Часть части в статья 190 ук рф

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 22] [Статья 190]

Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

3 комментария к записи “Статья 190 УК РФ. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей”

Статья 190. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран

Комментарий к статье 190

1. В Законе РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. от 06.12.2011) и других нормативных актах термины «предметы художественного, исторического и археологического достояния» не используются. Однако под такими предметами принято понимать категории предметов, подпадающих под действие названного Закона (см. ст. 7 указанного Закона).
———————————
Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718; СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 29. Ст. 3587; 2011. N 27. Ст. 3880; N 50. Ст. 7351.

2. Согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» уполномоченный орган государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей (в настоящее время — Минкультуры России ) составляет перечень культурных ценностей, подпадающих под действие этого Закона. Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона, вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, утвержден Приказом Россвязьохранкультуры от 14.03.2008 N 117 .
———————————
См.: Указ Президента РФ от 08.02.2011 N 155 «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации» (в ред. от 21.05.2012) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 938; 2012. N 22. Ст. 2754; Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» (в ред. от 17.09.2012) // СЗ РФ. 2011; N 31. Ст. 4758; N 44. Ст. 6272; 2012. N 6. Ст. 688; N 47. Ст. 2018; N 26. Ст. 3524; N 37. Ст. 5001; N 39. Ст. 5270.
БНА. 2008. N 24.

3. По ст. 190 УК может квалифицироваться неисполнение обязанности возвратить на территорию РФ только таких культурных ценностей, которые были временно вывезены за ее пределы на законном основании. Законными основаниями вывоза следует признавать не только формальное соблюдение разрешительной процедуры вывоза культурных ценностей, завершающейся выдачей соответствующего свидетельства, заключением договора. На оценку вывоза как незаконного влияет и то обстоятельство, что лицо, заключая договор, предусматривающий возвращение культурных ценностей в установленный в нем срок, не собирается ценности возвращать. В этом случае лицо использует полученные им документы для незаконного перемещения ценностей через таможенную границу обманными способами, а потому содеянное должно квалифицироваться по ст. 226.1 УК.
4. В ст. 27 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» определены субъекты, имеющие право временного вывоза культурных ценностей, и цели вывоза. В ст. 9 этого Закона указано, какие категории культурных ценностей вывозу не подлежат. Вывоз культурных ценностей, не подпадающих под действие ст. 9 Закона, может осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым государственными органами, определенными данным Законом (ст. 17 Закона).
5. Преступление считается оконченным по истечении срока, до наступления которого лицо, получившее разрешение на временный вывоз культурных ценностей, было обязано согласно договору возвратить ценности на территорию РФ (о предмете, субъектах и пр. такого договора см. ст. 27 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»). Лицо несет ответственность по комментируемой статье в том случае, если объективные обстоятельства не препятствуют ему выполнить свои обязательства по возврату ценностей в означенный в договоре срок.
6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
7. Субъектом преступления является лицо, обязанное в соответствии с вышеназванным договором вернуть ценности в Россию. О лицах, имеющих право вывозить культурные ценности, см. ст. 36 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
8. Если лицо, на котором лежит обязанность возвратить на территорию РФ предметы, названные в комментируемой статье, не являясь собственником временно вывезенного имущества, совершит, находясь за границей, хищение этих предметов, то оно должно нести ответственность и по комментируемой статье, и за преступление против собственности (с учетом ч. 1 ст. 12 УК). Однако если вывоз культурных ценностей за границу по замыслу посягателя был лишь частью объективной стороны хищения, то деяние квалифицируется только как хищение, поскольку действия, являющиеся частью объективной стороны преступления, нельзя расценить как временный вывоз ценностей, совершенный на законных основаниях.

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран

Комментарий к статье 190

1. Непосредственный объект — отношения и интересы государства по поводу владения и распоряжения предметами художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран и сохранения культурного наследия народов России.
2. Особое значение имеет предмет данного преступления. Это вещи материального мира, являющиеся художественным, историческим и археологическим достоянием народов Российской Федерации и зарубежных стран. Все они в совокупности образуют понятие «культурные ценности народов Российской Федерации и зарубежных стран». Содержание этого понятия раскрывается в Законе РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. от 06.12.2011).
3. Объективная сторона преступления выражается в совершении деяния в форме бездействия. Оно заключается в невыполнении возложенных на определенное лицо обязанностей по возвращению в установленный срок на территорию Российской Федерации ценностей, являющихся художественным, историческим и археологическим достоянием народов Российской Федерации и зарубежных стран. Ответственность возможна лишь в случае, когда возвращение указанных предметов является обязательным в соответствии с законодательством России.
4. Преступление окончено с момента фактического невозвращения на территорию Российской Федерации ценностей по истечении установленного срока. Срок устанавливается в свидетельстве на право вывоза и в договоре о возврате временно вывезенных культурных ценностей. Сторонами договора являются владелец ценностей и организация (физическое лицо), вывозящая ценности.
5. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Причины невозвращения культурных ценностей должны быть неуважительными. При доказанности умысла виновного на завладение ценностями с корыстной целью действия следует рассматривать как хищение.
6. Субъект преступления — специальный. Ответственности подлежит физическое лицо, на котором в соответствии с законодательством или иными нормами лежит обязанность возвратить на территорию Российской Федерации указанные ценности. Это может быть и собственник культурных ценностей, и уполномоченное им лицо, а также представитель или руководитель юридического лица, осуществляющего вывоз культурных ценностей.

