Понятие коррупции

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»(Посмотреть документ), коррупция — это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Исходя из трактовки федерального законодательства, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но и его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.

К основным преступлениям коррупционной направленности относятся следующие умышленные противоправные деяния:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
  • получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ);
  • служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);
  • присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);
  • мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ);
  • воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);
  • неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);
  • регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ).

К коррупционным правонарушениям (т.е. к нарушениям, которые могут привести к преступлениям коррупционной направленности) относятся нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, а именно соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

В данном разделе вы можете найти ответы на следующие вопросы:

1. Что такое коррупция?

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше».

2. Что такое противодействие коррупции?

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3. Какие государственные органы наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?

Ответ: «Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:

— проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

— создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

— совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

— введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

— обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— обеспечение независимости средств массовой информации;

— неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

— совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

— устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

— повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

— укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

— усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

— передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

— сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

— повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции».

4. Какую ответственность несет лицо, сообщившее о факте коррупции, если этот факт не будет доказан?

Ответ: «Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам возможность направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе о коррупционных правонарушениях, на решения и действия (бездействие) должностных лиц этих и других органов.

Праву граждан в данном случае корреспондирует обязанность органов публичной власти гарантировать, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в сообщении жалобами, замечаниями и предложениями.

Для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений, своевременного реагирования на коррупционные проявления.

В случае, если гражданин указал в сообщении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением сообщения государственные и другие органы, а также должностные лица, могут взыскать с заявителя по решению суда.

Кроме того, за заведомо ложный донос о совершенном преступлении и клевете предусмотрена уголовная ответственность.»

5. Какова ответственность за коррупционные правонарушения?

Ответ: «Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

— преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

— административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

— дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

— запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.»

6. Каков порядок обращения граждан по фактам коррупции?

Ответ: «Важными мерами по профилактике коррупции являются формирование в обществе нетерпимости к коррупционным проявления, а также неотвратимость ответственности за совершение подобного рода правонарушений.

В законодательстве о противодействии коррупции закреплена обязанность, согласно которой государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, а невыполнение этого требования законодательства является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственнщми или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются ведомственными нормативными правовыми актами.

Кроме того, о фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а в правоохранительные органы в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Письменные обращения необходимо также направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по адресу: ГСП-3 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а».

Понятие коррупции. Основные положения

Основополагающим понятием всего Закона выступает коррупция, под которой понимаются злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица . По замыслу авторов долгожданная новелла призвана устранить правовой пробел в понимании коррупции и восполнить образовавшийся законодательный вакуум в сфере противодействия коррупции. Однако, к сожалению, законодатель не избежал экспериментов в сфере регулирования содержания основополагающих терминов Закона. При анализе юридического наполнения категории «коррупция» очевидны неточность законодательных формулировок, многозначность употребляемых в определении понятий, наличие коллизий с другими нормативными положениями уголовного закона, что чревато определенными сложностями в правоприменении и ошибками в уголовно-правовой оценке содеянного. Речь идет о терминологических недостатках нормы, которая в силу заимствования должностных составов из уголовного законодательства говорит об ограниченности базового понятия Закона. Законодатель свел понятие коррупции к простому перечислению посягательств, составляющих суть должностной преступности, казалось бы, конкретизирующих, а по сути подменяющих понятие коррупции. И первое, на что обращает внимание норма-дефиниция, — это отсутствие среди коррупционных преступлений составов превышения должностных полномочий, нецелевого расходования бюджетных средств, нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов и незаконного участия в предпринимательской деятельности . Такая избирательность правотворца, признавшего коррупционными из всего многообразия должностных преступлений только три, наводит на мысль об отсутствии сколько-нибудь четкого представления о возможных формах проявления и разновидностях коррупционных актов. По общему правилу термины, наличие которых определяется уголовно-правовой нормой, учитывающей их важность для понимания преступного характера соответствующего поведения, должны иметь идентичное содержательное отражение в иных отраслях законодательства. При этом реформирование такого рода термина или понятия в процессе правотворческой деятельности в иной отрасли законодательства должно влечь соответствующие корректировки в норме Уголовного кодекса (УК) . К сожалению, как показывает законодательная практика, это соблюдается далеко не всегда. Непонятно, например, почему законодатель использует в определении коррупции словосочетание «злоупотребление служебным положением», хотя в УК РФ подразумеваемый состав звучит как «злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 285 УК РФ).

