Презентация по русскому языку на тему «Проект о слове — солнце»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Рассказ о слове «солнце» Выполнила Кольчик Дарья Ученица 3 «В» класса Судакской ОШ №2 Руководитель Рейдина Е.С. Проект

Слово солнце солнце Произносим — сонц[э] Записываем — солнце Фонетический разбор слова: Солнце (сонцэ) – 2 слога. с — [с] — согл., тв., глух., парн.; о — [о] — гл., удар.; л — [-] н — [н] — согл., тв., зв., непарн.; ц — [ц] — согл., тв., глух., непарн.; е — [э] — гл., безуд.; 6 б., 5 зв.

1.Лексическое значение слова: Солнце – это небесное светило: раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. 2.Однокоренные слова: солнце, солнышко, солнечный.

3.Синонимы: солнце, дневное светило, звезда, тепло. Антонимы: солнце – тьма. Фразеологизмы: Найти своё место под солнцем – найти своё назначение в жизни. И на солнце есть пятна – в мире нет совершенства. 4.Сочетаемость слов: яркое (солнце), день (солнечный), щуриться на (солнце).

5. Пословицы. Солнце встанет, так и утро настанет. Солнышко нас не дожидается. Худо лето, коли солнца нету.

Загадки: Из окошечка в окно катится янтарное веретено В желтых нарядах царица, День-деньской веселится. Всходит, заходит, Но с места не сходит. Золотая кошка лезет к нам в окошко

6. Стихотворение со словом «солнце»: Запах солнца? Что за вздор! Нет, не вздор. В солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы Все слились в согласный хор, Все сплелись в один узор. Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробуждённою весной, И смолистою сосной. (К. Бальмонт)

Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском. Кони А.Ф. В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно… Н. В. Гоголь

  • Рейдина Екатерина Сергеевна
  • 442
  • 22.11.2017

Номер материала: ДБ-892917

  • 22.11.2017
  • 109
  • 22.11.2017
  • 195
  • 22.11.2017
  • 121
  • 22.11.2017
  • 146
  • 22.11.2017
  • 274
  • 22.11.2017
  • 156
  • 22.11.2017
  • 80
  • 22.11.2017
  • 59

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Проект «Рассказ о слове «Солнце»»

Проект Кожухарь Анастасии Александровны «Рассказ о слове», в котором она рассказывает о слове «слеза»

Просмотр содержимого документа
«Проект «Рассказ о слове «Солнце»»»

Рассказ о слове

Выполнила ученица 3-б класса

Проект

« Рассказ о слове»

2. Лексическое значение слова: Солнце

Это центральное небесное светило

нашей планетной системы, представляю-

щее собою гигантский раскалённый шар,

излучающий свет и тепло. Земля вращается вокруг солнца.

3. Однокоренные слова: Солнце, солнышко, солнечный, солнцепёк, солнцестояние, cолнцеворот .

5.Антонимы. Солнце – мрак; солнце –тьма.

6.Фразеологизм. Место под солнцем (право на жизнь, на существование). 7.Сочетаемость слова: Яркое, жаркое, жёлтое, раскалённое (солнце)

Урок окружающего мира «Солнце – ближайшая к Земле звезда». 2-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала.

УМК: «Гармония»

Технологическая карта урока

  • формировать представление о значении Солнца для всего живого на земле;
  • формировать представление о звезде – газообразном раскалённом космическом теле;
  • развивать умения соотносить реальный и видимый размер тела, учить сравнивать расстояние по затраченному времени на его преодоления;
  • развивать умения рассуждать, размышлять, анализировать, задавать вопросы;
  • развивать умение находить в тексте основную и второстепенную информацию;
    умение обобщать собранную из разных источников информацию;
  • развивать рационально-логическое и наглядно-образное мышление;
  • развивать умение работать с текстовой и иллюстративной информацией;
  • развивать умение высказывать предположения и аргументировать их;

Уточняет понимание учащимися поставленной темы урока.
Наводящими вопросами помогает выявить причинно- следственные связи.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Учащиеся обобщают свои знания о Солнце.

