Земля даром: как получить бесплатный участок в Украине

Чтобы получить свой кусочек бесплатной земли, конечно, придется постараться, но это вполне реально.

В Украине каждый совершеннолетний гражданин имеет право бесплатно получить в собственность несколько земельных участков на различные цели — невероятно, но факт. Такое право граждан закреплено в Земельном кодексе Украины и предусматривает возможность получить землю для:

  • ведения фермерского хозяйства;
  • ведения сельского хозяйства (2,0 га);
  • садоводства (0.12 га);
  • постройки гаража (0,01 га);
  • постройки дома (от 0,10 до 0,25 га);
  • постройки дачного домика (0,10 га).

Естественно, под словом «бесплатно» имеется в виду, что гражданину не придется оплачивать непосредственно цену земельного участка. Однако придется понести официальные расходы на оформление необходимой документации — около 5 тысяч гривен. А еще запастись терпением и временем, поскольку вся процедура может занять от полугода до нескольких лет.

Формально земельный участок можно получить в любой точке Украины независимо от места регистрации. Но на деле успех данного мероприятия не в последнюю очередь будет зависеть от выбора места расположения земельного участка. В Киевской области, по понятным причинам, а также в Одесской и Херсонской областях, особенно у моря, получить землю практически невозможно. При этом, несмотря на высокие коррупционные риски и забюрократизированность самой процедуры, при наличии запаса терпения и рационального подхода получить свой кусочек бесплатной земли вполне реально.

Итак, что же нужно сделать, чтобы стать счастливым обладателем бесплатных гектаров? Постараюсь кратко изложить алгоритм действий.

Начать необходимо с подачи заявления о бесплатной передаче земельного участка в собственность в соответствующий орган исполнительной власти или местного самоуправления — все зависит от того, в чьей собственности он находится, его целевого назначения и, естественно, места расположения.

Такими органами в Украине являются:

  • сельские, поселковые, городские советы, если земля в коммунальной собственности;
  • районные государственные администрации или Государственная служба Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра, если земля находится в государственной собственности.

В заявлении обязательно указываем приблизительный размер участка и его целевое назначение.

Земельным кодексом Украины, а именно статьей 118, установлено, что к заявлению обязательно должны прилагаться

  • графические материалы с указанием желательного места расположения земельного участка;
  • согласие землепользователя (в случае, если земельный участок пребывает в пользовании других лиц);
  • документы, которые подтверждают опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства).

Определиться с местом расположения земельного участка и получением графических материалов поможет Публичная кадастровая карта Украины, которая доступна онлайн. Помните, что уполномоченным органам запрещается требовать от вас дополнительные материалы и документы, которые не предусмотрены статьей 118.

Если в течение месяца на ваше заявление не поступит ответа уполномоченного органа — хоть с разрешением на разработку землеустроительного проекта, хоть с отказом — можете заказывать разработку проекта.

Следующий шаг — разработка проекта по отводу земельного участка. Для этого необходимо заключить договор с землеустроительной организацией, оплатить данные услуги и письменно уведомить уполномоченные органы о том, что вы начали разработку проекта.

Несмотря на высокие коррупционные риски и забюрократизированность самой процедуры, при наличии запаса терпения и рационального подхода получить свой кусочек бесплатной земли вполне реально

Найти землеустроительную организацию вы сможете по рекомендациям своих знакомых или с помощью интернета, например, через Государственный реестр сертифицированных инженеров-землеустроителей, который доступен на сайте Госгеокадастра. Выбираете юридическое лицо или физическое лицо-предпринимателя из данного реестра и начинаете разработку проекта отвода земельного участка.

В итоге вы должны получить на руки согласованный землеустроительной организацией с уполномоченными органами землеустроительный проект и, в зависимости от условий договора, Извлечение из Государственного земельного кадастра (ГЗК), в котором будет обозначен кадастровый номер земельного участка.

После разработки и согласования землеустроительного проекта и получения Извлечения из ГЗК необходимо подать в уполномоченный орган заявление об утверждении разработанного проекта. К заявлению прилагаем проект и извлечение. После принятия уполномоченным органом решения об утверждении проекта отвода и предоставлении в собственность участка необходимо обратиться в Регистрационную службу с заявлением для регистрации полученного права собственности на земельный участок.

Помните о том, что в случае отказа в предоставлении вам права собственности на землю вы можете обратиться в суд. Именно суд должен устанавливать законность оспариваемого отказа, а также наличие или отсутствие нарушения ваших прав уполномоченным органом. Успех обжалования будет зависеть исключительно от обстоятельств дела и мастерства выбранного вами представителя, ведь не бывает двух одинаковых дел. В любом случае, необходимо бороться за свои права, ведь сам закон не неплохой, проблема заключается именно в тех, кто различными путями пытается нажиться на ваших правах и не хочет выполнять возложенных на них обязанностей «за просто так».