Исходя из принципа точности и определенности терминологии, формулировка коррупции может быть подвергнута критике в силу довольно узкого ее понимания и причисления к должностным преступлениям, посягающим на государственную власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Следует обратить внимание, что понятие коррупции сформулировано таким образом, что, по сути, коррупция как преступное поведение трактуется как обычное взяточничество, целью которого объявлено получение выгоды имущественного характера. Существует значительное множество форм коррупции, не подпадающих под указанное определение . Говоря о подобной трактовке коррупции, профессор В.В. Лунеев подчеркивает, что «коррупция — явление более широкое, чем взяточничество. Мы знаем, что коррупция не сводима к взяточничеству. Она охватывает любые злоупотребления должностных лиц, совершенные с корыстной целью. Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т.д. являются завуалированными формами коррупции» . Между тем коррупцию в базовом законе, призванном искоренить это негативное явление, предлагается понимать как явление социальное, характеризующееся подкупом — продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей . Стоит сожалеть, что понятие получения взятки, применяемое сугубо в уголовном законе, вопреки ограниченности его юридического содержания было признано приемлемым для инкорпорации в комментируемый Закон. Руководствуясь необходимостью соблюдения международных обязательств и в целях оптимизации противодействия коррупции, российскому законодателю следует расширить понятие коррупции путем трансформации ее признаков из международного законодательства в отечественное, в котором получение взятки трактуется как одно из составляющих коррупционного поведения, но не является его стержневым содержанием.

Ответственность за коррупцию в России

Коррупция – это бич современной России. Количество коррупционеров увеличивается прямо пропорционально росту числа новых чиновников.

По данным международного Индекса восприятия коррупции Россия входит в 50 самых коррумпированных стран мира. При этом большую часть осужденных за коррупционные действия составляют мелкие взяточники, в то время как крупные продолжают заниматься противоправными действиями.

Коррупция (ст. 290 УК РФ) – это одно из тех немногих преступлений, ответственность за которые предполагает применение существенных штрафных санкций, размер которых определяется, исходя из суммы полученной взятки.

Понятие и особенности коррупционных преступлений

Определение, что такое коррупция, содержится в специальном законе – ФЗ-273 «О противодействии коррупции».

Понятие коррупции включает в себя следующие категории преступлений:

  • Получение взятки;
  • Дача взятки;
  • Злоупотребление полномочиями;
  • Коммерческий подкуп;
  • Иные виды незаконного использования должностного положения.

Главный мотив совершения коррупционных действия – это корыстный мотив. Чиновник идет на нарушение законодательства с целью извлечения выгоды в виде денег, имущества, имущественных и неимущественных прав.

При этом выгоду может приобретать, как он сам, так и другое лицо, в интересах которого совершается преступление.

Не только чиновники выступают фигурантами коррупционных преступлений. Ими могут стать любые сотрудники, имеющие определенную степень власти, и действующие в личных интересах, а не в интересах той организации, сотрудником которой они являются.

Особо широко развита коррупция в деятельности следующих работников:

  • Чиновники;
  • Депутаты;
  • Политики;
  • Судьи;
  • Прокуроры, адвокаты, сотрудники следствия и полиции;
  • Врачи;
  • Учителя школ и ВУЗов;
  • Сотрудники местных администраций и т.д.

В 2015 году президентом были приняты поправки в УК РФ и УИК РФ о снижении минимальных размеров штрафов за дачу и получение взятки.

Сегодня самым главным коррупционным делом в стране является осуждение бывшего министра экономического развития – Алексея Улюкаева, отбывающего срок за получение взятки.

Объектом взятки могут стать следующие ценности:

  • Деньги;
  • Ценные бумаги;
  • Ремонт квартиры;
  • Строительство дачи;
  • Занижение стоимости продаваемого имущества;
  • Уменьшение арендных платежей и др.

Очевидно, что выступать в роли взятки и выгоды может что угодно.

Не может быть взяткой только услуги нематериального характера, которые не влекут появление имущественной выгоды. К примеру, это может быть высокая рецензионная оценка.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление полномочиями представляет собой незаконное использование служебного положения, когда это приводит к возникновению ущерба или затрагиванию чужих интересов. Ответственность за данное деяние предусмотрена ст. 201 УК РФ.

Быть субъектом такого преступления могут быть следующие лица:

  • Единоличный исполнительный орган компании;
  • Член совета директоров;
  • Член иного коллегиального исполнительного органа;
  • Лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Максимальный срок за злоупотребление полномочиями равен 10 годам лишения свободы при условии, что преступные действия привели к тяжким последствиям.

Коммерческий подкуп

Подкуп тесно связан с понятиями дачи взятки и ее получения. Однако, коммерческий подкуп имеет свои отличительные особенности.

В частности, при подкупе получение денег или иных ценностей за действия или бездействия происходит лицом, которое выполняет управленческие функции в коммерческих или иных организациях.

Ответственность за коммерческий подкуп регламентирована ст. 204 УК РФ. Привлекаться за подкуп могут, как те лица, которые получили ценности, так и те, которые их вручали.

За коммерческий подкуп в значительном размере предусмотрена ответственность в виде 3 лет лишения свободы, в крупном размере – 7 лет, в особо крупном – 8 лет тюрьмы. Это максимальные значения ответственности.

Значительным размером подкупа признается сумма в 25 000 рублей, крупным размером – 150 000 рублей, особо крупным – 1 миллион рублей.

Получение взятки

Россия участвует в различных международных мероприятиях по борьбе с коррупцией. В частности, в 2006 году была ратифицирована Конвенция ООН против коррупции, согласно которой каждый гражданин имеет право сообщить об известных ему фактах нарушения закона.

