастрова иа конституционное право зарубежных стран

В главах рассматриваются особенности конституционно-правового регулирования институтов общественного строя и народных голосований, а также основ конституционного права трех стран – Великобритании, Франции и ФРГ.

В главах рассматриваются особенности конституционно-правового регулирования институтов общественного строя и народных голосований, а также основ конституционного права трех стран – Великобритании, Франции и ФРГ.

В главах рассматриваются особенности конституционно-правового регулирования институтов общественного строя и народных голосований, а также основ конституционного права трех стран – Великобритании, Франции и ФРГ.

В главах рассматриваются особенности конституционно-правового регулирования институтов общественного строя и народных голосований, а также основ конституционного права трех стран – Великобритании, Франции и ФРГ.

В главах рассматриваются особенности конституционно-правового регулирования институтов общественного строя и народных голосований, а также основ конституционного права трех стран – Великобритании, Франции и ФРГ.

В главах рассматриваются особенности конституционно-правового регулирования институтов общественного строя и народных голосований, а также основ конституционного права трех стран – Великобритании, Франции и ФРГ.

В статье рассматривается актуальное состояние правового регулирование медицинской деятельности в Российской Федерации после принятия нового ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в связи с необходимостью создания эффективного механизма уголовно-правовой охраны жизни и здоровья граждан при оказании медицинских услуг. Профессиональная медицинская деятельность анализируется в качестве одного из видов экономической деятельности, удовлетворяющей специфические потребности населения и являющейся незаменимой в вопросах поддержания здоровья в современном мире.

Автором указывается на необходимость предметного понимания медицинской практики и закрепления его в законодательстве, что должно помочь в дальнейшем осмыслении проблематики медицинского права в его связи с уголовным правом и преодолению ряда практических проблем. В статье рассматривается зарубежный (французский и американский опыт) правового регулирования и уголовно-правовой охраны медицинской деятельности, анализируется практика применения уголовного закона в России и за рубежом. По результатам исследования делается вывод о существующей потребности в выработке новых подходов к обозначенной проблеме.

Предметом данной статьи является сравнительный анализ правовой регламентации медицинской деятельности (включая традиционную медицину) и уголовной ответственности за незаконное занятие медицинской деятельностью и за другие нарушения в Республике Франция и в Российской Федерации.

Предлагаемое издание представляет собой сборник материалов круглого стола, организованного РИСИ. С российской стороны в его работе приняли участие руководители отделов и научные сотрудники РИСИ, с китайской — эксперты Китайской академии современных международных отношений (КАСМО). В ходе круглого стола обсуждались наиболее актуальные вопросы международных и российско-китайских отношений на современном этапе.

В сборник включены основные выступления участников мероприятия, в приложении даны оригинальные тексты докладов на китайском языке.

Статья содержит сравнительный анализ уголовно-правовой квалификации преступлений против жизни, совершенных несколькими медицинскими работниками, в России и Франции.

Сборник подготовлен Фондом исторической перспективы в сотрудничестве с Центром поддержки и развития общественных инициатив – «Креативная дипломатия» по итогам круглого стола молодых экспертов по теме Афганистана, состоявшегося 3 февраля 2011 г., при участии Центра изучения современного Афганистана.

Издание сборника преследует своей целью привлечение и развитие молодого научного экспертного потенциала России и стран СНГ, а также содействие молодым специалистам в создании постоянно действующей дискуссионной площадки.

Сборник предназначен как для специалистов по тематике афганской войны и смежным вопросам, так и для широкого круга читателей, интересующихся данной темой.

Воздействие интеллектуалов на власть в период модернизации было очень мощным во всех трех странах. Роль интеллектуалов-Авторов во Франции и Японии огромна, именно они артикулировали и наполняли смыслами социальное недовольство. Без Сартра, Лакана, Делёза и других Авторов, скорее всего, не было бы мая 1968 года. А в Японии социально-политические изменения начиная с конца XIX века как раз и стали причиной появления интеллектуалов- Авторов. С этого момента они, так или иначе, воздействовали на все процессы, протекавшие в стране. Для Польши характерна иная ситуация. Авторов здесь в чистом виде практически не было, и роль медиатора взяла на себя категория публичных интеллектуалов, оказавших решающее воздействие на социально-политические процессы в стране. Таким образом, можно отметить, что интеллектуалы играют важную роль в процессе модернизации стран с различными экономическими, культурными и социально-политическими особенностями развития, но их влияние в каждой из стран проявляется по-разному в зависимости как от характеристик этапов модернизации, так и от конфигурации политических сил, а также от социальной структуры и господствующих ценностей и установок. Интеллектуалы сами по себе не могут повернуть ход процесса модернизации, но в те или иные критические моменты они способны существенно на него повлиять.