Формулируют учебную задачу урока.

– Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь на уроке?
(Слайд 4).
– Какие сведения о солнце вам уже известны? – Достаточно нам этих знаний?
– А что бы вы хотели узнать о Солнце?
Почему оно светит и греет? Какого размера Солнце? Оно больше или меньше земли? Как далеко до Солнца?
(Слайд 5,6).
– Из ваших высказываний я поняла, что у вас имеются определённые знания о Солнце, но вы не всё о нём знаете и хотите получить новые знания. Поставим цели нашего урока.
Систематизировать знания о Солнце. Узнать что – то новое о Солнце.

Логические
– анализ, сравнение синтез

Регулятивные
– контроль и оценка прогнозирования.

Формирование желания приобретать новые знания .

Цель: формировать знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле.

Цель: развитие умения соотносить реальный и видимый размер тел.

Цель: учить сравнивать расстояние по затраченному времени на его преодоление.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Подводит обучающихся к выводу о значении Солнца для всего живого на Земле.
Выдвигает проблему.

Проводит опыт со свечёй и настольной лампой.

Подводит обучающихся к выводу о том, что Солнце – раскалённое тело.

Проводит практическую работу.

Даёт задание на поиск в тексте данного материала.

Контролирует выполнение работы.

Выдвигает проблему.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Объясняют свой выбор.

Высказывают своё мнение.

Наблюдают за горящей свечёй и электрической лампочкой.

Формулируют выводы наблюдений.

Работают с учебником.

Читают информацию на слайдах.

Находят в тексте информацию.

У подсолнуха забота –
Ни минуты без работы.
Пока солнышко стоит:
Как радар за самолётом,
Он за солнышком следит. (Слайд 7)

– Представьте себе, что Солнце погаснет Что произойдёт на Земле?
– Какой вывод мы можем сделать?

Решение первой познавательной задачи
Что такое Солнце? Почему оно светит и греет?
– Предположите, почему солнце излучает свет и тепло?
Как горящая свеча освещает комнату? Что она излучает при горении? Какое тело излучает свет и тепло?
Наблюдение за электрической лампочкой. Что светиться в электрической лампе? Почему она нагревается? Какое тело излучает свет и тепло?

Вывод: Свет и тепло излучает раскалённое тело. Значит, Солнце тоже раскалённое тело.

Решение второй познавательной задачи
– Какого размера Солнце, оно больше или меньше Земли?
– Как вы думаете, что больше Солнце или Земля?
– А во сколько раз Солнце больше Земли?
Практическая работа.
– Если поставить Солнце рядом с Землёй, то это выглядело бы вот так: Солнце – футбольный мяч. Земля – рисовое зёрнышко.
– Найдите в тексте на с. 101 ответ на вопрос: во сколько раз Солнце больше Земли? (Слайд 11)
Решение третьей познавательной задачи
Как далеко до Солнца, можно ли до него долететь на космическом корабле?
– Почему мы видим огромное Солнце небольшим светящимся кругом.
– Убедитесь в правоте своих выводов просмотрев презентацию.(Слайды 12 – 16)
1. Космическая ракета, запущенная с Земли, приблизилась бы к Солнцу только через полгода.
2. Самолёт летел бы до Солнца около 20 лет.
3. На автомобиле со скоростью 80 км/ч. мы безостановочно ехали до Солнца 200 лет.
4. Пешком мы будем добираться до Солнца 4 000 лет.5. Расстояние до Солнца 150 млн. км.– А как вы думаете, за какое время преодолеет это расстояние солнечный свет?
– Найдите в тексте на с. 101 ответ на вопрос.

Утром солнышко проснулось,
Улыбнулось, потянулось.
Вот как солнышко встаёт –
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдёт –
Ниже, ниже, ниже!
Хорошо, хорошо
Солнышко смеётся,
А под солнышком нам всем
Весело живется!

Станет темно, исчёзнут краски окружающего мира, станет холодно, исчёзнут растения, а затем и животные, и человек.)Солнце – источник жизни на нашей планете. Оно излучает свет и тепло.

