Статья 284 ГК РФ. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению

Новая редакция Ст. 284 ГК РФ

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Комментарий к Статье 284 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В ст. 49 ЗК конкретизируются те государственные или муниципальные нужды, которые могут стать основанием изъятия земельного участка. Подчеркивается, что изъятие является исключительной мерой и может производиться в связи с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов РФ.

Дополнительные ограничения изъятия земельных участков установлены также ст. ст. 79, 83, 94 и 101 ЗК. В частности, земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений.

2. В силу п. 2 ст. 55 ЗК возмещение должно быть равноценным и предварительным, т.е. предшествовать собственно принудительному отчуждению (изъятию) земельного участка. Следовательно, одно только признание состоявшегося судебного решения о выкупе при отсутствии самого факта платежа независимо от причин (например, из-за отсутствия бюджетного финансирования) не дает права на изъятие земельного участка.

Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 284. Право на медицинскую помощь

1. Физическое лицо имеет право на предоставление ему медицинской помощи.

2. Физическое лицо, достигшее четырнадцати лет и которое обратилось за предоставление ему медицинской помощи, имеет право на выбор врача и выбор методов лечения его рекомендаций.

3. Предоставление медицинской помощи физическому лицу, которое достигло четырнадцати лет, производится с его согласия.

4. Совершеннолетнее дееспособное физическое лицо, которое осознает значение своих действий и может руководить ими, имеет право отказаться от лечения.

5. В неотложных случаях, при наличии реальной угрозы жизни физического лица, медицинская помощь предоставляется без согласия физического лица или его родителей (усыновителей), опекуна, попечителя.

6. Предоставление физическому лицу психиатрической помощи осуществляется в согласовании с законом.

Нормативно-правовая база регулирования ЭТИХ отношений многочисленная, в частности, постановление Кабинет министров от 6 ноября 1997 N 1238 » Об обязательном ‘связной профилактический наркологический осмотр и порядок его проведения «, постановление Кабинет министров Украины от 17 сентября 1996 г. N 1138 » Об утверждение перечня платных услуг, Которые предоставляются в государственных заведениях здравоохранения «я и высших медицинских заведениях образования «, постановление Кабинет министров Украины от 17 сентября 1996 г. N 1146 » О предоставление медицинской помощи иностранным гражданам «, постановление Кабинет министров Украины от 17 августа 1998 г. N 1303 » Об упорядочение бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств по рецептам врачей в случае амбулаторного лечения отдельных групп населения и по определенными категориям заболеваний «.

Некоторые положения законодательства были истолкованы Конституционным Судом Украины, в частности, Решение конституционного Суда Украины от 25 ноября 1998 г. в деле N 1-29/98 по конституционно представлению 66 народных депутатов Украины Относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) постановления Кабинет министров Украины » Об утверждение перечня платных услуг, Которые предоставляются в государственных заведениях здравоохранения «я и высших медицинских заведениях образования » (дело о платных медицинских услугах), Решение конституционного Суда Украины от 29 мая 2002 по делу N 1-13/2002 по конституционно представлению 53 народных депутатов Украины Относительно официального толкования положения части третьей статьи 49 Конституции Украины » в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения «медицинская помощь предоставляется бесплатно » (дело о бесплатной медицинской помощи).

» Медицинская помощь » охватывает предоставление ряда услуг, непосредственно эт ‘связанных с лечением больных и профилактикой заболеваний, в частности профилактические медицинские осмотры с вынесения заключения о состоянии здоровье ‘я по просьбе граждан; зубное, ушное, глазное протезирование взрослого населения, предоставление всех видов медицинской и лечебно-профилактической помощи (кроме первой неотложной) лицам, обслуживание которых не предусмотрено данным заведением предоставления дополнительной медицинской информации по просьбе граждан (справки, выписки из истории болезни) и другие.

Есть ряд услуг, Которые при определенных обстоятельствах могут рассматриваться как медицинская помощь. Это, в частности, предоставление юридическим и физическим лицам консультационной помощи по вопросам применения законодательства о здравоохранении «я в том числе по обеспечению санитарного и эпидемическим благополучия населения; диагностическое обследование и лечение по направлению врачей, работающих на принципах Предпринимательское деятельности (кроме случаев неотложной медицинской помощи, профессиональных заболеваний, производственного травматизма), если в таком обследовании и лечении НЕ неотложной необходимости, организация лекарственных и фельдшерским здравпунктов на предприятиях, в учреждениях и организациях, где они не предусмотрены штатным нормативам и другие (Решение КСУ по делу о платных медицинских услугах).