Ответственность за получение взятки установлена ст. 290 УК РФ, согласно которой стать фигурантами уголовного дела могут стать:

  • Должностные лица;
  • Иностранные должностные лица;
  • Должностные лица публичных международных организаций.

Не имеет значения для обнаружения факта преступления по ст. 290 УК РФ лично или через посредника была получена взятка.

За обычное без квалифицирующих отягчающих признаков получение взятки может последовать следующее наказание:

  • Штраф до 1 миллиона рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до 2 лет;
  • Штраф от 10 до 50 размеров полученной взятки;
  • Исправительные работы от года до 2 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.

Когда виновное в преступлении лицо занимает государственную должность на федеральном, региональном или местном уровне, ему может грозить до 10 лет тюрьмы. Это является отягчающим вину обстоятельством.

Кроме него, к таким обстоятельствам относятся:

  • Значительный, крупный и особо крупный размер взятки;
  • Совершение преступления группой лиц по сговору или ОПГ;
  • Применение вымогательства при получении взятки.

Дача взятки

Сесть в тюрьму можно не только за получение взятки, но и за ее дачу. Дача взятки признается действующим законодательством точно таким же опасным преступлением, как и получение взятки. В УК РФ ответственность за вручение конверта с деньгами предусмотрена ст. 291.

Дача взятки напрямую или через посредника преследуется по закону следующими видами ответственности:

  • Штраф до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до года;
  • Штраф от 5 до 30 размеров взятки;
  • Исправительные работы до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 2 лет.

Виновному в даче взятки грозит до 15 лет тюрьмы, если сумма взятки будет отнесена к особо крупному размеру. УК РФ при этом устанавливает особые случаи освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки.

Это могут быть следующие обстоятельства:

  • Виновное лицо активно способствует раскрытию или расследованию преступления о даче взятки;
  • В отношении виновного лица имело место вымогательство взятки;
  • Виновное лицо добровольно призналось в содеянном в отделении полиции.

Наказание за коррупцию в России строгое. Однако, доказать сам факт наличия коррупционной составляющей довольно непросто. Давно закончилось то время, когда взятки передавали из рук в руки в конвертах.

Сегодня для этого используются банковские счета, офшоры, подставные юридические лица, коммерческие расходы, фиктивные тендеры и прочие, с виду вполне законные, предпринимательские действия.

Для активной борьбы с коррупцией требуется активизировать все гражданское население. Большая часть таких преступлений раскрывается именно по доносам неравнодушных граждан, после чего организовывается поимка на живца с мечеными деньгами.

Куда жаловаться на коррупцию чиновников?

С 2017 года активно ведется разработка изменений в закон «О коррупции», которые коснутся усиленной защиты сотрудников тех предприятий и ведомств, которые сообщат об известных им фактах коррупции.

Подобные меры действительно крайне необходимы, ведь многие из граждан не сообщают о коррупции, боясь за собственную жизнь или работу.

Для тех, кто не боится за свою безопасность и готов проявить свою активную гражданскую позицию, мы представим рекомендации по действенным методам сообщения о коррупции.

В стране борьбой с коррупцией занимается ГУ МВД РФ, в частности, подразделение Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции.

Кроме того, на территории страны действует общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией», куда также можно подать свои обращения.

Итак, пожаловаться на коррупционеров можно в следующие организации:

  • ГУЭБиПК МВД РФ. В Москве эта организация расположена по адресу: ул. Новорязанская, д. 8А, стр.3. Узнать региональные адреса подразделений можно на сайте управления.
  • Комитет по борьбе с коррупцией расположен в Москве, бульвар Зубовский, д.4. Подать обращение можно по электронной почте или направлением обычного бумажного письма.
  • Администрация Президента РФ – город Москва, 2-й Хорошевский проезд, д. 7, корп. 1.
  • Первое антикоррупционное СМИ — http://pasmi.ru/contact.

Каждый гражданин по закону в 2018 году имеет право анонимно сообщить о коррупции.

При подаче не анонимного обращения сотрудники, принявшие его, обязаны сохранить имя свидетеля коррупции в тайне.

Однако, если человек даже при этом опасается за свою безопасность, лучше подавать обращения через звонки в таксофонов или анонимными письмами.

Так или иначе служба, получившая обращения, обязана его проверить за достоверность.

Коррупция – это фактор дестабилизации экономической, социальной и политической жизни в стране. От роста и развития коррупции ухудшается не только позиция страны на мировой арене, но и благосостояние каждого отдельного ее гражданина.

Бороться с беспределом, царящим в кругах чиновников и бюрократов, это долг каждого человека.

Взяточничество является уголовным преступлением, и виновные лица должны нести такую же уголовную ответственность, как и обычные граждане, преступившие закон, без учета их высоких должностей и связей.

Видеоматериалы о работе Думы

Что такое коррупция? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?

Понятие коррупции раскрывается в части 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Так установлено, что коррупция — это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:

злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

получение взятки (ст. 290 УК РФ);

дача взятки (ст. 291 УК РФ);

провокация взятки (ст. 304);

служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);

присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);

мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ);

воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);

регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

халатность (ст. 293 УК РФ).

Необходимо помнить, что преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (глава 23 УК РФ), не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.