Дать общее представление о Солнце, влиянии Солнца на жизнь нашей планеты.

Выявить отличительные особенности Солнца, как ближайшей к Земле звезде;

формировать представления о космическом пространстве;

развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать;

расширять кругозор, учить работать с информацией, полученной из разных источников;

воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

– целеполагание как постановка учебной задачи,
– планирование,
– прогнозирование

– умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

– моделирование ,выбор наиболее эффективных способов решения задач.

– целеполагание как постановка учебной задачи,
– планирование,
– прогнозирование

– умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

– моделирование ,выбор наиболее эффективных способов решения задач.

– умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Коммуникативные:
– планирование учебного сотрудничества,
Познавательные:
– поиск и выделение необходимой информации,
– смысловое чтение,
– построение логической цепи рассуждения.

– Эй, ребята, выше нос
Солнце грусть не любит
И пускай работа в парах
Всем на пользу будет.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель.
Проверить усвоение учащимися полученных знаний.

Осуществляет выборочный контроль.

Выполняют задания по карточкам.

Высказывают свои предположения в паре.

– Эй, ребята, выше нос
Солнце грусть не любит
И пускай работа в парах
Всем на пользу будет.

Задание на рабочем листе.
1. Солнце – это
звезда?
планета?
спутник?
2. Солнце имеет форму?
круга?
шара?
3. Учёные, изучающие звёзды называются:
астрономы?
физики?
биологи?
4. Соедини слово и его значение.

планета Земля звезда

5. Вставь пропущенные слова: Солнце источник________ и _________

Проводится коллективная проверка выполненного задания.

Познавательные:
Подведение под понятие, умение анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы)

аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли.

Проявлять терпение и доброжелательность.

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников.

1 группа – математики,
2 группа – филологи,
3 группа – историки,
4 группа – литераторы.
5 группа – художники
6 группа – экологи

Я узнал (а), что …
Меня поразило ….
Хочу сказать «Спасибо» …
В жизни пригодится ….
Я задумался о …
Я постараюсь

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме:
Окружающий мир, 2 класс. Конспект урока «Солнце и его значение для всего живого на Земле»»

Данный урок является первым в разделе «Мы жители Земли». Урок построен на основе игровой технологии, с использованием современных методов и приёмов обучения. Дети в игровой форме узнают, что такое Солнце и Солнечная система, как Солнце влияет на жизнь на Земле.

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Солнце и его значение для всего

живого на Земле» (2 класс)

«Начальная школа 21в»

Учитель: Полчанинова С.Л.

  1. Раскрыть роль и значение Солнца для всего живого на Земле.
  2. Систематизировать знания детей о том, какие планеты входят в Солнечную систему.
  1. Организовать деятельность детей по ознакомлению с Солнцем, как ближайшей к Земле звезде;
  1. На материале урока сформировать представление о том, какие планеты входят в Солнечную систему;
  1. Способствовать осознанию того, что Земля не может существовать без солнечного света и тепла;

развивать умения рассуждать, анализировать, задавать вопросы;

формировать навыки работы и умения взаимодействия между учащимися в группе.

учебник «Окружающий мир» 2 класс Н. Ф. Виноградова, карточки с заданиями, наглядные пособия.

Солнечная система, Солнце, планеты, звезда, влияние солнца, орбита, Земля.

Учитель: Ребята! Сегодня у нас на уроке гости! Повернитесь к ним и поздоровайтесь. Посмотрите на меня. Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению. А теперь улыбнёмся, друг другу и с хорошим настроением начнём урок.

Нас природа окружает,

Много тайн она скрывает,

Чтобы тайны все узнать,

Надо думать, размышлять.

Нам урок начать пора,

В добрый путь, мои друзья!

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, вы, конечно, знаете свой адрес. Можете назвать на какой улице живёте, и в каком доме.

  1. А в каком городе мы живём?
  2. В каком государстве находится наш город?
  3. Где находится Россия и многие другие государства?
  4. А где живёт планета Земля?