Законодательством установлен перечень видов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой государственнымы и коммунальнымы заведениями здравоохранения ‘я:

а) скорая и неотложная — На догоспитальном этапе станциями (отделениями) скорой медицинской помощи, пунктов неотложной медицинской помощи в состоянии, которое угрожает жизни человека

в) стационарная — в случае острого заболевания и в неотложных случаях, когда требуется интенсивное лечение, круглосуточной медицинское наблюдение и госпитализация, в том числе по эпидемическим показаниям, детям, беременным и рожениц, больным по направлениям медико-социальных экспертных комиссий, врачебно-консультативных комиссий

г) неотложная стоматологическая помощь (в полном объеме — Детям, инвалидам, пенсионерам, студентам, беременным, имеющих детей до 3 лет)

д) доврачебная медицинская помощь сельским жителям

е) санаторно-курортная помощь инвалидам и больным в специализированных и детских санаториях

есть) содержание детей в домах ребенка

ж) медико-социальная экспертиза потери трудоспособности (постановление Кабинет министров Украины от 11 июля 2002 г. N 955 » Об утверждение Программы предоставления гражданам гарантированное государством бесплатной медицинской помощи «).

В книге предлагается расширить круг поименованных договоров договора в предоставление медицинской помощи. В классификации гражданско-правовых договоров он должен попасть в группу договоров об оказания услуг. По юридическим признакам он является двусторонней, консенсуальным, может быть возмездным или безвозмездным.

согласовании с ч. 2 ст. 284 ГК и ст. 38 Основ законодательства в здравоохранении ‘я каждый пациент, достигший четырнадцати лет и Обратился за предоставление ему медицинской помощи, имеет право на свободный выбор врача, если последний может предложить свои услуги, и выбор методов лечения согласно его рекомендациям. Предоставление медицинской помощи физическому лицу, которое достигло четырнадцати лет, производится с его согласия.

Эта норма находится в коллизии в. 32 ГК, которая закрепляет круг полномочий физического лица с неполной гражданской дееспособностью (физическое лицо в возрасте 14 — 18 лет). Целесообразно расширения прав физических человек в этом возрасте.

Ч. 4 ст. 284 ГК полностью соответствует ст. 43 Основ законодательства о здравоохранении ‘Я: совершеннолетнее дееспособное физическое лицо, которое осознает значение своих действий и может руководить ими, имеет право отказаться от лечения.

есть основанием возникновения, изменения и прекращения отношений по оказанию медицинской помощи является воля лица. Это один из примеров проявления главного принципа гражданского права — принципа диспозитивности. Отсутствие элементов власти и подчинения подтверждает гражданско-правовую (частно-правовой) природе права на медицинскую помощь.

Если отсутствие согласия может привести к тяжелым для пациента последствиям, врач обязательства ‘связан ему это объяснить. Если и после этого пациент отказывается от лечения, врач имеет право взять от него Письменное подтверждение, а при невозможности его получения — Засвидетельствовать отказ соответствующих актом в присутствии свидетелей.

Если отказ дает законный представитель пациента и он может иметь для пациента тяжелые последствия, врач должен сообщить об этом в органы опеки и попечительства.

Согласно ч. 5 ст. 284 ГК в неотложных случаях, при наличии реальной угрозы жизни физического лица, медицинская помощь предоставляется без согласия физического лица или его родителей (Усыновителей), опекуна, попечителя.

Вторым примером оказания медицинской помощи без согласия физического лица случаи экстремальных ситуаций (стихийное бедствие, катастрофы, аварии, массовые отравления, эпидемии, эпизоотиями, радиационной, бактериологическое и химическое загрязнения и т.п.). Основания для госпитализации лица в психиатрическое учреждение в принудительно порядке закреплены в ст. 14 Закона Украины » О психиатрической помощи «.

В такой ситуации возникает коллизия между частными и публичным интересами. Преимущество отдается публично общественному интересу.

Защита права на медицинскую помощь осуществляется посредством прекращения или изменения правоотношения (п. 6, 7 ч. 2 ст. 16 ГК).

Так, пациент, получивший некачественную медицинскую помощь, может изменить врача в том же медицинском учреждении или даже изменить медицинское учреждение. Выбор второго врача означает прекращение правоотношения с предыдущим врачом. Изменение договора в предоставление медицинской помощи означает, что право на здоровье «я защищается конфигурацией правоотношения.

