Статья 306.4 БК РФ. Нецелевое использование бюджетных средств

1. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

2. Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

3. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Статья 306.4. Нецелевое использование бюджетных средств

1. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

2. Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

3. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы РФ, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и плату за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Наиболее часто встречающимся нарушением бюджетного законодательства является нецелевое использование бюджетных средств, предполагающее направление и использование денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

За нецелевое расходование бюджетных средств в крупном (свыше 1,5 млн. рублей) или особо крупном размере (свыше 7,5 млн. руб.) предусмотрена уголовная ответственность (ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ).

Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 1 ст. 285.1 УК РФ).

Если же это деяние совершено в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 285.1 УК РФ), наказание предусмотрено уже в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Прокуратура Фрунзенского района г. Владивостока

Статья 289. Нецелевое использование бюджетных средств


Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Комментируемая статья закрепляет конкретный вид нарушения бюджетного законодательства, которое выражается в таком использовании средств бюджета, которое является их направлением и использованием на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Согласно инструкции Министерства финансов РФ о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ, нецелевое использование средств федерального бюджета выражается в виде:
— использования на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
— использования на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;
— использования на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;
— использования средств, полученных в виде субсидий или субвенций, на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;
— иных видов нецелевого использования, установленных бюджетным законодательством.
При выявлении нецелевого использования бюджетных средств это влечет за собой применение органами федерального казначейства следующих мер принуждения:
— списание в бесспорном порядке средств, используемых не по целевому назначению;
— оформление уведомлений об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму, использованную не по целевому назначению;
— списание в бесспорном порядке средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет, срок возврата которых истек;
— списание в бесспорном порядке процентов за пользование средствами, предоставленными на возмездной основе, срок уплаты которых наступил.
Нецелевое использование средств бюджета также влечет изъятие соответствующей суммы нецелевого использования в бесспорном порядке, такая мера принуждения дает возможность собственнику денежных средств, использованных не на предусмотренные цели, перечислять данные средства в доходы соответствующего бюджета.
На руководителя организации — получателя бюджетных средств — может быть наложен административный штраф за нецелевое использование бюджетных средств в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ.

ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С НЕЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Бюджетные расходы согласно ст. 69 Бюджетного кодекса РФ могут быть представлена в таких формах как: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов [1].

Одним из самых распространенных нарушений законодательства в бюджетной сфере является нецелевое использование бюджетных средств. Уголовная ответственность за указанное нарушение закреплена законодательно ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ [2].

Понятие нецелевого использования бюджетных средств дается в статье 306.4 Бюджетного кодекса РФ. Так согласно Бюджетному кодексу РФ под нецелевым использованием понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Так же принцип целевого использования закреплен в той или иной мере и ст. 38 БК РФ, через принцип адресности и целевого характера бюджетных средств [1].

Проанализировав нормы законодательства, установленные Бюджетным кодексом и Уголовным кодексом РФ невозможно не заметить, что Бюджетный кодекс предусматривает ответственность за нецелевое использование средств бюджета, а Уголовный кодекс, в свою очередь предусматривает ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств. Разночтение кажется незначительным, но все-таки имеет свой смысл. Справедливо сказать, что бюджетные средства могут не только быть израсходованы, но и использовать в других формах. Считаю, что данные разночтения следует устранить на законодательном уровне, во избежание спорных вопросов в практической деятельности.

Опасность преступлений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, связана с тем, что государства из-за таких противоправных действий лишается возможности исполнить свои обязательства в полном объеме. Преступления в бюджетной сфере несут опасность для экономической безопасности страны, опасность возникает в связи с недостачностью в казне бюджетных средств.

Как правило, нецелевое использование бюджетных средств сопровождается обманом и злоупотреблением доверия. Под обманом зачастую наблюдаются активные действия должностных лиц бюджетных учреждений, и эти действия направлены на использование средств бюджета не по предусмотренному бюджету, бюджетной росписью, сметой доходов и расходов, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, а в иных целях.