Статья посвящена военной службе выдающегося государственного деятеля второй половины XIX в. К.П. фон Кауфмана на Кавказе, которая проходила на заре его карьеры в 1840–1850-е гг. Этот период его биографии до сих пор не получил подробного освещения, несмотря на то, что именно во время службы на Кавказе и участия в Крымской войне (также на Кавказском фронте) К.П. фон Кауфман приобрел первый опыт взаимодействия с восточными народами и государствами — как военный, так и дипломатический — который впоследствии очень пригодился ему во время управления Туркестанским краем (1867–1882 гг.). Важным источником информации об этом периоде жизни и деятельности Кауфмана служат записки его современников, служивших вместе с ним на Кавказе. В отличие от сухих фактов официальных документов (приказы, послужные списки и т.п.), они содержат более подробные сведения и нередко весьма яркие детали, характеризующие личность и деятельность К.П. фон Кауфмана, его военные и административные способности, личные качества — все то, что впоследствии нашло отражение в «завоевании и устроении» Туркестана.

В сборнике представлены материалы, подготовленные к Третьей международной научно- практической конференции «Тенденции развития государства, права и политики в России и мире» (Калуга, 30 апреля 2010 года).

Для специалистов в области права, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений юридического профиля, для всех, кто интересуется проблемами юридической науки.

Алебастрова, Страшун, Рябов: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для бакалавров

Аннотация к книге «Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для бакалавров»

В предлагаемом учебнике рассматриваются основы общей теории конституционного права и конституционного (государственного) права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Французской Республики, Федеративной Республики Германии, Китайской Народной Республики. Нормативные акты используются по состоянию на 1 мая 2012 года.
Для студентов бакалавриата по направлению «Юриспруденция».

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Правовое обеспечение личной безопасности туристов

Дата размещения статьи: 12.05.2011

Е.Л. ПИСАРЕВСКИЙ

Обеспечение надлежащего уровня личной безопасности в сфере туризма, которое является необходимым условием достойной жизни и свободного развития человека в социальном правовом государстве, для современной России является крайне актуальным.
Вместе с тем различные аспекты безопасности туризма, в том числе вопросы повышения эффективности мер по обеспечению личной безопасности туристов, еще недостаточно исследованы правовой наукой. Кроме того, арсенал сил и средств, содержание деятельности по обеспечению личной безопасности туристов, а также уровень защищенности объектов безопасности не всегда адекватны угрозам, исходящим от внутренних и внешних источников.
В юридической науке не существует легального, а также общепризнанного научного определения личной безопасности . Так, под личной безопасностью понимают обеспечиваемое деятельностью государства и общества социальное благо, предоставляющее возможность индивиду беспрепятственно пользоваться своими жизнью, здоровьем и физической свободой . Данное социальное благо в первую очередь предполагает состояние защищенности объектов личной безопасности от противоправных посягательств .
———————————
В зарубежном законодательстве и в правовых исследованиях для описания безопасности чаще всего используются термины «safety» и «security». Термин «safety» обычно применяется для обозначения безопасности объектов материального мира, услуг в части их технического или иного материального содержания (безопасность зданий, сооружений, пищевой продукции, противопожарная безопасность, санитарно-эпидемиологическое благополучие и др.). С данным термином обычно корреспондирует понятие «риск» («допустимый риск», «неприемлемый риск»). К таким рискам относятся: травмоопасность, пожароопасность, гидрометеорологическая, биологическая, экологическая, токсикологическая, радиоактивная опасность и др. Категория «security» отражает динамическую характеристику безопасности, которая связана скорее с угрозами (threats), исходящими от людей, нежели из окружающей среды. Поэтому эти угрозы сложнее предвидеть (например, криминогенная, военно-политическая, психофизиологическая опасность, акт незаконного вмешательства на транспорте) (см.: Исследование по безопасности гостиницы (проведено по заказу Комитета по внутреннему рынку и защите прав потребителей Европейского Парламента) // URL: www.europarl.europa.eu/ activities/ committees/ studies/ download.do).
См.: Мингес И.А. Юридические гарантии личной безопасности граждан: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2000. С. 15.
См.: Опалев А.В. О некоторых базовых категориях обеспечения национальной безопасности // Вестник Российской академии естественных наук. 2004. Т. 4. N 3. С. 5.