Предоставление физическому лицу психиатрической помощи осуществляется в согласовании с законом (ч. 6 ст. 284 ГК). Детализирована регулирования ЭТИХ отношений в Законе Украины » О психиатрической помощи «.

Гражданский кодекс Украины
Статья 284. Право на медицинскую помощь

1. Физическое лицо имеет право на предоставление ему медицинской помощи.

2. Физическое лицо, достигшее четырнадцати лет и которая обратилась за предоставлением ему медицинской помощи, имеет право на выбор врача и выбор методов лечения по его рекомендаций.

3. Оказание медицинской помощи физическому лицу, которое достигло четырнадцати лет, производится с его согласия.

4. Совершеннолетнее дееспособное физическое лицо, которое осознает значение своих действий и может руководить ими, имеет право отказаться от лечения.

5. В неотложных случаях, при наличии реальной угрозы жизни физического лица, медицинская помощь предоставляется без согласия физического лица или его родителей (усыновителей), опекуна, попечителя. txtc6

6. Предоставление физическому лицу психиатрической помощи осуществляется в соответствии с законом.

Стаття 284. Право на медичну допомогу

1. Фізична особа має право на надання їй медичної допомоги.

2. Фізична особа, яка досягла чотирнадцяти років і яка звернулася за наданням їй медичної допомоги, має право на вибір лікаря та вибір методів лікування відповідно до його рекомендацій.

3. Надання медичної допомоги фізичній особі, яка досягла чотирнадцяти років, провадиться за її згодою.

4. Повнолітня дієздатна фізична особа, яка усвідомлює значення своїх дій і може керувати ними, має право відмовитися від лікування.

5. У невідкладних випадках, за наявності реальної загрози життю фізичної особи, медична допомога надається без згоди фізичної особи або її батьків (усиновлювачів), опікуна, піклувальника.

6. Надання фізичній особі психіатричної допомоги здійснюється відповідно до закону.

284 статья гражданский кодекс

1. Істотними умовами договору оренди є: об’єкт оренди (склад і вартість майна з урахуванням її індексації); строк, на який укладається договір оренди; орендна плата з урахуванням її індексації; порядок використання амортизаційних відрахувань; відновлення орендованого майна та умови його повернення або викупу.

2. Оцінка об’єкта оренди здійснюється за відновною вартістю, крім об’єктів оренди державної та комунальної власності, оцінка яких здійснюється за методикою, затвердженою Кабінетом Міністрів України. Умови договору оренди зберігають свою силу на весь строк дії договору, а також у разі якщо після його укладення законодавством встановлено правила, що погіршують становище орендаря.

3. Реорганізація орендодавця не є підставою для зміни умов або розірвання договору оренди.

4. Строк договору оренди визначається за погодженням сторін. У разі відсутності заяви однієї із сторін про припинення або зміну умов договору оренди протягом одного місяця після закінчення строку дії договору він вважається продовженим на такий самий строк і на тих самих умовах, які були передбачені договором.

1. При застосуванні коментованої статті слід мати на увазі, що істотними умовами договору є умови про предмет договору, умови, що визначені законом як істотні або є необхідними для договорів даного виду, а також усі ті умови, щодо яких за заявою хоча б однієї із сторін має бути досягнуто згоди. Недосягнення між сторонами згоди щодо істотних умов договору або відсутність однієї з істотних умов у тексті договору тягне за собою визнання такого договору неукладеним, тобто таким, що не породжує жодних правових наслідків.

Зі статті 180 «Істотні умови господарського договору» ГК України слідує, що істотними умови договору є умови, визнані такими за законом чи необхідні для договорів даного виду, а також умови, щодо яких на вимогу однієї із сторін повинна бути досягнута згода. Господарський договір вважається укладеним, якщо між сторонами у передбачених законом порядку та формі досягнуто згоди щодо усіх його істотних умов. Ця ж стаття до обов’язкових істотних умов договору відносить предмет, ціну та строк дії договору. Умови про предмет у господарському договорі повинні визначати найменування (номенклатуру, асортимент) та кількість продукції (робіт, послуг), а також вимоги до їх якості.