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран

Комментарий к статье 190

1. Предметом преступления выступают:
1) предметы художественного достояния народов РФ и зарубежных стран. К ним относятся:
а) картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
б) оригинальные скульптурные произведения из любых материалов;
в) оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
г) художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
д) гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
е) произведения декоративно-прикладного искусства;
ж) изделия традиционных народных художественных промыслов и др.;
2) предметы исторического достояния народов РФ и зарубежных стран, которые включают в себя исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
3) предметы археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, т.е. предметы и фрагменты, полученные в результате раскопок.
2. Статья 9 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» закрепляет перечень культурных ценностей, не подлежащих вывозу из Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов это правило может быть распространено на культурные ценности, созданные более 100 лет назад.
———————————
РГ. 1993. 15 мая.

3. Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами для организации выставок, осуществления реставрационных работ и научных исследований, в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью и в иных необходимых случаях.
Он может быть осуществлен при условии заключения между ходатайствующей стороной и Федеральной службой по сохранению культурных ценностей договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. Содержащееся в указанном договоре требование возврата культурных ценностей обеспечивается залогом временно вывозимых культурных ценностей.
4. Комментируемая статья предусматривает наказание только за невозвращение культурных ценностей, вывезенных на законном основании.
5. Преступление считается оконченным с момента истечения срока, на который культурные ценности вывозились за пределы Российской Федерации.
6. Субъект преступления — собственник культурных ценностей, уполномоченное им для временного вывоза культурных ценностей лицо, должностное лицо или иной представитель организации, уполномоченный ею на временный вывоз предметов достояния народов РФ и зарубежных стран за пределы России, обязанные возвратить культурные ценности в установленный срок.

Часть части в статья 190 ук рф

Незаконный экспорт технологий, научно-технической

информации и услуг, сырья, материалов и оборудования,

используемых при создании оружия массового

поражения, вооружения и военной техники

Указанный состав преступления предусмотрен статьей 189 Уголовного
кодекса РФ, которая установила:

Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и
услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы
при создании оружия массового поражения, средств его доставки,
вооружения и военной техники и в отношении которых установлен
специальный экспортный контроль, —

наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи
минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо
лишением свободы на срок от трех до семи лет (в ред. Федерального закона
РФ от 25.06.98 г. № 92 ФЗ).

Термин экспорт в переводе с латинского и английского означает вывоз,
а в международной торговле — вывоз товаров, капиталов, услуг и т.д. за
границу для реализации на внешних рынках. К экспорту товаров
приравниваются отдельные коммерческие операции и без вывоза товаров с
таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности, в
случаях закупки лицом товара у российского лица и передачи его другому
российскому лицу для переработки при условии последующего вывоза
переработанного товара за границу47.

Следовательно, непосредственный объект исследуемого преступления
можно связывать только с действиями, нарушающими установленный порядок
экспорта перечисленных в законе товаров и услуг, который составляет лишь
определенную часть внешнеэкономической деятельности.

Такой вывод прямо вытекает из содержания диспозиции статьи 189 УК,
из которой усматривается, что для квалификации деяния по названной
статье необходимо установить наличие трех обязательных обстоятельств: 1)
специфических свойств экспортируемых предметов, перечисленных в
диспозиции этой статьи, сущность которых заключается в возможности их
двойного применения, то есть, с одной стороны, предназначение для
производства продукции только мирного гражданского характера и, с другой
— одновременная пригодность для создания и производства вооружения и
военной техники и, в частности, оружия массового поражения или средств
его доставки; 2) специального экспортного контроля за вывозом товаров и
услуг двойного назначения на внешние рынки для реализации (передачи,
обмена); 3) незаконности такового вывоза за пределы Российской
Федерации, то есть в нарушение или в обход специального экспортного
контроля.

Для предотвращения незаконного экспорта (вывоза) вышеназванных
товаров и услуг из России, а также их возможного использования за
рубежом для производства вооружения, военной техники и оружия массового
поражения Президентом и Правительством РФ издан ряд указов и
постановлений. Основными из этих нормативных актов являются:
распоряжение Президента от 11 февраля 1994 г. № 74-рп «О контроле за
экспортом из Российской Федерации отдельных видов сырья, материалов,
оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут
быть применены при создании вооружения и военной техники», постановление
Правительства РФ от 7 октября 1996 г. № 1172 «Об утверждении Положения о
порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий
двойного назначения, экспорт которых контролируется48.

