Задать вопрос на этом диалоге

Сколько раз в неделю вам приходится вести ничего не значащие беседы на неинтересные для вас темы или обсуждать вопросы, которые вы уже обсуждали тысячу раз, из-за того, что просто нужно что-то говорить? Обычно это происходит в моменты вынужденного ожидания чего-либо, например, в ожидании очень медленно движущегося лифта в компании собственных сослуживцев или случайных знакомых во время проведения различных мероприятий. Чтобы сделать подобные скучные разговоры более интересными, стоит задавать людям неожиданные вопросы, которые заставляют их задуматься, и на которые нельзя просто ответить «да» или «нет».

Результат, скорее всего, окажется потрясающим: вы узнаете массу интересных фактов о других людях, которых бы никогда не выудили из привычной нудной беседы. И, как дополнительный бонус, вы станете ближе друг другу. Иной раз это может оказаться по-настоящему важным!

Если вы готовы к нешаблонным действиям — просмотрите список самых удачных вопросов, который для удобства разделен на темы.

Безусловно, далеко не каждый из этих вопросов уместен для разговора с любым человеком и в любой ситуации, но, тем не менее, в этом списке представлен довольно широкий выбор, чтобы избежать неловкого молчания.

1. Если бы вы не работали здесь, чем бы тогда вероятнее всего занимались сейчас?
2. Как вы стали . (название должности)?
3. Что вас больше всего удивило на этой работе?
4. Какое самое нелепое поручение когда-либо давал вам босс?
5. Что было бы для вас более предпочтительным — работать четыре дня в неделю по 10 часов или пять дней по 8?
6. Если бы вы имели гарантированный успех на какой-либо должности, чем бы предпочли заниматься?
7. Какой была ваша первая работа? Она вам нравилась?
8. Какой наиболее ценный совет в плане профессионального развития вы когда-либо получали? А какой был наихудшим?

Развлечения

9. Вы читаете какую-либо интересную книгу сейчас? Мне бы хотелось получить какие-нибудь рекомендации. А как на счет шоу?
10. Есть ли в вашем телефоне какие-либо приложения, без которых вы уже не можете жить?
11. Если бы у вас была возможность смотреть только один из жанров кино всю оставшуюся жизнь, что бы вы выбрали? А как насчет музыкальных предпочтений?
12. Какую книгу из тех, которой все восхищались, вы ненавидели? И наоборот?
13. Есть ли у вас какие-либо рекомендации в отношении подкастов?
14. Какой из фильмов, которые вы просмотрели за последнее время, заставил вас плакать? А громко смеяться?
15. Кого бы вы хотели видеть своим партнером по реалити-шоу Amazing Race («Удивительная гонка»)? В наших реалиях можно задать аналогичный вопрос о передачах вроде «Форт Боярд» или «Последний герой».
16. Кто ваш фаворит в Instagram? И наоборот? Ах, у вас нет Instagram? Почему?

17. Если бы вам сказали, что до конца жизни вы можете есть только один продукт, что бы это было?
18. Какое самое странное блюдо вы пробовали когда-либо в своей жизни?
19. Какая привычная еда является для вас наиболее комфортной?
20. Есть ли такая еда, которую вы никогда не будете есть?
21. Посоветуйте, что можно легко и без проблем взять с собой на работу/учебу в качестве ланча, только это не должны быть бутерброды.
22. Где здесь можно недорого поесть?
23. Есть ли в вашей семье какие-либо кулинарные секреты или традиционные рецепты?
24. Какой ваш любимый ресторан/кафе из тех, которые не очень известны широкому кругу лиц?

Путешествия

25. Есть ли где-то поблизости «райское» местечко для отдыха?
26. Если бы у вас была возможность полететь куда-либо абсолютно бесплатно, куда бы вы отправились?
27. Какое самое крутое автопутешествие вам когда-либо довелось совершить?
28. Какое путешествие вы совершили во время вашего последнего отпуска? Чем вы там занимались? Что вам запомнилось?
29. Какой вид отдыха вы предпочитаете — активный или релаксационный где-нибудь на уютном пляже?
30. Какое следующее путешествие уже запланировали?
31. Если бы вам удалось взять отгул, или появилась возможность поработать на удаленном доступе, куда бы вы отправились и чем занимались бы?
32. Чем вы больше всего любите заниматься на выходных?

33. Где вы раньше жили? Чем тот город отличается от вашего теперешнего места жительства?
34. Кем, будучи ребенком, вы хотели стать, когда повзрослеете?
35. Есть ли у вас какие-то скрытые таланты или неожиданные увлечения?
36. Чем вы любили заниматься в начальной школе (вне школьной программы)?
37. Какой аксессуар или предмет был вашим «must-have» в детстве/подростковом возрасте, т.е., в период взросления?
38. Что, из того, что когда-либо происходило с вами, было самым невероятным событием?
39. Кто для вас был самым значимым человеком, наставником, примером для подражания?
40. Какой из советов, который вам когда-либо давали, оказался самым ценным?