Категорию «личная безопасность» рассматривают также в качестве элемента административно-правового статуса гражданина. В этом смысле личная безопасность — это урегулированное нормами административного права состояние защищенности прав, свобод и законных интересов личности от факторов и условий, создаваемых административными правонарушениями, вредоносными природными, техногенными и социальными явлениями действительности .
———————————
См.: Калина Е.С. Государственно-правовой механизм обеспечения права на безопасность личности в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2003. С. 5.

Личная безопасность индивида может быть обеспечена лишь при условии гарантирования отдельных элементов его личной неприкосновенности. Личная неприкосновенность рассматривается как состояние человека, при котором обеспечиваются его физическая защищенность, индивидуальная свобода, психика и нравственность от недопустимого внешнего воздействия. Объектами личной неприкосновенности являются физическое состояние человека, к которому относятся жизнь, здоровье, телесная целостность (физическая неприкосновенность); возможность располагать собой и по своему усмотрению определять место пребывания и род занятий (неприкосновенность индивидуальной свободы, или волевая неприкосновенность); психика, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания и другие духовные ценности (духовная неприкосновенность) .
———————————
См.: Опалева А.А. Институт личной неприкосновенности (теоретико-правовые проблемы): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2008.

Термин «личная безопасность» используется в сфере туризма в широком и узком смыслах. В широком значении личная безопасность представляет собой состояние защищенности от внутренних и внешних угроз безопасности всех физических лиц, участвующих в общественных отношениях в сфере туризма: туристов, собственников (владельцев) объектов туристской индустрии и их работников; жителей территорий (центров, районов), принимающих туристов; должностных лиц и представителей органов власти, реализующих функции и полномочия в области государственного (муниципального) регулирования туризма.
В узком смысле категория «личная безопасность» применяется в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», где личная безопасность означает безопасность жизни и здоровья туристов, а также экскурсантов (далее — личная безопасность туристов) (ст. 6, 7, 14).
Как видим, к объектам обеспечения личной безопасности относятся в первую очередь такие важные нематериальные блага туристов, как жизнь, здоровье и соответствующие им личные неимущественные права (права на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность). Вместе с тем очевидно, что в реальности круг таких объектов шире.
Так, некоторые дополнительные объекты личной безопасности туристов получили нормативное закрепление в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 773-ст) (далее — Стандарт безопасности туристов), согласно п. 4.2 которого безопасность туристов при совершении путешествия распространяется на их жизнь, здоровье, личную неприкосновенность, включая физическое (телесное) и психическое (моральное) состояние, а также частную жизнь и имущество.
К личной безопасности туристов тесно примыкает категория «сохранность имущества туристов» (ст. 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). К такому имуществу туристов могут относиться их личные денежные средства, в том числе передаваемые туристским организациям в счет оплаты услуг по договорам, предметы личного обихода, туристского снаряжения и инвентаря, сувенирная продукция, драгоценные вещи и другие предметы, которые используются и (или) приобретены туристом во время путешествия.
Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности, нормы международного права также устанавливают специальные требования к туристским организациям в области обеспечения защиты персональных данных туристов, а также иной конфиденциальной информации (п. 18 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452).
Таким образом, личная безопасность туриста — это состояние защищенности туриста или отдельных объектов его личной безопасности от внутренних и внешних угроз безопасности, которое позволяет свободно и беспрепятственно реализовывать право туриста на отдых, свободу передвижения и иные права при совершении путешествий.
Очень часто туристы выступают в роли потребителей услуг в сфере туризма. В этом случае личная безопасность туриста заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с причинением (либо возникновением угрозы причинения) вреда туристу или отдельным объектам его личной безопасности в результате некачественного оказания услуг.
В целях правового регулирования особое значение имеет право туриста на личную безопасность. В соответствии с документами Всемирной туристской организации право международного туриста на личную безопасность включает следующие его правомочия:
свободное обращение к консульским властям страны своего происхождения;
оперативный и беспрепятственный доступ ко всем имеющимся формам внутренних и внешних коммуникаций, в том числе информирование своей семьи с использованием наиболее оперативных и доступных средств связи о совершении на него и (или) его имущество противоправных посягательств;
оперативный и беспрепятственный доступ к местному административному, медицинскому и юридическому обслуживанию, в том числе право без необходимости внесения какого-либо залога, требуемого от иностранцев, начать судебное и, в частности, уголовное дело в национальном суде против лиц, совершивших в отношении его противоправные посягательства;
внесудебное разрешение спора, возникшего между ним и лицами, осуществляющими туристскую деятельность;
возможность пользоваться правами граждан посещаемой страны, касающимися конфиденциальности личных данных и сведений;
оперативная репатриация в страну, откуда он прибыл, в случае, если он пострадал в результате серьезных посягательств на его личность и (или) имущество;
возвращение похищенной и впоследствии найденной вещи в страну, откуда он прибыл .
———————————
См.: Рекомендуемые меры в области безопасности туризма (одобрены Резолюцией Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации на 9-й сессии, Буэнос-Айрес, Аргентина. 30 сент. — 4 окт. 1991 г.) // Писаревский Е.Л. Основы безопасности туризма. М., 2001. С. 276 — 278.