Названия товаров и услуг двойного назначения, незаконный экспорт
которых влечет за собой уголовную ответственность, включены в
специальный список товаров и технологий двойного назначения, экспорт
которых контролируется, утвержденный указом Президента РФ от 26 августа
1996 года № 1268. Список состоит из двух частей: 1) сырье, материалы и
оборудование; 2) технология и научно-техническая информация и включает в
себя десятки разделов и сотни наименований, которые могут изменяться,
дополняться и исключаться из этого списка.

В соответствии с положением «О порядке контроля за вывозом из
Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения»,
утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 года,
этот порядок складывается из: 1) подготовки и выдачи заключений о
возможности экспорта товаров и услуг двойного назначения за пределы
Российской Федерации; 2) выдачи лицензий заявителю на экспорт этих
товаров и услуг; 3) таможенного оформления экспорта товаров и услуг
двойного назначения.

Практически экспорт товаров и услуг двойного назначения, включенных
в перечень, осуществляется только по разовым лицензиям, выдаваемым
Министерством внешних экономических связей России на основании
заключения Комиссии по экспортному контролю при Правительстве Российской
Федерации о возможности экспорта по каждой конкретной сделке со
страной-импортером на поставку каждого предмета экспорта. Причем
экспортируемые товары двойного назначения подлежат обязательному
таможенному оформлению в установленном порядке.

В связи с вышеизложенным непосредственным объектом состава
преступления, предусмотренного статьей 189 УК РФ, следует считать
общественные отношения, регулирующие специально контролируемый порядок
экспорта, то есть вывоза за границу для реализации на внешних рынках
технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и
оборудования, которые могут быть использованы за рубежом при создании
оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной
техники.

Предметом незаконного экспорта являются: технологии,
научно-техническая информация, сырье, материалы и оборудование двойного
назначения, а также услуги такого же свойства.

Термин «технология» происходит от греческого «techne» — искусство,
мастерство, умение — и означает совокупность методов обработки,
изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или
полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства продукции49.

«Информация» — от латинского «informatio», то есть разъяснение,
изложение — представляет собой первоначально сведения, передаваемые
людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных
сигналов, технических средств и т.д.)50

«Услуги» — действие, приносящее помощь другому51.

Из содержания этих терминов видно, что их нельзя относить к понятию
«предмет контрабанды», пока они не найдут соответствующего
«овеществления».

Для «технологий» и «научно-технической информации» это овеществление
находит свое первоначальное воплощение в документальном оформлении
(текстах, схемах, математических формулах, условных знаках и т.п.).
Кроме того «техноло-гии» и «научно-техническая информация» могут быть
переданы представителю иностранного государства на территории России
устно или путем ознакомления с соответствующей документацией, то есть не
прибегая к их незаконному перемещению через линию таможенной границы.

Что же касается понятия «услуги», то их оказание также может быть
осуществлено на территории России, то есть без непосредственного выезда
за границу, а также на территории иностранного государства, например,
после легального выезда за границу с какой-либо иной целью.

К «предмету преступления» статья 189 УК РФ относит также «сырье» и
«материалы», которые по своему содержанию во многом сходны, а также
«оборудование».

«Сырье» расшифровывается как сырые материалы, предметы,
подвергавшиеся ранее воздействию труда и подлежащие дальнейшей
переработке (например, добытая руда)52.

«Материалы», в свою очередь, означают предметы, вещества, а также
сырье, идущее на изготовление других предметов53.

Под «оборудованием», как и при контрабанде, следует понимать
совокупность приборов, машин, механизмов и других устройств, которые
могут быть использованы для изготовления оружия массового поражения,
вооружения и военной техники.

Объективная сторона этого преступления заключается в незаконном
экспорте, то есть в вывозе вышеперечисленных предметов за границу в
обход специального экспортного контроля, установленного Положением о
порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий
двойного назначения, экспорт которых контролируется.

Обход специального таможенного контроля, в свою очередь, выражается
в вывозе указанных предметов за границу без разрешения на то
уполномоченных государственных органов — Комиссии по экспортному
контролю при Правительстве Российской Федерации и, как следствие этого,
Министерства внешних экономических связей Российской Федерации и без
соответствующей разовой лицензии.

Если экспортер представляет таможенным органам вышеуказанную
лицензию, то она служит основанием беспрепятственного пропуска через
таможенную границу за пределы Российской Федерации технологий,
научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования
двойного назначения.

Следовательно, экспорт товаров и услуг двойного назначения может
быть признан незаконным только в случае отсутствия у экспортера
соответствующей лицензии, либо вывоза их за границу ненадлежащим
субъектом внешнеэкономической деятельности, либо в страну, не включенную
в список государств, в которые разрешена передача такой продукции54.
Если он все же осуществит экспорт вышеозначенных предметов без лицензии
помимо таможенных учреждений, либо с сокрытием от таможенного контроля,
либо с обманным использованием документов или средств таможенной
идентификации, либо с недекларированием или недостоверным
декларированием, то такие действия должны влечь за собой ответственность
по ч. 2 ст. 188 УК РФ, то есть за контрабанду.