Учитель: Вас ожидает захватывающее путешествие в космос. Вы готовы начать исследование тайн Вселенной? Мы начинаем наше путешествие.

Конечно, каждый может захотеть

Из космоса на Землю посмотреть.

Далёкие звёзды над нами горят,

Зовут они в гости ребят.

Внимание! Пристегнуть ремни! (Дети делают хлопки).

Задраить люки! (Дети делают круговые движения над головой).

Учитель: Проверим предстартовую готовность! Экипажи №1, №2, №3, №4, №5 – готовы? Проверить наличие бортовых журналов!

Включить зажигание! (Дети делают круговые движения руками перед собой)

Отправляемся в полёт! (Руки вверх)

Учитель: Мы покинули Землю и присоединились к космонавтам.

Учитель: Наше путешествие начинается с очень знакомого: это наша планета

(На доске слово ЗЕМЛЯ и фото).

  1. У каждого из нас есть семья и у планеты, на которой мы живем, есть своя большая семья.
  1. Вы уже догадались, как она называется?

(На доске вывешиваются слова СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА и фото).

  1. А кто главный в этой семье?

(на доске вывешивается слово СОЛНЦЕ и фото).

  1. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Дети: О Солнце, о Земле, о Солнечной системе.

Учитель: Чтобы вы хотели бы узнать по этой теме? Задайте вопросы

1. Что такое Солнце?

2. Какие планеты входят в Солнечную систему?

3. Как Солнце влияет на Землю?

4. Чем Земля отличается от других планет?

5. Какое расстояние от Земли до Солнца?

6. Есть ли жизнь на Солнце?

7. Какая температура на Солнце?

8. Где находится Солнце?

9. Где находится Земля?

Учитель: На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить на уроке.

4. Исследования по теме урока.

Учитель: Держитесь крепче, мы подлетаем к пылающему Солнцу!

Закройте глазки и попытайтесь вспомнить, всегда ли мы видим Солнце одинаковым?

  1. Представьте раннее утро, Солнце восходит на небе, какое оно?
  2. А теперь вечер, солнышко садится за горизонт, как оно выглядит в этот момент.

Фото «Восход-Закат Солнца».

Учитель: Посмотрите на фото и определите, на какой картинке вы видите закат? А где восход? Полдень? Какое бывает Солнце? (разное)

Учитель: А теперь узнаем, что о Солнце говорят ученые. Для этого поработаем в группах. Каждая группа берёт свой бортовой журнал, находит рабочий лист №1, читает задание и выполняет его.

Тексты для обсуждения в группах:

  1. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный огненный шар. Нам оно кажется маленьким кружочком потому, что оно от нас очень далеко. На самом деле Солнце во много – много раз больше Земли. Представь, что пшеничное зернышко – это Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли.
  2. Солнце находится в центре Солнечной системы. Вокруг него движутся планеты. У каждой планеты своя орбита (путь движения). Планеты

никогда не сталкиваются друг с другом. В Солнечную систему входят

девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран,

Нептун, Плутон. Планеты и Солнце напоминают дружную семью.

Вопросы для групп:

  1. Солнце – это планета или звезда?
  2. Как выглядит Солнце?
  3. Каковы размеры Солнца?
  4. Где расположено Солнце в Солнечной системе?
  5. Какие планеты входят в Солнечную систему?

Когда группы готовы отвечать, выходят по одному представителю от группы и читают ответы на поставленные вопросы. Все полученные знания обобщаются.

Солнце – большой огненный шар.

Солнце – глава Солнечной системы.

Солнце во много раз больше Земли.

В Солнечную систему входят 9 планет: Марс, Уран, Нептун, Плутон, Земля, Юпитер, Сатурн, Меркурий, Венера.

(На доске добавляются слова ЗВЕЗДА, ПЛАНЕТА, ОРБИТА)

Вывод: Что такое Солнце?

Какие планеты входят в Солнечную систему?

На какие вопросы мы смогли ответить?

Несколько интересных фактов о Солнце.

Учитель: Что еще узнали вы о Солнце?