Реализация права туриста на личную безопасность выражается в действиях государства по разработке и применению комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз личной безопасности туристов, локализации и нейтрализации последствий их проявления.
В частности, к таким действиям относятся меры по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на жизнь, здоровье, физическую свободу и имущество туриста, по защите туристов от иных социальных, а также природных и техногенных опасностей, меры наказания правонарушителей, меры по возмещению туристам ущерба, причиненного преступлением, правонарушением или гражданским проступком, ликвидация иных последствий проявления угроз безопасности.
Турист также вправе сам осуществлять активные, юридически значимые действия по защите своей жизни, здоровья, физической свободы и имущества, что именуется самозащитой права.
Защита права туриста на личную безопасность осуществляется нормами гражданского, административного и уголовного права посредством признания этого права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих условия для его нарушения, и другими предусмотренными способами.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (п. 6) определяет угрозу безопасности «как прямую или косвенную возможность нанесения ущерба» объекту безопасности . Также для различных сфер (видов) национальной безопасности в указанной Стратегии выделяются соответствующие источники угроз безопасности (для личной безопасности граждан, например, — это сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, коррупция, наркомания и др.).
———————————
Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537.

В Приказе Ростуризма от 19 декабря 2007 г. N 141 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по туризму по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания» под угрозой безопасности понимаются действия (бездействие), события, явления и процессы, создающие опасность причинения вреда жизни и здоровью туристов, а также их имуществу, в том числе серьезно затрудняющие принятие мер по защите прав туристов и оказанию им покровительства со стороны Российской Федерации.
Представляется, что угроза личной безопасности туристов заключается в прямой или косвенной возможности причинения физического или морального вреда туристу, а также иного умаления его нематериальных благ и личных неимущественных прав.
В российском законодательстве и правовой науке пока не существует универсального определения понятия «источник опасности». Причем наиболее разработанной является категория «источник повышенной опасности» , хотя и по данному понятию продолжается дискуссия относительно его объема и содержания («теория свойств», «теория «деятельности», «теория движущихся вещей») .
———————————
См.: п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина».
См.: Долинская В.В. Источники повышенной опасности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 9. С. 48 — 56.

В федеральных законах раскрываются понятия, которые дают нам общее представление об отдельных видах источников опасности: «опасное природное явление», «авария», «общественно опасное явление», «вещи с опасными по своей природе свойствами», «деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих», «авиационное происшествие», «опасное техногенное происшествие», «преступление» и др.
В международных актах преступления, связанные с терроризмом, признаются источником опасности или физической угрозы для безопасности и защиты лиц, какими бы ни были мотивы, которые могут приводиться в их оправдание .
———————————
См.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1996 г. N 51/210 «Меры по ликвидации международного терроризма».