Субъектом этого преступления могут быть как должностные лица
государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, в
компетенцию которых входит решение вопроса об экспорте технологий,
научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования
двойного назначения, так и представители государственной и
негосударственной формы собственности, уполномоченные на осуществление
такого экспорта, но нарушающие его порядок.

Субъективная сторона преступления заключается в прямом умысле
виновного, который должен охватывать его осознанием не только факт
незаконного экспорта за пределы Российской Федерации предметов,
перечисленных в статье 189 УК Российской Федерации, но также осознанием
того, что эти предметы относятся к товарам и услугам двойного
назначения, которые за границей могут быть использованы при создании
оружия массового поражения, вооружения или военной техники. Причем при
незаконном экспорте товаров и услуг двойного назначения умысел виновного
направлен не только на их незаконный вывоз за пределы Российской
Федерации, но, в конечном итоге, и на их продажу, передачу, обмен на
внешнем рынке для производства гражданской продукции, не преследуя при
этом цели использования этих товаров и услуг для создания оружия
массового поражения, вооружения и военной техники.

Если такая цель будет установлена в ходе предварительного или
судебного следствия (например, были незаконно экспортированы технология
либо научно-техническая информация специально для создания вооружения и
военной техники, либо с целью оказания иностранному государству помощи в
проведении враждебной деятельности против Российской Федерации), то
такие действия подпадают не только под признаки статьи 189 но и статьи
275 УК РФ (государственная измена), поскольку в таком случае ущерб
наносится как установленному порядку экспорта товаров и услуг двойного
назначения, так и внешней государственной безопасности Российской
Федерации, а также установленному порядку экспорта товаров и услуг
двойного назначения.

з 3. Преступления в сфере внешнеэкономической

деятельности, посягающие на установленный

порядок, регулирующий международное культурное

сотрудничество и поступление в бюджет

государства таможенных платежей

Эта группа включает в себя невозвращение на территорию Российской
Федерации культурных ценностей, являющихся национальным достоянием (ст.
190), и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194).

Невозвращение на территорию Российской

Федерации предметов художественного, исторического

и археологического достояния народов Российской

Федерации и зарубежных стран

Статья 190 УК РФ предусматривает:

«Невозвращение в установленный срок на территорию Российской
Федерации предметов художественного, исторического и археологического
достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за
ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок до восьми лет с конфискацией
имущества или без таковой».

Непосредственным объектом исследуемого преступления следует считать
общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности,
регулирующие установленный порядок возвращения культурных ценностей на
территорию Российской Федерации, ранее вывезенных за границу и
подлежащих обязательному возвращению в установленный срок в соответствии
с действующим российским законодательством и международными
соглашениями.

Предметом преступления могут быть не всякие культурные ценности, а
лишь те движимые предметы, которые подпадают под действие статей 6, 7 и
9 Федерального закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15
апреля 1993 года, принадлежат к особо ценным объектам культурного
наследия Российской Федерации и взяты под особую охрану государством как
национальное достояние России и зарубежных стран. Поскольку слово
«достояние» означает безраздельную принадлежность тех или иных объектов
материального мира кому-нибудь55, следует полагать, что «предметом»
исследуемого преступления следует считать вещь, изделие, произведение и
т.п., которые не подлежат вывозу из Российской Федерации или ввозу в нее
без обязательства их обратного возвращения собственнику или владельцу.

Эти предметы не могут быть проданы, переданы в дар, и если
перемещаются в другую страну, то только временно и в строго определенных
законом целях: 1) для реставрационных или научных исследований; 2) в
связи с разнообразной артистической деятельностью; 3) в иных необходимых
для Российской Федерации случаях; 4) на оговоренный сторонами срок, по
истечении которого они должны быть возвращены его собственнику, если
установленный срок не будет продлен в соответствующем договоре или ином
соглашении.

Объективная сторона преступления заключается в пассивном поведении
субъекта по отношению к взятой на себя обязанности — возвратить в
установленный в соглашении срок на территорию Российской Федерации
предметы художественного, исторического и археологического достояния,
ранее вывезенные за пределы ее территории на выставки, реставрацию, для
использования в концертной деятельности и т.п.

При этом необходимо учитывать, что уголовная ответственность за
невозвращение культурных ценностей из-за границы может наступить лишь в
случаях, когда такое невозвращение стало результатом неуважительных
причин.

Под уважительными причинами, исключающими уголовную ответственность,
следует понимать объективные обстоятельства, лишившие лицо, вопреки его
воле, возвратить из-за границы в Российскую Федерацию временно
вывезенные с ее территории культурные ценности с обязательством их
обратного ввоза в срок, установленный договором или иным международным
соглашением.