А теперь несколько вопросов для эрудитов.

  1. Можем ли мы опуститься на поверхность Солнца?
  2. Почему мы видим Солнце маленьким?

Учитель: Мы продолжаем путешествие в космосе. Перед вами Солнечная система.

Слайд №8 («Солнечная система»).

Учитель: Почему так назвали нашу систему? (В центре системы находится Солнце).

  1. Что общего у всех планет Солнечной системы?

(Планеты вращаются вокруг Солнца и имеют форму шара).

Учитель: Солнце и планеты очень различаются по своим размерам. (Дети строят модель солнечной системы). Что мы можем сказать об их размерах? Вопрос для эрудитов: как вы думаете, на какой из планет будет самая высокая температура, а на какой самая низкая и почему?

Учитель: Среди всех планет, есть та, на которой мы живем. Найдите и укажите ее местоположение в Солнечной системе.

(В Солнечной системе, на третьей орбите.)

Учитель: Подумайте, почему на нашей планете есть жизнь? От чего это зависит?

Дети: На нашей планете есть атмосфера, вода и она расположена на самом выгодном расстоянии от Солнца.

Учитель: Что нового вы узнали о Солнечной системе? Где живет планета Земля?

Учитель: Наш космический полет завершается, мы узнали многое о Солнце и планетах, теперь пришло время вернуться домой и узнать, как влияет Солнце на жизнь Земле. (На доске появляются слова ВЛИЯНИЕ СОЛНЦА)

Внимание всем экипажам! Включить двигатели мягкой посадки!

Здравствуй, мир, полный чудес!

Учитель: Еще с древнейших времён люди поклонялись Солнцу. Солнечными узорами украшали посуду, салфетки, одежду, сочиняли пословицы, загадки,

заклички. В его честь устраивали праздники. Скоро мы будем отмечать масленицу (встречать весну и звать солнышко). Вот какую песенку — закличку предлагаю выучить вам (физминутка).

Выгляни в окошко!

Наши детки пляшут,

Громко песни поют.

Учитель: Как вы думаете, почему люди с древних времен поклонялись Солнцу?

(Потому что оно дает свет и тепло).

Учитель: Представьте, что мы люди разных профессий: врачи, хлеборобы, путешественники, поэты, художники. Мы должны рассказать окружающим, что без Солнца жизнь на Земле не возможна. Напишите на своих рабочих листиках, что может рассказать о Солнце представитель вашей профессии.

Тексты для обсуждения в группах:

1. Врач тому не нужен,

Кто со мною дружит.

Сам поздоровеет. (Солнце лечит)

2. Зреет сочный сладкий плод,

Колосок растет, растет,

Солнце льет потоки света,

Это время года – лето. (Дает тепло и пищу)

3. Оно игриво золотится,

В песчинках, что хранит земля,

Оно, как сказочная птица,

У стен Московского Кремля. (Веселит, создает настроение)

4. Свети нам, солнышко, свети,

Легко с тобой живется,

И даже песенка в пути,

Сама собой поется. (Помогает в дороге ориентироваться, улучшает настроение)

5. Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить.

Чтобы горе исчезло, пропала беда,

Чтобы яркое солнце светило всегда. (Дает свет)

Когда группы готовы отвечать, выходят по одному представителю от группы и читают ответы на поставленные вопросы.

Вывод: Какие добрые дела делает солнышко?

Солнышко освещает, согревает, веселит, лечит, кормит. Солнце главный источник света и тепла, без него не было бы жизни на Земле.

Учитель: Как Солнце влияет на Землю? На какие вопросы мы ответили?

А теперь очередное задание для эрудитов: посмотрите внимательно на цветок и скажите, почему с одной стороны на нем много листьев, а с другой мало. Поясните свой ответ.

Физминутка. Веселое солнышко и тучка.

Учитель: Какие вы молодцы! Ответили на все вопросы! Возьмите рабочие листы и проверьте свои знания.

Задание на рабочем листе.

