Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 369. Пропозиція або давання хабара

1. Пропозиція хабара — карається штрафом від ста до двохсот п ‘ пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до двух лет.

2. Дача взятки — наказывается штрафом от двухсот ‘ пятидесяти до семисот п ‘ пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от двух до ‘ пяти лет.

3. Дача взятки, совершенная повторно, — Наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет со штрафом от п ‘ пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией имущества или без таковой.

4. Дача взятки должностному лицу, которое занимает ответственное положение, или по предварительному сговору группой лиц — наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.

5. Дача взятки должностному лицу, которое занимает особо ответственное положение, или организованной группой лиц или ее участником — наказывается лишением свободы на срок от ‘ пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

6. Лицо, предлагала ли дала взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымогательство взятки или если после дачи взятки оно добровольно заявило о том, что произошло, сообщение ей о подозрении в совершении преступления органа, должностное лицо которого наделен законом правом осуществлять уведомление о подозрении.

Примечание. Повторным в статье 369 признается преступление, совершенное лицом, ранее совершившим такое преступление или любой из преступлений, предусмотренных статьями 368, 368 3 или 368 4 этого Кодекса.

Уголовный кодекс Украины
Статья 369. Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу

1. Предложение или обещание должностному лицу предоставить ей или третьему лицу неправомерную выгоду, а так же предоставление такой выгоды за совершение или несовершение должностным лицом в интересах того, кто предлагает, обещает предоставляет такую ​​выгоду, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения —

наказываются штрафом от пятисот до семисот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет со штрафом от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией имущества или без таковой.

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, если неправомерная выгода предоставлялась должностному лицу, которое занимает ответственное положение, или совершенные по предварительному сговору группой лиц, —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.

4. Деяния, предусмотренные частью первой, второй или третьей настоящей статьи, если неправомерная выгода предоставлялась должностному лицу, которое занимает особо ответственное положение, или совершенные организованной группой лиц или ее участником, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Штраф за дачу взятки. Админ и уголовная ответственность

Про коррупцию в Украине не говорит только ленивый и сейчас в рамках данного материала говорить, о том насколько это влияет на дальнейшую жизнь граждан Украины не имеет смысла, но факт остается фактом большинство водителей давали взятки бывшему ГАИ с таким аргументом, а они же эти взятки брали. И практически все винили в коррупции именно полицию, но в уголовном кодексе Украины имеется статья в которой четко прописана ответственность за дачу взятки.

Штраф за дачу взятки должностному лицу

Согласно статьи 369 уголовного кодекса Украины – предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу, то бишь если отнести данную ситуацию к нарушения правил дорожного движения – дача взятки карается штрафом

В размере от 500 до 700 нмдг, то есть 8500- 11900 грн
Или ограничение, лишением свободы на срок от 2-х до 4-х лет

За повторное вышеуказанное нарушение согласно той же статьи 369 часть 2 предполагается

Лишение свободы на срок от 3 до 6 лет лишения свободы и штраф в размере 8500-17000 грн.

Вместо заключения

Другими словами любое действие, включая обещание, можно рассматривать как нарушение и согласно уголовному кодексу попасть под данную статью.

Предложение или дача взятки (ст. 369 УК).

Непосредственным объектом преступления выступает установленный порядок служебной деятельности в отдельных звеньях государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, аппарата управления, государственных или коммунальных предприятий, учреждений и организаций.

Предметом преступления является взятка.

Ответственность в ст. 369 УК, изложенной в редакции Закона Украины от 7 апреля 2011 г., предусмотрено за следующие действия: 1) предложение взятки (ч. 1 ст. 369 УК); 2) дача взятки (ч. 2 ст. 369 УК). Наказуемость усиливается в случае, когда дача взятки совершается повторно (ч. 3 ст. 369 УК), по предварительному сговору группой лиц (ч. 4 ст. 369 УК) или организованной группой лиц или ее участником (ч. бы ст. 369 УК), а также когда взятка дается должностному лицу, которое занимает ответственное (ч. 4 ст. 369 УК) или особо ответственное положение (ч. бы ст. 369 УК).