Такими причинами могут быть: 1) стихийные бедствия, военные
действия, межнациональные конфликты и т.п., в результате которых
культурные ценности, временно вывезенные за границу, были уничтожены
либо создались условия, сделавшие невозможным их возвращение в
установленный срок; 2) похищение за границей культурных ценностей,
лишившее лицо, принявшее на себя письменное обязательство об их
возвращении на территорию Российской Федерации, выполнить эту
обязанность; 3) болезнь или иные помехи, принудившие лицо нарушить
установленный срок возвращения в Российскую Федерацию культурных
ценностей, временно вывезенных с территории России за границу, с
обязательством их обратного ввоза56.

Субъектом преступления является должностное или иное лицо, на
которое законом или другим нормативным актом возложена обязанность
возвратить в установленный срок на территорию Российской Федерации ранее
вывезенные за ее пределы культурные ценности.

К таким лицам относятся должностные лица органов власти и
управления, а также должностные лица и иные служащие государственных и
муниципальных музеев, архивов, библиотек и иных хранилищ культурных
ценностей.

Субъектом преступления могут быть и физические лица, в частности,
владельцы предметов и коллекций культурных ценностей, имеющих особое
культурное или иное значение, если до временного законного вывоза их за
границу, физические лица заключили об этом договор с Министерством
культуры Российской Федерации.

Субъективная сторона преступления, исходя из содержания диспозиции
статьи 190 УК РФ, характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом.
Мотивы и цель невозвращения для квалификации деяния значения не имеют.

Для правильной квалификации деяния по статье 190 УК РФ очень важное
значение имеет установление в процессе предварительного следствия
момента возникновения у субъекта намерения о невозвращении в Российскую
Федерацию культурных ценностей, временно вывезенных с ее территории с
обязательством их обратного ввоза. Деяние подпадает под признаки статьи
190 УК РФ независимо от того, когда возник умысел на невозвращение
культурных ценностей в Российскую Федерацию — до или после их законного
вывоза с территории РФ на территорию иностранного государства.

Некоторые ученые и практики полагают, что, если лицо в момент вывоза
культурных ценностей уже имело умысел оставить их за рубежом, а
обязательство об обратном ввозе этих предметов на территорию России
представило в таможенные органы без намерения его исполнить, такие
противоправные действия подлежит квалифицировать как контрабанду по
признаку перемещение товаров через таможенную границу Российской
Федерации с обманным использованием документов57.

Представляется, что и в указанном случае действия субъекта не
подпадают под признак «обманное использование документов», который,
согласно статье 278 Таможенного кодекса РФ, обязательно предполагает
предъявление таможенным органам с целью незаконного перемещения товаров
или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации
поддельных, недействительных документов, либо полученных незаконным
путем, либо документов, относящихся к другим товарам.

Только одно намерение в будущем не возвращать на территорию России
вывозимые из нее культурные ценности с предъявлением таможенным органам
подлинных документов на их вывоз не дает оснований считать перемещение
этих предметов через таможенную границу РФ незаконным и квалифицировать
как контрабанду.

Уклонение от уплаты таможенных платежей,

взимаемых с организации или физического лица

1. Статья 194 УК РФ устанавливает:

«Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации
или физического лица, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных
размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательными
работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо
лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных
настоящей статьей, а также статьями 189 или 199 настоящего Кодекса;

г) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи
минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо
лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок
до трех лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается
совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных
платежей превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в
особо крупном размере — три тысячи минимальных размеров оплаты труда (в
ред. Федерального закона РФ от 25.06.98 г. № 92 ФЗ).

Под непосредственным объектом рассматриваемого преступления следует
понимать общественные отношения в сфере внешнеэкономической
деятельности, регулирующие порядок формирования и поступления в бюджет
государства денежных средств от таможенных платежей, взимаемых при
перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, и в
других случаях, установленных таможенным законодательством.

Виды и порядок исчисления таможенных платежей устанавливаются
Таможенным кодексом РФ. К таможенным платежам, согласно статье 110
Таможенного кодекса РФ, относятся: таможенная пошлина, налог на
добавленную стоимость, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными
органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий, сборы
за выдачу квалификационного аттестата специалистом по таможенному
оформлению и возобновление действия аттестата, сборы за таможенное
оформление, сборы за хранение и за таможенное сопровождение товаров,
плата за информирование и консультирование по вопросам таможенного дела,
плата за принятие таможенным органом предварительного решения, плата за
участие в таможенных аукционах.

Термин «уклонение» означает отодвинуться, отклониться в сторону,
чтобы избежать чего-нибудь58, то есть действие.

В случаях уклонения от уплаты таможенной пошлины или сборов за
таможенное оформление и т.д. такому уклонению предшествует представление
в таможенный орган подложных документов, скрывающих или уменьшающих
действительное количество и ассортимент перемещаемых товаров либо
недостоверное декларирование и т.д..