  1. Найди местоположение планеты Земля в Солнечной системе и раскрась её. (Рисунок).
  2. Соедини слово и его значение.
  1. Вставь пропущенные слова: Солнце – источник __________ и __________.

Проводится коллективная проверка выполненного задания.

6. Домашнее задание.

1. Используя рабочий лист, расскажи, всегда ли солнечные лучи добры к живой природе.

2. В учебнике стр. 84 прочитай о Солнечной системе.

3. Если хочешь, подготовь сообщение по теме урока, используя энциклопедии.

1. Какая тема урока? (Солнце и его значение для всего живого на Земле).

2. На все ли вопросы мы нашли ответы?

3. Что нового вы сегодня узнали о Солнце?

8. Обратная связь.

Выберите на столе то солнышко, которое соответствует вашему настроению:

  1. Если вы много узнали, урок интересен – веселое солнышко;
  2. Ничего нового не узнал – грустное солнышко.

Скоро мы будем встречать Масленицу. Я хочу, чтобы это маленькое солнышко принесло вам в дом радость, тепло, уют, согрело вас в грустные дни, пусть солнышко оберегает вас и заботится (учитель дарит детям солнышки).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На основе деятельностного подхода дети изучают тему «Свет и цвет».

Урок разработан с учетом новых образовательных стандартов . Структура урока включает в себя такие элементы как : мотивация к учебной деятельности ,актуализация знаний ,постанвка проблемы ,поиск выхода.

Урок построен в соответсвии с тебованиями ФГОС. Предусмотерно использование практических методов, методов проблемного диадлога. Материал может быть полезен учителя начальных классов, работающих по люб.

Урок по окружающему миру «Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов», 2 еласс, УМК «Гармония».

В данном уроке показан элемент исследовательской работы на уроке окружающего мира. Работа детей в «экспериментальной лаборатории» по очистке естественных и искусственных загрязнителей.

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Значение воды для всего живого на Земле» Конспект урока предусматривает использование презентации для SMART доски. Скачать ее можно перейдя по ссылке htt.

Цель: формировать представление о значении воды для человека и других живых существ, об экологических проблемах на водоёмах.

Ученический проект «Лингвистический портрет слова «Солнце»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Работу выполнили: Гузеева Виктория, Иванова Виктория, Корниенко Сергей, Лутовинов Никита, обучающиеся 9 класса МОУ СОШ с.Родничок им.В.П.Сергеева Балашовского района Саратовской области Руководитель: учитель русского языка Грезнева О.В. Межрегиональный конкурс ученических проектов «Родное слово» Лингвистический портрет слова «солнце»

СОЛНЦЕ является уникальным объектом, значимым для всех живущих на Земле людей. Без солнца не было бы растений, а без растений не было бы кислорода, а без кислорода человек не смог бы жить. Без солнца не было бы жизни на Земле. Солнце- главный источник света и тепла. Поэтому слово «солнце» — одно из главных, родных слов нашего языка. Это тёплое, ласковое и нежное слово. Оно так же значимо, как и слова «Родина», «мама», «мир». Солнце на небе – мир на Земле! Пусть всегда будет СОЛНЦЕ!

Фонетическая характеристика слова СОЛНЦЕ — слово из 2 слогов: солн-це. Ударение падает на 1слог. Транскрипция слова: [сонце] с — [с] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый о — [о] — гласный, ударный л — [ ] — звука не образует н — [н] —согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый ц — [ц] —согласный, непарный глухой, непарный твёрдый е — [э] — гласный, безударный. В слове 6 букв и 5 звуков. СОЛНЦЕ- Произносим : [СОНЦЕ] Пишем: [СОЛНЦЕ] В слове есть непроизносимый согласный

Лексическое значение слова Слово имеет несколько лексических значений. Оно многозначное. В «Толковом словаре» С.И.Ожегова словарная статья о слове «солнце» содержит 5 значений данного слова. 1 значение: Небесное светило — раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. (С. — звезда-карлик. Определять время по солнцу.) 2 значение: Свет, тепло, излучаемые этим светилом. (Не сиди на солнце. В комнате много солнца.)