Некоторые авторы считают, что источниками опасности, с которыми имеет дело, например, милиция, являются противоправные деяния отдельных граждан и их групп, транспортные средства, оружие, боеприпасы, взрывчатые материалы, радиоактивные и сильнодействующие ядовитые вещества (ртуть, метанол и т.п.), наркотические средства, дикие и домашние животные, пожары, стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, оползни, ураганы, снежные заносы, сели и т.п.), аварии и катастрофы на транспорте, производстве и т.п., эпидемии, эпизоотии и другие чрезвычайные ситуации .
———————————
См.: Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции». 6-е изд. М., 2009.

По нашему мнению, источники опасности (угрозы) — это природные явления или процессы, объекты материального мира, а также деятельность людей, которые в силу объективно существующих свойств (особо опасных, чрезвычайно опасных, вредоносных), невозможности полного контроля над ними со стороны человека представляют или могут представлять угрозу объектам личной безопасности.
Что касается специфики источника опасности в сфере туризма, то Стандарт безопасности туристов (п. 3.6) определяет источник опасности как основную причину возникновения ущерба, явление или процесс, свойство или развитие которого может стать причиной вреда.
По мнению ряда исследователей, большинство опасностей, подстерегающих туристов, по своей природе случайны, т.е. подчиняются законам теории вероятности (вспышки опасных инфекционных заболеваний, ураганы, кражи и т.д.); потенциальны, т.е. носят скрытый характер, неопределенны во времени и в пространстве (извержение вулканов, наводнения, землетрясения и т.д.); перманентны, т.е. существуют постоянно, действуют непрерывно (высокая влажность, загазованность атмосферы города и т.д.); тотальны, т.е. всеобщи, от них не скрыться, они проявляются везде и всегда .
———————————
См.: Масленникова И.С., Власов Е.А., Постнов А.Ю. Безопасность жизнедеятельности в сфере туризма. СПб., 2002.

Наиболее распространенной классификацией источников опасности (угроз) является их дифференциация по природе происхождения, возможности контроля за ними со стороны человека . В этом смысле традиционно выделяют источники опасности природного (биогенного), техногенного и социального (антропогенного), в том числе чрезвычайного, характера, которые, в свою очередь, также могут подразделяться на подгруппы. Данная классификация нашла свое отражение в принятых нормативных правовых актах.
———————————
См.: Писаревский Е.Л. Основы безопасности туризма. М., 2007.

Среди основных источников опасности, угрожающих объектам личной безопасности туристов, следует выделить:
административные правонарушения и преступления в отношении личности и имущества туристов (убийство, умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести, торговля людьми, кража, грабеж, разбой, мошенничество, вымогательство, нанесение ущерба нравственности, здоровью туристов, в том числе с использованием наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных и насильственных действий сексуального характера, унижение чести, достоинства и доброго имени (клевета, оскорбление), незаконное распространение персональных данных , нарушение неприкосновенности частной жизни и др.);
———————————
О преступлениях против иностранных туристов см.: Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М., 2003; Вавилова Е.В. Основы международного туризма. М., 2005.
Под угрозами безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого может стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение персональных данных, а также иных несанкционированных действий при их обработке в информационной системе персональных данных (см.: Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утв. ФСТЭК РФ 14 февраля 2008 г.)).

гражданско-правовые проступки, повлекшие за собой причинение вреда жизни и здоровью туриста, утрату, порчу или повреждение его имущества, в том числе в результате нарушения договорных обязательств организациями туристской индустрии;
заболевания (в том числе особо опасные инфекционные ) и несчастные случаи, произошедшие с туристами вследствие воздействия опасных природных (биогенных), социальных и техногенных факторов и условий окружающей природной и социальной среды, а также техносферы.
———————————
См.: письмо руководителя Роспотребнадзора руководителю Ростуризма от 6 июня 2008 г. N 01/4730-8-23 «О ситуации с особо опасными инфекционными болезнями» // URL: www.rospotrebnadzor.ru.

Реализация угроз безопасности приводит к различным негативным последствиям для туриста: к ограничению жизнедеятельности (потере врожденных и приобретенных способностей человека к самообслуживанию); утрате его трудоспособности (потере врожденных и приобретенных способностей человека к действию, направленному на получение социально значимого результата в виде определенного продукта, изделия или услуги); смерти.
Ущерб, причиненный жизни и здоровью туриста, как и любого другого гражданина, именуется вредом. В гражданско-правовом смысле вредом называется всякое умаление того или иного личного или имущественного блага . Под вредом жизни и здоровью в медицинском смысле в нормативных правовых актах понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды.
———————————
См.: Матвеев Г.К. Основания гражданско-правовой ответственности. М., 1970. С. 37.