Перелік істотних умов договору оренди та лізингу, що міститься в цій статті та у ГК України, є не повним, оскільки такі відносини регулюються спеціальними нормативними актами, зокрема положеннями щодо оренди державного чи комунального майна. Так, ст. 10 Закону України «Про оренду державного і комунального майна» містить перелік істотних умов для такого виду договору, до яких відносить і: об’єкт оренди (склад і вартість майна з урахуванням її індексації); термін, на який укладається договір оренди; орендна плата з урахуванням її індексації; порядок використання амортизаційних відрахувань; відновлення орендованого майна та умови його повернення; виконання зобов’язань; забезпечення виконання зобов’язань — неустойка (штраф, пеня), порука, завдаток, гарантія тощо; порядок здійснення орендодавцем контролю за станом об’єкта оренди; відповідальність сторін; страхування орендарем взятого ним в оренду майна; обов’язки сторін щодо забезпечення пожежної безпеки орендованого майна.

2. Оцінка об’єкта оренди здійснюється відповідно до положень законодавства України про оцінку і оціночну діяльність. Таким законодавчим є Закон України «Про оцінку майна, майнових прав та професійну оціночну діяльність в Україні» від 12.07.2001 р. N 2658-III (з відповідними змінами). Згідно зі ст. 3 цього Закону оцінка майна, майнових прав — це процес визначення їх вартості на дату оцінки за процедурою, встановленою нормативно-правовими актами, зазначеними в ст. 9 цього Закону (далі — нормативно-правові акти з оцінки майна), і є результатом практичної діяльності суб’єкта оціночної діяльності. Ця стаття встановлює, що майном, яке може оцінюватися, вважаються об’єкти в матеріальній формі, будівлі та споруди (включаючи їх невід’ємні частини), машини, обладнання, транспортні засоби тощо; паї, цінні папери; нематеріальні активи, в тому числі об’єкти права інтелектуальної власності; цілісні майнові комплекси усіх форм власності.

Відповідно до п. 2 Методики оцінки об’єктів оренди, яка затверджена постановою Кабінету Міністрів України від 10 серпня 1995 р. N 629, оцінка об’єктів оренди провадиться з метою визначення їх вартості згідно з положеннями (стандартами) бухгалтерського обліку та використання її для розрахунку орендної плати.

3. Коментована стаття містить положення, що стосуються ситуації при зміні законодавства під час дії договору оренди. Це положення має безпосередній зв’язок з положенням Конституції України, що стосується зворотної дії закону в часі. Так, відповідно до ст. 57 Основного закону кожному гарантується право знати свої права і обов’язки. Ця ж стаття встановлює, що закони та інші нормативно-правові акти, що визначають права і обов’язки громадян, мають бути доведені до відома населення в порядку, встановленому законом. Закони та інші нормативно-правові акти, що визначають права і обов’язки громадян, не доведені до відома населення в порядку, встановленому законом, є нечинними.

Стаття ст. 58 Конституції України встановлює, що закони та інші нормативно-правові акти не мають зворотної дії в часі, крім випадків, коли вони пом’якшують або скасовують відповідальність особи. Ця ж стаття встановлює, що ніхто не може відповідати за діяння, які на час їх вчинення не визнавалися законом як правопорушення. Отже, якщо після укладення договору оренди змінилося законодавство щодо орендних відносин і при цьому такі зміни погіршили становище сторони договору, то слід застосовувати законодавство, що діяло на час укладення такого договору. Якщо законодавство покращило становище сторони договору, то таке законодавство підлягає застосуванню до такого договору.

4. Як слідує зі ст. 59 ГК України, під реорганізацією у коментованій статті слід розуміти злиття, приєднання, поділ або перетворення. У випадку реорганізації юридичної особи до підприємства-правонаступника переходять усі права та обов’язки реорганізованого підприємства, у тому числі права та обов’язки щодо договору оренди.

5. Строк договору оренди визначається сторонами відповідно до укладеної ними угоди. Якщо договір не містить положення про строк дії такого договору, він вважається укладеним на невизначений строк. Порядок припинення дії договору оренди регулюються також положеннями ч. 3 ст. 763 ЦК України, відповідно до яких у разі якщо до спливу встановленого законом максимального строку найму жодна із сторін не відмовилася від договору, укладеного на невизначений строк, він припиняється зі спливом максимального строку договору. У тому ж разі якщо сторона продовжує користуватися майном після закінчення договору оренди, то, за відсутності заперечень орендодавця протягом одного місяця після закінчення строку дії договору, договір вважається поновленим на строк, який був раніше встановлений договором, та на умовах, що був укладений (див. ст. 764 ЦК України). Відповідно до ч. 2 ст. 763 ЦК України, якщо строк договору не встановлений, він вважається укладеним на невизначений строк.