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Земельный кодекс Украины

с изменениями от 02.10.2018

Земельные отношения регулируют Конституция Украины, Земельный Кодекс, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовые акты

Земельное законодательство включает Земельный Кодекс, иные нормативно-правовые акты в области земельных отношений. Задачей земельного законодательства является регулирование земельных отношений в целях обеспечения права на землю граждан, юридических лиц, территориальных общин и государства, рационального использования и охраны земель.

Содержание Земельного кодекса Украины

Раздел 1 — Основная часть (ст. 1-17)

Найти компанию:

Раздел 2 — Земли Украины (ст. 18-77)

Раздел 3 — Права на землю (ст. 78-115)

Раздел 5 — Гарантии прав на землю (ст. 152-161)

Раздел 6 — Охрана земель (ст. 162-172)

Земельный кодекс России 2018

Ныне действующий в России Земельный кодекс является продуктом радикальных земельных реформ, последовательно проводимых с девяностых годов двадцатого века. Радикальность изменений заключается в появлении новых форм собственности на землю, не свойственных системе Советского Союза. Разнообразие таких форм сделало данный кодекс одним из наиболее востребованных документов федерального законодательства.

Основные понятия земельного права

ЗК РФ регулирует взаимоотношения людей и юридических лиц относительно земли, то есть участка суши, находящего в зоне российской юрисдикции. Однако понятие «земля» расплывчато и не конкретно, поэтому в законодательстве используется термин «земельный участок». Это часть территории страны, имеющая отличительные признаки – границы, определённые в документах и на местности, структуру, категорию и разрешённое использование (ст. 6, 11.2).

Земля является объектом рыночного оборота. Однако она может стать таковой только в случае образования земельного участка как юридически значимой единицы. Кроме того, каждый участок должен быть отнесён к определённой земельной категории, что накладывает на пользователей и владельцев обязанности и ограничения. Деление участков на категории является способом управления территорией и землёй как природным ресурсом, источником получения материальных благ, компонентом экологической среды человека.

В стране нет бесхозной земли. Любой участок суши имеет своего владельца. Однако и владельцы могут пользоваться участками только в соответствии с категорией и целевым назначением. Пользование землёй в нарушение её законного предназначения считается правонарушением или преступлением, в зависимости от последствий.

Статья 7 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий, к которым может быть отнесён любой участок суши Российской Федерации. Это земли:

  • сельскохозяйственные;
  • особо охраняемых территорий (заповедники, национальные парки, заказники, военные объекты и т.д.);
  • населённых пунктов;
  • лесного и водного фондов;
  • запаса.

Последняя категория представляет собой территории, которые не вовлечены в оборот, не имеют специфики разрешённого использования и принадлежат государству. Отнесение участков к категории – это юридическая процедура, осуществляемая на государственном или муниципальном уровне.

Таким образом, элементарной единицей земельного права является участок, находящийся на территории юрисдикции России, имеющий кадастровый номер, категорию, разрешённое использование, собственника, план, границы и структуру.

Собственность и оборот

Эта сфера земельных отношений разработана с максимальной подробностью. Она представлена в Главах 3, 4, 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5,4, 5,6, 6, 7, 7.1, 8, 9.

  • физические лица – граждане РФ;
  • физические лица – граждане других стран (имеются ограничения по категориям земель);
  • юридические лица;
  • государство;
  • муниципалитеты.

Право на земельный участок возникает на основе заключения договоров по передаче прав владения, распоряжения и пользования. Такая передача становится законной только при регистрации договоров в соответствующих госорганах, учитывающих состояние и принадлежность недвижимости (ст. 25 ЗК РФ). Процедура госрегистрации не обязательна только для аренды участков, оформленной на срок менее года.

С точки зрения рынка земли кодекс делит все участки на три части – находящиеся в свободном обороте, имеющие ограничения в переходе от одного владельца к другому и полностью изъятые из оборота (ст. 27). В частной собственности могут находиться только земли, включённые в оборот. Не допускается изменения статуса участков:

  • особо охраняемых природных территорий;
  • постоянно находящихся под военными объектами;
  • занятых зданиями и сооружениями, принадлежащими ФСБ, военным судам, госохране;
  • с ИТС связи и коммуникаций, обслуживающих систему охраны госграницы;
  • занятых под объекты атомной энергетики и захоронения радиоактивных отходов;
  • отданных под кладбища.

Особое значение для страны и государства имеют земли сельхозназначения. Однако особенности их оборота в кодексе раскрыты слабо. Это объясняется наличием специального федерального закона, посвящённого исключительно обороту земель данной категории.

Отдельная глава (седьмая) кодекса посвящена проблемам прекращения прав на земельные участки. Это может происходить на основаниях:

  • добровольной возмездной или безвозмездной передачи прав от одного лица другому;
  • принудительного прекращения пользования или владения при использовании земли не по назначению;
  • изъятия участка, если он не используется по назначению более трёх лет;
  • истечения срока пользования;
  • изъятия участка для муниципальных и государственных нужд;
  • конфискации по решению суда;
  • реквизиции (временное изъятие в условиях ЧС).

