Комментарии к СТ 14.11 КоАП РФ

Статья 14.11 КоАП РФ. Незаконное получение кредита

Комментарий к статье 14.11 КоАП РФ:

1. Кредитование является одним из главных механизмов финансирования хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также приобретения дорогостоящего имущества гражданами (как правило, речь идет об имуществе длительного пользования) при отсутствии у них достаточных собственных средств. Кредитование заключается в передаче заемщику денежных средств либо иных вещей, определяемых родовыми признаками (товарный или коммерческий кредит) на условиях срочности, возвратности и платности.

2. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ). О содержании понятий «банк» и «иная кредитная организация» см. комментарий к ст. 15.26.

В соответствии со ст. 821 ГК РФ при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок, кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично.

Предоставление кредитору заведомо ложных сведений вводит его в заблуждение относительно возможного риска невозвращения кредита в установленный срок и тем самым нарушает права кредитора, связанные с распоряжением принадлежащими ему денежными средствами. Помимо прав кредиторов объектом посягательства рассматриваемого административного правонарушения является также нормальное функционирование банковской системы РФ.

3. Поскольку комментируемая статья не дает исчерпывающе точной характеристики кредита, а также не содержит закрытого перечня кредиторов, интересы которых защищаются путем установления административной ответственности, представляется, что объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может заключаться также и в незаконном получении товарного кредита (предоставление вещей, объединенных родовыми признаками) или коммерческого кредита (предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты, в рамках договора, исполнение которого связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками). Содержание товарного и коммерческого кредитов урегулировано соответственно ст. 822 и 823 ГК РФ. При этом в случае незаконного получения товарного или коммерческого кредита в качестве кредитора может выступать не только банк или иная кредитная организация, но и иное лицо.

4. При анализе состава рассматриваемого административного правонарушения необходимо учитывать факт отсутствия у виновного лица умысла на невозвращение незаконно получаемых денежных средств. Если установлено, что лицо, незаконно получившее кредит, намеревалось его присвоить, такие действия должны квалифицироваться как мошенничество (ст. 159 УК РФ).

5. Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, всегда совершаются умышленно.

6. Субъектами административных правонарушений могут являться юридические лица, их руководители, иные работники, в обязанности которых входит предоставление банку или иной кредитной организации сведений о хозяйственном положении и финансовом состоянии соответствующей организации, индивидуальные предприниматели, а также граждане.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в случаях, если они совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов, а в случаях если такие административные правонарушения совершены другими лицами, — судьи судов общей юрисдикции (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).

В настоящее время законодатель не определил орган, должностные лица которого уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ такие полномочия осуществляли должностные лица органов внутренних дел (милиции). В этой связи возможно лишь возбуждение дела прокурором при осуществлении надзора за соблюдением законодательства (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Коап ст 821

Судебный участок № 3 Центрального района г. Твери (мировой судья Медведева Светлана Юрьевна)
3cntrn.twr.msudrf.ru

Дело № 5______-3/2014 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 30 сентября 2014 года г. Тверь Мировой судья судебного участка № 3 Центрального района г. Твери Михайлова Т.Н. при рассмотрении административного материала, представленного начальником УФМС России по Тверской области , в совершении административного правонарушения в отношении Шамарина , , ранее не привлекался к административной ответственности, по ст. 20.25. ч. 1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,

У С Т А Н О В И Л:

Мировому судье судебного участка № 3 Центрального района г. Твери 29 сентября 2014 года поступил протокол об административном правонарушении № 821 от 09.09 .2014 по ст. 20.25 ч. 1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» в отношении Шамарина .

Часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения, предусматривала возможность назначения наказания за неуплату административного штрафа в срок, установленный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административного ареста на срок до пятнадцати суток.

Согласно п.п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении. Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста. В силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста. Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу (п. 23.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 г. N 40). При изложенных обстоятельствах стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Мировой судья пришел к выводу, что в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ .

При таких обстоятельствах суд считает необходимым возвратить протокол об административном правонарушении № 821 от 09.09.2014 по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ в отношении Шамарина .

На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 29.4 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», мировой судья

О П Р Е Д Е Л И Л:

Протокол об административном правонарушении № 821 от 09.09.2014 по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ в отношении Шамарина возвратить в УФМС России по Тверской области для исправления выявленных недостатков.