При использовании такого приема как обман, должностные лица, связанные с проведением различных операций с бюджетными средствами, вводятся в заблуждение, получая недостоверную информацию. А в случаях злоупотребления доверием используются особые отношения, которые складываются между должностными лицами.

От того каким способом достигнуто совершено нецелевое расходование бюджетных средств вытекает квалифицирующий признак — совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.

Предварительный сговор, может быть, достигнут как до начала каких либо на то направленных действий, так и на стадии подготовки к преступлению в данной сфере.

Считаю необходимым отметить, что ч. 2 ст. 35 УК РФ не дает точно определения количеству лиц, участвующих в предварительном сговоре. И, как правило, на практике учитываются нормы ч. 1 ст. 35 УК РФ, в которой говорится, что количество исполнителей два или более. Также считаю необходимым внести соответствующие поправки в законодательство, во избежание конфликтов в практической деятельности [2].

Еще одним квалифицирующим признаком является – особо крупный размер (ч. 2 ст. 285.1 УК РФ). В каком размере совершено нецелевое использование средств бюджета следует считать по каждому преступлению отдельно.

В комментарии ст. 285.1 УК РФ указано что, крупным размером для целей данной статьи считается сумма бюджетных средств, превышающая 1.5 млн. руб. Особо крупный размер определяется в сумме 7,5 млн. руб. Разрыв в сумме как видно достаточно не мал, но в то же время ответственность с учетом данного квалифицирующего признака не на столько больше, чем за крупный размер нецелевого использования средств бюджета. Возможно, этот вопрос также следует рассмотреть на законодательном уровне.

Статья 306.4 БК РФ дает лишь косвенное понятие определению нецелевого использования бюджетных средств.

При осуществлении проверок по факту преступлений связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, лицу проводящему проверку следует опираться на личную убежденность, и чисто субъективное представление данного понятия, такого мнения придерживается Т.В. Антипова.

В связи, с чем она предлагает под нецелевым использованием бюджетных средств, выделенных из федерального бюджета свой конкретный перечень операций с бюджетными средствами [3].

Конкретный перечень расходов бюджета, которые отнесены к нецелевым, не существует. Да и его утверждение можно считать нецелесообразным, так как необходимо принимать во внимание каждую конкретную ситуацию.

Зачастую из-за неверного толкования рассматриваемых документов, либо из-за отсутствия некоторых из них, при проведении проверок могут, лицом проводящим проверку могут быть сделаны неверные выводы, т.е. незаконное использование бюджетных средств может быть принято как их нецелевое использование. Эту грань важно не забывать проверяющим лицам, во избежание ошибок и конфликтных ситуаций в дальнейшем судебном разбирательстве.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что при назначении уголовной ответственности предусмотренной ст. 285.1 УК РФ обязательно необходимо использовать нормы, установленные бюджетным законодательством. Необходимо устранить спорные вопросы и разночтения в существующем законодательстве, что позволит исключить немало спорных вопросов в практической деятельности при рассмотрении фактов нарушения законодательства в бюджетной сфере.

Очень неприятным моментом во все этих нарушениях является, несомненно, и то, что они совершаются должностными лицами получателей бюджетных средств. Народ и государство возлагает большие надежды на лиц государственной и муниципальной службы, такой род деятельности возлагает обязанности неукоснительно соблюдать все нормы законодательства. Но в тоже время наблюдается негативный рост числа правонарушений в бюджетной сфере, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: офиц. текст: по состоянию на 15 октяб. 2015 г./ — Москва: РИПОЛ классик, Омега-Л, 2015. – 271 с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 22.11.2016)// Собрание законодательства РФ. 1996. № 25, ст. 2954

3. Антипова Т.В. «Черная дыра» в бюджетном законодательстве // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2005. — № 1. – С. 332.