41. Если бы вам доверили выбрать восемь объектов, которые бы получили статус «8 чудес света», что бы вы внесли в этот список?
42. Что бы поместили в «капсулу времени» 15 лет назад?
43. Какой из всех полученных вами комплиментов был самым странным?
44. Вы когда-нибудь задумывались о «крутых» изобретениях или основании компаний, которые, как потом оказывалось, были уже сделаны или основаны?
45. Если бы вы могли преподавать в колледже любой курс, какой предмет вы бы выбрали?
46. Какой, абсолютно не характерный для вас, поступок вы когда-либо совершали?
47. Какой сверхспособностью вы бы хотели обладать?
48. Если бы у вас была возможность завести абсолютно любое домашнее животное, кого бы вы выбрали?

P.S. Рекомендуем ещё одну полезную статью по теме работы над собой — 30 вебсайтов, которые сделают вас значительно образованнее

Автор перевода — Давиденко Вячеслав, основатель компании TESTutor

Диалог с подсознанием

Аудиовизуальная программа (сессия) «Диалог с подсознанием» предназначена для установки и укрепления информационного канала обратной связи с подсознанием. Сессия «Диалог с подсознанием» дает неограниченный доступ к информации, накопленной в подсознании, в течении жизни. Задавайте вопросы и получайте ответы от собственного подсознания!

Подсознание – мощнейший механизм, который регулирует множество жизненно важных процессов. Общаясь с подсознанием, можно значительно улучшить свою жизнь, глубже понять истинные причины тех или иных событий и открыть для себя новые возможности.

Подсознание – это подводная часть айсберга, которую мы не видим, но которая значительно превосходит по своей мощи верхушку – сознание. Поэтому установить контакт с большой силой, которая находится внутри Вас, будет весьма полезно.

В подсознании хранится подробнейшая «летопись» всей Вашей жизни – даже мельчайшие детали, Вами давно забытые, бережно складываются подсознанием в своеобразный архив. Более того, все данные анализируются подсознанием (некоторые предполагают, что это происходит во время сна), так что его можно считать гораздо «умнее» сознания.

Как задавать вопросы подсознанию?

Все зависит от Вашей опытности в этом вопросе. Если общение с подсознанием является для Вас «новинкой», то лучше уединиться, расслабиться и мысленно (можно и вслух) задать вопрос. На первых порах формулируйте свой вопрос таким образом, чтобы на него можно было ответить либо «Да», либо «Нет». В дальнейшем можно будет формулировать вопрос в произвольной форме. Если Вы уже имеете опыт общения с подсознанием, то просто сформулируйте свой вопрос и . получите ответ!

Как подсознание отвечает на вопросы?

Это зависит от Ваших личных особенностей восприятия. Например, подсознание может, в прямом смысле слова, отвечать на Ваши вопросы (внутренний голос). Или Вы будете получать ответы в виде, всплывающих перед сознанием, мысленных картин-ответов. Также ответы подсознания могут «выбрасываться в сон». То есть Вы задаете вопрос, а ответ приходит во сне.

Подсознание Ваш лучший друг, а чтобы получить совет друга не обязательно задавать вопрос. Поэтому будьте готовы к тому, что в определенных ситуациях Вам нестерпимо захочется что-то сделать (или не сделать) или что-то сказать (а может наоборот, промолчать) — это подсознание помогает Вам в трудную минуту.

Особые указания по работе с сессией «Диалог с подсознанием»:

    Используйте аудиовизуальную программу «Диалог с подсознанием» строго в соответствии с прилагающейся инструкцией — это залог успеха в обеспечении общения с Вашим подсознанием.

Получив ответ или иную информацию от своего подсознания, просто примите это к сведению, но не переспрашивайте и не сомневайтесь в правильности ответа, а полностью доверяйте своему подсознанию и относитесь к нему с величайшим уважением, ведь Ваше подсознание это — это самая сокровенная часть Вас самих!

Обращайтесь к своему подсознанию с просьбами, а не с приказами! Всё равно любая Ваша просьба для Вашего подсознания и есть приказ, и оно её выполнит самым наилучшим образом.

Простота установки контактов с подсознанием мало зависит от уровня образования и социального положения, но существенно зависит от склонности к образному мышлению, хотя и при отсутствии образного мышления установление контакта с подсознанием есть всего лишь вопрос времени и настойчивости.

Не пытайтесь показать свою власть над подсознанием! Никакой власти над своим подсознанием у Вас нет. Сознание подобно английской королеве – царствует, но не правит, а все реальные бразды правления находятся в подсознании, поэтому с подсознанием возможно только сотрудничество и только на добровольной основе.