Деятельность государства и общества по созданию комфортной и безопасной социальной среды неразрывно связана с недопущением нанесения вреда жизни, здоровью и имуществу туристов. Такая социальная среда предполагает значительное снижение уровня преступности, повышение эффективности системы защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера .
———————————
См.: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. 390-ФЗ «О безопасности» Президент РФ принимает меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму, а защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом является одной из целей международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения безопасности. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (п. 24, 46) говорится о необходимости предоставления гражданам надежных гарантий личной безопасности, а также оказания им высококачественных и безопасных услуг.
Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности рассматривает безопасность туризма и как принцип государственного регулирования туристской деятельности, и как ключевую функцию органов исполнительной власти (ст. 3, 4, 14 и 16 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
Обеспечение личной безопасности туристов осуществляется туристами самостоятельно и (или) уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления (далее — субъекты личной безопасности).
К числу субъектов личной безопасности туристов можно отнести Минспорттуризм, МЧС, МИД, МВД, Федеральное агентство по туризму, Федеральную службу защиты прав потребителей и обеспечения благополучия человека, а также иные органы государственной власти и местного самоуправления, в сферу полномочий которых входит обеспечение безопасности туристов, защита их прав и законных интересов и оказание неотложной помощи различных видов (медицинской, правовой и т.д.).
В рамках гражданско-правовых отношений юридические обязанности по обеспечению личной безопасности туристов несут индивидуальные предприниматели и организации туристской индустрии (далее — субъекты, участвующие в обеспечении личной безопасности туристов).
В правовой науке меры безопасности часто отграничивают от мер юридической ответственности и мер защиты . Однако, по нашему мнению, грань между данными категориями для целей настоящего исследования не существенна. Поэтому мы рассматриваем меры юридической ответственности лиц, посягающих на личную безопасность туристов, и меры государственной и общественной защиты, а также самозащиты в качестве мер личной безопасности туристов , понимая под последними специальные меры безопасности туризма, которые являются составной частью системы безопасности туризма.
———————————
См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., 1981. С. 280 и др.
См.: Ведяхин В.М. Меры защиты как правовая категория // Право и политика. 2005. N 5; Щедрин Н.В. Введение в правовую теорию мер безопасности. Красноярск, 1999. С. 89; Писаревский Е.Л. Основы безопасности туризма. М., 2007. С. 168 — 186.

Стандарт безопасности туристов под мерами личной безопасности туристов понимает комплекс мер организационно-технического, дипломатического, финансового, правоохранительного и иного характера, направленных на снижение рисков до приемлемого уровня путем четкого разграничения и выполнения обязанностей всеми участниками процесса оказания туристских услуг, и соблюдение туристами требований личной безопасности. Перечень мер по обеспечению безопасности туристов представлен в Стандарте безопасности туристов.
При применении мер безопасности должны учитываться следующие факторы и условия (или их совокупность), оказывающие значительное влияние на эффективность таких мер:
особенности цели и вида путешествия (деловой, экстремальный, лечебно-оздоровительный туризм и др.);
уровень качества и безопасности оказываемых туристу услуг, в том числе особенности организации путешествий с использованием различных видов транспорта;
продолжительность путешествия (необходимость акклиматизации, адаптации организма туриста к новым условиям, психологическая совместимость участников туристской группы и т.д.);
природная среда и географический ландшафт страны (места) временного пребывания (городская, сельская, морская, горная, пустынная местность и т.д.);
санитарно-эпидемиологическая обстановка и гидрометеорологические особенности страны (места) временного пребывания (экваториальный, тропический, умеренный и полярный тип, континентальный, морской, высокогорный, солярный климат, качество воды и пищи и др.);
социально-культурная, религиозная и этнографическая среда (язык, традиции и обычаи местного населения);
состояние законности и правопорядка в стране (месте) временного пребывания, отношение местного населения к туристам.
Специфика обеспечения личной безопасности туристов также заключается в необходимости осуществления в отношении путешественников повышенных мер безопасности , особенно в начальный период путешествия. В это время туристы являются наиболее уязвимыми к негативному воздействию различного рода угроз безопасности, так как происходит их адаптация к новой социально-психологической обстановке, географической среде и гидрометеорологическим особенностям страны (места) временного пребывания.
———————————
В отдельных государствах (например, США) установлена повышенная ответственность администрации гостиниц, мотелей и подобных заведений за вред, причиненный постояльцам агрессивными действиями третьих лиц (см.: Крыжановская А.А. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный в связи с использованием сложных программных продуктов. М., 2010).