Все эти условия касаются только земельного фонда, находящегося в обороте. Земли, уже изъятые из оборота, не могут отчуждаться по определению.

Земля как ресурс

Земля относится к категории исчерпаемых ресурсов. В этой фразе заключён парадокс. Дело в том, что земля как территория государства может измениться только при смещении государственных границ или береговых линий. Однако земельный ресурс может исчерпаться даже при увеличении территории государства.

Это происходит в том случае, если земля теряет своё плодородие, становится непригодной для производства сельскохозяйственной продукции, а так же формирования экосистем, обеспечивающих оптимальное качество среды жизни людей. По этой причине в ЗК РФ существуют главы, посвящённые:

Данные блоки ЗК РФ позволяют организовать и осуществлять в обязательном порядке контроль использования земли с целью предотвращения её разрушения как ресурса и компонента экологической среды. В этом проявляется несомненное сходство земельного законодательства с экологическим. Специфика этого кодекса проявляется в том, что земля в нём рассматривается одновременно как объект вещных прав и ресурс, подлежащий сохранению.

Земельные отношения: новации 2018 для физических лиц

18.01.2018 2332 0 0

Главное управление ГФС в Днепропетровской области сообщает, что Законом Украины от 07.12.2017 №2245-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» (далее — Закон №2245) в Налоговый кодекса Украины от 02.12.2010 №2755-VI с изменениями и дополнениями (далее — НКУ) внесены изменения, в частности в части платы за землю с физических лиц.

Так, изменениями внесенными в п.п.12.3.3 п.12.3 ст.12 НКУ определено, что копия принятого решения об установлении местных налогов или сборов или о внесении изменений в них направляется в электронном виде в десятидневный срок со дня принятия в контролирующий орган , в котором состоят на учете плательщики соответствующих местных налогов и сборов, но не позднее 1 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение установленных местных налогов и сборов или изменений к ним.

Контролирующие органы не позднее 10 июля текущего года составляют сводную информацию о размере и дате установления ставок местных налогов и сборов на соответствующих территориях и представляют ее в электронной форме центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику.

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, не позднее 15 июля текущего года публикует на своем официальном сайте сводную информацию о размере и дате установления ставок местных налогов и сборов на соответствующих территориях.

Следовательно, орган местного самоуправления в дисятиденний срок со дня утвержденной технической документации по нормативной денежной оценке земель направляет в электронной форме в контролирующий орган информацию о нормативной денежной оценке земель.

Контролирующие органы не позднее 10 июля текущего года составляют сводную информацию о нормативной денежной оценке земель.

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, не позднее 15 июля текущего года публикует на своем официальном сайте сводную информацию о проведенной нормативную денежную оценку земель.

Обращаем внимание на то, что изменениями, внесенными в п.281.2 ст.281 НКУ, отменены ограничения относительно к одной участка по уплате земельного налога физическими лицами. Так, с 01.01.2018 освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для категории физических лиц, определенных п.281.1 ст.281 НКУ, распространяется на земельные участки по каждому виду использования в пределах норм.

В то же время, изменениями, внесенными в НКУ, уточнен порядок уплаты физическими лицами земельного налога в случае неполучения в установленные сроки уведомления-решения.

О взимании арендной платы за земельные участки, то изменениями, внесенными в п.п.288.5.1 п.288.5 ст.288 НКУ установлено, что минимальный размер арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности не может быть меньше размера земельного налога:

— для земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена, — в размере не более 3 процентов их нормативной денежной оценки, для земель общего пользования — не более 1 процента их нормативной денежной оценки, для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3 процента но не более 1 процента их нормативной денежной оценки;

— для земельных участков, нормативно денежная оценка которых не проведена, — в размере не более 5 процентов нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3 процента и не более 5 процентов нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.

Кроме того, подразделение 6 раздела ХХ НКУ дополнен п.9, которым установлено, что индекс потребительских цен за 2017, используемый для определения коэффициента индексации нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения, применяется со значением 100 процентов . То есть, значение коэффициента индексации нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения за 2017 составляет 1,0.

Земельный кодекс снова изменят

Народный депутат Виталий Куприй предлагает внести очередные изменения в Земельный кодекс.

В частности, В. Куприй предлагает урегулировать проблемный вопрос, возникающий при наследовании земель, находящихся в собственности наследодателя на праве постоянного пользования.

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что до 2002 года земельные участки могли передаваться гражданам в постоянное пользование. Новым Земельным кодексом такое право для физлиц предусмотрено не было. Поэтому граждане, унаследовавшие такие земельные участки, вынуждены устанавливать свое право на них в судебном порядке.

Законопроектом предложено установить первоочередное право наследников лиц, имеющих в постоянном пользовании земельные участки, на заключение договора аренды такого участка без проведения земельного аукциона.

По мнению автора законопроекта, внесение соответствующих изменений обеспечит восстановление конституционных прав граждан Украины и положительно повлияет на экономическое развитие сельской местности.