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 368 УК, заключается в предложении взятки служебному лицу, которое может происходить как в устной, так и в письменной форме. Преступление закрытым с момента предложения взятки, которая характеризуется просьбой выполнение или невыполнение в интересах того, кто предлагает взятку, или в интересах третьего лица действий с использованием предоставленной должностному лицу власти или служебного положения.

Кардинальное изменение подходов к наказуемости предложения взятки обусловлена восприятием нашим государством международно-правовых стандартов противодействия коррупции и получила неоднозначную оценку ученых.

дачей взятки понимают передачу лично или через посредника должностному лицу имущественного вознаграждения за совершение или несовершение действий с использованием ею своего служебного положения. Именно как дачу взятки нужно расценивать, например, такие действия, как оставление ценностей в столе или в одежде должностного лица, отправление их по почте, передача родственнику должностного лица или посреднику. Правовая оценка действий взяткодателя, таким образом, зависит от поведения должностного лица. Преступление закрытым тогда, когда служебное лицо приняло хотя бы часть взятки. Если же должностное лицо отказалось принять предложенный взятку, действия лица, пытавшегося дать взятку, квалифицируются по ч. 1 ст. 369 УК как предложение взятки.

Мы не разделяем позицию, согласно которой предложение взятки и его последующее дачи следует квалифицировать по правилам совокупности преступлений — по ч. 1 ст. 369 УК и ч. 2 ст. 369 КК1102. Ведь предложение взятки — это не обособленное действие, а предыдущая стадия дачу взятки, которая полностью им охватывается.

Для квалификации действий виновного лица не имеет значения, за выполнение каких действий — законных или незаконных — дается хабар1103.

На сегодня дача взятки должностному лицу за совершение незаконных деяний, содержащих признаки преступления, образует подстрекательство к соответствующему преступлению и должно квалифицироваться со ссылкой на ч. 4 ст. 27 УК (например, за взятку судья выносит заведомо неправосудный приговор). В таких ситуациях нужно установить, что взяткодатель путем подкупа склонил должностное лицо к совершению преступления по службе, породил у нее соответствующий умысел.

Анализируя ст. 170 («Дача взятки») УК 1960 г., М. И. Мельник считал целесообразным уточнить законодательное описание признаков дачи взятки указанием на то, что взятка дается должностному особі1104. Высказано предложение не только не потеряла своей актуальности, но и в результате последних законодательных изменений получила новые аргументы в свою пользу. Адресатом предложения или дачи взятки выступает должностное лицо юридического лица публичного права, определение которого содержится в примечании к ст. 364 УК. Однако этот вывод лежит не на поверхности, его можно сделать лишь после системного толкования раздела XVII Особенной части УК. В связи с этим считаем целесообразным части 1-3,6 ст. 369 УК дополнить указанием на то, что взятка дается должностному лицу. Кстати, в ч. 1 ст. 368-3 УК четко определено адресата неправомерной выгоды.

Субъект предложения или дача взятки — общий.

в то же Время состав преступления, предусмотренного ст. 369 УК, усматривается в действиях той служебного лица, которая дала указание подчиненному добиться благ, льгот или преимуществ для предприятия и организации путем подкупа других должностных лиц, предоставили для этого средства или иные ценности или распорядилась их выделить, придало законный вид выплатам в случае дачи взятки в завуалированной форме.

Лицо, передавшее деньги или ценности, считая, что она дает взятку служебному лицу, которое, получая эти деньги или материальные ценности якобы для передачи другому должностному лицу в качестве взятки, имело намерение не передавать их, а присвоить, несет ответственность за покушение на дачу взятки. Действия должностного лица в таком случае надо квалифицировать не по статье. 368 УК, а за соответствующими частями статей 190 и 364 УК как мошенничество и злоупотребление властью или служебным положением, а при наличии оснований — и по соответствующим частям статей 27,15 и 369 УК как подстрекательство к покушению на дачу взятки.

Субъективная сторона предложения или дача взятки характеризуется прямым умыслом. Содержанием умысла взяткодателя охватывается осознание того, что он предоставляет должностному лицу незаконное вознаграждение за выполнение или невыполнение любых действий с использованием предоставленной ей власти или служебного положения.