Однако объективная сторона рассматриваемого преступления заключается
как в совершении действий, направленных на неправомерное освобождение от
таможенных платежей или их занижение, либо на необоснованный возврат
уплаченных таможенных платежей, либо обращение в таможенные органы о
предоставлении отсрочки уплаты таможенных платежей без намерений
исполнить взятые на себя обязательства к установленным срокам или
заведомое представление ложных гарантий третьих лиц об обеспечении
уплаты таможенных платежей, так и в бездействии — неуплате таможенных
платежей в установленные сроки при реальной возможности их уплаты59.

Уклонение от уплаты таможенных платежей может быть совершено путем
заявления в таможенной декларации недостоверных сведений о таможенном
режиме, таможенной стоимости товаров; предоставления таможенным органам
подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты; отзыва
плательщиком платежных документов о перечислении банком денежных средств
на счета таможенных органов и т.д. или неуплате таможенных платежей в
установленный срок без уважительных причин.

Оконченным рассматриваемое преступление должно считаться с момента
выполнения субъектом всех действий, необходимых для уклонения от уплаты
таможенных платежей в зависимости от того, уплачиваются ли они до
принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

Например, при перемещении товаров через таможенную границу РФ не для
коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с
принятием таможенной декларации. С этого момента будет считаться
оконченным уклонение от уплаты таможенных платежей, если в таможенной
декларации будут не указаны или недостоверно указаны (умень-шено
количество, указан иной ассортимент или сорт) товары, действительно
перемещаемые через таможенную границу.

В случае взыскания таможенными органами неуплаченных таможенных
платежей с имущества неплательщика или ранее внесенного им залога, либо
погашения такого долга гарантами — банками или иными кредитными
учреждениями до возбуждения уголовного дела, ответственность по статье
194 УК должна быть исключена, так как таким образом ликвидируется
неуплата и, следовательно, отсутствует состав преступления.

Уклонение от уплаты таможенных платежей может быть квалифицировано
по части 1 статьи 194 УК только в том случае, если сумма неуплаченных
платежей достигла крупного размера, то есть превышает одну тысячу
минимальных размеров оплаты труда, так как крупный размер является
необходимым признаком, характеризующим предмет и объективную сторону
этого состава преступления. В случае уклонения, когда сумма неуплаченных
таможенных платежей составит одну тысячу минимальных размеров оплаты
труда или ниже, ответственность наступает по статьям 282-284 Таможенного
кодекса Российской Федерации.

В процессе расследования уголовного дела по статье 194 УК РФ важно
установить, что лицо, перемещающее товары и иные предметы через
таможенную границу РФ, было обязано уплатить определенные таможенные
платежи и имело возможность уплатить их в срок, установленный таможенным
законодательством. И если материалами дела будет доказано, что неуплата
таможенных платежей в установленный срок произошла по обстоятельствам,
не зависящим от воли и желания плательщика, уголовная ответственность по
статье 194 УК РФ исключается в связи с отсутствием в действиях этого
лица состава преступления.

Субъектом преступления может быть как должностное, так и частное
лицо, достигшее 16-летнего возраста, российский гражданин, иностранец
или лицо без гражданства, занимающееся внешнеэкономической
деятельностью, который обязан уплатить таможенные платежи. Им может быть
декларант — собственник или владелец товара и любое иное лицо,
заинтересованное уплатить таможенные платежи, если на это нет никаких
ограничений, установленных Таможенным кодексом РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого
умысла и целью избежать уплаты таможенных платежей. Субъект сознает, что
в установленный срок не уплачивает причитающиеся с него таможенные
платежи в крупном размере, имея реальную возможность их уплатить, и, тем
не менее, прилагает усилия к уклонению от их уплаты.

Квалифицирующими признаками преступления является уклонение от
уплаты таможенных платежей, совершенное: а) группой лиц по
предварительному сговору; б) лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты
таможенных платежей, взимаемых с организаций или должностного лица (ст.
194 УК), а также за уклонение физического лица от уплаты налога и
страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст. 198 УК) или
за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды с организации (ст. 199 УК); в) неоднократно; г) в
особо крупном размере.

Группа лиц по предварительному сговору, предусмотренная п. «а» ч. 2
ст. 194 УК, не имеет каких-либо особенностей, и в нее могут войти любые
лица, которые в той или иной степени приняли участие в уклонении от
уплаты таможенных платежей.

Для квалификации преступления по п. «б» ч. 2 ст. 194 УК необходимо
установить, что лицо ранее было осуждено по ч. 1 или 2 этой статьи либо
по ст. 198 или 199 УК РФ и судимость не снята и не погашена.

Преступление считается совершенным неоднократно (п. «в» ч. 2 ст. 194
УК), когда субъект, ранее уклонившийся от уплаты таможенных платежей, не
был за это осужден по двум или более эпизодам и каждый из этих эпизодов
представляет собой отдельное преступление.