Кодекс РК Об административных правонарушениях
Статья 821. Виды решений по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит одно из следующих постановлений о:

1) наложении административного взыскания;

2) прекращении производства по делу.

1-1. В случае, если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, решение по делу об административном правонарушении оформляется в виде предписания о необходимости уплаты штрафа, которое считается рассмотренным в соответствии со статьей 817 настоящего Кодекса, за исключением дел, рассмотренных по существу в порядке сокращенного производства.

2. Признав в результате рассмотрения дела неправильной юридическую оценку содеянного, орган (должностное лицо) обязан изменить квалификацию правонарушения на статью или часть статьи закона, предусматривающие менее строгое административное взыскание.

3. При направлении водителя транспортного средства на сдачу экзамена для проверки знания правил дорожного движения выносится постановление о направлении на проверку знания правил дорожного движения, копия которого выдается лицу, направленному на сдачу экзамена.

3-1. При направлении владельца и (или) пользователя гражданского и служебного оружия на сдачу экзамена для проверки знаний правил безопасного обращения с оружием выносится постановление о направлении на проверку знаний правил безопасного обращения с оружием, копия которого выдается лицу, направленному на сдачу экзамена.

4. Исключен Законом РК от 28.12.2017 № 127-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5. Постановление о прекращении производства по делу выносится в случаях:

1) наличия обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 741 настоящего Кодекса;

2) наличия обстоятельств, позволяющих не привлекать к административной ответственности, предусмотренных статьей 742 настоящего Кодекса;

3) передачи материалов дела соответствующим органам для решения вопроса о привлечении лица к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 32 настоящего Кодекса.

Сноска. Статья 821 с изменениями, внесенными законами РК от 22.12.2016 № 28-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.12.2017 № 127-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Коап ст 821

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 8.21 КоАП РФ. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 8.21 КоАП РФ. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Помощь юриста

Статья 16.22 КоАП РФ. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей

Новая редакция Ст. 16.22 КоАП РФ

Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 16.22 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения является порядок уплаты таможенных платежей в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Под таможенными платежами в ст. 18 ТК понимаются таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, взимаемые в установленном порядке таможенными органами . За таможенное оформление товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, и товаров, предназначенных не для коммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях (далее — товары), взимаются таможенные сборы за таможенное оформление в размере, указанном в разд. IV Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной Приказом ГТК России от 9 ноября 2000 г. N 1010 (зарегистрирован в Минюсте России 14 декабря 2000 г. N 2497). Об освобождении от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров см. Приказ ГТК России от 6 февраля 2001 г. N 124.
———————————
См.: Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» (с изм. от 8 ноября 2005 г. N 2225) // ВВС РФ. 1993. N 23. Ст. 821; СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2174; Приказ ГТК РФ от 26 апреля 1996 г. N 258 «О ставках ввозных таможенных пошлин» (с изм. от 30 сентября 2002 г.) // Таможенные ведомости. 1996. N 7, 10, 11; Приказ ГТК РФ от 3 августа 2001 г. N 757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей» (с изм. от 5 августа 2002 г.) // БНА. 2001. N 35, 40; 2002. N 40 и др.

Таможенным кодексом определено, что таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей.

2. Объективную сторону правонарушения образует противоправное бездействие, выражающееся в неуплате в установленные сроки таможенных платежей.

3. Субъектом правонарушения является лицо, на которое таможенным законодательством возложена обязанность уплатить таможенные платежи.

Другой комментарий к Ст. 16.22 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения является порядок уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (таможенная пошлина, НДС, акцизы, таможенные сборы).

2. Таможенным кодексом (ст.119, 120, 121) определено, что таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

При перемещении через таможенную границу РФ товаров не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации.

Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи декларации.

Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу, а в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, — государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов.

В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей.

3. Объективную сторону правонарушения образует противоправное бездействие, выражающееся в неуплате в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

ГТК России разъяснил, что «в случаях, когда таможенная декларация не была подана в установленный срок и таможенные платежи не уплачены, то со дня истечения срока подачи декларации исчисляются сроки уплаты таможенных платежей, а не сроки их неуплаты» (письмо от 17 декабря 1998 г. «О направлении рекомендаций»).

Таким образом, в ч.3 ст.119 ТК РФ речь идет о несвоевременной уплате лицом таможенных платежей в связи с несвоевременной подачей им таможенной декларации. За просрочку уплаты таможенных платежей начисляется пеня, но не применяется административная ответственность.

В результате сфера применения настоящей статьи сводится в основном к случаям нарушения сроков уплаты:

налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, при предоставлении отсрочки (рассрочки) их уплаты. В таких случаях таможенный орган всегда точно устанавливает сроки уплаты;

периодических таможенных платежей за временно ввезенные (вывезенные) товары (ст.71 ТК). Таможенный орган, предоставивший разрешение на временный ввоз (вывоз), обязан одновременно определить сроки уплаты периодических таможенных платежей.

4. Субъектом правонарушения является лицо, на которое таможенным законодательством возложена обязанность уплатить таможенные платежи.

5. Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.

Статья 176. УК РФ

Незаконное получение кредита

1. Получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарии к статье 176 УК РФ

Данная статья предусматривает уголовную ответственность за совершение двух деяний, которые отличаются друг от друга объективными и субъективными признаками.

Объект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 176 УК РФ, — установленный порядок предоставления кредита индивидуальному предпринимателю или организации.

О понятиях банка и небанковской кредитной организации см. комментарий к ст. 172 УК РФ.

Действующим законодательством предусмотрены различные виды кредитов: банковский (ст. 819 ГК РФ), товарный (ст. 822 ГК РФ), коммерческий (ст. 823 ГК РФ), налоговый (ст. 65 НК РФ).

Наиболее распространенными в судебной практике являются случаи, когда виновные незаконно получают именно банковский кредит, под которым понимается обязательство, в силу которого банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, которые предусмотрены кредитным договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Льготные условия кредитования — это более выгодные, чем обычные, условия предоставления кредита. Например, льготы касаются денежной суммы кредита, процентной ставки, срока возврата, обеспечения кредита.

Порядок получения кредита регламентируется в соответствующих нормах действующего законодательства (например, получению банковского кредита посвящены ст. ст. 819 — 821 ГК РФ).

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 176 УК РФ, выражается в действии — получении кредита или его льготных условий, последствии в виде крупного ущерба, причинной связи.

Под получением кредита понимают его выдачу заемщику. Например, банковский кредит может выдаваться наличным путем или безналичным перечислением денежных средств на расчетный счет заемщика.

Единственный незаконный способ получения кредита или его льготных условий указан в диспозиции ч. 1 ст. 176 УК РФ — представление банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации.

Сведения о хозяйственном положении либо финансовом состоянии включают в себя данные, которые были представлены индивидуальным предпринимателем или организацией кредитору для принятия решения о выдаче кредита. Эта информация может содержаться: в учредительных документах; протоколах о назначении исполнительных органов или об одобрении крупных сделок; реестре акционеров; гражданских и трудовых договорах; банковских гарантиях и поручительствах; бухгалтерской и налоговой отчетности; аудиторском заключении; технико-экономическом обосновании получения кредита; бизнес-планах и т.д.

Представленные сведения должны быть заведомо ложными, т.е. не соответствовать реальной действительности. Кроме того, представление таких ложных сведений должно повлиять на принятие решения о выдаче кредита либо применении льготных условий кредитования.

Деяние является оконченным в момент причинения крупного ущерба кредитору. Состав преступления материальный.

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ под крупным ущербом понимается денежная сумма, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

С качественной стороны ущерб выражается в имущественных потерях кредитора (например, не возвращена сумма кредита) и упущенной выгоде (например, не уплачены проценты за пользование кредитом).

Причинение кредитору последствий неимущественного характера не является уголовно наказуемым по ч. 1 ст. 176 УК РФ (например, подрыв деловой репутации, нарушение режима нормальной работы, сокращение штатных работников).

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 176 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что, представляя кредитору ложные сведения о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии, тем самым вводит его в заблуждение, предвидит возможность или неизбежность причинения кредитору крупного ущерба и желает этого либо сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично.

Субъект преступления по ч. 1 ст. 176 УК РФ специальный, им является индивидуальный предприниматель или руководитель организации, достигший шестнадцати лет.

Незаконное получение кредита физическим лицом (общий субъект преступления) при наличии к тому оснований необходимо квалифицировать по ст. 165 УК РФ, предусматривающей ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.

Незаконное получение кредита, сопряженное с подкупом руководителя банка или иного кредитора, повлиявшего на решение вопроса о предоставлении кредита, квалифицируется по совокупности со ст. 204 УК РФ.

Объект преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ, — порядок государственного целевого кредитования.

В Бюджетном кодексе РФ (БК РФ) отсутствует четкое определение государственного целевого кредита . Представляется, что под государственным целевым кредитом в данной статье понимается именно бюджетный кредит, т.е. денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК РФ).

В БК РФ предусмотрены следующие формы расходования государственных средств: бюджетный кредит, целевой иностранный кредит, связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, государственный или муниципальный заем, дотация, субвенция, субсидия и т.д. (ст. 6).

При утверждении ежегодного бюджета в нем указываются цели, лимиты, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов. Данная процедура регламентирована БК РФ (ст. ст. 93.2 — 93.5).

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ, выражается в действии — незаконном получении государственного целевого кредита или в использовании его не по назначению, последствии в виде причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству, причинной связи.

Незаконное получение государственного целевого кредита — это получение кредита заемщиком с нарушением установленных нормативных правил, определяющих основания для его получения.

Использование государственного целевого кредита не по назначению — это распоряжение полученными средствами на иные цели, не указанные в кредитном договоре. Например, кредит получен на приобретение сельхозоборудования, однако он был потрачен на ремонт офиса.

Деяние является оконченным в момент причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству. Состав преступления материальный.

Количественная и качественная характеристика крупного ущерба аналогична ч. 1 ст. 176 УК РФ.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает незаконный характер получения или использования государственного целевого кредита, предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству и желает этого либо сознательно допускает эти последствия или относится к ним безразлично.

Субъект преступления по ч. 2 ст. 176 УК РФ — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.

Мотивы и цели не являются обязательными признаками преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 176 УК РФ. Умысел лица направлен на временное получение кредита с намерением в последующем возвратить взятые денежные средства. При этом, как отметила Н.А. Лопашенко, совершенно исключается цель невозвращения кредита, возникшая до его получения. Если лицо получает кредит, намереваясь его присвоить, то его действия квалифицируются как мошенничество в сфере кредитования (ст. 159.1 УК РФ) .

Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону (разд. VIII УК РФ). М., 2006. С. 389.

Если лицо использовало подделанный им самим официальный документ для незаконного получения кредита, то его действия необходимо квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 327 УК РФ (или ст. 292 УК РФ) и соответствующей частью ст. 176 УК РФ .

Именно такая модель квалификации была предложена Верховным Судом РФ применительно к совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 327 и 159 УК РФ. Пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2.

В ст. 285.1 УК РФ предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств. Как представляется, основное различие между этим преступлением и использованием государственного целевого кредита не по прямому назначению (ч. 2 ст. 176 УК РФ) состоит в том, что бюджетные средства, о которых говорится в ст. 285.1 УК РФ, не являются кредитом и предоставляются не на условиях их возвратности .

Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб., 2007. С. 351.

За получение кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии, не повлекшее за собой причинение крупного ущерба, предусмотрена административная ответственность (ст. 14.11 КоАП РФ).

Комментарии к СТ 14.11 КоАП РФ

Статья 14.11 КоАП РФ. Незаконное получение кредита

Комментарий к статье 14.11 КоАП РФ:

1. Кредитование является одним из главных механизмов финансирования хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также приобретения дорогостоящего имущества гражданами (как правило, речь идет об имуществе длительного пользования) при отсутствии у них достаточных собственных средств. Кредитование заключается в передаче заемщику денежных средств либо иных вещей, определяемых родовыми признаками (товарный или коммерческий кредит) на условиях срочности, возвратности и платности.

2. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ). О содержании понятий «банк» и «иная кредитная организация» см. комментарий к ст. 15.26.

В соответствии со ст. 821 ГК РФ при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок, кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично.

Предоставление кредитору заведомо ложных сведений вводит его в заблуждение относительно возможного риска невозвращения кредита в установленный срок и тем самым нарушает права кредитора, связанные с распоряжением принадлежащими ему денежными средствами. Помимо прав кредиторов объектом посягательства рассматриваемого административного правонарушения является также нормальное функционирование банковской системы РФ.

3. Поскольку комментируемая статья не дает исчерпывающе точной характеристики кредита, а также не содержит закрытого перечня кредиторов, интересы которых защищаются путем установления административной ответственности, представляется, что объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может заключаться также и в незаконном получении товарного кредита (предоставление вещей, объединенных родовыми признаками) или коммерческого кредита (предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты, в рамках договора, исполнение которого связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками). Содержание товарного и коммерческого кредитов урегулировано соответственно ст. 822 и 823 ГК РФ. При этом в случае незаконного получения товарного или коммерческого кредита в качестве кредитора может выступать не только банк или иная кредитная организация, но и иное лицо.

4. При анализе состава рассматриваемого административного правонарушения необходимо учитывать факт отсутствия у виновного лица умысла на невозвращение незаконно получаемых денежных средств. Если установлено, что лицо, незаконно получившее кредит, намеревалось его присвоить, такие действия должны квалифицироваться как мошенничество (ст. 159 УК РФ).

5. Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, всегда совершаются умышленно.

6. Субъектами административных правонарушений могут являться юридические лица, их руководители, иные работники, в обязанности которых входит предоставление банку или иной кредитной организации сведений о хозяйственном положении и финансовом состоянии соответствующей организации, индивидуальные предприниматели, а также граждане.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в случаях, если они совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов, а в случаях если такие административные правонарушения совершены другими лицами, — судьи судов общей юрисдикции (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).

В настоящее время законодатель не определил орган, должностные лица которого уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ такие полномочия осуществляли должностные лица органов внутренних дел (милиции). В этой связи возможно лишь возбуждение дела прокурором при осуществлении надзора за соблюдением законодательства (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Комментарии к СТ 8.11 КоАП РФ

Статья 8.11 КоАП РФ. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр

Комментарий к статье 8.11 КоАП РФ:

1. Обеспечение геологического изучения недр является одной из основных задач государственного регулирования в области недропользования и необходимой мерой для развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

2. Геологическое изучение недр является одним из самостоятельных видов пользования недрами (ст. 23 Закона РФ «О недрах»). Недра могут быть предоставлены в пользование для геологического изучения, т.е. для получения данных о геологическом строении недр, процессах, протекающих в них, выявления и оценки месторождений полезных ископаемых, изучения закономерностей их формирования и размещения, выяснения горнотехнических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых и использования недр в целях, не связанных с добычей этих ископаемых.

3. Основные правила и требования к геологическому изучению недр закреплены в Законе РФ «О недрах», а также вытекают из Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293. Кроме того, значительный перечень правил и требований применительно к конкретному виду ископаемых (например, железо, олово и т.д.) содержится в правилах, утвержденных ранее МПР России.

Требования по геологическому изучению по каждому участку недр закрепляются в лицензии на право пользования недрами в зависимости от особенностей каждого участка.

4. В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О недрах» в обязанности недропользователей входит ведение геологической документации в процессе всех видов пользования недрами. Осуществление этой обязанности дает возможность иметь представление о состоянии месторождений полезных ископаемых, оценивать деятельность самих недропользователей, причем в первую очередь с позиций наиболее полного, комплексного и безопасного освоения месторождений.

Разновидностью геологической документации является маркшейдерская документация (см. Постановление Госгортехнадзора России от 22 мая 2001 г. N 18, утвердившее Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр).

Недропользователи, осуществляющие геологическое изучение недр, обязаны обеспечить сохранность геологической документации и передачу ее в установленном порядке в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации. Утрата такой документации, а равно утрата дубликатов проб полезных ископаемых и керна (образцы пород, извлекаемых из скважины) является административным правонарушением.

5. К административной ответственности за нарушения, предусмотренные настоящей статьей, привлекаются только те лица, которые в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О недрах» могут быть пользователями недр.

Наиболее типичной является ситуация, когда к ответственности по данной статье привлекаются не обеспечившие соблюдение правил по геологическому изучению недр должностные лица соответствующих организаций. Рядовые работники этих организаций субъектами ответственности признаны быть не могут. В части ответственности к должностным лицам приравниваются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которым предоставлена лицензия на геологическое изучение недр.