Дача взятки признается совершенным участником организованной группы (ч. 4 ст. 369 УК), если его дала одна особа, которая предварительно стала участником организованной группы.

Основания освобождение взяткодателя от уголовной ответственности предусмотренные в ч. 6 ст. 369 УК — заохочувальній норме, призванной стимулировать общественно полезное поведение лица, нарушившего уголовный закон, и направленной на то, чтобы разорвать круговую поруку, которая объединяет участников взяточничества.

Освобождение взяткодателя от ответственности на основании ч. 6 ст. 369 УК не означает отсутствия в его поведении признаков состава преступления. В связи с этим такой взяткодатель не может признаваться потерпевшим и претендовать на возвращение ему предмета взятки. Деньги и другие ценности, признаны предметом взятки, согласно в. 2 ч. 9 ст. 100 УПК 2012 г. конфискуются.

Другая правовая ситуация складывается в том случае, когда лицо в связи с вымогательством у него взятки до его дачи обращается к органам власти с целью изобличения взяткополучателя. Со стороны этого лица имеет место лишь «имитация взятки», которая не содержит состава преступления, предусмотренного ст. 369 УК. Поэтому указанное лицо не освобождается от ответственности на основании ч. 6 ст. 369 УК, а вообще не подлежит уголовной ответственности за отсутствием состава преступления на основании п. 2 ч. 1 ст. 284 КПК 2012 г. Деньги и другие ценности в этом случае надо возвращать законному владельцу. С другой стороны, получение должностным лицом взятки от лица, которое действует с целью ее разоблачения и освобождается от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным законом, является оконченным составом преступления и квалифицируется в зависимости от обстоятельств дела по соответствующей части ст. 368 УК (абз. П. 10 постановления Пленума ВСУ «О судебной практике по делам о взяточничестве»).

Мотивы, побудившие лицо добровольно заявить о предложение или дача им взятки, могут быть разнообразными (например, страх перед наказанием, месть, зависть, недовольство тем, что должностное лицо не выполнила обещанное). Существенным является лишь то обстоятельство, что заявление взяткодателя должно быть сделано до сообщения ему о подозрении в совершении преступления, и это заявление должно быть сделано органу, должностное лицо которого наделено по законом правом осуществлять уведомления о підозру1107.

Стаття 369-2. Зловживання впливом

Кримінальний кодекс України (ККУ)

  • перевірено сьогодні
  • кодекс від 28.08.2018
  • вступив у чинність 01.07.2011

Ст. 369-2 ККУ в останній чинній редакції від 26 листопада 2015 року.

Нові не набрали чинності редакції статті відсутні.

Особлива частина

Розділ XVII. Злочини у сфері службової діяльності та професійної діяльності, пов’язаної з наданням публічних послуг

Стаття 369-2. Зловживання впливом

1. Пропозиція, обіцянка або надання неправомірної вигоди особі, яка пропонує чи обіцяє (погоджується) за таку вигоду або за надання такої вигоди третій особі вплинути на прийняття рішення особою, уповноваженою на виконання функцій держави, —

караються штрафом від двохсот до п’ятисот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або обмеженням волі на строк від двох до п’яти років, або позбавленням волі на строк до двох років.

2. Прийняття пропозиції, обіцянки або одержання неправомірної вигоди для себе чи третьої особи за вплив на прийняття рішення особою, уповноваженою на виконання функцій держави, або пропозиція чи обіцянка здійснити вплив за надання такої вигоди —

караються штрафом від семисот п’ятдесяти до однієї тисячі п’ятисот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або позбавленням волі на строк від двох до п’яти років.

3. Прийняття пропозиції, обіцянки або одержання неправомірної вигоди для себе чи третьої особи за вплив на прийняття рішення особою, уповноваженою на виконання функцій держави, поєднане з вимаганням такої вигоди, —

караються позбавленням волі на строк від трьох до восьми років з конфіскацією майна.

Примітка. Особами, уповноваженими на виконання функцій держави, є особи, визначені в пунктах 1-3 частини першої статті 4 Закону України «Про засади запобігання і протидії корупції».