Особо крупным размером преступления, подпадающим под п. «г» ч. 2 ст.
194 УК, должно признаваться деяние, когда сумма неуплаченных таможенных
платежей по одному эпизоду или по совокупности нескольких таких эпизодов
превысила сумму 3000 рублей и виновный не был за них осужден.

В случаях уклонения от уплаты таможенных платежей совершенного путем
перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу
Российской Федерации помимо таможенных учреждений или с сокрытием от
таможенного контроля, либо с обманным использованием документов, либо
сопряженного с недекларированием или недостоверным декларированием,
ответственность должна наступать по совокупности ст. 194 и ст. 188 УК
РФ, так как уклонение от уплаты таможенных платежей в таком случае не
поглощается составом контрабанды60.

з 4. Наказания за преступления, совершаемые

в сфере внешнеэкономической деятельности

Наказание по современному российскому уголовному праву представляет
собой ответную форму воздействия государства на лицо, виновное в
нарушении запрета, установленного уголовным законом в целях защиты
общественных интересов, личных прав и свобод граждан от противоправных
посягательств, признаваемых преступлениями.

Реагирование государства на совершенное субъектом преступление
находит свое выражение в той или иной степени строгости наказания,
назначаемого судом в зависимости от тяжести преступления.

Из числа преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической
деятельности, только контрабанда в соответствии со статьей 15 УК РФ
относится к категории тяжких преступлений (ч. 2 и ч. 3 ст. 188 УК),
которая может перерасти в особо тяжкое преступление, если контрабанда
была совершена организованной группой (ч. 4 ст. 188 УК).

Существенные различия в степени общественной опасности деяний,
предусмотренных в диспозиции статьи 188 УК РФ 1996 года, привели
законодателя к необходимости дифференциации и ее санкции.

За контрабанду товаров и предметов, находящихся в свободном
гражданском обороте, совершенную в крупном размере, частью 1 статьи 188
УК установлено наказание в виде лишения свободы на срок от шести месяцев
до пяти лет.

То же деяние, совершенное в отношении предметов, специально
перечисленных в части 2 этой же статьи, влечет за собой лишение свободы
от трех до семи лет.

Контрабанда, совершенная неоднократно, либо должностным лицом с
использованием своего служебного положения, либо с применением насилия к
лицу, осуществляющему таможенный контроль, наказывается лишением свободы
на срок от пяти до десяти лет по части 3 статьи 188 УК РФ.

Если же деяние, предусмотренное частями 1, 2 или 3 статьи 188 УК
совершено организованной группой, лишение свободы в соответствии с ч. 4
этой статьи может быть назначено судом на срок не менее семи, но не
более двенадцати лет.

Кроме лишения свободы в качестве дополнительной меры наказания,
предусмотрена конфискация имущества, которая по части 2 и части 3 статьи
188 УК применяется альтернативно, а по части 4 этой статьи является
обязательной.

В случаях квалификации контрабанды, совершенной преступным
сообществом (преступной организацией), по совокупности части 1 или 2
статьи 210 и части 1 статьи 188 УК РФ мера наказания в виде лишения
свободы для членов преступного сообщества может быть назначена до 15
лет, а для организаторов и руководителей преступного контрабандистского
сообщества (преступной организации) — до 20 лет с конфискацией имущества
или без таковой. Если же эти деяния организаторами, руководителями или
членами преступного сообщества (преступной организации) были совершены с
использованием своего служебного положения, лишение свободы судом им
может быть назначено до 25 лет с конфискацией имущества или без таковой.

При определении наказания по совокупности преступлений, подпадающих
под признаки части 1 или 2 статьи 210 и части 2 статьи 188 УК РФ, мера
наказания в виде лишения свободы может быть назначена судом путем
полного или частичного сложения для организаторов или руководителей
контрабандистского сообщества — до 20 лет, для его участников — не более
17 лет с конфискацией имущества или без таковой».

По совокупности части I или 2 статьи 210 и части 3 статьи 188 УК РФ
лишение свободы для участников контрабандистского преступного сообщества
не может превышать 20 лет. Организаторам и руководителям эта мера
наказания может быть назначена сроком не свыше 25 лет.

Срок в 25 лет лишения свободы не может быть превышен при назначении
наказания и по совокупности преступлений, предусмотренных частью 3
статьи 210 и частью 3 статьи 188 УК РФ, на что прямо указывает часть 3
статьи 69 УК Российской Федерации.

При назначении наказания по совокупности приговоров по статье 210 и
статье 188 УК РФ окончательное наказание в виде лишения свободы в
соответствии с частью 3 статьи 70 УК РФ не может превышать 30 лет.

Лишение свободы и конфискация имущества предусмотрены в качестве мер
наказания и по статье 190 УК РФ за невозвращение на территорию
Российской Федерации культурных ценностей. Данная статья предусматривает
за это преступление лишение свободы на срок от шести месяцев до восьми
лет с конфискацией имущества или без таковой.