Лексическое значение слова 3 значение: (переносное значение )То, что является источником, средоточием чего — нибудь ценного, высокого, жизненно необходимого. (С. правды.) 4 значение: Раскрой одежды в виде круга (Юбка с.) 5 значение: Гимнастическое упражнение –тела вокруг перекладины N 2 (Крутить с.)

Грамматическое значение слова Солнце – имя существительное (слово, в котором выражено общее грамматическое значение предмета). Грамматические признаки: Знаменательное — противопоставлено местоименному «оно». Собственное в 1-ом значении, противопоставлено нарицательному в остальных значениях. Неодушевленное -противопоставлено одушевленным существительным. Средний род; 2-ое склонение. В 1-3 значениях единственное число является постоянным признаком. В 4-ом и 5-ом значениях есть форма и единственного, и множественного числа.

Изменение слова по падежам Падеж Число Единственное (1-3 значения) Множественное (4,5 значения) Именительный солнце солнца Родительный солнца солнц Дательный солнцу солнцам Винительный солнце солнца Творительный солнцем солнцами Предложный (о) солнце (о) солнцах

Происхождение слова Слово «солнце» — одно из древнейших слов на Земле. Как только люди обрели способность к членораздельной речи, увидев солнце, тут же дали ему словесное обозначение. Более того, они сразу стали обожествлять солнце, поскольку оно является источником жизни. Известны следующие слова, обозначающие «солнце»: Сурья, Гор, Ра и Амон, Феб, Солнце. У древних славян известны 4 ипостаси солнца: Коляда, Ярило, Купайла, Световит.

Этимология слова Этимология слово «солнце» восходит к праславянскому слову sъlnь, от которого при помощи уменьшительного суффикса -це образовано: sъlnьce (по аналогии, как слово «сердце» образовано от sьrdь — то, что находится в середине). Наряду с ним существовало и уменьшительное слово с суффиксом -ко: sъlnьko. Слово Sъlnь (по современному выговору — сольнь, солонь) обозначало плодотворящую силу. Изначально слово было женского рода. Также называлась богиня Солнца. Слово восходит к индоевропейскому слову su — рожать и «sur» (suar, svar) — светить. Откуда — «сурья» — солнце (бог солнца).

Синонимический и антонимический ряды Значение Синонимы Антонимы 1-ое: небесное светило Звезда,солнышко, светило,а также имена собственные, используемые в мифах разных народов: Гелиос, Ра,Даждьбог Нет антонимов к этому слову . Иногда к антониму относят словоЛуна 2-ое: свет, тепло, излучаемые этим светилом Свет, тепло Тьма, мрак

Морфемный состав слова Солнц е Окончание : е Основа : солнц Корень : солнц Суффикс: отсутствует Приставка : отсутствует

Фразеологизмы Определять время по солнцу (по его положению в небе). Есть правда под солнцем (т. е. на земле, у людей). Найти своё место под солнцем (т. е. положение, место в жизни, среди людей). И на солнце бывают пятна (говорится в значении: даже великие люди не безупречны). Не сиди на солнце (значит, не сиди под палящими лучами солнца).

Слово в других языках Слово «солнце» попало во все славянские языки украинский: сонце, болгарский: слънце, сербо-хорватский: сунце. Корень «сол-» очень древний: почти во всех языках Европы солнце называется словами, произведенными от него: Язык Слово голландский zon французский soleil английский sun немецкий Sonne польский slonce норвежский solen

Слово в изобразительно- выразительных средствах Метафора: Закатилось солнце русской поэзии. Солнце золотило верхушки деревьев. Гипербола: Солнца шар я в руках держал. В сто сорок солнц закат пылал. Олицетворение: Солнце льёт своё тепло. Солнце взглянуло. Солнышко утром в колодезь озёр глянуло. Эпитеты: Солнце светлое, приветно лучезарное; могучее светило; красное солнышко. Синтаксический параллелизм: Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо! Пусть всегда будет мама! Пусть всегда буду я!