На обеспечение личной безопасности российских туристов также серьезное влияние оказывает отсутствие у многих из них надлежащего уровня правовой культуры. Неосторожное, легкомысленное, а часто самонадеянное поведение туристов в стране (месте) временного пребывания создает предпосылки для несчастных случаев, преступных и иных посягательств на их жизнь, здоровье и имущество, а также для иных негативных последствий проявления угроз безопасности.
Несмотря на то что круг субъектов личной безопасности туристов достаточно широк, тем не менее основное бремя ответственности за собственную безопасность и безопасность сопровождаемых лиц ложится на туриста. Ведь именно он принимает решения о совершении туристической поездки либо об отказе от нее. Поэтому знание общих основ безопасности жизнедеятельности, четкое следование инструкциям (рекомендациям) специалистов по соблюдению мер личной безопасности, а часто просто здравый смысл, разумное и осмотрительное поведение в незнакомой среде позволяют туристу значительно снизить риск причинения вреда его жизни и здоровью, а также сохранить свое имущество.
Меры личной безопасности туристов могут быть классифицированы по различным критериям. Прежде всего их можно разделить на две большие группы: меры многофункционального (общего) характера и меры специализированного (специального) характера.
Меры личной безопасности общего характера применяются в отношении туриста как субъекта права (оказание консульской помощи гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами территории Российской Федерации, рекомендации о нежелательности въезда в иностранное государство в связи с угрозой безопасности, охрана персональных данных туриста при заключении и исполнении договоров, страхование гражданской ответственности авиаперевозчиков).
Специальные меры обеспечения личной безопасности присущи исключительно сфере туризма и тесно связаны с правовым статусом туриста (например, страхование на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев; финансовое обеспечение ответственности туроператоров; оказание услуг инструкторов — проводников при прохождении туристских маршрутов повышенной опасности; предоставление необходимой и достоверной информации о туристском продукте и исполнителях услуг).
В зависимости от социальной нормы, в которую облечены меры личной безопасности туристов, их можно разделить на правовые и внеправовые. Правовые меры личной безопасности связаны с исполнением и соблюдением субъектами обеспечения личной безопасности, организациями туристской индустрии и туристами правовых предписаний, запретов и ограничений, содержащихся в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», других федеральных законах, правилах оказания услуг по реализации туристского продукта, стандартах саморегулируемых организаций, а также в условиях договоров, заключаемых туристами по поводу оказания различных услуг в сфере туризма.
К правовым мерам личной безопасности также относятся оказание консульской, правовой, медицинской и иных видов неотложной помощи в стране (месте) временного пребывания; антикриминальные меры безопасности (включая предупреждение, выявление и пресечение преступлений в отношении туристов и их имущества); меры по разрешению потребительских споров между туристами и организациями туристской индустрии; меры по обеспечению сохранности персональной и иной конфиденциальной информации туристов; правовая охрана чести и достоинства, доброго имени туристов; меры в области технического регулирования; меры государственного контроля (надзора), а также общественного контроля, осуществляемые в целях соблюдения организациями туристской индустрии законодательства, регулирующего вопросы обеспечения личной безопасности туристов; меры юридической ответственности за нарушение законодательства в области личной безопасности туристов.
По отрасли законодательства, в рамках которой регламентируются правовые меры личной безопасности туристов, их можно подразделить на международно-, конституционно-, административно-, гражданско-, уголовно-правовые, а также гражданско-, административно-, уголовно-процессуальные.
Применение внеправовых мер безопасности регламентируется моральными и религиозными нормами, обычаями и традициями. Так, туристы до поездки должны ознакомиться с характеристиками стран, которые они намерены посетить, с обычаями местного населения страны (места) временного пребывания, их религиозными и культурными особенностями, воздерживаться от подчеркивания экономических, социальных и культурных различий, существующих между ними и местным населением, быть восприимчивыми к культуре местного населения. Несоблюдение туристами указанных социальных норм во время путешествий по странам Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки может привести не только к социальным, но и тяжелым административным и уголовно-правовым последствиям (штрафы, ограничение свободы передвижения, задержание, лишение свободы).