Санкции, предусмотренные статьей 189 УК (незаконный экспорт
технологий, научно-технической информации и услуг) и статьей 194 УК
(уклонение от уплаты таможенных платежей), имеют некоторые особенности,
так как в этих статьях, наряду с лишением свободы, предусмотрены такие
наказания, как штраф, обязательные работы, а также лишение права
занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью, но не предусмотрена конфискация имущества.

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1998.

Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 1996.

Федеральный закон Российской Федерации «О государственной границе
Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 // Рос. газ. 1993. 4
мая.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от
10 августа 1993 г. № 4805-1 // Рос. газ. 1993. 15 мая.

Федеральный закон Российской Федерации «Об оружии» от 13 ноября 1996
г. № 152-ФЗ // Рос. газ. 1996. 18 дек.

Федеральный закон Российской Федерации «О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. // Рос.
газ. 1995. 24 окт.

Федеральный закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных
ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4805 // Рос. газ. 1993. 15 мая.

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по созданию
экспортного контроля в России» от 11 апреля 1992 г. // Рос. газ. 1992.
16 апр.

Указ Президента Российской Федерации «Об экспорте товаров и
технологий двойного назначения» от 26 августа 1996 г. № 1268 // Рос.
газ. 1996. 3 сент.

Постановление Пленума Верховного суда СССР от 3 февраля 1978 г. «О
судебной практике по делам о контрабанде» // Бюллетень Верховного суда
СССР. 1978. № 2.

Постановление Пленума Верховного суда СССР от 5 сентября 1978 г. «О
внесении изменений в постановление Пленума Верховного суда СССР от 3
февраля 1978 г. «О судебной практике по делам о контрабанде» //
Бюллетень Верховного суда СССР. 1978. № 5.

Постановление Пленума Верховного суда СССР от 6 декабря 1979 г. «О
внесении изменений в постановление Пленума Верховного суда СССР от 3
февраля 1978 г. «О судебной практике по делам о контрабанде» //
Бюллетень Верховного суда СССР. 1980. № 1.

Постановление Пленума Верховного суда СССР от 16 января 1986 г. «О
внесении изменений в постановление Пленума Верховного суда СССР от 3
февраля 1978 г. «О судебной практике по делам о контрабанде» //
Бюллетень Верховного суда СССР. 1986. № 2.

Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г.
(Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР от 14 декабря 1964 г.
// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных
СССР с иностранными государствами. М., 1970.

Конвенция о психотропных веществах от 24 февраля 1971 г.
(Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 26 декабря 1978 г.)
// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных
СССР с иностранными государствами. М., 1981.

Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. (Ратифицирована
Верховным Советом СССР 9 октября 1990 г.) // Ведомости Съезда народных
депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 42.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1953.

Советский энциклопедический словарь. М., 1982.

Словарь иностранных слов. М., 1954.

Военный энциклопедический словарь. М., 1984.

Краткий внешне-экономический словарь. М., 1988.

Курс советского уголовного права / Под ред. А.А. Пионтковского, Н.С.
Ромашина, В.М. Чхиквадзе: В 6 т. М., 1970. Т. 4.

Курс советского уголовного права / Под ред. Н.А. Беляева, М.Д.
Шаргородского: В 5 т. 1973. Т. 3.

Советское уголовное право: Общая часть / Под ред. Г.А. Кригера, Н.Ф.
Кузнецовой, Ю.М. Ткачевского. М., 1988.

Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть / Отв. ред.
Б.В. Здравомыслов. М., 1996.

Российское уголовное право: Особенная часть / Под ред. В.Н.
Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 1997.

Новое уголовное право России: Особенная часть. М., 1996.

Уголовное право: Особенная часть: Учебник: В 2 ч. СПб., 1995.

Основы таможенного дела: Учебное пособие / Рук. авт. колл. А.С.
Круглов. М., 1995. Вып. 5.

Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л.,
1986.

Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999.

Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере
экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих
организациях. Красноярск, 1998.

Илюхин В., Канков А. Вхождение преступности во власть // Рос. газ.
1995. 22 марта.

Коваленко Ю. Военные, брокеры, мафия // Известия. 1992. 4 марта.

Кузнецов В. Сколько стоит миллион // Рос. газ. 1993. 11 февр.

Никулин С. Уголовная ответственность за контрабанду // Законность.
1995. № 1.

Сучков Ю.И. Значимость правильной оценки признаков объекта
контрабанды при отправлении правосудия // Межвуз. темат. сб. науч. тр.
Калининград, 1989.

Сучков Ю.И. Ответственность за контрабанду по Уголовному кодексу
Российской Федерации 1996 года // Юридич. практика: Инф. бюл. центра
права спец. юрид. фак-та СПбГУ. 1996. № 4 (7).

Шмаров И., Мельникова Ю., Устинова Т. Ответственность за контрабанду
и нарушение таможенного законодательства Российской Федерации //
Российская юстиция. № 1. 1995.