  • Обращаясь к своему подсознанию, особенно с вопросами о будущем, будьте готовы к тому, что подсознание «промолчит». Подсознание физически не способно нанести вред своему хозяину, поэтому если оно молчит, значит в данной ситуации так лучше для Вас.
  • Аудиовизуальная программа «Диалог с подсознанием» это:

    • неограниченный доступ к информации, хранящейся в подсознании
    • возможность находить выход из самых сложных ситуаций
    • полный контроль над всеми сферами своей жизни
    • абсолютная уверенность в завтрашнем дне
    • тотальное информационное превосходство над другими
    • тесная связь с лучшим другом, который не предаст и не обманет, со своим подсознанием

    Информация об аудиовизуальной программе «Диалог с подсознанием»

    Системные требования • Вопросы и ответы • Отзывы
    Операционная система: Windows (любая)
    Оперативная память (ОЗУ): 512 Мб (рекомендуется 1 Гб и более)
    Тактовая частота процессора: от 1.5 ГГц (рекомендуется 1.9 ГГц и более)
    Видеокарта с 64 Мб ОЗУ (рекомендуется 128 Мб и более)

    Как стать приятным собеседником? Искусство диалога

    Умение правильно вести диалог или, проще говоря, умение общаться – ключ ко всем дверям в нашей жизни, волшебная палочка для исполнения всех желаний. Так давайте сейчас сделаем первый шаг в эту сторону и рассмотрим основные правила успешного диалога и продуктивного общения.

    Passion.ru подскажет вам, как сделать диалог из монолога, как быть, если разговор не клеится и как улучшить свои навыки общения.

    Хороший собеседник

    Многие тренеры по ораторскому искусству и по ведению диалога говорят, что овладение этим искусством начинается не с техники самого разговора, а с общего отношения к людям и к своему собеседнику в частности.

    Хороший собеседник – это человек, которому интересна жизнь во всех ее проявлениях, поэтому он может отлично вести разговор и о разработке вечного двигателя, и о смесях для грудничков. Если у вас нет живого интереса к жизни, любознательности во всех сферах, жажды знаний, то вы сможете освоить искусство диалога только технически, а удовольствие получать от этого процесса вам будет трудно.

    В целом, все правила можно подвести под одно предложение: стараясь показать собеседнику интерес к разговору и свое расположение к нему самому, вы рождаете в нем интерес и хорошее отношение к себе.

    Правила хорошего собеседника:

    1. С любым человеком, есть о чем поговорить

    Надо только найти то, что его интересует! Процент людей, которых в жизни не интересует ничего, ничтожно мал! Как минимум, всегда можно поговорить о самом человеке. Поэтому вместо того, чтобы сказать «С ней не о чем поговорить!», лучше сказать «У нас нет общих тем для разговора!».

    2. Используйте прием активного слушания

    Активное слушание – это способ показать собеседнику, что вы его слушаете, слышите и понимаете, о чем он говорит. Для этого вы можете смотреть на собеседника, кивать, говорить слова типа «ага» или «да», коротко комментировать отдельные фразы рассказа («как здорово!», «ну надо же!», «а он?»), продолжать за собеседника мысль (когда все понятно, можно вместе с собеседником сказать концовку), помогать найти нужные фразы или слова (когда собеседник запнулся), задавать вопросы.

    Всем свои поведением показывайте собеседнику, что вам интересно, это будет вдохновлять его продолжать рассказ и общаться с вами дальше.

    3. Разговор для вас должен быть интересным

    Даже если случилось так, что вы вынуждены поддерживать разговор о бесконечно далекой от вас охоте, постарайтесь проникнуться темой и интересом собеседника. Если человек говорит о том, что интересно ему, но не чувствует обратной связи, то разговор долго не продлится.

    Прием «Копилка знаний»: после разговора вместо того, чтобы сердиться на себя и на собеседника за бесполезный пустой вечер, скажите себе, какие знания уходят в вашу копилку: как починить свет дома, как ловить рыбу или каков образ среднестатистического военного.

    4. Если собеседник вас не понял, значит, вы неправильно выразились

    Примите это простое правило, и вам будет проще вести разговор: вы перестанете сердиться на собеседника за непонятливость или раздражаться от того, что разговор идет не туда.

    5. Улыбайтесь!

    Как стать приятным собеседником? Искусство диалога

    Улыбкой вы показываете свою расположенность и открытость к человеку – это отличная платформа для диалога. Кстати, улыбка чувствуется даже по телефону, проверено!

    6. Искорените местоимение «я» из диалога!

    Все люди по природе эгоисты, и всем интересно слушать только о себе, во всяком случае, по началу. Если вы в рассказе говорите о себе, измените форму высказывания: вместо «я удивлена» можно сказать «удивительно», вместо «я хочу» — «мне хочется». Таким образом, немного меняется оттенок высказывания.

    Из личного опыта: «Я руковожу клубом знакомств, работаю в этой сфере уже больше 5 лет. Первоначально мои клиентки общаются с мужчинами в переписке по интернету. Читая письма клиенток мужчинам, замечаю бесконечные «я, я, мне, я, меня». Неудивительно, что на свое письмо они не получают ответов. При личных встречах, при разговорах по скайпу такие дамы сидят, напряженно думая, что ответить. Надо уметь поддерживать разговор не только тогда, когда речь идет о вас». Елена, руководитель клуба знакомств

    7. Называйте собеседника по имени

    Ученые говорят, что приятнее звука собственного имени, найти что-то трудно. Используйте это!

    8. Говорите на языке собеседника

    При знакомстве, выбирайте легкие темы, задавайте простые вопросы. Даже если вы находитесь на научном съезде, не начинайте разговор со сложных тем, начните с чего-то простого («откуда вы», «как давно вы» и т.д.). Сложные темы часто заставляют собеседника, особенно не очень вам знакомого, напрягаться.

    9. Говорите просто и понятно

    Уважайте собеседника, не нагружайте свою речь сложными словами, терминами, оборотами. Даже если у него пять высших образований, вряд ли ему захочется лезть в суть вашего предложения через дебри иносказаний и мудреных словечек.

    Даже Эйнштейн завещал нам упрощать все, что только можно. Помните, даже на глубоконаучные темы можно говорить на «человеческом» языке.

    Не пытайтесь формой разговора придать себе статуса. Умный человек в любом случае поймет, что вы из себя представляете.

    (обычная приятельская беседа): «Знаешь, какой самый популярный социальный лифт, доставляющий в политическую элиту, помимо приведённых в анализируемом тексте, партийной деятельности и госслужбы?». Перевод – «А знаешь, как чаще всего люди попадают на верхушку политики, если они не состоят на госслужбе или в партии?» Из разговора с другом, Любовь.

    10. Не давайте непрошенных советов

    Если человек не просит у вас совета, значит он ему не нужен, и ему просто нужно высказаться. Если вы будете давать непрошенные советы, ваш собеседник почувствует, что вы ставите себя выше него, считаете себя умнее, а это отбивает тягу к общению.

    11. Не перебивайте

    Часто нам хочется ворваться в середину разговора возгласом: «Да, да, а у меня тоже так было!» или чем-то подобным. Дослушайте собеседника, дайте ему почувствовать, что его слова для вас значимы и интересны.

    12. Соблюдайте границы

    Обращайте внимание на допустимый предел того, о чем можно говорить с этим человеком и/или в этой обстановке и/или в это время. Например, на свадьбе не всегда уместно подходить с разговорами о себе, на собрании клуба любителей пива вы не вызовете восторга, если будете говорить о вреде напитка, пусть даже беззлобно и научно обоснованно.

    Как продолжить беседу

    Полезные технические приемы для продолжения беседы:

    Освоение общих правил и рекомендаций по ведению диалога, безусловно, займет какое-то время. Чтобы облегчить вам задачу ежедневного общения, мы предлагаем несколько очень простых техник, которые помогут найти общий язык с собеседником и спасут даже самый безнадежный разговор (общение из серии «с ним абсолютно не о чем поговорить»).

    Итак, если разговор не клеится, собеседник отвечает вам односложно, тема вас не очень увлекает, то вы всегда можете использовать 3 простых приема. Рассмотрим их на простом примере:

    ваш собеседник – скучный человек, он дает односложные ответы, не интересуется вами. Разговор не клеится, собеседник сообщает вам, что работает почтовым курьером.

    Какие вопросы можно задавать и как это делать?

    Вопросы делятся на большое количество разновидностей. Каждая из них может быть уместна в конкретной ситуации. Но как понять, какие вопросы можно задавать? Когда стоит подтолкнуть собеседника к душевному диалогу, а в каком случае лучше довольствоваться ответом «да» или «нет»? Как задать вопрос, чтобы получить на него ожидаемый ответ? Существует ли правильный алгоритм диалога? Легко ли заготовить шаблон будущего разговора? Какой вопрос можно задать, чтобы расположить человека к общению? Пока вопросов больше, чем ответов, так что, постараемся исправить эту ситуацию.

    Как задавать вопросы?

    Чтобы правильно задавать вопросы, стоит узнать их классификацию. Ведь каждый тип может быть эффективен по-своему. Но, как задать вопрос, если не знаешь о возможности это сделать? Так что, разберемся с азами. По типологии вопросы бывают следующих видов:

    • Простые – предполагают только одно умозаключение;
    • Сложные – состоят из нескольких подвопросов;
    • Явные – с вопросительной интонацией;
    • Скрытые – подталкивают к ответу, но без прямого призыва;
    • Узловые – задаются, чтобы получить информацию;
    • Наводящие – подталкивают собеседника к нужному выводу;
    • Восполняющие – начинаются с «кто?», «что?», «где?», «когда?», «почему?»;
    • Уточняющие – выглядят так: «много ли?», «долго ли» и т.д.;
    • Закрытые – предполагают однозначный ответ «да» или «нет»;
    • Открытые – подталкивают собеседника дать развернутый ответ;
    • Корректные – задаются с целью докопаться до истины;
    • Некорректные – содержат в своей основе ложное утверждение;
    • Провокационные – используются, чтобы запутать человека, поставить его в неловкое положение;
    • Каверзные – со скрытым подтекстом либо уловкой;
    • Альтернативные – дают выбор между несколькими вариантами ответа;
    • Хвостатые – предполагают только утвердительный ответ, заканчиваясь словосочетанием «не так ли?».

    Разобравшись с этим многочисленным семейством, перейдем к теме, как задавать вопросы. Существует целый ряд приемов, которые позволяют перевести диалог в нужную сторону, помочь собеседнику полнее выразить свои мысли. Особенно актуальны эти навыки в психологии и коучинге.

    Использовать различные типы вопросов

    Диалог должен отличаться динамикой и ритмом. В случае однообразия, разговор может быстро наскучить собеседнику. Какие вопросы можно задать человеку в начале диалога? Желательно те, которые подразумевают утвердительный ответ. Психология человека устроена так, что соглашаясь несколько раз, ему становится намного проще это делать и дальше. Поэтому, если начать разговор с очевидных и простых истин, можно постепенно добиться расположения собеседника, настроить его на сотрудничество. Именно так, чаще всего, поступают менеджеры сетевого маркетинга. А далее, уже можно применять и открытые, уточняющие и сложные вопросы. Это позволит лучше понять того, с кем происходит общение, а также даст ему возможность выразить свои мысли.

    Последовать примеру психологов и коучей

    Для того, чтобы овладеть искусством общение, желательно присмотреться к тому, какие вопросы задают психологи или коучи. Путать эти профессии не стоит, но механизмы их работы очень похожи. Психолог пытается выяснить причину проблемы, узнать историю ее появления. Коуч же должен разобраться в целях человека, помочь ему добиться успеха. Но и в том, и в другом случае очень важно понять клиента, проникнуть в его внутренний мир.

    Очень часто это бывают открытые или восполняющие вопросы, но также встречаются наводящие, когда собеседник сам приходит к необходимым выводам. Если цель разговора – помочь клиенту разобраться в себе, то простыми ответами «да» или «нет» тут вряд ли удастся обойтись. Необходимо копнуть глубже, причем не только в прошлое, но и в будущее.

    Заранее подготовиться к диалогу

    Логика и жизненный опыт позволяет взрослому человеку предвидеть вероятное развитие событий. То есть, планируя спросить что-то, мы можем ориентировочно спрогнозировать ответ. Соответственно, можно попробовать заранее подготовить «вилку» диалога. Если ответ «да», то действуем по плану «А», если же ответ «нет» – то приступаем к плану «Б». Например, мы спрашиваем человека, хочет ли он заказать у нас коуч-сессию. Если он отвечает утвердительно, мы переспрашиваем какую именно. Если же ответ отрицательный, уточняем, понимает ли он что такое коуч-сессия, ее важность в достижении поставленных целей и т.д. Это помогает быстрее сориентироваться в том, какой вопрос можно задать, экономит усилия и продуктивное время для диалога.

    Какие вопросы можно задавать?

    Как мы уже указывали ранее, задавать можно любые вопросы, лишь бы они были к месту. Например, каверзные или провокационные. Многие скажут, что такие варианты не корректны и их нельзя применять в диалоге. Но всегда ли это утверждение истинно? Если говорить о коучинге, для которого важно вывести клиента из зоны комфорта, то стоит ли сужать его арсенал только к корректным методам? Ведь никто не отменял принцип, согласно которому клин клином вышибают. Иногда клиент может настолько запутаться в своей жизни и собственных мыслях, что вывести его из такого состояния может только откровенная провокация. Отвечая на такие вопросы и понимая абсолютную несостоятельность своих суждений, человек в итоге начинает смотреть на мир по новому. Это и требуется для его развития.

    Главное тут не переборщить, тем самым еще больше запутав себя и своего собеседника. Коуч или ментор должен всегда держать под контролем ситуацию, в случае необходимости переводя разговор в конструктивную плоскость. Так что, чем каверзнее планируются ситуации, тем дольше следует к ним готовиться и просчитывать возможные сценарии развития событий.

    А вообще, чтобы понять, как задать вопрос, для начала желательно выяснить зачем это делать. Ведь без конкретных целей разговор превращается в болтовню, которая ни к чему хорошему не приведет.

    После прочтения этой статьи, желательно на время отвлечься, а потом перечитать и переосмыслить ее еще раз. Если удастся уловить основные мысли, то как задать вопрос уже не покажется такой дилеммой. Желательно просто спланировать важный диалог, но быть готовым и к неожиданным поворотам событий. Не так важно, какой вопрос можно задать, куда важнее понимать зачем это нужно делать. Либо мы сами хотим что-то узнать, либо пытаемся другого на правильные мысли натолкнуть. А уже исходя из этого и думать, какие вопросы можно задавать, а от каких лучше воздержаться.

    Классификация вопросов

    Многие считают, что анкета полностью состоит из одних вопросительных предложений. Это неверно. Вопросы анкеты — это все речевые высказывания социолога к респонденту, которые могут иметь не только вопросительную, но и утвердительную или отрицающую формулировку и которые побуждают респондента письменно ответить на них. Это могут быть собственно вопросы, какие-то высказывания, таблицы, незаконченные предложения, для ответа на которые необходимо самостоятельно сформулировать ответ. А если социолог предлагает закрытый вопрос с готовым набором возможных ответов, то это может быть выбор одного или нескольких ответов, соответствующих истине.

    Один и тот же вопрос можно задать по-разному. Например, надо выяснить пол респондента. Формулировки вопроса могут быть такими:

    1. Пол — мужской, женский (ненужное зачеркните).

    2. Ваш пол? (подчеркните).

    3. Ваш пол? (обведите соответствующий код).

    мужской 1 женский 2

    4. Ваш пол? (напишите, пожалуйста) _____________

    Для выяснения более сложных признаков могут быть использованы другие, более разнообразные формулировки: альтернативные вопросы, вопросы-меню, вопросы-иллюстрации, шкальные вопросы и т.д. Для этого необходимо знать классификацию существующих видов вопросов, это поможет правильно сформулировать и расположить вопрос, чтобы получить достоверную информацию.

    Рассмотрим три формы вопросов: закрытые, полузакрытые и открытые.

    Закрытые вопросы. В анкете приводятся один или несколько вариантов возможных ответов.

    Для ответа на закрытый вопрос респонденту необходимо только или подчеркнуть выбранный вариант ответа, или обвести кружком соответствующий ему код. Давайте рассмотрим один из возможных закрытых вопросов.

    “Что нравится Вам в Вашей работе?

    — Хорошее отношение товарищей.

    — Работа дает возможность повышать квалификацию».

    С одной стороны, такой вопрос можно считать закрытым, так как перечислены ответы, из которых надо выбрать соответствующий истине. Но с другой стороны, в данном случае нет полной уверенности в том, что исследователь привел все возможные варианты ответов на данный вопрос. Ведь могут существовать и другие факторы, благодаря которым опрашиваемому нравится его работа. Может быть, предприятие находится через дорогу от дома респондента, а может, потому что очередь на жилье небольшая и у него есть возможность в течение года получить квартиру и т.д. А так как такие варианты ответов не даны, то респондент или не ответит на заданный вопрос, или отметит другой, не такой существенный для него вариант ответа. В результате полученная информация не будет соответствовать истине.

    Если максимально не предусмотрены возможные варианты ответов, то закрытые вопросы не выполняют своей функции, поэтому лучше в данном случае употребить полузакрытый вопрос.

    Полузакрытые вопросы. Дают возможность респонденту уклониться от выбора данных альтернатив, отмечая в конце списка ответов такие варианты: «Не помню», «Не думал», «Не могу ответить» или ответить по-своему в строке: «Что-то еще» или «Другие ответы», где для записи ответов оставлено место, две или три строки.

    Открытые вопросы в отличие от закрытых не содержат подсказок и не «навязывают» какой-то вариант ответа респонденту. Благодаря этим вопросам опрашиваемые имеют возможность выразить свое мнение во всей полноте, со всеми подробностями, поэтому открытые вопросы дают более богатую по содержанию информацию, в отличие от закрытых вопросов.

    Прямой вопрос. Он позволяет получить прямую информацию от респондента, то есть когда вопрос и ответ совпадают по смыслу. Эти вопросы обычно формулируются в личной форме: «Нравится ли Вам ваша работа?».

    Косвенный вопрос. Это вопрос, который дает возможность респонденту высказаться с позиции группы, коллектива. Информация получается не прямо, а посредством серии вопросов. Если при опросе затрагивается личная жизнь опрашиваемого, его отношение к негативным явлениям и т.д., то лучше ставить вопрос не в прямой форме, а в косвенной, так как благодаря этому будет проще выяснить интересующую Вас проблему. Вместо вопроса о том, как респондент реагируют на имеющиеся негативные явления, рекомендуется спрашивать, как к подобным явлениям относится большинство людей или круг его знакомых. Как показывает практика, респонденты охотнее отвечают на косвенные вопросы, чем на личные, прямые. Косвенные высказывания обычно более доверительны, особенно если речь идет об интимных или чисто личных вопросах. Чаще всего эти вопросы выражаются в такой форме: «Принято считать, что. А как думаете Вы?».

    рассмотрим классификацию вопросов в зависимости от особенностей конструкции вариантов ответа: дихотомические вопросы, поливариантные вопросы, шкальные вопросы, вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации.

    Дихотомические вопросы. Это вопросы типа «да-нет”иальтернативные. Ответы в этих вопросах носят взаимоисключающий характер.

    «Да-нет». Этот вопрос является самым простым и известным. Используется в основном для получения данных о фактах и действиях. Это могут быть такие вопросы, как: «Есть ли у Вас машина?», «Подписываетесь ли Вы на газеты?».

    Альтернативный вопрос. Предпочтительнее чем вопрос «да-нет», так как формулировка более уравновешена, поэтому смещение ответов гораздо меньше, чем в предыдущем виде закрытых вопросов. Сумма ответов на альтернативный вопрос равняется 100%. Например, после вопроса: «Назовите Ваш разряд» указываются разряды с 1-го по 6-й, а респонденту остается только отметить, тот, который он сейчас имеет. Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер. Нельзя одновременно иметь 1-й и 4-й разряд маляра.

    Поливариантные вопросы. Это вопросы типа «меню», поэтому их иногда называют вопросами-меню. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько, в этом главное отличие от альтернативных вопросов. Вопрос-меню содержит перечень фактов, предметов, суждений.

    Например: «Какие газеты Вы выписываете?

    Шкальные вопрос. Эти вопросы содержат шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.

    Пример вопроса, использующего самооценочную шкалу.

    «Довольны ли Вы своей работой?

    — работой очень доволен

    — скорее доволен, чем недоволен

    — работа для меня безразлична

    — скорее недоволен, чем доволен

    — работой очень недоволен».

    Шкальный вопрос может быть задан и в виде строчной разверстки: «Насколько важно для Вас, чтобы работа была престижной? (отметьте на шкале степень значимости)».

    Шкала может быть и десятибалльной. При выборе шкалы необходимо учитывать следующее: она должна быть привычной для респондента и удобной для полного выражения его мнения.

    Таблицы удобны для исследователя, но неудобны для респондента. Надо стараться редко прибегать к ним.

    Вопросы-диалоги. Это разновидность функциональных вопросов. Вопросы-диалоги состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников. Хорошо в данном случае использовать рисунки, изображающие собеседников. Благодаря такой форме диалога абстрактное становится более наглядным.

    Если при составлении вопроса использовался и рисунок, то это будетвопрос-иллюстрация. Такой вид вопроса позволяет лучше ввести респондента в ситуацию вопроса.

    Одному из собеседников приписывается какое-то определенное суждение или вопрос, респонденту же предлагается выполнить роль второго собеседника, которому надо завершить начатое предложение или ответить на заданный вопрос.

    При этом надо учитывать, что если опрашиваются мужчины, то вопрос-иллюстрация должен изображать мужчин, а если женщины, то должны быть изображены женщины, т.е. анкеты должны быть напечатаны в двух вариантах: «мужском» и «женском».

    По цели вопросы бывают содержательные и функциональные, иногда их еще называют основными и неосновными.

    Содержательные — направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязях.

    Функциональные — главная их функция — упорядочение течения опроса. Функциональные вопросы, в свою очередь, делятся на функционально-психологические, вопросы фильтры и контрольные вопросы.

    Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, снятия нежелательных установок, чтобы создать и поддержать интерес к анкете. Служат не столько для сбора сведений, сколько для обеспечения отношений между социологом и респондентом.

    К функционально-психологическим вопросам относятся:

    — контактные вопросы;

    — буферные (с преамбулой) вопросы;

    — вопросы-диалоги;

    — вопросы-иллюстрации.

    Контактные вопросы. Эти вопросы, как уже отмечалось выше, ставятся в начале анкеты. После прочтения первого или нескольких начальных вопросов, у респондента складывается первое впечатление о предстоящей работе. Очень важно, чтобы это впечатление было благоприятным, так как от этого зависит, будет ли респондент дальше работать с этой анкетой.

    Первый вопрос обязательно должен быть контактным, его цель установление контакта с респондентом. К контактным вопросам предъявляются следующие требования:

    Контактные вопросы должны быть очень простыми. Это могут быть вопросы, выясняющие сведения событийного характера (стаж работы, район местожительства) или вопросы о занятиях в свободное время, привычках, на которые отвечают вполне откровенно. Иногда бывает целесообразным задать вопрос об интересе опрашиваемых к той или иной
    проблеме.

    Контактный вопрос должен быть достаточно общим, чтобы на него мог ответить каждый респондент. Ответив на него, респондент обретает уверенность в своей компетентности и начинает уверенно отвечать на последующие вопросы, высказываясь полнее и развивая дальше свои мысли.

    Буферные вопросы.Главная их цель — смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета включает одновременно несколько тематических блоков, и для плавного перехода от одной группы вопросов к другой желательно разграничивать их буферными вопросами. Если переход сделан неожиданно и резко, то это производит на респондентов неблагоприятное впечатление. В этом случае буферные вопросы играют роль своего рода «мостиков» для перехода от одной темы к другой. Например: «А теперь несколько слов о . «.

    Буферные вопросы также помогают исследователю пояснить ход своих мыслей, эту функцию выполняет не сам вопрос, а преамбула к нему. Такие «буферы» дают возможность не только вежливо предложить респонденту новую тему, но и пояснить, зачем это нужно. Например, после блока вопросов о свободном времени, может быть написано: «Работа занимает очень важное место в жизни человека. Пять дней в неделю, а иногда и больше, ему приходится выполнять свои профессиональные обязанности. Поэтому вполне естествен наш интерес — с какими трудностями Вы сталкиваетесь во время работы, что доставляет Вам радость, чего Вы достигли, какие планы на будущее и т.д. «.

    Так же буферные вопросы необходимы для нейтрализации влияния одних ответов на другие (нейтрализация эффекта излучения): «Мы говорили о . теперь перейдем к другой теме. «. Роль буферного вопроса в данном случае может сыграть любой содержательный вопрос, который не связан с обсуждаемым в вопросах предметом, взаимовлияние которых надо исключить.

    Часто вопрос с преамбулой используется для обоснования различных оценок и поведения, несмотря на то осуждаются ли они в настоящее время общественным мнением или существующими социальными нормами или нет. Преамбула дает понять, что в реальной жизни имеют место любые отношения и поведение человека, и этим позволяет респонденту заранее оправдать себя в своих глазах при любом ответе.

    Вопросы-диалоги.Вопросы, как уже отмечалось раньше, могут быть заданы в виде высказываний двух или трех псевдособеседников, респонденту необходимо только согласиться с одним из них. Пример такого вопроса: «Встретились два старых школьных товарища Иванов и Петров. Иванов закончил институт, защитил кандидатскую диссертацию, пишет докторскую диссертацию, а Петров сразу после школы пошел работать токарем на завод, женился и все свое свободное время уделяет воспитанию трех детей. Между ними возникает спор о смысле и ценности прожитых лет. Иванов говорит: «Я считают, что . «, а Петров ему возражает: «Ты не прав, главное . «. В данном случае вопрос-диалог по форме приближается к вопросу с преамбулой.

    Вопросы-иллюстрации.Вопросы-иллюстрации позволяют выполнить несколько психологических функций: позволяют переключить внимание опрашиваемых на новую тему, поясняют содержание задаваемых вопросов, а также за счет разнообразия техники заполнения помогают снять утомление.

    Вопросы-фильтры.Вопросы фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть. В этом случае задается вопрос-фильтр, который позволяет выделить и опросить необходимую часть всей совокупности опрашиваемых. Например, пятый вопрос анкеты сформулирован так:

    «Делаете ли Вы ежедневно зарядку? (кто не делает, тот сразу переходит к ответу на вопрос N 10).

    Контрольные вопросы.Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов.

    К контрольным вопросам относятся:

    — вопрос-тест;

    — вопрос-ловушка (трюковый вопрос).

    Вопрос-тест используют обычно при определении информированности. Например задается вопрос:

    «Знаете ли Вы хорошо современную научно-фантастическую литературу?

    — читаю от случая к случаю

    — меня эта литература не интересует».

    А после этого вопроса дается перечень нескольких (это может быть 10 или 20) наиболее известных научно-фантастических произведений и респонденту предлагается выбрать автора из приведенного рядом списка писателей.

    Вопрос-ловушка (трюковой вопрос) — это разновидность теста. Он строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Например, просят оценить несуществующее произведение несуществующего автора. Эти вопросы широко используются при проверке профессиональной компетентности. Также они помогают определить, можно ли и насколько доверять респонденту.

    Например, перед исследователем стоит задача опросить ученых физиков по какой-то проблеме. Вопрос-ловушка может быть сформулирован так: «Читали ли Вы недавно переведенную монографию . известного английского физика-теоретика . «. Или: «Читали ли Вы книги?» и перечисляется несколько книг, среди которых указывается несуществующая. Если респондент отмечает, что и ее «читал», то это означает, что его ответам доверять нельзя.

    По содержанию принято различать вопросы о фактах, вопросы о знаниях и вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях, мотивах и т.д.).

    Вопросы о фактах.Главная цель этих вопросов — сбор сведений о фактах объективной действительности, которые можно реально наблюдать и измерять (свойства и признаки людей, их поведение и т.п.). К этой группе относятся и вопросы «паспортички».

    Вопросы о знаниях.С помощью этих вопросов определяется степень информированности респондентов о тех или иных событиях, отношениях. Информированность (осведомленность) — это мера соответствия между сведениями, данными респондентами, и объективно существующей действительностью (различные реальные факты, события, высказывания и т.п.). Самый простой и распространенный способ ее измерить — самооценка респондента своей осведомленности. Для этого чаще всего задаются такие вопросы: «Знаете ли Вы. «, «Слышали ли Вы. » или «Насколько хорошо Вам известны . » и т.п. Но такую формулировку вопроса целесообразно использовать только в том случае, если получаемые сведения не подвержены влиянию соображений престижа и не воспринимаются респондентом как подтверждение его авторитета.

    Вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях и т.д.).Эти вопросы помогают получить от респондентов сведения об их мнениях, отношениях, интересах, мотивах, стремлениях, а также об оценках других людей и самих себя. Эта группа вопросов является наиболее трудной для респондентов, а достоверность ответов на них самой низкой. Для того чтобы проверить и уточнить ответы, применяют контрольные вопросы, вопросы-фильтры, вопросы-диалоги и используют преамбулы (об этом подробно было написано выше).

    Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 695 ; Нарушение авторских прав