К внеправовым мерам личной безопасности относятся меры технического характера (наличие исправного туристского снаряжения и инвентаря, установка защитных устройств и ограждений при пользовании подвижными механизмами (подъемниками, канатными дорогами), прохождении опасных участков территории (осыпей в горах, водоемов, горнолыжных трасс)), а также медицинские меры, связанные с надлежащим обеспечением туристов (вакцинация, индивидуальные аптечки, врачебные осмотры).
В зависимости от формы (способа) организации путешествий меры личной безопасности туристов могут быть направлены на обеспечение личной безопасности организованных туристов и меры обеспечения личной безопасности неорганизованных (самодеятельных), в том числе «экстремальных», туристов, которые путешествуют по маршрутам повышенной опасности.
Разграничение видов туризма (внутренний, въездной и выездной) позволяет различать меры: личной безопасности российских туристов, путешествующих в пределах территории Российской Федерации; меры личной безопасности граждан Российской Федерации, находящихся в стране временного пребывания или выезжающих с ее территории; меры личной безопасности иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации или въезжающих на ее территорию.
Меры личной безопасности туристов могут быть направлены на источник опасности, изолируя или ограничивая его вредное воздействие на туристов (меры пресечения), или на ограждение самих туристов от угрозы безопасности (меры охраны).
В свою очередь, меры пресечения в зависимости от характера источника опасности могут включать в себя меры антикриминальной, пожарной, электрической, санитарной, экологической, финансовой, биологической, психофизиологической, радиационной, химической и иной безопасности. Меры охраны (в том числе чрезвычайной) в зависимости от их применения могут быть: неотложные (срочная эвакуация туристов из места временного пребывания в связи с возникновением чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, угрожающей жизни и здоровью туристов), превентивные (страхование туристов на случай внезапного заболевания), восстановительные, компенсаторные (возмещение материального и морального вреда).
Меры личной безопасности туристов могут классифицироваться в зависимости от субъекта обеспечения безопасности, который их применяет. Соответственно, выделяются субъекты самозащиты (туристы), субъекты, предоставляющие законные услуги безопасности (например, инструкторы — проводники, частные охранные организации, вневедомственная охрана), государственные органы в области обеспечения личной безопасности туристов (МВД, ФСБ, МИД, МЧС, Минспорттуризм, Ростуризм, Роспотребнадзор), органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические лица, оказывающие услуги туристам (туроператоры, турагенты, перевозчики, экскурсоводы и др.).
Субъекты самозащиты — это туристы, использующие для защиты весь предусмотренный законодательством арсенал — от необходимой обороны до технических средств и услуг специализированных организаций. К формам самозащиты можно отнести крайнюю необходимость и необходимую оборону.
Меры личной безопасности можно дифференцировать также по типам сил и средств, используемых для обеспечения безопасности туристов. К ним, в частности, относятся специализированные службы по обеспечению безопасности туристов; правоохранительные органы; воинские формирования; аварийно-спасательные формирования.
В зависимости от видов охраняемых благ туристов меры личной безопасности могут быть направлены на:
защиту жизни и здоровья туристов (услуги инструкторов-проводников, специальное страхование; проведение медицинских осмотров обслуживающего персонала организаций туристской индустрии; консульская помощь; личная охрана, временное помещение туриста в безопасное место; регистрация групп «экстремальных» туристов в подразделениях МЧС России; применение специальных средств индивидуальной защиты (туристское страховочное снаряжение, средства связи и оповещения об опасности и др.));
обеспечение личной неприкосновенности и неприкосновенности частной жизни туристов (охрана персональных данных туристов, его семейной тайны);
обеспечение сохранности денежных средств и иного имущества туристов (финансовое обеспечение ответственности туроператоров, страхование багажа туристов, индивидуальные сейфы для хранения денежных средств и драгоценностей).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу