Материальная помощь в декрете украина

Документ : Материальная помощь

Основанием для подготовки настоящей консультации послужили письма, поступившие от читателей еженедельника «Баланс» — из Управления газового хозяйства (г. Днепродзержинск), ЗАО «Термоизоляция» (г. Днепропетровск), от Н. Янцо (г. Мукачево Закарпатской области) и др.), которых интересуют вопросы, связанные с выплатой материальной помощи, а именно:

1. Включается ли материальная помощь:

— в фонд оплаты труда;

— в среднюю зарплату при расчете отпускных, больничных;

— в доход работника, подлежащий учету при удержании алиментов;

— в совокупный налогооблагаемый доход работающих и неработающих пенсионеров;

— в заработок, из которого рассчитывается пенсия;

— в совокупный доход, учитываемый при назначении субсидий ?

2. Облагается ли материальная помощь налогами ?

3. Удерживаются ли из материальной помощи подоходный налог и взносы в Пенсионный фонд ?

Порядок начисления и выплаты материальной помощи регламентируется следующими законодательными и нормативными документами:

1*. Законом Украины от 24.03.95 г. «Об оплате труда».

* Далее по тексту при упоминании документов, включенных в данный перечень, приводится только название документа и его порядковый номер согласно перечню. (Прим. редакции.)

2. Законом Украины от 23.01.97 г. N 20/97-ВР «О внесении изменений в отдельные законы Украины по оплате труда».

3. Законом Украины от 10.09.96 г. N 357/96-ВР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «Об оплате труда».

4. Порядком исчисления средней заработной платы от 08.02.95 г. N100, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Кабинета Министров Украины от 16.05.95 г. N 348 и от 24.02.97 г. N 185.

5. Постановлением Верховной Рады Украины от 07.02.96 г. N 36/96-ВР «О внесении изменений в постановление Верховной Рады Украины «О порядке введения в действие Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О пенсионном обеспечении».

6.Законом Украины от 05.11.91 г. N 1788-XII «О пенсионном обеспечений» (статья 66).

7.Декретом Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 13-92 «О подоходном налоге с граждан» (подпункт «а» статьи 5).

8. Письмом Пенсионного фонда Украины от 28.05.96 г. N 04/1148 «О начислении страховых взносов на суммы материальной помощи».

9.Письмом Пенсионного фонда Украины от 14.06.96 г. N 04/1331 «О начислении страховых взносов на суммы материальной помощи».

10. Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. N 323.

11.Письмом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 19.08.96 г. N 19-213/11- 5345.

12. Разъяснениями Пенсионного фонда Украины от 20.11.96 г. N 04/3127 и от 27.12.96 г. N 04/ 3484.

13. Декретом Кабинета Министров Украины от 30.04.93 г. N 43-93 «О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты Кабинета Министров Украины о налогах».

14. Письмом Государственной налоговой администрации Украины от 24.01.97 г. N 15-0214/10-595 «О начислении страховых взносов в Пенсионный фонд на суммы материальной помощи».

15. Инструкцией о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.93 г. N 12, с изменениями и дополнениями.

16. Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.02.93 г. N146 «О видах заработка (дохода), которые подлежат учету при удержании алиментов».

17.Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.07.96 г. N 837 «О размере помощи на погребение».

18. Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.10.95 г. N 848 и Положением о порядке назначения и предоставления субсидий для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и печного бытового топлива.

19.Письмом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 30.09.93 г. N 36-103.

20. Приказом Министерства социальной защиты населения Украины, Министерства финансов Украины, Министерства труда Украины, Государственного комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Украины, Фонда социального страхования Украины, Пенсионного фонда Украины от 29.10.96 г. N 148/232/88/95/08-14-759/123 «О внесении изменений и дополнений в Порядок выплаты помощи на погребение», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 28.03.97 г. под N 99/1903.

21.Кодексом законов о труде Украины.

22. Законом Украины от 16.12.93 г. N 3721-12 «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста».

23. Инструкцией о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами страховых взносов в Пенсионный фонд, а также учета поступления, расходования его средств, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 06.09.96 г. N 11-1.

I. Порядок, размер и источники выплаты
материальной помощи на предприятии

Всоответствии со статьей 2 Закона (1) материальные и денежные выплаты в составе других поощрительных и компенсационных выплат входят в структуру заработной платы.

Согласно пункту 2.41 Инструкции (10), которая разработана на основании Закона (1), суммы материальной помощи (оздоровительные, экологические и другие выплаты) в составе других поощрительных и компенсационных выплат входят в расходы на оплату труда.

Источником выплаты материальной помощи на предприятии является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (фонд материального поощрения).

Периодичность выплаты материальной помощи и ее размер определяются коллективным договором с учетом сложившихся семейных обстоятельств работника, финансовых возможностей предприятия и других факторов.

Всоответствии со статьей 97 КЗоТ (21) формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия внедрения и размер надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантированных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями. Если коллективный договор на предприятии, в учреждении, организации не заключен, собственник или уполномоченный им орган обязан согласовать эти вопросы с профсоюзным органом, который представляет интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.

Следует отметить, что в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 31.08.96 г. N 1033 «О мерах по привлечению дополнительных поступлений в бюджет и повышению эффективности использования бюджетных средств для обеспечения финансирования социальных выплат населению» установлено, что на период погашения задолженности по заработной плате работникам бюджетных учреждений, которым условия оплаты труда утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 29.05.96 г. N 565 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных отраслей бюджетной сферы», может предоставляться материальная помощь, в том числе на оздоровление, за исключением материальной помощи на погребение, в сумме не более одного должностного оклада в год, т.е. размер ее выплаты в бюджетных учреждениях строго ограничен.

II. Порядок включения материальной помощи в
среднюю заработную плату при расчете
отпускных, в период временной
нетрудоспособности и других выплат

Всоответствии с пунктом 4 «б» раздела 3 Порядка (4) при исчислении средней заработной платы во всех случаях ее сохранения согласно действующему законодательству, а также для обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью и пособием по беременности и родам одноразовые выплаты, в том числе материальная помощь, помощь работникам, выходящим на пенсию, не учитываются.

При начислении пенсий суммы материальной помощи, на которые по действующим правилам начисляются страховые взносы, включаются в заработок, являющийся основанием для расчета пенсий. Это следует из постановления (5) и Закона (6).

Всоответствии со статьей 66 Закона (6) в заработок для исчисления пенсий включаются все виды оплаты труда, на которые согласно действующим правилам начисляются страховые взносы, кроме выплат одноразового характера, не обусловленных действующей на предприятии системой оплаты труда.

При удержании алиментов следует руководствоваться постановлением (16). Согласно пункту 12.1 Перечня видов заработка (дохода), которые подлежат учету при удержании алиментов, удержание алиментов не производится из сумм не облагаемого налогом размера материальной помощи.

При расчетах для назначения субсидий в совокупный доход семьи согласно Положению (18) не входит целевая одноразовая помощь. Материальную помощь (кроме одноразовой) необходимо включать в среднемесячный совокупный доход при расчетах для назначения субсидий.

III. Удержание подоходного налога

1. При выплате материальной помощи по основному месту работы

Всоответствии со статьей 5 Декрета (7) суммы материальной помощи, включая стоимость денежных призов и подарков, не включаются в совокупный налогооблагаемый доход граждан, если их сумма не превышает 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за год включительно.

В случае изменения не облагаемого налогом минимума доходов граждан на протяжении года и шкалы ставок прогрессивного налогообложения сумма материальной помощи, которая не включается в совокупный налогооблагаемый доход, определяется по средневзвешенной в соответствии с периодами действия шкалы ставок (19).

Сумма материальной помощи, которая превышает указанный размер, включается в совокупный налогооблагаемый доход того месяца (периода), в котором возникло это превышение.

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом «1» статьи 5 Декрета (13) в совокупный налогооблагаемый доход, полученный гражданами в период, за который осуществляется налогообложение, не включаются суммы материальной помощи, как в денежной, так и в натуральной форме, независимо от ее размера, которая выплачивается на основании решений Правительства Украины в связи со стихийным и экологическим бедствием, авариями и катастрофами, местных органов государственной исполнительной власти, профсоюзов, Фонда социального страхования, благотворительных фондов и иностранных государств.

Материальной помощью по решению указанных органов и иностранных государств считается денежная и натуральная помощь, которая выплачивается гражданам при названных условиях (пункт 5.11 Инструкции (15)).

2. При выплате материальной помощи гражданину, не работающему на данном предприятии, и при выплате материальной помощи работнику не по месту основной работы

В том случае, когда предприятие выплачивает материальную помощь гражданину, не работающему на данном предприятии, а также при выплате материальной помощи работнику не по месту основной работы следует руководствоваться Декретом (13).

Из материальной помощи, выданной не по месту основной работы сверх установленного не облагаемого налогом размера, удерживается подоходный налог у источника выплаты по ставке 20 %.

Сведения по форме N 2 в течение 30 дней после выплаты направляются в государственную налоговую администрацию по месту проживания граждан.

3. При выплате одноразовых денежных выплат гражданам пожилого возраста в связи с выходом на пенсию

Следует отметить, что статья 15 Закона (22) предусматривает, что одноразовые денежные выплаты гражданам пожилого возраста в связи с выходом на пенсию, которые осуществляются по решению трудового коллектива за счет средств предприятия, налогообложению не подлежат.

Вместе с тем пункт 8.2 статьи 8 раздела II Инструкции (15) предусматривает включение в состав совокупного налогооблагаемого дохода, полученного по месту основной работы, суммы одноразовой помощи, которая выплачивается работникам, выходящим на пенсию.

Согласно разъяснению Главной государственной налоговой инспекции Украины от 15.06.94 г. N 10- 214/10-2307 с 20 января 1994 года (т.е. с момента опубликования, Закона (22)) одноразовые выплаты за счет средств предприятия не облагаются подоходным налогом.

4. При выдаче путевок и ежегодной помощи на оздоровление детей за счет средств предприятия

Согласно статье 5 Декрета (7) и пункту 5.17 Инструкции (15) в совокупный налогооблагаемый доход, полученный гражданами в период, за который осуществляется налогообложение, не включается стоимость путевок на лечение, отдых и в детские оздоровительные лагеря, кроме туристических и международных, которые предоставляются гражданам за счет средств предприятий.

Что касается материальной помощи, которая выплачивается на оздоровление детей в случаях, не предусмотренных законодательством, то она не включается в совокупный налогооблагаемый доход в размере 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за год.

IV. Обязательные взносы на государственное
социальное страхование

Начиная с 15 февраля 1996 года в соответствии с постановлением (5) изменился порядок уплаты взносов на государственное социальное страхование.

Письмом Государственной налоговой администрации Украины (14) было дано разъяснение о начислении обязательных взносов на государственное страхование с полной суммы материальной помощи, которая выплачивается работнику, без исключения 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Кроме того, на основании пункта 2.6 Инструкции (23) все работающие граждане, в том числе работающие по договорам гражданско-правового характера, уплачивают взносы в размере 1% от суммы оплаты труда. Так как материальная помощь относится к расходам на оплату труда, с нее удерживается 1% в Пенсионный фонд.

Всоответствии с письмом Пенсионного фонда Украины (9) за неначисленные страховые взносы с суммы материальной помощи в пределах 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, выплаченных до 01.06.96 г., органы Пенсионного фонда не применяли меры административной ответственности.

Однако следовало произвести доначисление страховых взносов на полную сумму материальной помощи с февраля 1996 года.

V. Выплата материальной помощи пенсионерам,
которые находятся на пенсии и не состоят в
списках предприятий

Согласно пункту 4.10 раздела IV Инструкции (10) выплаты, как в денежной, так и в натуральной форме, за счет средств предприятия работникам, находящимся на пенсии и не значащимся в списках предприятия, а именно: пенсионерам, работавшим на данном предприятии и ушедшим с этого предприятия на пенсию, не входят в состав фонда оплаты труда.

Поскольку эти выплаты относятся к иным выплатам, которые не входят в состав фонда оплаты труда, то в случае выплаты пенсионеру суммы сверх 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (в настоящее время 204 грн.) с суммы превышения следует удержать подоходный налог по ставке 20%, удержать 1% в Пенсионный фонд, произвести начисление обязательных взносов на государственное социальное страхование. О сумме удержанного подоходного налога сведения (справка) по форме N 2 в течение 30 дней с момента выплаты направляются в государственную налоговую администрацию по месту проживания граждан.

VI. Материальная помощь на погребение

Всоответствии с постановлением (17) пособие на погребение в случае смерти гражданина, который находится в трудовых отношениях с предприятием, выплачивается предприятием в размере 150 грн. за счет Фонда государственного страхования.

Если среднемесячный совокупный доход на одного члена семьи за предыдущий квартал не превышал 48 грн., семье умершего или лицу, которое его похоронило, кроме указанного выше пособия, выплачивается дополнительное денежное пособие на погребение в размере 90 грн. за счет средств соответствующих фондов (местных бюджетов). Приказом (20) внесены изменения и дополнения в Порядок выплаты пособия на погребение (см. еженедельник «Баланс», 1997, N 24).

Всоответствии со статьей 5 Декрета (7) пособие (помощь) на погребение, которое выплачивается предприятием на основании решений Правительства за счет средств Фонда государственного социального страхования, в совокупный налогооблагаемый доход граждан не включается.

В случае если, кроме указанного пособия, предприятия, учреждения или организации за счет своих средств выплачивают своему работнику или другому гражданину материальную помощь на указанные цели, то такая помощь в размере 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за год не подлежит обложению подоходным налогом. Сумма материальной помощи, которая будет превышать указанный размер, включается в совокупный налогооблагаемый доход работника в том периоде (месяце), в котором возникло превышение. С этих сумм, согласно действующему законодательству (т.е. с сумм свыше 204 грн.), производятся начисления обязательных взносов на государственное социальное страхование и удерживается 1% в Пенсионный фонд.

Вместе с тем в консультации Пенсионным фондом Украины (опубликованной в газете «Праця і зарплата», 1997, N 3) на вопрос: «Начисляются ли страховые взносы на материальную помощь на погребение?» был дан ответ, что «на материальную помощь на погребение, которая выплачивается предприятиями и организациями, страховые взносы не начисляются, поскольку в соответствии с пунктом 4.19 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. N 323, такие выплаты не входят в фонд оплаты труда».

В заключение рассмотрим условный числовой пример, отражающий порядок начисления и выплаты материальной помощи, а также порядок исправления ошибок, возникающих при этом.

На проверяемом предприятии за январь 1997 года работнику предприятия была выплачена заработная плата за выполненную работу согласно штатному расписанию в сумме 300 грн. и материальная помощь в связи с уходом в отпуск на оздоровление в размере 250 грн.

При этом бухгалтером предприятия взносы, начисленные в Пенсионный фонд (на сумму 81,4 грн.), Фонд социального страхования (на сумму 11,1 грн.) и Фонд занятости (5 грн.), были неправильно отнесены на себестоимость продукции. С суммы материальной помощи неверно исчислен подоходный налог и излишне начислены взносы в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения (далее — Фонд Чернобыля) (30 грн.).

Эти нарушения были учтены бухгалтером предприятия при расчетах за февраль и 1 квартал 1997 года самостоятельно, поэтому при проверке налоговым инспектором финансовые санкции и административные штрафы не применялись.

Согласно пункту 1.13 Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 18.08.95 г. N 139 (с изменениями и дополнениями), при выявлении предприятием или другими органами в отчетах как текущего, так и прошедшего года (после их утверждения) искажений отчетных данных исправление производится в отчетах за тот отчетный период, в котором были выявлены приписки и другие искажения. Причем исправления вносятся в данные за отчетный период (квартал с начала года). Если не установлен период искажения отчетных данных, то исправление также производится в отчетах за тот период, в котором были выявлены приписки и другие искажения.

Исправления ошибок (искажений), которые допущены в текущем году и выявлены также в текущем году до утверждения и представления годового отчета за текущий год, осуществляются в бухгалтерском учете исключением (сторнированием) неправильных записей и заменой их правильными в том месяце, в котором они были выявлены, но не позднее отчета за декабрь текущего года.

Пособие в декретном отпуске в Украине

Если женщина уходит в декрет, государство выплачивает ей пособие по беременности и родам

Украина – это молодое, развивающееся государство, ориентированное на европейские ценности. Институт семьи является ключевым фактором для развития страны и общества в целом. Поэтому социальная политика ориентирована на поддержку семей, планирующих завести ребенка. В большинстве случаев, молодые люди опасаются проблем связанных с маленькими детьми в семье. Сейчас, как никогда актуально стоит вопрос: сколько выплачивают за рождение ребенка в Украине?

Исходя из подобной проблемы, государство стремится развить политику, оказывая помощь при рождении ребенка молодым родителям.

Нормативным актом, который должен урегулировать разнообразные аспекты пособия по беременности и родам является закон «Об обязательном государственном социальном страховании». Документ призван регламентировать порядок начисления и выплаты денежных средств в 2017 году семьям с маленькими детьми.

Основной идей законодателя, отображенной в документе, является поиск оптимальной модели при выплате пособия по беременности и родам. Это позволит избежать падения уровня доходов семьи в связи с рождением ребёнка. Каждая определенная категория граждан имеет свои особенности выплаты декретных средств в 2017 году.

Кому государство будет помогать?

Украинское законодательство гарантирует оказание помощи в 2017 году каждой женщине, которая находится в отпуске по уходу за ребенком. Существует несколько нормативных актов, регулирующие помощь женщине по уходу за ребенком. Так в статье 7 Закона «О государственной помощи семьям с детьми» закрепляется право каждой женщины получать декретные выплаты. Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» регламентирует механизмы социальных выплат, описывает категории граждан, которые будут получать помощь. Этот закон дает подробную информацию, касающиеся различных моментов помощи женщинам при беременности и после родов.

Однако размер предполагаемых выплат пособия по беременности и родам будет колебаться в зависимости от различных факторов, предусмотренных законодателем:

  • трудоустроенность женщины;
  • состояние здоровья (наличие инвалидности І –ІІІ группы);
  • служба в рядах ВСУ.

Каждая отдельная категория будущих матерей будет получать разные пособия по беременности и родам от государства.

Выплаты для трудоустроенных граждан

Денежные средства для трудоустроенных матерей будут начисляться из фонда социального страхования. В отделе кадров должна быть произведена фиксация дня выхода в декретный отпуск. Далее следует оформление специального протокола. Процессуальный документ из отдела кадров передается представителям фонда социального страхования, которые и производят выплаты пособия по беременности и родам.

Женщина может уйти в декретный отпуск за 70 календарных дней до родов

Декретный отпуск в Украине в 2017 году будет осуществляться по следующим параметрам:

  • отпуск в связи с декретом состоит из 70 календарных дней до родов и 56 дней после рождения ребенка. В итоге получается 126 календарных дней;
  • при усыновлении ребенка предоставляется право на декретный отпуск общим количеством 56 календарных дней. В случае, если усыновление происходит на обоих членов семьи, то отпуск может быть оформлен на одного из родителей по их самостоятельному выбору;
  • группа граждан, которые имеют инвалидности I–III группы, являются пострадавшими от Чернобыльской катастрофы – имеют право на 180 календарных дней декретного отпуска.

Необходимо помнить, что законом прописаны определенные нормы и сроки, когда можно оформить ежемесячное пособие по уходу за ребенком после истечения декретного отпуска.

«Закон предоставляет право обращаться за пособием по беременности и родам на протяжении 180 календарных дней. В случае если заявление не будет подано в отведенные сроки, право на получение материальной помощи от государства аннулируется».

Подобная норма призвана упорядочить процесс предоставления соцвыплаты, опираясь на европейский опыт, законодатели пытаются минимизировать возможности коррупции должностных лиц при распределении декретных денежных средств.

Выплаты денежных средств безработным матерям

Будущие матери в Украине в 2017 году имеют право получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком во время беременности и после родов. Данное законное право распространяется на всех женщин без исключения. В законе «Об общеобязательном государственном социальном страховании» предусматривается гарантия социальной помощи независимо от того, официально ли трудоустроена будущая мать. Также в нормативном документе законодатель указывает, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет предоставляться женщинам, которые даже не зарегистрированы на учете в центре занятости. Конечно же, если женщина по каким-либо причинам не становится на учет в центр занятости, то денежная помощь будет минимальной. В том числе потребуются дополнительные документы для предоставления в орган по охране труда и социальной защите населения.

Безработные женщины, зарегистрированные в Центре занятости, будут получать пособие по беременности и родам в размере 100 % минимальной помощи при безработице. В 2017 году ожидается, что подобная помощь составит 544 грн.

Процедура оформления денежной помощи начинается с обращения в поликлинику за больничным листом, который можно получить на 3–й неделе беременности. После этого женщина обращается в Центр занятости, где происходит процедура снятия ее с учета и перерегистрация в местном отделении органа социального обеспечения.

Женщины, которые на момент беременности являются студентками высших учебных заведений или средних учебных заведений будут получать ежемесячное пособие по беременности и родам в размере соответствующей стипендии, которую предоставляет учебное заведение. Оформление помощи происходит в органе социального обеспечения по месту регистрации.

«Законодатель регламентирует все необходимые нюансы процесса получения социальной поддержки. Желательно ознакомиться с законом «Об общеобязательном государственном социальном страховании», чтобы избежать непонятных ситуаций и задержек выплат социальной помощи по рождению ребенка.»

Безработные женщины будут получать не менее 25 % от ежемесячной заработной платы дееспособного взрослого гражданина страны.

Перечень необходимых документов для оформления государственной помощи

Необходимые документы для оформления помощи в органе социального обеспечения:

  • заявление, написанное собственноручно;
  • трудовая книжка (при наличии);
  • копия 1 и 2 страницы паспорта;
  • копия отметки о регистрации (прописке) в паспорте;
  • студенческий билет (при условии, что будущая мама студентка какого-то учебного заведения);
  • справка из учебного заведения, подтверждающая то, что женщина действительно учится в нем;
  • справка от женского врача;
  • справка из Центра занятости, что пособие по безработице не выплачивается.

После оформления всех необходимых документов придется открыть отдельную банковскую карточку, на нее будет перечисляться ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Для оформления пособия беременной следует заранее подготовить все необходимые документы

Не имеет значения, услугами какого банка захочет воспользоваться женщина, оформляющая денежную помощь. Однако некоторые юристы склонны считать, что лучше воспользоваться государственными банками.

Копию договора и реквизиты открытого счета обязательно нужно предоставить в органы социального обеспечения для оформления ежемесячного пособия и для начала выплаты при рождении ребенка.

Специфика системы начисления декретных выплат

Заработной платы будущей матери. Однако, в законодательстве нашей страны прописана норма, согласно которой, выплаты денежных средств в связи с декретом не должны превышать единого минимального страхового взноса, который на сегодняшний день составляет 704 грн. В общее количество отработанных трудодней не входят пропуски работы без уважительной причины.

Пример правильного расчета денежной помощи для женщины, которая была официально трудоустроена, позволит нагляднее понять, чего ожидать будущей маме от государства. Понимание того, какая будет материальная помощь гарантированная законом, поможет правильно расставить приоритеты в декретном отпуске, избежать падения уровня жизни.

Пример вычисления помощи государства

Для примера, будем считать, что женщина занимает должность секретаря судебного заседания и ее месячная заработная плата составляет 6 000 гривен. Будущая мама работала на этой должности на протяжении 5 последних лет. Предположим, что отпуск, связанный с декретом начнется 01.08.2017 года, а завершится 05.12.2017 года в соответствии с законодательством Украины. При этом предположим, что женщина обладала феноменальным здоровьем и на протяжении года не брала больничный отпуск на работе. В период законного отпуска, она получала дополнительное денежное вознаграждение в 3 000 гривен.

Итак, выходит, что необходимо умножить 6 000 гривен * 12 месяцев года, добавив к ним премию в 3 000 гривен. Получаем, что в год выходит сумма в 75 000 гривен.

Далее необходимо вычислить среднюю заработную плату в день.

75 000 гривен / на 355 рабочих дней в году = 211, 26 грн.

Зная среднюю заработную плату в сутки можно подсчитать, сколько она получит денежной помощи от государства за 126 календарных дней в декрете.

126 дней * 211, 26 грн./день = 26 628, 76 гривен.

Большинство государственных учреждений и частных компаний используют именно такую формулу при расчете пособий, которые необходимо выплачивать женщинам после родов. Бухгалтерия оплачивает декрет женщине из средств организации, которые затем возмещаются из Фонда социального страхования населения, что также прописано Законом Украины.

Некоторые организации не спешат выплачивать материальную помощь. В таких ситуациях необходимо обратиться за квалифицированной юридической помощью.

Законодательство Украины в 2017 году предполагает, что пособие по беременности и родам должно выплачиваться без задержек со стороны государства.

Выплаты за рождение второго ребенка

Выплаты за второго ребенка в соответствии с Законодательством Украины составят 70 прожиточных минимумов. При столь высоких пособиях семья с маленькими детьми не будет испытывать материальных трудностей. Выплатой пособия на ребенка в Украине будет заниматься Фонд гарантированного страхования населения.

За второго ребенка государство выплачивает матери пособие в размере 70 прожиточных минимумов

Если в семье родится третий ребенок, то гарантированная помощь составит 170 прожиточных минимумов. Однако выплачивать всю денежную сумму одноразово государство не будет. Первая выплата составит порядка 11 000 гривен. Остальное пособие по беременности и родам будет выплачиваться ежемесячно в соответствии с законом.

Предприятие признано банкротом, как получить помощь?

Закон № 1105-XIV «Про общеобязательное государственное страхование» закрепляет право получать социальную поддержку от государства, в частности выплаты по декретному отпуску, гражданам Украины, иностранцам и временно лицам без гражданства, которые проживают на подконтрольной Украине территории.

В случае если женщина подала все необходимые документы до момента закрытия предприятия или организации, выплаты будут начисляться в соответствии с теми расчетами, которые были сделаны на момент выхода женщины в отпуск по уходу за детьми. При последующих выплатах, после ликвидации или реорганизации учреждения, они должны выплачиваться правопреемниками организации. При отсутствии правопреемника, пособие по беременности и родам выплачивает местный Фонд страхования населения.

«Если предприятие объявило себя банкротом и подлежит ликвидации, а материальная помощь не была выплачена в полном объеме или начислена частично, то долг будет погашен со стороны ФСС и ВПТ».

Разовая выплата осуществляется Фондом общественного страхования и производится после того, как женщина предоставит в соответствующий орган документ, подтверждающий, что она является безработной и справку об увольнении с места работы в связи с ликвидацией организации.

Перерасчет государственных выплат: возможные варианты

Не редкость, когда женщины не согласны с размером денежной помощи, которое выплачивает государство по уходу за ребёнком. Подобная ситуация может возникнуть в связи с некомпетентностью работников органом социальной защиты, которые занимаются юридической стороной оформления пособия.

В отдельных случаях государство может пересчитать выплаты по заявлению женщины в декретном отпуске

В таких ситуациях пособие может быть значительно меньше, чем предписывает закон.

Перерасчет социальной помощи необходимо начать с обращения в Трудовую инспекцию. В этой организации необходимо предъявить справку о доходах за предыдущий год, чтобы пособие можно было пересчитать.

Причины прекращения выплаты материальной помощи женщине от государства

Законодатель оставляет за собой право прекращать выплаты по беременности и родам в следующих ситуациях:

  • если ребенок умер;
  • выплаты на детей прекращаются в связи со смертью получателя выплат;
  • выплату пособия родителям прекратят в случае лишения их родительских прав;
  • ежемесячные пособия отнимут у родителей, которые отказались от ребенка;
  • социальное пособие детям прекращается выплачиваться, если ребенок временно поступает на полное обеспечение государства;
  • не платят помощи тем родителям, которые находятся в местах лишения свободы.

Пособие матери на ребенка в Украине прекращает выплачиваться с нового месяца, после окончания отпуска по уходу за рождением ребенка.

Помощь по беременности и родам

Кто имеет право на пособие по беременности и родам?

В соответствии с украинским законодательством, в частности со статьей 7 Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» право на получение пособия по беременности и родам в 2018 году имеет каждая беременная женщина (в том числе несовершеннолетняя), но размер помощи и порядок ее получения напрямую зависит от статуса получателя. Речь идет о том — работает женщина, учится, является частным предпринимателем, военнослужащей или безработной.

За какой период выплачивается пособие по беременности и родам?

Денежные выплаты назначаются за весь период декрета, при условии, что обращение за пособием состоялось не позднее 6 месяцев с окончания отпуска. Общая продолжительность отпуска по беременности и родам составляет 126 дней (70 календарных дней до родов и 56 дней после). В случае возникновения осложнений при родах или многоплодной беременности длительность послеродового отпуска увеличивается до 70 дней, таким образом декретные выплаты будут начислены за 140 календарных дней. Женщины, причисленные к 1-4 категориям лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, могут рассчитывать на оплату 180 дней декретного отпуска.

Декретные выплаты для работающих

Назначение денежной помощи происходит на основании листа нетрудоспособности, выданного в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Украины от 13.11.2001 года № 455. Выплата пособия осуществляется по месту работы (службы) в размере 100% от средней заработной платы (денежного обеспечения) и предоставляется сразу за весь период декретного отпуска.

Как рассчитать размер пособия по беременности в 2018 году?

Размер пособия по беременности и родам рассчитывается суммарно и предоставляется в полном объеме независимо от количества дней отпуска, фактически использованных до родов. Это обусловлено тем, что данная помощь предоставляется работнице как материальное обеспечение, компенсирующее потерю дохода (заработной платы) за период отпуска по беременности и родам.

Расчет декретных производится бухгалтером предприятия в соответствии с нормами Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» и «Порядком исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию», утвержденным Постановлением КМУ № 1266.

Сумма декретных выплат зависит от двух показателей: среднедневной зарплаты и количества календарных дней декретного отпуска. При этом, расчетным периодом, за который исчисляется средняя заработная плата является 12 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа) пребывания в трудовых отношениях, что предшествуют месяцу, в котором наступил страховой случай.

В какие сроки работодатель должен выплатить пособие по родам?

Согласно ст. 32 ЗУ «Про загальнообов’язкове державне соціальне страхування» документы для назначения пособия по беременности и родам рассматриваются не позднее 10 дней со дня их подачи, после чего выносится решение о назначении матобеспечения или отказе в его предоставлении.

Уведомление об отказе в назначении пособия с указанием причин отказа и порядка обжалования выдается или направляется заявителю не позднее пяти дней после вынесения решения.

Финансовая помощь по беременности и родам выплачивается сразу за весь период декретного отпуска в ближайший после дня назначения пособия срок, установленный на предприятии для выплаты зарплаты. (ч. 2 ст. 32 Закона № 1105-XIV). В случае нарушения срока уплаты декретных, работник может рассчитывать на компенсацию (п. 3 Порядку проведення компенсації громадянам втрати частини грошових доходів у зв’язку з порушенням термінів їх виплати).

Как уйти в декрет из отпуска по уходу за ребенком до трех лет?

Порой возникают случаи, когда женщина, родив одного ребенка и находясь в отпуске по уходу за ним, решает родить второго (третьего и т.д.). В связи с этим возникает множество вопросов относительно оформления нового декретного отпуска, расчета и получения денежных выплат по беременности и родам с официального места работы.

Согласно украинскому законодательству, женщине вовсе не обязательно прерывать отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и выходить на работу, чтобы иметь право на выплату декретного пособия на нового ребенка (абз. 3 ч. 3 ст. 25 Закона № 1105-XIV). При этом, декретный отпуск по уходу за новорожденным оформляется по окончании отпуска по уходу за старшим ребенком.

Поскольку за период декретного отпуска женщины не получают заработную плату, расчет дородовых и послеродовых выплат производится исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной на день наступления страхового случая. Если тарифная ставка (должностной оклад) не устанавливается, расчет производится исходя из размера минимальной заработной платы, установленной законом на день наступления страхового случая (п. 28 Порядка № 1266).

Как оплачивается листок нетрудоспособности, выданный в связи с угрозой прерывания беременности?

К сожалению, бывают случаи, когда будущая мама вынуждена находиться в больнице на «сохранении» или в связи с необходимостью лечения патологии беременности. В этом случае выдается листок нетрудоспособности (больничный), на основании которого производится выплата пособия по временной нетрудоспособности, а не пособия по беременности и родам.

Согласно статье 24 ЗУ «Об общеобязательном государственном социальном страховании», размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа:

  • 50% средней заработной платы — при страховом стаже до 3лет
  • 60% средней заработной платы — при страховом стаже 3-5 лет
  • 70% средней заработной платы — при страховом стаже 5-8 лет
  • 100% средней заработной платы — страховой стаж более 8 лет

Кроме того, независимо от стажа, оплата больничного (листка нетрудоспособности) в размере 100% средней зарплаты предоставляется женщинам, отнесенным к 1-4 категории пострадавших из-за аварии на ЧАЭС.

Как получить пособие по беременности и родам, если предприятие признано банкротом?

В соответствии со статьей 19 Закона № 1105-XIV право на материальное обеспечение, в частности выплату декретных, имеют застрахованные украинцы, иностранцы, лица без гражданства и члены их семей, которые проживают в Украине. Это право возникает с наступлением страхового случая в период работы, включая испытательный срок и день увольнения.

Если женщине листок нетрудоспособности в связи с беременностью и родами был выдан в период, когда фирма еще работала, его должны оплатить за весь период соответствующего отпуска. В случае ликвидации (реорганизации) предприятия, учреждения, организации материальное обеспечение по страховым случаям, наступившим до их ликвидации (реорганизации), выплачивается застрахованным лицам их правопреемником, а в случае его отсутствия — рабочим органом Фонда по месту осуществления учета ликвидированного компании в качестве страхователя.

Таким образом, если в результате банкротства предприятия женщине не были выплачены декретные, их должен погасить ФСС по ВПТ. Для этого необходимо предоставить листок нетрудоспособности и справку ликвидационной комиссии о полной ликвидации предприятия без правопреемника.

Как платят декретные женщинам, работающим по совместительству?

Женщины, которые помимо основного места работы, работают по трудовому договору на другом предприятии, имеют полное право получить пособие по беременности и родам от обоих работодателей. Данное право регламентировано ч. 1 ст. 30 Закона «О социальном страховании».

Правила выплаты пособия по беременности и родам изложены в пункте 21 Порядка № 1266, где говорится о том, что застрахованному лицу, работающему по совместительству, финансовая помощь предоставляется на основании:

  • копии листка нетрудоспособности, выданного в установленном порядке, заверенного подписью руководителя предприятия и печатью по основному месту работы
  • справки о средней заработной плате по основному месту работы

Пособие по беременности для студентов

Материальная помощь аспирантам, докторантам, клиническим ординаторам, студентам высших учебных заведений I-IV уровня аккредитации и профессионально-технических учебных заведений назначается в размере месячной стипендии. Выплаты по беременности оформляются в управление социальной защиты на основании заявления (по форме, утвержденной Минсоцполитики), справки из лечебно-профилактического учреждения, а также документов, подтверждающих обучение.

Одновременная выплата государственной помощи по беременности и родам и стипендии невозможна. Продолжая обучение, женщина имеет право самостоятельно решить, что она будет получать: пособие либо стипендию. При этом денежная помощь назначается со дня прекращения выплаты по стипендии и оплачивается до окончания декретного отпуска.

Декретные у предпринимателя

Физические лица предприниматели (независимо от системы налогообложения) имеют право на получение материального обеспечения и социальных услуг при условии уплаты ЕСВ. Напомним, что до 1 января 2016 года для получения выплат по больничному листу в связи с беременностью и родами, частным предпринимателям (как на упрощенной, так и на общей системе) необходимо было заключать «добровольные» договора страхования на уплату повышенного единого социального взноса. Т.е., без уплаты ЕСВ по увеличенной ставке, женщины-ФЛП не являлись застрахованными лицами и, соответственно, не имели права на получение больничных в период болезни или в случае ухода в отпуск по беременности и родам.

На сегодняшний день для получения декретных выплат частному предпринимателю достаточно уплачивать единый социальный взнос и не иметь задолженности. Это обусловлено тем, что согласно Постановлению КМУ № 85 от 18.02.2016 года, сумма ЕСВ, выплачиваемая предпринимателями, распределяется между всеми фондами социального страхования. Таким образом, при оплата единого социального взноса физлица-предприниматели имеют право на получение больничных и декретных от ФСС по ВПТ (временной потери трудоспособности).

Как предпринимателю оформить декретные выплаты?

Оформление декретных выплат для частных предпринимателей производится через Фонд соцстрахования по временной нетрудоспособности по месту регистрации. Для этого необходимо подать в ФСС по ВПТ следующий пакет документов:

  • заявление-расчет, форма которого утверждена Постановлением правления Фонда социального страхования по ВПТ № 26 от 22.12.2010 года
  • справку из территориальной фискальной службы (налоговой) об уплате единого взноса или копии квитанций об уплате ЕСВ за расчетный период
  • копию больничного (листка нетрудоспособности)

Предпринимателям, использующим печать, следует ее взять с собой для заверения заявления.

Как ЧП рассчитать сумму помощи по беременности и родам?

Расчет денежных сумм пособия по беременности и родам для предпринимателей производится в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины «Об исчислении среднего дохода для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию». Так, сума декретных выплат в расчете на месяц не должна превышать размера максимальной величины базы начисления ЕСВ и не может быть меньше минимальной зарплаты, установленной на момент наступления страхового случая (ч. 2 ст. 26 ЗУ «О социальном страховании»).

Декретное пособие для безработных

Неработающие мамы (домохозяйки), как и другие социальные группы женщин, имеют право на государственные социальные гарантии, связанные с беременностью и родами. В качестве декретного пособия им будет выплачено 25% от прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения, что в 2018 году составляет:

Назначение денежной помощи в связи с беременностью и родами безработным матерям, состоящие на учете в Центре занятости, осуществляется в управлении труда и социальной защиты населения (УТ и СЗН). Сумма декретных выплат безработным в 2018 году составляет 100% минимального пособия по безработице (пп. 3 п. 7 Порядка назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми). Согласно Постановления Правления Фонда общеобязательного государственного социального страхование Украины на случай безработицы № 132 от 19.01.2017 года минимальный размер пособия по безработице составляет:

  • 544 гривны — для лиц, указанных в ч. 2 ст. 22 ЗУ «Про загальнообов’язкове державне соціальне страхування на випадок безробіття»
  • 1280 гривен — для лиц, указанных в ч. 1 ст. 22 ЗУ «Про загальнообов’язкове державне соціальне страхування на випадок безробіття»

Пример расчета пособия по беременности и родам

Многие женщины хотят заранее знать на какие декретные выплаты в 2018 году они могут рассчитывать, однако калькуляция суммы пособия по беременности и родам довольно сложная. Поэтому, чтобы самостоятельно подсчитать размер финансовой помощи воспользуйтесь инструкцией по расчету пособия по беременности и родам.

Документы для декретных выплат

Процедура оформления помощи по беременности и родам в Украине в 2018 году производится на основании такого перечня документов:

  • заявление матери
  • справка медучреждения
  • копия трудовой книжки
  • копия идентификационного кода
  • копия паспорта (1,2 страницы и прописка)
  • справки ликвидационной комиссии
  • копия трудовой книжки (для неработающих)
  • справка с места службы (для военнослужащих)
  • справка из Центра занятости (для безработных)
  • справка из Пенсионного Фонда (для предпринимателей)
  • справка с места учебы и об отсутствии стипендии на период декретного отпуска