6. Субъектами ответственности по данной статье могут быть и сами организации, осуществляющие геологическое изучение недр, в случаях, когда они не приняли всех зависящих от них мер по соблюдению установленных правил проведения работ по геологическому изучению недр.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих в пределах своей компетенции государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. ст. 23.22, 23.22.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Комментарии к СТ 8.38 КоАП РФ

Статья 8.38 КоАП РФ. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов

Комментарий к статье 8.38 КоАП РФ:

1. Цель данной статьи — охрана водных биологических ресурсов, рыбы и других водных животных при осуществлении различных видов работ, которые могут привести к наступлению тяжких для окружающей среды последствий.

2. Правила охраны рыбных запасов содержатся в Водном кодексе РФ, Федеральных законах от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире», от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и иных нормативных правовых актах.

Согласно Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (с изм. и доп.) определен перечень рыбохозяйственных бассейнов, включающих в себя моря и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты рыбохозяйственного значения.

Категории водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности добычи (вылова) водных биоресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 17). Ныне действующие Правила рыболовства для конкретных рыбохозяйственных бассейнов были утверждены Министерством сельского хозяйства РФ в 2007 — 2008 гг. В связи с изменением статуса и полномочий Федерального агентства по рыболовству, руководство которым ныне осуществляет Правительство РФ, соответствующие правила устанавливает данное Агентство.

3. Предметом данного правонарушения являются рыбные запасы, но по тексту статьи охрана распространяется как на рыбу, так и на водных животных, а также на кормовые запасы и иные факторы, определяющие сохранение среды обитания рыбы, иных водных животных и условий их существования.

4. Объективные стороны правонарушения — действия или бездействие, состоящие: а) в нарушении правил охраны рыбных запасов при осуществлении ряда технологических процессов; б) в незаконности этих действий; в) в угрозе причинения общественно опасных последствий (массовой гибели рыбы, т.е. одновременной гибели большого ее числа, одного или нескольких видов на определенной территории, в одном или нескольких водных объектах, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза, массовой гибели других водных животных, уничтожения рыбных запасов в значительных размерах, иных тяжких последствий, т.е. существенного ухудшения условий обитания рыб и других водных животных); г) в причинной связи между ними.

5. Субъективная сторона правонарушения — умышленная или неосторожная вина.

6. Субъекты правонарушения указаны в санкциях данной статьи.

7. Дела рассматриваются должностными лицами пограничных органов (ст. 23.10), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (в пределах указанных территорий — ст. 23.25), органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания (ст. 23.27), а также судьями в случае передачи дел на их рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Статья 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами

СТ 8.3 КоАП РФ

Нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Ст. 8.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе обращения с пестицидами и агрохимикатами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды.

Предметом правонарушения являются правила испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которые могут повлечь причинение вреда окружающей среде.

Указанные правила регламентированы Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей среде. Эти правила установлены экологическим законодательством.

3. Объективная сторона состава правонарушения включает деяние (действие или бездействие), состоящее в нарушении правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде. Состав данного правонарушения образуют и действия по производству, рекламе пестицидов и агрохимикатов, а также иное обращение с пестицидами и агрохимикатами, например их обезвреживание, утилизация, уничтожение или захоронение, совершенные с нарушением правил безопасности, экологических требований, санитарно-гигиенических нормативов. Наступления последствий не требуется. Правонарушение считается оконченным с момента нарушения правил.

4. Субъектами административных правонарушений являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.

6. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами (ст. 23.15 КоАП РФ), а также органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (в части нарушений правил обращения с пестицидами и агрохимикатами на морском, внутреннем водном, автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования) (ст. 23.36 КоАП РФ).

В том случае, если будет признано необходимым применение более строгого наказания в виде административного приостановления деятельности, дело подлежит передаче на рассмотрение судье (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

8. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов влечет уголовную ответственность по ст. 247 УК РФ. В отличие от формального состава административного правонарушения УК РФ предусматривает ответственность при наступлении последствий (загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, массовая гибель животных, смерть человека или массовое заболевание людей и др.).