Слово «солнце» в контексте культуры

Крылатые выражения Солнце всегда где-нибудь да светит. Мохаммед Али Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. Виктор Гюго Как прекрасен мир, когда он освещен солнечными лучами! Павел Курьянофф Кто сам в себе носит солнце и жизнь, не станет искать света где-то на стороне. Ромен Роллан Солнце светит даже злым. Сенека

Крылатые выражения В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить. Сократ Знаешь в чем сила солнца? Оно не боится заглянуть в тьму. Анхель де Куатьэ Знай, что самый огромный бриллиант – это солнце. К счастью, оно сверкает для всех. Чарльз Чаплин Когда ты выйдешь на улицу и увидишь свет, не пугайся — это наш друг Солнце. «Клиника»

Пословицы Землю солнце красит, а человека-труд. Глупцу доброе слово сказать— при солнце свечу зажигать. Засветит солнце и в наше оконце. И солнце всех согреть не может. Дальше солнца не сошлют. При солнышке тепло, при матери добро.

Пословицы Солнца не закроешь, а правду не скроешь. Солнце сияет, а месяц только светит. Что мне золото — светило бы солнышко. На солнышко во все глаза не взглянешь. Красное солнышко на белом свете черную землю греет.

Загадки Ты весь мир обогреваешь, Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все . От одного очага весь свет греется.

Загадки Бродит одиноко Огненное око. Всюду, где бывает, Взглядом согревает. И увидеть рады, И отводим взгляды.

Загадки Влезет в окно, растянется как сукно, Не прогонишь ни пестом, ни шестом. Пора придет — сам уйдет.

Слово в стихах Мороз и солнце; день чудесный. (А.С.Пушкин) Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит… (Ф.И.Тютчев)

Слово в стихах Солнцем сердце зажжено. Солнце — к вечному стремительность. Солнце — вечное окно в золотую ослепительность. Андрей Белый

Слово в стихах Какая тёмная зима, какие долгие метели! Проглянет солнце еле-еле — и снова ночь, и снова тьма. Ольга Бергольц

Солнце на полотнах художников

Айвазовский И. К. «Восход солнца»

Айвазовский И.К. «Закат солнца в Феодосии»

Константин Богаевский «Солнце»

Клод Оскар Моне «Восход солнца»

Слово в кинематографии «Утомлённые солнцем» «Белое солнце пустыни» «Солнечный удар» «Восходящее солнце» «Звезда по имени Солнце»

БУДЕМ КАК СОЛНЦЕ Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному В нашем хотенье земном!

Будем как Солнце всегда — молодое, Нежно ласкать огневые цветы, Воздух прозрачный и все золотое. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое, Дальше, еще, до заветной черты, Дальше нас манит число роковое. В вечность, где новые вспыхнут цветы. Будем как Солнце, оно — молодое, В этом завет Красоты! К.БАЛЬМОНТ

ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ.

ИСТОЧНИКИ 1.Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2е изд., перераб. –М.: Просвещение, 1991. 2.Русский язык. Энциклопедия. гл. ред. Карулов Ю.Н. 1997 . 3.Горбачевич К. С. Словарь синонимов русского языка. — М.: Эксмо, 2007. 4.Войнова Л.А., Жуков В.П., Молотков А.И., Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — 4-е изд.,— М.: Русский язык, 1987. 5.Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка: 5-е изд., М., 1996. 6. Пословицы русского народа: Сборник В. Даля: в 3 т. – М.: Худож. лит., 1984 . 7. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, в четырех томах. М., 1882. 8.Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова. М., ГИС. 1935-1940 . 9.С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Изд. 6-е М., Советская энциклопедия», 1964. 10. Интернет-источники.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • Грезнева Ольга Васильевна
  • 674
  • 18.01.2018

Номер материала: ДБ-1058746

  • 18.01.2018
  • 137
  • 18.01.2018
  • 155
  • 18.01.2018
  • 383
  • 18.01.2018
  • 443
  • 18.01.2018
  • 203
  • 18.01.2018
  • 56
  • 18.01.2018
  • 409
  • 18.01.2018
  • 115

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.